для чего предназначены буксирные лебедки
Назначение и устройство буксирных лебедок
Буксирные лебедки служат для выполнения операций, связанных с буксировкой несамоходных судов. На прямых участках судового пути буксировку выгодно осуществлять с помощью достаточно длинного каната, поскольку при этом уменьшается сопротивление воды движению буксируемых судов. Однако вождение состава на длинном буксирном канате хотя и выгодно, но затрудняет его проводку через извилистые участки судового хода, при прохождении под мостами, в шлюзованных системах и т. п.
Регулирование длины рабочей части буксирного каната обеспечивается с помощью буксирной лебедки. При необходимости укоротить канат лебедку включают в работу, и на ее барабан навивается требуемое число витков, что позволяет подтягивание барж к буксировщику. С выходом же на прямые участки пути канат травится с барабана лебедки, в результате чего расстояние между буксировщиком и баржами увеличивается до его оптимального значения, которое составляет примерно 150÷300м в зависимости от грузоподъемности несамоходных судов и мощности буксировщика.
Буксирные лебедки бывают автоматические и неавтоматические. Автоматические лебедки амортизируют усилия, возникающие в буксирном канате при ударах волн о буксируемые суда. В первую очередь ими оборудуют морские и озерные буксиры-спасатели, а также суда, работающие на барах и прибрежных устьевых участках больших рек. В момент рывка, возникающего при шквальном ветре или при сильном лобовом ударе волны в носовую оконечность буксируемой баржи, двигатель такой лебедки автоматически травит буксирный канат, избавляя, таким образом, последний от опасных напряжений. После рывка двигатель автоматической лебедки без какого-либо воздействия извне начинает выбирать стравленную часть каната, устанавливает между буксировщиком и баржами исходное расстояние и лишь после этого автоматически останавливается.
Неавтоматическая буксирная лебедка должна гарантировать подтягивание буксируемого состава при уменьшенной скорости движения буксира, что позволяет без существенного ущерба для эксплуатации обойтись лебедкой сравнительно небольшой мощности. Понятно, что неавтоматические буксирные лебедки не могут обеспечить эластичную связь буксира с буксируемыми судами. Однако они проще и дешевле автоматических лебедок.
Современные буксирные лебедки в зависимости от рода используемой энергии делятся на электрические и гидравлические.
На речном флоте применяются в основном неавтоматические электрические буксирные лебедки. Схема типовой электроприводной буксирно-якорно-швартовной лебедки ЛБЯШ1,5-3/12 показана на рис. 58.
![]() |
| Рисунок 58 – Схема электрической буксирной лебедки |
Электродвигатель 1 через соединительную муфту 2 связан валом с редуктором 4. Грузовой барабан 6 имеет тормозной шкив, который охвачен тормозной лентой 7. На валу барабана сидит звездочка цепной передачи 8 к валу канатоукладчика 9, по которому перемещается каретка 10, навивающая буксирный канат на барабан 6. Редуктор 4 соединяется с валом барабана через зубчатую муфту 5. На концах вала барабана посажены турачки 3, назначение которых подтягивать швартовные или другие вспомогательные канаты при подаче и уборке буксирного каната. Данная лебедка развивает тяговое усилие 15кН при выбирании каната диаметром 29мм с частотой вращения 15 и 8 об/мин. Канатоемкость барабана 240м, расчетное усилие на заторможенном барабане 120кН, мощность электродвигателя 7/5,6кВт.
Кроме электрических буксирных лебедок, на речном флоте также достаточно широкое применение получили гидравлические буксирные лебедки. Их применяют на буксирных судах для буксировки плотов и баржевых составов.
![]() |
| Рисунок 59 – Гидравлическая буксирная лебедка ГЛБ-1,5/3 |
Типовая гидравлическая буксирная лебедка ГЛБ 1,5/3 (рис. 59) состоит из барабана 4 с вставленным в него гидродвигателем 3, вал которого закреплен в стойках 5, а вращающийся корпус прикреплен к фланцу барабана. Таким образом, гидродвигатель непосредственно передает вращение барабану лебедки поочередно в обоих требующихся направлениях. Ленточный тормоз 2 имеет гидравлическое управление от цилиндра 1. Рабочая жидкость (масло) поступает в гидродвигатель под давлением от насоса, приводимого в действие электродвигателем. Благодаря гидроприводу частоту вращения барабана лебедки можно регулировать в требуемых пределах. Данные лебедки, как и электрические, снабжаются канатоукладчиком 7. Цифрой 6 обозначена педаль тормоза. Тяговое усилие составляет 15 кН, а усилие на тормозе 30кН.
В качестве двигателя лебедки ГЛБ 1,5/3 используется высокомоментный пластинчатый гидродвигатель ВЛГК-1,4.
На буксирах-плотоводах мощностью 330÷500кВт применяются установки с двумя гидравлическими буксирными лебедками ГЛБ 3/12.
БУКСИРНЫЕ ЛЕБЕДКИ
— специальные лебедки, устанавливаемые обычно на больших буксирных судах; Б. Л. имеют автоматическое устройство для травления и выбирания буксирного конца в зависимости от изменения величины его натяжения.
Смотреть что такое «БУКСИРНЫЕ ЛЕБЕДКИ» в других словарях:
БУКСИРНЫЙ ГАК — гак в буксирном устройстве, за который закрепляется конец буксирного троса. Для возможности быстрого разобщения буксирного каната от буксирующего судна Б. Г. делают шарнирными. Для смягчения рывков Б. Г. делаются иногда пружинными, причем пружина … Морской словарь
БТР-70 — БТР 70 … Энциклопедия техники
SLT 50-3 Elefant — SLT Elefant в германской армии FAUN SLT (SCHWERLASTTRANSPORTER) 50 3 Elefant тяжелый танковый транспортёр. Используется в настоящее время в немецкой армии. Первые тягачи были поставлена в апреле 1976. 324 SLT 50 были построены до 1979 года … Википедия
номинальное тяговое усилие — (nominal tractive effort): Тяга, развиваемая портовым буксиром во время швартовки или линейным буксиром при буксировании со скоростью 5 узлов (9 км/ч). Источник: ГОСТ Р ИСО 3786 2005: Судостроение. Суда внутреннего плавания. Гаки буксирные. Шкала … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО — (Towing arrangement) специальное устройство, устанавливаемое на буксирах, ледоколах, а иногда и грузовых пароходах для буксировки судов. В простейшем случае Б. У. состоит из треноги, прочно укрепленной на палубе судна и снабженной в верхней части … Морской словарь
ЛЕБЕДКА — палубный механизм для перемещения груза, в том числе и самого судна, посредством движущегося каната (цепи). Состоит из барабана или звездочки, передаточных механизмов, привода и тормоза. Лебедки бывают стационарные и передвижные, с ручным и ма… … Морской энциклопедический справочник
Казанский речной порт — Координаты: 55°46′23.64″ с. ш. 49°05′29.1″ в. д. / 55.773233° с. ш. 49.091417° в. д. … Википедия
ISO 7365:1983 — изд.1 C TC 8/SC 4 Судостроение и морские конструкции. Палубные механизмы. Лебедки буксирные для применения в открытом море раздел 47.020.50 … Стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО)
Механизмы специального назначения
В последнее время в судостроении широкое применение нашли нетрадиционные специальные устройства и механизмы, отличающиеся большим разнообразием типов. На буксирах и рыбодобывающих судах используются буксирные и промысловые лебедки всевозможных конструкций. Люковые закрытия применяются не только на специализированных судах, поскольку само это устройство является специфическим для любых судов с вертикальным способом грузообработки.
Буксирные лебедки. Обслуживают буксирное устройство судна, предназначены для надежного удержания троса при буксировке судна и быстрого изменения расстояния между буксирующим и буксируемым судами. На ледокольно-транспортных судах буксирные лебедки устанавливают на корме, а на буксирах — в средней части судна. Буксировка судов, особенно в условиях морского волнения, — сложная операция, поэтому обеспечивающим ее механизмам необходимо уделять большое внимание. При буксировке в открытом море жесткое закрепление буксирного каната допустимо лишь при плавании в тихую погоду. На морских судах-буксировщиках широкое применение получили лебедки, снабженные автоматическими приспособлениями для травления каната при возрастании нагрузки на него и выбирания каната при ослаблении нагрузки.
Правилами Регистра СССР предписывается возможность работы буксирной лебедки в режимах ручного и автоматического управления. Должен быть обеспечен контроль величины тягового усилия в буксирном канате в данный момент. Соответствующие указатели должны быть установлены около лебедки и на ходовом мостике. Буксирная лебедка должна иметь устройство, следящее за натяжением буксирного каната и не допускающее, чтобы это натяжение превышало номинальную тягу на гаке более чем на 10 %. Должна быть предусмотрена звуковая предупредительная сигнализация, срабатывающая при максимальной допустимой длине вытравленного буксирного каната. Барабаны буксирных лебедок должны быть снабжены канатоукладчиком.
Выполнение указанных требований позволяет буксирной лебедке обеспечивать буксировку несамоходных или лишенных хода плавучих сооружений при волнении моря без резких рывков и провисаний буксирного каната, а также быстрое изменение расстояния между судами, участвующими в буксировочной операции. Для расчета буксирной лебедки основной величиной является номинальная тяга на гаке. Она должна быть равна тяговому усилию, необходимому для буксировки наибольшего воза с заданной скоростью.
На рис. 4.27 приведена кинематическая схема автоматической буксирной лебедки ЛЭ38.
Рис. 4.27. Кинематическая схема буксирной лебедки ЛЭ38
Приводной электродвигатель 9 соединен зубчатой муфтой 8 с ведущим валом редуктора 5. На противоположном консольном конце ведущего вала редуктора закреплен центробежный колодочный тормоз 7 для ограничения скорости электродвигателя. Грузовой вал 19 является ведомым валом редуктора. В средней его части на подшипниках качения насажен буксирный барабан 20, на котором закреплены ведущая коническая шестерня привода канатоукладчика и водило планетарной передачи. Планетарная передача 12 состоит из солнечной шестерни 15, закрепленной на грузовом валу, водила 18 стремя сателлитами 16 и корончатого колеса 17. Грузовой вал со стороны редуктора опирается на два подшипника качения, закрепленных в разъеме корпуса редуктора. Противоположный конец грузового вала уложен в разъемный подшипник скольжения стойки 13. Вал опирается на стойку через сидящую на нем ступицу корончатого колеса планетарной ступени 14. Планетарная передача, являющаяся последней понижающей ступенью силовой передачи лебедки, используется также для отключения буксирного барабана на время травления каната ходом судна. Отключение буксирного барабана от механизма лебедки достигается расслаблением фрикционной ленты пружинного датчика 21, который состоит из двух стальных стаканов с набором цилиндрических пружин сжатия и двух стальных полос, обшитых тормозной лентой, соединенных шарнирно между собой и с фундаментной рамой лебедки. Механизм затяжки тормозных лент — ручной, червячного типа. Затянутая на ободе корончатого колеса тормозная лента, опирающаяся на стаканы с пружинами, образует систему, работающую как пружинные весы, реагирующие на изменение тягового усилия в буксирном канате.
Командоаппарат натяжения 10, кулачковый вал которого шарнирно связан рычажным приводом через универсальную кулису с пружинным датчиком, с возрастанием усилия в буксирном канате выше заданного значения производит при автоматическом управлении включение электродвигателя на травление каната, а при уменьшении усилия — на выбирание.
Для поддержания установленной длины вытравленного буксирного каната при автоматической работе во время буксировки на лебедке установлен командоаппарат пути 23. Он обеспечивает также снижение скорости травления, подачу светового сигнала после стравливания 35 м буксирного каната и отключение электродвигателя лебедки при стравливании 50 м каната. Командоаппарат пути приводится в действие валиковым приводом 22 с коническим зубчатым колесом, входящим в зацепление с ведущей конической шестерней, закрепленной на буксирном барабане. Циферблат командоаппарата с делениями и стрелкой указывает длину вытравленного буксирного каната в метрах. Конструкция командоаппарата позволяет устанавливать кулачковый вал на нуль или отключать его от валикового привода.
Контроль длины вытравленного буксирного каната (независимо от способа управления лебедкой) осуществляется указателем 24, который механически связан с барабаном через муфту, закрепленную на консольном конце ведущего вала командоаппарата пути.
Для определения усилия, действующего в буксирном канате, лебедка имеет указатель тягового усилия 1 рычажного типа со стрелкой и шкалой, оттарированной в тоннах по третьему и пятому слою навивки каната на барабане.
Равномерная укладка буксирного каната на барабане осуществляется канатоукладчиком 2, который приводится валиковым приводом 4 с коническими и цилиндрическими зубчатыми колесами. При ручной укладке каната на барабане каретка канатоукладчика перемещается по своим направляющим вращением маховика 3.
Для проворачивания механизма лебедки вручную (например, для смазки узлов) предусмотрена съемная рукоятка 6, надеваемая на ведущий вал редуктора со стороны центробежного тормоза.
Для буксировки на застопоренном барабане (при выключенном электродвигателе) буксирный барабан ставят на стопор 11.
Буксирные лебедки предназначены для буксировки воза — сигары леса, судов, плашкоутов и т. п. и устанавливаются на буксирных судах, ледоколах и судах ледокольного типа.
Современные буксирные лебедки — автоматические, электро- или гидроприводные. Пароприводные лебедки применяются редко.
Схема устройства отечественной электроприводной буксирной лебедки приведена на рис. 84.
Грузовой барабан лебедки имеет диаметр 550 мм, длину 800 мм и реборды диаметром 1200 мм. Конец буксирного троса проходит через отверстие в реборде и закрепляется на ней при помощи простого замка, позволяющего тросу отдаться легко в аварийных случаях (гибель и быстрое затопление буксирного груза, и т. п.).
Лебедка оборудована электродвигателем, электрическим тормозом и ручным приводом для наматывания и сматывания троса. Канат укладывается на барабан и сматывается равномерно при помощи канатоукладчика. Передача вращения грузовому барабану производится через трехступенчатую цилиндрическую прямозубую передачу с общим передаточным числом 135. Зубчатые передачи лебедки заключены в кожух и смазываются непрерывно маслом, залитым в картер. Остальные трущиеся части лебедки смазываются периодически густой смазкой.
Электродвигатель соединяется с валом шестерни первой ступени передачи зубчатой муфтой. Совместно с муфтой смонтирован центробежный дисковый тормоз.
Буксировка в тихую погоду и при спокойном состоянии моря осуществляется при отключенном электродвигателе и зажатом ленточном тормозе. Канатоукладчик выполняет роль кнехта.
Буксировка с включенным электродвигателем производится на ручном или автоматическом управлении. Для этого лебедка оборудована специальным переключающим устройством на пульте управления. При буксировке ленточный тормоз лебедки зажимается с определенным усилием, которое и определяет величину натяжения буксирного троса. Лебедка испытывает постоянные динамические усилия со стороны воза (удары волн о него и т. п.), поэтому необходимо гасить эти усилия, чтобы не привести к повреждениям деталей лебедки. Гашение усилий производится в процессе вытравливания части буксирного троса и сматывании его с барабана. Вытравливание троса происходит потому, что величина динамической нагрузки совместно с сопротивлением воды движению воза преодолевает силу затяжки ленточного тормоза, зубчатая коронка проворачивается в тормозе и барабан получает возможность поворачиваться, обеспечивая вытравливание троса. После прекращения действия динамической нагрузки вытравленный участок троса наматывается назад на барабан ручным или автоматическим включением электродвигателя.
Для обеспечения автоматического управления лебедка оборудована взвешивающим устройством с командоаппаратом усилий и командоаппаратом пути с соответствующей электроаппаратурой.
Схема взвешивающего устройства приведена на нижней части рис. 84. Основу взвешивающего устройства составляет ленточный тормоз с демпферными пружинами. Пружины насажены на вертикальные стержни, прикрепленные к проушинам тормозной ленты. Лента обхватывает зубчатую коронку свободно и затягивается вручную. Величина затяжки тормоза контролируется по показаниям указательной стрелки. Таким образом, как во время затяжки, так и в процессе буксировки воза указательная стрелка постоянно показывает величину натяжения буксирного воза, как бы взвешивая его, откуда и возникло название взвешиваю¬щего устройства. На тормозной ленте укреплен в нижней части выступ предельного выключателя. От левой проушины ленты отходит рычаговая передача на командоаппарат усилий. Предел задаваемой величины затяжки ленточного тормоза 9—14 т.
При автоматическом управлении лебедкой вся система автоматики вводится в действие. Угол отвода контактов командоаппарата усилий производится при помощи установочной рукоятки вручную. Угол поворота вала автомата соответствует определенному натяжению троса, при котором срабатывает система автоматики. Установкой командоаппарата пути задается допускаемая длина вытравливания троса. Максимальная контролируемая длина составляет 50 м. Вал командоаппарата пути связан с грузовым валом и поэтому контроль за вытравливаемым тросом простой.
Во время буксировки электродвигатель отключен и заторможен, ленточный тормоз зажат с заданным усилием. Если динамическое усилие ненамного превысит натяжение тормоза, вал повернется немного и вытравит трос. Через третью и вторую ступени передачи и сателлиты зубчатая коронка повернется на некоторый небольшой угол и повернет ленточный тормоз. Демпферные пружины воспримут нагрузку и сожмутся. После прекращения действия нагрузки пружины расширятся и заставят ленту тормоза вместе с зубчатой коронкой вернуться в исходное положение. Коронка передаст вращение грузовому барабану через сателлиты и шестерни. Вытравленный небольшой участок буксирного троса выберется назад на барабан.
Если сила динамического воздействия значительно превысит заданное натяжение, коронка вместе с тормозом повернется на больший угол и вал командоаппарата усилий повернется на заданный угол воздействием рычажной передачи. Контакты командоаппарата замкнутся, и на двигатель будет подан слабый пусковой ток силой 1 а. Одновременно растормаживается электротормоз и двигатель развивает очень малый вращающий момент, позволяющий буксирному тросу все еще сматываться с барабана.
Сматывание троса будет происходить до заданного предела. Как только длина вытравленного участка троса достигнет заданного предела, командоаппарат пути включит дополнительные контакты и к электродвигателю начнет поступать ток с рабочими параметрами. Двигатель начнет вращаться и выбирать вытравленный участок троса. После выбирания установленного участка троса командоаппарат пути разомкнет контакты, питание электродвигателя обесточится и вал его затормозится. Взвешивающее устройство будет возвращено в исходное положение.
Таким образом, совместная работа взвешивающего устройства и командоаппаратов обеспечивает автоматическое управление лебедкой. Предусмотрены мероприятия по обеспечению безаварийной и безопасной работы лебедки.
Если тяговое усилие на тросе резко возрастет и достигнет верхнего предела 18—20 т, зубчатая коронка вместе с тормозом провернется на такой угол, при котором включатся контакты конечного выключателя. В электроцепь поступит импульс на электрическое торможение двигателя при отключенном механическом торможении его. При дальнейшем возрастании усилия или в другом случае при вытравливании троса более 50 м система автоматического управления лебедкой отключится, о чем известит предупредительная сигнализация.
В случае чрезмерного повышения скорости вращения двигателя при сматывании троса включится в действие центробежный тормоз. Включение тормоза происходит при 1400 об /мин, а при достижении 1800 об/мин тормоз создаст расчетный момент 25 кГм. При дальнейшем увеличении оборотов двигателя система автоматического управления отключится и сработает извещательная сигнализация.
Привет студент
Буксирные лебедки
При транспортировании плотов и в ряде других случаев баржи (составы) перемещают по воде на буксирном канате (рис. 140,а). Для безопасной проводки буксируемых судов и составов в узкостях, через перекаты, под мостами и на других трудных для судоходства участках речного пути длину буксирного каната уменьшают, а на прямых и малоизвилистых участках рек увеличивают. Соединение (подачу) и рассоединение (отдачу) буксирного каната, связывающего буксировщик с буксируемым судном (составом), а также изменение расстояния между ними осуществляют с помощью электрических или гидравлических буксирных лебедок. Одна из конструкций электрической буксирной лебедки с двухступенчатым редуктором показана на рис. 140,6, в. Входной вал редуктора 1 лебедки получает вращение от вала электродвигателя 9 через электромагнитную муфту 10 с ленточным тормозом 11. На выходном валу редуктора смонтированы шестерня 13 и кулачковая муфта 12. Во время работы электродвигателя при включении муфты 12 вращаются шестерня 3 и связанный с ней барабан 4. Необходимое положение буксирного каната на барабане обеспечивает канатоукладчик, состоящий из каретки 6, двух направляющих роликов 7 и ходового винта 5 с нарезкой правого и левого направлений. Ходовой винт вращается от барабана лебедки через звездочки и цепную передачу 2.
Каретка 6, перемещаясь вдоль оси винта из одного крайнего положения в другое, укладывает канат на барабане в несколько слоев ровными прядями. Буксировку барж и составов в тихую погоду с постоянной длиной каната производят при затянутых ленточных тормозах 8 и выключенном электродвигателе.
На судах технического флота очень часто буксирные лебедки выполняют с двумя и тремя барабанами с приводом от одного двигателя, причем с помощью соответствующих муфт сцепления барабаны могут быть включены в работу только поочередно. Например, трехбарабанная лебедка в кормовой части земснаряда при движении судна вправо выбирает канат только правым папильонажным барабаном, а при движении влево — левым.


Рис. 140. Электрическая буксирная лебедка
При перемещении снаряда назад посредством заднего станового каната не требуется включения папильонажных барабанов. У гидравлических буксирных лебедок, как и подобных им швартовных механизмов, основными узлами являются электроприводной насос и лопастной гидродвигатель, приводящий во вращение буксирный барабан.
На речных судах широкое распространение получили электрические лебедки ЛБЯШ, которые выполняют буксирные и якорно-швартовные операции. Средства управления ленточными тормозами и указателями длины вытравленного каната у таких лебедок по конструктивному исполнению и принципу действия похожи на аналогичные устройства брашпилей. Суда, предназначенные для постоянной работы на озерах и водохранилищах (особенно спасательные суда), и буксиры класса «М» оборудуют, как правило, автоматическими лебедками, в которых специальный переключатель режимов (см. рис. 138) с увеличением натяжения каната (от шквального ветра, удара волн в носовые части барж и т. п.) пускает электродвигатель для частичного стравливания буксирного каната с барабана, а при уменьшении натяжения каната — подтягивает его. В соответствии с Правилами Речного Регистра РСФСР с помощью буксирного гака судов обеспечивается в нужный момент отдача буксирного каната с местного поста управления и с ДПУ.
Используемая литература: «Судовые энергетические установки» В.А. Сизых
Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера. КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ




