для чего полезна объемная коммуникация
Объемные модели коммуникации
Многоступенчатые модели коммуникации
1)Нелинейная модель коммуникации Т. Ньюкомба – представляет собой треугольник, вершины которого составляют реципиент, коммуникатор и социальная ситуация.
Взаимодействие реципиента с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой.
Если стороны настроены друг к другу положительно, они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении друг к другу отношение сторон к ситуации не будет совпадать.
2) Циркулярная модель Г. Малецке – человек одновременно и постоянно выступает источником и получателем информации, т.е. происходит непрерывный процесс коммуникации.
В компонентах коммуникации (коммуникатор, сообщение, получатель, медиум) под медиумом подразумевается одновременно и каналы коммуникации и информационный носитель.
В области обратных связей рассматривается давление на коммуникатор содержания сообщения и медума, а медиума – на получателя.
3) Двуступенчатая (многоступенчатая) модель коммуникации П. Лазарсфельда, Р. Мертона: сообщение, посланное аудитории, достигает вначале наиболее авторитетного члена группы.
При усвоении содержания полученной информации люди склонны прислушиваться, прежде всего, к неформальным лидерам
Суждение, предлагаемое аудитории через СМИ, приводится в действие посредством межличностных коммуникации и наибольшее влияние на принятие решения оказывают лидеры. Лидеры мнений – связующие звено между СМК и массой.
1) Диффузная модель Э. Роджерса – коммуникация не влияет сразу на всех, а убеждает критические 5%, а затем информация растекается сама собой по всем уровням объемной социальной структуры.
Любая новая идея проходит 5 этапов:
Реципиенты по степени восприимчивости инноваций разделены на 5 типов:
— новаторы, способные сразу схватить на новые идеи – 2,5%
— ранние принимающие – большинство лидеров мнений, с которыми советуются при принятии решений – 13,5 %
— раннее большинство – принимают новые идеи чуть раньше, чем их примет среднестатистический гражданин – 34% населения
— позднее большинство – скептики, принимающие новые идеи вслед за ранним большинством – 34%
— поздние принимающие – подозрительно относятся к новым идеям – 16%
2) Модель речевой коммуникации Р. Якобсона – рассматривает 6 функций языка.
Между коммуникатором и реципиентом помещают элементы: контекст, сообщение, контакт, код.
Эти элементы модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка
· Экспрессивная функция – связана с коммуникатором и выражает его отношение в исходящей речи. Одно и то же содержание может иметь множественный интонационно – эмоциональный оттенок.
· Метаязыковая функция – имеет непосредственную связь с кодом, с помощью которого можно узнать значение слова через описание его содержания, не зная само слово, а, например, показав предмет.
5.Роль средств массовой коммуникации в формировании общественного мнения
Исследователи массовой коммуникации подразделяют историю изучения эффективности слияния СМК на несколько этапов:
· Первый этап (20-30гг.) – характеризуется наделением массовой коммуникации безграничным влиянием на общественное мнение и поведение людей.
Были выделены элементы структуры общения: коммуникатор (активное звено), сообщение (средство воздействия), реципиент (пассивное звено)
Основной целью акта коммуникации является изменение социальных установок (мнений, суждений, представлений) реципиента посредством организованного определенным образом сообщения и поведения коммуникатора.
Уязвимое звено подобных моделей – представление о пассивности реципиента. Однако реципиент активно ведет себя по отношению к СМИ, его восприятие выборочно и его необходимо представлять как равного партнера по общению.
· В 40 – 60гг под влиянием эмпирических исследований возможности воздействия СМК на массовую аудиторию были сдержаны. Появляется теория «минимального эффекта» (Лазарсфельд, Мертон). В результате появилась двухступенчатая модель массово – коммуникативного воздействия на аудиторию, при которой уже не массовые коммуникации играли роль доминирующей силы, а личностное влияние лидера мнений.
Концепция удовлетворения потребностей аудитории Б. Берельсона, исходит из того, что массовые коммуникации ориентируются на потребности (ожидания) аудитории и этот факт во многом определяет содержание сообщений.
Период оценки влияния СМК на формирование позиции аудитории, начавшийся в 1970-х гг. происходит под знаком поиска новых мощных эффектов СМК.
Фокус исследований сменился с изменения установок на изучение когнитивных факторов.
· 80-е годы характеризуются социальным конструктивизмом – с одной стороны, СМК оказывают мощное влияние, конструируя социальную реальность, формируя образы реальности на предсказуемый манер. При этом отличием от первого этапа является то, что влияние СМК не считается универсальным и неизбежным и основано на специальных (правильных) коммуникационных технологиях, используемых в специальных (правильных) обстоятельствах.
С другой стороны, рассматривается взаимодействие между СМК и аудиторией.
Сообщение СМК рассматривается как часть процесса, с помощью которой индивиды конструируют значение, и общественное мнение.
6.Массовая культура: понятие и особенности
Содержание социальной коммуникации определяется целями, которые она призвана реализовывать – обеспечение жизнеспособности социума и различных аспектов его существования.
Исследователь Холл (1996г) выделил критерии оценки состояния социальной среды, которые объединены вокруг трех полюсов:
· Второй полюс – «ориентация», «позиционирование». Содержит понятие территории и времени, т.е. основные элементы, вокруг которых индивидуумы общаются с окружающей средой и между собой
· Третий полюс – в процессе общения индивиды развивают эмоциональную, чувственную сферу, накапливают знания.
Категории, определяющие массовую культуру:
1.Осознание себя и пространства
2.Коммуникация и язык
3.Одежда и внешний вид
4.Еда и правила поведения за столом
5.Время и его восприятие
8.Система религиозных убеждений и представлений
Виды коммуникативных пространств:
· Пространство внутренней коммуникации (общение человека с самим собой)
· Пространство межличностной коммуникации (общение 2-х человек)
· Пространство межгрупповой коммуникации (от 3 до 10 человек)
· Пространство публичной коммуникации ( от 10 до 100 человек)
· Пространство организационной коммуникации (сотни участников). Структурированы не только по признаку «активность – пассивность», но и по типу «высшее – низшее», присуща иерархия
· Пространство массовой коммуникации (более 1000 человек)
Участники процесса коммуникации:
— коммуникатор (создатель сообщения)
— реципиент (получатель сообщения)
— посредник, промежуточное звено – может взять на себя функции коммуникатора, канала, реципиента (первичное восприятие – декодирование). Может вносить изменения, искажать информацию.
Эффект коммуникации – коммуникативное воздействие, которое позволяет оценивать как коммуникатора и посредника, так и реципиента.
1. По критерию отношения к границам организации:
— внутренние (осуществляются в рамках самой коммуникации_
— внешние (выходят за рамки организации)
2. По характеру взаимодействия
— неличные (требуют наличия посредника)
3. По направленности:
— горизонтальные (один и тот же социальный статус)
— диагональные (коммуникации людей, принадлежащих к одной вертикали управления или иерархии)
4. По времени функционирования:
5. По степени формальности:
— формальные (характеризуются документированностью)
6. По пространственному масштабу:
7. От целей организации:
— коммуникации с отдельными личностями
— коммуникации с организациями (физическими и юридическими лицами)
8. По признаку мощности охвата:
— внутриличностные – связаны с организацией внутреннего коммуникативного пространства индивидуума
9. По критерию преобладающей системы кодирования идеи сообщения:
— вербальные ( 2 формы: устная и письменная)
— виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение)
Коммуникативное воздействие происходит на каждом уровне языка: фонетический, семантический, синтаксический.
О – светло-желтый или белый
Е- зеленый, светло – коричневый
Ы – темно-коричневый, черный
Гром – грубый, сильный, злой
Треск – шероховатый, угловатый
Включает в себя знаковые системы:
1) Оптико – кинетическую
3) Организация пространства и времени
4) Визуальный контакт
— интерпретация эмоциональной составляющей партнеров
1. Свойства моторики различных частей тела, лица, позы
2. Системы вокализации, тембр голоса, диапазон
3. Включение в речь пауз, покашливания, смех, плач, сам темп речи
Кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения.
Тагесика (хаптика) – изучает роль и значение прикосновений при общении
Сенсорика – основана на чувственном восприятии
Проксемика – поведение в пространстве, значение дистанции между собеседниками
Хронемика – использование времени в невербальном коммуникационном процессе.
Уровни информации в невербальном общении:
1. Сведения о характере сообщения
2. Эмоциональное состояние человека
3. Отношение к собеседнику
4 зоны коммуникации:
— интимная (достаточно близкие люди, не посвящяют в жизнь третьих лиц) 0 – 45см
— социальная (при формальном общении) 120 – 400 см
— публичная ( на публичных мероприятиях) 400 – 750 см
1. Перфоманская коммуникация (основа – ритуалы)
2. Мифологическая коммуникация
3. Художественная коммуникация
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Коммуникация — что это, модели и виды
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Не открою вам Америку, если начну с того, что человек – биосоциальное существо. Люди не могут жить как без природы, так и без общества.
Человек рождается, воспитывается в семье, идет в детский сад, потом в школу, в университет, на работу и т.д. Всюду его окружают такие же люди, с которыми – хочешь ты того или нет, – он вынужден контактировать.
От качества этих контактов порой зависит очень многое, и в первую очередь – комфортность эмоционального фона.
В современном обществе крайне важно уметь разговаривать на соответствующем уровне.
Способность привлекать людей, добиваться от них того, что благоприятствовало бы продвижению своих (или чьих-то) интересов, навыки правильного общения – это не только насущная необходимость, но и то, что всегда и везде высоко ценится.
Так что теме коммуникаций отнюдь не напрасно отводится столь существенное место.
Ну а нам с вами – тем, кого это непосредственно касается, – будет весьма нелишним узнать, что такое коммуникация, и хоть немного разобраться в том, при каких условиях коммуникацию можно назвать эффективной и какое значение в нашей жизни имеет эта эффективность.
Коммуникация – это не просто общение…
Корни основного понятия восходят к латинскому слову «communication», которое появилось благодаря другому слову – «communicare». Первое означает «сообщение, связь», а второе – «сообщать, связывать, делать общим».
Общий смысл, казалось бы, понятен, однако вот это первоначальное значение по ходу времени и развития общественного взаимодействия неизбежно изменилось. Изменилось и приобрело несколько иную окраску, послужившую базой для дополнительных толкований.
Так, в частности, исходя из определения «communicare» (сообщать, связывать), коммуникация подразумевает процесс передачи сообщений и иных сигналов, а в современном понимании – передачу информации либо обмен знаниями и сведениями между объектами любой природы (как естественной, так и искусственной).
С другой стороны, есть этимология «communication», восходящая к понятиям сообщества, объединения, занимающим особое место в системе социально-философских теорий и гуманитарных дискурсов (это как?). В этом ракурсе объединения, общества и сообщества рассматриваются либо как цель, либо как условие для удавшейся коммуникации.
Что касается философии, то вопросы коммуникации становятся особо актуальными лишь в начале XX века. Такая «запоздалая, но последовавшая» реакция общества на эту тему объясняется резким обострением социальных проблем и необходимостью их решения. И как раз в этот период происходит конкретизация смысла рассматриваемого термина.
В сухом остатке получаем простой и понятный тезис:
коммуникация – это конструктивный процесс взаимодействия между людьми или их группами с целью передачи информации либо обмена сведениями.
Такое определение наиболее точно отражает суть коммуникации и считается официальным, однако с учетом различных ракурсов существуют и другие формулировки, среди которых самыми распространенными являются только две.
В первой коммуникация трактуется как основной механизм, позволяющий создавать общественные связи и совершенствовать социальную культуру, а во второй – как законы межличностного взаимодействия, управляющие отношениями людей.
Основная модель коммуникации
Специфика обмена информацией традиционно зависит от особенностей социума, что и обуславливает содержание в этом понятии широкого спектра социокультурных смыслов. Но в любом случае термин «коммуникация» характеризуется наличием пяти компонентов, необходимых для успешного процесса взаимодействия:
Согласно этой модели коммуникационного акта, адресант генерирует и кодирует определенную информацию, используя знаковые средства, применяемые в знаковой системе соответствующего канала связи.
Адресат же, чтобы усвоить полученную информацию, проделывает то же самое, только в обратном порядке (результат его усилий – декодирование).
Целостный процесс коммуникации (адекватной передачи информации) имеет, как правило, многослойную структуру, состоящую из множества последовательных актов.
При этом основной единицей коммуникации может быть только сообщение (сигнал, посыл), выполняющее какую-либо одну или одновременно несколько функций, как то:
От этих функций зависит в основном и содержательность коммуникации, и ее направленность, что одновременно служит предпосылками для процесса взаимообмена информацией.
При этом соблюдаются и необходимые условия для успешной коммуникации, начиная с наличия каналов передачи и механизмов восприятия и заканчивая минимумом структурных компонентов, в который непременно входят:
Для осуществления любой коммуникации необходимы адекватные целям знаковые системы (в каждой культуре они различные).
Чаще всего такой системой служит язык, который используется как в форме устной речи, так и в форме письменной.
Виды коммуникации
Первое, что здесь важно отметить: общение и коммуникация – не одно и то же. По крайней мере, эти понятия не могут быть тождественными и не должны использоваться как синонимы.
Если общение – это неглубокое, легкое и чаще всего бытовое взаимодействие, то коммуникация – это взаимодействие профессиональное, интерактивное, с осознанными целями и предварительно подготовленными скриптами.
Участниками общения могут стать абсолютно любые собеседники, а участниками коммуникации – лишь те, кто ставит перед собой задачу оказать влияние на партнера, те, кто осознает, что перед его собеседником стоит точно такая же задача.
В отличие от общения, коммуникациям совершенно не свойственны ни чувства, ни эмоции (что это?), а если таковые и проявляются, то непременно с прагматичной целью – то есть с пониманием того, что сейчас это необходимо, чтобы решить ту или иную ситуативную задачу.
Существуют самые разные классификации относительно видов коммуникации. Представим лишь несколько из них:
Таким образом, каждый из участников коммуникации – это своего рода манипулятор, обладающий способностью оказывать влияние на партнеров с определенной целью либо же имеющий перед собой такую задачу.
Понятие эффективной коммуникации
Так же, как и с определением общения, здесь важно усвоить один основополагающий тезис: успешная коммуникация и эффективная коммуникация – это разные вещи.
Упрощенно говоря, успешная – это состоявшаяся (независимо от того, чем закончилось общение), а эффективная – это свершившийся коммуникационный акт, когда в результате взаимодействия достигаются определенные цели.
Для эффективной коммуникации крайне необходим специальный набор навыков эффективного общения. И речь идет не только о легкости установления контакта и умении поддерживать любой разговор, в какие трущобы он ни завел, – здесь нужны специфические способности, которые обычно относят к навыкам синтонного общения.
Синтоны – это психологически позитивные элементы общения, своеобразные эмоциональные поглаживания, помогающие установить контакт и способствующие взаимопониманию.
С этой точки зрения эффективная коммуникация – высший уровень общения, в процессе которого не передаются сухие факты. Здесь главным образом задействуются чувства и эмоции человека, чтобы добиться от него ожидаемого результата. От коммуникатора же требуется не только способность понимать цели и мотивы собеседника, но и умение играть на его волнениях.
Есть еще такое понятие, как неэффективная коммуникация – это крайне неприятное общение, несущее непонимание, противостояние и разногласия, что может привести не только к обычным ссорам, но и к глубоким (непримиримым) конфликтам с некомпенсируемыми последствиями.
Как научиться эффективной коммуникации
Но оставим эти нюансы таким сферам, как психология и менеджмент (что это такое?), для нас же с вами более насущен другой вопрос: можем ли мы что-то сделать, чтобы стать приятным собеседником? Можем!
Научиться эффективной коммуникации не так уж сложно – достаточно придерживаться хотя бы этих нескольких правил:
Как видите, коммуникация – важный аспект жизни любого человека. Помня нехитрые правила (и тем паче – имея научную подкованность), легко можно стать желанным и интересным собеседником. Больше рекомендаций и практических советов – в этом видео:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Почему я должен подстраиваться под собеседника, а не он под меня? Тут всё от роли конечно зависит, если я пришёл на собеседование, то мне и нужно произвести приятное впечатление, но если собеседник зависим от меня, тогда пусть он и подбирает коммуникативный ключ.
Хорошо налаженная коммуникация, определяет эффективность. Сейчас этому уделяется очень много внимания, особенно при построении командной работы. Раньше это момент часто недооценивали.
Модели коммуникаций
Любая модель как путь познания – это попытка отразить явления реального мира в понятиях абстрактной теории. Модель должна отражать определенные стороны оригинала, поэтому построение моделей подчинено задаче наиболее точного отображения его свойств.
Модели в коммуникативистике используются: «во-первых, как исследовательский прием, как концептуальное средство, основной целью которого является объяснение коммуникативных процессов; во-вторых, как схематизированное, упрощенное отражение реального коммуникационного процесса, необходимое как инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом. В последнем случае модель выступает в качестве алгоритма, в рамках которого данный процесс и осуществляется».
Моделирование социальных систем предполагает определенное абстрагирование, идеализацию и применение их в комплексе с другими общенаучными и специальными методами. Моделирование коммуникационных систем также подчинено определению или улучшению характеристик интересующего исследователя объекта. Конструирование и изучение моделей реально существующих явлений осуществляется на предметной, знаковой, структурной, поведенческой основе.
Предметные модели предполагают воспроизведение определенных функциональных характеристик объекта. В частности, в аналоговых моделях оригинал описывается определенными соотношениями. В знаковых моделях, построенных на основе естественного или искусственного языка, главным является преобразование знаковых конструкций и их понимание. Моделированию подвергается либо структура объекта, либо его поведение.
Лавинообразное развитие информационно-коммуникативных систем различного уровня (от локального до глобального) требует применения методов модельного представления и исследования систем коммуникации и коммуникационных процессов. Различные подходы к рассмотрению коммуникации ложатся в основу достаточно сильно отличающихся друг от друга моделей.
Исследователи структурируют модели коммуникации по различным основаниям (социологические, психологические, семиотические). Г. Почепцов выделяет марксистские, литературные, театральные, герменевтические, фольклорные, культурологические, прагматические, нарративные, текстовые, философские, игровые, антропологические, вещественные, деконструктивистские, постструктуралистские, математические, кибернетические, разведывательные, конфликтологические и другие коммуникации. Очевидно, что все отмеченные модели коммуникации, кроме как по отмеченным основаниям, можно структурировать по функциям, содержанию, форме, целям и задачам.
В теоретических исследованиях коммуникации рассматриваются либо как действие (односторонний процесс передачи сигналов без осуществления обратной связи), либо как взаимодействие (двусторонний процесс обмена информацией), либо как коммуникационный процесс, в котором коммуниканты поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации. Эти представления служат основными критериями классификации моделей коммуникации. Другим основанием классификации, на основе которого строятся простейшие модели, являются четыре основных компонента коммуникации (источник, сообщение, канал, получатель). Еще одним основанием выступает вид модели коммуникации: линейный, нелинейный и объемный.
Простейшая линейная модель коммуникации предложена Аристотелем, который в качестве основных элементов коммуникации рассматривал логическую линейную цепь «оратор – речь – аудитория».
Однако исходные предпосылки моделей линейного типа заложены в работах основоположника современной математической теории связи К. Шеннона и его коллеги У. Уивера, инженера фирмы «Bell Telephone», построенной по тому же принципу. Линейная модель создана на основе изучения эффективности распространения радиоволн и сигналов в телефонном кабеле и включала источник информации, передатчик, сигнал, канал, приемник, цель сообщения, источник помех. Модель Шеннона-Уивера была применена к социальным коммуникациям, схема которых отражалась в следующем виде (рис. 6.1).
В модели обязательно наличие пяти компонентов коммуникации:
— информационного канала (средства доставки);
По концепции Шеннона, схема коммуникативного акта включает формирование сообщения с последующей его кодировкой (например, в виде электронного импульса или звуковой волны), передачу посредством канала на приемник, где информация декодируется и воспринимается. Сама коммуникация изображается каклинейный и однонаправленный процесс, включающий пять функциональных и один дисфункциональный (шум) фактор. В простейшей модели коммуникации в виде действия источник коммуникации посылает сигнал, который принимает адресат. Обратная связь в таком виде коммуникации отсутствует.
Разработка модели коммуникации обусловлена практическими проблемами, разделенными на три группы. Во-первых, это техническая проблема точности передачи символов коммуникации. Во-вторых, это проблема семантики, т.е. того, в какой степени переданные символы доносят смысл сообщения. В-третьих, это проблема эффективности, т.е. каким образом сообщение повлияло на поведение индивида, его принимающего. Выделены три уровня анализа процесса коммуникации: технический, семантический, эффективность коммуникации.
На техническом уровне рассматривается влияние процесса кодирования, устранения помех и других процессов на улучшение процесса коммуникации. Семантический уровень предполагает рассмотрение интерпретации сообщения получателем (приемником). Эффективность коммуникации характеризуется успешностью воздействия полученного сообщения на поведение получателя сообщения.
Модель Шеннона по праву считается первой по настоящему целостной и законченной, разделившей участников коммуникативного акта на основе выделения источника информации и ее адресата и достаточно быстро принявший обобщенный характер. Тем не менее модель страдает существенными недостатками, среди которых обычно отмечается отсутствие обратной связи. В целом под обратной связью понимают различные процессы, посредством которых коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством адресат получил сообщение.
Обратная связь привнесена в схему Шеннона немецким исследователем М. Дефлером в качестве существенного элемента коммуникации, отвечающая за управляемость процесса (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Модифицированная модель Шеннона
Таким образом, приобретя элемент обратной связи, схема стремится к реверсии, при которой участники информационного обмена в ходе коммуникации могли бы меняться ролями, что абсолютно справедливо для любой сугубо утилитарной коммуникативной системы.
В составе моделей линейного типа одной из известных является «парадигма Лассуэлла» или «пентада Лассуэлла» (разработана американским политологом Г. Лассуэллом), ставшая классической схемой коммуникации. «Адекватным способом описания акта коммуникации является ответ на следующие вопросы: кто; что говорит; по какому каналу; кому; с каким эффектом?». Приведенное высказывание стало широко известно как формула Лассуэлла, используемая для структурирования процесса коммуникации в качестве предмета анализа. Сформулированные вопросы в виде пяти элементов коммуникации четко определяют ситуацию информационного обмена (рис. 6.3).
В данной графической последовательности коммуникация представлена как процесс убеждения в виде модели «трансмиссионного» типа, когда задача отправителя сообщения состоит в воздействии на принимающую сторону и создании определенного эффекта. Внесенные дополнения в пентаду делают схему более громоздкой, но (по мнению Лассуэлла) важно знать, с каким намерением, в какой ситуации, какими средствами и с какой стратегией осуществляется коммуникация для получения целостной картины. В результате девять вопросов Лассуэлла определяют коммуникацию как полноценный акт с весьма определенной значимостью и эффективностью и тем самым сводят в лаконичную схему разнородные теоретические воззрения относительно социальной коммуникации.
Коммуникационная модель профессора У. Шрамма относится к линейному типу, но при этом принимает вид «циркуляционной» схемы. В ней на первый план выходят проблемы значения и понимания, диалогичности, социокультурного контекста, в котором коммуникация осуществляется. Таким образом, основной задачей анализа коммуникации является объяснение значений, воплощенных в символических формах, и поиск «смыслов», рождающихся в процессе коммуникации, равно как и интерпретационных схем, используемых участниками информационного обмена.
Коммуникацию Шрамм определил как акт установления контакта между отправителем и получателем с помощью сообщения. Предполагается, что отправитель и получатель имеют общий смысл, позволяющий кодировать и отсылать сообщение, которое адресат в состоянии принять и расшифровать. Влияние социальной ситуации на коммуникацию схематично представлено на рис. 6.4.
Рис. 6.4. Первоначальная схема коммуникации У. Шрамма
Американские теоретики У. Шрамм и Ч. Осгуд предположили, что обе стороны коммуникации находятся в равных условиях и осуществляют равноценный информационный обмен, не имеющий отчетливого завершения. При данном взгляде на проблему принципиальное значение имеет та знаковая система, на основе которой происходит кодировка-декодировка сообщения, вводится фактор понимания и интерпретации, отношения сторон коммуникативного акта, следовательно, закладывается как принцип их тождества для источника и потребителя информации.
В одной из последующих моделей Шрамм вводит интерпретатора и обратную связь, делая модель саморегулирующейся. Включение канала обратной связи между коммутатором и реципиентом дает возможность последнему передать обратное сообщение о принятом сигнале. При необходимости получатель информации может по своей инициативе передать сообщение, превращаясь на этот момент из субъекта в активный объект коммуникации. В такой ситуации действие превращается во взаимодействие, а такая линейная коммуникация рассматривается как взаимодействие. В моделях этого типа изучаются проблемы кодирования и декодирования, вне которых невозможна коммуникация как одна из форм социального взаимодействия (рис. 6.5).
В техническом плане под кодированием обычно понимается перевод сообщений на язык (или в коды), необходимый для процесса передачи. Декодирование предполагает обратный перевод восстановления смысла сообщения после его приема. «Человеческая» составляющая кодирования и декодирования отражает интерактивную природу коммуникации. Участвуя в акте коммуникации, каждый из нас создает сообщение, кодирует его (переводит в форму, возможную для передачи) и соответственно декодирует ответ. Важное условие успешной коммуникации – пересечение пространства социального опыта взаимодействующих.
Простота и очевидность позволяют использовать рассмотренную схему как базовую модель индивидуального коммуникативного акта, определяя при помощи нее любой обмен информацией. Обратная связь как немедленная реакция на полученное сообщение – существенный элемент кибернетической индивидуально-коммуникационной системы. Рационально-чувственная и эмоционально-образная составляющие коммуникации как при создании, так и при восприятии сообщения предусматривают обязательную ролевую реверсию коммуникатора и коммуниканта.
Следующий шаг в развитии теории сделал Ч. Осгуд, введя в коммуникативную цепочку такие элементы, как понимание и интерпретация, реализовав распространенный когнитивный подход к описанию коммуникативного акта (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Модифицированная циркуляционная модель
Это дополнение существенно изменило картину информационного обмена, так как важно наличие не просто информации в количественном смысле, но и определенного контента, содержания, доступного для восприятия и могущего быть интерпретированным, устанавливая личностную значимость обеих сторон общения.
Коммуникационная модель Д. Стейнбока, типичная в общем ряду однонаправленных линейных моделей, отличается привнесением в схему осуществления информационного обмена понятия контекста. Контекст определяет подсознательное восприятие получателя сообщения, которое не может быть подчинено рационалистическому правлению.
Согласно Стейнбоку, коммуникативный акт имеет следующую структуру (рис. 6.7): отправитель в контексте обстоятельств коммуникации кодирует и передает сообщение посредством информационного канала как аудиовизуальный или текстовый поток (экспрессия); адресат, воспринимая его, декодирует, подвергает интерпретации, сопоставляя с кодерокопией (надсознательным образом кода). Наличие контекста и опыта восприятия превалирует над сознательным пониманием и осуществляется первично до стадии рационального осмысления.
Таким образом, теория постепенно приходит к тезису нелинейности процесса восприятия информации, который замыкается на индивидуальные характеристики личности. Личность и как участник коммуникации, и как объект воздействия играет в этом процессе ключевую роль. Поэтому понимание путей и механизмов воздействия информации основывается на реакции на полученное сообщение.
«Генеральная модель Гербнера» получила самое широкое распространение для объяснения различных типов коммуникации как в отношении кибернетических систем, межличностного обмена, так и в области массово-информационных процессов. Универсальность модели профессора Дж. Гербнера состоит в принципиальной значимости содержания сообщения и вариативности восприятия. В модели выделено четыре компонента: события, получатели, сообщения, сигналы.
В качестве прямых и обратных связей действуют такие формы, как доступ к каналам коммуникации, отбор содержания сообщения, контроль (рис. 6.8). Эта модель удачно отражает начальный этап генерации и изменения в ходе процесса коммуникации сообщения. «Кто-то воспринимает сообщение, определенным образом реагирует на него в данных условиях, облекает полученный материал в некую форму, отражающую содержание в данном контексте, и передает новое сообщение с определенным результатом».
В концепции Гербнера в единстве коммуникативного акта представлены личности коммуникатора и реципиента, условия создания и восприятия сообщения, сложная иерархия факторов, влияющих непосредственно на восприятие и понимание передаваемого содержания сообщения. Введение контекстного понимания коммуникации позволяет учитывать влияние множества непрогнозируемых на уровне кодировки сообщения факторов, включенных в понятие «контекст». Их разнообразие велико, включая наиболее значимые: особенности личности, тип темперамента, ситуационные переменные, условия восприятия, индивидуальные предпочтения, эмоциональный опыт, случайные обстоятельства, влияющие на результат коммуникации.
Рис. 6.8. Генеральная модель Дж. Гербнера
Вместе с тем модель, несмотря на универсальность, не дает заметить четкого понимания ролей коммуникатора и коммуниканта, автора и потребителя сообщения с их индивидуально-психологическими характеристиками, информационным и эмоциональным опытом и т.д.
В кибернетической линейной модели коммуникационного процесса Н. Винера управленческая информация, возвращаясь к источнику, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей. Винер рассматривает стабилизирующиеся системы не только на техническом, но и общественном уровне. Общественная система также функционирует оптимально, если по каналу обратной связи на ее вход возвращается достоверная информация, способная вызвать противодействие нежелательным отклонениям.
В большей мере подвержены преднамеренному искажению коммуникантами более низкого уровня по разным причинам сообщения, проходящие по каналу обратной связи. В результате вышестоящие руководители не имеют реального представления о воздействии на подчиненные структуры исходной управленческой информации, причем часть информации, полученной по каналу обратной связи, умышленно подавляется или сознательно неверно интерпретируется.
Ю. Воронцовым предложена линейная модель коммуникационного процесса, состоящая из пятнадцати основных компонентов, включая различные фильтры и поля:
1. Источник коммуникации.
4. Коммуникационный канал.
6. Экстралингвистический параметр сообщения.
7. Источник механических помех.
8. Источник семантических помех.
9. Классовые и социальные фильтры.
10. Личностно-индивидуальные фильтры.
11. Семантические поля.
12. Поля коммуникационной обстановки.
13. Потери информации.
14. Обратная связь «коммуникант – коммуникатор».
15. Обратная связь «коммуникант – источник информации».
В данной схеме значительное внимание уделено как содержанию самого сообщения (кто сообщает, каким языком, в какой ситуации), так и различным помехам восприятия информации при коммуникации.
Барьеры коммуникации:
— дискомфорт физической среды, в условиях которой принимается сообщение;
— инерция включенности восприятия, отвлечения;
— антипатия к сообщению, стереотипизация сознания, амбициозность коммуниканта;
— языковой барьер на уровне понятийного мышления;
— профессиональное неприятие в случае некомпетентного вторжения коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;
— неприятие имиджа коммуникатора.
Упрощения, используемые в линейных моделях коммуникации, облегчают понимание последовательности событий. Вместе с тем в реальности коммуникация – это сложное, многоуровневое взаимодействие, которое не всегда построено в виде последовательности или цепочки действий субъектов, обменивающихся информацией. Кроме того, не всегда информация создается в одном месте, а потом, через какое-то время принимается в другом месте получателем, как это происходит при обмене сообщениями с помощью технических средств.
Соответственно линейные модели в большинстве случаев не отражают реальное состояние системы. На практике протекают более сложные процессы, вовлекающие в свою структуру не только людей, но и их мысли, чувства, отношения, социальный опыт, эмоционально-психическое состояние и многое другое, т.е. между коммуникантами располагается актуальная социальная ситуация.
Среди нелинейных моделей коммуникации наибольшее распространение получила модель Т. Ньюкомба. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация (рис. 6.9). Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой. Если коммуниканты сориентированы друг к другу положительно, они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении друг к другу отношение коммуникантов к рассматриваемой ситуации не будет совпадать.
В нелинейной модели Уэстли–МакЛина, учитывающей различия отдельных ролей, четвертая вершина геометрической фигуры отражает редакторскую функцию коммуникации. Учеными выделено особое значение обратной связи и обмена информацией с внешней общественной средой как дополнительной функции, что делает модель циркулярной.
В моделях коммуникации циркулярного типа, в отличие от линейного типа, человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель информации. В результате такого способа построения линейная модель трансформируется в непрерывный процесс коммуникации. Впервые в научной среде циркулярная модель коммуникации представлена немецким исследователем Г. Малецке.
Помимо традиционных элементов коммуникации – коммуникатор, сообщение, получатель – им выделен новый элемент – медиум, под которым понимаются одновременно каналы коммуникации и информационный носитель. Кроме того, он вводит понятие «имиджа коммуникатора» и «имиджа получателя». Область обратных связей рассматривается с учетом давления на коммуникатора содержания сообщения и медиума, на получателя – медиума. С точки зрения получателя, он выделяет четыре уровня анализа: структурный, социального окружения, принадлежности к аудитории и самоимиджа.
Другая циркулярная модель, представляющая собой двухуровневую систему окружностей, предложена Э. Андерс, Лорином Стаатсом и Робертом Бостромом. На первом уровне (круге) создаются стимулы для обмена в режиме «сообщение-ответ» между отправителем и получателем во втором уровне системы.
Вместе с тем ученые обратились к разрешению проблемы, когда на практике передача информации от коммуникатора к реципиенту осуществляется не сразу ко всем потребителям информации. Раньше, чем масса людей, принимают и осмысливают информацию лидеры в силу обладания рядом качеств. На следующей ступени уже лидеры начинают активно распространять полученную информацию среди общественности. В результате на первой ступени осуществляется передача информации, а на второй – передача влияния.
Дж. Клеппером, американским теоретиком коммуникации, привнесены недостающие звенья в исследование особенностей восприятия.
Предположив, что процесс коммуникации носит ступенчатый характер и происходит через группу условий, названных факторами-посредниками, он выделил:
— предрасположенность человека к определенной информации (идее, ценностям, знаниям);
— межличностный характер распространения содержания сообщения (точнее, интерпретация сообщения разными людьми в процессе общения);
— принадлежность человека к определенной социальной группе со специфическими нравственными и социальными установками;
— влияние «лидера мнений» (например, учителя, политического лидера), активно действующего на распространение и оценку полученной информации.
Реципиент рассматривается как часть социальной группы, что позволяет соотнести индивидуальные реакции каждого индивидуума в отдельности с поведением обобщенной аудитории. Величина аудиторной группы может быть сколь угодно велика, поскольку разнообразие посредников позволяет им влиять практически на каждого члена социальной группы за счет естественного статистического усреднения их индивидуальных особенностей, оказывая однородное по результату влияние на разнородные сознания отдельных личностей. По мнению Клеппера, восприятие информации идет по пути безусловной адаптации сведений, совпадающих с установками индивидуума, и первичного отторжения сведений, противоречащих им.
С этих позиций обоснована двухступенчатая (многоступенчатая) модель коммуникации, впервые сформулированная П. Лазарсфельдом. Сообщение, посланное аудитории, достигает вначале наиболее авторитетного члена группы, и при усвоении содержания полученной информации люди склонны прислушиваться к тем, кто для их окружения является наиболее влиятельным и компетентным. Причем наибольшее влияние на принятие решения оказывают лидеры. Они, в свою очередь, также имеют собственных «лидеров мнений» и обращаются к ним за нужной информацией. «Лидеры мнений» становятся связующим звеном между различными средствами коммуникации и аудиторией.
Сущность данной модели сводится к необходимости использования уже имеющихся социальных и коммуникативных сетей, что более рационально, чем создание новых. Сообщения в системе коммуникаций зависимы от самой аудитории, т.е. аудитории дается информация, нужная и понятная ей. В противном случае она не будет включена в систему коммуникаций. Проявляя свою гомогенность, аудитория вступает во взаимодействие с исходной информацией в двух плоскостях: со всей массой людей и с каждым в отдельности. Однородность людей как членов массы реализуется через поведение людей, но в то же время люди входят в состав различных слоев, страт, групп, институтов общества, т.е. составляют неоднородное по структуре сообщество.
Среди моделей коммуникации существует объемный тип, к числу которых относится мозаичная модель Л. Бейкера, состоящая из маленьких кубиков, соприкасающихся четырьмя гранями, которые соответствуют источнику, получателю, посланию и каналу коммуникации. Другую модель объемного типа представляет спиральная модель Ф. Дэниса, в которой коммуникационный цикл не замыкается; коммуникация продвигается вперед, повторяя пройденные этапы развития на новом уровне.
Еще одной разновидностью объемных моделей является известная диффузная модель Э. Роджерса. Диффузия определена им как процесс коммуникации инновации через определенные каналы за конкретный промежуток времени к членам социальной системы. Анализируя распространение новых идей, товаров, автор пришел к заключению, что нет необходимости воздействовать сразу на всех. Важно убедить критические 5%. Когда пропагандируемая идея овладевает умами одной пятой части населения, дальше она «растекается» сама по всем уровням объемной социальной структуры и ее уже невозможно остановить. Любая новая идея проходит через шесть этапов: внимание, интерес, оценку, проверку, принятие, подтверждение.
Э. Роджерс разделил реципиентов по степени восприимчивости инноваций на пять типов:
Инноваторы, способные сразу «схватывать» новые идеи, составляют 2,5%. Большинство мнений лидеров формируются из числа ранних принимающих, составляющих 13,5% населения. С этой категорией людей советуются при принятии каких-либо решений. Раннее большинство, включающее в себя 34% населения, принимает новые идеи чуть раньше, чем их примет среднестатистический гражданин. Только после того как среднестатистический гражданин признает новую идею, 34% скептиков, составляющих позднее большинство, примут ее. И наконец, 16% населения (поздние принимающие) подозрительно относятся к новым идеям. Эта типизация реципиентов по восприятию расширила исследовательский пласт механизмов коммуникации и нашла применение в рекламных и информационных кампаниях.
Рассматриваемые нами концепции и модели позволяют определить сферу поиска обобщений и дают ключевые точки, на основе которых можно прийти к определенным формулировкам и выводам относительно современных процессов, затрагивающих социальную коммуникацию. Особенно важно понимание того, что же в действительности происходит с современными коммуникативными средствами и каково в целом воздействие коммуникации на общество. Эта задача требует рассматривать не один какой-то аспект изолированно, а весь комплекс проблем в совокупности. Объективные законы развития систем явственно свидетельствуют о том, что лавинообразное нарастание темпов прироста качественных характеристик системы приводит к перерождению ее в новое состояние, иерархически более высокое.















