для чего происходит блокировка рда в чтении

Блокировки по чтению/записи

Блокировки по чтению/записи (reader/writer locks) (или более точное назва­ние «блокировки на множественное чтение и однократную запись») исполь­зуются в тех случаях, когда доступ к структуре данных должен определяться по следующей схеме: чтение данных выполняет множество потоков, запись — не более одного потока.

Блокировка по чтению/записи (pthread_rwlock_rdlock()) предоставляет доступ по чтению всем потокам, которые его запрашивают. Однако если поток за­прашивает блокировку по записи (pthread_rwlock_wrlock()), запрос отклоня­ется до тех пор, пока все потоки, выполняющие чтение, не снимут свои блокировки по чтению (pthread_rwlock_unlock()).

Множество потоков, выполняющих запись, выстраиваются в очередь (в по­рядке своих приоритетов), ожидая возможности выполнить операцию запи­си в защищенную структуру данных. Все блокированные потоки, выпол­няющие запись, запускаются до того, как читающие потоки снова получат разрешение на доступ к данным. Приоритеты читающих потоков не учиты­ваются.

Существуют специальные вызовы, которые позволяют потоку тестировать возможность доступа к необходимой блокировке, оставаясь в активном со­стоянии (pthread rwlockt ryrdlock() и ptfiread_rwlock_trywrlock()). Эти вызовы возвращают код завершения, сообщающий о возможности или невозможно­сти установки блокировки.

Реализация блокировок по чтению/записи происходит не в ядре, а посред­ством мьютексов и условных переменных, предоставляемых ядром.

Семафоры

Еще одним средством синхронизации являются семафоры (semaphores), кото­рые позволяют потокам увеличивать (с помощью функции sem_post()) или уменьшать (с помощью функции sem_wait()) значение счетчика на семафоре для управления блокировкой потока (операции «post» и «wait» соответственно).

При вызове функции sem_wait() поток не блокируется, если счетчик имел положительное значение. При неположительном значении счетчика поток блокируется до тех пор, пока какой-либо другой поток не увеличит значе­ние счетчика. Увеличение значения счетчика может выполняться несколько раз подряд, что позволяет уменьшать значение счетчика, не вызывая блоки­ровки потоков.

Существенным отличием семафоров от других примитивов синхронизации является то, что семафоры безопасны для применения в асинхронной среде («async safe») и могут управляться обработчиками сигналов. Семафоры как раз подходят для тех случаев, когда требуется пробудить поток с помощью обработчика сигнала.

Другим полезным свойством семафоров является то, что они были опреде­лены для работы между процессами. Хотя мьютексы в QNX Neutrino тоже работают между процессами, стандарты POSIX рассматривают эту возмож­ность как дополнительную функцию, которая может оказаться не переноси­мой между системами.

Полезной разновидностью семафоров является служба именованных семафо­ров (named semaphore service). Эта служба использует администратор ресур­сов и позволяет применять семафоры между процессами, выполняемыми на разных машинах внутри сети.

Поскольку семафоры, как и условные переменные, могут в штатном поряд­ке возвращать ненулевое значение из-за ложного пробуждения, для их кор­ректной работы требуется использование цикла:

while (sem wait(&s) && errno == EINTR) <

do_critical_region();/* Значение семафора уменьшилось. */

Синхронизация с помощью алгоритма планирования

Применение алгоритма FIFO-планирования стандарта POSIX в системе без симметричной многопроцессорной обработки предотвращает выполнение критической секции кода одновременно несколькими потоками с одинако­вым приоритетом. Алгоритм FIFO-планирования предписывает, что все по­токи, запланированные к выполнению по этому алгоритму и имеющие оди­наковый приоритет, выполняются до тех пор, пока они самостоятельно не освободят процессор для другого потока.

Такое «освобождение» процессора также может произойти в случае, когда поток блокируется в результате обращения к другому процессу за сервисом или при получении сигнала. Поэтому критическая секция кода должна быть тщательно проработана и документирована для того, чтобы последующее об­служивание этого кода не приводило к нарушению данного условия. Кроме того, потоки с более высоким приоритетом в том (или любом другом) процессе все же могут вытеснять потоки, выполняемые по алгоритму FIFO-планирования. Поэтому все потоки, которые могут «столкнуться» между со­бой внутри критической секции кода, должны планироваться по алгоритму FIFO с одинаковым приоритетом. При таком условии потоки могут обра­щаться к этой разделяемой памяти без необходимости делать предваритель­ный явный запрос на синхронизацию.

Метод монопольного доступа неприменим в многопроцессорных системах, по­скольку в таких системах несколько процессоров могут одновременно испол­нить код, который в однопроцессорной машине был бы запланирован на после­довательное исполнение.

Дата добавления: 2017-01-29 ; просмотров: 816 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Статья на тему: «Методы работы с РДА»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методы работы с РДА.

Наказания.
1. Методы наказания включают получение отвращений и утрату позитивов.
2. Некоторые дети плохо себя ведут для привлечения внимания родителей, поэтому следите за действием, которое оказывает наказание. Если нежелательное поведение не угасает, измените наказание.

Организация условий обучения.
Окружающая обстановка не должна отвлекать. Многие дети сопротивляются: плачут, встают с места, пытаются себе навредить и т.д.
Нужно:
— сделать занятия увлекательными. Оставайтесь оживленными, обеспечьте почти постоянные стимуляторы-поощрители за сидение на стуле и чередуйте учебные команды с игрой. Первые занятия 5-10 минут. Перерывы такой же продолжительности. Первое время во время перерывов разрешайте детям делать все, что они хотят.
— необходимо два детских стула (один – вам, другой – ребенку), стол для материалов и поощрителей. Все это располагается так, чтобы сам ребенок не мог достать. Первое задание должно быть тем, которое ребенок уже умеет выполнять.
Уделите внимание умению сидеть на стуле и выполнять простые команды. Используйте безопасные предметы.
— C тимуляторами могут и отвлекать внимание во время учебы. Если ребенок слишком реагирует, когда вы даете ему такой предмет или забираете его, надо отказаться от него на время.
— Начинайте каждый урок, ставя два стула друг против друга. Садитесь очень близко к ребенку, так чтобы его ноги были между вашими. Может быть, вам даже придется поставить ноги так, чтобы они не давали ребенку вырваться.
— Хвалите, поощряйте за зрительный контакт и сидение. Если ребенок попытается вырваться, физически верните его на место. Когда ребенок станет более податлив, придвиньте стол ближе к стульям. В конце концов, вы с ребенком будете сидеть с противоположных сторон стола. Тогда уже вводите больше материала для обучения. Применяйте и обучение в неформальной обстановке. Другими словами, весь день станет одним большим уроком.

1. Инструкция
2. Реакция ребенка
3. Заключение
4. Короткая пауза перед следующей инструкцией.

Инструкции.

Формирование навыка.
Этот прием используют, когда ребенок не имеет нужного навыка. Прием опирается на те навыки, которые ребенок уже усвоил, закрепляет их, а затем только усиливает все большее и большее сходство с требуемым навыком.
(Например, чтобы сформировать навык имитации слов, учитель сначала закреплял имитацию движений рта (открыть рот, округлить губы и т.д.). Когда ребенок уверенно повторяет эти движения, он получает вознаграждения за произведение любого звука, независимо походил ли он на тот, что произносил преподаватель. Постепенно учитель добивается все большей схожести с заданным словом.
Прием формирования требует большого терпения. Часто нужны недели и месяцы для формирования навыка.

Перед инструкцией, добейтесь внимания (назовите имя ребенка, установите зрительный контакт, дотроньтесь до ребенка).
Инструкция должна быть четкой, немногословной, сформулированной в виде утверждения и произносить ее надо только один раз.
( неудачная инструкция: «Эвелин, ты можешь прекратить бегать и сесть, чтобы мама смогла надеть тебе туфли?» Правильно будет сказать: «Эвелин. Сядь!» )
Если ребенок первый раз делает задание, соблюдайте единый порядок слов каждый раз, когда его предъявляете. После того, как ребенок проявит понимание инструкции, варьируйте слова, чтобы достичь обобщения.

Реакция ребенка.

В ответ на задание ребенок может отреагировать тремя способами: верно, неверно и совсем никак. В среднем, давайте ребенку 3-5 сек., чтобы начать отвечать. Если ребенок начинает реагировать неадекватно (неверно отвечает или вовсе пытается покинуть свой стул), сразу же переходите к заключению.

Подсказка.
Некоторым детям нужна дополнительная помощь, чтобы выполнить желаемое действие так, чтобы вы его вознаградили. Подсказка – это прием инструктажа, способствующий правильному выполнению действия. Подсказка может осуществляться параллельно с инструкцией во время ответа ребенка, чтобы снизить ошибки или после ответа, чтобы показать, что от него ожидалось.
Постепенно сокращаем подсказки.
Типы подсказок:
Вербально.
Учим называть предметы так: Учитель, подняв чашку, говорит: «Чашка. Что это?» Постепенно слово «чашка» произносится все тише, остается только вопрос.
Моделирование.
Это точная демонстрация действия. Например, когда учите здороваться, учитель показывает, как поздороваться с другим человеком за руку после инструкции.
Физические.
Варьируются от «рука в руке» до легкого прикосновения к плечу, чтобы «дать старт» – частичная подсказка.
(например: инструкция: «Встань», короткая пауза, полная помощь при поднятии и награда за несопротивление. Помощь при вставании снижалась, пока ребенок не научится вставать по жесту.
Подсказки-жесты – это указание на нужный предмет, взгляд в нужном направлении, движение или прикосновение к объекту.

Если ребенок реагирует верно, немедленно предоставьте стимулятор (похвалите, обнимите или сопровождайте свою радость наградой).
Если ребенок реагирует неправильно или совсем никак, нужна подсказка или физическое руководство. Например, можно отреагировать словесно, сказав мягко: «Нет» или «Не так» или повторить инструкцию, применив подсказку.
Важно, чтобы выбранный вариант подсказки сработал с первого раза. Повторение подсказки или физического руководства приведет к тому, что ребенок не поймет, что ваши просьбы надо исполнять с первого предъявления. Физическое руководство может помочь ребенку понять, что значат ваши слова. Если он понимает, но предпочитает не отвечать, физическое руководство способствует тому, чтобы он понял, что надо подчиняться.
Поначалу за корректирующим этапом похвала должна быть не так эмоциональна. Когда станет понятно, что ребенок вас понимает, приберегите вознаграждение только для правильных ответов по первому предъявлению (т.е. до подсказки).

Интервал между предъявлениями инструкций.

Промежуток между заключением (вознаграждением или исправлением) и следующим упражнением называется интервал. Соблюдайте четкую паузу в 3-5 сек. перед следующей инструкцией. Это поможет вам дать понять ребенку, что вы закончили с одной просьбой и теперь приступаете к другой.
Во время этой паузы хвалите ребенка за усидчивость и дайте возможность поиграть/съесть стимулятор.
В это же время записывайте результаты предыдущего упражнения в свою таблицу и готовьте материалы и стимуляторы для следующей инструкции.

Источник

Использование транзакций при чтении данных

1. Общие рекомендации по использованию транзакций.
2. Выбор: исключительная или разделяемая блокировка.
3. Избегать длинных транзакций.

1. Общие рекомендации по использованию транзакций.ээ

1.1. Если чтение данных из информационной базы должно быть ответственным, следует производить такое чтение в транзакции с предварительной установкой управляемых блокировок. В общем случае, ответственным следует считать любое чтение, на основе результатов которого производятся какие-либо изменения в информационной базе или принимаются решения.
Например, ответственное чтение данных требуется в следующих случаях:

В некоторых случаях, ответственное чтение не требуется в силу решаемой прикладной задачи, например:

Примечание: перед модификацией ссылочных объектов, обычно, следует устанавливать на них пессимистичные объектные блокировк
Неправильно:

Правильно:

В некоторых случаях, ответственное чтение не требуется, так как конкурентная работа с данными маловероятна или полностью исключена, например:

1.2. В большинстве случаев, при выполнении чтения в обработчиках событий связанных с модификацией данных, весь код обработчика выполняется в рамках системной транзакции, которая открыта платформой, и явно открывать новую транзакцию не требуется.

Например, в системной транзакции выполняются обработчики модулей объектов и соответствующие им подписки на события:

2. Выбор: исключительная или разделяемая блокировка

.2.1. Если в транзакции производится ответственное чтение данных с их последующим изменением, необходимо установить исключительную управляемую блокировку (до выполнения чтения). В противном случае возможно возникновение взаимоблокировки. Пример установки исключительной блокировки (без открытия транзакции – в предположении, что ранее уже была открыта системная транзакция):

2.2. Если в транзакции производится ответственное чтение данных без их последующего изменения (например, для формирования движений), необходимо установить разделяемую блокировку на читаемые данные и исключительную блокировку на изменяемые данные.Пример установки разделяемой блокировки (без открытия транзакции – в предположении, что ранее уже была открыта системная транзакция):

3. Избегать длинных транзакций.

3.1. Следует избегать длительных транзакций, которые выполняются длительное время. Чем дольше выполняется транзакция, тем большее время будут заняты ресурсы сервера 1С:Предприятия и СУБД, которые всегда ограничены и не могут эффективно использоваться для выполнения других задач.
Как правило, длинные транзакции отнимают на себя следующие ресурсы:

3.2. Длинные транзакции можно сократить за счет методов оптимизации запросов (см. статьи раздела «Оптимизация запросов»).
В отдельных случаях также рекомендуется разделять длинные транзакции на более мелкие порции, в пределах которых обеспечивается приемлемая целостность данных.

Источник

Транзакции, блокировки, уровни изолированности транзакций в MySQL

для чего происходит блокировка рда в чтении
С приходом master-master репликаций остро встает вопрос о целостность с достоверностью базы данных.

При изменении данных, БД переходит от одного состояния к другому, при этом в процессе обновления данных возможны ситуации, когда состояние целостности или достоверности нарушается.

Например:

Прерванный перевод денег со счета на счет, посредством последовательного исполнения двух команд UPDATE, приведет к нарушению целостности:

UPDATE accounts SET money=money-1100 WHERE account=»PC1″; UPDATE accounts SET money=money+1100 WHERE account=»PC2″;

Чтобы избежать подобные ситуации ввели понятие транзакции — атомарного действия над базой, переводящего ее из одного целостного состояния в другое. По сути это последовательность SQL-инструкций, которые должны быть выполнены целиком или отменены.

Механизмы блокировок

Одновременное чтение одним клиентом и запись другим клиентом одной и той же строки таблицы с большой вероятностью приведет к сбою или чтению некорректных данных. Механизмы блокировок позволяют избежать ситуаций одновременного доступа к данным, регламентируя порядок взаимодействия пользователей между собой. Способы реализации механизма блокировок в СУБД различных производителей могут существенно отличаться, однако суть примерно одинаковая:

Если для выполнения некоторой транзакции необходимо, чтобы некоторый объект базы данных не изменялся без ведома этой транзакции, такой объект блокируется.

Основными видами блокировок являются на чтение и на запись:

Блокировка может быть наложена явно или неявно.

Если клиент не назначает блокировку, MySQL сервер неявно устанавливает необходимый тип блокировки на время выполнения выражения или транзакции. В случае выполнения оператора SELECT сервер установит READ LOCK, а в случае UPDATE — WRITE LOCK. При неявной блокировке уровень блокировки зависит от типа хранилища данных: для MyISAM, MEMORY и MERGE блокируется вся таблица, для InnoDB — только используемые в выражении строки (в случае, если набор этих строк может быть однозначно определен — иначе, блокируется вся таблица).

Часто возникает необходимость выполнения нескольких запросов подряд без вмешательства других клиентов в это время. Неявная блокировка не подходит для этих целей, так как устанавливается только на время выполнения одного запроса. В этом случае клиент может явно назначить, а потом отменить блокировку с помощью выражений LOCK TABLES и UNLOCK TABLES. Явной блокировка всегда блокирует всю таблицу, независимо от механизма хранения.

Изоляция транзакций

Теоретически СУБД должна обеспечивать полную изоляцию транзакций. На практике существует несколько уровней изоляции при которых в транзакции допускаются несогласованные данные. Более высокий уровень изолированности повышает точность данных, но при этом может снижаться количество параллельно выполняемых транзакций. Более низкий уровень изолированности позволяет выполнять больше параллельных транзакций, но снижает точность данных.

При параллельном выполнении транзакций возможны следующие проблемы:

1) Потерянное обновление (англ. lost update)

При одновременном изменении одного блока данных разными транзакциями, одно из изменений теряется;

Имеются две транзакции, выполняемые одновременно:

Транзакция 1Транзакция 2
UPDATE tbl1 SET f2=f2+20 WHERE f1=1;UPDATE tbl1 SET f2=f2+25 WHERE f1=1;

В обеих транзакциях изменяется значение поля f2, при этом одно из изменений теряется. Так что, f2 будет увеличено не на 45, а только на 20 или 25.

Причина:

2) «Грязное» чтение (англ. dirty read)

Чтение данных, добавленных или изменённых транзакцией, которая впоследствии не подтвердится (откатится);

Транзакция 1Транзакция 2
SELECT f2 FROM tbl1 WHERE f1=1;
UPDATE tbl1 SET f2=f2+1 WHERE f1=1;
SELECT f2 FROM tbl1 WHERE f1=1;
ROLLBACK WORK;

В транзакции 1 изменяется значение поля f2, а затем в транзакции 2 выбирается значение этого поля. После этого происходит откат транзакции 1. В результате значение, полученное второй транзакцией, будет отличаться от значения, хранимого в базе данных.

3) Неповторяющееся чтение (англ. non-repeatable read)

При повторном чтении в рамках одной транзакции, ранее прочитанные данные оказываются изменёнными.

Предположим, имеются две транзакции, открытые различными приложениями, в которых выполнены следующие SQL-операторы:

Транзакция 1Транзакция 2
SELECT f2 FROM tbl1 WHERE f1=1;SELECT f2 FROM tbl1 WHERE f1=1;
UPDATE tbl1 SET f2=f2+1 WHERE f1=1;
COMMIT;
SELECT f2 FROM tbl1 WHERE f1=1;

В транзакции 2 выбирается значение поля f2, затем в транзакции 1 изменяется значение поля f2. При повторной попытке выбора значения из поля f2 в транзакции 2 будет получен другой результат. Эта ситуация особенно неприемлема, когда данные считываются с целью их частичного изменения и обратной записи в базу данных.

4) Фантомное чтение (англ. phantom reads)

Одна транзакция в ходе своего выполнения несколько раз выбирает множество строк по одним и тем же критериям. Другая транзакция в интервалах между этими выборками добавляет или удаляет строки или изменяет столбцы некоторых строк, используемых в критериях выборки первой транзакции, и успешно заканчивается. В результате получится, что одни и те же выборки в первой транзакции дают разные множества строк.

Транзакция 1Транзакция 2
SELECT SUM(f2) FROM tbl1;
INSERT INTO tbl1 (f1,f2) VALUES (15,20);
COMMIT;
SELECT SUM(f2) FROM tbl1;

В транзакции 2 выполняется SQL-оператор, использующий все значения поля f2. Затем в транзакции 1 выполняется вставка новой строки, приводящая к тому, что повторное выполнение SQL-оператора в транзакции 2 выдаст другой результат. Такая ситуация называется фантомным чтением. От неповторяющегося чтения оно отличается тем, что результат повторного обращения к данным изменился не из-за изменения/удаления самих этих данных, а из-за появления новых (фантомных) данных.

Уровни изоляции

Serializable (упорядочиваемость)

Самый высокий уровень изолированности. Транзакции полностью изолируются друг от друга. Только на этом уровне параллельные транзакции не подвержены эффекту «фантомного чтения».

Repeatable read (повторяемость чтения)

Уровень, при котором чтение одной и той же строки или строк в транзакции дает одинаковый результат. (Пока транзакция не завершена, никакие другие транзакции не могут модифицировать эти данные.)

Read committed (чтение фиксированных данных)

Завершенное чтение, при котором отсутствует черновое, «грязное» чтение (то есть чтение одним пользователем данных, которые не были зафиксированы в БД командой COMMIT). Тем не менее в процессе работы одной транзакции другая может быть успешно завершена и сделанные ею изменения зафиксированы. В итоге первая транзакция будет работать с другим набором данных. Это проблема неповторяемого чтения.

Read uncommitted (чтение незафиксированных данных)

Низший уровень изоляции, соответствующий нулевому уровню. Он гарантирует только отсутствие потерянных обновлений. Если несколько транзакций одновременно пытались изменять одну и ту же строку, то в окончательном варианте строка будет иметь значение, определенное последней успешно выполненной транзакцией.

Поведение при различных уровнях изолированности

Источник

Для чего происходит блокировка рда в чтении

Исследования проф. А. Н. Соколова убедительно показали, что повышение скорости чтения, которое достигается за счет подавления артикуляции, не только не снижает качество восприятия информации, но и способствует лучшему усвоению смысла благодаря преобладанию нагляднообразных представлений, т. е. работы мозга в новом обобщающем коде.

Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления артикуляции, их можно свести к трем группам.

1. Механическая, принудительная задержка артикуляции (например, в том, что язык зажимают между зубами, или удерживают в зубах какой-либо предмет, к примеру жевательную резинку, и т. п.). Недостаток этого метода для наших целей в том, что он в принципе позволяет затормаживать только периферическую часть речедвигательного анализатора, а центральная (мозговая) часть остается свободной. Поэтому полностью подавить артикуляцию при чтении по такому методу невозможно.

для чего происходит блокировка рда в чтении

Механическая задержка артикуляции в том, что удерживают в зубах какой-либо предмет

2. Метод речедвигательных и речеслуховых помех, заключается в принудительном произнесении постороннего текста вслух при одновременном чтении про себя. Действие этих помех в том случае уже распространяется не только на периферическую, но и на мозговую часть речедвигательного аппарата, что является несомненным преимуществом этого метода по сравнению с предыдущим. Однако использовать и его для полного подавления артикуляции нецелесообразно, так как фактически один вид артикуляции заменяется другим, и на это тратится много энергии. В самом деле, проговаривание постороннего материала при чтении основного текста про себя, хотя и исключает возможность проговаривания читаемого текста, вместе с тем полностью занимает речедвигательный анализатор посторонними действиями, тогда как его участие в основном процессе чтения могло бы в значительной степени способствовать повышению качества восприятия необходимой информации.

3. Метод центральных речевых помех, или метод аритмического постукивания. Этот метод разработан проф. Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. Суть метода в следующем. Читая про себя, испытуемый постукивает кистью руки специализированный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Один из задаваемых здесь ритмов включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя — во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта.

Этот постоянно слышимый аритмический рисунок акустического воздействия должен разрушать привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т. е. стать помехой для любой артикуляции — и внешней и внутренней. Помеха здесь возникает в результате того, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают переменным, разноместным ударением. Такое аритмическое постукивание становится непреодолимой помехой внешней артикуляции. Главная особенность этого метода в том, что на деятельность речевых органов (губы, язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается. Глотка, язык, гортань, губы — все механизмы речи остаются свободными, и при выстукивании рукой специального ритма вокруг соответствующих пунктов мозгового возбуждения в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов, т. е. подавляет периферическую артикуляцию из центра. Чтобы разобраться в том, как это происходит, посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.

для чего происходит блокировка рда в чтении

В процессе чтения про себя испытуемый постукивает кистью руки в определенном постоянном режиме специализированный ритм

Современная нейропсихология различает речь сенсорную — понимание того, что говорит партнер, и речь моторную, — произнесение звуков речи самим человеком. Конечно, обе эти формы речи очень тесно связаны между собой, но все же они различаются по механизмам реализации их основных функций. Важно для нас также и то, что сенсорная и моторная речь управляются разными отделами мозга.

Еще в 1861 г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин (рис. 11) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, у левшей в большинстве случаев — в правом.

В 1874 г. другой учёный Э. Вернике установил, что есть зона и сенсорной речи. Поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать. Здесь утрачиваются логические связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону мозга назвали зоной Вернике.

В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они находятся там не буквально в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек пользуется этой картотекой. На рис. 11 показаны пути при произнесении слов нервных импульсов от речевых мышц и импульсов, идущих от уха. Этот рисунок показывает нам большое значение для нормальной работы мозга мышечных ощущений, возникающих при артикуляции. Как мы уже знаем, для быстрого чтения подавление артикуляции — обязательное условие. Очевидно, для его выполнения необходимо найти средство целенаправленного воздействия на зону Брока в процессе чтения с тем, чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой зоны для поддержания нормальной артикуляции. Как же добиться этого? Можно использовать аритмическое постукивание кистью руки. Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речью. Первоначальной формой общении первобытных людей были жесты, язык жестов — праксис — постепенно стал сочетаться с гортанными возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляцией. Речевое сопровождение праксиса длилось долго.

для чего происходит блокировка рда в чтении

Движения пальцев рук совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. Одновременно с этим увеличивалась площадь двигательной проекции кисти руки (праксиса) в мозге человека. Развитие функций руки и речи шло параллельно и ими до сих пор управляет один нерв, так называемый нервус вагус (блуждающий нерв). Здесь уместно вспомнить известную мысль И. М. Сеченова о том, что “рука учит глаз”. Суть этой мысли в том, что рука как бы передает органу зрения гностический опыт осязания конкретных объектов внешнего мира. И. М. Сеченов блестяще показал, что естественной основой ритмики порядкового счета являются сигналы ритмических мышечных сокращений (получаемые, например, при ходьбе).

Выступая в роли своеобразного внутреннего метронома, такие сокращения не только подготавливают идею счета, но и входят в состав этого действия, как ритмоводитель.

О функциональной связи руки и глаза красноречиво говорит навык машинисток и линотипистов (наборщиков), которые умеют работать “слепым” методом. У них операции набора и перепечатки текста на больших скоростях не сопровождаются аналитическими действиями, касающимися смысла. Восприятие текста происходит блоками, и запечатлевается только стереотипный образ текста — его форма.

Известно также, что ребенок, осваивающий счет предметов, включает в этот процесс движения указательного пальца. При запрещении действовать рукой он не может сосчитать предметы, хотя и воспринимает их зрительно. Очевидно, что указательный жест несет безусловно важную функцию.

Указательный жест имеет как бы две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона жеста — направление пальца на объект — фактически выделяет последнее: внутренняя сторона как бы обращена к организму и “вводит” этот объект в систему Моего Я, например счета в форме сигналов к активному мышечному сокращению в приемлемом ритме организма. Все это в равной степени относится и к описательным жестам, и к имитирующим.

Когда взрослый человек считает предметы глазами, то в роли указательных жестов руки выступают указательные движения глаз. Внешняя Сторона этих движений состоит в направлении взора на очередной объект, например строку текста, внутренняя — в производстве дискретных мышечных сигналов. Такие сигналы формируются в результате скачков, устанавливающих взор на нужную строку, и “сообщают” в мозг о каждой следующей строке. Более подробно вы узнаете об этом в следующей главе.

Исследования, проведенные в последние годы в Ленинграде проф. М. М. Кольцовой, показали, что речевые области мозга у детей в раннем возрасте частично формируются и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10—12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев. Известно, что речь — это вторая сигнальная система, и она нам от рождения не дается. Если ребенка не учить говорить, он будет немым.

Проф. М. М. Кольцова рекомендует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей 6 — 7 месячного возраста. Благодаря этому ребенок гораздо раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, существует прямая и естественная связь между движением руки и произнесением слов.

Значит, здесь есть постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено акад. И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Теперь можно привести примеры, показывающие три различных способа реализации коммуникации: зрительный, слуховой, двигательный.

Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. Он ушел. И вдруг вы вспомнили, что забыли сказать ему нечто важное. Нужно вернуть его. Как же можно это сделать, используя каждый из вышеназванных способов коммуникации?

Зрительный. Быстро набросав фламастером плакатик: “Вернись, пожалуйста!”, вы выходите на балкон и показываете его приятелю, который, выйдя из подъезда, обернулся на прощание помахать рукой, увидел вас, удивился странной форме обращения, но все же выполнил вашу просьбу.

Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто крикнете: “Вернись, пожалуйста!”

для чего происходит блокировка рда в чтении

для чего происходит блокировка рда в чтении

Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отражает основную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают речедвигательный канал и артикуляция практически становится невозможной. Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и постукивают при чтении? Конечно, нет. Достаточно 20 часов почитать с постукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга, сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступающей по зрительному каналу в мозг информации без ее проговаривания.

Главное в освоении метода — правильно разучить и выстукивать ритм. Для разучивания ритма необходимо вначале внимательно прочитать правила выполнения этого несложного упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Необходимо помнить, что эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом — непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как выучен ритм, для проверки правильности рисунка ритма надо контролировать его по нотной записи (рис. 13) и использовать специальное географическое пособие.

Как показывает наш опыт, при настойчивом и аккуратном выполнении упражнений, приведенных в конце главы, практически все обучающиеся достигают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в течение 20 часов. Однако в зависимости от типа нервной системы и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упражнений протекает у некоторых обучающихся по-разному. Особенности выполнения этого упражнения будут рассмотрены в 9 главе (Урок пятый).

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *