для чего пригодна экономическая теория

Экономическая теория:

В любом хозяйстве решается множество вопросов: какие блага производить, из каких ресурсов, с помощью какой технологии, как распределять полученные блага между участниками хозяйства. Причем в каждом хозяйстве решаться эти вопросы могут по-разному — в зависимости от тех или иных условий.

Экономическая теория занимается объяснением принципов, согласно которым может быть организовано производство и распределение благ в хозяйствах различных обществ.

Каким образом экономическая теория может справиться со всеми этими задачами? С помощью построения теоретических моделей — воображаемых экономических систем, состоящих из воображаемых людей, которым нужно принимать решения по поводу воображаемого производства, обмена или потребления. Теоретическая модель является как бы мысленным экспериментом, в ходе которого определяется развитие событий в некоторой заданной совокупности условий.

Экономист может представить себе, например, воображаемый остров с воображаемым запасом ресурсов, поместить на него воображаемого человека с воображаемым набором желаний и попытаться определить, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК будет этот человек делать для удовлетворения своих желаний. Для чего нужен такой мысленный эксперимент? Теоретическая модель наделяется характеристиками реального хозяйства, и, следовательно, результат мысленного эксперимента должен соответствовать действительному развитию событий в настоящем хозяйстве. Таким образом, теория позволяет определить, как будет развиваться реальная экономическая система в тех или иных условиях.

Источник

Предмет экономической теории

Изучение экономической теории необходимо для любого общества, осуществляющего хозяйственную деятельность. Она дает понимание о механизмах, принципах хозяйственной деятельности, о мотивах действий людей и т.п. Экономическая теория существовала еще со времен Аристотеля.

Дж. Кейнс говорит о значимости экономической теории не как о наборе готовых рекомендаций для экономики и политики, а как о методе, интеллектуальном инструменте, технике мышления. И этот метод помогает делать правильные выводы. То есть экономическая теория выступает и как практическое средство.

для чего пригодна экономическая теория

Происхождение экономической теории

Зарождение и формирование экономической науки относится к философии. Спустя некоторое время, она отделяется от нее и становится самостоятельной дисциплиной. Прошло много веков, прежде чем ее стали преподавать в качестве отдельного курса на факультете юриспруденции в XIX веке. В следующем столетии создаются особые экономические факультеты, а также специализированные учебные заведения (средние и высшие). Экономику как предмет преподают в школах, гимназиях, лицеях, колледжах. Тогда же создается профессиональное экономическое сообщество.

Зачем нужна экономическая теория

Значение экономической теории как науки невозможно переоценить.

Она выполняет следующие функции:

для чего пригодна экономическая теория

Что такое предмет экономической теории

Понятие предмета экономической теории менялось на протяжении всего времени ее существования. Неудивительно, ведь происходило расширение и углубление знаний о хозяйственной деятельности человека. Кроме того, эта деятельность становилась сложнее. Именно поэтому и само понятие видоизменялось.

для чего пригодна экономическая теория

Первоначально предметом считали причины роста материального благосостояния. Его изучали длительное время. Этой тематике посвящен серьезный труд известного английского ученого-экономиста Адама Смита под названием «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776).

Позже в качестве предмета стали изучать ограниченность ресурсов, находящихся в распоряжении людей. И действительно, это важная тематика, потому что практически все ресурсы ограничены, за исключением нескольких, таких как солнечный свет или воздух. Ограничено даже количество водных ресурсов, не говоря уже о количестве земель, пригодных для занятия с/х деятельностью, сырьевых запасах, материалах и т.п. Есть и нематериальные ресурсы, такие как время. На данный момент это ценнейший из всех ресурсов.

Ресурсы ограничены и качественно, и количественно. Еще есть различные варианты использования этих ресурсов, что также имеет важное значение для хозяйственной деятельности. Поэтому эта тема также является достойным внимания объектом для экономической теории. Одно и то же сырье может быть использовано совершенно по-разному. Например, металл могут применять для создания ракет, автомобилей или для создания детских игрушек. Такой ценный ресурс как время, о котором упоминали выше, можно тоже использовать по-разному: изучать основы финансовой грамотности или же посещать курсы иностранного языка.

Количество способов применения ресурсов определяется их природными свойствами. А альтернативность – редкостью.

Редкость ресурсов означает недостаточность для достижения тех целей, которые ставят перед собой люди. При этом цели и потребности людей безграничны. И здесь возникает проблема в выборе использования ресурсов. Чтобы сделать наилучший выбор, как правило, руководствуются различными показателями из экономической науки.

Стоит пояснить, что предмет экономической теории не изучения редких ресурсов самих по себе. Она изучает поведение людей, их действия в отношении этих ресурсов: производство, распределение, обмен, потребление материальных и нематериальных благ.

для чего пригодна экономическая теория

Экономическая теория не существует сама по себе в отдалении от других наук. Она соединена с такими науками как статистика, психология, философия, математика и другие. Кейнс определял настоящего экономиста как обладающего самыми разными дарованиями, который, в некоторой степени, должен быть и математиком, и философом, и государственным деятелем. Он должен уметь мыслить и абстрактно, и конкретно, размышлять о частном и об общем. Важной способностью экономиста является способность изучение настоящего на основе прошлого во имя будущего. Чем больше его внимание способно охватить созданных человеком институтов, тем лучше.

Исходя из масштабов изучаемого объекта, выделяют два уровня экономического анализа. Им соответствуют два раздела: макро- и микроэкономика. Первая изучает законы и принципы, по которым функционирует вся национальная экономика, а также входящие в нее элементы. А вторая занимается анализом экономических действий отдельных индивидов, домашних хозяйств, отраслей, организаций. Основное отличие между представленными уровнями в масштабах. А вот интересы могут быть одними и теми же.

Итак, экономическая теория занимается изучением деятельности людей в производственном процессе, а также распределении, обмене, потреблении экономических благ в условиях ограниченности большинства ресурсов. По этой причине экономическая теория занимается поиском наиболее эффективных способов использования особенно редких ресурсов. Эффективные способы использования ресурсов подразумевают получение максимальных результатов при минимальных затратах.

Источник

Тесты по экономической теории

для чего пригодна экономическая теория

1. Что из ниже перечисленного не имеет отношения к определению предмета

б) эффективное использование ресурсов;

(+) в) неограниченные производственные ресурсы;

г) максимальное удовлетворение потребностей.

2. Экономическая теория:

(+) а) пригодна для изучения всех экономических систем;

б) пригодна для изучения лишь капиталистической системы

в) не может быть полезной при изучении экономических отношений,

г) все предыдущие ответы неверны.

3. Что такое экономическое благо?

(+) а) это товар, обладающий относительной редкостью;

б) это все, что служит на пользу обществу;

в) это всякий продукт, который может удовлетворять какую-либо

г) это всякий товар, произведенный в экономике.

4. Проблема редкости прямо относится:

а) только к социалистической системе хозяйствования;

б) только к периодам кризисов и разрушений;

г) только к странам третьего мира с низким уровнем благосостояния.

5. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

б) численность занятых в экономике;

в) общий уровень цен;

(+) г) производство зерна и динамику его цены.

6. Экономическая теория:

а) не является наукой;

(+) б) не может предсказывать будущего, но может объяснить

последствия определенных явлений в развитии экономики;

в) занимается исключительно прогнозами развития экономических

г) включает положения, которые всегда принимаются всеми

7. Если исследуется экономика в целом, то это анализ:

8. Общий уровень цен изучается в курсе:

г) международных финансов.

9. Если экономические проблемы решаются частично рынком, частично государством, то экономика:

10. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические

11. Какая из проблем не изучается макроэкономической теорией?

а) повышение ставок процента;

в) рост ставки процента;

(+) а) автоматическое приспособление производителей к спросу, а

потребителей к предложению;

б) отсутствие экологических проблем;

в) равное распределение ресурсов между отраслями;

г) нацеленность фирм, больше на рост, чем на прибыль.

13. Что из перечисленного не относится к характеристикам рыночной экономики?

(+) в) централизованное планирование;

г) свобода предпринимательского выбора.

14. Капитал – один из факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:

(+) а) ни деньги, ни акции, ни облигации не относятся к капиталу;

г) только ценные бумаги.

15. Кривая производственных возможностей показывает:

а) время, когда вступает в действие закон убывающей

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) точные количества двух товаров, которые экономика намерена

(+) г) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного

16. Какой из факторов прямо влияет на сдвиг кривой производственных возможностей вправо?

(+) а) рост населения трудоспособного возраста;

г) сокращение расходов на вооружение.

17. Альтернативные издержки нового магазина – это:

а) оплата его персонала;

(+) б) цена других товаров, производство которых принесено в

жертву строительству этого магазина;

в) изменение налоговой ставки, выплачиваемой из дохода магазина;

г) процент за кредит, взятый магазином в банке.

18. Рыночный механизм – это способ:

а) согласование этих решений;

(+) б) согласования и синхронизации решений потребителей,

производителей и владельцев факторов производства;

в) синхронизация этих решений;

г) все предыдущие ответы неверны.

19. Какой из приведенных ниже графиков иллюстрирует спрос на рынке готовой продукции?

для чего пригодна экономическая теориядля чего пригодна экономическая теория для чего пригодна экономическая теорияР Q

для чего пригодна экономическая теориядля чего пригодна экономическая теория

для чего пригодна экономическая теория

для чего пригодна экономическая теория для чего пригодна экономическая теорияР Q

для чего пригодна экономическая теория
для чего пригодна экономическая теория

для чего пригодна экономическая теория для чего пригодна экономическая теорияQ P

20. Если спрос падает, то кривая спроса сдвигается:

а) против вращения часовой стрелки;

г) по вращению часовой стрелки.

21. Изменение какого фактора не влияет на сдвиг кривой спроса?

а) доход покупателей;

б) численность покупателей;

г) ожидания покупателей.

22. Спрос не испытывает влияние:

б) доходов потребителя;

в) цен на товары-заменители;

г) национальных традиций.

23. Кривая спроса на товар описывается следующим равенством:

D = 85- 5P; кривая предложения: S = 25 + 5 P. Когда рынок данного товара находится в равновесии, количество продаваемых и покупаемых на нем единиц товара равно:

24. Какой из приведенных ниже графиков иллюстрирует предложение на рынке готовой продукции?

для чего пригодна экономическая теориядля чего пригодна экономическая теория

для чего пригодна экономическая теориядля чего пригодна экономическая теорияР Q

для чего пригодна экономическая теориядля чего пригодна экономическая теория
для чего пригодна экономическая теория
для чего пригодна экономическая теория
для чего пригодна экономическая теория
для чего пригодна экономическая теория
для чего пригодна экономическая теориядля чего пригодна экономическая теория

25. Рост цен на ресурсы сдвигает:

а) кривую спроса вверх и влево;

б) кривую предложения вниз и влево;

в) кривую спроса вниз и вправо;

(+) г) кривую предложения вверх и влево.

26. Кривая спроса задана функцией: Д = 39-3Р. Кривая предложения:

S = 5Р-25. В этом случае равновесная цена равна:

27. Если предложение и спрос сокращаются, то:

а) цена остается стабильной;

(+) в) уменьшится общее количество товара;

г) благосостояние общества сократится.

28. Если цена товара выше точки пересечения кривой спроса и предложения, то возникает:

а) превышение спроса над предложением;

г) ни один ответ неверен.

Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:

а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла.

(+) б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла

в) не будет оказывать никакого влияния на объём производства и

г) будет способствовать ослаблению инфляции.

30. Валовой внутренний продукт измеряется: а) в основных ценах;

г) в экспортных ценах

Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:

Если цена товара ниже точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникнет:

г) все варианты неверны.

В рыночной экономике проблема «для кого производить» решается следующим образом:

а) потребители предлагают цены на товары, которые больше всего

хотят купить и отказываются покупать (или соглашаются приобрести

по низким ценам) менее привлекательные для них товары;

(+) б) производители устанавливают цены на производственные

ресурсы (в соответствии полезностью), определяя, таким образом,

денежный доход собственника конкретного ресурса, который затем

может быть использован для покупки товаров и услуг;

в) на основе распределения доходов в соответствии с потребностями

г) на основе конкуренции, которая сдерживает рост прибыли,

сохраняя цены на уровне, доступном для потребителя.

34. Цена товара X составляет 1,5 руб. Цена товара Y составляет 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютил и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров X и Y, тогда он должен принять предельную полезность товара X за:

35. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?

б) услуг парикмахерских;

(+) г) акций и облигаций фирм.

36. Нормативная экономическая теория изучает:

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

Анализ – это метод познания, который:

(+) а) предполагает разделение целого на отдельные составные части и

изучение каждой из этих частей;

б) основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в

в) базирующийся на умозаключениях от частного к общему;

г) предполагающий перенос свойств с известного явления или

процесса на неизвестные.

39. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы:

4. классическая школа,

5. неоклассическое направление,

а) 1,2,3,4,5,6 б) 6,5,4,3,2,1 (+) в) 6,2,4,3,5,1 г) 6,2,1,3,5,4

(+) б) к тому, что должно быть;

в) к положительным тенденциям в экономическом развитии;

г) к оценочным суждениям.

(+) а) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей;

б) суждение о ценности того или иного блага;

в) приобретения дополнительных производственных ресурсов в целях

г) производство отдельных товаров и динамику их цен.

Факторы изменения спроса:

а) денежные доходы покупателей;

б) потребительское ожидание;

в) цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

(+) г) все ответы верны.

(+) а) повышение общего уровня цен;

б) увеличение заработной платы адекватно росту

в) рост цен, по причине искажения оценки ресурсов товаров и услуг;

г) баланс между совокупным спросом и совокупным

44. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) производство в масштабе всей экономики;

б) производство сахара и динамика его цены;

(+) в) установление цен на товары и услуги;

г) численность занятых в хозяйстве.

45. Какая из школ экономической теории была исторически первой:

в) мелкобуржуазная политэкономия;

Ценовая дискриминация — это:

(+) а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным

б) различия в оплате труда по национальности или по полу;

в) эксплуатация трудящихся путем установлений высоких цен на

г) повышение цены на товар более высокого качества.

Что означает этот график:

для чего пригодна экономическая теория

для чего пригодна экономическая теория

а) условие «чистой» монополии;

б) условие олигополии;

(+) в) условие совершенной конкуренции;

г) условие дуополии.

49. Макроэкономическая модель создается для:

а) отражения идеального функционирования экономики;

б) точного отражения процессов, протекающих в экономике;

(+) в) выявление принципиальных экономических связей;

г) анализа влияния эндогенных переменных на экзогенные;

а) вещь, являющаяся продуктом человеческого труда;

б) вещь, обмениваемая на другую вещь или деньги;

(+) в) вещь, обладающая потребительской стоимостью или полезностью;

г) благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку.

51. Что из ниженазванного нельзя отнести к целям экономической политики?

в) равное распределение доходов;

для чего пригодна экономическая теория Движение капитала можно представить как:
(+) а)

для чего пригодна экономическая теория

для чего пригодна экономическая теорияв)

для чего пригодна экономическая теория

53. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:

54. Располагаемый доход – это:

(+) а) личный доход минус индивидуальные налоги и неналоговые

б) сумма, включающая заработную плату, жалованье, ренту и

доход в форме процента на капитал минус налог на личный доход;

в) зарплата и жалованье, доход в форме процента на капитал минус налог на личный доход;

г) все варианты верны.

(+) а) суждение о ценности того или иного блага;

в) приобретения дополнительных производственных ресурсов в целях

г) нет верного ответа.

Не относится к рыночной экономике…

а) общественное разделение труда и специализация;

(+) б) централизованное планирование;

в) экономическая обособленность субъектов рынка;

г) свободный обмен ресурсами.

57. Предельная полезность – это:

а) сумма полезностей равновеликих частей блага;

б) способность блага удовлетворять ту или иную потребность

в) субъективная оценка блага индивидуумом;

(+) г) полезность последующей дополнительно приобретаемой единицы

58. Для того чтобы не запутаться в мириадах фактов, не утонуть в их многообразии и противоречивости, экономическая наука, желающая понять сущность явлений экономической жизни и сформулировать причинно-следственную связь между ними, широко использует…

а) метод единства исторического и логического;

б) метод материалистической диалектики;

(+) а) средства, имеющиеся в ограниченном количестве, с помощью

которых удовлетворяются потребности;

б) средства, имеющиеся в неограниченном количестве, с помощью

которых удовлетворяются потребности;

в) совокупность всех товаров и услуг, представляющих какую-либо

г) совокупность всех товаров и услуг, без которых человек не может

60. Мысленное разложение явлений на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое в них, что отличает их друг от друга, есть:

а) экономический эксперимент;

а) издержки, зависящие от цены на производимый товар;

(+) б) издержки, зависящие от объема производства;

в) издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром;

г) издержки, которые не зависят от объема производства.

Экономическая теория включает в сферу своего изучения:

а) только рыночную экономику;

в) все системы, кроме переходной экономики;

Термин «воспроизводство» впервые употребил:

а) фигурирует производительный класс, бесплодный класс и класс

б) все общественное производство делится на два подразделения:

производство средств производства и производство предметов

в) основным звеном является государство;

(+) г) движение доходов и расходов опосредуется рынком ресурсов и

Какой вид ренты связан с различием в естественном качестве земли:

(+) а) абсолютная рента;

г) дифференциальная рента 1 и 2.

66. Гражданин России временно работает в США, в американской частной фирме. Его доходы включаются:

(+) а) в валовой национальный продукт России и валовой внутренний

б) в ВВП России и ВВП США;

в) в ВНП России и ВНП США;

г) в ВНП США и ВВП США.

67. Добавленная стоимость определяется как:

а) сумма заработной платы и процента за кредит;

(+) б) валовая выручка минус текущие материальные затраты плюс

отчисления на амортизацию;

в) сумма заработной платы и амортизации;

г) сумма прибыли и заработной платы.

68. К группе показателей, характеризующих экономическую безопасность страны, относятся:

б) срок службы основного капитала, ресурсный потенциал,

научно-технический потенциал, доля объема инвестиций в ВВП,

в) норма накопления капитала в отрасли, отраслевая норма прибыли,

темпы экономического роста;

(+) г) доля внешнего государственного долга в ВВП, состояние

потреблении, доля внешних заимствований в покрытии

69. Трансфертные платежи – это:

(+) а) выплаты, не обусловленные производством товаров и услуг;

б) просроченные платежи;

в) часть произведенного продукта, не имеющая форму дохода;

а) имеет положительный наклон;

б) имеет отрицательный наклон;

в) представлен вертикальной линией;

(+) г) представлен горизонтальной линией.

а) изменение дохода при увеличении инвестиций;

б) изменение дохода при снижении инвестиций;

в) изменение дохода при неизменной величине инвестиций;

(+) г) изменение дохода при изменении инвестиций.

72. Если объем располагаемого дохода уменьшается, то при прочих равных условиях:

а) растут и потребительские расходы, и сбережения;

б) потребительские расходы растут, а сбережения сокращаются;

в) потребительские расходы сокращаются, а сбережения растут;

(+) г) сокращаются и потребительские расходы, и сбережения.

73. Замедление темпа инфляции непосредственно выгодно:

а) всему населению страны;

(+) б) продавцам, торгующим в рассрочку;

в) клиентам банка, взимающего фиксированный процент;

г) правительству страны.

Выделите пункт, где административные методы государственного регулирования не являются основными:

б) разработка национальной системы стандартизации и

а) уровень снижения цены для Центрального банка, когда он скупает

(+) б) процент, под который Центральный банк предоставляет

в) степень давления, оказываемую ЦБ на коммерческие банки с

целью снижения объема с целью выдаваемых ими ссуд;

г) степень воздействия Центрального банка на рост денежной массы и

а) только у государства;

б) у государства и предприятий реального сектора экономики;

г) у важных структур федерального уровня.

Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государственные закупки следует:

а) увеличить более, чем на 20;

(+) в) увеличить менее, чем на 20;

Увеличение отношения «наличность – депозиты» приведет к:

(+) а) уменьшению предложения денег;

б) увеличению предложения денег;

г) увеличению спроса на деньги.

Модель, рассматривающая распределение доходов с позиции экономической эффективности ближе к:

б) уравнительной модели;

в) смешанной модели;

Согласно модели сравнительных преимуществ Хекшера – Олина страны специализируются на выпуске продуктов исходя их сопоставления:

а) издержек производства;

(+) б) стоимости факторов производства;

в) предельных полезностей обмениваемых благ;

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *