для чего предназначена левая полоса движения в городе

Разрешено ли движение по левой полосе

Извечный спор между водителями – можно ли ехать по левой полосе. Одни говорят, что машины там могут ездить в любом случае, а вторые придерживаются что левая полоса для обгона. Между тем, особенности езды по разным полосам регламентируются ПДД. Рассмотрим, когда можно ездить по левому ряду, когда это запрещено, и какой штраф ожидает водителей при нарушении правил.

Что написано о движении по левой полосе в ПДД?

Ответы на все вопросы о езде по левой полосе содержатся в п. 9.4 и п. 9.5 ПДД. По большей части запреты касаются загородных трасс:

Автомобили с разрешенной максимальной массой от 2.5 тонн могут выезжать на крайнюю левую из трех и более полос только для разворота или поворота налево.

Рассмотрим несколько примеров, как это должно выглядеть на практике:

№1. Езда по населенному пункту. Водитель едет по двухполосной дороге, заняв крайнее левое положение. Здесь никакого нарушения нет: п. 9.4 ПДД запретов не содержит. Далее количество полос меняется, и в попутном направлении их уже три. Здесь водитель может принимать крайнюю левую полосу лишь в том случае, если остальные ряды при активном движении заняты, либо ему нужно повернуть налево, развернуться.

Стоит учитывать знаки и разметку. Даже если при езде в городе две полосы, но есть знаки, указывающие направление движения, нужно руководствоваться ими. Например, нельзя ехать прямо в левом ряду, если знак указывает, что на данном участке дороги можно только развернуться или повернуть налево.

№2. Езда вне населенного пункта. Конец населенного пункта обозначается знаком для чего предназначена левая полоса движения в городе5.24.1 для чего предназначена левая полоса движения в городе, но ограничения могут быть сняты и знаком для чего предназначена левая полоса движения в городе3.31 для чего предназначена левая полоса движения в городе. Человек едет на машине в правом ряду. Попутно едущий автомобиль спереди движется с меньшей скоростью, поэтому другому водителю разрешается его опередить. После завершения маневра он должен вернуться в свою полосу.

У многих водителей есть негласное правило, которое поможет избежать некоторых неприятных ситуаций. Несмотря на то, что движение в городе по левому ряду в большинстве случаев разрешено по ПДД, у опытных автовладельцев езда там при свободной правой считается дурным тоном.

Другой вопрос – когда обе полосы заняты, и слева автомобиль едет так же медленно, как и справа. Фактически получается, что вся дорога занята, и тот, кто едет быстрее них сзади, не сможет проехать, или ему придется выезжать на «встречку» в нарушение ПДД. По правилам оба впереди едущих водителя правы, но во избежание дорожных конфликтов лучше так не делать.

Когда ездить в левой полосе разрешено?

Существует несколько ситуаций, когда выезжать на левую полосу можно, не боясь штрафа:

Если речь идет о зоне вне города или о движении по трехполосной дороге в городе, по окончании любого из указанных выше маневров нужно вернуться в свою полосу. Левую сторону нельзя занимать, даже если она пустая и сзади нет других транспортных средств, которым могла бы помешать машина.

Какой штраф за движение по левой полосе?

Если водитель нарушает п. 9.4 или п. 9.5 ПДД, его могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП за нарушение правил расположения автомобиля на дороге. Размер штрафа здесь равен 1 500 руб.

Зафиксировать нарушение может только инспектор ГИБДД. Камеры, фиксирующие несоблюдение п. 9.4 или п.9.5 ПДД, пока еще нигде не установлены. На месте составляется протокол, где сразу будут указаны реквизиты для оплаты.

Если оплатить штраф в течение 20 дней, можно воспользоваться скидкой – 50% от суммы. В конечном итоге перечисляется только 750 вместо 1 500 руб.

Можно ли ездить по левому ряду в черте города?

Как говорилось ранее, п. 9.4 ПДД действует только в отношении загородных участков дорог. В городе же можно ездить по любой полосе, главное – соблюдать предписание знаков и разметки.

Однако изначально левая полоса предназначена для разворотов, движения налево и обгона. Если же ездить на ней прямо, штрафа за это не будет. Исключение – некоторые виды транспортных средств, которым запрещается без крайней нужды ездить слева:

Вышеуказанные категории транспортных средств могут ездить на дороге слева лишь в том случае, если их водители собираются повернуть налево или развернуться.

Что делать, если ехал по левой полосе и остановил сотрудник ГИБДД?

Несмотря на предусмотренную ответственность, привлечь к ней за движение по левой полосе на участке дороги, где это запрещено без необходимости, крайне проблематично. Инспекторам придется доказывать, что водитель нарушил ПДД. Тот, в свою очередь, может объяснить езду слева следующим образом:

Чаще всего водители объясняют движение в левом ряду поиском поворота налево. За это инспекторы наказывать не вправе. Если протокол все же составлен, нужно сделать на нем пометку о несогласии и указать причины. После этого протокол можно оспорить через суд или руководителя ГИБДД.

Как оспорить протокол?

Составленный протокол выдается водителю на руки, и впоследствии его можно обжаловать. Самый простой способ – подать письменную жалобу руководителю инспекции. Сделать это можно через сайт ведомства или принести заявление лично.

Свою позицию придется аргументировать, указав, по какой причине пришлось ехать за городом по левому ряду и на каких основаниях должны отменить ответственность по ст. 12.15 КоАП РФ.

Руководитель рассматривает заявление в течение 10 дней, срок начинает исчисляться со дня, следующего за датой подачи.

Альтернативный вариант – оспаривание в судебном порядке. Это труднее и занимает много времени. В общей сложности процесс может длиться до двух месяцев.

Подать заявление можно несколькими способами:

В процессе разбирательств придется отстаивать свою позицию. В качестве доказательств можно использовать записи с видеорегистратора, не лишними будут свидетельские показания.

По результатам суд выносит постановление. Протокол им отменяется или остается без изменений. В первом случае штраф платить не придется, во втором постановление обжалуется через апелляционный суд в течение 1 месяца.

Чтобы избежать штрафа, достаточно соблюдать ПДД и не ездить в левом ряду при свободном правом, если речь идет о загородной дороге. При движении по городу можно ездить в любой полосе, исключение – крайний левый ряд на трехполосной дороге: он предназначен только для разворота или поворота налево.

Важно учитывать, что в процессе управления машиной нужно руководствоваться не только ПДД, но и дорожной обстановкой. Например, водителя не оштрафуют, если он докажет, что ехал в левом ряду из-за препятствия в правом, или ему нужно было повернуть налево. Пока что практика показывает, что протоколы за такие нарушения оформляются крайне редко и в основном в рамках запланированных рейдов ГИБДД.

Источник

Где разрешено и запрещено движение по крайней левой полосе в городе и на трассе?

для чего предназначена левая полоса движения в городе

для чего предназначена левая полоса движения в городе

для чего предназначена левая полоса движения в городе

для чего предназначена левая полоса движения в городе

для чего предназначена левая полоса движения в городе

Левая полоса и штраф

Многие водители знают, что ехать по крайней левой полосе вне населённого пункта запрещено. Но далеко не все подозревают, что и в городе это правило также действует в 2021 году в определённых ситуациях. Однако, уступать дорогу догоняющему сзади автомобилю, даже двигаясь в нарушение ПДД слева, обязанности тоже нет. Всё это тонкости Правил, которые мы рассмотрим ниже. И выясним, можно ли ехать в левом ряду по ПДД по трассе, какая разница между грузовыми, легковыми автомобилями и какие отдельные требования установлены для Газелей. Какой штраф за это, фиксируют ли данное нарушение камеры фотофиксации и обязаны ли мы перестроиться, создавая помехи при движении в левой полосе? Итак, давайте по порядку!

Как ПДД 2021 года определяют полосу движения?

Прежде всего выясним, как делится проезжая часть дороги на полосы. Ведь всё становится понятно, если на данном участке присутствует разметка. А если её нет?

ПДД дают довольно чёткое определение полосы. Согласно термину, это продольная полоса движения в составе проезжей части, достаточная для движения автомобилей. Причём, она может быть как обозначена разметкой, так и не обозначена.

Таким образом, получаем три важных для дальнейших пояснений вывода:

для чего предназначена левая полоса движения в городе
Дорога с отсутствующей разметкой, где водители должны самостоятельно определять количество полос движения

При этом, водитель обязан самостоятельно разделить дорогу на полосы, а также определить, где будет встречка, поделив ширины проезжей части пополам.

И обратите особое внимание, что ширина для определения полосы должна быть достаточной именно для автомобилей, а не любых транспортных средств. Если, к примеру, на всю попутную половину ширины проезжей части помещаются 2 или даже 3 мотоцикла, то это ещё не значит, что здесь, соответственно, 2 или 3 полосы движения. Если автомобиль помещается только один, то и ряд один. Но да, конечно же, машины могут быть и грузовыми шириной 2,5 метра, и малолитражками, едва 1,5 метра ширины. Как в этом случае определять ряды, Правила уже не уточняют.

Итак, перейдём теперь поближе к нашему главному вопросу.

Для каких автомобилей предназначена левая полоса?

Почти во всех дорожных обстановках левая полоса может использоваться любыми видами транспортных средств, за исключением велосипедов. Однако, Правила ограничивают возможность занимать левую полосу в зависимости от:

Вот как раз об этих факторах и поговорим подробнее ниже!

Всегда ли запрещено занимать крайний левый ряд на трассе?

Итак, почти каждый водитель слышал о правиле левой полосы. Большинство из нас знает, что запрещено движение по крайней левой полосе вне населённого пункта, если заняты правые. Однако, это не совсем точное описание данного правила.

Согласно пункта 9.4 ПДД, устанавливаются 2 требования вне населённых пунктов:

Вот как раз первый пункт и известен почти всем автолюбителям. Что касается второго, то фактически он означает, что вы даже при одной полосе движения в вашем направлении должны ехать ближе к правому краю проезжей части. Например, если ширина ряда 2,5 метра, а вашей машины – 1,8 метра, то это значит, что как минимум слева у вас должно оставаться больше места, чем справа. Но по букве ПДД только при наличии у вас такой возможности. А вот что кроется под возможностью, и насколько она должна быть объективной, Правила умалчивают. Например, если правый край весь в ямах или колдобинах, то отсутствует ли возможность ехать по ним? Разумеется, сама возможность присутствует. Однако, такая траектория езды может быть небезопасной для дорожного движения, а это также запрещают ПДД.

Не забываем также, что обочина проезжей частью не является, и потому как можно правее означает, что вы не должны съезжать на неё, так как она вообще не предназначена для движения.

для чего предназначена левая полоса движения в городе

Разрешён ли выезд для обгона?

И здесь развеем ещё один миф, который, к сожалению, засел в головах некоторых автовладельцев. Обгоном правильно называть манёвр, который связан с выездом на встречную полосу. Если речь идёт о перестроении с последующим опережением другой машины по левой полосе вне населённого пункта или внутри него, то это просто опережение.

Ну и по Правилам, исходя из описанного разделом выше, становится всё просто. Да, вы имеете полное право выехать на крайнюю левую полосу на трассе для опережения другого авто. При этом, после опережения вы обязаны вернуться вновь на правую, чтобы выполнить требование ПДД двигаться как можно правее по возможности.

Но вам ничего не запрещает опередить хоть километровую колонну других транспортных средств по левому ряду. А вот какое расстояние должно быть между двумя автомобилями в правом ряду, чтобы у вас не возникло обязанности перестроиться туда же, а затем, по приближении к следующему автомобилю, вновь перестроиться в крайнюю левую, в Правилах не говорится. Хотя, именно это и вызывает чаще всего агрессию многих водителей к так называемым «тошнотам в левом ряду».

А на автомагистрали?

Такой тип дороги почти во всех случаях располагается вне населённого пункта. Отсюда и распространение требования пункта 9.4 ПДД на автомагистраль в том числе. То есть занимать крайнюю левую полосу здесь нельзя при свободной правой.

Когда можно ехать по левой даже при свободной правой?

Здесь мы поговорим об упоминании в официальной трактовке 9.4 ПДД слова «по возможности». Обязанность двигаться именно при наличии возможности ближе к правому краю проезжей части по сути означает, что вы имеете право двигаться по левому ряду даже при свободных правых рядах в следующих случаях:

Здесь следует отметить как раз эту пресловутую возможность и отсутствие чётких критериев в Правилах дорожного движения её наличия или отсутствия. Например, на протяжении правой полосы больше ям или глубже колея. Образует ли это отсутствие возможности двигаться по ней? Очевидно, что нет. Да и инспектор, скорее всего, выпишет штраф за движение по крайней левой полосе при свободных правых в этом случае.

для чего предназначена левая полоса движения в городе
Пример участка дороги, где правые ряды заняты, и можно ехать по левой полосе

Однако, если такие ямы и/или колея создают опасность для движения по ним (они такого размера, что вы можете пробить колёса, не справиться с управлением в колее и так далее), то похоже на то, что тогда возможность ехать по ним есть, но в то же время может быть нарушен пункт 1.5 Правил. Вот только опять же, по сути сотрудник ГИБДД будет прав, если оштрафует вас при отсутствии самого прецедента опасности для движения (ДТП). Увы, но однозначно ответить на вопрос о том, что когда возможность есть, а когда её нет, и это даёт вам право занять левую полосу, в 2021 году не представляется возможным.

Другой вопрос, на который также не будет ответа: за сколько до целевого места поворота налево или разворота можно перестроиться на крайний левый ряд, чтобы не был нарушен пункт 9.4 ПДД? Увы, но большинство автолюбителей настолько заранее занимают левую полосу, что создают помехи другим автомобилям на километры.

Обязан ли водитель уступать дорогу, если его догоняет другая машина?

В то же время именно создавать помехи движение слева Правилами не запрещено прямо.

Да, вам запрещается занимать крайнюю левую полосу при свободных правых на трассе, если на это нет причины или если правые полосы свободны. Но это не образует объективную сторону состава правонарушения для привлечения вас к ответственности именно за невыполнение обязанности уступить дорогу. Хотя бы, потому что обязанность уступать дорогу возникает только по отношению к тем, кто имеет преимущественное право проезда. А ваше движение слева не образует преимущество у едущего позади вас авто.

Таким образом, даже если вы движетесь в левой полосе в нарушение ПДД, когда вас догоняет автомобиль сзади, едущий по тому же ряду с большей скоростью, у вас не возникает обязанности уступить ему дорогу. Но всё ещё остаётся обязанность перестроиться вправо. Впрочем, разница здесь только в статье КоАП, по которой вы можете быть привлечены – только по статье за нарушение правил расположения, но не за неуступление дороги. Хотя, и размеры штрафов в обоих случаях одинаковые.

Можно ли двигаться в левой полосе дороги в городе?

Вы узнали, да и, скорее всего знали до этого (но, возможно, трактовали по-иному), что на трассах движение по крайней левой полосе при свободных правых запрещается.

Но мало кто подозревает ещё две важные вещи:

Итак, у вас есть обязанность двигаться как можно правее при наличии такой возможности, а также не занимать левую полосу, если правые свободны, на 3 типах дорог в населённых пунктах:

Все эти 3 условия содержит тот же пункт 9.4 ПДД в абзаце 1. И по последнему пункту отметим, что Правил разрешают устанавливать на отдельных безопасных скоростных участках дорог ограничения выше стандартного для населённых пунктов. То есть, если вы, двигаясь в городе, видите знак «80», то вам разрешается ехать именно 80 км/ч, а не 60, как положено в общих случаях.

Но это ещё не всё – если быть точнее, вышеописанное даже не главное в правиле левой полосы. Дело в том, что абзац 3 пункта 9.4 Правил также ограничивает движение в левом ряду в 3 случаях.

Обратите внимание, что последний пункт также распространяется на запрет движения в левом ряду большинства видов Газелей, так как они относятся по своей массе к данному критерию. Речь идёт о разрешённой максимальной массе машины. У нас есть отдельная статья о возможности езды на Газели в левой полосе.

Таким образом, ехать в левом ряду может быть запрещено ПДД не только вне населённых пунктов, но и в пределах городов при наличии 3 полос нельзя занимать крайнюю левую при неинтенсивном движении либо если вам не нужно на ближайшем пути развернуться или повернуть налево. Причём, если на трассе вы просто должны двигаться возможно праве, то в населённом пункте Правила устанавливают обязанность не занимать левый ряд при указанных 2 условиях.

для чего предназначена левая полоса движения в городе
Пример, когда при интенсивном движении в населённом пункте разрешается перестраиваться на левую полосу

Считается ли автобусная полоса?

Да, конечно! Полоса для маршрутных транспортных средств (именно так она правильно называется, а не просто «автобусной» в простонародье) является полноценной. И потому она также учитывается при правиле не занимать левый ряд.

То есть, если вы движетесь по дороге, и в вашем попутном направлении справа идёт полоса для маршрутных ТС, а затем ещё 2 общие, то ехать в крайней левой вам можно только при интенсивном движении либо для поворота налево или разворота.

А если слева трамвайные пути?

А вот этот элемент не относится к проезжей части. Понять это можно из определения дороги в ПДД. Согласно ему, последняя включает в себя отдельно проезжую часть и отдельно трамвайные пути.

А, если они не являются проезжей частью дороги, то и полосой для движения транспортных средств не могут быть. Поэтому их при подсчёте количества рядов не учитываем. И получаем, что, так как в 9.4 речь идёт именно о крайней левой полосе, то при наличии на данном участке 2 полос и трамвайных путей, можно ехать по любой полосе и по ним тоже. При этом, здесь уже пункт 9.6 Правил устанавливает свои ограничения, согласно которым, для разрешения двигаться по путям должны быть соблюдены 3 условия:

Таким образом, трамвайные пути по сути аналогичны крайней левой полосе в данном случае – ехать по ним можно, если есть техническая возможность (они на одном уровне с проезжей частью), а также если заняты полосы движения справа.

При этом, немного странной выглядит дорожная ситуация, когда у вас 3 или более автомобильных ряда в вашем направлении, а слева есть ещё и трамвайные пути. В этом случае вам и крайнюю левую полосу, и пути разрешается занимать только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы.

Где запрещено занимать левую полосу – сводная таблица

Итак, давайте теперь в качестве итогов закрепим полученную информацию в табличном виде.

Таблица правила левой полосы на дороге

Участок дорогиУсловия запрета занимать левую полосуРазъяснения
Трасса вне населённого пунктаВо всех случаях, если свободны правые полосы.Кроме того, есть требование ПДД двигаться возможно правее, а не просто не перестраиваться без необходимости в крайний левый ряд
Дорога со знаком 5.1 АвтомагистральТакже, как и вне населённого пунктаТе же правила не занимать крайний левый ряд при свободных правых и двигаться возможно праве распространяются в равной степени на автомагистраль, даже если она расположена в населённом пункте
Дорога со знаком 5.3 «Дорога для автомобилей»Аналогично трассеАналогичное правило действует на такой дороге
В населённом пункте, если скоростной режим допускает движение со скоростью более 80 км/чАналогично трассеРовно такое же правило действует и для такого участка
В населённом пункте, если в вашем направлении 3 или более полосыПри неинтенсивном движении, когда свободен хотя бы один ряд справа, либо не для поворота налево или разворотаЕсли в попутном направлении есть 3 полосы (включая автобусную), то вам нельзя занимать крайнюю левую, кроме случаев, когда справа все полосы заняты либо если вы намереваетесь повернуть налево/развернуться
Если слева трамвайные путиПри неинтесивном движении, если справа полосы свободныПравила трамвайных путей аналогичны вышеописанной 3-хполосной дороге. Если ряды правее заняты, то вы можете двигаться по путям. Но только если по ним разрешается движение на данном участке дороги
В населённом пункте при наличии 3 и более полос в вашем направленииЕсли ваш автомобиль весит более 2,5 тонн, и вы не намереваетесь повернуть налево/развернутьсяГрузовым автомобилям (в том числе большинству типов Газелей) нельзя занимать крайнюю левую полосу в этом случае даже при интенсивном движении, когда заняты ряды правее

Какой размер штрафа?

Специального наказания конкретно за движение по крайней левой полосе в 2021 году нет. Но, так как обсуждаемый нами выше пункт 9.4 относится к разделу расположения транспортных средств ПДД, то существует ответственность за общие случаи нарушений такого расположения.

Речь идёт о части 1 статьи 12.15 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере 1 500 рублей за любые нарушения правил расположения автомобилей на дороге, кроме специальных норм наказаний, предусмотренных другими частями данной статьи. И, так как в других частях нет ответственности за занятие крайней левой полосы, то применяется именно часть 1.

Хорошая новость заключается в том, что на сумму штрафа 1,5 тысячи рублей ещё и скидка распространяется. Если вы оплатите задолженность в течение 20 дней с даты вынесения постановления, то имеете законное право заплатить 750 рублей.

Но есть новости ещё лучше как раз для нарушителей правила левого ряда – фактически сотрудники ГИБДД очень редко привлекают за данное нарушение. Что, в свою очередь, делает езду для водителей, движущихся со скоростью, близкой к максимально разрешённой (ну и превышающих скоростной режим, конечно же), довольно раздражающей. Происходит это как раз из-за любителей двигаться в крайнем левом ряду с низкой скоростью, либо занимающих его в целях очень нескорого поворота или разворота.

для чего предназначена левая полоса движения в городе

Фиксируют ли камеры данное нарушение ПДД в 2021 году?

Вообще, средства фото- и видеофиксации на сегодняшний день имеют хорошую техническую возможность выявлять такое нарушение:

Тем не менее, на практике в 2021 году камеры автофиксации не выписывают штраф ГИБДД за езду по левой полосе движения. По крайней мере, случаев санкции в автоматическом режиме ещё не было.

Но здесь есть и более важная тонкость как причина незаконности такого наказания средствами автоматической фиксации. И дело в условиях, когда занимать левый ряд можно – для поворота налево, например. Допустим, на ближайшем пути после камеры такой манёвр запрещён, и комплекс может по сути выписать штраф за движение в левой полосе. Но ведь запрет манёвра не означает, что водитель технически не может нарушить его.

В таком случае, если автолюбитель обжалует штраф за левую полосу, указав в обоснование жалобы, что он перестроился для разворота, например, то будет формально прав. Он допустил правонарушение, квалифицируемое по части 2 статьи 12.16 КоАП, и потому часть 1 статьи 12.15 обязаны, действительно, отменить, а дело прекратить. При этом, привлечь его за манёвр уже будет невозможно, просто потому что не будет установлено место и точное время правонарушения. А этого прямо требует КоАП для привлечения к ответственности – так указал Верховный суд.

Какой скоростной режим в левом ряду?

А вот отдельных ограничений скорости для левого ряда, в отличие от правил расположения, не установлено в общих случаях. Это означает, что нет такого правила, что левая полоса только для быстрых, проворных или каких-либо ещё водителей. Вовсе нет! Хотя, законодатели, и правда, придерживались цели разделить транспорт по их скоростному режиму (иначе почему двигаться по левому ряду запретили грузовикам).

Впрочем, отдельные скоростные режимы для полос могут быть установлены соответствующими знаками. Например, знак минимальной скорости движения или рекомендуемой.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *