для чего переселяли людей в неосвоенные районы страны

Почему люди эмигрируют из России? Основные причины

для чего переселяли людей в неосвоенные районы страны

Волны эмиграции: кто и как уезжал из России. Русская религиозная эмиграция

Почему люди покидают Россию? Наша история знает несколько крупных волн эмиграции, каждая из которых была вызвана либо политическими, либо экономическими, либо религиозными соображениями.

Первые волны эмиграции

До XV века Россия не знала такого явления как массовая эмиграция. Напротив — изобилие земель способствовало тому, что люди переезжали из разоренных монгольским нашествием земель на северо-восток — ближе к Москве, либо на северо-запад — в Великое княжество Литовское (в то время там говорили по-русски). На Русь из той же Литвы переезжали и политические иммигранты — литовский князь Довмонт и сыновья великого князя Литовского Андрей, Владимир и Дмитрий Ольгердовичи.

Первая волна эмиграции зафиксирована в русской истории уже во времена Ивана Грозного. На это повлияли внутренние процессы: централизация государства, усиление царской власти, жесткая карательная политика царя. Самым известным политическим эмигрантом времен правления Ивана Грозного стал, конечно, Андрей Курбский, который остался в истории ещё и благодаря своей переписке с Иваном IV.

Курбский бежал в Литву не просто так. Сохранилась переписка витебского воеводы Радзивилла с королем Сигизмундом II, в которой король просит витебского воеводу переслать московскому воеводе (Курбскому) послание, которое может стать началом «приятного начинания», то есть секретной переписки Курбского с литовцами.

Бегство Курбского сложно не воспринимать как измену. Он был осведомлен во всех военных делах Москвы, знал все о дислокации войск и составе русской армии. По приезде в Ливонию он выдал своим новых «хозяевам» ливонских сторонников Москвы, рассекретил московских агентов при дворе короля Сигизмунда, а в марте 1565 году участвовал в литовском походе на Россию.

До XIX века

До XIX века в России было несколько волн миграции, связанных как с политической жизнью России, так и с религиозными реформами. В середине XVII века, сразу же после Собора 1667 года, в России началась религиозная миграция, усилившаяся во время правления царевны Софьи и при патриархе Иоакиме. Самая большая группа религиозных эмигрантов переселилась на земли Речи Посполитой, в балканские владения Османской империи (Молдова и Валахия).

В 1685 году группа староверов-поповцев основала слободу Ветка в белорусском Полесье, под властью польского короля, которая стала 40-тысячным городом, центром старообрядческой эмиграции. После разгрома Ветки русскими войсками в 1764 году, старообрядцы были вынуждены переселиться ещё дальше — в Австрийскую империю.

Сохранялась в XVIII веке и политическая миграция. В 1708 году ушли в Турцию донские казаки-некрасовцы — участники восстания Кондратия Булавина. Султаны Османской империи дали им такие же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи некрасовцы поселились в области Добруджа (современные Болгария и Румыния), по соседству с ними жили переселившиеся сюда раньше беспоповцы и липоване. Казаки-некрасовцы соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге».

В XIX веке до Указа об отмене крепостного права эмиграцию из России ещё нельзя называть массовой. Однако в период с 1861-го по 1915 год Россию из-за аграрной перенаселенности покинуло 4,3 миллиона человек: крестьян, ремесленников и чернорабочих.

для чего переселяли людей в неосвоенные районы страны

Религиозная эмиграция

Религиозная эмиграция из России заслуживает отдельного разговора. Начавшаяся в середине XVII века, она продолжалась три столетия. Проследить за религиозной эмиграцией удобнее всего по истории каждого течения.

Так, духоборы, например, отрицают всякую церковную обрядовость и воинскую повинность. Их эмиграция началась в 1841 году. Переезжали русские духоборы в основном в Грузию и Азербайджан, за 4 года было переселено больше 5 тысяч духоборов. В 1887 году на Кавказе была введена всеобщая воинская повинность, в 1895 году среди духоборов начались волнения.

Для помощи духоборам Лев Толстой даже специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение». В 1898–1899 годах больше 8000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Старейшины общины духоборов пророчествовали: «Если царь отпустит духоборцев из своей страны, то он потеряет свой престол, потому что Бог уйдет с духоборцами».

Свой путь к эмиграции был у меннонитов. Они жили в России со времен правления Екатерины II. Императрица обещала немцам и голландцам, которые составляли основу общины, свободу исповедования, но идиллия закончилась в 1874 году, когда вышел закон о всеобщей воинской повинности. Из одной Таврической губернии переселилось в США до 1876 около 900 меннонитских семейств и почти столько же из Екатеринославской. Меннониты селились компактными общинами в штатах Оклахома, Канзас, Северная и Южная Дакота. Основным их занятием, как и в России, стало земледелие. Нужно сказать, что меннониты не забывали о своей бывшей родине: в 1919 году они отправили в страну помощь нуждающимся — денежные пожертвования и вещи на 75 тысяч долларов.

В середине XIX века началось и преследование молокан. Они ссылались на Кавказ из Воронежской, Тамбовской и Саратовской губерний. Их эмиграция началась в 1874 году, когда был объявлена всеобщая воинская повинность. Служить в армии молокане не могли по своим убеждениям. Для сбора информации молокане отправили в США и Канаду своих «ходоков». Те принесли о заграничной жизни разномастные сведения, но в 1902 году община молокан все же приняла решение об эмиграции в США.

Российская власть проявила к молоканам относительную лояльность: около 60% членов общины получили загранпаспорта, остальные 40% семей имели детей, подлежащих воинской повинности, и им было отказано в выезде из страны. Этим молоканам пришлось нелегально переходить границу с Турцией и Персией.

Серьезную помощь в эмиграции оказали купцы-староверы, комитеты русской интеллигенции, писатели Лев Толстой, Максим Горький. 75% расходов на переселение молокан они взяли на себя. Большая часть молокан осела на западном побережье США, в Калифорнии.

Следуя принципу «не убий» и считая себя «гражданами небесной империи», молокане отвергали солдатчину и войну, а поэтому избегали принятия американского гражданства.

Продолжилась религиозная эмиграция и в советское время. Уже в хрущевское время, в 1961 году за создание группы, деятельность которой «сопряжена с причинением вреда здоровью граждан», был осужден житель Черногорска Григорий Ващенко и еще несколько пятидесятников.

В октябре 1962 двоюродный брат осужденного, Петр, вместе с женой Августиной и двумя детьми попытались пробиться в Посольство США с прошением о политическом убежище, но они были задержаны милицией и отправлены назад в Черногорск. С октября 1962 по май 1968 года пятидесятники в разном составе предприняли еще несколько попыток эмигрировать. Наконец, 20 апреля 1978 года Пётр Ващенко с женой получили приглашение в США от пресвитерианского пастора из Алабамы. В июне 1978 семеро пятидесятников вновь ринулись в Посольство. Семья Ващенко встретилась с послом Туном, американскими сенаторами и конгрессменами. Восемьдесят членов Палаты представителей Конгресса США направили письмо Леониду Брежневу с просьбой разрешить выезд пятидесятникам. В апреле 1983 года Лидии разрешили эмигрировать в Израиль. Оттуда она прислала вызов оставшимся членам семьи, и в 1985 году «сибирская семерка» поселилась в штате Вашингтон. На исполнение мечты у семьи Ващенко ушло более двадцати лет.

для чего переселяли людей в неосвоенные районы страны

Волны эмиграции

Самые крупные волны эмиграции в истории России связаны с революцией 1917 года. За пять лет Россию по разным причинам покинуло до 3 миллионов человек. Большая часть — это так называемая «белая эмиграция».

Кроме оттока рабочего и крестьянского населения, послереволюционная эмиграция «вымыла» из страны большую часть творческой интеллигенции.

Федор Шаляпин — человек, оказавший огромное влияние на мировое оперное искусство, эмигрировал из страны 29 июня 1922 года. В 1917 году эмигрировал Сергей Рахманинов, в 1922 году был выслан Николай Бердяев. В 1919 году принял решение об эмиграции авиаконструктор Игорь Сикорский. В 1920 году эмигрировал Иван Бунин. В 1921 году оставил Россию Василий Кандинский. В 1920 году эмигрировал из России Алексей Бродович, которого можно назвать «отцом глянцевой журналистики». В США Бродович стал арт-директором модного журнала Harper’s Baazar и изменил представление о дизайне и фотографии.

Вторая волна эмиграции XX века связана с Великой Отечественной войной. Она коснулась лиц, отказавшихся от репатриации в СССР.

Следующая серьезная волна эмиграции была связана с «холодной войной» (1948-1990). За это время СССР покинуло больше полутора миллионов граждан. Выезжали они в основном в Германию, Израиль и США.

По странам

Куда же эмигранты уезжали и уезжают из России? Самая большая русская диаспора в Европе — в Германии (3,7 миллиона человек). Крупнейшая русская диаспора в Южной Америке — в Аргентине (300 тысяч человек). Свыше 3 миллионов русских проживает в США, больше миллиона — в Израиле, 620 тысяч русских проживает сегодня в Латвии.

для чего переселяли людей в неосвоенные районы страны

Почему уезжают?

Почему же люди уезжали и уезжают из России? Главным фактором является фактор политический, первыми эмигрантами в русской истории стали именно диссиденты, несогласные с властью. Политическая эмиграция стала и самой массовой в русской истории.

На втором месте стоит фактор экономический. За «длинным рублем» уезжали за границу эмигранты второй и третьей волны эмиграции прошлого века. Уникальным по своим масштабам стала религиозная русская эмиграция, такого количества переселенцев по духовным причинам не знает больше ни одно государство.

Уезжают люди из России и сегодня, хотя о массовой эмиграции говорить не приходится. Едут все за тем же — за стабильностью, улучшение финансовой ситуации, социальными гарантиями.

Сегодня, по данным ФМС, из России уезжает 50 тысяч человек в год, это примерно 0,03-0,04 процента населения в год. Это меньше, чем уезжает граждан из большинства стран мира, включая США и Евросоюз.

для чего переселяли людей в неосвоенные районы страны

Русская религиозная эмиграция. Главное

20 января 1899 года из России в Канаду прибыли первые эмигранты-духоборы. По законам Российской империи их религия считалась «преступлением против веры» и преследовалась в рамках уголовного права.

Законы

В царской России религиозная жизнь была тесно сопряжена со светским законодательством. В «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» от 1845 года «преступлениям против веры» была посвящена целая глава, содержавшая 32 статьи. Так, распространение нехристианской веры наказывалось плетьми с наложением клейм и каторжными работами в крепостях на срок от восьми до десяти лет. Последователям русских протестантских сект за распространение своей веры, согласно 207-ой статье полагалась ссылка. Основным же посылом к религиозной эмиграции стал закон 1874 года о всеобщей воинской повинности.

Старообрядцы

Эмиграция русских старообрядцев за границу началась вскоре после Собора 1667 года и особенно усилилась в правление царевны Софьи и при патриархе Иоакиме. Первоначальными регионами их расселения стали земли Речи Посполитой, земли балканских владений Османской империи (княжества Валахия и Молдова) — Добруджа и Буковина, где они пользовались полной свободой вероисповедания. Старообрядцы-эмигранты не жили обособленно, русские общины за рубежом были прочно связаны с московскими центрами, шел постоянный интеллектуальный и финансовый обмен.

С конца 1880-х годов русские старообрядцы начали переселяться в США. Одними из первых в Новый Свет отправились поморские старообрядцы из Сувалок (Польша) и сельских районов вокруг Минска. Первое упоминание о переселении поморских старообрядцев (беспоповцев) в Пенсильванию относится к 1888 году. Старобрядцы работали на шахтах на юго-западе Пенсильвании, а затем переселились в Эри. Кроме того, общины были в Нью-Джерси, Калифорнии и Мичигане.

Духоборы

Помощь духоборам оказали Лев Толстой, его друг Владимир Чертков и Петр Кропоткин. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение»В 1898–1899 годах примерно 8000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Старейшины общины духоборов пророчествовали: » Если царь отпустит духоборцев из своей страны, то он потеряет свой престол, потому что Бог уйдет с духоборцами«.

Меннониты

Ещё одной общиной, чьи члены были вынуждены эмигрировать из Российской империи в конце XIX века стали меннониты. Меннониты, основу которых составляли немцы и голландцы, переселялись в Россию ещё со времен Екатерины II. Она обещала переселенцам свободу вероисповедания и свободу от гражданской и военной службы. Когда в 1874 году все колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было воспринято меннонитами как требование, несогласное с их религиозными убеждениями, и значительная их часть решила выселиться из России. Из одной Таврической губернии переселилось в Америку до 1876 около 900 меннонитских семейств и почти столько же из Екатеринославской. Меннониты поселились компактными общинами в штатах Оклахома, Канзас, Северная и Южная Дакота. Основным их занятием, как и в России, стало земледелие. Меннониты не забыли о России: в 1919 году, в период Гражданской войны, они отправили в страну помощь нуждающимся — денежные пожертвования и вещи на 75 тысяч долларов.

для чего переселяли людей в неосвоенные районы страны

Молокане

Показательной в плане религиозного эмиграционного процесса может считаться эмиграция из России общины молокан. Их преследование началось в середине XIX века. Тогда они были высланы из Тамбовской, Саратовской и Воронежской губерний на Кавказ, на границу с Турцией и Персией. В 1879 году в Российской империи была объявлена всеобщая воинская повинность, которую молокане, по религиозным принципам, не могли нести. Тогда у них и возникла мыль об эмиграции. В Канаду и США от общины были отправлен «ходоки». Они принесли о жизни за границей достаточно противоречивую информацию, но в 1902 году община молокан на Кавказе большинством голосов все же приняла решение переселяться в США. Основным фактором стало отсутствие всеобщей воинской повинности и свобода религии в США. Российская власть проявила к молоканам относительную лояльность: около 60% членов общины получили загранпаспорта, остальные 40% семей имели детей, подлежащих воинской повинности, и им было отказано в выезде из страны. Им пришлось нелегально переходить границу с Турцией и Персией.

Серьезную помощь в эмиграции оказали купцы-староверы, комитеты русской интеллигенции, писатели Лев Толстой, Максим Горький. 75% расходов на переселение молокан они взяли на себя. Большая часть молокан осела на западном побережье США, в Калифорнии. Исповедуя принцип «не убий» и считая себя «гражданами небесной империи», молокане отвергали солдатчину и войну, а поэтому избегали принятия американского гражданства.

Пятидесятники

В разгар хрущевской антирелигиозной компании в 1961 году, за создание группы, деятельность которой «сопряжена с причинением вреда здоровью граждан», был осужден житель Черногорска Григорий Ващенко и еще несколько пятидесятников.В октябре 1962 двоюродный брат осужденного, Петр, вместе с женой Августиной и двумя детьми попытались пробиться в Посольство США с прошением о политическом убежище, но они были задержаны милицией и отправлены назад в Черногорск.С октября 1962 по май 1968 года пятидесятники в разном составе предприняли еще несколько попыток эмигрировать. Наконец, 20 апреля 1978 года Пётр Ващенко с женой получили приглашение в США от пресвитерианского пастора из Алабамы. В июне 1978 семеро пятидесятников вновь ринулись в Посольство. Семья Ващенко встретилась с послом Туном, американскими сенаторами и конгрессменами. Восемьдесят членов Палаты представителей Конгресса США направили письмо Леониду Брежневу с просьбой разрешить выезд пятидесятникам. В апреле 1983 года Лидии разрешили эмигрировать в Израиль. Оттуда она прислала вызов оставшимся членам семьи, и в 1985 году «сибирская семерка» поселилась в штате Вашингтон. На исполнение мечты у Ващенко ушло более двадцати лет.

для чего переселяли людей в неосвоенные районы страны

Возвращение

Революция и свержение монархии стали причиной такого явления как религиозная реэмиграция. В «новую Россию» стали возвращаться те, кто вынужден был покинуть страну. Процесс этот был в рамках страны не таким массовым, как эмиграция, но в этом случае важно не количество, а качество: многие из вернувшихся имели хорошую богословскую подготовку и ехали в Россию для того, чтобы проповедовать. Судьба многих из них сложилась трагически: религиозные культы плохо совмещались с генеральной линией партии.

В этом отношении показательна судьба пятидесятника Ивана Воронаева. Он эмигрировал из России в 1912 году. В Америке закончил библейский колледж в Беркли. Уже будучи баптистом, в Нью-Йорке Воронаев познакомился с пятидесятниками и принял крещение Святым духом. Через два года, в 1921 году, Воронаев вернулся в Россию, поселился в Одессе и основал там церковь пятидесятников. Уже через несколько лет в ней были десятки верующих.

В 1930 году Воронаев и его единомышленники были сосланы в лагеря. Потом была ссылка в Калужскую область и повторный арест. Умер Воронаев в лагере. По одной из версий, конвоиры спустили на него сторожевых собак, когда он от усталости задерживал колонну заключенных, возвращавшихся с работ. Бюст Воронаева высечен на памятнике «Героям веры» в Одессе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Урок «Миграции населения»

Разделы: География

Межпредметные связи: обществознание, право и политика, история России, литература, информатика.

Тип урока: урок-презентация, в расчете на два учебных часа.

Вывод из беседы. Переселение людей мы называем миграцией. Тема нашего урока “Миграции населения России”. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из демографических процессов – миграциями, их видами, причинами, последствиями.

II. Изучение нового материала.

Работая в группах, подготавливают ответы на вопросы, совместно обсуждая их.

Понятие “миграции” Слайд 1, 2. (Презентация)

Причины миграций Слайд 3.

Население перемещается как внутри страны, так и за её пределы.

Виды миграций. Слайд 4

Внутренние миграции. Слайд 5, 6, 7, 8, 9.

Эти страшные события описаны Солженицыным в книге “Архипелаг ГУЛАГ”, А. Приставкиным в книге “Ночевала тучка золотая”, Рыбаковым – “Дети Арбата”, я очень советую вам их прочитать, чтобы лучше разобраться в событиях той эпохи.

Рассмотрим внутренние миграции в современный период.

Мы рассмотрели внутренние миграции, какой еще вид миграции вы знаете?

Внешние миграции Слайд 16, 17, 18.

После распада СССР и обострения межнациональных отношений в ряде республик ближнего зарубежья началась активная иммиграция русского населения из стран СНГ.

В нашей школе учатся дети, которые недавно приехали в Россию. Группа учащихся проводила анкетирование. Предоставляем им слово. Отчет группы о проведенной работе. Комментирование слайдов 19, 20, 21, 25.

Ответьте на вопросы, используя распечатку Приложения 2 и знания, полученные на уроках истории и обществоведения.

Как вы думаете выгодно нашей стране такой миграционный прирост из других стран?

Мнения учеников очень противоречивы.

Явная невозможность поддерживать хотя бы постоянную численность населения в России за счет только баланса рождений и смертей заставляет обратиться к третьему главному фактору демографической динамики – миграции. Слайд 22.

В Россию не только приезжают, но и стремятся уехать из нее.

Эмиграция. Слайд 23.

1. Переселение, при котором человек пересекает какие-либо административные или государственные границы.

Источник

Деиндустриализация, кризис, катастрофы: как появляются города-призраки

для чего переселяли людей в неосвоенные районы страны

В конце XX века в России появилась тенденция на депопуляцию городов и сел. Большинство заброшенных населенных пунктов находится на севере и востоке страны. По данным Росстата, в 2020 году самое активное сокращение населения зафиксировали в трех федеральных округах: Приволжском (110 800 человек), Сибирском (54 200) и Дальневосточном (21 300).

РБК Тренды поговорили со старшим научным сотрудником Института географии РАН, доцентом НИУ ВШЭ Марией Гунько о тенденции к покиданию городов и привели пять примеров заброшенных населенных пунктов в России.

Почему появляются заброшенные города

— Бывает такое, что города умирают естественной смертью?

— Есть два процесса, которые приводят к забрасыванию: миграционный отток и естественная убыль населения.

— То есть основная причина, по которой покидают поселки, — экономическая?

— Не совсем. Естественная убыль связана с особенностями структуры населения (соотношением мужчин и женщин в разных возрастах) и репродуктивным поведением, то есть желанием и возможностью заводить детей, состоянием здоровья и системы здравоохранения. Экономика здесь не главное.

А вот для миграционной убыли экономические причины играют важную роль. Например, отсутствие работы, низкая зарплата. Молодежь покидает малые города и села из-за отсутствия возможности получить высшее образование. А для кого-то причины отъезда связаны с низким качеством жилья, инфраструктуры, отсутствием разнообразного досуга. К массовому оттоку населения может привести и суровый климат, из-за которого многие пенсионеры уезжают с Севера. С другой стороны, есть люди, которые не хотят покидать даже самые депрессивные населенные пункты, потому что их держат социальные связи и привязанность к месту. В общем, картина сложная.

Из-за депопуляции у государства в населенном пункте остается меньше возможностей, потому что сокращаются налоговые поступления в бюджет. В определенный момент начинается оптимизация инфраструктур — негде получить государственные услуги, лечиться и учиться. Тогда люди начинают покидать такие населенные пункты еще быстрее. Получается порочный круг.

Случаются природные катаклизмы и техногенные катастрофы. Например, авария на Чернобыльской АЭС, которая повлекла за собой ликвидацию и расселение множества населенных пунктов. Из недавнего — город Тулун в Иркутской области, который был частично затоплен в 2019 году. Но такие случаи довольно редкие.

Иногда причиной становится специфическая государственная политика. Во время ускоренной индустриализации в СССР под воду ушло множество населенных пунктов — при создании водохранилищ.

Города-призраки в России: Молога, Ярославская область

У Мологи длинная история: первые упоминания о ней в летописях относятся к 1149 году. В XVIII веке она стала городом, а к началу XX века в ней жило около 5 тыс. человек. В Мологе было два собора, три церкви, училища, кинотеатр, аптека, телеграф, несколько заводов. И главная достопримечательность — два имения графов Мусиных-Пушкиных.

С приходом советской власти город изменился. В 1935 году было подписано постановление о строительстве гидроузлов в Ярославском районе. Чтобы ускорить работу, в окрестностях соорудили исправительно-трудовой лагерь Волголаг, куда отправили десятки тысяч репрессированных. Согласно первоначальному плану, водохранилище должно было возвышаться на 98 метров над уровнем моря. Молога в зону затопления не попадала. Однако в 1937 году мощность Рыбинской ГЭС увеличили с 200 до 330 МВт. Вода поднялась до 102 метров над уровнем моря, площадь затопляемых земель увеличилась, и жить в Мологе стало небезопасно. К 1947 году город был полностью затоплен, а позже получил неофициальное название Русская Атлантида.

Город до сих пор находится под водой и привлекает внимание общественности: местные жители отмечают день памяти Мологи, а водолазы погружаются на дно Рыбинского водохранилища, чтобы изучить руины города и поместий Мусиных-Пушкиных.

— Что происходит с землями, которые забросили?

— Это зависит от населенного пункта. Места, связанные с трагедией, могут привлекать «темных туристов» — любителей заброшек. Если населенный пункт находится в живописных местах, там появляются дачи. В районы, пригодные для сельского хозяйства, могут приехать мигранты из других государств, например, из стран СНГ. Строить жизнь там проще, чем в крупных городах. Так было с заброшенными селами в Костромской и Тверской областях. Но с появлением дачников или мигрантов населенный пункт не всегда восстанавливает статус жилого.

Города-призраки в России: Моховое, Московская область

Из-за аномальной жары летом 2010 года в России бушевали пожары. В Московской области жертвами огня стали поселки, окруженные торфяниками. Одной из наиболее пострадавших считается деревня Моховое. 29 июля 2010 года ветер развернул огненный шторм на 180 градусов, из-за чего местные жители в спешке покидали Моховое пешком и на личном транспорте. В результате трагедии погибли 15 человек. А деревня сгорела под напором огненного шторма и не подлежит восстановлению. Стала популярным среди сталкеров местом.

Как современные города теряют население

— Есть ли в 2021 году тенденция на покидание населенных пунктов?

— Безусловно. Еще в позднесоветское время в России в некоторых регионах наметились отрицательные естественные движения населения, смертность превышала рождаемость. Например, в Ивановской области это длится уже 40 лет. Если мы посмотрим на половозрастную пирамиду России, то увидим, что она немного похожа на елочку с выбоинами. Это последствия негативных процессов, которые происходили в России в XX веке, — войн, революций, репрессий, голода. В эти периоды была высокая смертность, женщин физически становилось меньше, а следовательно, и детей. И это циклически повторялось. Сейчас мы снова оказались в демографической яме.

Несмотря на демографическую политику последних лет, начиная с 2019 года в России снова отрицательная динамика численности населения по естественным причинам. Пандемия COVID-19 привела к дополнительной смертности. Из-за кризиса в экономике и геополитической нестабильности число мигрантов сократилось — а они могли бы компенсировать естественную убыль.

По данным на 2020 год, 70% городов России теряют население — с разной скоростью, но теряют. А депопулирующих поселков и сельских населенных пунктов в процентном отношении еще больше. По своим полевым исследованиям я вижу, что из малых городов постоянно уезжают молодые и наиболее активные люди.

— В какой период истории отток населения и появление городов-призраков были наиболее активными?

— Сейчас это происходит особенно активно по сравнению с прошлыми столетиями. До середины XX века во всем мире общей тенденцией был рост: городов, поселков. В том числе за счет сельской местности, откуда люди переезжали в более крупные населенные пункты.

Мы живем в эпоху сжимающихся городов и поселков. Это происходит во всем мире: в одних странах из-за миграции, в других — из-за естественной убыли, старения населения.

Города-призраки в России: Чаронда, Вологодская область

Согласно данным портала «Культура.РФ», история Чаронды началась за 5 тыс. лет до нашей эры — во многом благодаря ее выгодному местоположению. Болота вокруг защищали от нападений врагов, озеро Воже было богато рыбой, а позже через него начали ходить суда беломорского торгового пути. Село быстро разрасталось и, по словам археологов, уже в XV—XVI веке стало городом. К XVII веку в Чаронде жило не менее 11 тыс. человек.

Численность населения начала сокращаться вместе с появлением более удобного торгового пути через Архангельск — в 1918 году Чаронда уже была селом с 450 жителями. Последний обитатель бывшего города, который в шутку называл себя Губернатором Чаронды, умер в 2015 году.

Почему пандемия приостановила переезд селян в города

— По данным Россельхозбанка, в 2021 году в России остановился отток населения из сел. Связано ли это с пандемией? Люди считают, что в больших городах жить опасно?

— Подобное происходило в 90-е, когда крупные города теряли население, а в маленьких поселках и селах, наоборот, наблюдался прирост. Люди уезжали туда, где могли сами выращивать еду в подсобном хозяйстве. Как только экономическая ситуация улучшилась, отток из сельской местности снова усилился.

Вероятно, нынешняя ситуация тоже связана с кризисом. Но это точно не естественная тенденция. Пандемия закончится, и все вернутся в города, ведь качество жизни там выше, чем в селах. Доступно намного больше возможностей для работы и досуга, проще получить частные и государственные услуги. Эта социально-экономическая поляризация пространства и есть одна из причин, почему поселки пустеют.

Города-призраки в России: Верхняя Губаха, Пермский край

В середине XVIII века на месте Верхней Губахи обнаружили месторождение железной руды, а в начале XIX века — каменный уголь. В городе появились шахты, а вместе с ними и семьи рабочих: к 1919 году там жило более 2 тыс. человек.

В 1924 году в Верхней Губахе появилась государственная районная электростанция, а в 1936-м — крупнейшее в стране производство кокса на коксохимзаводе. Из-за его выбросов сильно пострадала экология местности.

Еще в 1947 году было принято решение о строительстве Новой Губахи, а затем несколько поселков вокруг нее объединили в город Губаху. Сейчас в Верхней Губахе официально никто не живет, однако некоторые городские жители по-прежнему приезжают туда на лето, чтобы ухаживать за огородом.

Как появляются города-призраки в других странах

— Как выглядит демографическая ситуация за рубежом? Появляются ли там заброшенные города и почему?

— Во всех развитых странах мира сейчас наблюдается низкая рождаемость. Это связано с так называемым демографическим переходом. Сократилась младенческая смертность — не нужно рожать много детей, чтобы хотя бы кто-то из них дожил до взрослого возраста. Кроме того, женщины вышли на рынок труда и уже не могут позволить себе иметь много детей.

За счет развития технологий и улучшения здравоохранения увеличилась продолжительность жизни. Но из-за низкой рождаемости увеличение продолжительности жизни ведет к ускоренному старению населения. Например, жители Японии уже сейчас столкнулись с нехваткой людей трудоспособного возраста, что обуславливает кризис экономики.

Еще один значимый глобальный процесс — деиндустриализация: изменение экономической структуры, снижение значимости промышленности, закрытие заводов и фабрик. Становится меньше рабочих мест, и люди покидают такие населенные пункты. Яркие примеры — Детройт и Ржавый пояс в США, Рур в Германии.

В целом миграционные потоки усилились, люди активно переезжают. Одни города и поселки выигрывают от этого, концентрируя власть и капитал, а другие, наоборот, проигрывают и начинают сжиматься.

— Чем Россия в этом плане отличается от остального мира?

— Во-первых, спецификой депопуляции. В России смертность выше, а продолжительность жизни ниже, чем в большинстве развитых стран. Наблюдается колоссальная разница между продолжительностью жизни у мужчин и женщин — почти десять лет.

Во-вторых, последствиями депопуляции. Например, в населенных пунктах США и Западной Европы, где люди живут в отдельных домах, резкое снижение численности населения приводит к появлению большого количества заброшенных построек и участков земли. В России физические проявления депопуляции, особенно если говорить про центральные и южные регионы, не такие заметные. Для нас привычно, что несколько поколений живут вместе: отец, мать, ребенок, бабушка и дедушка. Когда молодая семья съезжает, квартира все еще остается заселенной, хотя там уже не пять человек, а два. Отток есть, но его не сразу можно ощутить. Однако это не значит, что заброшенных зданий и участков нет вообще.

В-третьих, особенностями функционирования местного самоуправления. В России муниципалитеты встроены в вертикаль власти: города почти не могут принимать решения касательно своего развития, работы с негативными эффектами депопуляции, особенно в долгосрочной перспективе. У них мало полномочий и денег на это. Также есть проблема, связанная с собственностью. Следствием хаотичной приватизации в 1990-х годах стало значительное количество бесхозных зданий, сооружений, инфраструктур, земли. А если владелец и есть, то бывает, что неизвестно, кто это и где он. Администрация же не может распоряжаться такими активами, даже если признает проблему заброшенности.

Города-призраки в России: Курша-2, Рязанская область

Рабочий поселок Курша-2 появился в период индустриализации — к 1930 году там жило более тысячи человек. Аномальная жара летом 1936 года спровоцировала в СССР не только засуху и голод, но и пожары: в Рязанской области горел Мещерский лес. При попытке эвакуации местные жители оказались в кольце огня: мост, по которому должен был проехать поезд, загорелся и рухнул. Жертвами трагедии стали не менее 300 человек, а Курша-2 сгорела и так и не была восстановлена.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *