для чего применялись чеканка для изготовления монет
Чеканка монет
Полезное
Смотреть что такое «Чеканка монет» в других словарях:
ЧЕКАНКА МОНЕТ — финишная операция изготовления денежных монет в виде их штамповки, окончательной отделки. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
Чеканка монет — Станок для чеканки Монетное дело изготовление монет литьём, чеканкой или другим способом для использования в качестве денег. Первоначально в монетах использовались металлы по собственной стоимости и монетное дело находилось в частных руках. По… … Википедия
Чеканка монет — Представляла собой процесс горячей штамповки; для изготовления металлических монет использовались специальные инструменты: молот, клещи (при горячей штамповке для удержания раскал. монетного кружка), верхние и нижние пунсоны (штемпеля) для… … Античный мир. Словарь-справочник.
Чеканка монет — представляла собой процесс горячей штамповки; для изготовл. металлич. монет использовались спец. инструменты: молот, клещи (при горячей штамповке для удержания раскал. монетного кружка), верх. и ниж. пуансоны (штемпеля) для оттискивания… … Древний мир. Энциклопедический словарь
ЧЕКАНКА МОНЕТ — завершающая операция изготовления денежных монет: их штамповка, окончательная отделка … Энциклопедический словарь экономики и права
ЧЕКАНКА МОНЕТ — отделочная операция объемной штамповки – обжатие изделия в чистом штампе для повышения точности размеров и качества поверхности при изготовлении монет … Большой экономический словарь
чеканка монет — финишная операция изготовления денежных монет в виде их штамповки, окончательной отделки … Словарь экономических терминов
Чеканка монет — см. Монетное дело … Большая советская энциклопедия
Чеканка денег в США — 1804. Серебряный доллар … Википедия
Чеканка — получение рельефных изображений на поверхности монет, медалей, и т.п. Чеканка производится сильными ударами стальными штемпелями (пунсонами), на которых сделаны углубленные изображения и надписи. См. также: Чеканка монет Чеканка Монеты Финансовый … Финансовый словарь
Чеканка монет: интересные факты и стоимость
С самых первых времен существования денежных расчетов посредством металлических монет мастера чеканки стремились к их однотипности и легкой узнаваемости. Для этого их пытались сделать равнозначными по весу, размерам и форме, а позднее и придавать им единый дизайн, идею, стиль. Достичь всего этого удалось много позднее, с получением возможности осуществлять массовую автоматическую чеканку монет. Стоимость процесса производства в прошлые века была высока, поскольку каждый экземпляр поневоле был штучным. Время поменяло приоритеты местами, и получить сегодня такие уникальные монеты можно только чеканкой на заказ, и стоить это будет куда дороже массового чекана. Путь, который прошел процесс штамповки монет, сложен, интересен и, несомненно, достоин внимания.
Первые чеканные монеты
Для изготовления самых первых металлических деньг не использовались никакие машины, каждый монетный диск проходил через руки мастера, который вкладывал в изготовление денег свои навыки, знания и душу. Среди древних монет невозможно найти двух идентичных экземпляров, каждый из них был штучным. Продолжалось это несколько столетий, пока человек не придумал редуцирующую машину. Для производства монет начали использоваться вальцы, балансиры или молотовые снаряды. Разноплановость подходов к процессу чеканки оставила нумизматам богатейший материал для исследований и сбора коллекционных образцов.
Чеканка XV века
Высота подъема ударного стержня, а значит, и сила удара не всегда были равнозначными, из-за чего прочеканить монету с первого раза удавалось не всегда. Если результат удара не устраивал, процесс повторяли до тех пор, пока на металлической заготовке не проступал четкий рельефный профиль.
Но еще до внедрения в производственный процесс фальверков был сделан колоссальный шаг вперед в монетном деле. Минцмейстеры (лица, несущие главную ответственность за производственный процесс монетного двора), додумались изготавливать многоразовый образец монетного штемпеля, который позволил штамповать совершенно идентичные монеты. Для этой работы приглашались граверы, которые вырезали нужное изображение на концах металлического прута. Начался выпуск одинаковых денег, правда, скорость их тиражирования была очень низкой.
Чеканка XVI века
Золотая эпоха ренессанса не оставила в стороне и монетное дело. Непосредственное участие в прогрессивном процессе принял самый знаменитый человеческий гений этого времени — Леонардо да Винчи. Именно ему монетные дворы этого периода обязаны изобретением пресса, предназначенного для вырубки идентичных монетных дисков-заготовок из цельной металлической ленты. Следом был изобретен вальцевальный станок, дающий возможность заготовки цан (стержневой формы метала), от которых специальными вращающимися инструментами отделялись тонкие пластины. Ранее это делалось вручную. Многократная протяжка металла (в основном серебра) позволяла получить заготовку нужной толщины, с которой последовательно вырубались одинаковые кружки.
Чеканка XVII века
На фоне всеобщего научно-технического прогресса продолжал усовершенствоваться и процесс чеканки. В середине столетия усовершенствуется вальцевальный станок, механизм которого теперь позволяет менять штемпели. Геометрическая форма оттиснутых монет имеет дугообразную форму из-за удобства более качественной фиксации зажимного шипа. Разработана и оптимизирована система, сочленяющая рычаги и зубчатые передачи вальцевального станка таким образом, чтобы ход штемпеля точно соответствовал форме и расположению проходящей под ним монетной заготовки.
Примерно в это же время в производстве монет начинает применяться балансир или шпильдельверк. Для приведения его в действие был внедрен Т-образный утяжелитель, разгон которого требовал большой силы. В качестве этой силы, как и прежде, использовались несколько человек или лошадь. Как и ранее, нижний штемпель пары, называемый штоком, закреплялся стационарно. Верхний, айсен, крепился к винтовому снаряду, для раскрутки которого и требовались большие прикладные усилия. Максимальный разгон позволял прочеканить талер номиналом 1 и 2 единицы с первого раза. Во время обратного хода балансира под него успевали подложить новые металлические заготовки.
Чеканка первых русских монет
Появлением собственных денег Русь обязана светлейшему князю Владимиру, который ввел их в регулярное обращение в X веке. Методика чекана имела некоторые характерные отличия и состояла из нескольких поэтапных действий.
Технология, как понятно из ее описания, была несовершенной, монеты получались неодинаковые не только по внешнему виду, но и по весу. В то же время, весовая погрешность золотника составляла всего 0,4 г и в масштабе общей массы была совершенно не критичной. Именно от этой монеты и взяло свое начало понятие золотника как меры веса, которая составляет 4,266 г.
С изменением политической ситуации в стране, которая привела к раздробленности государства, начали массово чеканиться монеты из серебра, имеющие местное хождение. Металлические диски вырубали из серебряной проволоки «на глазок», что неминуемо приводило к достаточно существенной разбежке экземпляров. Они отличались не только по весу, но по форме и по нанесенному изображению. Монеты того периода (рубли от слова рубить) не были гладкими, а были неровными, шершавыми. За это качество и за легкий вес в народных массах они прозвались чешуйками.
Первый массовый чекан
Прошло еще 3 века, и на Руси появились первые медные монеты, которые получили название «пулы». Чеканили их из медной проволоки, а номиналом приравнивали к серебру. В монетных делах страны царило самоуправство, которое в итоге привело к бунту, вошедшего в историю как «медный». В дальнейшем возврат к медному чекану произошел уже в годы правления Петра.
Чеканка петровской эпохи
Великий царь обожал все передовое, усиленно внедрял механизированное производство, в том числе и в монетном деле. Изменился и порядок чекана, который приобрел цикличный характер. Необходимая партия метала выдавалась из казны минцмейстеру, который в итоге должен был сдать партию монет, точно соответствующую ей по весу. Партия обычно составляла 120 пудов серебром.
Сам процесс чеканки включал доведение выданного драгметалла до определенной концентрации и допустимого количества медной примеси. После этого серебро расплавлялось и заливалось в формы. Извлеченные из форм листы прокатывались и вальцевались, добиваясь нужной толщины. Для вырубки заготовок из полученных листов все еще использовались обрезные станки на людской или лошадиной тяге. После взвешивания вес каждой заготовки доводился до нормы юстировкой или повторной переплавкой, соответствующие норме веса диски допускались к дальнейшим этапам чеканки — гуртировались, а затем отправлялись на тиснение.
Примечательно, что с этого времени чеканкой монет стали называть не только их прессовку с помощью ударной силы, но и любой другой способ получения нужной формы и изображения металлического диска.
Чеканка в современной России
В наше время монетные производства оснащены настолько высокотехнично, что способны чеканить миллионы денежных знаков автоматически, быстро и в самых сложных конструктивных вариантах. Человеку осталось лишь контролировать этот автоматический процесс. Горячая штамповка ушла в прошлое благодаря массе преимуществ холодного чекана, удешевляющего процесс и дающего максимально качественный результат:
Более легкое, быстрое и качественное производство монет делает его более дешевым, но это касается только массовых тиражей. Сколько стоит чеканка монет на заказ, зависит от множества факторов и рассчитывается индивидуально, но итоговая калькуляция выглядит куда более внушительной. Монеты из твердой стали также сильно удешевляют чеканку, но дают немалый процент брака (чему, впрочем, всегда рады современные коллекционеры).
Однако в целом характер получения металлических денег не претерпевал больших изменений на протяжении последних 200 лет. Все также в процесс включаются этапы работы художников и граверов, которые занимаются изготовлением штемпелей и маточников. Конструкция чеканочных станков также осталась прежней в своей основе, но получила электронную начинку и постоянно оснащается блоками, позволяющими усложнить итоговую конструкцию и ускорить процесс.
В наше время, в отличие от царской эпохи, монетные тиражи считаются государственной тайной и официально не публикуются. Но с определенным допуском точности сведения, конечно, становятся известными и определяются по косвенным признакам, например, достоверно известно, что ежегодные тиражи каждого номинала в среднем выпускаются десятками миллионов штук. Это не касается памятных и юбилейных монет.
Ручной чекан современного периода
Несмотря на повальную автоматизацию процесса штамповки монет, их ручное изготовление существует и сегодня. Это, как правило, специальные коллекционные и государственные заказы, предполагающее высшее качество выполнения. К их числу относятся следующие разновидности.
Золотые монеты в «proof» качестве
Инвестиционные образцы в «UNC» качестве
Отличие от предыдущих монет состоит в допущении мелких дефектов.
«Brilliant Uncirculated»
Поверхность не имеет зеркального отражения, рисунок не матовый. Недопустимы никакие, даже самые незначительные дефекты.
Улучшенный UNC
Чеканка производится механически с использованием обычных штемпельных пар, но затем монета извлекается вручную для исключения повреждений и сразу же помещается в капсулу, конверт или запайку.
Чеканка золотых монет
Изначально Русь не обладала большими золотыми запасами, потому золотые монеты были большой редкостью. Несмотря на то, что основная часть денежных средств производилась из других видов металла, золото всегда было в обращении, как платежное средство.
Первые монеты из золота
Долгое время русский народ жил без золотых монет. Начали выпускать первые монетки в скором времени после крещения Руси. Их называли златником. Чеканка была не долгой, отмечается, что производили златники буквально год-два, а материал завозили из других стран.
Чеканка производилась полностью вручную, отчего платежные средства принимали индивидуальные неровности. По найденным изделиям сделаны выводы, что русские монетки принимали участие в международном финансовом обращении. Следующие денежные знаки под названием «Корабельники» выпускал уже Иван III Васильевич во времена совместного правления со своим сыном. Выпуск изделий приходится на период 1471-1490 г. Но известно, что данный формат применялся не столько, как платежное средство, сколько в качестве награды. «Корабельник» создавался по аналогии с английским нобелем. Также выпускались Угорские дензнаки, а процесс чеканки совпадал с технологией создания венгерских дукатов.
Централизованный выпуск круглых денег запустил Иоанн IV Грозный, приведя изделия к единому образцу, сделав их более легкими. Дальнейшие денежные реформы были направлены на то, чтобы снизить расходы и без того малого запаса золота, но увеличить объем чеканки. Тогда часть монет начинают производить из золота, другую часть — из меди. Таким образом возникли Деньга и Копейка в 1610 году от Василия Шуйского. Царь Алексей Михайлович добавил серебряные рубли, алтыны, грош, чуть позже выпустил серебряные Ефимки.
Денежная реформа и ее последствия
Во время правления Петра I произошло прорубание окна в Европу, одновременно на основании терминологии возникло понятие «Рубль». Начинается производство рублей, червонцев. Так как рубль является обрубком гривны, стало возможно его использование в качестве полноценного платежного средства. Царь провел денежную реформу для введения промышленного выпуска денежных знаков, укрупнения номиналов. Также рубль стал утвержден, как самостоятельная платежная единица, стал четко приравниваться к 100 копейкам, запустили выпуск золотых червонцев.
Все червонцы называли таким образом из-за особого красноватого перелива металла, отмечающегося только у золота высшей пробы. Ввиду того, что один червонец приравнивался к 2 рублям 30 копейкам, такие монеты считались неудобными — крайне редко у кого набиралась сдача с такой крупной монеты.
Екатерина II продолжила чеканку дензнаков из золота, серебра со своим изображением. Именно золотыми были полтина, червонец, 1, 2, 5 и 10 рублей. Интересными фактами являются использование золотых рублей только в пределах дворца и отсутствие у червонцев номинала — они применялись лишь при внешней торговле. Тогда еще не было привязки к валюте, ценность монеты определялась стоимостью золота внутри конкретной страны. На протяжении жизни императрицы чеканные изображения ее лица менялись согласно возрасту, а первые два выпуска отличаются наличием и отсутствием шарфика. Дополнительно почти двадцать лет правления осуществлялась чеканка денежных эквивалентов, сделанных из меди с примесью золота с серебром. Второе название данного материала — Колыванская медь.
С приходом к трону Николая II появилось около двух десятков различных монет, половина из которых создавалась из золота. Дополнительно чеканили полуимперские и императорские монеты. Такое золото обладало номинальной стоимостью 5 или 10 золотых рублей соответственно. Следом Витте предпринял попытку перевести все выпускаемые денежные знаки на один металл — делать все из золота. Такое действие повлекло за собой девальвацию рубля. Планировалось выпустить новые монетки — Русы, но проект окончательно не утвердили, проведя реформу без смены способа монетизации. Началось производство огромных партий: империалы и полуимпериалы чеканили миллионами экземпляров.
Благодаря тому, что изначальный объем производства был достаточно большой, по сей день можно найти коллекции таких монет вне музеев. Золотые монеты выпускали без особых изменений долгие годы, вплоть до 1923 года, когда было принято решение кардинально сменить дизайн изделий.
Россия стала обладательницей золотых монет совсем недавно. Первой из них стала отчеканенная золотая монета «Георгий Победоносец» ММД 2006 года.
Почему золото используют до сих пор
Выпуск золотых знаков продолжается до сих пор, но уже ограниченными партиями. Отличительной особенностью золота является сложность подделки — природные свойства материала позволяют быстро выяснить, насколько натуральное изделие находится в руках человека. Такие монеты можно отличить от других сплавов уже по внешнему виду, массе, размерам.
Драгоценные металлы обладают меняющейся ценностью, поэтому это отличный вариант для долгосрочных вложений. Иногда люди путают медь с золотом, но подделку легко вычислить — медные монеты куда менее прочные, нежели золотые.
Изделия можно возвращать в оборот, продавая по выгодной цене, но тогда любые манипуляции с монетами будут достаточно хорошо просматриваться. Часто мошенники делают малозаметные спилы, сколы, стесывают часть золота, уменьшая первоначальные размеры, вес единицы продукции.
Технология чеканки
Монетная чеканка отличается от художественной тем, что для работы требуется более толстый слой материала. Изображение выбивается на поверхности посредством специального шепселя, иначе называемого пуансон, на который наносят нужный рисунок в обратном порядке. Удары по металлу делаются более сильные, жесткие, точные. Такой эффект достигается благодаря специальному оборудованию, предназначенному для массового производства.
Ручной метод чеканки предполагал подготовку в виде литья новой монеты с последующим нанесением оттиска на еще неостывший металл. В таком случае изображение часто получалось нечетким, почти всегда разным. Бракованные изделия перечеканивали или переплавляли.
Современные методы производства
Современные методы монетного производства предполагают изготовление монет из особой проволоки требуемого диаметра. Боковые грани покрывают многочисленными мелкими насечками, являющимися одновременно индикаторами подлинности. Вообще все производство подразделяется на два вида, в зависимости от используемых стандартов качества.
Стандарты «Пруф»
Требования к качеству «Пруф» относятся к категории наиболее качественного типа производства. В данном случае чеканка производится с большей долей привлечения ручного труда, что существенно повышает уникальность каждого изделия.
Также высокая стоимость обуславливается надбавкой за нумизматику — коллекционеры готовы платить большие деньги за каждое изделие. С другой стороны, в данном случае риск нарваться на мошенников существенно повышается — нумизматическая ценность может значительно превышать себестоимость используемого металла.
Стандарты «АНЦиркулейтед»
Методика UNC применяется для многолетней чеканки большими тиражами. Если во время производства монета была повреждена, ее стоимость сильно снижается. В данном случае допускаются легкие потертости, незначительные скосы, легкие царапинки. По данным стандартам создают инвестиционные монеты, в которую вкладывают деньги на определенное время. вложенные таким образом средства быстро окупаются, так как себестоимость драгметаллов в России регулярно повышается.
Требования к монетам и правила проверки
В связи с высокой ценностью золота часто различные мошенники идут на всевозможные ухищрения, чтобы максимально выгодно использовать изделия. Но существует перечень стандартов, согласно которым подделки, вмешательства, манипуляции становятся быстро заметными.
Современные денежные знаки имеют на лицевой стороне официальную символику — герб государства, эмблему Банка России, либо художественные символы. Здесь же наносят наименование металла согласно периодической таблице Менделеева, пробу, сколько грамм чистого вещества, знак монетного двора, выпустившего монеты. По краям монетки располагается кант, несколько выступающий над рельефной чеканкой по обеим сторонам денег. Вся боковая монетная грань называется гуртом.
Обратная сторона содержит рисунки событий или людей, которым посвящено изделие. Существуют редкие исключения расположения на реверсе — так делают на определенных золотых червонцах. Вообще все изображения, символы, цифры, обозначения на всех сторонах монеты называются одним словом — легенда. Общий вес денег в граммах называют лигатурной массой.
Отдельно от двух описанных ранее способов чеканки выделяют монетный двор АО «Горзнак», где выпуск памятных монет осуществляется с применением новейших технологий обработки. Сюда относятся оксидирование, матирование при помощи лазера, окрашивание цветных фрагментов и прочее.
Попытки подделки золотых дензнаков являются уголовно наказуемым деянием, наравне с попыткой умышленно уменьшить массу изделия. К примеру, коллекционер приобрел монеты в качестве вклада или с целью перепродажи, частично стачивает золото с каждого изделия и продает снова по полной стоимости или с наценкой. В этом случае остается некоторое количество золотой пыли, добываемой посредством частичного соскабливания, подпиливания гурта, равномерного истирания всех граней каждого денежного диска. Данный вид нарушений иногда встречается до сих пор, несмотря на то, что доступ к таким изделиям существенно ограничен.
Современные дензнаки практически не участвуют в обороте, а золото — очень плотный металл, поэтому они не успевают изнашиваться. Многие фальшивомонетчики создают собственные монеты посредством частичного разбавления инородными металлами, которые близки по внешним характеристикам к золоту, но стоят значительно меньше. Большие трудности для подделывания составляет именно новая продукция, так как усложненная чеканка практически не допускает даже максимально похожего повторения.
Чеканка русских монет
Первые монеты появились в VII веке до нашей эры в государстве Лидия (на территории западной части современной Турции). Это были кусочки сплава золота с серебром, на которых выбивался особый знак. С тех пор менялась форма монет, использовались различные металлы, но в целом их всегда выпускали одним способом – ударом штемпеля с негативным изображением по заготовке. Методом отливки в формы делали только фальшивые монеты, они отличаются характерной размытостью рисунка и различной высотой отдельных элементов. Рассмотрим способы чеканки, применявшиеся в России на протяжении разных веков.
Чеканка в допетровские времена
Первые собственные монеты («сребреники») появляются на Руси при князе Владимире Великом, они выпускаются очень ограниченно, и уже через 60-70 лет при Ярославе Мудром чеканка прекращается. Изготавливались эти монеты тем же способом, который использовался в Византии: из листа серебра вырезали круглые тонкие заготовки, которые клали между двумя штемпелями и продавливали изображения с помощью пресса. Заготовки часто имели неровные или обрубленные края из-за несовершенной технологии вырезки. Изображения были сложными: на лицевой стороне князь, сидящий на троне; на обороте в первое время помещался Христос, затем трезубец – родовой знак Рюриковичей. Круговая надпись указывала на правление князя. Существовали также золотые монеты «златники», меньшего размера, но схожего веса и внешнего вида.
Во второй половине XIV века в Москве в период правления Дмитрия Донского после 300-летнего перерыва монетное производство возобновляется, но внешний вид и качество монет сильно изменилось. Теперь их делали из серебряной проволоки, нарезая её на мелкие кусочки и расплющивая молотом.
Изображения наносились штемпелями, в которых зажималась монета, затем сверху ударяли кувалдой. Монеты получались бесформенными и мелкими, напоминающие рыбью чешую, за что получили среди коллекционеров название «чешуйки». Вес мог различаться в полтора раза, контрольное взвешивание проводилось только для партии монет. Такие чешуйки просуществовали до петровских преобразований, то есть более 300 лет. Последние проволочные копейки датированы 1718 годом. За полвека до этого, при Алексее Михайловиче массово выпускались медные копейки такого же типа.
До реформы Елены Глинской 1534-1547 гг. монеты чеканили купцы-денежники из собственного серебра, разрешение на чеканку давал князь. Они же распространяли монеты при осуществлении закупок товаров. Затем выпуск полностью переходит государству, появляются первые государственные денежные дворы (позднее названные монетными).
Производство монет в Российской империи
Словом «чеканка» обозначают процесс нанесения изображений посредством удара молотом. С развитием технологий данный неэффективный тип производства полностью ушёл в прошлое, но название сохранилось, хотя правильнее называть выпуск монеты нового времени «тиснением», то есть продавливанием изображений.
Со времён Петра I монеты обретают привычную нам форму ровного толстого диска, хотя до середины XIX века окружность часто имела кривизну. Несмотря на использование только государственных монетных дворов, чеканка имела некоторые элементы частного производства. К монетному двору прикреплялся минцмейстер, в обязанности которого входило получение металла из казны и передел его в монету. Например, серебро поставлялось в количестве 120 пудов, которое затем проходило плавку с приведением пробы в соответствие с нормой, этим занимался минцпробирер. Минцмейстер брал на себя организацию производства и нанимал работников, он же отвечал за качество работы. На монетах часто помещались инициалы минцмейстера, чтобы в случае выявления недостатков монеты, можно было напрямую обратиться к нему.
Готовый металл разливался в изложницы – специальные формы для выплавки плоских широких слитков. Эти слитки затем прокатывались до толщины монет (плащение и вальцовка), после чего из них выбивались специальными штампами круглые заготовки. Часть заготовок из партии проходила контроль взвешиванием, негодные отбраковывались или проходили юстировку (корректировку веса). Даже при этом не удавалось достичь идеальных показателей, например у Екатерининских пятаков вес колеблется в пределах 48-51 грамма. Для повышения прочности заготовки проходили отжиг, из-за чего покрывались копотью. Для избавления от копоти и придания блеска их шлифовали в барабане и обрабатывали в кислоте, последним этапом была промывка. Заготовки (особенно для медных монет) иногда выпускались на специальных заводах (плащильных мельницах), после чего поступали на монетный двор.
Заготовки с гуртом или без него (если он не был предусмотрен) помещались в пластину с круглыми отверстиями по диаметру монет – фиксатор. Если производство было штучным, то фиксатор имел одно отверстие, но чаще чеканка производилась сразу для нескольких монет. Снизу ставились штемпели с негативом одной стороны, сверху негатив другой, затем всё это зажималось винтовым прессом. Поначалу во многом использовался ручной труд, особенно тяжёлые действия осуществлялись за счёт водяных колёс или лошадиной тяги. И только в середине XIX века появляется паровой пресс.
Созданием рисунка будущих монет занимался художник, который затем передавал эскизы гравёру. Гравёр создавал гипсовую модель будущей монеты диаметром приблизительно 30 см. Это позволяло детально проработать изображения. Инициалы гравёра тоже присутствуют на многих монетах, но они обычно скрыты в деталях изображений.
Затем диск с моделью покрывался слоем резины, в полученную форму наливалась эпоксидная смола, чтобы изготовить твёрдую заготовку. Она помещалась в специальный станок, который методом вращения с помощью системы зубчатых колёс переводил рисунок на диск значительно меньшего размера, сопоставимого с размером монеты. По заготовке отливался маточник – цилиндр из твёрдого сплава с точным изображением монеты, его закаляли для повышения износоустойчивости. С помощью маточника изготавливали несколько стальных штемпелей с негативом изображения, которыми уже чеканили монету.
Выпуск монет на современных монетных дворах
В целом технология не изменилась за последние 150-200 лет: в производстве участвуют художники и гравёры, изготавливающие маточники и штемпели. Многие станки сохранили первоначальную конструкцию, но дополнились электронным оборудованием, технологическими новинками и другими деталями, позволяющими ускорить производство в сотни раз.
Для повышения срока службы штемпели проходят закалку и хромирование, такой штемпель может произвести не менее 250 тысяч монет. На монетный двор металл поступает в виде катушек ленты шириной в одну-две монеты. Эти катушки заправляются в нарезные станки, делающие заготовки. Заготовки загружаются в другой станок, наносящий гурт и сразу кант (бортик по краю монеты с двух сторон). Некоторые монеты выпускаются без гурта, но кант есть всегда. После такой процедуры для восстановления свойств металла заготовки обжигают при 850 градусах и охлаждают. Затем их загружают в барабан с металлическими, керамическими и пластиковыми шариками для полировки, обрабатывают химикатами.
Современные чеканочные станки полностью автоматизированы, в них насыпают заготовки, а на выходе получаются готовые монеты. Например, монеты регулярного чекана могут производиться на таком станке по 700 штук в минуту, для юбилейных и памятных скорость несколько ниже. Монеты упаковываются в тканевые мешки с пломбой и развозятся по отделениям банков, в кассы и т.д. В последнее время всё чаще стали запечатывать монеты в полиэтиленовые пакеты.
В отличие от имперского времени, тиражи современных монет регулярного чекана не разглашаются и являются государственной тайной. Известно только, что тираж каждого номинала в год составляет сотни миллионов штук, а может быть даже превышает миллиард. Юбилейные и памятные монеты из обычных металлов выпускаются тиражом от сотен тысяч до десятков миллионов штук, их количество сообщается на сайте Банка России. Выпуском сейчас занимается два предприятия: Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы, являющиеся дочерними предприятиями «Гознака», а он в свою очередь контролируется Банком России.
В последнее время монеты начали изготавливать из стальных заготовок, покрытых другим металлом. Существует два варианта такого производства: плакирование и гальванопокрытие. При плакировании лист металла сразу покрывается тонким слоем цветного металла, а вырубающиеся заготовки получают вид торта – сбоку просматривается основа, тонкий слой может со временем отходить от монеты. По этой технологии чеканили 5 рублей в 1997-2009 годах, но заготовка была медной. При втором способе изготавливаются стальные заготовки, которые затем покрывают слоем никеля или другого металла. Отличить их можно по отсутствию проглядывающей сбоку основы, но при этом само покрытие иногда имеет цветные наплывы из-за неполного покрытия. Выпуск монет из твёрдой стали значительно удешевил производство, но добавил большое число брака, поскольку износ штемпелей стал проходить быстрее. Штемпели часто ремонтируют, подшлифовывают, наносят новое покрытие и снова пускают в ход. Результатом износа штемпеля является появление на монетах дополнительных элементов (выкрошка штемпеля) и длинных тонких полос (раскол).
Монеты улучшенной чеканки
Единственным ручным производством осталось изготовление специальных коллекционных монет по улучшенной технологии. К ним относятся:
пруфлайк (prooflike) – изготовление происходит также, как и пруф, но из-за слишком крупных заготовок (например, для килограммовых серебряных и золотых монет) остаются мельчайшие дефекты, царапины или пыль.
BU (Brilliant Uncirculated) – монеты имеют слегка глянцевую поверхность, но без зеркального отражения и без матового рисунка. Выпускаются специально подготовленными штемпелями без полировки. Дефекты производства не допускаются.
Улучшенный UNC – выпускаются обычными штемпелями, но с тщательным контролем производства для исключения дефектов и царапин. Из станка монета извлекается вручную и помещается в капсулу или запайку (в СССР иногда помещали в бумажные конверты).











