для чего полоски на заднем стекле машины
Майор ДПС, полоса тонировки 15см, штраф- обжалован через СУД.
Вкратце суть статьи: 27 мая 2014г. меня остановил сотрудник ДПС и выписал штраф 500р. за полоску на лобовом стекле шириной 15см.
Я обжаловал этот штраф через СУД и он был отменен.
Часть 1. Штраф 500 руб.
Итак 27 мая собрался ехать в Пермь, на одной из улиц г. Чусового останавливает меня сотрудник ДПС Лысьвенского полка ГИБДД.
С рулеточкой радостный измеряет полоску на лобовом стекле (15см) и фотографирует. Мои уговоры не выписывать штраф не помогли. Ушел писать постановление.
Я в это время резаком подрезаю 1см и отклеиваю этот злополучный 1 см. Сижу жду в машине.
Смотрю в это время он останавливает приору с полоской на лбу, так же меряет и фотографирует. Водила приоры после получения постановления отдирает полоску целиком и уезжает.
Затем ИДПС подходит и говорит: распишитесь «согласен и роспись»
Я же пишу: «не согласен и расписываюсь»
ИДПС:» могли бы написать согласен и обжаловать в течение 10 дней, а так время еще займет составление протокола»
Но я же непальцем деланный, написав «согласен» и расписавшись шансов обжаловать данное постановление в суде полный ZERO.
Сижу и жду уже более часа пока он мне выдаст постановление и протокол.
Подхожу к машине ДПС. Он все еще пишет свои каракули на прошлого нарушителя.
Далее ИДПС дает протокол: «пишите с чем ВЫ не согласны»
Я написал: «- пленка соответствует ГОСТ 5727-88,
— измерения светопропускания пленки произведено не было,
— сфотографировано на прибор не внесенный в единый реестр сертифицированных приборов».
Так же ниже в графе «Ходатайствую о рассмотрении дела об АП по месту моего жительства» указал г. Пермь, Ленинский район
Расписался еще в бумажонке «неисправность устранена на месте ГРЗ не снимались» и поехал в Пермь.
Часть 2. Жалоба в СУД.
Порыскав в интернете и найдя нужную информацию, примерно на 5-ый день составил ЖАЛОБУ на ПОСТАНОВЛЕНИЕ и подал в суд лично
(заняло времени не более 1 часа-поиск инфы и сост. жалобы).
Указал, что бы рассмотрение происходило без моего личного присутствия.
Инспектор ДПС присутствовал на заседании СУДа =) Как мне потом стало известно.
Особо не на, что не надеялся.
Но каково же было моё удивление, когда СУД признал действие сотрудника ДПС незаконными и отменил штраф в размере 500 руб.
Инспектор с этим был не согласен и теперь предстоит заседание суда в Пермском Краевом СУДЕ г. Перми 14 августа 2014г.
Жалобу выкладываю в электронном виде, решение суда в отсканированном.
Призываю всех водителей столкнувшихся с нарушениями сотрудников ДПС оспаривать постановления, если было допущено нарушение закона!
Но если же ВЫ написали «согласен» в постановлении, то и махать после драки кулаками бесполезно.
Жалоба подаётся в СУД по месту совершения правонарушения!
В общем времени я особо не потратил, не нервничал =)
Написал, отдал и забыл )
P.S. Продолжение истории следует…
Жалоба на постановление по делу об АП 59 ПА № 048120 от 27.05.2014
27 мая 2014 года я, *** Алексей ******, двигался на автомобиле ВАЗ-21134 с государственным регистрационным знаком *****, принадлежащем мне на праве собственности, в городе Чусовой (Пермский край) и был остановлен сотрудником ГИБДД на улице Южная 2.
Инспектор ДПС взвода № 11 роты №5 батальона № 2 полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю (имеющий нагрудный знак № 59-0920) обвинил меня в том, что на лобовое стекло нанесена прозрачная цветная полоса шириной 15 см., что не соответствует пункту 3.5.3 «Технического регламента о безопасности колесных ТС».
Чем нарушил пункт ПДД 7.3 «Перечень неисправностей и условий при которых эксплуатация ТС запрещена».
После этого инспектор ДПС замерил ширину прозрачной цветной пленки на лобовом стекле (она составляла 15см) и осуществил фотофиксацию.
При оформлении протокола об АП мною было заявлено ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства.
В своих объяснениях я пояснил, что цветная прозрачная пленка соответствует ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта»,
В пункте 2.2.4. ГОСТ 5727-88 сказано:
«Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее:
75% — для ветровых стекол;
70% — для стекол, не являющихся ветровыми, входящих в нормативное поле обзора П, определяющее переднюю обзорность».
Замера светопропускаемости данной пленки произведено не было, о чём мог подтвердить единственный свидетель, находившейся в моем автомобиле – ************ ******** ***************
Пункт 3.5.3 «Технического регламента о безопасности колесных ТС» указывает на нижеследующее:
3.5.2.
Светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70 процентов.
(п. 3.5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 706)
3.5.3.
В верхней части ветрового стекла транспортных средств категорий M1, M2 и N1 допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм, а на транспортных средствах категорий M3, N2 и N3 — шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.
При этом требования к светопропусканию, установленные в пункте 3.5.2, должны выполняться.
1. Инспектором ГИБДД нарушен порядок производства по делам об административных правонарушениях, допущены существенные процессуальные нарушения.
1.1. Инспектор ГИБДД лишил меня предоставленного законом права на рассмотрение дела по месту жительства. Определение об отказе в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства не содержит правовых мотивов, которыми руководствовался инспектор ГИБДД, отказывая в удовлетворении ходатайства.
Инспектором ГИБДД нарушено гарантированное Конституцией РФ, КоАП РФ мое право на рассмотрение дела по месту жительства.
В соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
В обзоре судебной практики Верховного суда РФ за 3 квартал 2007г. указанно следующее. Положения ч.1 ст.29.5 КоАП РФ устанавливают альтернативную подсудность рассмотрения дел об административных правонарушениях, предоставляя лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, право на рассмотрение дела судом по месту его жительства.
По смыслу указанных норм, праву лица на рассмотрение дела по месту его жительства корреспондирует обязанность суда предоставить лицу, заявившему соответствующее ходатайство, такую возможность. С учетом этого произвольный отказ в удовлетворении такого ходатайства не допускается.
В связи с вышеизложенным, произвольный отказ инспектора ГИБДД в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства не может быть признан законным. В связи с этим, инспектор ГИБДД лишил меня права на рассмотрение дела по месту жительства незаконно.
1.2. Инспектором ГИБДД был нарушен предусмотренный ст. 24.1 КоАП РФ принцип объективности при производстве по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об АП направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об АП. В соответствии со ст. 24.1 задачами производства по делам об АП являться полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Постановление по делу об АП, и протокол по делу об АП в нарушение принципа объективности были составлены одним должностным лицом. Учитывая то обстоятельство, что инспектор ДПС взвода № 11 роты №5 батальона № 2 полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю (имеющий нагрудный знак № 59-0920) выступал в качестве лица, осуществлявшего сбор доказательств вины, рассчитывать на объективное исследование и оценку собранных доказательств, оценку личности нарушителя, установление смягчающих и отягчающих вину обстоятельств и вынесение им справедливого решения не представляется возможным.
2. Пункт 7.3 ПДД «Перечень неисправностей и условий при которых эксплуатация ТС запрещена» гласит:
Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Примечание.
На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
Дата _________ Подпись ________________________________
Прежде чем приклеивать на машину картинку, узнайте, что она обозначает
Что в стикере тебе моем?
По улицам Владимира ездят автомобили с наклейками самого разного содержания. Какие из них «в законе», а к каким у правоохранителей могут возникнуть вопросы, разбирался наш корреспондент.
Эволюция кляксы
Мода на украшение авто наклейками появилась в 90-х годах. Тогда пацан был не пацан, если на его тачке не красовалась клякса. С развитием полиграфической отрасли наклейки стали изящней, их ассортимент существенно расширился, плюс владимирцы начали вступать в самые разнообразные автосообщества, членство в которых также подтверждается наличием наклейки. Однако зачастую удивляет даже не присутствие на стекле того или иного стикера, а отсутствие логики при его выборе.
Итак, я понаблюдал за нашими земляками на дорогах и выяснил, что красующиеся на их бортах обозначения бывают «брутальными» и «патриотическими», «гендерными» и «клубными», а также «юморными». Но обо всем по порядку.
Откуда мода пошла?
Менее творческие автолюбители обозначают свою суровость надписями «Бандит» и «Хулиган» в надежде, что кто-нибудь испугается и не будет подрезать их на дороге. Также водители зачем-то сами себе наклеивают уменьшенную копию надписи, придуманной сообществом «Стоп-хам»: «Мне плевать на всех — паркуюсь как хочу». А буквально вчера я видел парня с внешностью кролика из мультфильма про Винни-пуха (один в один: в круглых очках и с торчащими зубами). Так вот, на его «семерке» сзади красовалось: «Всех порву!».
В порыве солидарности
Не менее интересны патриотические убеждения владимирских водителей. Очень популярными являются изречения по поводу Обамы или Трампа, а также изображения занимающихся сексом человечков, у которых вместо головы — флаги США и России. Иногда флаги заменяют свастика и серп и молот, а внизу часто написано: «Можем повторить». Все это глупо и не смешно. Лично меня очень «порадовала» увиденная однажды надпись, наклеенная на заднее стекло старого-престарого, ржавого и грязного «Фольксвагена-Поло»: «Я ввожу санкции против Обамы и членов кабинета министров. Им ездит в этой машине запрещено!». Губы сами расплываются в мечтательной улыбке, как только представляешь прорывающегося к этому автомобилю Обаму.
А есть наклейки, с которыми лично я солидарен. Это и «Спасибо деду за Победу», и любые берущие за душу изречения на георгиевской ленточке. Порадовал и водитель, который по аналогии с вышеуказанной надписью начертал на заднем стекле своего авто: «Спасибо бабушке за оладушки».
Рыбак рыбака видит издалека
Понравилась наклейка с профилем беременной девушки и пояснением: «Двое реально рулят». И еще порадовала вот такая: «За рулем этой машины иногда ездит моя жена, прошу понять и простить!».
Все — по правилам
Ну и, наконец, не счесть наклеек, которые призывают соседей по пробке улыбнуться. Последнее время в тренде стикеры с волком из мультфильма «Жил-был пес» и надписями типа «Ну ты это. Обгоняй, если что. ». У меня во дворе стоит машина с наклейкой «Меня не возьмет никакая зараза, я русский мужик, я — водитель УАЗа!». Есть общечеловеческие наклейки типа «Улыбнись», «Не злись!», «Счастливого пути». В моду прочно вошли благодарственные наклейки «Спасибо за сына!», «Спасибо за дочку и точка!».
Как к творческим проявлениям владимирцев за рулем относятся в полиции, рассказал инспектор ГИБДД по г. Владимиру Валерьян Шируков:
— Нужно наклеивать знак «Начинающий водитель», если ваш стаж менее 2 лет (черный восклицательный знак в желтом квадрате) и знак «Шипованая резина», если на автомобиле используется зимний тип покрышек (буква «Ш» в треугольнике). И несмотря на то, что наказания за отсутствие этих знаков не предусмотрено, данные наклейки информируют других участников движения об особенностях управления вашим автомобилем в дорожном потоке, поэтому пренебрегать ими все-таки не следует.
🔴63. Зачем нужны чёрные точки по краям стёкол?
Вы когда-нибудь задумывались о том, для чего автомобильные стёкла украшены маленькими чёрными точками по периметру, которые особенно хорошо заметны на ветровом стекле?
Пришло время узнать это!
Итак, чёрные точки по краям автомобильных стёкол называются фритты. Они представляют собой керамическую краску, нанесённую на стекло и запечённую в камере.
В результате получается шероховатый керамический слой, который не смывается и выполняет сразу несколько функций в современных автостёклах.
Основная задача фриттов — защита герметика, которым приклеено стекло, от ультрафиолетовых лучей.
Это очень важно, поскольку герметик не только предотвращает попадание воды в салон автомобиля, но и удерживает стекло на месте.
Дело в том, что полиуретановый герметик из-за воздействия ультрафиолета теряет свои свойства.
Кроме того, фритты имеют шероховатую поверхность для того, чтобы клей-герметик лучше держался на стекле.
И, наконец, маленькие чёрные точки по краям стёкол нужны для красоты.
Они закрывают от нашего взгляда слой герметика, который был бы виден снаружи со всех сторон после вклейки стекла. Чёрная полоса по периметру плавно переходит в точки, которые постепенно уменьшаются.
Такая схема обеспечивает более приятный для глаз переход от чёрных полос к прозрачному стеклу.
А ещё фритты наносят на ветровое стекло в районе зеркала заднего вида, чтобы водителя не ослепляло солнце.
Разрешенная ширина полоски на лобовом стекле по ГОСТу для тонировки
Тонировочная полоса на лобовое стекло снижает риск для водителя быть ослепленным лучами солнца либо бликами от фонарей.
Поклейка производится с такой целью:
Допустимая полоса на переднем стекле согласно ГОСТ
Нормативы
Нормы полосы, соответствующие ГОСТу, будут следующие:
Размер
По решению комиссии ТР ТС 018/2011 N 877, разрешенная предельная ширина не должна превышать 14 сантиметров, вне зависимости от точки замера, иначе водитель будет оштрафован на сумму в 500 рублей.
Светопропускаемость
Если процент проникновения солнечного света лобового стекла будет ниже 70%, то это рассматривается как нарушение. Но на полосу для тонировки такие ограничения не действуют, поэтому в верхней части допустимо затемнение любой степени плотности из винила с наличием надписи либо изображения.
Какую выбрать
Правила выбора
Наклеить полосу своими руками совсем не трудно, важно сделать правильный выбор материала. Имеется стандартный вариант полосок для тонировки шириной 14 см с разного рода надписями и оттенками.
Но не стоит выпускать из внимания нормы касательно степени пропускаемости света. Самым недорогим и несложным вариантом становится приобретение стандартной полосы, что позволит предотвратить возможные проблемы с сотрудниками ГИБДД.
Ассортимент цветов пленки очень широк. Оригинальной может быть полоса, сочетающаяся с внешним видом с какими-либо деталями или корпусом. На некоторых моделях на лобовом стекле наблюдается переход от одного цвета к другому.
Зеркальная
Использование зеркальной пленки напрямую не запрещается решением комиссии ТР ТС 018/2011 N 877. Тем не менее, в соответствии с утвержденными правилами «Технического регламента о безопасности транспортных средств на колесном ходу», всеми государствами, входящими в Таможенный союз, применение подобной разновидности пленки, отражающей свет, запрещается.
Запрет на использование зеркального типа касается не только переднего лобового, но и боковых или задних стекол автомобиля. Введение подобного ограничения связано с отражением света фар тонированной поверхностью.
Есть мнение, что большая зеркальная площадь искажает свет, вводит в заблуждение и становится причиной создания аварийной ситуации.
Атермальная пленка с эффектом “Хамелеон”
Имеется немало видов атермальной тонировочной пленки, но в России она чаще всего носит название «Хамелеон». Отличием от стандартной версии становится то, что она не затемняет стекло, а только препятствует проникновению в салон части солнечных лучей.
При поклейке нужно учитывать, что пропускная способность таких пленок – 70-75 %, что вполне достижимо и соответствует показателю ГОСТ.
Рейтинг пленок
При выборе полосы на лобовое стекло нужно обратить внимание на производителя. Популярностью пользуются бренды из США, Германии, Индии, Южной Кореи, Израиля и Китая.
Таблица – Сравнение 5 лучших тонировочных полос на лобовое стекло
| Название марки | Особенности | Балл (по 5-балльной шкале) |
|---|---|---|
| Llumar | Срок службы до 10 лет, средняя пропускная способность, не выцветают, хорошая сопротивляемость ультрафиолету | 5 |
| Armolan | Нечувствительна к влаге и загрязнениям, легко наклеивать, широкий ассортимент | 4 |
| ASWF | Большое разнообразие цветов, отклоняет ультрафиолет почти на 100%, не боится царапин | 5 |
| Suncontrol | Не выгорает около 3 лет, высокая цена | 3 |
| Global | Отлично защищает от УФ-лучей, солнечных бликов и ослепления фарами сзади идущих автомобилей, непопулярна в России | 4 |
Бренд Llumar занимает первое место по популярности в России благодаря простоте использования и большому сроку эксплуатации. Тонировку этого производителя чаще всего подделывают, поэтому к оригинальному комплекту прилагается сертификат качества, подтверждающий подлинность изделия.
Как затонировать полоску на лобовом стекле
Для успешной поклейки полосы тонировки на лобовом стекле потребуется соблюдать следующую последовательность этапов по инструкции.
Подготовка
Место поклейки должно быть в сухом помещении. Если же действие запланировано на улице, то выполнять его следует только в ясную и безветренную погоду.
Поначалу нужно подготовить само стекло. Это делается при помощи 10-20% мыльного раствора или специального шампуня для автомобиля. Если такой вариант не подходит, то следует воспользоваться обезжиривателем для автомобильных стекол.
После качественной очистки и сушки лобового стекла, переходят к поклейке самой полосы.
Инструменты и материалы
Чтобы выполнить работу, понадобятся следующие инструменты:
Требования и этапы
Чтобы приклеенная пленка не отпала, потребуется придерживаться таких требований:
Результат
После завершения работы пленку следует просушить феном.
Высыхает она спустя 48 часов, поэтому на протяжении этого периода машину лучше не использовать, или делать это очень осторожно.
Как снять тонировочную полосу
Если полоса на лобовое стекло больше не требуется, или результат получился хуже ожидаемого, ее можно убрать.
Два метода удаления тонировки:
Штраф за полоску на лобовом стекле
Размер
Штраф накладывается на водителя за несоблюдение ГОСТа при поклейке тонировочной полосы, прописано в техническом регламенте ТР ТС 018/2011 N 877. При нарушении размер взыскания составляет 500 рублей.
Как платить
Оплата наложенного штрафа производится на протяжении 20 дней, в течение которых оплачивается только 50% от суммы. По истечении этого времени платить придется уже полную стоимость.
Отзывы
Несколько месяцев назад купила машину, после чего возникла необходимость в полоске на лобовое стекло. Потратила немало времени на поиск проверенного специалиста, однако результат того стоил. Полоса выглядит эстетично и значительно уменьшает воздействие солнечных лучей.
Решил сделать полоску на лобовое стекло, но не знал, к кому обратиться, чтобы не стать жертвой ошибки недобросовестных компаний. В итоге удалось найти проверенный автосалон, который сделал все профессионально и по удобной цене. Полоска приклеена хорошо, что обеспечивает прочность и защищает от солнца.
У меня возникла мысль сделать полосу на лобовое стекло своей машины. Поиск специалистов из официальной компании оказался непростым, но результативным. Полосу приклеили аккуратно, используя качественный материал и хорошее оборудование. Цена была невысокой.
Тонировочная полоска на лобовом стекле
Предлагаем статью на тему: «Тонировочная полоска на лобовом стекле» с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.
Заводское напыление (полоска) на лобовое — что теперь?
Каково точное значение? > солнцезащитная полоска, явно с пропусканием ниже 75%
Допускается 70% и более, требования относятся к ветровому стеклу.
Не увидел, чем тогда закончилось дело Наверняка оборотень написал в протоколе, будто требованиям Регламента о безопасности не соответствует ветровое стекло. О полосе же — молчок.
В итоге доказать отсутствие события правонарушения, сведения о котором зафиксированы фальшивым протоколом, очень трудно. Это как если тебе вменяют выезд на встречные трамвайные пути, а ты двигался по попутным. Нужны объективные доказательства со стороны мента, но на них — плевать, а доказательств с твоей стороны нет никаких. Кроме самого стекла.
А разве они не выполняются? > При этом требования к светопропусканию, установленные в пункте 3.5.2, должны выполняться.
Из чего следует, что на плёнку распространяются требования п. 3.5.2 Приложения 5? Они распространяются на ветровое стекло. Просто творцы Регламента о безопасности лишний раз напомнили 🙂
Полоса на лобовое стекло
Полоса для лобового стекла предназначена для защиты машины от попадания солнечных лучей. С 2015 года принят стандарт, согласно которому допустимая ширина полосы лобового стекла не должна превышать 14 см. Пленка может быть избрана любая, даже самая темная.
Затененную полоску используют вместо тонировки стекол, на которую введено жесткое ограничение. Наклеив защитную полосу на лобовое стекло, можно надежно обезопасить себя от бликов солнца. Полоса не снижает качество обзора, поэтому абсолютно безопасна.
| Тонировка лобового стекла (полоса 14см и более) | от 700 рублей |
Почему лучше сделать полосу на лобовое у нас?
Многие автовладельцы принимают решение о самостоятельном наклеивании полосы. На первый взгляд такое действие не представляет труда. На самом деле, нужно точно знать границы замеров стекла и технику поклейки.
Примеры работ
Все это знают и умеют специалисты нашей компании. Мы наклеим полосу на лобовое стекло вашего автомобиля быстро, надежно и с соблюдением всех правил ГОСТа. В своей работе мы используем только качественные материалы и современные инструменты. Потратив совсем немного времени, вы обеспечите себе комфортные условия для передвижения в яркий солнечный день.
Для записи на услугу позвоните по телефону
8(499)394-05-99
Часы работы 10.00 — 21.00
Или заполните форму, и мы Вам перезвоним
Как правильно измерить ширину «козырька»
Сегодня мы хотели бы рассказать о тонировке верхней части лобового стекла, или, как принято называть, «козырьке». Этот вид тонировки не только привлекателен внешне, но и удобен — в ясную погоду «козырек» весьма ощутимо защищает глаза водителя от прямых солнечных лучей.
Подробнее можно посмотреть на снимках:
Если Вам необходимо затонировать автомобиль (в том числе в соответствии с ГОСТом), приезжайте в наш автосервис. Скидки всем участникам группы «Вконтакте», акции, подарки!
В настоящее время действует акция: «При круговой тонировке – козырек в подарок!».
Не забывайте требовать скидки, о которых Вы прочитали в нашей группе или на сайте!
Какие требования предъявляются к нанесению полос на лобовое стекло
В связи с переменами в Кодексе административный правонарушений, которые были введены 01.07.2012, увеличиваются требования к техсостоянию машин. Водителям более тщательно приходится следить за состоянием своих авто, во избежание нежелательных встреч с ГИБДД. Небольшую толику этих изменений вы можете прочесть в ГОСТ 5727- 88. Чтобы избежать штрафов, приходится снимать тонировку и делать новую, которая будет соответствовать ГОСТу.
Существует несколько правил и требований, которые необходимо соблюдать при нанесении новой тонировки и солнцезащитных полос, как, например, на лобовое стекло. Тут нужно подумать о степени пропускания света полосой, как на лобовом, так и боковых стеклах. Что интересно, нет нормы того, насколько должно быть затемнено боковое и заднее стекло, что, кстати, странно. Запомните, что от штрафов вас оградит предварительная проверка тонировки, ее светопропускная способность должна быть не меньше 70-75%.
Вопрос защиты глаз водителя от солнечных лучей всегда остро стоял у активных автомобилистов. Естественно, что во время езды именно свет, падающий на лобовое стекло, может доставить вам массу неприятностей, во избежание неприятных последствий и наносят тонировочные полосы на лобовое стекло. Но обычную тонировку нельзя использовать, так как лобовое стекло и так имеет небольшое затемнение, и нанесение на него тонировки приведет к нарушению правил ГОСТа.
Почему клеят солнцезащитную полосу
Благодаря солнцезащитной полосе можно снизить количество и степень проникновения солнечных лучей в автомобиль. Так, солнце не будет слепить в глаза водителю и не причинит дискомфорта в ходе движения автомобиля. Полосу наносят только на верхнюю часть переднего стекла, таким образом уменьшая его светопропускаемость. Если вы нанесете полосу по правилам ГОСТ 5727-88, вам будет комфортно ездить, и, вероятнее всего, вы избежите частых встреч с ГИБДД и штрафов.
ГОСТ (технический регламент)
Эти требования применимы к стеклам задней двери авто категории М в том случае, если в автомобиле есть зеркало заднего вида снаружи, которое соответствует техническому регламенту. При этом стекла с зеркальным эффектом применять не разрешается.
Давайте попробуем подвести итоги данного раздела обзора:
Как выбрать полоску на лобовое стекло
Чтобы сделать тонировку на лобовое стекло, особых усилий прикладывать не нужно. Важно знать несколько простых правил, которые облегчат вам жизнь. Для начала выберите материал и его цвет. Пленка может быть синей, зеленой и прозрачной. В продаже имеются полоски стандартной ширины, то есть 14 см (140 мм) всяческих оттенков и с различными надписями. Опять же, не стоит недооценивать ГИБДД. Лучше сразу сделать тонировку по ГОСТу, чем потом платить штрафы и переделывать полосу заново. Запомните: ширина должна быть не более 14 см, степень светопропускаемости – не менее 70-75%.
Наиболее приемлемый вариант в плане стоимости и соответствия ГОСТу – это покупка стандартной полосы для конкретно вашей модели машины. Она изготовлена согласно ГОСТу. Вам не нужно будет самостоятельно ничего делать, кроме как поклеить уже готовую полосу. Также продают полоски и других размеров. В этом случае вам необходимо разделить полоску на два равных кусочка и приклеить на переднее и заднее стекла.
Что нужно для нанесения пленки
Если вы хотите сделать все по ГОСТу, вам нужно немного подготовиться.
Купите пленку нужного вам размера, желательно не менее 200 см, измерить, конечно же, лучше заранее. Приготовьте:
Теперь можно приступать к следующему этапу.
Важно, чтобы автомобиль находился в сухом месте. Стекло также должно быть чистым и сухим, во избежание попадания кусочков грязи и воды под пленку. В противном случае придется переклеивать. Помойте лобовое стекло мыльным раствором и протрите насухо.
Кусочек пленки, который вы отрежете для поклейки, должен иметь запас примерно 5-7 см. Заранее проверьте, чтобы стекло было идеально очищено. Если вы не будете соблюдать правила нанесения тонировочной пленки, она просто-напросто отвалится, и все старания окажутся напрасными.
Теперь внимательно выполняйте все действия:
В чем плюс тонировки
Благодаря тонировке вы можете защитить себя и свой автомобиль, несмотря на частичные запреты по закону – меньшая вероятность механических повреждений лобового стекла, также пленка предупреждает распространение трещин дальше по ветровому стеклу. В случае транспортного происшествия стекло не выпадет прямо пассажирам в лицо, так как будет держаться за счет тонировки. Еще одно преимущество – это защита салона от солнца, он не так выгорает и меньше нагревается летом в жару, зимой сохраняет тепло.
Это неоспоримые преимущества тюнинга. Главное – соблюдать ГОСТ, и тогда вам будет комфортно.
Тонировка лобового стекла. За и против
Тонировка стекла довольно прочно вошла в обиход большинства водителей. Отчасти это дань моде, но в большинстве случаев это просто практичное решение. Особенной популярностью пользуется тонирование не только боковых стекол, механизм которых достаточно прост.
В первую очередь востребованной услугой является тонировка лобового стекла, что объясняется довольно просто.
Преимущества тонировки лобового стекла
В чем же практичность тонировки ветрового стекла? Вот только некоторые плюсы и достоинства такого решения:
Все вышеперечисленные свойства подчеркивают полную практичность такого решения. Особую сложность в ситуации вызывает то, что, в соответствии с законом, тонирование стекол спереди и по бокам запрещено. Существуют некоторые ограничения, которые необходимо учитывать в процессе тонировки.
Чтобы избежать неприятных столкновений со службами дорожной инспекции, лучше всего доверить эту процедуру профессиональному сервисному центру, который выполнит ее в соответствии с установленными требованиями, а также может снабдить вас необходимым сертификатом. Тонирование лобового стекла — очень тонкая процедура, где грань между ГОСТом и штрафами очень тонка!
Но, если вы желаете совсем избежать конфликтных ситуаций с дорожной инспекцией, тогда лучше обратить внимание на еще одну возможность тонирования ветрового стекла.
Тонировка с помощью полоски
Стоит отметить, что тонировка лобового стекла полосой представляет собой вполне разумное решение. Такая тонировка устанавливается на лобовом стекле и не вызывает ни каких претензий со стороны правоохранительных органов.
Пример тонировки лобового стекла полосой
Тем не менее, существуют определенные требования, которым и должна соответствовать полоска на лобовом стекле. Здесь должны учитываться точные данные о светопропускаемости полоски, а также месте их разрешенного законом нанесения.
Каковы же эти нормативы, которые необходимо учитывать в процессе установки полоски?
Если тонировку вам устанавливают в сервисном центре, тогда особо об этом не стоит беспокоиться, так как они знакомы с требованием законодательства. Если же вы решили установить ее сами, тогда эти требования необходимо знать.
Нормативы для тонировки лобового стекла полоской
В первую очередь необходимо помнить, что ширина самой полоски, устанавливаемой на стекло, не должна ни в коем случае превышать 14 см. Но здесь есть и некоторые нюансы. Дело в том, что измерение производится нее от края пленки, что было бы вполне логично. Замер следует выполнять от края самого элемента.
Из-за того что может наблюдаться изгиб полоски, измерение производится в трех точках, после чего высчитывается среднее арифметическое, и именно эта цифра является определяющей в ширине полоски.
Учитывая такие детали, можно полностью избежать проблем с дорожными службами и использовать такой популярный и востребованный метод тонировки. В любом случае, намного разумней будет при желании установить тонировочное покрытие все же обратиться в наш сервисный центр.
Здесь прекрасно осведомлены обо всех требованиях к тонировке и учтут их. Вас же такой подход полностью избавит от ненужных штрафов и проблем с дорожной инспекцией.
Допустимая тонировка на передние стекла автомобиля
Для начала нужно вспомнить, какая тонировка разрешена состоянием на 1 января 2016 года:
Водители часто интересуются, какой должна быть максимальная ширина тонировочной полосы вверху ветрового стекла? Для легковых авто допустимая величина — 14 см. Также интересным вопросом является то, будут ли налагаться на водителей штрафные санкции, если коэффициент светопропускания будет равен 70 процентам.
Нормы светопропускания стекол автомобиля
При нахождении ответа на этот вопрос нужно обязательно учитывать, что даже заводские характеристики стекол любого автомобиля не предусматривают светопропускания на 100%. Например, если стекла нового незатонированного авто пропускают свет на 90%, а тонировка – на 70%, то узнать итоговый коэффициент пропуска солнечных лучей можно по легкой формуле:
0,9 * 0,7 = 0,63
то есть итоговое значение тонировки равняется 63%, что наказывается штрафом в размере 1500 рублей (при повторном нарушении – 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев). В данном случае неважно, сколько именно процентов солнечных лучей изделие пропускает — вне зависимости от величины коэффициента, если он не вписывается в законное значение, водитель будет оштрафован.
За нарушение норм тонировки водителю будет выписан штраф
Далее даются ответы на распространенные вопросы водителей по избежанию уплаты штрафов:
Нормативы тонировки
Согласно ГОСТу 5727-88, регламентирующему безопасные стекла для наземных видов транспорта, светопропускание передних боковых и лобовых стекол должно соответствовать 75% и более. Ко всем остальным панелям предъявляется чуть более лояльное требование — не менее 70%. Учитывая отсутствие изначального стопроцентного пропускания света заводскими стеклами, водителям рекомендуется приобретать тонировку для 80% или более % пропуска солнечных лучей.
Проверять то, сколько процентов светопропускании имеет передние или боковые стекла, можно при помощи таумертов. Это изделие имеет специальную сертификацию, а также ежегодно проходит жесткую проверку с указанием ее даты. Этим изделием могут пользоваться работники ГИБДД. Самое известное приспособление для проверки светопропускания называется «Блик».
Проверка сотрудниками автомобиля может осуществляться:
| Видео (кликните для воспроизведения). |
Прибор для проверки при этом должен быть опечатан и проверен.
Также лобовое стекло автомобиля не должно искажать восприятие следующих цветов:
Пленка для тонировки автомобиля — разные оттенки.
Нельзя устанавливать на передних и других стеклах зеркальную тонировку во избежание уменьшения обзора водителя во время езды. Этот запрет продиктован мерами безопасности на дорогах.
Несмотря на жесткие правила по нормированию передних стекол, водителям разрешается клеить пленку на заднее стекло, если их автомобиль оборудован стеклами заднего вида слева и справа.
Самостоятельная тонировка при помощи опыления стекол краской или оклейкой его снаружи или внутри сейчас допускается. Если раньше к водителям, самостоятельно оклеивающим переднее стекло пленкой, у работников ГИБДД были вопросы, то сегодня благодаря постановлению №353 (идет в дополнении к ГОСТу) любой способ тонировки, проведенный в разрешенных пределах, разрешен.
При тонировке нужно учитывать, что лобовое стекло автомобиля, который эксплуатируется несколько лет, поглощает более 20%. Самая светлая тонировка, норма светопропускания которой 10—15%, при проверке правоохранителями даст значение около 70—75%. По этой причине лучшая тонировка переднего стекла, которая гарантирует водителю авто отсутствие штрафа — ее отсутствие. Исключение могут составить пассажирские окна и задние стекла. Тонировка спереди авто при каждом дальнейшем техническом осмотре будет показывать значение более высокое, нежели оно было сначала.
Насыщенность тонировки — наглядное изображение
Виды пленок
Существует несколько видов пленок, которые можно использовать для тонирования:
Кроме того, затонировать автомобиль можно и при помощи напыления на стекло, однако эта процедура может производиться только в специализированном центре.
Официальные документы, которыми можно подтвердить законность действий водителя по вопросу тонировки переднего стекла, можно получить на СТО, где осуществляется тонировка. В случае если СТО имеет лицензию, на нем должны иметься и пленки установленных образцов. По окончанию работ автолюбителю выдается документ, подтверждающий норму светопропускной способности авто. Надеемся, мы ответили на ваш вопрос, разрешена ли тонировка передних стекол.
Все о тонировочных полосах на лобовое стекло автомобиля
Тонировочная полоса на лобовом стекле помогает снизить ослепление водителя солнечными лучами или бликами от фонарей. Доработка меняет внешний вид автомобиля в лучшую сторону, делая его спортивнее. Несоблюдение требований по ширине наклейки приводит к неприятностям, связанным с дорожно-патрульной службой.
Описание аксессуара
Водители клеят защитную полосу, преследуя несколько целей:
Тонировочная полоска должна отвечать требованиям ГОСТа по материалам изготовления и ширине. Наклейка защиты от солнца на лобовое стекло не запрещена законом, и водитель вправе самостоятельно или в сервисе установить этот аксессуар.
Чтобы не получить штраф, следует изучить нормы ГОСТа. Соблюдение правил поможет избежать лишних остановок сотрудниками ДПС, сохранит личное время, деньги, нервы.
Требования ГОСТа и штрафы
Согласно ГОСТ 32565-2013, ширина полосы максимально разрешена не более 14 сантиметров в любой точке замера. В противном случае автовладельцу грозит административный штраф в размере 500 рублей. Законом также установлена альтернатива – выписывать предупреждение, но инспектора ДПС выбирают строгий вариант.
Нормы полосы в соответствии с ГОСТом:
Полоса на лобовом стекле по ГОСТу не должна обладать зеркальным эффектом. Такое изделие отражает блики фар, фонарей и может ослепить встречных водителей, пешеходов. В 2018 году за такой аксессуар выпишут штраф на 500 рублей, а также постановление для устранения неисправности. Водитель обязан будет в течение 10 дней демонтировать полосу, а также самостоятельно приехать в ГИБДД для отмены протокола.
Полная оклейка стекла тонировкой регламентируется стандартом, за нарушение которого установлено административное взыскание. Речь идет о таком параметре, как светопропускаемость. Если проникновение света составляет менее 70%, это считается нарушением.
На защитную полоску требования по светопропускаемости автостекол не распространяются, поэтому можно безнаказанно установить плотный виниловый аксессуар с надписью или изображением.
Выбор материала
Солнцезащитная полоса на лобовом стекле отлично справляется со всеми поставленными задачами и существенно улучшает вид автомобиля. При монтаже китайской пленки возникают следующие проблемы:
Солнечные лучи оказывают губительное влияние на детали китайского производства. Чтобы избежать неприятностей, нужно доверять только проверенным фирмам:
Полоска на стекле из качественного материала прослужит долгое время при любой погоде. Мощная клеевая основа прочно удержит уголки при постоянно работающей системе отопления.
Изготовителями предлагаются полосы различных цветов. Автовладельцы чаще всего выбирают черный или темно-голубой оттенок. Для усиления эффекта можно подобрать аксессуар под тон подфарников, окраски кузовных деталей или цвет литых дисков.
Стоимость готовой тонированной полоски зависит от производителя и колеблется в пределах от 500 до 2500 рублей.
Изготовление полосы и требуемые инструменты
Вырезать полоску на лобовое стекло достаточно просто. Для этого нужно взять тонировку и отрезать ленту с запасом в 3-4 см по краям. Для проверки следует приложить материал с внешней стороны ветрового стекла и проверить длину всех сторон и углов.
Чтобы самостоятельно наклеить полосу своими руками, потребуются следующие инструменты:
Все работы с тонировочной полосой на лобовом стекле проводятся в теплом безветренном месте. Обрезая края, нужно соблюдать технику безопасности, чтобы не повредить пальцы.
Полоса тонировки на лобовое стекло наносится достаточно просто, а также не требует использования дорогостоящих инструментов. Чтобы она крепко держалась, нужно придерживаться правил:
Перед наклеиванием аксессуара на внешнюю часть наносим скотч в нескольких точках и отмечаем ширину в 14 сантиметров. Процедура позволит контролировать случайное скатывание материала.
Для оклейки стекла нужно выполнить шаги:
В процессе монтажа следят за отметками 14-сантиметровой ширины на скотче. Полное высыхание полоски наступит примерно через 2-3 суток. За это время исчезнут все помутнения и недочеты.
Самостоятельно демонтировать старую полосу можно без использования подручных средств. Для этого нужно подцепить край и аккуратно потянуть материал на себя. Некачественная тонировка часто оставляет следы клея, которые легко отмываются с помощью обезжиривателя моющего средства для стекол.
В процессе эксплуатации дополнительного ухода за тонировочной полосой не требуется.
Тонировка лобового стекла
Одним из самых доступных и простых способов сделать автомобиль уютным и комфортным – тонировка остекления. В то же время высокая популярность не могла не остаться за рамками регулирования различными нормативными актами. Сегодня во многих странах мира существуют определённые ограничения на тонировку стёкол автомобиля. Не является исключением и Россия.
Какая тонировка стекла разрешена
В соответствии с действующим законодательством в 2104 году тонировка лобового стекла по ГОСТу разрешена в следующих случаях:
Теперь рассмотрим, что же получается на практике. Светопропускание нового лобового стекла, как правило, не превышает 90-95%. Если тонировка ветрового стекла выполнена даже самой светлой плёнкой, например, SP 80 или 90, то итоговое светопропускание (исчисляемое по формуле 0,95*0,7) составит не более 66,5%. Фактически получается, что тонировка лобового стекла является нарушением действующих правил дорожного движения. Если у вас, конечно, нет специального разрешения. В России возможность получения специального разрешения на тонировку стёкол предусмотрена только для спецмашин, в категорию которых личные автомобили не попадают.
Таким образом, разрешённая обычная тонировка ветрового стекла при нынешних требованиях, это её отсутствие. Законно можно тонировать только боковые пассажирские стёкла и заднее остекление.
Как тонировать лобовое стекло
Вариантов ездить с тонированными стёклами и не нарушать требований ПДД несколько:
Съёмная тонировка на лобовое стекло обычной плёнкой не является законной и не спасёт от наказания.
В любом случае штраф придётся платить. Единственное в чём её преимущество, это возможность избежать конфискации номерных знаков.
Виды электронной тонировки ветровых стекол
Одно из главных достоинств этого вида тонировки заключается в том, что электронное затемнение ветрового стекла можно включать, регулировать или отключать в любой момент движения автомобиля.
Сегодня существует несколько способов электронной тонировки:
Принцип действия
Работа систем электронной тонировки базируется на основе фотохимического явления, возникающего при изменении структуры специальной плёнки под воздействием электрических импульсов. При прохождении тока изменяется кристаллическая структура материала. Вследствие этого меняется светопропускная способность стекла.
Наиболее передовыми считаются технологии SPD и PDLC тонировки. Принцип их работы основан на способности смеси жидких кристаллов, заключённой в тонкий электронный слой токопроводящего прозрачного материала, изменять структуру при подаче тока. Под действием напряжения жидкие кристаллы преобразуются в отвердевший полимер, способный менять свойства стекла и рассеивать прямые солнечные лучи. В результате этого остекление становится матовым. Сначала затемнение формируется по краям стекла, а затем перемещается к центру. Этот процесс происходит в течение нескольких минут. Под влиянием электрических импульсов жидкие кристаллы плавятся. Вследствие этого световые лучи рассеиваются и стекло становится прозрачным.
Смарт-полимеры
Электронная тонировка с помощью смарт-полимеров является результатом синтеза химической технологии и прозрачной обычной плёнки. Эти полимеры меняют прозрачность и светопроницаемость при прохождении тока. Стекло, изготовленное по технологии «смарт», представляет собой комбинацию нескольких слоёв на основе прозрачной плёнки и специальных химических материалов. Такой симбиоз при включённом питании способен изменять оптические свойства (коэффициент поглощения тепла, матовость, оттенок, коэффициент пропускной способности света и так далее) при изменении освещённости и температуры.
Электронная тонировка позволяет снизить потери тепла и сэкономить расход электроэнергии на кондиционирование и подсветку. Одним из важных достоинств смарт-тонировки является то, что она практически не пропускает ультрафиолетовые лучи.
Интенсивность затемнения может изменяться от полной прозрачности до насыщенной тонировки. Подача питания необходима для регулировки степени прозрачности. В остальное время тонировка сохраняется без дополнительной подпитки электроэнергией.
Отличие PDLC и SPD технологий
PDLC тонировка позволяет менять прозрачность остекления без изменения коэффициента пропускной способности света. Проще говоря, свет будет беспрепятственного проникать в салон, но с внешней стороны ничего не будет видно из-за матовости.
Степень прозрачности PDLC тонировки регулируется величиной напряжения. При отсутствии питания плёнка становиться матовой и практически не пропускает света из-за того, что жидкие кристаллы расположены хаотично по отношению друг к другу. Под действием электрических импульсов при подаче напряжения кристаллы начинают выравниваться. Тем самым увеличивается светопропускаемость и плёнка становится прозрачной.
SPD тонировка является более передовой и функциональной. Она обеспечивает одновременное изменение светопроницаемости и прозрачности остекления. В любом положении регулятора подачи питания плёнка является прозрачной. При этом степень затемнения контролируется и регулируется в любом промежуточном режиме.
Тонируем лобовое стекло по ГОСТ
На передних обзорных поверхностях автомобилей затемнение допустимо только в виде тонировки полоской на лобовое стекло. Текущая версия технического регламента указывает точные данные о светопропускаемости подобных полос, месте их нанесения и ширине. Остается эти нормативы вспомнить во время покупки, и не нарушить на этапе формовки и приклеивания пленки.
Нормативы тонировки
Ширина полоски, приклеиваемой на лобовое стекло, не должна превышать 14 см. Это простое, на первый взгляд, утверждение содержит небольшой подвох, поскольку измерения всегда производятся не от края пленки, а от края самого элемента. Криво приклеенная полоса может иметь толщину в 14 см в центре, но из-за изгиба триплекса на пару сантиметров сползти по краям вниз. Не многие знают, что последовательность измерений достаточно подробно описана в пресловутом ГОСТ 5727–88. Стандарт, конечно, не имеет силы закона, но проводимые инспектором измерения должны ему соответствовать:
Проведенные измерения должны быть зафиксированы в соответствующем акте, по которому составляется протокол. Допущенные и зафиксированные при измерениях нарушения, как и использование приборов, не входящих в унифицированный чемодан сотрудников ДПС (например, строительной рулетки), могут быть использованы для защиты в суде, хотя сами по себе хорошей защитой вряд ли станут. Светопропускаемость тонирующей пленки должна соответствовать общим требованиям – 70% (стеклянный элемент + пленка). Т.е. допустима тонировка только очень светлой пленкой.
Покупка и формовка полосы
Для фиксации пленки понадобится распылитель или пульверизатор, способный распылить вспененный раствор шампуня или мыльную воду. Понадобится сама пленка. Можно использовать цветную и выиграть если не на светопропускаемости, то на цвете. Разглаживание полоски удобнее производить через сухую тряпку своими руками, так как объем небольшой и выгнать пузыри к краю довольно просто, но перфекционисты могут задействовать резиновый шпатель или резиновый брусок.
Существуют специальные пленки на лобовой триплекс, полосы с надписями. Нужно обратить внимание, что среди таких пленок встречаются и те, что предназначены для приклеивания на внешнюю сторону. Для покупки нужно определиться с рисунком и цветом, но в процессе приклеивания придется следить за тем, чтобы полоска приклеилась ровно, края не сползли вниз.
Самый дешевый вариант – покупка стандартной полосы размерами 1300×500 мм. Эти 50 см делят пополам (лобовое и заднее стекло) и отрезают лишнее по ходу формовки (на заднее может потребоваться больше материала из-за большей кривизны поверхности). Своими руками из двух таких пленок разных цветов можно сделать небольшой узор: вырезать контуры фигур на одной пленке и приклеить ее поверх второй, правда для вырезания сложных фигур потребуются специальные инструменты.
Стандартная пленка приклеивается с внутренней стороны, но примерка производится с внешней, потому что по ходу работы часто приходится отрезать лишнее, корректировать форму. После того как внешняя подгонка завершена, необходимо вырезать отверстия под элементы салона (антенны, зеркало заднего вида и прочее). Для того, чтобы ускорить внешнюю и внутреннюю формовку, можно заранее вырезать из бумаги шаблон: к внешней стороне приклеивается бумага, ножом постепенно отрезаются лишние части, пока не будет получена необходимая форма. Не все захотят возиться с такой кропотливой работой:
Наклеивание пленки
Многих волнует вопрос подгонки пленки под кривизну поверхности. Делается это своими руками (резиновым шпателем) и феном. Во время прогревания (греть лучше с другой стороны, т.е. саму поверхность, а не пленку) тонировка принимает форму стекла, но греть можно только после выгона пузырьков и разглаживания. Перед всеми подобными работами удаляются резиновые уплотнители, фен выставляется на минимальную мощность (пленка может оплавиться, стекло – лопнуть). К температуре воздуха вокруг нет особенных требований, но экспериментальные данные говорят, что лучшее приклеивание достигается при температуре чуть ниже комнатной.
| Видео (кликните для воспроизведения). |
Обезжиривание и «намыливание» поверхности из пульверизатора производится по стандартной технологии тонировки, но полоса на лобовое стекло наклеивается целиком, сразу после фиксации обоих углов полосы на углах поверхности. Этим углам нельзя позволить съехать, поэтому работать лучше вдвоем. Один контролирует, другой постепенно разглаживает полоску вертикальными и диагональными движениями, продвигаясь по горизонтали от центра к краю. В процессе разглаживания пленка может растянуться на несколько миллиметров, после нагрева феном также может произойти растягивание – на этом этапе нужно проявить деликатность и разглаживать тонировку аккуратно.


































