для чего придумали брак
История брака и его происхождение.
Брак, каким мы его знаем, имеет долгую историю, и своими корнями уходит в глубину веков и происходит из древних культур. Было бы правильно окунуться в историю заключения союза между женщиной и мужчиной, который в настоящее время является юридическим институтом, отрегулированный семейным правом, и защищен Конституцией, как основной элемент нашего общества. Мы вернемся назад во времени, чтобы понять путь следования обычаев и правил, которые составляют бракосочетание. Постараемся понять различия между браками трех великих монотеистических религий: христианской, еврейской, исламской.
1. Брак в Древней Греции.
2. Брак в Древнем Риме.
В римском мире свадьба имела существенную социальную функцию, поскольку укладывалась в основу «Familias» (семьи), которая, в свою очередь, была ячейкой «Civitas»(общества). Брак, таким образом, был рассмотрен как фактор стабильности и выживания для всего римского общества. Это решающее социальное значение, не соответствует в первую очередь юридическому значению брака. В начале республиканского периода, на самом деле, брак имел значение, в первую очередь религиозное и браки патрициев сопровождались церемонией полной религиозных смыслов и символов. Процесс, который привел брак к признанию в качестве правового института был очень долгим и закончился только в V веке до н. э. Во время этого длительного процесса трансформации было несколько существенных нововведений, пока не был создан так называемый «manus maritalis» (один из законов римского права). По этому закону жених приобретал власть над невестой в момент вступления в брак. По этому закону жених, а затем муж приобретал всю полноту власти над женщиной, которая, в свою очередь, разрушала все правовые связи с семьей происхождения, становилась частью семьи своего мужа.
На последних этапах республиканской эпохи, началась практиковаться новая правовая категория брака, которая закрыла «manus maritalis» и перешла к «matrimonium sine manu». Согласно этой практике, если женщина, на протяжении года совместной жизни, в течение трех ночей подряд находилась вдали от дома своего мужа, то он не мог осуществлять над ней «manus maritalis». Отмена закона о власти мужа над женой осуществилась не в пользу женщины, а как юридическое соглашение, созданное в целях содействия семье происхождения женщины по экономическим причинам. По сути, кровные родственники оказывали власть над женщиной, даже когда она связала себя узами брака, особенно в случае приобретения имущества, которое, в противном случае перешло бы под власть ее мужа. Нельзя не признать, что после отмены «manus maritalis» женщины постепенно приобретали свободу действий, больше не подлежали правовой защите своего мужа. Для того чтобы брак имел юридическую силу, взаимное согласие супругов должно было бы получено при здравом уме обоих, в противном случае брака не заключался.
С наступлением имперской эпохи, правовая форма брака не получила существенных изменений после республиканского периода, а законы, принятые императором Августом были сфокусированы на проектах реформ в пользу семьи. Этот император Римской Империи стремился, на самом деле к созданию новых семей путем оказания помощи в отношении многодетных семей и наоборот, увеличивал налоги на тех, кто решил остаться холостяком. Брак в Древнем Риме планировался отцами пары, которые обсуждали будущую свадьбу только во время обручения жениха и невесты. Время, место и обряды для проведения свадьбы зависело от божеств, которым поклонялись семьи на протяжении всей жизни. Невеста на свадьбу одевалась в белое платье, а ее голова была покрыта оранжевой фатой, на котором помещался венок из цветов. Единственными юридически признанными браками были те, которые были заключены между римскими гражданами. Смешанные браки считались недействительными и потомки, рожденные в этом браке считались внебрачными. В случае брака между рабами, хозяин имел право выражать свое согласие на вступление в брак или отрицать, а также мог расторгнуть этот брак.
Настоящая революция в брачное право пришла с появлением христианства, с его распространением вносились определенные важные правовые изменения. Брак, в христианском понимании, считался таинством, с последующим отрицанием развода, очень распространенным в Римской империи. Эта новая идея союза между мужчиной и женщиной привел к постепенному изменению правовой формы брака и больше не рассматривался как «юридическая сделка», основанная на воле супругов, а как «правовые отношения», основанные исключительно на первоначальном согласии супругов жить вместе, поэтому от этого согласия устанавливалась законность брака.
3. Брак в средневековье.
Эти законы были взяты в обиход для заключения гражданского брака, который был установлен во Франции в 1791 году, во время Французской революции.
Брак в эпоху современности.
С протестантской Реформации, в Соединенных Штатах Америки, где была избрана реформистская христианская религия, брак стало возможным заключать в государственном учреждении. С 1600 года во многих протестантских странах Европы стало наблюдаться массированное вмешательство государства в брачное законодательство. В католических же странах, были установлены заявления Трентийского Конклава: церемония бракосочетания должна проводиться перед священником и свидетелями, и запись об этом должна храниться в реестре церковного округа. Было принято решение о запрете на совместное проживание за пределами заключенного брака.
4. Современный брак.
В 1875 году канцлер Отто фон Бисмарк ввел в Германии, «Zivilehe», то есть гражданский брак, до этого времени в Европе только церковь могла оформить брак, путем его регистрации. Введение «Zivilehe» стало первым шагом на пути разделения церкви и государства, что привело к снижению функции христианских церквей в Германии. Этот закон установил, что брачный союз может быть нарушен только в случае смерти одного из супругов или аннулировании таинства брака, или расторжении брачного контракта сторонами по их просьбе.
После Первой мировой войны были реализованы и другие изменения:
В Италии пара имела возможность свободно решать до свадьбы какой режим собственности выбрать: общая или раздельная собственность.
5. Любопытство и суеверия о браке.
Брак, будучи очень важным моментом с социальной точки зрения, является обряд, который в течение многих столетий обрастал ритуалами, символическими выражениями, правилами и некоторыми убеждениями. Вот некоторые традиции, которые итальянцы обязательно придерживаются в брачных ритуалах.
Пять обязательных правил, что невеста должна одеть в день свадьбы:
Почти все утверждают, что не верят в эти суеверия, но нет супругов, которые не следовали бы определенным традициям или не придавали значению хорошему внешнему виду чтобы не привлекать к себе возможные плохие предзнаменования.
6. Католический обряд и согласованный брак.
Католический брак считается таинством, который имеет четыре основы:
В итоге католический брак не допускает развод, потому что это будет рассматриваться как предательство божеских заветов. Только в некоторых случаях церковный брак может быть признан недействительным, как если бы он никогда не заключался, но эта отмена должна быть постановлена только церковным судом Sacra Rota.
После столетий католического присутствия в Италии церковный брак позволяет верующим получить благодаря одной церемонии двойное благо – он имеет законность перед церковью и государством. Такое бракосочетание называется согласованным и является наиболее распространенным религиозным ритуалом в Италии. А также предоставляет возможность верующим, получить двойную юридическую силу как религиозного, так и гражданского обряда, при условии, что сертификат, составленный священником также зарегистрирован в реестре актов гражданского состояния. Без этого транскрипта в государственном реестре, брак останется только религиозной привязанностью, которая не производит гражданско-правовые последствия. Для итальянского государства эти супруги приобретают семью де-факто и не будут пользоваться всеми правами де-юро, которое дает заключение гражданского брака:
• приобретение фамилии мужа женой;
• взаимные права наследования;
• общее имущество;
• взаимные права и обязанности;
• законность рождения детей в браке, конечно, при условии, что они сохранили свободное семейное положение. И наоборот, католик, который заключил согласованный брак, если он решил развестись, будет считаться свободным для государства, но женатым для церкви.
Для проведения согласованного обряда по католическому ритуалу необходимо выбрать церковь и разместить публикацию об этом. После этого оба будущие супруги должны присутствовать на «добрачных» курсах, которые длятся около двух месяцев. В конце этого курса жених и невеста получат сертификат, который должен быть включен в число документов для того, чтобы получить разрешение на брак. Нельзя забывать также о том, что католическая церковь накладывает ограничения: не допускается проводить церемонию во время Адвента (четыре недели перед Рождеством) и во время Великого поста. А также необходимо наличие свидетелей, по крайней мере, два, но не более четырех. Они подписываются под свидетельством о браке вместе с супругами и эти подписи даю юридическую силу заключенному браку.
7. Брак по другим религиозным обрядам с гражданскими эффектами.
Италия – государство, которое признает гражданскую действительность религий, помимо католической, при условии, что конфессия заключила соглашение с итальянским государством. Религиозные конфессии, которые вступили в завет, на сегодняшний день, являются:
8. Протестантский ритуал бракосочетания.
Протестантский обряд бракосочетания отвергает сакраментальный характер (таинство), считая брак союзом жизни. Протестанты рассматривают брак как личный выбор двух лиц, которые решили создать семью. Протестантская церемония очень проста и указывает на духовную глубину выбора пары. Во время церемонии, пара объявляет о своем выборе жизни и веры. Только тогда, пастор произносит благословение супругов.
9. Православный ритуал бракосочетания.
Православный обряд является одним из самых запоминающихся свадебных обрядов из-за своего сценографического и символического характера. Брак можно отмечать только в некоторый дни (об этом написано на моем сайте на страничке: венчание по православному обряду). Будущие супруги должны прибыть вместе в ту церковь, где будет проводиться таинство венчания. Перед началом церемонии, жених идет в дом невесты и за символическую плату, «покупает» свою невесту у родственников мужского пола. А невеста, в свою очередь, дарит своему будущему супругу одежду сшитую ею.
Церемония бракосочетания состоит из двух моментов: обручение и коронация. Венчание по православному обряду подразумевает, что жених и невеста обручаются и женятся в один и тот же день. Первый момент церемонии представлена как обручение, во время которого жених и невеста входят в храм со своими свидетелями. Священник благословляет жениха и невесту трижды и предлагает им зажженную свечу, чей свет (символически) будет направлять их к алтарю, где они найдут свои кольца: золотое для жениха, серебряное для невесты. Священник подарит эти кольца молодоженам, после того, как перекрестит по три раза голову жениха и невесты.
Вторая часть церемонии представлена коронацией, которая отмечается рядом с «Tetrapodion» или небольшой комод, где молодожены найдут чашу вина и две короны из цветов или листьев. В некоторых случаях они могут быть украшены золотом и драгоценными камнями. Эти короны будут одеваться свидетелями на голову супругов, в то время как священник благословляет чашу с вином. Затем священник даст пригубить супругам по три раза бокалы с вином и после того, как они огласят свое «да», должны будет обойти три раза вокруг алтаря. После этого пара будет соединена лентой, которая символизирует объединение и супруги должны станцевать символический танец. В конце этого танца, священник приглашает пару целоваться. Брак православному обряду брак в Италии будет считаться действительным, но только необходимо чтобы супруги были зарегистрированы в гражданском браке.
10. Еврейский ритуал бракосочетания.
Еврейская религия предоставляет различные виды брака, в частности, есть три типа: «kesef», «shetar» и «bi’ah». На сегодняшний день наиболее практикуется, без сомнения, «kesef», который предусматривает, что брак должен отмечаться в присутствии раввина и свидетелей для того, чтобы удостовериться что договор заключен через свадебную церемонию. На самом деле, законы, которые регулируют еврейский брак являются негибкими и должны соблюдаться, чтобы избежать жестких санкций, в том числе финансовых. Этих законов, названных во время церемонии, всего два: закон Моисея, то есть Тора и закон Израиля. Обряд еврейского брака, который имеет некоторые очень интересные особенности, не считается таинством, только благословением завета. В этом религиозном обряде, брак считается публичным деянием, в котором женщина отдается мужчине и семье, которая будет результатом их союза. В еврейском браке является обязательным для невесты следовать по пути очищения, который называется «Mikve» и представляет завет между Богом и еврейским народом. Сама церемония, делится на две части:
• «Kiddhushin», которая представляет собой момент, когда жених дарит кольцо женщине, на которой он хочет жениться, вместе с золотыми монетами перед свидетелями, повторяя ритуальную формулу,
• «Nessu’in»: на втором этапе, благословляется вино, налитое в чашки, и предлагается молодоженам.
Эта фаза обряда является началом сожительства пары.
В течение некоторого времени эти две фазы ритуала были объединены. В еврейской религии не только синагога является местом для проведения церемонии бракосочетания, можно также провести его в собственном доме или на открытом месте. Как правило, обряд исполняется раввином, но его присутствие не обязательно. Единственным требованием является то, чтобы не было никаких препятствий и все было организовано в соответствии с традицией ритуала. Эта проверка должна будет производиться главой еврейской общины.
Одним из основных правил о законности брака является наличие по крайней мере, десяти приглашенных, без которого обряд бракосочетания не будет действительным. Еврейский брак начинается с кортежа, который продолжается пока жених и невеста не войдут в одну их комнату чтобы начать гражданскую церемонию. Здесь раввин начинает читать «Ketubah», то есть, договор касательно экономических обязанностей мужа по отношению к жене, и который ставит перед собой задачу по защите интересов своей жены в случае развода. В еврейской религии, на самом деле, возможность требовать развода является прерогативой только мужа, который, в случае такой потребности должен заплатить определенную сумму денег своей жене, чтобы позволить ей жить достойно после расторжения брака.
После прочтения договора муж, подписавший документ, передает его будущей жене и вместе супруги получают благословение. После получения благословения супруги приближаются к «хупу», красному бархатному пологу, обогащенному золотой вышивкой, который является их новым семейным домом. В центре синагоги новобрачные будут пить вино из чаши, подготовленной для них и жених должен дать невесте обручальное кольцо. Невеста же не дает никакого кольца жениху и молчаливо выражает свое согласие, без декламации слов. За время чтения семь благословений из свитка Торы раввин покрывает своим «talleth» головы супругов. В конце церемонии жених разбивает бокал, что символизирует разрушение Иерусалимского храма, общину избранного народа и быстротечность земных вещей. После свадьбы пара считает себя возрожденной к новой жизни, потому что свадебный ритуал очищает их от всякого греха. Для свадебного пира будут подготовлены блюда, чтобы предложить гостям, и все детали должны быть предметом заботы, чтобы сделать этот день незабываемым, все будет сопровождаться песнями и танцами по еврейской традиции.
Накануне свадьбы невеста должна принять ванну с эфирными маслами, что является своего рода обрядом очищения. Во время принятия ванны в комнате должны находиться подруги и женщины, принадлежащие к семье. После купания невеста должна предложить небольшой буфет десертов, а также чай, чтобы праздновать будущую свадьбу.
11. Исламский ритуал бракосочетания.
В исламе брак представляет большую моральную роль абсолютной торжественности и строгости, потому что семья является единственной возможностью общения как духовного, так и физического между мужчиной и женщиной. Брак, однако, считается, договором, который имеет гражданскую и уголовную ценность. Брачный контракт подписывается в доме невесты в присутствии исламских юридических чиновников и религиозных деятелей, называемый «шейхами». Очень часто приглашаются принять участие в этом действии всех членов мужского рода обеих семей, чтобы подчеркнуть родственную связь жениха и невесты и их соответствующих семей. Несмотря на то что церемония подписания договора проходит в доме невесты, она не принимает участие в ритуале, и представлена своим опекуном, как правило, отцом, который подписывает вместо нее. Этот обряд называется «katb ktab» и будет сопровождаться фуршетом, в котором, для близких родственников мужчин обеих семей, а также будет предложен арабский кофе. Этот обряд обычно предшествует на свадьбу и может случиться так, что подписание контракта будет произведено за несколько месяцев до бракосочетания. После ритуала «katb ktab» будущий жених может, наконец, увидеть невесту без вуали, разговаривать с ней и видеться в общественных местах. Во время «katb katb» жених приглашает домой музыкантов духовых инструментов которые поют поздравительные песни вместе с семьей жениха и прохожими, привлеченными праздничной. На самом деле, те, кто с радостью принимает участие в общественном праздновании брака является способом следования посланию Пророка: «принимайте участие в свадебных торжествах и чтите их, как подобает.» Для мусульманского мира считается моральным долгом присутствовать на свадебных церемониях, что делает человека лучше в глазах пророка.
Семьи, ожидая великий день счастливого события, выполняют любую задачу подготовки с большим вниманием и тщательностью, так что все согласуется с исламскими законами. В день свадьбы, невеста надевает белую арабскую одежду и вместе со своими подругами и родственниками ожидает жениха, который придет забирать ее. Очень интересным с точки зрения народных традиций, является ритуал одевания невесты, которую перед тем, как надеть свадебное платье, намазывают ароматическими маслами и смягчающими кремами. После того, как она оденет свадебное платье, на нее одевают драгоценности, которые были подарены женихом. После того, как неевсту нарядили, подруги издают пронзительный крик, называется «zalghouta» как пожелание всего ниалучшего.
Когда жених приходит в дом невесты, с цветами в руках, гости бросают рис и лепестки цветов, и вместе они идут на место, выбранное для банкета, где невеста будет находиться в женском обществе, в то время как жених будет праздновать свадьбу в комнате «только для мужчин». В определенный момент празднования невесте объявят о приходе жениха для совместного танца, поэтому все женщины должны одеть паранджу. Кроме того, время разрезания торта является очень особенным, потому что он режется с помощью аравийского ятагана. Свадебные обеды всегда очень роскошные и богатые, и включают в себя шведский стол разнообразных десертов. Украшение стола: скатерти, столовые приборы, салфетки, букеты все подбирается очень тщательно, так как свадьба в арабо-исламских странах рассматривается как важное событие, потому что через нее желают успешного союза новой семейной единицы.
Блудницы и искусительницы: Как выходили замуж в Средневековье
«Нераскрытые тайны»: Зачем люди придумали брак
Кто и зачем придумал брак? Как в древние времена люди выбирали свою вторую половинку? Как хранили свое целомудрие? И как наказывали искусительниц и блудниц? Почему и сейчас девушки предпочитают выходить замуж по старым обычаям? Об этом читайте специальном материале телеканала «Москва Доверие».
Брак, когда муж и жена любят друг друга, а их права и обязанности равны, сегодня нам кажется нормой, иначе быть просто не может. Но еще пару столетий назад женщины об этом даже не могли мечтать, у них вообще никаких прав не было. Все, что дозволялось женщинам, так это работать по хозяйству.
На протяжении веков мужья распоряжались женами как своей собственностью: легко могли запереть их на замок или сжить со свету, обвинив в измене или воровстве.
Ян Стен. Свадьба Тобиаса и Сарры
Слово мужа в семье всегда было законом – таким был образцовый брак. Но кто и когда решил, что так должно быть, и зачем люди вообще придумали жениться?
Еще 200 лет назад этот обряд был обычным делом – невесты прощались со своим девичеством, семьей, с тем образом жизни, к которому уже никогда не смогут вернуться. Согласно народному обычаю, каждая невеста на Руси должна была искренне оплакать свою беззаботную юность. Этот древний ритуал на протяжении многих веков соблюдался неукоснительно.
После замужества девушка навсегда перейдет в чужой дом и начнет совсем другую жизнь. О ее новом статусе будет говорить даже прическа.
«Очень важным был момент, когда невесте меняли прическу. То есть ей расплетали косы, шла к венцу она всегда с распущенными волосами, а потом ей закручивали волосы, надевали на нее женский головной убор, сверху надевали платок, волосы навсегда прятались под этим головных убором, считалось, что замужней женщине уже волосы свои показывать нельзя публично.
Каждая русская невеста проходила через длинную цепочку всевозможных обрядов, и ни одним нельзя было пренебречь. Брак на Руси был центральным событием в жизни каждого человека – особым ритуалом, к которому относились крайне серьезно. Неудивительно, что к замужеству девушки начинали готовиться с детства.
Уже с 10 лет каждая девочка приступала к работе над своим приданым, без него найти себе жениха было очень трудно. Отсутствие своего имущества, как правило, свидетельствовало о бедности девушки, а это автоматически вычеркивало ее из списка завидных невест.
Согласно общепринятым нормам будущая жена была обязана внести немалый материальный вклад в хозяйство мужа. Поэтому большинство девушек проводили всю свою юность за шитьем.
Ян Стен. Свадьба Тобиаса и Сарры
Чтобы впечатлить будущего мужа, семья невесты в качестве приданого демонстрировала не только шитье, но и домашний скот: чем его больше, тем завиднее невеста. Ну и какое же приданое без по-настоящему ценных вещей, например, сундуков из дерева.
«Все эти предметы, эти коробочки, шкатулки, сундучки, ларец – это все входило в приданое невесты. Сундуки являлись дорогими подарками, распространенными подарками.
Павел Федотов. Сватовство майора
Сватовство без невесты
Каким бы богатым имуществом ни обладала девушка, в выборе своего будущего мужа она почти никогда не принимала участия.
«Это действительно были договоры между родственниками, в каких-то ситуациях молодые даже не знали друг друга и не были знакомы. То есть даже я во время полевой своей практики уже застал людей, которые женились, не зная в лицо своих будущих (я разговаривал с женщиной) мужей.
Как ни странно, но роль главных купидонов на Руси играли не родители, а сваты. Именно этим людям, чаще всего родственникам семьи, отец с матерью поручали выбирать судьбу для своих детей.
При этом сваты никогда не руководствовались предпочтениями молодых, при заключении брачных договоров ни любовь, ни симпатия не имели значения. Главной целью было найти выходца из порядочной и состоятельной семьи, без видимых физических недостатков. В остальном – стерпится-слюбится.
«Сватовство всегда происходило поздно вечером, когда уже было темно, в темное время суток. А кое-где даже ночью. Скажем, вот в лесах брянских есть такие села глухие, вот нам рассказывали, что сваты приезжали после 12 ночи. Всех будили и проходили.
Павел Федотов. Разборчивая невеста
Потом, от этого момента, вот уже когда они договорились, до, собственно, самой свадьбы проходило где-то от двух недель до месяца.
Замуж на Руси издревле выходили в народных костюмах. Никаких белых пышных платьев еще не было. Сарафаны и рубахи шились в традиционных цветах своего региона. Кстати, носились эти костюмы и после бракосочетания: их было принято надевать по любому торжественному случаю в жизни. Редкие экземпляры из гардероба молодоженов прошлого сохранились в Государственном историческом музее.
«В конце XIX века на традиционный русский костюм очень большое влияние оказала городская мода. Что мы можем видеть как раз на этом венчальном костюме крестьянки из Архангельской губернии? Этот костюм сшит по моде конца XIX века, где-то 1890-х годов.
Русская свадьба была делом всей деревни. И гуляния продолжались не один день. Но этот праздник предназначался не для молодых, а для родителей, сватов и многочисленной родни. Жених и невеста на свадьбе не веселились, они молчали, ничего не ели и не пили.
Новоявленного мужа во время свадебного застолья нередко волновала только одна мысль: сможет ли он с достоинством пройти испытание первой брачной ночи? Ведь с появлением потомства в то время не принято было тянуть.
Брачной ночи придавалось большое значение, по сути, это была первая, одобряемая обществом, возможность вступить в интимные отношения, ведь близость до брака осуждалась. Кстати, в некоторых регионах России существовал обычай, когда девушка должна была доказывать свою невинность.
Григорий Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем
Из поколения в поколение
Обычай демонстрации целомудрия молодоженов соблюдался недолго и далеко не во всех регионах нашей страны. На какое-то время об этом и вовсе забыли, пока Петр I не решил вернуть эту традицию для всех придворных дам.
Но самое большое значение нравственности жениха и невесты придавали в средние века в Европе. Церковь, которая имела тогда большое влияние на общество, предписывала вести безгреховный образ жизни до брака.
В Англии даже существовал такой обычай, когда после свадьбы у ложа супругов присутствовал свидетель, который должен был зафиксировать не только консумацию брака, но и подтвердить, что молодожены действительно придерживались строгой морали.
«Вокруг брачного ложа существует очень много мифов и легенд. Такие вещи, как снятие пояса целомудрия, или, например, вот это феодальное право первой брачной ночи.
Сегодня такие свадебные ритуалы кажутся суровыми и довольно унизительными. Впрочем, в истории брака было немало шокирующих обычаев. К примеру, в Древнем Риме муж имел законное право не только полностью распоряжаться жизнью своей жены, но и решать, когда ей умереть.
В те времена судьба женщины была довольно незавидной. Каждая обязана была исполнять любую волю мужа. И не только его: прежде всего, жена зависела от решений патерфамилиса – отца своего супруга и главы всего рода.
Константин Маковский. Под венец
В глубокой древности это была абсолютная власть, которая сравнительно поздно, только в эпоху «законов 12 таблиц», а это где-то VI век до нашей эры, была ограничена. Причем и здесь женщины были поражены в правах. Сохранялась обязательно жизнь первой девочки, а вот с остальными женщинами рожденными могли обойтись весьма жестоко.
Брачные союзы между мужчинами и женщинами на протяжении многих тысячелетий устраивали их родители и родственники. Но когда именно такая модель для заключения браков стала общепринятой? Кто ее придумал? К сожалению, ученые не могут найти ответы на эти вопросы. Мы даже не знаем, когда люди вообще придумали жениться.
Хотя дата первой свадьбы на Земле нам неизвестна, зарождение некоторых форм брака проследить можно. К примеру, печально известный брак по расчету имеет на самом деле очень солидный возраст: такой тип супружества зародился еще в раннем Средневековье, и тогда это называли династическим или королевским союзом.
Монаршие браки всегда вершились по своим правилам и служили обычно только одной цели – политической. Любой король или царь стремился к выгодным союзам, и самые важные он заключал благодаря брачным договорам с другими правителями.
Сергей Никитин. Выбор невесты
Династические браки помогали решать множество проблем в государстве, в том числе и расширять границы. Так в XII веке король Англии Генрих II стал крупнейшим феодалом в Европе только потому, что очень успешно устраивал браки своим многочисленным детям. В результате он присоединил Нормандию, Анжу, Аквитанию, Гиень и Бретань.
Наследники престолов еще во младенчестве неоднократно меняли своих суженых. Например, королева Шотландии Мария Стюарт в возрасте 12 месяцев брачным договором была обещана сыну короля Англии Генриха VIII – принцу Эдварду.
Через пять лет из-за политического конфликта между государствами регент Шотландии заключил новый брачный договор: шестилетняя Мария Стюарт стала невестой дофина Франциска II в обмен на военную поддержку Франции. Нетрудно догадаться, что мнения самих наследников никто не спрашивал.
Константин Маковский. Боярский свадебный пир в XVII столетии
Великая княжеская династия Рюриковичей, которая правила Древнерусским государством около 700 лет, также преуспела на ниве династических браков. На протяжении всего Х и XI веков Рюриковичи не только успешно выдавали своих дочерей замуж за видных наследников европейских государств, но и сами брали в жены иностранок. Кстати, породниться с русским княжеским родом в то время считалось очень перспективным.
«Во-первых, династия Рюриковичей и Русь в то время чрезвычайно мощны с военной точки зрения. Русские князья были вооружены, экипированы, может быть, едва ли не лучше других. Поэтому военная поддержка – тут даже обсуждать нечего, на нее можно было рассчитывать и она была очень мощной.
На протяжении долгих веков игры престолов вершились благодаря династическим союзам, при этом личное счастье монархов никого не интересовало. В средние века вообще мало значения придавали эмоциям и чувствам. Но значит ли это, что все пары были глубоко несчастны в браке? Можно ли вообще построить крепкую семью, не пережив влюбленности в супруга?
Удивительно, но модель древних браков многими учеными сегодня признается далеко не самой плохой. К тому же, уверяют нас историки, осмысленная и зрелая любовь между супругами вполне могла существовать, несмотря на отсутствие симпатии и влечения в начале брака. Скорее всего, такой сценарий был нередким.
Василий Пукирев. Неравный брак
Впрочем, как бы то ни было, а брак оставался на протяжении многих веков завидной целью как для мужчин, так и для женщин. Но почему это было так важно? Для девушки союз с мужчиной часто был единственной возможностью получить социальную защиту и сохранить хорошую репутацию. Мужчина при этом почти всегда получал богатое приданое, а иногда и земли, которые принадлежали семье жены.
И все же считается, что прежде всего брак был необходим женщине: хозяйство, во главе которого она становилась, и последующее материнство были единственными сферами жизни, где она могла себя реализовать. Не секрет, что правами и свободами жены во всем мире не были избалованы вплоть до XVIII века.
В дальнейшем, конечно, эта норма была пересмотрена и аннулирована, но если мы будем читать Кодекс Наполеона, мы увидим, что там эта норма сохраняется, дальше идет пометка, что она не применяется, и в конце Кодекса появляется новая фраза, которая регулирует уже современное положение женщины, а именно ее полное равноправие с мужем.
Но в одном женщина не могла добиться равенства с мужчиной: на протяжении всего периода существования института брака ей приходилось мириться с неверностью мужа. Адюльтеры, может быть, не всегда прощались, но браки не распадались.
Все потому, что развод был непозволительной роскошью. Без препятствия женщина могла получить его, только если собиралась до конца дней посвятить себя служению Церкви. Такое право было закреплено за женщиной и во времена Римской Империи, и в средние века, и в эпоху Просвещения.
«Более того, подчеркивается уже христианскими историками, что женщина, добровольно отказавшаяся от брака в пользу христианского служения, приобретала больше социальных прав. Скажем, она имела право свободного передвижения по городу и вне города, если это было связано с ее уже христианской миссией.
Питер Брейгель. Крестьянская свадьба
Освободиться от бремени неудачного брака можно было и в случае внезапной кончины мужа. В этом случае вдовы получали свободу и даже возможность повторно выйти замуж. Некоторые жены умело пользовались этим правом, решаясь на убийство своих мужей. Черные вдовы – именно так называли таких женщин.
Например, итальянка Теофания Ди Адамо была представительницей целой древней династии отравительниц. Как и все ее родственницы, она занималась производством ядов под видом косметических средств – одеколонов и пудрениц. Некоторые историки считают, что самыми известными жертвами Теофании стали французский принц герцог Анжуйский и Папа Римский Климент XIV.
Конечно, на преступление решались далеко не все. Многие женщины пытались получить развод официально. Как правило, эти попытки заканчивались ничем. Развести супругов в то время могла только Церковь, но она была в этом не заинтересована.
Казалось бы, в таких вопросах больше шансов было у аристократов с их деньгами, связями и титулами, но и королевам не удавалось расторгнуть брак. Духовная власть предпочитала закрывать глаза даже на вопиющие случаи.
Так произошло со знаменитым браком княгини Евпраксии Всеволодовны из рода Рюриковичей и короля Германии Генриха IV. Не в силах больше терпеть издевательства мужа, княгиня обратилась к духовенству с мольбой освободить ее от этого союза.
Адриен Моро. После свадьбы
Стать поводом для осуждения неверность могла только в том случае, если в ней уличали жену, особенно если такое происходило в средневековой Европе. Прелюбодеяние, как известно, было тяжким преступлением и смертным грехом. Но даже когда адюльтеры становились достоянием гласности, духовная власть склонна была винить в этом в первую очередь женщину.
Блудницы и искусительницы
Для Средневековья вообще было характерно особое отношение к слабому полу: каждая женщина, прежде всего, была воплощением зла, блудницей и искусительницей. Мужчина же часто был жертвой, невольно соблазненной ее прелестями. При этом обвиняемая в соблазнении могла быть вовсе не соблазнительной, но для вердикта Церкви это значения не имело.
Блудницу могли очень жестоко наказать. Это орудие пыток называется «железная дева». Она устанавливалась в центре городских площадей на всеобщее обозрение, чтобы горожане знали, какая незавидная судьба ждет прелюбодеек.
История происхождения этого чудовищного орудия пыток довольно таинственная. Никто в точности не знает, где когда и кем был изобретен этот металлический саркофаг. А главное – каким целям он изначально служил. В летописях европейских столиц о «железной деве» упоминания почти нет, а те сведения, которые все же находят, весьма обрывочны и запутаны.
Василий Максимов. Семейный раздел
«Непосредственно «дева» появляется только в XIV-XV веке в Нюрнберге в Германии. Опять же, слухи очень противоречивые. То есть вначале ее используют как нечто закрытое такое, говорят, чтобы увидеть «деву», нужно пройти через семь подвалов, то есть открыть семь дверей, и затем уже можно с ней повстречаться.
Неограниченные в правах средневековые мужья могли на законных основаниях контролировать интимную жизнь своих жен. Благодаря таким приспособлениям, как пояс верности. Кстати, ключ изготавливался в единственном экземпляре.
Таким образом, отправляясь к примеру в долгую поездку, супруг мог в прямом смысле запереть свою жену и получить стопроцентную гарантию ее преданности. Ведь снять пояс без его согласия и участия было невозможно.
«Пояс верности, все так представляют обычно, может быть, это такой стереотип, и когда делают реконструкции в музеях именно это место в поясе – оно считается главным, оно сделано в виде такого щучьего рта. То есть, знаете, у щуки зубы очень гибкие, загнуты вовнутрь и очень острые.
Железный пояс ранил кожу, провоцируя инфекционные процессы. Многие жены мучительно умирали от болезней, так и не дождавшись своих мужей. Но в истории брака известны и другие способы применения пояса верности.
Николай Неврев. Воспитанница
«Некий Конрад Эйхштедт издает книгу в 1405 году, то есть начало XV века, книга, всего лишь навсего, о фортификационных сооружениях европейских. То есть представьте, это всевозможные защиты стен городских, это всевозможные приспособления для отражения атак на эти стены, и так далее.
В древности общество было крайне патриархальным, и отношение к изменам во многом было навязано именно мужской психологией. Исследования ученых показали, в сознании мужчины его собственная неверность не воспринимается ужасным поступком, часто он вообще не склонен связывать свои похождения с серьезными чувствами.
Близость с другой женщиной может быть лишь физиологическим актом, и не более того. Но если изменяют ему, то это уже расценивается не как безобидная шалость.
Кстати, такой механизм поведения был присущ мужчинам и в первобытные времена. На заре человечества у мужчин и женщин уже были разные жизненные стратегии. Самка не торопилась с выбором партнера и проводила своего рода отбор, чтобы произвести здоровое и сильное потомство.
Самцу же было важно как можно быстрее продолжить свой род, поэтому женщина воспринималась как собственность. При любом посягательстве на избранницу самец реагировал крайне агрессивно, он должен был жестко отстаивать свое право на продолжение рода. Суровые условия существования древних людей и краткая продолжительность жизни вынуждали их действовать решительно.
Василий Пукирев. Прием приданого по росписи
Уважение к женщинам
И все же на протяжении всей истории брака оскорбленные чувства жен мало кого волновали. Как только девушка становилась законной супругой, она должна была полностью подчиниться воле мужа. Признаки матриархального общества можно встретить лишь на некоторых территориях обитания восточных славян. Из их древних обычаев следует, что к женщинам там относились с большим уважением, причем не только в браке, но и в обществе в целом.
«Более того, я хочу сказать, что постепенно с возрастом женщина в семье становилась очень важной, главной. И даже кое-где, мне лично с этим приходилось встречаться, есть отголоски таких древних достаточно по происхождению верований, когда мужчина, который достигал определенного возраста, скажем, где-то 60-65 лет, он уже был не нужен.
Такие истории, конечно же, исключение из правил. Даже в эпоху Просвещения, когда женщины получили больше государственных прав и свобод, общественный этикет предписывал им терпеть неверность мужа.
Здесь происходила вот еще какая печальная ситуация: женщина не имела права показать, что она знает. Если она показывает, что она знает о каких-то грехах своего супруга, то, как учили ее многочисленные матушки, он будет уже делать это на твоих глазах, фактически.
Фирс Журавлев. Перед венцом
Но не стоит думать, что женщина в браке всегда только проигрывала. Находясь в законных отношениях с мужчиной, она получала то, о чем мечтала с детства.
«Женщина, чаще всего, выходит замуж именно для того, чтобы получить огромную силу и огромную власть, которой у нее в девицах не было. Она получает фактически, она становится администратором всего этого немалого хозяйства.
Кроме того, девушка того времени уже не была безмолвной жертвой и могла отказаться от замужества с тем, кто ей не мил. Чаще всего, при выборе суженого женщины смотрели на чин, поэтому в мужья было принято брать уже очень зрелых мужчин.
И естественно, когда она видела перед собой орла, героя, красавца, пусть не с очень большими деньгами, но она понимала, что он дальше пойдет вверх по карьерной лестнице, конечно же, это могло служить стимулом для нее.
И все же современные женихи и невесты Европы могут считать себя, пожалуй, самыми счастливыми за всю многовековую историю брака. Никогда еще они не были столь свободными в своих правах и желаниях.
Современность по старым обычаям
Над современными парами больше не довлеет общественное мнение. Нынешние законы, в отличие от средневековых, позволяют довольно быстро и легко развестись. Сегодня влюбленные вообще могут жить в свободных союзах. Но грозит ли такая эволюция взглядов крахом института брака?
Джулио Розати. Свадьба
Как ни странно, но согласно тем же исследованиям, русские девушки, как 100 и 200 лет назад, в глубине души стремятся хоть раз в своей жизни выйти замуж по всем правилам. И люди, работающие в свадебной индустрии, это прекрасно знают.
Несмотря на популярность свадебного обряда, сегодня брачующиеся иначе видят этот праздник, канувшие в века суеверия и страхи больше не мешают превращать свадьбу в торжество для себя, а не для родственников. Современный жених уже не боится последствий брачной ночи, а невеста не желает прятать свою красоту под платком.
Несмотря на большую популярность в обществе свободных союзов и инфантилизацию мужского населения, ученые уверены, крах институту брака не грозит. Древняя привычка жениться никуда не денется, и свадьбы, как бы они ни выглядели еще лет через 100, будут справляться еще очень долго. Обычаи, формировавшиеся на протяжении многих тысяч лет, не могут так легко исчезнуть.
















