для чего предназначены страховочные канаты

страховочный канат

2.15 страховочный канат: Канат, прочно закрепленный на опорах, установленный вертикально, горизонтально или с наклоном к горизонтальной плоскости, выполняющий функцию опоры при закреплении за него карабином стропа пояса в процессе выполнения трудовых операций на высоте.

Смотреть что такое «страховочный канат» в других словарях:

Канат страховочный — устройство, предназначенное для закрепления одного или более работников карабином стропа предохранительного пояса при выполнении рабочих операций на высоте, состоящее из гибкого стального каната, расположенного горизонтально или с наклоном до 7… … Российская энциклопедия по охране труда

ГОСТ Р 50849-96: Пояса предохранительные строительные. Общие технические условия. Методы испытаний — Терминология ГОСТ Р 50849 96: Пояса предохранительные строительные. Общие технические условия. Методы испытаний оригинал документа: 2.2 безлямочный пояс: Предохранительный пояс, включающий: несущий ремень, охватывающий талию или грудную клетку… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Работы на высоте — … Википедия

Фал — м. 1. Трос, верёвка, канат для подъёма парусов, сигнальных флагов и т.п. 2. Страховочный канат, трос парашютистов (для вытяжного парашюта) или космонавтов (для связи с кораблём при выходе в открытый космос). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Индивидуальные средства защиты — (a. individual means of protection; н. personliche Schutzmittel; ф. moyens de protection individuelle; и. medios de proteccion individual) специальные средства, непосредственно используемые работающими для уменьшения или предотвращения… … Геологическая энциклопедия

Виа феррата — Пример виа ферраты, Dolomiti di Brenta, Италия Виа феррата термин, принятый в области альпинизма. Обозначает он скальный участок, специально оборудова … Википедия

Funhouse Tour — У этого термина существуют и другие значения, см. Funhouse. Funhouse Tour Рекламный постер для шоу P!nk в Люксембурге … Википедия

Виа феррата — Пример виа ферраты, горный массив Dolomiti di Brenta, Италия Виа феррата термин, принятый в области альпинизма. Обозначает он скальный участок, специально оборудованный металлическими конструкциями, помогающими преодолевать его с большей… … Энциклопедия туриста

ГОСТ Р ЕН 12841-2012: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Системы канатного доступа. Устройства позиционирования на канатах. Общие технические требования. Методы испытаний — Терминология ГОСТ Р ЕН 12841 2012: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Системы канатного доступа. Устройства позиционирования на канатах. Общие технические требования. Методы испытаний: 3.2… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р ЕН 353-1-2008: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Средства защиты от падения ползункового типа на жесткой анкерной линии. Часть 1. Общие технические требования. Методы испытаний — Терминология ГОСТ Р ЕН 353 1 2008: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Средства защиты от падения ползункового типа на жесткой анкерной линии. Часть 1. Общие технические требования. Методы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Как выбрать страховочные стропы для работы на высоте?

для чего предназначены страховочные канаты

Как выбрать страховочные стропы для работы на высоте?

Согласно правилам охраны труда при работе на высоте 782н, стропы страховочные или удерживающие входят в состав соединительно-амортизирующей подсистемы, т.е. служат для присоединения работника к анкерному устройству.

Сейчас на рынке СИЗ для работы на высоте огромный выбор стропов, на любой вкус и цену. В нашем ассортименте представлено более 150 разных видов страховочных и удерживающих стропов:

С амортизатором (страховочные) и без (удерживающие);

Ленточные, веревочные или из стального троса;

Со специальными защитными свойства, например, огнеупорные или искробезопасные;

С разными карабинами (соединительными элементами).

Главная задача всех видов строп – предотвратить падение работника с высоты.

В зависимости от назначения они стропы проходят испытания по разным ГОСТам:

для чего предназначены страховочные канаты

для чего предназначены страховочные канаты

для чего предназначены страховочные канаты

Стропы страховочные: индивидуальные и дежурные

Стропы, как и привязи, являются индивидуальными изделиями, т.е. должны документально прикрепляться к определенному сотруднику. Если Вы хотите использовать стропы в качестве дежурных СИЗ убедитесь, что в них присутствует индикатор рывка (падения). Наличие и месторасположение индикатора рывка, указано в паспорте к стропу.

ЗА И ПРОТИВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОПА

Виды стропов

Как расшифровать название строп?

для чего предназначены страховочные канаты

для чего предназначены страховочные канаты

Из чего состоит страховочный строп?

для чего предназначены страховочные канаты

Материал фала стропа

для чего предназначены страховочные канаты

Строп ленточный двойной с амортизатором «аА22»

для чего предназначены страховочные канаты

Строп веревочный двойной с амортизатором «аВ22»

для чего предназначены страховочные канаты

для чего предназначены страховочные канатыдля чего предназначены страховочные канаты

Строп эластичный двойной с амортизатором «аЕ22»

для чего предназначены страховочные канаты

для чего предназначены страховочные канаты

для чего предназначены страховочные канаты

для чего предназначены страховочные канаты

для чего предназначены страховочные канаты

Амортизатор в страховочном стропе служит для поглощения энергии рывка в случае падения работника. В случае остановки падения нагрузка на работника не должна быть больше чем 600 кг. Амортизатор начинает срабатывать при нагрузке 250-300 кг.
Раскрытие амортизатора у всех производителей разное: от 0.9 до 1.3 м. Закрыт защитным чехлом, которые предотвращает загрязнение амортизатора и защищает маркировку.

для чего предназначены страховочные канатыдля чего предназначены страховочные канаты

3. Соединительные элементы, карабины
Концевые соединительные элементы (карабины) подбираются в соответствии с размером анкерных точек крепления. Все концевые карабины оснащены самозакрывающимися и самофиксирующимися запорными элементами. Благодаря этому гарантируется, что карабин всегда будет закрыт.

Нажать и открыть карабин, затем закрепиться к анкерной точке.

для чего предназначены страховочные канаты

Если отпустить, то он автоматически блокируется.

для чего предназначены страховочные канаты

Основные типы карабинов:

Количество рабочих плечей стропа: двойной или одинарный

Страховочные стропы дополнительно подразделяются на одинарные и двойные.

для чего предназначены страховочные канатыдля чего предназначены страховочные канаты

Одинарный страховочной строп
Применяется при условии отсутствия движения сотрудника в опасной зоне. Принцип работы:
1. подошли, 2. прицепили строп, 3. поработали, 4. вышли из опасной зоны.
Двойной страховочный строп
Применяется при условии передвижения с риском падения, для обеспечения принципа беспрерывной страховки. Например, подъем по металлоконструкциям или перемещение по кровле от точки до точки.
Разберем подъем по вышке (если нет стационарной линии):
1. Подошли, прицепили 1-й строп.
2. Поднялись, присоединили 2-ой строп.
3. Отсоединили 1-й строп, поднялись выше.
4. Повторить до победного.
В процессе выполнения работы и движения в опасной зоне работник ВСЕГДА должен быть прицеплен минимум к 1 анкерной точке. Если работник, при перемещении использовал одинарный строп и в момент перецепления упал, то работодателю предстоит неприятная встреча с инспекцией охраны труда и с прокуратурой.
Основные проблемы использования страховочных строп и пути решения.
1. Создает неудобство при работе и перемещении
Максимальная длина стропа вместе с карабинами и амортизаторами (страховочного, предохранительного, удерживающего, текстильного) в соответствии с ГОСТ Р ЕН 354-2010 не может превышать 2 метров.
Двухметровые страховочные стропы с амортизатором рывка удобны только в случаях, когда анкерная точка находиться выше головы пользователя. Длинные стропы только мешают работе, так как есть риск случайно зацепиться свободным плечом стропа, за выступающие элементы или нога пользователя может попасть в петлю.

Как избежать этого? Есть 2 варианта решения:
1. Использовать регулируемый строп. Например, веревочный двойной регулируемый с амортизатором «аВ22р»

для чего предназначены страховочные канатыдля чего предназначены страховочные канаты

В состав системы включен механизм регулирования, который позволяет изменить длину стропа. Но сам процесс регулировки отнимает довольно много времени. Длина регулируется в диапазоне от 1.4 до 2 метров

для чего предназначены страховочные канаты

для чего предназначены страховочные канаты

В состоянии покоя длина стропа составляет порядка 1,2 м, но может вытянуться до двухметровой длины. Сейчас это самое лучшее решение на рынке.

для чего предназначены страховочные канатыдля чего предназначены страховочные канаты

ВАЖНО. Запас высоты при работе со страховочным стропом

для чего предназначены страховочные канаты

Источник

Базовые знания о верёвках

для чего предназначены страховочные канаты

Статья Васильева Андрея (член комиссии по безопасности UIAA, директор компании VENTO), в которой очень хорошо определены все необходимые знания о типах, характеристиках и свойствах верёвок.

Условно веревки можно разделить на три группы: динамические, статические и специальные. Последние мы разбирать не будем совсем, так как их использование лежит вне нашей обычной деятельности в горах. Приведу лишь два примера: веревки с арамидной (кевларовой) оплеткой и веревки с металлической сеткой внутри. Веревка с арамидной оплеткой обладает повышенной устойчивостью к высокой температуре и относительно низким статическим удлинением; металлическая сетка между оплеткой и сердечником придает веревке антивандальные свойства.

Конструктивно все веревки состоят из двух компонентов: сердечника, который несет основную нагрузку и состоит из нитей и оплетки, основная функция которой — защита сердечника и придание веревке привычного круглого вида. В зависимости от количества нитей в оплетке она может быть 48-ми, 32-х и 40-прядной. Наиболее распространенные версии — 48 и 32. 32-прядная оплетка более износоустойчивая за счет большей толщины оплетки, но при этом более грубая на ощупь и чуть более жесткая по сравнению с 48-прядной.

Как правило, оплетка и сердечник никак не связаны друг с другом, поэтому возникает эффект сдвига оплетки. Особенно наглядно это проявляется в случае, если веревка часто используется для спусков. Также это проявляется при перерезании оплетки нагруженной веревки острой кромкой или перекусывании ее жумаром — оплетка сползает. Существуют технологии «приклеивания» оплетки к сердечнику. Это повышает безопасность веревки: даже если по оплетке полоснуть ножом, она не сползает. Безусловно, цена таких веревок намного выше.

Статические веревки

Статические веревки обладают высокой прочностью и относительно низким статическим удлинением — 3–5 %. Такие веревки используются для организации перил в горах, для спасработ, промышленного альпинизма, спелеологии, каньонинга, арбористики и пр., но они не предназначены для страховки. Точнее они не должны использоваться тогда, когда потенциально возможно возникновение падения с фактором рывка равным 1 и более. Любые варианты нижней страховки исключаются, верхней — под вопросом. Большинство производителей указывают в инструкции недопустимость использования статической веревки в качестве страховочной. Исключением является проведение спасательных работ.

Часто можно увидеть «усы» самостраховки, выполненные из статической веревки. При неправильной работе на самостраховке вероятность падения с фактором рывка более 1 весьма высока, так что лучше не пользоваться самостраховками, выполненными из статической веревки.

Характеристики статических веревок

Тип веревки (А или В). Основным отличием является минимальная статическая прочность. Веревки типа А по стандарту должны иметь минимальную статическую прочность 22 kN, типа В — 18 kN. Обычно к типу В относятся веревки диаметром 9 мм.

Относительное удлинение (Elongation). Степень удлинения веревки под нагрузкой. Тест проводится под нагрузкой 150 кг. Значение не должно превышать 5 %. Обычно это около 3 %.

для чего предназначены страховочные канаты

Сдвиг оплетки (Sheath slippage). Этот параметр очень важен, если веревка используется для спусков. При большом сдвиге оплетки возможна ситуация, когда в конце спуска оплетка еще есть, а сердечник давно кончился. Тест на сдвиг оплетки довольно сложно поддается описанию. Идеальным значением является 0 мм, максимальным — 20 мм на 2 метра веревки (1 %). Чаще это значение составляет 0–5 мм.

Усадка (Shrinkage). Характеристика, на которой стоит остановиться подробнее. Подавляющее большинство веревок, производимых в мире, проходит процесс термофиксации: после плетения веревка
смачивается специальным составом и помещается в шкаф с температурой около 150 градусов. В результате этого действия веревка усаживается еще на заводе. Хорошим значением усадки является 1,5–2 %. Т.е. веревка длиной 50 метров через некоторое время «сядет» примерно на метр. Но! Все это не относится к веревкам, произведенным у нас в стране, а также к веревкам белорусского и украинского производства. Они не проходят процесс термофиксации и их усадка составляет до 15 %. Для того, чтобы иметь веревку длиной 50 метров, необходимо купить 55, а лучше 60 метров. Следует отметить, что данный параметр не регламентируется ни отечественным стандартом ГОСТ-Р ЕН1891-2012 (введен в действие с 1 января 2013 г.), ни европейским стандартом EN1891по причине того, что напрямую этот параметр не влияет на эксплуатационные свойства веревки. Так что упрекнуть отдельных производителей в отсутствии термофиксации формально нельзя, но иногда очень хочется.

Статическая прочность (Static strength). Минимум 22 kN для типа А и 18 kN для типа В. Для веревок диаметром 10 и более миллиметров она близка к 30 kN (три тонны). Есть также параметр — «Прочность с узлами» (Strength with knots). Это примерно 70 % от статической прочности, хотя все зависит от узла. Некоторые производители указывают, что реальная рабочая нагрузка на веревку не должна превышать 10 % от статической прочности. Т.е. если веревка имеет статическую прочность, например, 32 kN, то это означает, что рабочая нагрузка не должна превышать 3,2 kN (320 кг).

Коэффициент узловязания (Knotability). Данный параметр характеризует мягкость веревки. На веревке завязывают простой узел и подвешивают груз 10 кг на одну минуту. Потом нагрузку уменьшают до 1 кг и проводят измерение. Отношение внутреннего диаметра узла к диаметру веревки и есть коэффициент узловязания. Внутренний диаметр узла измеряют мерным конусом. Значение 0,6-0,7 говорит о тактильной мягкости веревки, 1,0 и выше — о большой жесткости веревки. Попадаются образцы отечественной веревки со значением 2 и даже более. Данную характеристику статической веревки не всегда указывают производители. Количество рывков (Number of falls): статические веревки проходят динамические испытания, которые определяют данный показатель. Груз массой 100 кг для веревок типа А или 80 кг для веревок типа B сбрасывается с фактором рывка, равным 1. Веревка должна выдержать не менее пяти рывков. Обычно это значение в несколько раз выше.

Динамические веревки

для чего предназначены страховочные канатыОсновное и, по сути, единственное назначение динамических веревок — страховка. Верхняя, нижняя — любая. Исключение составляет страховка на спасработах, где от динамических веревок по возможности лучше отказаться. Появление динамических веревок привело к исчезновению такого технического приема как «протравливание веревки». Когда все веревки были статическими, протравливание было необходимо для того, чтобы максимально снизить нагрузку на верхнюю точку и на сорвавшегося путем плавного приложения нагрузки, т. е. растягивания нагрузки во времени. В каждом альплагере был страховочный стенд, где данный прием тщательно отрабатывался. Это было жизненно необходимо.

Свойством динамической веревки является поглощение энергии рывка за счет удлинения веревки. Фактически, это тоже самое протравливание только автоматическое. Дополнительное протравливание в этом случае не только не требуется, но и опасно: при срыве с выходом выше нижней точки человек пролетает 2 расстояния превышения над точкой плюс динамическое удлинение веревки (около 35 %). Т.е. глубина падения ниже верхней точки составляет около трех длин превышения над точкой. Веревка способна снизить нагрузку на верхнюю точку и на сорвавшегося до относительно безопасных значений, но опасность ударов о рельеф остается. Если дополнительно протравить веревку, то это только увеличит глубину падения и, следовательно, увеличит риск ударов о рельеф.

В одном из альплагерей я регулярно наблюдаю отделения новичков, которых разные инструкторы приводят на старый, но еще живой страховочный стенд и демонстрируют им «силу рывка». Все это происходит с использованием старой статической веревки в качестве страховочной. Новичок жестко зажимает веревку в страховочном устройстве и при рывке взлетает вверх на длину своей самостраховки. Инструктор говорит: «Вот, видите какой рывок!». При этом, он даже не понимает, что грубо нарушает технику безопасности, используя статическую веревку в качестве страховочной. Фактор рывка при таких испытаниях однозначно выше 1. Подобная демонстрация не только не безопасна, но и бессмысленна, так как рывок подобной силы никогда не возникнет, если будет использована динамическая веревка. А именно она и должна быть использована, и инструктор альпинизма не может об этом не знать.

Все сказанное про протравливание не означает, что оно всегда опасно. Например, при работе на снегу оно может оказаться спасительным. Видимо, можно придумать ситуацию и на скалах. Но! Итальянский альпклуб провел исследование времени возникновения пиковой нагрузки. Оказалось, что если при срыве с нижней страховкой максимальное усилие на сорвавшегося возникнет через 0,2 секундны после срыва, то на страхующего только через 0,8 секунд. Т.е. когда второй почувствовал рывок, лидер уже все «получил»…

Виды динамических веревок

для чего предназначены страховочные канаты

В зависимости от цели использования существует три типа веревок:
Одинарная (single)— обычная веревка, которая может использоваться для страховки. Маркируется такая веревка цифрой 1 в круге. Диаметр одинарной веревки от 8,7 мм.
Двойная (half) — веревка с диаметром от 7,5 мм, которая используется в паре с другой аналогичной веревкой, причем они поочередно встегиваются в разные промежуточные точки страховки. Такие веревки маркируются значком 1/2.
Сдвоенная (twin) — веревка так же имеет диаметр от 7,5 мм. Использование сдвоенных веревок предполагает их использование как одну, т.е. обе веревки вместе встегиваются во все промежуточные точки страховки. Такие веревки маркируются значком, состоящим из двух пересекающихся колец. Надо отметить, что подавляющее большинство веревок диаметром 7,5–8,5 мм удовлетворят как стандарту для double так и для twin. Недопустимо использовать веревки half и twin в качестве одинарных.

Водоотталкивающая пропитка динамических веревок

На заседании комиссии по безопасности UIAA в 2012 году было представлено интересное исследование, из которого следует, что пропитка только оплетки крайне недолговечна и очень быстро свойства такой веревки становятся аналогичны свойствам веревки без пропитки. Поэтому выбирая веревку с пропиткой не надо экономить, покупая «полупропитанное» изделие. Вы просто переплачиваете или рассчитываете на очень короткий срок службы этой веревки.

Но надо понимать, что срок жизни пропитки в любом случае короче, чем срок жизни веревки. Что выбрать? Для использования на скалодроме, скалолазания, лазания на сухих скалах или в заведомый мороз веревка с пропиткой не нужна. Хотя надо отметить, что наличие пропитки придает веревке большую износостойкость даже в сухих условиях эксплуатации. Если же речь идет о «всепогодности», «обычных» горных условиях, то веревки с пропиткой предпочтительней.

Основные характеристики динамических веревок

для чего предназначены страховочные канаты
Сразу хочу отметить, что для динамических веревок понятие «статическая прочность» практически не используется. Она почти такая же как у статических веревок аналогичного диаметра, но этот параметр не так важен для динамической веревки.

Усилие первого рывка (Impact force). Наиболее важная характеристика для динамической веревки. Это максимальное усилие, которое возникает в страховочной цепи при срыве с фактором рывка равным примерно 1,77 груза массой 80 кг (55 кг для веревок типа half и 80 кг для двух веревок типа twin). Согласно стандарту, это усилие не должно превышать 12 kN (1200 кг). Реальные значения составляют 7,5–10 kN. Во многом это зависит от производителя. Кто-то производит веревки с низким усилием первого рывка, но это приводит к большему относительному удлинению. Другие, наоборот, стараются изготовить веревки с относительно «жестким» рывком, но при этом уменьшается относительное удлинение.

Количество рывков UIAA (Number of falls UIAA). Кусок веревки жестко закрепляется одним концом. На другом конце закрепляется груз весом 80 кг (55 кг для типа half) и сбрасывается вниз с фактором 1,77. При этом веревка ударяется о карабин (пруток с R=5 мм). Тест повторяется с интервалом в 5 минут (за это время веревка «отдыхает») до первого повреждения веревки. По стандарту таких рывков должно быть не менее 5. Обычно это значение 7–10 и выше. Надо отметить, что тест проводится с использованием карабина (прутка) с радиусом 5 мм, а современные карабины, используемые в оттяжках имеют, как правило, меньший радиус. Очевидно, что и количество рывков будет меньше.

Статическое удлинение (Static elongation). Этот параметр становится важным, если веревка используется в качестве перил. Часто можно услышать фразу: «жумарить по динамической веревке?! Да вы что!». Как правило, это произносят те, кто пользуется продукцией одного из двух заводов, производящих динамическую веревку в нашей стране. Эти веревки производятся по сильно устаревшим технологиям и они действительно представляют из себя «резинку». По стандарту же этот параметр не должен превышать 10 %, а обычно он составляет 7–8 %, что, конечно, не очень хорошо для перильной веревки, но если разобраться, то всего в два раза превышает показатели статических веревок. Безусловно, для перил лучше использовать «статику», но использование современной «динамики» не так неудобно, как это было 10–15 лет назад.

Динамическое удлинение (dynamic elongation). Это собственно то, что и гасит рывок — «протравливание». По стандарту максимально значение — 40%. Реально 30–35 %. Обычно, чем ниже усилие первого рывка, тем больше удлинение — и наоборот.

Сдвиг оплетки и коэффициент узловязания мы рассматривали, говоря о статических веревках (по стандарту EN892 он не определен, но его обычно рассчитывают).

Автор текста: Васильев Андрей, член комиссии по безопасности UIAA, директор компании VENTO

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *