для чего предназначен звуковой сигнал

Устройство автомобилей

Электрические звуковые сигнализаторы

Звуковые сигнализаторы автомобилей (звуковые сигналы) предназначены для связи водителя посредством звуков с другими участниками дорожного движения с целью оповещения или предупреждения. Кроме того они применяются для информирования водителя о неполадках в рабочих агрегатах автомобиля или его угоне.

для чего предназначен звуковой сигнал

На заре автомобилестроения в качестве звуковых сигналов широко использовались ручные клаксоны, которыми водитель мог отпугивать зазевавшихся пешеходов или гуляющих по проезжей части гусей и кур. По мере развития автомобильной техники совершенствовались и звуковые сигнализаторы, которые должны были издавать звуки достаточной мощности, гармоничной тональности и удобно управляться с водительского места.

Звуковые сигналы современного автомобиля характеризуются уровнем звукового давления (в децибелах) и спектральным составом звука. Наиболее хорошо перекрывают шум движения и слышны в кабине обгоняемого автомобиля сигналы, частотный спектр которых находится в пределах 1800…3550 Гц. Поэтому параметры звукоизлучающих деталей сигнала подбирают таким образом, чтобы его основная звуковая энергия была сконцентрирована в этом диапазоне.
Звуковое давление автомобильного сигнала должно быть в пределах 85. 125 дБ.

При конструировании звуковых сигнализаторов учитываются некоторые особенности распространения звука в воздушной среде.

Возникающее при движении автомобиля вихревое перемещение и уплотнение воздуха способно изменить слышимость сигнала и частоту звуковых колебаний. Чем больше скорость автомобиля, тем меньше расстояние, на котором слышен сигнал, и чем больше разница в скорости источника и приемника звука, тем сильнее изменяется звуковой тон (т. е. частота принимаемых звуковых колебаний).

Кроме того, следует учитывать эффект Доплера, который особенно отчетливо проявляется в момент обгона автомобиля, подающего звуковой сигнал. Следствием эффекта Доплера является изменение частоты колебаний подвижного источника звука при прохождении мимо приемника звука, т. е. сила звука и его тон в этот момент резко изменяются.

Цепь электроснабжения звуковых сигналов обязательно защищается предохранителями.

Классификация электрических звуковых сигнализаторов

Звуковые сигнализаторы, устанавливаемые на автомобили подразделяют:

Сигнализаторы также делятся по принципу действия на электрические вибрационные и электропневматические. Последние могут устанавливаться на автомобилях, оснащенных устройствами для получения сжатого воздуха и пневмосистемой. Чаще всего это грузовые автомобили и автобусы.

для чего предназначен звуковой сигнал

Шумовые безрупорные звуковые сигналы имеют упрощенную конструкцию и настроены на один звуковой тон. Наиболее широко распространены электрические вибрационные сигналы малой мощности (40…60 Вт), обладающие хорошим звучанием.

Рупорные сигнализаторы, как правило, устанавливаются на автомобили парами (один высокого, а другой – низкого тона) с одновременным включением через дополнительное реле. На автомобилях применяют параллельное включение сигналов высокого и низкого тонов. Чтобы звук этих сигналов гармонично сочетался, разница основных частот звука сигналов высокого и низкого тонов обычно составляет 65…100 Гц.

Общее устройство и принцип действия электрических звуковых сигналов

По устройству и принципу действия шумовые и тональные сигналы незначительно отличаются друг от друга.
Основным их исполнительным элементом является электромагнит, катушка которого подключается к сети питания через контакты прерывателя. Якорь электромагнита связан со звукоизлучающей мембраной.

При протекании тока по катушке электромагнита его якорь притягивается к сердечнику, и мембрана прогибается. Одновременно происходит размыкание контактов прерывателя, в результате чего катушка электромагнита обесточивается, и якорь под действием упругой силы мембраны возвращается в исходное положение, вновь замыкая контакты прерывателя. Процесс повторяется до тех пор, пока водитель нажимает на звуковую клавишу.

Колебания звуковой мембраны вызывают звуковые колебания в воздушной среде, при этом частоту таких колебаний (а значит и звуковой тон) можно изменять подбором параметров электромагнита (катушки с якорем) и звуковой мембраны (размер, толщина, материал, форма и т. п.) От частоты колебаний якоря зависит высота тона излучаемого звука. По основной частоте звука сигналы делят на сигналы высокого и низкого тонов.

Рупорный звуковой сигнализатор С-308

Звуковой сигнализатор С-308 (рис. 1, а) устанавливается на автомобилях ВАЗ-2109 и состоит из корпуса, в котором размещается электромагнит в виде сердечника 10 с обмоткой 11. Внутри электромагнита находится якорь 9 с грузиком 4 и текстолитовой шайбой 13. Якорь жестко прикреплен к мембране 3. В корпусе расположен мостик 5 с подвижным 7 и неподвижным 8 контактами. Для усиления звука имеется составной диффузор (рупор), состоящий из корпуса 2 и крышки 1.
Схема включения сигнализатора С-308 показана на рис. 1, б.

для чего предназначен звуковой сигнал

Так как рупорные сигнализаторы потребляют ток выше допустимого для механических кнопочных переключателей, в цепи сигналов устанавливается вспомогательное реле. В этом случае при включении сигналов через контакты выключателя проходит ток небольшой силы, потребляемый только обмоткой реле, что позволяет избежать окисления и подгорания контактов.

Рупорные тоновые сигнализаторы

Рупорный тоновый сигнализатор (рис. 2) состоит из электромагнитной системы, создающей колебания мембраны 11, резонатора 10 и корпуса 3. В состав электромагнитной системы входят следующие элементы: обмотка электромагнита 4, сердечник 6, якорь мембраны 5.

для чего предназначен звуковой сигнал

Резонатором в тональном сигнале является воздух, находящийся в рупоре, конфигурация которого обеспечивает взаимную настройку частот колебаний мембраны и воздуха, тем самым достигается громкость звука определенного тона. На автомобилях марки «ГАЗ» применяется комплект из двух сигнализаторов (С302-Г и С303-Г), устанавливаемых между радиатором и его облицовкой на кронштейнах с рессорной подвеской.

Сигнализаторы электромагнитные вибрационные рупорного типа отличаются только тональностью. Схема включения сигнализаторов С302-Г и С303-Г показана на рис. 2, б.
Поскольку звуковые сигнализаторы потребляют большой ток, для предотвращения подгорания контактов управляющей клавиши в цепь устанавливают дополнительное реле.

Безрупорный шумовой сигнализатор С304

Безрупорные шумовые сигнализаторы способны излучать относительно однотонный шумовой звук и, благодаря простоте и дешевизне, чаще всего применяются на грузовых автомобилях и автобусах. Один из выводов сигнализатора С304 (рис. 3) соединяется с положительной клеммой аккумуляторной батареи, а второй через выключатель, соединяющий цепь питания обмотки 15 электромагнита с сердечником 13, на «массу».

для чего предназначен звуковой сигнал

При включении электромагнит притягивает якорь 17, вместе с которым перемещается мембрана 18 с резонатором 19. В конце хода якорь нажимает на пружинную пластину 5, размыкая контакты 9 прерывателя. Цепь электромагнита обесточивается, и под действием мембраны якорь движется в обратном направлении, вновь замыкая контакты 9 прерывателя. Вибрация мембраны передается резонатору 19.

От частоты колебаний мембраны и резонатора зависит основной тон сигнала и диапазон частоты излучаемых звуковых колебаний. Качество сигнала и его тон регулируется винтом 7, расположенным на корпусе 8 с внешней стороны. Регулировочный винт изменяет положение контактов 9 прерывателя относительно якоря 17.

Мембрана 18 зажата винтами между корпусом 8 и крышкой 1. Центральной частью мембрана жестко связана с якорем. Подбором прокладок между корпусом и мембраной регулируется зазор между якорем и сердечником, от которого зависит мощность и тон сигнала, а также сила потребляемого сигнализатором тока.

Схемы управления звуковыми сигнализаторами

Принципиальные схемы управления звуковыми сигнализаторами на автомобилях имеют аналогичные элементы, однако многие производители автомобильной техники используют собственные оригинальные решения для придания своеобразного («фирменного») звука сигналам.

На рис. 4 приведены схемы соединения и включения звуковых тональных сигнализаторов автомобилей марки «ВАЗ» различных моделей и модификаций.

для чего предназначен звуковой сигнал

Неисправности звуковых сигнализаторов

Неисправности звуковых сигнализаторов и реле сигнализаторов приводят к тому, что сигнал либо вообще не звучит, либо звучит слабо.

Окисление контактов прерывателей звуковых сигналов снижает силу тока в цепи сигнализатора, а иногда вызывает прекращение его работы. Окисление контактов усиливается при обрыве искрогасящего резистора, а также неисправности конденсатора. Для удаления слоя окислов надо зачистить контакты мелкой шлифовальной шкуркой или надфилем и продуть воздухом.

Нарушение регулировки сигнализаторов приводит к изменению силы прижимания контактов прерывателя и силы тока в обмотке, из-за чего изменяется мощность звука. Кроме того, на частоту и мощность звука существенно влияют изменение расстояния между штифтом и упругой пластиной подвижного контакта, между сердечником и якорьком, между торцом штифта и упругой пластиной.
На рис. 5 приведены схемы регулировок сигнализаторов С303 и РС503.

для чего предназначен звуковой сигнал

Реле сигнализаторов можно отрегулировать натяжением пружины якорька. Контакты должны надежно замыкаться при напряжении 8 В и не должны замыкаться при напряжении 6 В. Напряжение замыкания и смыкания контактов контролируется реостатом и вольтметром.

Обрыв обмотки сигнализатора происходит чаще всего из-за разрушения пайки в местах крепления выводов обмотки.

Замыкание на корпус изолированной пластины прерывателя происходит при разрушении текстолитовой пластины, изолирующей упругую пластину крепления контактов прерывателя. При такой неисправности электрическая цепь не размыкается, якорем притягивается к сердечнику со щелчком, прерывание цепи не происходит и сигнал не звучит.

Трещины в мембране являются причиной дребезжащего звука. Неисправность определяется визуально после разборки.

Обрыв обмотки реле сигнализаторов приводит к прекращению работы реле и сигнализаторов.

Окисление контактов реле происходит вследствие ослабления пружины якорька, а также при большой силе тока, потребляемого сигнализаторами. Контакты зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой и продувают сжатым воздухом.

Сваривание контактов реле возникает при ослаблении натяжения пружины якорька, что приводит к беспрерывному звучанию сигнализаторов. Беспрерывное звучание сигнала может быть и следствием замыкания провода, ведущего к выключателю сигнала, на «массу».

Нарушение регулировки реле сигнализаторов приводит к прекращению звучания или прерывистому звучанию сигнализаторов.

Если звуковой сигнализатор не звучит или звучит прерывисто, необходимо проверить исправность электрической цепи. Проверку цепи сигнала начинают с предохранителя. Затем проверяют провода на обрыв и надежность крепления наконечников проводов на клеммах с помощью контрольной лампы. если в креплении наконечников проводов на клеммах будет плохой контакт, то при вибрации автомобиля нарушается цепь сигнала, что вызывает прерывистое звучание сигнализатора.

Источник

Применение звукового сигнала

Последнее обновление: 05.07.2020
Комментариев нет

В каких случаях разрешено применять звуковой сигнал? Ответ на этот вопрос дает пункт 19.10 ПДД. Звуковые сигналы могут применяться только:

Т.е. применение звукового сигнала разрешается Правилами только в двух, упомянутых выше, случаях.

Ни для кого не секрет, что звучание автомобильного «клаксона» можно услышать намного чаще, чем его разрешают ПДД. Причины могут быть разными: от реального предупреждения об опасности до «приветствия», или просто «кого-то позвать» у подъезда. Все чаще на дороге можно услышать звуковой сигнал как способ выражения своего негодования.

Но речь не об этом. В конце концов бывают ситуации, когда звуковой сигнал является единственным способом для привлечения внимания (либо к личности, либо к дорожной ситуации).

для чего предназначен звуковой сигнал

О применении световых и звукового сигналов во время обгона вне населенного пункта вкратце рассмотрено в статье Маневрирование в дорожном потоке.

Здесь же, попробуем рассмотреть целесообразность применения звукового сигнала для предотвращения ДТП. Целесообразность в том варианте, на сколько в действительности подача звукового сигнала способна предотвратить столкновение.

Применение звукового сигнала для предотвращения ДТП

Начнем с того, что дорожных ситуаций великое множество, среди них есть, так называемые, типичные, т.е. немного похожие, но в целом, они все разные. В них участвуют разные транспортные средства, которые управляются разными людьми. Это «говорит» о том, что в двух, абсолютно похожих обстоятельствах, два разных человека поведут себя по-разному.

Обычно, звуковой сигнал подает водитель, которому угрожает опасность. Он подает сигнал в надежде, что оппонент, чьи действия представляют опасность, правильно истолкует «звуковое обращение», и своевременно примет какие-то меры для ее купирования.

В случае, если звуковое предупреждение воспринято оппонентом адекватно, то оно срабатывает положительно, и столкновения удается избежать.

Адекватная реакция на чей-то звуковой сигнал — это рациональная реакция, т.е. отказ от маневра, торможение, остановка и др., если того требуют обстоятельства, или же полный игнор, если зв.сигнал не имеет отношения к обстоятельствам. Неадекватные варианты восприятия не рассматриваем, потому как они все одинаково вспыльчивые, и кроме выражения эмоций (в разном виде) ничего собой не представляют.

Если же оппонент никак не реагирует на звуковое предупреждение, тогда водитель, подавший сигнал, вынужден сам реагировать должным образом, чтобы избежать столкновения. При таком исходе можно сделать вывод, что сигнал бывает полезным и бесполезным.

В каких случаях применение звукового сигнала бывает полезным для предотвращения ДТП? — Только в тех, если у обоих участников движения есть время для того, чтобы быстро оценить ситуацию, и принять контрмеры.

Например, водитель автомобиля видит опасность для себя, которую впереди по движению создает водитель другого автомобиля (предположим, тот бесконтрольно перестраивается, и возможно, не видит едущего сзади). Первый сигналит второму, таким образом, предупреждает, что сзади кто-то едет, и у него приоритет. Звуковой сигнал выступает в роли предупреждения прекратить маневр (перестроение), в целях избежать ДТП.

Если водитель «переднего» авто понял зв.предупреждение правильно, то он прекратит перестроение, т.е. примет какие-то меры. Если же он вообще никак не реагирует на звуковой сигнал, и продолжает свой маневр, тогда контрмеры нужно принимать «заднему» водителю, тому, который сигналил. Вместо того, чтобы сигналить еще раз, выражая возмущение, есть смысл действовать по обстоятельствам (снизить скорость, самому перестроиться, если есть куда и др.).

В других вариантах применение звукового сигнала для предотвращения ДТП окажется бесполезным — просто звуком в «небо». В статье Сигналить и тормозить, или объехать? есть неплохой пример для понимания этого. К тому же, когда вы сигналите, у вас рука занята, и вместо того, чтобы рулить, вы теряете драгоценные секунды.

Сигналить или не сигналить, понимание приходит с опытом, когда в зависимости от обстоятельств, интуитивно, сразу становится понятно, поможет сигнал или не поможет. А если он не поможет, тогда зачем «дудеть»? Лучше эти секунды использовать для принятия каких-то реальных мер (объехать, притормозить, изменить бок.интервал и пр.).

Все, что изложено выше, касается применения звукового сигнала для предотвращения ДТП.

Тем не менее, звуковой сигнал можно услышать в разных других случаях, не имеющих отношения к предупреждению о столкновении.

Например, ваш автомобиль стоит первым у стоп-линии, включается зеленый сигнал светофора, и в это время кто-то сзади начинает сигналить, мол, давай, не задерживай. Как на это реагировать? Ответ: никак. Если путь свободен, начинаете движение, и следуете своим намерениям в соответствии с ПДД.

В свою очередь, когда вы подъедете к светофору вторым или третьим, у вас также может возникнуть желание посигналить стоящим впереди, чтобы они не задерживали движение остальных. В таком случае есть смысл подумать о том, а что лично вам даст применение звукового сигнала?

Скорее всего, через пару секунд машины тронутся, и необходимость их «подгонять» отпадет сама собой. Так, стоит ли самому нервничать, тем более, что 2-3 секунды это не так много.

Подобные случаи не редки, важно научиться не реагировать на бесполезные звуки. Для того чтобы понять, какой звуковой сигнал является полезным, а какой бесполезный, нужно все время следить за обстановкой вокруг автомобиля, и тогда их различение будет происходить на уровне интуиции.

Штраф за неправомерный звуковой сигнал

За неправомерное применение звукового сигнала предусмотрен штраф. Неправомерное применение — это любое, выходящее за рамки случаев, предусмотренных пунктом 19.10 ПДД.

Ст. 12.20 КоАП РФ «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки» предусматривает предупреждение или штраф 500 руб. Санкции по этой статье попадают под скидку 50%.

Это, в общем, почти все о применении звукового сигнала, что необходимо знать для адекватной реакции на обстоятельства, а также для того, чтобы не «заработать» штраф за неправомерное применение звукового сигнала.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 05.07.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник

Как работает электрический звуковой сигнал?

для чего предназначен звуковой сигнал для чего предназначен звуковой сигнал для чего предназначен звуковой сигнал для чего предназначен звуковой сигнал

для чего предназначен звуковой сигнал

для чего предназначен звуковой сигнал

Какое назначение звукового сигнала и какого типа он бывает?

Звуковой сигнал предназначен для предупреждения пешеходов о наезде, а водителей транспортных средств об обгоне.

На автомобилях устанавливают электрические вибрационные и (реже) электропневматические звуковые сигналы. По характеру звучания их подразделяют на тональные, устанавливаемые на легковых автомобилях, автобусах большой вместимости и грузовых автомобилях большой грузоподъемности, и шумовые, устанавливаемые на грузовых автомобилях средней и небольшой грузоподъемности, мотоциклах и других транспортных средствах.

Наибольшее распространение на автомобилях получили электрические вибрационные звуковые сигналы, обладающие хорошим звучанием, сравнительно малой мощности (40-60 Вт) и недорогие в изготовлении.

Как устроен электрический тональный звуковой сигнал?

Электрический тональный звуковой сигнал с резонаторами в виде улиток (рис.105, а) состоит из корпуса 11 и резонатора 13; между которыми зажата стальная упругая мембрана 1, с которой жестко соединен якорь 10. На корпусе закреплен сердечник 6, на котором намотана обмотка 3. Один конец обмотки соединяется с подвижным контактом 8 на пружинной стойке 9, изолированной от «массы», второй конец – через выводную клемму 2 со стойкой 17 реле включения 18. Подвижный контакт прижимается к неподвижному, укрепленному на пластине 5, соединенной с «массой» автомобиля. Пластина 5 на стержне закреплена регулировочными гайками 4, позволяющими регулировать звук сигнала. В выточку якоря 10 упирается толкатель 7, который при работе сигнала может упираться в пружинную пластину 9 и отводить (размыкать) подвижный контакт от неподвижного, прерывая цепь тока в обмотке 3. Параллельно контактам включен конденсатор или искрогасящее сопротивление 19, уменьшающее искрение между контактами, предотвращая их подгорание. Сигнал крепится через рессорную подвеску 12, что исключает дребезжание звука.

для чего предназначен звуковой сигнал

Рис.105. Звуковой сигнал:
а – устройство; б – схема.

Как работает электрический звуковой сигнал?

Работа электрического тонального звукового сигнала (рис.105, б) заключается в следующем. При нажатии на кнопку 20, установленную на рулевом колесе, срабатывает реле включения 18. Цепь тока: отрицательная клемма батареи 21 – «масса» – замкнутые контакты нажатой кнопки – по изолированному проводу на обмотку 15 реле включения – предохранитель 23 – амперметр 22 – положительная клемма батареи. Ток, проходя по обмотке 15, намагничивает сердечник, который притягивает якорек 16, и контакты 17 замыкаются, замыкая основную электрическую цепь звуковых сигналов. Теперь ток пойдет по цепи: отрицательная клемма батареи 21 – «масса» – неподвижный контакт звукового сигнала – подвижный контакт 8 – обмотка 3 – выводная клемма 2 – клемма реле включения – замкнутые контакты 17 – якорек – ярмо 14 – выводная клемма реле включения – предохранитель 23 – амперметр 22 – положительная клемма батареи 21.

При прохождении тока по обмотке 3 сердечник 6 намагничивается и притягивает к себе якорь 10, который тянет за собой мембрану 1, выгибая ее. Одновременно якорь воздействует на толкатель 7, который поднимает пружинную пластину 9 вместе с подвижным контактом 8. Контакты размыкаются, цепь тока прерывается, сердечник размагничивается и мембрана 1 возвращается в исходное положение. Вместе с мембраной отходит и якорь, прекращая давление на толкатель 7. Контакты под действием пружинной пластины 9 снова замыкаются. Опять по указанной цепи пойдет электрический ток, снова сердечник 6 намагнитится и притянет якорь, который выгнет мембрану и через толкатель разомкнет контакты, цепь опять разомкнется и т. д. Мембрана колеблется с частотой 400 Гц, что и издает звук, который выравнивается резонатором 13.

После прекращения воздействия на кнопку 20 ток в обмотку 15 реле включения не поступает и контакты 17 размыкаются, прерывая цепь тока в обмотке 3 звукового сигнала, и он прекращает свою работу.

Параллельно звуковому сигналу к реле включения подключают еще один или несколько сигналов, что улучшает тональность звука.

Реле включения устанавливают для уменьшения подгорания контактов на кнопке рулевого колеса, так как обмотка сигнала в момент включения потребляет ток силой 15-25 А, а через реле включения проходит ток силой всего 0,5 А. Однако на тех автомобилях, где установлен один сигнал, реле включения сигналов не устанавливают, так как кнопка рассчитана на его нагрузку.

Источник

Материалы

Приборы сигнализации.

Звуковой сигнал

Какое назначение звукового сигнала и какого типа он бывает?

Звуковой сигнал предназначен для предупреждения пешеходов о наезде, а водителей транспортных средств об обгоне.

На автомобилях устанавливают электрические вибрационные и (реже) электропневматические звуковые сигналы. По характеру звучания их подразделяют на тональные, устанавливаемые на легковых автомобилях, автобусах большой вместимости и грузовых автомобилях большой грузоподъемности, и шумовые, устанавливаемые на грузовых автомобилях средней и небольшой грузоподъемности, мотоциклах и других транспортных средствах.

Наибольшее распространение на автомобилях получили электрические вибрационные звуковые сигналы, обладающие хорошим звучанием, сравнительно малой мощности (40-60 Вт) и недорогие в изготовлении.

Как устроен электрический тональный звуковой сигнал?

Электрический тональный звуковой сигнал с резонаторами в виде улиток (рис.105, а) состоит из корпуса 11 и резонатора 13; между которыми зажата стальная упругая мембрана 1, с которой жестко соединен якорь 10. На корпусе закреплен сердечник 6, на котором намотана обмотка 3. Один конец обмотки соединяется с подвижным контактом 8 на пружинной стойке 9, изолированной от «массы», второй конец – через выводную клемму 2 со стойкой 17 реле включения 18. Подвижный контакт прижимается к неподвижному, укрепленному на пластине 5, соединенной с «массой» автомобиля. Пластина 5 на стержне закреплена регулировочными гайками 4, позволяющими регулировать звук сигнала. В выточку якоря 10 упирается толкатель 7, который при работе сигнала может упираться в пружинную пластину 9 и отводить (размыкать) подвижный контакт от неподвижного, прерывая цепь тока в обмотке 3. Параллельно контактам включен конденсатор или искрогасящее сопротивление 19, уменьшающее искрение между контактами, предотвращая их подгорание. Сигнал крепится через рессорную подвеску 12, что исключает дребезжание звука.

для чего предназначен звуковой сигнал

Рис.105. Звуковой сигнал:
а – устройство; б – схема.

Как работает электрический звуковой сигнал?

Работа электрического тонального звукового сигнала (рис.105, б) заключается в следующем. При нажатии на кнопку 20, установленную на рулевом колесе, срабатывает реле включения 18. Цепь тока: отрицательная клемма батареи 21 – «масса» – замкнутые контакты нажатой кнопки – по изолированному проводу на обмотку 15 реле включения – предохранитель 23 – амперметр 22 – положительная клемма батареи. Ток, проходя по обмотке 15, намагничивает сердечник, который притягивает якорек 16, и контакты 17 замыкаются, замыкая основную электрическую цепь звуковых сигналов. Теперь ток пойдет по цепи: отрицательная клемма батареи 21 – «масса» – неподвижный контакт звукового сигнала – подвижный контакт 8 – обмотка 3 – выводная клемма 2 – клемма реле включения – замкнутые контакты 17 – якорек – ярмо 14 – выводная клемма реле включения – предохранитель 23 – амперметр 22 – положительная клемма батареи 21.

При прохождении тока по обмотке 3 сердечник 6 намагничивается и притягивает к себе якорь 10, который тянет за собой мембрану 1, выгибая ее. Одновременно якорь воздействует на толкатель 7, который поднимает пружинную пластину 9 вместе с подвижным контактом 8. Контакты размыкаются, цепь тока прерывается, сердечник размагничивается и мембрана 1 возвращается в исходное положение. Вместе с мембраной отходит и якорь, прекращая давление на толкатель 7. Контакты под действием пружинной пластины 9 снова замыкаются. Опять по указанной цепи пойдет электрический ток, снова сердечник 6 намагнитится и притянет якорь, который выгнет мембрану и через толкатель разомкнет контакты, цепь опять разомкнется и т. д. Мембрана колеблется с частотой 400 Гц, что и издает звук, который выравнивается резонатором 13.

После прекращения воздействия на кнопку 20 ток в обмотку 15 реле включения не поступает и контакты 17 размыкаются, прерывая цепь тока в обмотке 3 звукового сигнала, и он прекращает свою работу.

Параллельно звуковому сигналу к реле включения подключают еще один или несколько сигналов, что улучшает тональность звука.

Реле включения устанавливают для уменьшения подгорания контактов на кнопке рулевого колеса, так как обмотка сигнала в момент включения потребляет ток силой 15-25 А, а через реле включения проходит ток силой всего 0,5 А. Однако на тех автомобилях, где установлен один сигнал, реле включения сигналов не устанавливают, так как кнопка рассчитана на его нагрузку.

В чем особенность звуковых сигналов автомобилей KaмАЗ?

На автомобиле КамАЗ-5320 установлены двухтональные вибрационные электрические звуковые сигналы, рассчитанные на напряжение 24 В и кратковременный режим работы. Кроме электрических сигналов, на нем установлен и пневматический сигнал С40-В, работающий от электропневмоклапана.

Какие неисправности могут быть в сигнале и как их устраняют?

Наиболее частыми неисправностями электрического вибрационного звукового сигнала могут быть: обрыв проводов или их окисление; подгорание контактов; трещины мембраны, вызывающие дребезжание звука; нарушение регулировки сигналов; перегорание конденсатора.

Оборванные провода зачищают и надежно соединяют, после чего изолируют изоляционной лентой. Окислившиеся провода, клеммы или контакты зачищают надфилем или мелкой стеклянной бумагой с последующей продувкой сжатым воздухом. Треснувшую мембрану, перегоревший конденсатор или искрогасящее сопротивление заменяют новыми или исправными. Нарушение регулировки устраняют регулировкой каждого сигнала в отдельности.

Стоп-сигнал

Какое назначение стоп-сигнала на автомобиле и где он устанавливается?

Стоп-сигнал на автомобиле служит для предупреждения водителей сзади движущихся транспортных средств о снижении скорости или остановке данного автомобиля. Он устанавливается в тормозном приводе и включается (загорается) при нажатии водителем на тормозную педаль. Обычно стекло фонаря стоп-сигнала окрашено в красный цвет, который хорошо виден и предупреждает об опасности.

Как устроен и работает стоп-сигнал?

Включатель стоп-сигнала при гидравлическом приводе тормозов (рис.106) состоит из корпуса 6 с пластмассовой крышкой 2, между которыми зажата диафрагма 5 с медным контактным диском 4. В крышку вмонтированы две выводные клеммы 1, изолированные от «массы». Пружина 3, воздействуя на контактный диск 4, удерживает контакты в разомкнутом состоянии и лампа не горит. Контакты с помощью проводов соединяются с лампой и источником тока. Корпус при помощи резьбы 7 ввертывается в тройник у выхода тормозной жидкости из главного тормозного цилиндра. Когда водитель не нажимает на педаль тормоза, контакты под воздействием пружины разомкнуты и лампа не горит, стоп-сигнал выключен. При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость давит на диафрагму, прогибает ее и, преодолевая сопротивление пружины 3, прижимает контактный диск 4 к клеммам 1, замыкая электрическую цепь, и лампочка загорается, стоп-сигнал включен. При отпускании педали тормоза давление жидкости прекращается и пружина отводит контактный диск с диафрагмой в исходное положение. Цепь размыкается, лампа гаснет, стоп-сигнал выключен. Подобным образом устроен и работает включатель стоп-сигнала при пневматическом приводе, но там во время торможения на диафрагму давит сжатый воздух, все остальное такое же.

для чего предназначен звуковой сигнал

Рис.106. Включатель стоп-сигнала.

Указатели поворота

Какое назначение указателей поворота?

Указатели поворота служат для предупреждения водителей, пешеходов и регулировщиков об изменении направления движения автомобиля, его перестроении, остановке и т. п. На автомобилях устанавливаются световые указатели поворота, лампы которых горят мигающим светом, что позволяет их отличать от других источников света. Оранжевые лампы указателей поворота находятся в общем корпусе с подфарниками и задними фонарями автомобиля.

Что входит в устройство светового указателя поворота?

Световой указатель поворота (рис.107) состоит из переключателя 1, установленного в кабине автомобиля, прерывателя 2, контрольной лампы 16, установленной на щите приборов автомобиля, лампы 19 правого и 20 левого поворотов. В устройство прерывателя указателя поворота входит: стальной сердечник 12, набранный из отдельных пластин электромагнитной стали, на котором намотана обмотка 13. На сердечнике, закрепленном на кронштейне 15, установлены стойки с контактами 8 и 9, к которым прижимаются подвижные контакты, закрепленные на стальных якорьках 7 и 14. Якорек 7 и бусинку 4, изолированную от кронштейна 15, соединяет нихромовая струна 5. Изменяя ее натяжение регулировочным винтом 3, регулируют частоту мигания ламп 19 и 20. Обмотка 13 прерывателя включена последовательно с лампами 19 и 20 указателей правой и левой сторон автомобиля.

для чего предназначен звуковой сигнал

Рис.107. Указатель поворота.

Как работает световой указатель поворота?

При нахождении ручки переключателя 1 в нейтральном положении или выключенном включателе (замке) зажигания 17 струна 5 оттягивает на себя якорек 7 и удерживает контакты 8 в разомкнутом состоянии. Одновременно бронзовая пластина 11 с клеммой 10 также удерживает контакты 9 в разомкнутом состоянии (контрольная лампа 16 на щитке приборов не горит).

Во время поворота, например, налево (замок зажигания 17 включен) переключателем 1 замыкают контакты I и IV. Образуется электрическая цепь: отрицательная клемма батареи 18 – «масса» – лампа 20 – контакты I и IV переключателя 1 – контакт VI – зажим СЛ – обмотка 13 – добавочный резистор 6 – струна 5 – якорек 7 – кронштейн 15 – зажим Б – замкнутые контакты замка зажигания 17 – положительная клемма батареи. Лампы 20 загораются, но очень тускло, из-за того, что в их цепь включен добавочный резистор 6. Ток, проходящий по цепи, нагревает струну 5, она удлиняется и ее натяжение ослабляется. Вследствие этого сердечник 12 притягивает якорек 7, контакты 8 замыкаются, закорачивая добавочный резистор 6 и струну 5. Сопротивление в цепи уменьшается, а сила тока увеличивается, лампы 20 загораются полным накалом (ярко). В это же время намагниченный сердечник 12 притягивает якорек 14, который, замыкая контакты 9, включает контрольную лампу 16 на щитке приборов, и водитель контролирует работу указателя поворота. Отключенная струна 5 остывает, ее натяжение увеличивается настолько, что якорек 7 снова размыкает контакты 8 и тем самым включает в цепь добавочный резистор 6. Так как сила тока в обмотке 13 уменьшается, то сердечник 12 меньше намагничивается и пластина 11, воздействуя на якорек 14, размыкает контакты 9 и выключает лампу 16. Далее процесс повторяется. Частота мигания лампочек составляет 70-100 миг./мин, что и позволяет их хорошо видеть.

Какие неисправности могут быть в указателе поворотов и как их устраняют?

В световом указателе поворотов наиболее часто встречаются такие неисправности: перегорание нитей ламп накаливания; подгорание контактов прерывателя и включателя; перегорание обмотки или резистора; ослабление крепления или окисление проводов и приборов.

Перегоревшие лампы, резисторы, обмотки заменяют новыми. Подгоревшие контакты зачищают надфилем или мелкой стеклянной бумагой с последующей продувкой сжатым воздухом. Окислившиеся провода и другие места соединения тщательно зачищают и устанавливают на место, надежно закрепив их.

Сигнализатор давления масла в двигателе

Какое назначение сигнализатора давления масла в двигателе?

Сигнализатор давления масла служит для сигнализации водителю о снижении давления масла в системе смазки двигателя ниже допустимых пределов. В этом случае работа двигателя должна быть прекращена до выявления и устранения неисправности, вызвавшей снижение давления масла.

Как устроен и работает сигнализатор давления масла?

Аварийный сигнализатор давления масла (рис.108) состоит из металлического корпуса 8 с резьбой для ввертывания его в масляную магистраль двигателя; маслостойкой диафрагмы 7; неподвижной пластины 6, соединенной с «массой»; подвижной пластины 5, изолированной от «массы»; штока 4, опирающегося на диафрагму 7; пружины 3, стремящейся удерживать пластины 5 и 6 в замкнутом состоянии; пластмассовой крышки 2 с контактом 1, к которому ·проводом подсоединяется лампочка 13.

для чего предназначен звуковой сигнал

Рис.108. Сигнализатор аварийного давления масла:
а – давления масла нет; б – давление масла есть.

Работает сигнализатор так. При работающем двигателе и нормальном давлении масла диафрагма 7 прогибается и через шток 4 отводит подвижную пластину 5 от неподвижной 6, электрическая цепь разомкнута, лампа 13 не горит (рис.108, б). В случае понижения давления масла в масляной магистрали двигателя ниже допустимых пределов, например, для автомобиля ГАЗ-53А ниже 0,04-0,08 МПа, давление масла на диафрагму 7 уменьшается и она выпрямляется. Пружина 3, воздействуя на подвижную пластину 5, прижимает ее к неподвижной 6 и электрическая цепь замыкается. Лампа 13 загорается, сигнализируя водителю о появившейся неисправности в системе смазки двигателя (рис.108, а). Когда двигатель не работает, а замок зажигания 11 включен, пластины 5 и 6 под давлением пружины 3 будут прижаты и лампа 13 горит, однако система смазки исправна. После пуска двигателя она должна погаснуть, Если это не произойдет, то в системе смазки имеется неисправность, которую необходимо выявить и устранить. Цепь тока в момент загорания лампы: отрицательная клемма батареи 9 – «масса» – корпус 8 – неподвижная пластина 6 – подвижная пластина 5 – пружина 3 – выводной контакт 1 – провод – лампа 13 – предохранитель 12 – замок зажигания 11 – амперметр 10 – положительная клемма аккумуляторной батареи.

Сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости

Какое назначение сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости?

Сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя служит для предупреждения водителя о чрезмерном повышении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. При этом водитель обязан остановить автомобиль, выявить причину перегрева двигателя и устранить ее.

Обычно датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости устанавливается в верхнем бачке радиатора, а сигнальная лампа – на щитке приборов автомобиля. Соединяются между собой они проводом.

Как устроен и работает сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости?

Сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости (рис.109) состоит из датчика 1, представляющего собой латунный баллон, вмонтированный в корпус 6 с резьбой для ввертывания в верхний бачок радиатора. В баллоне установлена неподвижная пластина 2 с контактом, соединенным с «массой». К неподвижному контакту 2 прижимается подвижный контакт 3, закрепленный на биметаллической пластине 4, изолированной от «массы». Через контактную пластину 5 контакт 3 соединен с выводной клеммой 7.

для чего предназначен звуковой сигнал

Рис.109. Сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости.

Работает сигнализатор так. При работе двигателя и нормальной температуре охлаждающей жидкости под воздействием упругости биметаллической пластины 4 контакты 2 и 3 разомкнуты и лампа 8 на щитке приборов не горит. С повышением температуры охлаждающей жидкости до 105-108°С (ГАЗ-53А), 104-109°C (ГАЗ-24 «Волга»), 115°С (ЗИЛ-130), 92-98°С (КамАЗ-5320) биметаллическая пластина, нагреваясь, изгибается настолько, что контакты 2 и 3 замыкаются, лампа 8 загорается, сигнализируя водителю о перегреве двигателя. Цепь тока при загорании лампочки: отрицательная клемма батареи 12 – «масса» – неподвижный контакт 2 – подвижный контакт 3 – биметаллическая пластина 4 – контактная пластина 5 – выводная клемма 7 – лампа 8 – предохранитель 9 – замок зажигания 10 – амперметр 11 – положительная клемма батареи 12.

Включатель лампы заднего хода и сигнализатор неисправности гидравлического привода тормозов

Как устроен и работает включатель лампы заднего хода?

На легковых автомобилях устанавливают включатель лампы при движении автомобиля задним ходом, что предупреждает пешеходов и водителей, а водителю в темное время суток несколько освещает дорогу. Включатель лампы заднего хода состоит из датчика 6, смонтированного на крышке коробки передач, лампы 1, установленной в задних фонарях автомобиля. При включении передачи заднего хода (рис.110, а) шток коробки передач воздействует на шарик 8, который через толкатель 7 перемещает контактную пластину 5 и замыкает зажимы 2, установленные в изоляторе 4, преодолевая сопротивление пружины 3. Электрическая цепь замыкается и лампа 1 загорается. После выключения передачи шток прекращает давить на шарик 8 и он возвращается в исходное положение. Пружина 3 размыкает контакты, лампа гаснет.

для чего предназначен звуковой сигнал

Рис.110. Включатель:
а – ламп заднего хода; б – неисправности гидравлического привода тормозов.

Как устроен и работает включатель контрольной лампы сигнализатора отказа разделителя гидравлического привода тормозов?

На автомобиле ГАЗ-24 «Волга» и других устанавливают сигнализатор аварийного состояния гидравлического привода тормозов. Он монтируется в разделителе тормозов и устроен так же, как и включатель заднего хода. В случае обрыва трубопровода или шланга в системе гидравлического привода тормозов к рабочим цилиндрам задних или передних колес резко уменьшается давление тормозной жидкости в одной из полостей 11 или 15 корпуса 10 крепления трубопроводов (рис.110, б). Тогда под избыточным давлением тормозной жидкости в другой полости с исправной линией поршни 9 передвинутся в сторону меньшего давления. Шарик 12 выйдет из кольцевой канавки на поршне и, воздействуя на шарик включателя 14, замкнет электрическую цепь сигнальной лампы 13 на щитке приборов автомобиля. Она будет гореть до тех пор, пока водитель не устранит неисправность в приводе и дольет тормозную жидкость в резервуар главного тормозного цилиндра. Тогда давление в полостях 11 и 15 уравновесится и шарик 12 возвратится в исходное положение. Контакты под давлением пружины 3 разомкнутся и лампочка погаснет.

Какие сигнализаторы установлены на автомобиле КамАЗ-5320?

На автомобиле КамАЗ-5320 на щитке приборов установлены блоки сигнальных ламп: контроля работы указателя поворота автомобиля и прицепа, механизма блокировки межосевого дифференциала, включения пускового устройства «термостарт», четыре лампы, сигнализирующие о падении давления в тормозной системе, включении стояночного тормоза. Блоки сигнальных ламп снабжены кнопочными включателями для проверки исправности ламп. Для контроля за частотой вращения коленчатого вала установлен тахометр.

Стеклоочиститель

Какое назначение стеклоочистителя, как он устроен и работает?

Стеклоочиститель служит для очистки ветрового стекла с целью улучшения видимости. На большинстве автомобилей устанавливают стеклоочиститель с электрическим приводом (рис.111). Он состоит из электродвигателя 12, червячного редуктора 10, рычагов привода 14, щеткодержателей 2 с пружинами 3 и щетками 4, установленных на осях 1. Щетки перемешаются по ветровому стеклу 5. Ось привода рычагами 14 соединена с осью 6 червячной шестерни 8. Червяк 9, находящийся в постоянном зацеплении с червячной шестерней, изготовлен как одно целое с валом якоря 11 электродвигателя 12. Н а валу червячной шестерни 6. закреплен фасонный контактный диск 13 концевых выключателей 7. Переключатель 15 имеет три положения: выключено; малая скорость, при которой щетки 3 совершают 27 двойных ходов в минуту, и большая скорость – 45 двойных ходов в минуту. Изменение скорости хода достигается включением в цепь обмотки возбуждения дополнительного сопротивления. При установке переключателя в первое или второе положение ток поступает в обмотки возбуждения электродвигателя и якорь начинает вращаться. Крутящий момент передается червяку 9 редуктора 10 и от него червячной шестерне 8. Червячная передача позволяет уменьшить до необходимых пределов частоту вращения вала червячной шестерни, на которой установлен кривошип, соединенный с рычажной системой привода щеток 4. Кривошип превращает вращательное движение червячной передачи в качательное движение щеток. После выключения переключателя электродвигатель сразу не выключается и щетки продолжают двигаться по стеклу до тех пор, пока не дойдут до своих крайних положений. В этот момент концевой выключатель 7, расположенный на корпусе редуктора и работающий параллельно основному переключателю 15, с помощью фасонного диска 13 с контактом разомкнет электрическую цепь. Двигатель выключится и щетки остановятся у нижнего края стекла.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *