для чего предназначен педагогический процесс
Для чего предназначен педагогический процесс
В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Педагогический процесс предмет педагогики.
Педагогический процесс это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластёнин).
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.
Педагогический процесс целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком смысле). Синоним «образовательный процесс».
Как отмечает М.А. Данилов, педагогический процесс это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность, культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер.
В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека.
14.1.1. Образовательный и педагогический процесс
Образовательный и педагогический процесс во многом синонимические понятия. Происхождение их можно объяснить тем, что в одних странах (например, Германия, Россия, Польша) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других «педагогический процесс». В России употребляются оба термина.
В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в вузе (в начальной школе и т.д.)», или дать описание образовательного процесса в нормативных документах (например, требование к образовательному процессу в государственном стандарте образования).
В других случаях понятие «образовательный процесс» трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).
Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Так называют целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом этого понятия является также широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».
Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.
Педагогическая цель это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все компоненты педагогического процесса.
Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяют три группы целей:
Группа А цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения;
Группа В цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.
Группа С цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
14.1.2. Структура педагогического процесса
Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру. Классическая структура педагогического процесса состоит из шести компонентов: цель/(результат) принципы содержание методы средства формы (Рис. 14.1).
Рисунок 14.1 Классическая структура педагогического процесса
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Цель состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе конечный результат своего взаимодействия.
Педагогическая цель это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.
Понятие цель неразрывно связано с понятием «задача». Задача порция, часть цели.
Педагогическая задача это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Цель, реализуемая в определенных условиях, обстоятельствах образовательного процесса это и есть педагогическая задача.
Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.
Содержание это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Как всякая большая система, она характеризуется пересечением вертикальных, горизонтальных и пр. связей (Рис. 14.2).
Рисунок 14.2 Педагогическая система по Н.В. Кузьминой
В.Я. Свирский представляет педагогическую систему через цели и результаты педагогического процесса, собственные деятельности преподавателя и учащихся в их интеллектуальном и эмоциональном взаимодействии (Рис. 14.3).
Рисунок 14.3 Педагогическая система по В.Я. Свирскому
14.1.3. Педагогическое управление
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление.
Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) реализация проекта контроль за ходом выполнения корректировка подведение итогов.
Говорить о достаточном уровне управления учебным процессом можно лишь тогда, когда в результате его учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых.
Структуру технологического процесса обучения можно представить тремя основными каналами движения информации (Рис. 14.4).
Рисунок 14.4 Управляемые каналы процесса обучения
14.1.4. Основные функции педагогического процесса
Основные функции (назначение) педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная (Рис. 14.5).
Рисунок 14.5 Основные функции педагогического процесса
Образовательная функция связана с расширением объема, развивающая со структурным усложнением, а воспитательная с формированием отношений (В.В. Краевский).
Образовательная функция
Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность, которая выражается в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и т.д.
Развивающая функция
Развивающая функция предполагает ориентацию педагогического процесса на развитие личности как целостной психической системы.
Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.
Педагогический процесс, как специально организованный, имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию личности опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии.
Воспитательная функция
Реализация воспитательной функции требует при организации педагогического процесса исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Воспитательная функция связана с формированием отношений, взглядов, убеждений, качеств личности.
Главная цель воспитания определяется как всесторонне гармоническое развитие личности, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способность приумножать его ценности.
В качестве результатов процесса выступают личностные новообразования: изменение мировоззрения, ценностных отношений к себе, к людям, к миру. Формируется личность гражданина мира, способного жить «в контексте мировой культуры», принимая общечеловеческие ценности культур и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, отечественными (Н.Е. Щуркова).
Воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика; требует разнообразия форм, средств и методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающих функций.
14.1.5. Движущие силы педагогического процесса
Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия.
Движущей силой педагогического процесса являются противоречия: между поставленной задачей и наличным уровнем возможностей ее разрешения. Стоящая задача вызывает к жизни определенные потребности, удовлетворяя которые, человек развивается.
Центральное противоречие педагогического процесса: противоречие между возникающими у учащихся (под влиянием педагога) потребностями и их реальными возможностями. Деятельность учителя должна способствовать появлению у школьников потребности (к приобретению новых знаний, к самосовершенствованию и саморазвитию) и способствовать ее разрешению.
Внутренние (субъективные) противоречия между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии, основой возникновения потребности в совершенствовании.
14.2. Педагогический процесс как целостное явление
Целостность педагогического процесса внутреннее единство составляющих компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостность предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая оказывала бы сбалансированное воздействие на все стороны личности: сознание, чувства и волю.
Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов воспитания и обучения, объективно функционирующих как часть и целое: есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности [102].
Основные аспекты целостности педагогического процесса
Реализация основных элементов содержания образования это и есть реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций, цели педагогического процесса.
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
Для чего предназначен педагогический процесс
В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Педагогический процесс предмет педагогики.
Педагогический процесс это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластёнин).
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.
Педагогический процесс целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком смысле). Синоним «образовательный процесс».
Как отмечает М.А. Данилов, педагогический процесс это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность, культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер.
В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека.
14.1.1. Образовательный и педагогический процесс
Образовательный и педагогический процесс во многом синонимические понятия. Происхождение их можно объяснить тем, что в одних странах (например, Германия, Россия, Польша) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других «педагогический процесс». В России употребляются оба термина.
В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в вузе (в начальной школе и т.д.)», или дать описание образовательного процесса в нормативных документах (например, требование к образовательному процессу в государственном стандарте образования).
В других случаях понятие «образовательный процесс» трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).
Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Так называют целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом этого понятия является также широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».
Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.
Педагогическая цель это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все компоненты педагогического процесса.
Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяют три группы целей:
Группа А цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения;
Группа В цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.
Группа С цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
14.1.2. Структура педагогического процесса
Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру. Классическая структура педагогического процесса состоит из шести компонентов: цель/(результат) принципы содержание методы средства формы (Рис. 14.1).
Рисунок 14.1 Классическая структура педагогического процесса
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Цель состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе конечный результат своего взаимодействия.
Педагогическая цель это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.
Понятие цель неразрывно связано с понятием «задача». Задача порция, часть цели.
Педагогическая задача это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Цель, реализуемая в определенных условиях, обстоятельствах образовательного процесса это и есть педагогическая задача.
Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.
Содержание это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Как всякая большая система, она характеризуется пересечением вертикальных, горизонтальных и пр. связей (Рис. 14.2).
Рисунок 14.2 Педагогическая система по Н.В. Кузьминой
В.Я. Свирский представляет педагогическую систему через цели и результаты педагогического процесса, собственные деятельности преподавателя и учащихся в их интеллектуальном и эмоциональном взаимодействии (Рис. 14.3).
Рисунок 14.3 Педагогическая система по В.Я. Свирскому
14.1.3. Педагогическое управление
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление.
Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) реализация проекта контроль за ходом выполнения корректировка подведение итогов.
Говорить о достаточном уровне управления учебным процессом можно лишь тогда, когда в результате его учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых.
Структуру технологического процесса обучения можно представить тремя основными каналами движения информации (Рис. 14.4).
Рисунок 14.4 Управляемые каналы процесса обучения
14.1.4. Основные функции педагогического процесса
Основные функции (назначение) педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная (Рис. 14.5).
Рисунок 14.5 Основные функции педагогического процесса
Образовательная функция связана с расширением объема, развивающая со структурным усложнением, а воспитательная с формированием отношений (В.В. Краевский).
Образовательная функция
Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность, которая выражается в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и т.д.
Развивающая функция
Развивающая функция предполагает ориентацию педагогического процесса на развитие личности как целостной психической системы.
Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.
Педагогический процесс, как специально организованный, имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию личности опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии.
Воспитательная функция
Реализация воспитательной функции требует при организации педагогического процесса исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Воспитательная функция связана с формированием отношений, взглядов, убеждений, качеств личности.
Главная цель воспитания определяется как всесторонне гармоническое развитие личности, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способность приумножать его ценности.
В качестве результатов процесса выступают личностные новообразования: изменение мировоззрения, ценностных отношений к себе, к людям, к миру. Формируется личность гражданина мира, способного жить «в контексте мировой культуры», принимая общечеловеческие ценности культур и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, отечественными (Н.Е. Щуркова).
Воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика; требует разнообразия форм, средств и методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающих функций.
14.1.5. Движущие силы педагогического процесса
Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия.
Движущей силой педагогического процесса являются противоречия: между поставленной задачей и наличным уровнем возможностей ее разрешения. Стоящая задача вызывает к жизни определенные потребности, удовлетворяя которые, человек развивается.
Центральное противоречие педагогического процесса: противоречие между возникающими у учащихся (под влиянием педагога) потребностями и их реальными возможностями. Деятельность учителя должна способствовать появлению у школьников потребности (к приобретению новых знаний, к самосовершенствованию и саморазвитию) и способствовать ее разрешению.
Внутренние (субъективные) противоречия между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии, основой возникновения потребности в совершенствовании.
14.2. Педагогический процесс как целостное явление
Целостность педагогического процесса внутреннее единство составляющих компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостность предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая оказывала бы сбалансированное воздействие на все стороны личности: сознание, чувства и волю.
Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов воспитания и обучения, объективно функционирующих как часть и целое: есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности [102].
Основные аспекты целостности педагогического процесса
Реализация основных элементов содержания образования это и есть реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций, цели педагогического процесса.
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет









