для чего открыли мфц
Многофункциональные центры: характеристика деятельности, исторические аспекты становления и развития
Что такое МФЦ и какие услуги оказываются в МФЦ?
На протяжении более десяти лет, государство, в целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с населением в каждом регионе сформировало систему многофункциональных центров, деятельность которых, в целях повышения эффективности работы, требует пристального внимания и комплексного подхода к оценке.
Необходимость создания и развития сети многофункциональных центров в России была вызвана множеством причин, в первую очередь высокой сложностью бюрократической системы, а также необходимостью повышения открытости и прозрачности деятельности органов власти для населения. Кроме всего прочего, многофункциональные центры, открытые во всех регионах нашей страны, позволили сократить штат сотрудников по работе с населением органов в различных учреждениях, а как следствие, сэкономить бюджетные средства.
Понятие МФЦ
Многофункциональный центр (далее по тексту МФЦ) — это специальное учреждение, выполняющее обязанности многих государственных служб. МФЦ служит одной простой цели — объединить под одной крышей множество специалистов из различных госслужб с целью повышения качества оказываемых ими услуг.
МФЦ или многофункциональный центр — это организация, предназначением которой является удобное и комфортное предоставление комплексных услуг для каждого отдельного субъекта и для юридических лиц. Иными словами, эта организация предоставляет муниципальные и государственные услуги для предприятий и для населения. Также МФЦ является своеобразным посредником между органами исполнительной власти и гражданами страны. Плюсы работы такой организации — концентрация на максимально удобном для человека общении и предоставлении услуг, исключая бюрократию и долгое, некомфортное ожидание в очередях.
Под многофункциональным центром, как отмечает С.Н. Мезенцева, понимается «российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая установленным требованиям и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу одного окна».
Аналогичного мнения придерживается Р.В. Аджубей, под многофункциональными центрами он понимает «организации, созданные в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом № 210 ФЗ, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».
Цели создания МФЦ и их функции
Основной целью создания МФЦ является повышение качества и доступности государственных услуг, но помимо этого с помощью многофункциональных центров повышается эффективность деятельности органов исполнительной власти и межведомственной координации, их открытость и прозрачность для общества.
Высокая сложность бюрократической системы зачастую превращала для рядового гражданина процедуру подачи заявлений, регистрацию прав собственности, получение справок и пр. в сложную и запутанную задачу. На решение вопросов требовалось потратить большое количество времени, без гарантии того, что результат будет достигнут. В связи со сложившейся ситуацией, правительством было принято решение о создании МФЦ во всех крупных населенных пунктах страны, функциями которых являются:
— консультирование физических и юридических лиц по вопросам государственных и муниципальных услуг;
— взаимодействие с территориальными государственными иными ведомствами;
— доставка документов в соответствующие ведомства и обратно;
— предоставление услуг по приему госпошлин и сборов;
— предоставление результата заявителю.
Чаще всего граждане обращаются в многофункциональные центры за предоставлением таких услуг как:
— получение и замена паспорта РФ;
— регистрация в системе обязательного пенсионного страхования;
— регистрация договоров долевого участия;
— регистрация права собственности на недвижимость;
— подача заявления на перепланировку квартиры4
— подача заявления на регистрацию брака и многие другие.
С полным перечнем предоставляемых услуг, как и списком необходимых для этого документов, можно ознакомиться на официальном сайте МФЦ, либо на информационном стенде в любом из отделений.
Принцип «одного окна» предусматривает предоставление государственной и муниципальной услуги после однократного обращения заявителя (физического или юридического лица) с определенным запросом.
Основу правового регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг через систему многофункциональных центров, на территории Российской Федерации, составляет Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Появление многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг было предусмотрено еще до принятия Федерального закона № 210-ФЗ. Указания о них содержались в Концепции административной реформы в 2006-2010 годах и Концепции формирования в России электронного правительства до 2010 года [6].
Как следствие, еще до 2010 года в отдельных регионах появились многофункциональные центры в рамках пилотного проекта. Особенности данного этапа заключались, во-первых, в том, что на тот момент законодательно не были закреплены понятие и правовой статус многофункционального центра, во-вторых — субъектам РФ было дано право самостоятельно выбирать варианты организации и способы функционирования создаваемых центров. Данные обстоятельства в своей совокупности обусловили существенную дифференциацию практического воплощения идеи создания МФЦ.
По завершению этапа апробации идея была воспринята положительно, что было особо актуально в контексте проводимой в России антикоррупционной политики: МФЦ виделись одним из инструментов снижения коррупционных рисков в сфере предоставления публичных услуг. Основной же целью создания МФЦ было повышение качества предоставления таких услуг. Россией использовался практический опыт таких стран как Канада, Германия, Греция, Бразилия и ряда других, где многофункциональные центры действуют вполне эффективно.
Необходимо отметить, что в феврале 2019 года первый сетевой МФЦ России, расположенный в Ростовской области в г. Сальске, отпраздновал свое 10-летие. Открытый в 2009 году, центр стал первым МФЦ в России, созданным по сетевому принципу. Помимо центрального офиса, в Сальске были организованы 10 центров доступа к услугам в сельских поселениях района. В дальнейшем такой принцип создания МФЦ был закреплен в федеральном законодательстве как приоритетный для районных МФЦ. Начинал свой путь Сальский многофункциональный центр с оказания услуг в сфере земельно-имущественных отношений и градостроительства. Сегодня он предоставляет почти 300 различных услуг, что в пять раз больше, чем в 2009 году. За десять лет работы число оказанных населению консультаций приблизилось к полутора миллионам, в том числе было принято более 700 тысяч дел, выдано 415 тысяч результатов, оказано почти 350 тысяч консультаций. Ежедневно населению оказывается от 500 до 900 услуг. В трех специализированных окнах обслуживаются предприниматели и юридические лица. Также принимаются документы для регистрации и ликвидации юридических лиц, внесения изменений в учредительные документы и по другим вопросам, связанным с ведением бизнеса. Сейчас на базе многофункционального центра реализуется проект «Правовая помощь онлайн», где граждане могут получить консультацию у специалистов федеральных и областных органов власти в режиме видеосвязи. Это дает возможность получить квалифицированные консультации по вопросам социальной помощи, оформлению кредита на жилье, получению субсидий из областного, оформлению гражданства и регистрации по месту жительства, размеру пенсий, защите прав потребителей, регистрации прав на недвижимость и кадастровой стоимости.
Преимущества МФЦ
Преимущества многофункциональных центров представлены на рисунке 1.
Преимущества многофункциональных центров для населения и представителей малого предпринимательства являются явными, прежде всего это снижение бюрократической составляющей при обращении к органам власти, а так же повышение качества и доступности услуг.
Позитивное влияние МФЦ на население страны состоит в следующем. Организация способствует упрощению длительных и некомфортных процедур предоставления муниципальных и государственных услуг. Также центр предоставляет услуги, важные не только для конкретного субъекта, но и для групп людей — в таких случаях, как правило, речь идет об общественно значимых вопросах. Не менее важным моментом является исключение возможности коррупции в таких структурах, ведь в процессе взаимодействия с МФЦ юридические лица и отдельные физические особы не контактируют с конкретными представителями власти — общение происходит с непредвзятыми и незаинтересованными лицами.
Удобным является и сосредоточенность процесса в одном месте — обратившись в организацию, не придется бегать по различным учреждениям и иметь дело с такой ненавистной людям бюрократией. Контакт с властями и решение вопросов на профессиональном уровне полностью ложится на плечи сотрудников МФЦ. И еще немаловажный момент — сбор документов и множества справок не станет страшным сном заявителей, так как предоставить нужно только самые необходимые документы.
Обратившись в государственные органы, субъекту будет быстро предоставлен ответ в удобной форме, и он сможет оперативно получить необходимые документы. Одним из таких государственных органов является, например, паспортный стол.
Если речь идет о муниципальных услугах, в такой же комфортной форме можно контактировать с административными учреждениями района, сельскими советами и т.д. Услуги обоих типов должны быть предоставлены заявителям абсолютно бесплатно. Кроме необходимости оплаты государственной пошлины, если это предусмотрено законом.
Услуги предоставляются в одном месте и в таких случаях возможно получение нескольких услуг в одно и то же время. В итоге учреждение приходится посещать два раза: при сдаче необходимых документов для прохождения операции и при получении уже готового пакета. Разрыв времени между двумя этими процедурами минимальный и заявителю не придется посещать всевозможные структуры и часами стоять в длинных очередях. Для комфорта заявителей работники учреждения берут на себя ответственность за сбор справок, потребность в которых возникает во время прохождения операции.
Наиболее важные и существенные преимущества МФЦ:
— наличие одного и только одного стандарта и правила прохождения процедур для всех заявителей;
— отсутствие больших денежных затрат при наличии комфортного и удобного обслуживания;
— возможность получить и муниципальные услуги, и государственные в одном пункте при возможности получения сразу нескольких услуг;
— более цивилизованные и приятные условия для обеих сторон — и для госслужащих, и для заявителей;
— экономия огромного количества времени для клиентов;
— наличие квалифицированных и профессиональных сотрудников, умеющих работать с клиентом;
— действительно широкий спектр услуг (в организации можно и оформить брак, и получить загранпаспорт, и оплатить налоги, и претендовать на оказание многих других услуг).
В итоге можно утверждать, что многофункциональные центры являются действительно инновационными структурами, политика которых направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей клиента. Это новые комфортабельные заведения и структуры, предоставляющие услуги разного типа и формы в «одном окне». Появление таких учреждений максимально исключает возможность коррупции.
Функционирование многофункциональных центров — невероятно важный шаг на пути к появлению более цивилизованного общества, на первом месте для которого является комфорт и нормальное самочувствие каждого из его представителей.
Схема взаимодействия МФЦ с гражданами
Сама схема взаимодействия многофункциональных центров с гражданами, представлена на рисунке 2.
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в своей деятельности используют автоматизированную информационную систему, созданную российской компанией «Ланит», по заказу Министерства экономического развития РФ. Основными принципами работы данной системы, которая сокращенно именуется как АИС МФЦ, являются:
— процессно-ориентированная модель предоставления услуги;
— обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных физических и юридических лиц;
— взаимодействие с внешними информационными системами в рамках действующего правового поля.
Таким образом, многофункциональные центры являются довольно эффективным способом взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с населением. Многофункциональные центры были созданы для того, чтобы упростить процедуру оказания услуг государственными учреждениями. В настоящее время, основными направлениями развития МФЦ является не только расширение их количества в субъектах нашей страны, но и расширение спектра оказываемых ими услуг.
Для чего открыли мфц
Создание сети многофункциональных центров предоставления
В рамках своей деятельности МФЦ предоставляет для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственные и муниципальные услуги органов государственной власти и местного самоуправления. Сеть МФЦ позволяет сделать массовые и социально значимые услуги доступными гражданам не только крупных городов, но и удаленных малонаселенных пунктов.
Планом предусматривается совершенствование механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе отдельных государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, мониторинг на федеральном уровне качества обслуживания граждан в МФЦ.
В прогнозный период будет продолжена активная работа по разработке проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы, относящиеся к сфере земельно-имущественных отношений.
2) внедрение единой учетно-регистрационной процедуры в случае образования и создания объекта недвижимости;
3) экстерриториальность представления заявителями документов (в любой офис независимо от места нахождения недвижимости);
4) осуществление учетно-регистрационных процедур, а также внесение иных сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия между органами власти и органом регистрации прав (без участия заявителя);
5) особенности регистрации прав в случаях участия нотариусов в отношениях по регистрации прав;
6) повышение ответственности учетно-регистрационной системы, в том числе за внесение недостоверных сведений в ЕГРН, включая установление четких пределов ответственности государственного регистратора прав;
7) сокращение сроков кадастрового учета (до 5 дней) и регистрации прав (до 7 дней).
При этом Закон N 218-ФЗ предусматривает выполнение 30 пунктов Дорожной карты «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», направленных непосредственно на совершенствование сферы регистрации прав и кадастрового учета.
В целях дальнейшей автоматизации процессов осуществления учетно-регистрационных действий ведется работа над пилотным проектом, предусматривающим внедрение технологии блокчейн.
С учетом анализа реализации положений Закона N 218-ФЗ Минэкономразвития России совместно с Росреестром в настоящее время разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование действующего законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в связи с правоприменительной практикой. Реализация основных положений данного законопроекта запланирована на 2018 год.
Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета, в том числе обеспечить:
совершенствование правового регулирования вопросов установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков;
совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков;
упрощение порядка оформления земельных участков для размещения некоторых видов линейных объектов, а также на сокращение сроков такого оформления и уменьшения затрат на него путем установления публичных сервитутов;
создание правового режима единого объекта недвижимости с возможностью его налогообложения.
В целях реализации Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» будет продолжена работа по принятию актов национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» подлежат утверждению национальным объединением саморегулируемых организаций кадастровых инженеров после их согласования Минэкономразвития России. Указанными актами регламентируются порядок контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, правила прохождения стажировки физическими лицами в качестве помощников кадастровых инженеров, порядок проведения саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров экспертизы документов для целей обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и приема экзамена на соответствие требований к кадастровым инженерам.
В рамках Закона N 431-ФЗ создана правовая основа для эффективного использования пространственных данных. В частности, создаваемая в соответствии с Законом N 431-ФЗ ЕЭКО не содержит сведений, составляющих государственную тайну, и является систематизированной совокупностью пространственных данных о территории Российской Федерации. Сведения ЕЭКО предоставляются органам государственной власти, органам местного самоуправления, подведомственным им государственным и муниципальным учреждениям с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а иным юридическим и физическим лицам с использованием федерального портала пространственных данных. Создание нормативно-правовой базы позволит обеспечить:
упрощение доступа к геодезическим и картографическим материалам, пространственным данным, в том числе путем создания единой электронной картографической основы и федерального портала пространственных данных;
увеличение доли и повышение качества цифровой картографической информации;
увеличение доли геодезических работ, выполняемых с применением спутниковых методов;
создание региональных фондов пространственных данных;
совершенствование системы государственного управления в области геодезии и картографии.
В Москве открываются МФЦ. Какие операции с жильем будут доступны
С 25 мая в Москве откроется часть многофункциональных центров (МФЦ). Пока в них можно будет получить документы, которые недоступны в электронном виде. Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин.
Люди уже длительное время не получают различные и порой очень важные услуги, заявил Собянин. По его словам, сегодня в электронном виде доступно порядка 90 услуг, еще около 150 видов услуг можно получить в комбинированном виде — когда все равно нужно прийти за документами в центры госуслуг.
Рассказываем, как можно будет посещать МФЦ и какие операции с недвижимостью станут доступны москвичам с 25 мая.
Условия посещения МФЦ
В Москве с 25 мая из более 130 МФЦ откроются только 88, которые расположены в наиболее густонаселенных районах с хорошей транспортной доступностью, сообщил Собянин. Остальные офисы «Мои документы» продолжат работать как кол-центры и оказывать консультации по телефону.
Москвичи смогут посетить центры только по предварительной записи на сайте mos.ru. Мэр призвал москвичей приходить к назначенному времени, чтобы избежать живых очередей, лишних контактов с посетителями и распространения коронавирусной инфекции. Согласно указу, перечень центров госуслуг «Мои документы» будет утвержден ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы».
В связи с режимом повышенной готовности в столице все сотрудники и посетители офисов «Мои документы» обязаны носить маски или респираторы, а также перчатки. На входе в здание будут проверять температуру бесконтактным способом. В помещениях нанесут разметку для соблюдения социальной дистанции, установят защитные стекла между сотрудниками и посетителями, а также будут проводить дезинфекцию.
Сделки с недвижимостью
Длительный режим самоизоляции привел к затруднению проведения сделок с недвижимостью Москвы, особенно на вторичном рынке. По данным Росреестра, в апреле число сделок со вторичным жильем в столице упало на 65%.
На рынке вторичной недвижимости почти все сделки апреля-мая можно отнести к отложенному спросу, считают эксперты. По данным ЦИАН, по итогам последних двух лет в Москве в среднем в месяц продается 12 тыс. квартир. Примерно две трети этого объема приходится на сделки, связанные с естественными причинами (рождения, смерти, браки, разводы, переезды), которые не зависят от кризисов и эпидемиологической обстановки, отмечает руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов. Восстановление работы МФЦ позволит оживить рынок новостроек, и в первую очередь рынок вторичного жилья. Однако, по оценке «Азбуки жилья», отложенного спроса на вторичке хватит ненадолго — на два-три месяца.
Какие документы можно получить
Помимо проведения сделок купли-продажи жилья, в МФЦ можно получить различные документы, которые необходимы для оформления ипотеки, регистрации недвижимости, оформления перепланировки и многие другие. Среди них такие документы и услуги, как:
Работа офисов «Мои документы» приостановлена в столице с 26 марта. В каждом округе действовал дежурный центр, где по предварительной записи проводилась регистрация отдельных актов гражданского состояния. Остальные услуги были доступны исключительно в электронном виде.
Открытие центра «Мой бизнес»: что это дает предпринимателям
Новый многофункциональный центр открылся на улице Сибревкома, 9 в комплексе «Флотилия». По словам руководителя центра «Мой бизнес» Михаила Космынина, здесь создана единая площадка, связывающая инфраструктуру поддержки предпринимательства. На двух тысячах квадратных метров кроме фронт-офиса размещены три переговорных, два конференц-зала, коворкинг.
На площадке центра одновременно работают специалисты различной инфраструктуры поддержки — региональный Гарантийный Фонд, Фонд микрофинансирования, центр поддержки предпринимательства, центр инноваций социальной сферы, центр поддержки экспорта. Предприниматели могут здесь же получить консультацию от специалистов МФЦ, АО «МСП Банк», Банка России и аппарата уполномоченного по правам предпринимателей Новосибирской области.
«В рамках нацпроекта сюда вложено порядка 130 млн рублей — это ремонт, оснащение оборудованием, мебелью, связью. К центру организован удобный подъезд, парковки, недалеко расположены автобусные остановки и метро. Созданы все условия, чтобы предприниматели, в том числе из районов области, смогли оперативно и в полном объеме получить необходимые консультации», — рассказал вице-губернатор Сергей Семка.
Центр «Мой бизнес» открылся в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Получить услугу по регистрации нового бизнеса или по обслуживанию уже готового можно по принципу «одного окна». Все консультационные услуги бесплатные, финансируются за счет бюджета области.
«Новосибирская область — это регион предпринимателей: здесь нет природных ресурсов, поэтому именно бизнес приносит основную часть доходов в региональный бюджет, — отметил бизнес-омбудсмен по Новосибирской области Николай Мамулат. — Господдержка сейчас востребована, мы ощущаем это. В пандемию число обращений в аппарат бизнес-омбудсмена выросло в пять раз».
Министр промышленности Андрей Гончаров отметил, что центр важно не просто открыть. «Центр должен стать новой точкой кипения, точкой притяжения для бизнеса, здесь должны приниматься самые насущные решения. Предприниматели — особая категория людей, неравнодушных и активных».
Предприниматели в ходе экскурсии по центру оценивают не только возможности, но и перспективы. «Ценно, что все в одном месте, — отмечает Сергей Темп, директор ООО «ПакПром». — Раньше как было — туда едешь, там парковку ищешь, бегаешь по этажам, потом в другое место. Для нас ценна помощь по продвижению на внешних рынках, мы производим пакеты зиплок, сейчас мы отправляем их в Казахстан, но через экспортеров. Хотелось бы делать это самостоятельно».
Возможности центра «Мой бизнес»:
РБК Новосибирск выслушал пожелания к работе центра «Мой бизнес» и планы создателей.
— За этот год на нашу горячую линию 8-800-600-3407 поступило более пяти тысяч звонков. Есть проблема, что иногда стесняются обратиться, срабатывают барьеры. В этом году мы запланировали оказание более десяти тысяч услуг по разным направлениям информирования и консультаций.
— Центр работает совместно с Российским экспортным центром. Мы продвигаем продукцию новосибирских компаний, помогаем находить партнеров за рубежом, работаем с маркетплейсами. С начала года помогли сотне компаний, заключено 68 экспортных контрактов на сумму более 10 миллионов долларов.
— Наша первая задача — чтобы предприниматели, будучи социальными, так себя идентифицировали. Более глобальная задача — создать комьюнити для обмена опытом, идеями, создания колабораций и поиска инвесторов.
— Задача фонда–выдача поручительств для предпринимателей. У нас 25 банков-партнеров и 3 фонда. Наши партнеры участвуют в программах льготного кредитования. Даже если заемщик под них не попадает, то под поручительство фонда ставка на 1% ниже.
— Более 10 лет мы работаем, за эти годы мы выдали 3,3 тыс займов. Работаем практически со всеми районами области, две трети получателей — из Новосибирска. Только за этот год выдано 626 займов на сумму более миллиарда рублей. В перспективе ставим задачу внедрить систему подачи документов на получение займа полностью онлайн.
— В этом году мы выдали 80 млн руб. средств и получили заявок на 450 млн руб. Мы решили расширить зону покрытия — выполняем работу по заведению заявок на федеральное финансирование. У нас есть планы на новые программы. Это и займы на льготных условиях на приобретение программного обеспечения и расширение лизинговых проектов.
— В наших планах — активная работа с торгово-промышленной палатой, налоговой инспекцией, таможней, другими ведомствами. Уверен, что консультации для предпринимателей должны быть от первого лица. Мы надеемся что центр будет работать не только с девяти до шести, но и с шести до девяти — это время для неформальной работы, встреч, деловых игр, общения. Еще одна задача — стать ближе к предпринимателям из районов, чтобы их возможности были такими же, как и у коллег из областного центра.
— Думаю, что акцент надо делать в том числе на образовательных мини-тренингах для молодых начинающих предпринимателей. Мы видим, что не у всех хватает знаний и компетенций, в том числе и по своим налоговым обязательствам, например, многие удивляются, что ИП платят налоги в фонды даже если деятельность не ведут. У нас тысячи самозанятых и индивидуальных предпринимателей обретают новый статус ежегодно, и такой ликбез был бы для них весьма полезным.
— Такой центр — место и повод для встреч и не только по вопросам взаимодействия с госорганами. Формат коворкинга предполагает синергию, сближение и обмен идеями. Я добавил бы сюда такой формат, как краш-тесты для предпринимательских идей. Бывает, есть идея и стартовый капитал, но он единственный у человека. А так пришел человек, спросил мнение опытных предпринимателей. У нас в регионе только самозанятых 17 тысяч, это люди с потенциалом, но отсутствием практического опыта.















