для чего предназначен литейный мостик
Для чего предназначен литейный мостик
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СВАРКА РЕЛЬСОВ ТЕРМИТНАЯ
Thermite welding of rails.Technological process
Дата введения 2017-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «СНАГА»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 210 «Технологическое обеспечение создания и производства изделий»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к технологии выполнения сварных соединений рельсов различных типов и назначения термитной сваркой.
Настоящий стандарт содержит общие рекомендации и определения для термитной сварки рельсов железнодорожных, трамвайных желобчатого типа и других типов для городского электротранспорта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.312 Единая система конструкторской документации. Условные изображения и обозначения швов сварных соединений
ГОСТ 12.0.003 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 166 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 4121 Рельсы крановые. Технические условия
ГОСТ 15108 Гидроприводы объемные, пневмоприводы и смазочные системы. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15467 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 19200 Отливки из чугуна и стали. Термины и определения дефектов
ГОСТ 21014 Прокат черных металлов. Термины и определения дефектов поверхности
ГОСТ 23279 Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия
ГОСТ 23829 Контроль неразрушающий акустический. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 857-1 Сварка и родственные процессы. Процессы сварки металлов. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 4063 Сварка и родственные процессы. Перечень и условные обозначения процессов
ГОСТ Р ИСО 5817 Сварка. Сварные соединения из стали, никеля, титана и их сплавов, полученные сваркой плавлением (исключая лучевые способы сварки). Уровни качества
ГОСТ Р ИСО 6520-1 Сварка и родственные процессы. Классификация дефектов геометрии и сплошности в металлических материалах. Часть 1. Сварка плавлением
ГОСТ Р ИСО 17659 Сварка. Термины многоязычные для сварных соединений с иллюстрациями
ГОСТ Р 51045 Рельсы для путей промышленного железнодорожного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ Р 51685 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия
ГОСТ Р 55941 Рельсы трамвайные желобчатые. Технические условия
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
термитная сварка: Сварка заливкой жидкого металла между свариваемыми кромками, при которой используют энергию экзотермической реакции смеси оксидов металла и измельченного алюминиевого порошка, в результате чего образуется расплавленный присадочный металл.
технологическое оборудование: Средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическая оснастка.
стыковое соединение: Тип соединения, при котором детали лежат в одной плоскости и примыкают друг к другу торцовыми поверхностями.
дефект: Каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
температура предварительного подогрева : Температура деталей в зоне сварки непосредственно перед сварочной операцией.
зазор: Кратчайшее расстояние между кромками собранных для сварки деталей.
зона термического влияния при сварке: Участок основного металла, не подвергшийся расплавлению, структура и свойства которого изменились в результате нагрева при сварке или наплавке.
свариваемость: Металлический материал считается поддающимся сварке до установленной степени при данных процессах и для данной цели, когда сваркой достигается металлическая целостность при соответствующем технологическом процессе, чтобы свариваемые детали отвечали техническим требованиям как в отношении их собственных качеств, так и в отношении их влияния на конструкцию, которую они образуют.
условия сварки: Условия, при которых осуществляют сварку; они включают в себя факторы окружающей среды (например, погоду), стресс и эргономические факторы (например, шум, жару, стесненные условия работы) и факторы, относящиеся к заготовкам (например, основной металл, форма разделки, положение шва в пространстве).
[ГОСТ Р ИСО 857-2009*, статья 5.2.2]
3.10 технологический процесс: Организованный процесс изготовления продукции (изделий) или оказания услуг заданного качества, состоящий из отдельных технологических операций, выполняемых людьми с применением материально-технических средств в соответствии с определенной технологией.
3.11 технологическая операция: Законченное технологическое действие по изменению формы или состояния (структуры) объекта воздействия, предусмотренное определенной технологией.
3.12 сварочные материалы: Все материалы, такие как присадочные материалы, литейный компонент, газ, форма, паста и другие, расходуемые в процессе сварки и способствующие формированию сварного шва.
3.13 облив: Часть литого металла сварного шва, выступающая над видимой поверхностью соединяемых деталей, определяемая в месте наибольшей выпуклости.
3.14 заказчик: Организация, ответственная за установление для сварного изделия технических требований, требований к качеству и приемочных процедур, отвечающих настоящему стандарту.
3.15 производитель работ: Организация, которая использует сварку для изготовления сварных стыков рельсов или их обслуживание (включая ремонт).
3.16 производитель сварочных материалов: Организация, которая производит сварочные материалы.
3.17 производитель сварочного оборудования: Организация, которая производит сварочное оборудование.
3.18 национальный орган по безопасности: Государственный орган, ответственный за установление или согласование требований безопасности путей: железных дорог, городского хозяйства и специальных эксплуатирующих организаций.
3.19 аттестация: Доказательство после обучения профессиональных знаний, умения и опыта персонала, необходимых для выполнения требуемых заданий.
3.20 квалифицированный специалист: Специалист, имеющий свидетельство об обучении, профессиональных знаниях, умении и допуск к проведению работ.
3.21 приемочный орган: Организация, ответственная за приемку продукции.
Древнее проклятье. Какие тайны хранит Литейный мост
Петербург — водный город, а вода, как известно — одна из самых загадочных стихий. Через петербургские реки и каналы перекинуто более 350 мостов. Но есть среди них и особый — Литейный, который носит негласный титул самого мистического в Северной столице.
Легенда об Атакане
Литейный мост расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева, а его название происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу Невы еще в 1711 году.
Как и полагается, на создание нового моста через Неву был объявлен международный конкурс — на который поступило 17 заявок. Комиссия утвердила для строительства проект инженера-полковника А. Е. Струве и инженера-капитана А. А. Вейса, и уже 30 августа 1875 года были начаты работы по строительству новой переправы через реку.
Строительство длилось 4 года и сопровождалось большими человеческими жертвами. По городу в то время пошли слухи, что место заколдованное, а на дне Невы в основании моста расположен «кровавый» валун, прозванный в народе «Древним Атаканом».
Как говорят историки, в глубокой древности этому камню поклонялись местные язычники и приносили на нем человеческие жертвы.
Как гласит легенда, пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью Атакан. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти. И река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, оказался глубоко на дне. Но Атакан не утратил своих страшных магических чар и стал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности очередной моряк окажется за бортом корабля…
Неизвестно, Атакан ли тому виной, но в сентябре 1876 года полужидкий грунт прорвался в кессоны (конструкции для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры свободной от воды), где работали 28 человек.
Точное число жертв строительства моста назвать сложно, но все тела погибших исчезали бесследно
Это был к сожалению не первый и не последний несчастный случай в этом месте. Точное число жертв строительства моста назвать сложно, но цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно.
Черный водоворот или мост-оборотень
Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял «мост-оборотень», под которым в безлунные ночи внезапно появлялся черный водоворот, затягивающий в себя людей, оказавшихся возле реки.
Из водоворота же выходили потусторонние силы, которые измывались над прохожими: «поганые рожи корчили да срамные слова кричали».
Из водоворота выходили потусторонние силы, которые измывались над прохожими
Этот водоворот словно магнитом притягивал к себе петербургских самоубийц. Подлинное месторасположение «моста-оборотня» не известно, но старожилы, говорили, что мост этот мог в мгновение ока мог окутываться туманом и заводить в другое измерение одинокого пешехода: «в иные времена, иные земли, откуда нет возврата».
Призрак Ленина
Мост, названный в честь императора Александра II Александровским, был торжественно открыт 30 сентября 1879 года и признан одним из самых грандиозных сооружений того времени. Все участники строительства получили щедрые награды. Однако название Александровский не прижилось, и позже мост был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы).
Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить и сегодня. Очевидцами здесь был несколько раз замечен призрак В.И. Ленина.
Однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности.
Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто. А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен).
Затем он вышел на Литейный мост и… исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрак! И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту. «Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.
Загадочное число Нептуна
Астрологи считают, что мистика заключена в длине моста — 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун — это царь водной стихии.
На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв. Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте глубина Невы достигает 24 метров). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.
Литейный мост

Санкт-Петербург — город мостов, их насчитывается 342 в городской черте, 13 из них являются разводными.
Литейный мост — разводной мост в Санкт-Петербурге, является вторым постоянным, после Благовещенского, мостом, сооруженным через реку Неву. Створы Литейного моста соединяют Центральную (Литейный проспект) и Выборгскую (улица Академика Лебедева) части города. Длина моста около 400 м, ширина моста — 34 м, 28 м из них занимает проезжая часть, тротуары — еще 6 м. Литейный мост построен через самое глубоководное место Невы — более 24 м. Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года.
График разводки Литейного моста в 2021 году
Мосты Санкт-Петербурга являются одной из его визитных карточек. Так как река Нева — судоходная и по ней через центр Петербурга обеспечен проход кораблей из Финского залива Балтийского моря в Ладожское озеро, все мосты в этой части города являются разводными. Полюбоваться величественными мостами днем, конечно же, обязан каждый, посещающий город, но развод мостов ночью — по сути насущная необходимость жизни портового города — является удивительным зрелищем, которое непременно стоит увидеть, будучи в Петербурге.
Мосты города разводят поочередно, с интервалом примерно в несколько минут, подстраиваясь под движение судов. Развод Литейного моста осуществляется ежедневно в период навигации в 01.40 ночи и длится до 04:45 утра. Время разведения Литейного моста — одно из самых продолжительных в Санкт-Петербурге.
Стоит отметить, что разводным является только один пролет Литейного моста, что, возможно, выглядит менее живописно, чем, например, развод двух пролетов Дворцового моста, но учитывая ширину и торжественную мощь Литейного, зрелище это действительно завораживающее и захватывающее.
История Литейного моста
Задолго до основания Санкт-Петербурга, когда данная территория принадлежала шведам, в районе существующего моста была оборудована переправа. Она являлась частью пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг, бывший тогда шведским городом.
Первый деревянный плашкоутный (наплавной) мост — Воскресенский — был построен в этой части города в 1786 году в створе Воскресенского проспекта (с 1923 года — проспект Чернышевского). После упразднения и сноса Литейного двора в Санкт-Петербурге появилась новая сплошная магистраль, связывающая главный проспект города — Невский с набережной Невы и Выборгской стороной. В связи с этим Воскресенский мост был перенесён на трассу нового проспекта и получил название Литейный. Наплавной Литейный мост наводился до 1875 года, когда было принято решение о постройке в створе Литейного проспекта постоянного моста.
После срыва действующей наплавной переправы бурный ледоходом весной 1865 года необходимость ее замены на более прочную постоянную конструкцию стала очевидна. 22 апреля 1871 года Городской Думой был объявлен открытый конкурс на проект сооружения Литейного моста. Было представлено 17 проектов. В декабре 1872 года экспертная комиссия вынесла решение о присуждении первой премии проекту Литейного моста английскому проекту «Вестминстер». Однако, позже было принято решение отказаться от его воплощения. Была создана новая комиссия, решением которой сооружение моста было доверено инженеру-полковнику А. Е. Струве и инженеру-капитану А. А. Вейсу.
Мост был заложен 30 августа 1975 года. Ни одно строительство в Петербурге не сопровождалось такими трагическими событиями, как возведение Литейного моста. С самого начала строители столкнулись с большими трудностями в осуществлении своих замыслов. Место возведения моста оказалось максимально глубоководным — в этом месте глубина Невы достигает 24 метра. Грунты на дне реки оказались илистыми, мягкими и обладающими плохой несущей способностью. Подводные работы были сопряжены с большими трудностям также и потому, что на дне реки были обнаружены огромные валуны.
Технологии, которые применялись при строительстве моста были самыми передовыми на тот момент. Именно на строительстве Литейного моста в России впервые был применен кессон — специальная конструкция для сооружения под водой глубоких массивных фундаментов. Кессон представляет собой огромный металлический ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки. Внутрь кессона нагнетается воздух, который вымещает воду и позволяет разрабатывать подводный грунт для размещения на нем опор моста.
Открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. Мост был построен шестипролетным, один из пролетов был разводным, он находился у левого берега и представлял собой однорукавную симметричную поворотную систему. Разводка моста происходила вручную: восемь рабочих вращали ручной ворот. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л.с., которая была подключена к городскому водопроводу. Подъем пролета моста для прохождения судов занимал у рабочих около 20 минут.
Перила на мосту были двух типов. Чугунные в неразводной части моста были изготовлены по проекту архитектора К. К. Рахау. В центре секции перил был изображен картуш (щит с гербом города) — перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент. На разводном пролёте были установлены металлические кованые перила упрощенного рисунка.
Литейный мост был первым в мире мостом постоянного типа, освещенным электричеством. Вскоре после открытия, на нём были установлены электрические фонари со «свечами» П. Н. Яблочкова.
В годы Великой Отечественной войны в один из пролетов попала авиабомба, однако она не взорвалась, а лишь пробила его.
В 1964 году, в связи с расширением Волго-Балтийского пути и изменением условий судоходства по Неве, было принято решение о глобальной реконструкции Литейного моста. Авторами проекта стали инженер Л. А. Вильдгрубе и архитектор Ю. И. Синица. Руководил работами инженер Ю. Р. Кожуховский.
В результате работ, завершившихся в 1967 году, были заменены металлические конструкции строения моста, пролетное строение оборудовано гидроприводом, поворотное крыло заменено на постоянный пролет, изменился и его внешний облик.
Название моста
Первоначальное название моста, которое присвоили ему в 1879 году — мост императора Александра II, совершенно не прижилось. Горожане всегда называли мост Литейным, по названию одноименного проспекта. После революции 1917 года мост официально стал называться Литейным.
Интересное рядом
С Литейного моста открываются впечатляющие виды на Петропавловскую крепость и акваторию Невы. В пешей доступности от Литейного моста расположены такие достопримечательности Петербурга, как крейсер Аврора, площадь Ленина, Летний сад, Таврический дворец и сад.
Литейный мост находится в исторической части Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта — главной улицы города. Планируя пешеходную прогулку по центру Петербурга, например, по Невскому проспекту, следует свернуть на Литейный проспект и пройти по нему до моста, никуда не сворачивая, путь составит порядка 2 км. Прогулка по Литейному проспекту сама по себе также будет очень интересна и насыщена интересными местами. По пути следования вы увидите и, возможно, захотите посетить, сквер Дружбы — уголок Китая в Петербурге, памятник и музей А. А. Ахматовой, памятник и музей-квартиру Н. А. Некрасова, музей-квартиру Иосифа Бродского, Спасо-Преображенский собор, помещение Нового Арсенала, знаковое здание Большого Дома на углу Литейного проспекта и Захарьевской улицы.
Как добраться
На общественном транспорте добраться до Литейного моста очень легко: ближайшая станция метро — Площадь Ленина расположена в пешей доступности от достопримечательности, на расстоянии 800 метров.
Через Литейный мост следуют троллейбусы маршрутов № 3 и № 8, маршрутные такси (очень распространенный вид транспорта в Санкт-Петербурге) № № 90, 107, 177, 212, 258.
Также возможно доехать из любого района города на такси, используя сервисы Uber, Gett, Яндекс такси, Киви такси, такси Максим.
Литейный мост на панораме Google maps
Развод Литейного моста на видео
Литейный мост
Аудиогид
Фотографии

Важные сведения о переправе
Пересекает и соединяет
Ближайшие мосты
Как добраться?
Ближайшие станции метро
Станция метро находится в 10 минутах ходьбы. Чтобы добраться до моста, нужно выйти на Арсенальную набережную от станции «Площадь Ленина» и повернуть направо.
Общественный наземный транспорт
Характеристики
Общая длина моста
Ширина
Материал
Год открытия
Авторы и строиители
Реконструкции
Разводка
Разводной пролёт
Длина
Масса
При разводке поднимается
График разводки Литейного моста (в период навигации)
Достопримечательности рядом
С Литейного моста открываются лучшие виды на Петропавловскую крепость и акваторию Невы в Санкт-Петербурге. В пешей доступности от моста расположены:
Маршруты-прогулки «Петербург.Центра»
Всё самое интересное
Происхождение названия
Название моста произошло от Литейного двора, который был построен в 1711 году на левом берегу Невы. С 1786 года Литейную часть города с Выборгской стороной связывал Воскресенский наплавной мост, находившийся в створе Воскресенского проспекта (сейчас проспект Чернышевского).
Современное название переправы известно с 1851 года. В 1879 году, когда был открыт постоянный мост, его нарекли мостом императора Александра II. Название было быстро сокращено до Александровского моста.
После революции 1917 года это имя вообще исчезло, которое не успело вытеснить аутентичное
Расположение моста
Литейный мост является вторым постоянным мостом, построенным на территории Санкт-Петербурга. Он соединяет Выборгскую сторону с центральными районами города. От Невского проспекта перпендикулярно мосту, берёт начало Литейный проспект.
С моста на Выборгской стороне можно поспасть на улицу Академика Лебедева. Литейный мост отличается по многим параметрам от своих «братьев», и в этом заключается его уникальность. Итак, пришло время открыть занавесу тайн создания этого архитектурного чуда и отправиться в прошлое.
История
Старинные карты показывают, что ещё до основания Санкт-Петербурга на пути из России в Швецию в районе существующего моста находилась переправа.
Прошлое. как всё начиналось: плашкоутный мост
Новгородская дорога заканчивалась на одном берегу, дорога на Выборг начиналась на другом. В 1786 году был построен 2-й в городе плашкоутный мост, названный Воскресенским. Он находился в створе Воскресенского проспекта (современный проспект Чернышевского).
В 1803 году мост перенесли к Летнему саду и он получил название – «Петербургский». На прежнем месте до 1849 наводили новый наплавной мост. Когда упразднили Литейный двор, важное значение приобрела новая магистраль – Литейный проспект.
В 1849 году снесли и разобрали Литейный двор, а Литейный проспект был выведен к Неве. Поэтому Воскресенский мост перевели в створ Литейного проспекта и назвали Литейным. В апреле 1865 года наплавной мост был сорван после бурного ледохода.
Специальная экспертная комиссия предложила построить постоянную переправу. И в 1869 году на заседании Городская Дума приняла решение о сооружении нового моста между Литейным проспектом и Выборгской стороной.
Но наплавной Литейный мост наводили ещё вплоть до 1875 года, даже когда уже началось строительство постоянного моста. Плашкоутный мост перенесли на трассу по оси Воскресенского проспекта и переименовали в Воскресенский. По окончании строительства постоянного моста Воскресенский наплавной мост был демонтирован.
Строительство постоянного моста
В конце 19 века Выборгская сторона стала развиваться благодаря различным заводам и фабрикам, расположенным на её территории. Из-за большого потока грузоперевозок, наплавной мост стал не справляться со своими обязанностями. Такая ситуация могла нанести урон работе заводов, и было принято срочное решение о строительстве постоянного моста.
Конкурс и инженер
В 1869 году 22 августа Городская дума объявила международный конкурс на лучший проект. В нём приняли участие иностранные инженера и мостостроители.
Из 17 работ, представленных на суд комиссии, выиграл проект инженера Аманда ЕгОровича СтрУве. Строительные работы были начаты в 1875 году 30 августа. Руководителем был назначен Аманд СтрУве.
Кессонный метод и другие сенсации
При строительстве моста использовался кессонный метод, который на тот момент был диковинкой, не только в Петербурге, но и во всём мире.
Для справки: данный метод заключается в погружении огромных ящиков на максимальную глубину реки, затем после того как вода заполняет пространство, её откачивают под сильным напором и уже потом спускаются рабочие, чтобы выкопать грунт и забить сваи.
При изготовлении несущих элементов пролётных строений была использована сталь, такое решение на тот момент было настоящей сенсацией. На этом новшество использованные при строительстве переправы не закончились.
Ещё одним необычным решением было использовать в качестве освещения – электричество.
Открытие моста
Торжественное открытие моста состоялось в 1879 году 30 сентября. Все участники строительных работ удостоились различных наград, а Аманд СтрУве получил чин генерал-майора.
Недалеко от новой переправы располагался Литейный двор, основанный в 1711 году, поэтому мост решили назвать «Литейным». Однако городская управа решила именовать переправу в честь императора Александра Второго, но петербуржцы решили по своему, и на страницы истории города вошёл Литейный мост.
Величие переправы и новинки разводки
Новая переправа выглядела величественно и состояла из шести пролётов. Пять из них были металлическими не разводимыми, а шестой пролёт являлся разводным.
Отдельное внимание требует к себе функция разводного механизма. Дело в том, что и здесь была использована новейшая система.
Первоначально, механизм развода моста срабатывался при помощи вОрота, он в свою очередь приводился в действие восьмью рабочими. Но со временем, механизм был переделан, и теперь основную работу развода моста осуществляла водяная турбина.
На тот момент Литейный мост был единственной переправой имеющий подобную систему разводного пролёта.
Диковинки в ограждении и невские русалки
На переправе были установлены перила двух видов. Металлические перила с простым незатейливым рисунком были расположены на разводном пролёте переправы. На остальной части моста были установлены чугунные перила, которые своим видом могли сравниться с произведением искусства.
Всего на перилах в этой части моста были установлены 546 секций. На каждой из них была изображена невская красавица – русалка. В её руках находился герб Петербурга – щит увенчанный короной, а также перекрещенных два скипетра, речной и морской.
Хвосты речных красавиц, были изящным образом вплетены в фигурный орнамент. Остальное пространство было оформлено изображением фантастических морских обитателей, которые стремятся окунуться в водную пучину.
Даже в оформлении моста, создатели внесли очередную диковинку. Дело в том, что вся пышность оформления моста относится к двум стилям. Первый – это меандр, который окаймляет каждое звено, такое оформление использовалось во времена античности. Второй стиль – это чрезмерно пышные листья, такой узор часто использовался в стиле барокко.
Литейный мост и война
Во время Второй мировой воны мост сильно пострадал, и срочно требовался в ремонте. В один из пролётов попала авиабомба, однако не взорвалась, а только пробила его.
Реконструкция… новая жизнь
Однако лишь в 1964 году после завершения реконструкции Волго-Балтийского канала было решено провести полную реконструкцию моста. Проект реконструкции переправы был разработан архитекторами и инженерами из института Ленгипротрансмост.
При реконструкции переправы были заменены металлические строения. Также был полностью изменён разводной пролёт моста. Из-за реконструкции Волго-Балтийского канала, по этой части Невы стали проходить крупные морские суда, прежний разводной пролёт был узким, и причинял массу неудобств судам.
Поэтому новый разводной пролёт установили в глубокой части русла реки. Общий вес разводного крыла составлял 3225 тонн, благодаря механизму подъёма, который был снабжен гидроприводом, развод моста проводился в течение 2-х минут. Ширина моста была увеличена, и теперь движение по переправе было трёхрядным.
Кроме технических характеристик, реконструкция моста коснулась и его художественного оформления. Ограждения сохранили свой первозданный облик, на пяти пролётах, а вот на разводном пролёте, были установлены новые ограждения. По художественному оформлению они были копией старых перил, но сделаны из более лёгкого сплава. Были установлены новые фонари с соответствующим рисунком. Под мостом, были сооружены дорожки со спуском к воде.
Характеристики после реконструкции
Происшествия
В XIX веке
В XXI веке
16 августа 2002 года около 4 часов утра грузовое судно «Каунас» 1957 года постройки, следовавшее из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката, столкнулось с опорой Литейного моста. Корабль накренился и пошёл ко дну носом вниз. Навигация по Неве была восстановлена только 23 августа, когда извлекли рубку сухогруза. Судно разгрузили к 5 сентября, затем его распилили на 3 части и сняли с реки для последующей утилизации. Причиной столкновения сухогруза с опорой Литейного моста стала неисправность в системе винторулевого комплекса.
В романе «Что делать?»
Со сцены самоубийства на Литейном мосту мужа Веры Павловны – Дмитрия Сергеевича Лопухова начинается роман «Что делать?» русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского, который писал его, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года.
Произведение было создано автором отчасти в ответ на произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети». Но раскроем все карты. Роман «Что делать?» начинается с детективной истории о лже-самоубийстве. Читателю, в отличие от полиции, удаётся сразу это разгадать.
Инсценировка самоубийства потребовалась Лопухову, чтобы скрыться от Веры Павловны в темноту, либо в мир иной, покончив тем самым любовную драму. Дело тёмное, хотя и самоубийство не настоящее, но Литейный мост засветился, поэтому и осадочек остался.
Как в том анекдоте про серебряные чайные ложечки, который потерялись после ухода гостей, все подумали плохо на последних, потом серебришко нашлось, а осадочек остался. Но «Что делать?»
Мистические легенды Литейного
В Санкт-Петербурге ходила легенда, что на месте Литейного моста иногда появлялся «мост оборотень». Под багровой луной открывалась чёрная воронка, которая, якобы, увлекала за собой неосторожных прохожих.
Из этого водоворота могли появиться призраки и другие тёмные сущности. В такие периоды переправа мистически притягивала городских самоубийц. Вот, почему писатель Чернышевский указал Литейный мост для своей истории.
А ещё говорили, что на Литейном мосту видели призраков российских императоров и даже Ленина, появившегося на середине моста и быстро растворившегося в петербургском тумане.
Факты из истории – прямо «в яблочко»
Впервые в истории мостостроения Петербурга при строительстве Литовского моста была использована в качестве освещения электричество. Это решению способствовали определённые обстоятельства.
Физик Павел Яблочков является первым изобретателем электрической лампы в мире. Он запатентовал своё изобретение, и, приехав в Россию, открыл завод. По его планам, в России его изобретению гарантирован был успех, однако народ не торопился покупать новинку, завод стал терпеть убытки. На помощь физику пришли подрядчики, которые строили Литейный мост. Они заказали большую партию лапочек, и мост стал освещаться благодаря электричеству.
Многие, критиковали все новшества, используемые при строительстве моста, однако опасения были напрасными. Уже многие годы Литейный мост, является одним из красивых переправ. Он, «герой» нашего времени прошедший долгий путь и испробовавший на себе множество новинок в плане мостостроения и инженерии.









































