для чего проводят спортивные соревнования
Для чего проводят спортивные соревнования
Написать эту статью меня побудили вопросы некоторых родителей, подобного рода: «Что дадут соревнования моему ребенку?», «Для чего нужны соревнования?», «Зачем ему выступать и готов ли он?» и так далее. Постараюсь дать максимально развернутые ответы, дабы развеять всякие сомнения по поводу пользы этого спортивного мероприятия.
Как и в любом учебном процессе, в спорте невозможно себе представить бесцельное хождение на тренировки. Даже « для себя» человек ходит с определенной целью увидеть некий результат своих усилий спустя какое-то время. Когда в школе приходит время писать контрольную работу, никто же не спрашивает, зачем это надо. Все и так понимают, что это очередная проверка ученика и его знаний. Тоже самое происходит в спорте. Соревнования – это очередная проверка физической подготовленности спортсмена. Это отправная точка, от которой в дальнейшем будет происходить планирование нагрузки для ребенка и устанавливаться дальнейшая цель тренировок. Для тренера первые соревнования его воспитанника – это как маяк для моряка, ориентир, на котором будет основываться и корректироваться дальнейшая работа с ребенком.
Как и в обычной жизни, в спорте любой результат зависит от отношения к делу. Одно дело, когда ребенок просто посещает тренировки, и совсем другое, когда он понимает, что в определенный день ему нужно будет показывать свои умения перед большим количеством людей и выступать на публике. Именно поэтому ни одно другое средство учебно-тренировочного процесса не может мобилизировать спортсмена лучше, чем соревнования. Это касается всех качеств человека. На соревнованиях спортсмен демонстрирует мужество, смелость, инициативу, дисциплинированность, характер, волю к победе, двигательные способности и многие другие качества, которые не может проявить в полной мере в иных условиях.
Подготовка к соревнованиям и участие в них способствуют воспитанию основных физических и морально-волевых качеств спортсмена. Возрастает качество тренировки, что приносит больше пользы как спортсмену, так и его тренеру. Ускоряется процесс обучения.
Соревнования оказывают огромное положительное влияние на развитие личности спортсмена.
ПОЛЬЗА ДЛЯ РЕБЕНКА:
— Соревнования являются основным стимулом спортивного роста акробатов.
— Соревнования повышают и выявляют уровень физической, технической и тактической подготовленности участников, формируют у них потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, а также способствуют привитию нравственных норм и правильных привычек.
— все спортивные соревнования среди детей и подростков, содействуют укреплению их здоровья и основываются на пройденном материале, который изучается на тренировках.
ПОЛЬЗА ДЛЯ ТРЕНЕРА:
Кроме того, всегда нужно помнить, что соревнования в акробатике являются необходимой частью учебного процесса и служат важным мероприятием при подведении итогов проделанной работы за определенный период.
ПОЛЬЗА ДЛЯ ОБЩЕСТВА:
Спортивные и показательные выступления спортсменов являются одним из основных средств наглядной агитации за гармоничное развитие человека, массовый спорт и физическую культуру в нашей стране.
В конечном счете, можно долго и нудно рассказывать соседу, что твой ребенок занимается таким красивым и зрелищным видом спорта, как спортивная акробатика и умеет садиться на шпагат и делать сальто, а можно один раз прийти и все увидеть своими глазами. К тому же, как показывает практика, многие люди не до конца понимают, чем отличается спортивная акробатика от гимнастики или аэробики или черлидинга и т.д. А придя на соревнования, все становится понятно.
В свою очередь мы всегда стараемся сделать для детей не просто «сухие» выступления, а праздник, который запомнится на долгие годы. Для чего организуем показательные выступления сильнейших спортсменов. Также поощряем победителей и призеров ценными подарками. Для всех участников частенько делаем так сказать «утешительные» призы, чтобы каждый ребенок мог принести домой частичку этого прекрасного мероприятия и вспоминать это торж
Соперники или враги: как соревнования разрушают и мотивируют
Любовь Карась
Конкуренция может быть здоровой и нездоровой. В первом случае она дает дополнительную мотивацию, учит командной работе, во втором — демотивирует, заставляет испытывать стресс и разрушает команды. Наиболее явно конкуренция прослеживается в условиях соревнований, которые внедряют в обучение и иногда в рабочие процессы. Разбираемся в плюсах и минусах этого формата.
Как появились соревнования в спорте, культуре и образовании
Склонность к соперничеству впервые была формализована в спорте. Из самых ранних записей известно, что греки проводили свои Олимпийские игры, по крайней мере, с 776 г. до н. э. Однако считается, что к тому времени игры в Греции проводились уже более 500 лет. Олимпийские игры были самым известным из четырех классических греческих спортивных мероприятий. В связи с этими играми часто проводились также музыкальные соревнования.
В образовании одним из первых принцип состязательности ввел педагог Марк Верриус Флаккус в конце 1-го века до нашей эры. Еще одним доказательством стали отчеты (De Ordine Docendietstudendi) итальянского ученого Баттиста Гуарино (1434–1513), который писал о том, что учителя должны воздерживаться от физических наказаний учеников. Он считал, что лучше всего стимулирует конкуренция. Университет Этвеша в Будапеште, Венгрия, организовал в 1894 году первый в истории национальный математический конкурс для студентов из Центральной Европы. Уильям Лоуэлл Патнэм создал соревнования по математике для студентов североамериканских колледжей в 1938 году. Национальные и региональные соревнования в конечном итоге привели к Международной математической олимпиаде, которую впервые провела Румыния в 1959 году. Впоследствии другие дисциплины учредили свои собственные международные олимпиады: физика — в 1967 году, химия — в 1969-ом, информатика — в 1989-ом, биология — в 1990-ом и астрономия в 1996-ом.
Психология конкуренции
Соревнование — это то, что психологи называют «внешним стимулом». То есть мотивация исходит из внешних, а не внутренних источников, и является краткосрочной
В соревновании вы делаете что-то ради получения вознаграждения. Такие стимулы работают только в определенных условиях. И мотивация пропадает сразу же, как соревнование заканчивается. Психологические исследования показали, что внешние стимулы «вытесняют» внутреннюю мотивацию.
Вред и польза соревнований в обучении
В одном из исследований, Том Верхофф, профессор Эйндховенского технологического университета в Нидерландах, отметил, что конкуренция в образовании необходима. Ведь это часть любой культуры и образование должно ее передавать. Кроме того, в таких условиях развивается навык командной работы. И сами по себе условия соревнования приближены к реальной жизни.
С одной стороны, конкуренция становится одним из инструментов мотивации, с другой — демотивации. Порой учащиеся слишком фокусируются на результате, а не на процессе обучения, и по окончании соревнования могут напрочь забыть все, что они изучали. Ведь целью в таком случае становится не получение знания и развитие навыка, а оценка или балл.
Вопрос о том, нужно ли внедрять соревнования в обучение, до сих пор является спорным. Положительный эффект зависит от организации, условий, уверенности учащихся и истинности их целей в обучении. И все же стоит помнить о том, что люди выживали не только за счет конкуренции, но и за счет кооперации. По словам философа Бертрана Рассела, «единственное, что спасет человечество, — это сотрудничество».
Роль и значение спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательной школе в воспитании подрастающего поколения
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮРЕНКОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА КГУ СШ № 43 ИМ. Г МУСРЕПОВА
Роль и значение спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательной школе в воспитании подрастающего поколения.
1.Роль и значение спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательной школе
2.1.Классификация и формы физического воспитания по средствам спортивно-массовых мероприятий
3.Влияние физической культуры как главный фактор
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Поэтому можно сделать вывод, что спортивные мероприятия играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения.
Цель исследования: рассмотреть теоретическое и практическое влияние спортивно-массовых мероприятий на развитие подрастающего поколения.
Гипотеза исследования: роль спортивно-массовых мероприятий будет эффективно если:
-учитывать основные особенности детей
-создать условия для формирование ЗОЖ
-совершенствовать формы работы
Объект исследования: физическое воспитание в различных формах
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. рассмотреть роль спортивно-массовых мероприятий в системе общеобразовательных школ.
2.Раскрыть понятие здорового образа жизни
3.выявить пути приобщения учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
4.Изучить показатели учащихся по результатам городских, и внутри школьных спортивных мероприятий
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: ИКТ., методические пособия. анализ и обобщение проведенных спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательных школах.
Практическая значимость: школа сегодня должна стать и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Роль и значение спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательной школе
1. Участие населения детей в многоэтапных и разовых спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях рассматривается как одна из эффективных форм повышения ДА, улучшения и поддержания на достаточно высоком уровне функциональных показателей организма.
Периодическое участие в многоэтапных и разовых спортивно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятиях оказывает стимулирующее воздействие на ведение ЗОЖ, поиска резервов в ДА.
Однако следует подчеркнуть, что организовывать и проводить эти мероприятия нужно методически правильно, т.к. в них главенствующим является соревновательный метод, который, в свою очередь, требует от ученика проявления максимальных усилий. Несоблюдение методических требований может принести ребёнку вред. Чаще всего это случается, когда к таким мероприятиям привлекаются неподготовленные педагоги. Соревнования зачастую сопровождаются эмоциональной напряженностью, поскольку играющие стремятся не уступить, выиграть и т.п. И если правильной методикой проведения разовых названных мероприятии пренебречь, то тенденция «выиграть любой ценой» станет преобладающей. В таких случаях физические нагрузки будут чрезмерны и окажут отрицательное воздействие на организм. В связи с этим методика организации и проведения любого спортивно-масс ового и рекреационно-оздоровительного мероприятия начинается с определения предполагаемых физических нагрузок с учетом возраста, пола и уровня физической подготовленности участников. Все это учитывают при разработке положения (программы, сценария) того или иного мероприятия.
К разовым спортивно-массовым и рекреационно-оздоровительным мероприятиям относятся: дни спорта и здоровья, спортивные праздники, спортивные фестивали, массовые пробеги, поезда здоровья и т.д.
Классификация спортивно-массовых мероприятий и формы физического воспитания
1. ДНИ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
К числу спортивно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятий, получивших признание, относятся дни спорта и дни здоровья.
Наибольшей массовостью отличаются дни любителей бега.
Не менее увлекательны дни здоровья. Они с успехом проводятся в вузах, в школах, в оздоровительных лагерях и др.
Поучителен опыт проведения дня здоровья в оздоровительном лагере «Восток» на Браславских озерах. Готовиться к нему начинают с первых дней. Создается оргкомитет.
Им утверждается дата и сценарий проведения. Основой содержания всей работы по подготовке ко дню здоровья являются обще лагерные спортивные игры «Старты надежд», в программу которых входят следующие виды соревнований: легкоатлетическое четырехборье (бег на 30 м и 60 м, прыжки в длину, метание мяча), легкоатлетический кросс, стрельба из пневматической винтовки, гимнастика (подтягивание на перекладине, лазание по канату, массовые гимнастические выступления), плавание, шахматы, настольный теннис, футбол, подвижные игры.
Подготовительный период связан с предстоящим днем здоровья.
Жизнь отрядов приобретает форму игры под названием «Здоровье», финалом которой является большой театрализованный праздник.
В начале смены на утренней линейке «доктор Айболит» (один из вожатых) поднимает флаг игры (на нем изображен красный крест и бегун).
Беседы сопровождаются показом диафильмов: «Десять минут зарядки», «Трудная азбука здоровья», «Вечное движение», «Удивительный мир движений», «Закаливание организма» и т.д.
Каждый класс получает задание по подготовке к финалу игры.
В день торжественного открытия игры принимают старт конкурсы «Чистота, красота и уют», «В человеке должно быть все прекрасно».
Кружок «Мягкая игрушка» готовит призы и сувениры.
Учитель физической культуры при участии ребят из старшего готовит спортивный инвентарь, места соревнований и др.
А так же по очереди появляются плакаты с надписями: «Солнце», «Воздух», «Вода». При появлении «солнца» в руках всех ребят «загораются» маленькие круглые зеркальца, пускающие солнечные зайчики. При появлении «воздуха» ребята машут лоскутами из голубой материи. При появлении «воды» в разные стороны разлетаются струи воды, выпускаемые из баллончиков для шампуня. После этого ребята скандируют: «Наши верные друзья!»
На середине стадиона образуется большая колонна. Физорги классов или команд сдают рапорт о готовности. Учитель ФК приветствует ребят. Раздается дружный ответ.
Затем начинаются спортивные старты. От каждого отряда группа спортсменов участвует в эстафете, в которой представлены бег, прыжки, метания и другие упражнения
Побеждает класс или команда, которая на протяжении «Дороги здоровья» (полоса препятствий) затратил меньше времени.
Первая часть дня здоровья заканчивается награждением победителей, затем следует театрализованное представление.
По аналогичному сценарию проводятся дни здоровья в детских лагерях и т.д.
2. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК
Эти спортивные праздники имеют свои названия: «Встреча зимы», «Проводы зимы», «Велосипедные старты», «Лыжня зовет», «Бегом и пешком за здоровьем», «Всей семьей на старт», «Конкурсы самых сильных, ловких и смелых», «Самая спортивная семья» и т.п.
3. СПОРТИВНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
Спортивные фестивали как спортивно-массовые мероприятия начали проводиться в 70-е годы в Скандинавии.
Обязательным компонентом фестиваля является театрализованное представление «Путешествие в малознакомый вид спорта». Именно в таком плане участников фестиваля ознакомили с восточными видами оздоровления, австралийскими оригинальными физическими упражнениями (метание бумеранга и др.).
В программы спортивных фестивалей также входит организация выставок.
Проведение фестивалей пока носит эпизодический характер. Они организуются в большей степени на основе какого-то одного вида спортивной деятельности. Например, «Лыжный фестиваль», «Водный фестиваль» и др.
В последние годы в республике Казахстан стали проводиться физкультурно-оздоровите льные фестивали « Спорт и искусство» среди детских домов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также школ-интернатов и детских дошкольных учреждений.
Эти спортивные фестивали приобрели большую популярность и стали традиционными.
Повсеместное проведение соревнований типа « Я-Чемпион!», регулярный показ их по телевидению способствовали тому, что в последние годы значительно повысилась роль подвижной игры в воспитательной работе с детьми. Ее шире используют в оздоровительных лагерях, на уроках физической культуры, в группах продленного дня, на занятиях с юными спортсменами, в организации активного отдыха населения.
В последнее время соревнования по «Я-Чемпион!» проводят не только среди школьников, но и среди детей старшего дошкольного возраста, а также в профессионально-технических училищах, в здравницах, профилакториях и по месту жительства.
Значение не исчерпывается спортивным содержанием. Ее эффект значительно шире, поскольку в играх используется комплекс целенаправленных приемов педагогического воздействия, способствующих гуманистическому воспитанию подрастающего поколения.
Основу содержания соревнований составляют различные двигательные умения и жизненно важных навыков.
В соревнованиях часто используют задания, выполняемые двумя или несколькими участниками одновременно: бег в паре, одновременные прыжки, переноска партнера, групповые перетягивания и переталкивания, а также катание на велосипедах, самокатах, импровизированных лыжах.
Содержание, направленность и методика проведения соревнований предполагают соблюдение следующих основных принципов:
-соответствие форм и средств психофизическим особенностям участников;
-доступность для всех участников, в том числе и для тех, кто еще не приобщился к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
-зрелищность и эмоциональность конкурсов и заданий;
-целостность и логическая последовательность конкурсов и игр;
комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект участников;
— коллективность действий участников; ступенчатость и периодичность проведения соревнований; гласность, сравнимость результатов, определенность цели и задач, единство требований;
-высокая культура организации и проведения соревнований;
-торжественная обстановка, красочное оформление места проведения соревнований, используемого инвентаря, нарядная одежда участников;
сочетание традиционных и новых ритуалов, соответствующих духу времени;
рациональное чередование игровых средств в оздоровительно-тренировочных целях.
В основу проведения «Я – Чемпион!» легли следующие факторы:
Психофизическая нагрузка, испытываемая играющими: малая, средняя, большая.
Организация играющих с одновременным и поочередным участием, с привлечением, всей команды или части ее.
Преимущественное проявление играющими определенных физических способностей: быстрота, ловкость, сила, скоростно-силовые качества, выносливость.
В ходе соревнований возможны любые по сложности и взаимоотношению участников игры действия:
игры с активным единоборством сторон, непосредственным контактом с соперником; игры без соприкосновения, с командой-соперницей;
участники действуют согласованно, но не могут непосредственно влиять на ход игры другой команды или затруднять действия отдельных ее игроков;
игры-эстафеты, где действия каждого участника имеют одинаковую направленность и связаны с перемещением по площадке и выполнением определенных заданий; участники выступают в порядке очередности, но непосредственного контакта с соперником нет.
5.Эстафеты классифицируют по различным признакам, позволяющим систематизировать их и облегчить подбор игровых заданий. Эстафеты подразделяются:
Для детей начальных классов организовывают эстафеты сюжетного или тематического плана. Каждый игрок или группа участников выполняет свое задание. Здесь широко применяют игры-аттракционы, игры-поединки, в процессе которых соперники выявляют преимущество в единоличной борьбе. Они могут протекать в различных сочетаниях по сложности действий и взаимоотношений играющих: с активным единоборством, связанным с непосредственным контактом, соприкосновением с соперником, а также без соприкосновения с соперником.
Предлагаемые сценарии и игровые комплексы рассчитаны на участников различного возраста и конкретные условия проведения эстафет. Они составлены с учетом основных методических требований: соответствие сюжета и двигательного содержания возрасту, соблюдение логической последовательности и взаимосвязи игрового материала, правильная дозировка нагрузки, а также общих педагогических требований, способствующих большему воспитательному эффекту проводимых соревнований.
Влияние физической культуры как главный
фактор оздоровления нации.
В нашей стране функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников и в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации спортивно-массовых мероприятий.
Физкультурно массовые мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях является организация активного отдыха, физическая подготовка школьников. Укрепление их здоровья.
Здоровье-по концепции стандартов, понимается. Как физическое, психологическое, духовное состояние здоровья. Одной из важных задач образования является сохранения и укрепления здоровья детей. Физическая культура-это часть общечеловеческой культуры, совокупность материальных и духовных ценностей создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательных качеств. Заключение
Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить применять эти знания в повседневной жизни. Включение в учебные планы школы занятий, позволяющие целенаправленно подготовить к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, формировать у них культуру здоровья. Самый эффективный метод в физическом воспитании является соревновательно-игровой метод.
1.привлечение детей в разработку и проведение спортивного мероприятия
2.заинтересовывать родителей в спортивной жизни школы
3.привлечь детей группы риска (участие, судейство, обслуживание соревнований ).
4.организовывать физминутки на больших переменах (проведение учащиеся дежурного класса)
5.проводить утреннюю гигиеническую зарядку (перед первым уроком, ответственный учитель и физорг класса)
«Моя педагогическая философия».
Цель: показать значимость и любовь к своей работе, поможет учителям взглянуть на свою педагогическую деятельность другим взглядом. А самое главное не навредить и не покалечить хрупкую душу ребенка!
Ни с чем не сравнится радость появления ребенка в семье. Ведь каждый рожденный ребенок талантлив. Но этот талант нужно вовремя заметить и развить. Порой родители не уделяют нужного внимания своему чаду, так как заняты работой. И ребенок, как не распустившийся цветок, попадает в руки учителя. Как педагог, ощущаю большую ответственность за ребенка, за сбережение его здоровья.
Всегда вспоминаю себя в возрасте тех ребят, к которым иду на урок, и стараюсь относиться к ним так, как бы я хотела, чтобы ко мне относились мои учителя. На своем опыте знаю, как чреваты ошибки учителя – это могут быть не только физические травмы, но и психологические. Параллельно с этим соизмеряю свой возраст с возрастом, который был у моих учителей в то время. Стараюсь не упустить возможность творить добро, как словом, так и делом.
На своих уроках, развивая двигательную активность, использую различные подвижные игры, которые необходимы каждому ребенку.
А использование игровых методов на уроке является ключевым условием воздействия на учащихся. Дети в своем возрасте очень много играют, не уставая. Поэтому на уроках физической культуры, чтобы не травмировать хрупкий, слабый организм ребенка, я использую игры. Ведь игра освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, притягательным и не навязчивым. Все, к чему я стремлюсь на уроке – это создать школу движений: заложить основы техники выполнения действий, научить управлять своими движениями. Научить стойко переносить неудачи и поражения и, во что бы ни стало, добиваться поставленной цели, достигая душевного равновесия.
В то же время, не могу сказать, что я творец, который лепит как из пластилина каждый лепесток. Но мне очень хочется из маленького человека вырастить полноценную здоровую личность. Я ощущаю себя лишь солнечным лучиком, который разжигает огонь в их сердцах, позволяя им распуститься в красивый цветок. То, что я сумею сейчас заложить в ребенке, останется с ними на всю жизнь, поможет ему стать достойным гражданином ХХI века. Я педагог. Я не имею права на ошибку. Ведь ошибки педагога остаются жить в вечности.
… На пороге сентябрь. Заканчивается лето, впереди новый учебный год. Снова интересный, яркий, с новыми победами. Как приятно осознавать, что с тобой ждут встречи сотни глаз, полных радости и эмоций, жаждущих поделиться впечатлениями от прошедшего лета. Звенит звонок … Душа трепещет, вот оно, понимание, что я – учитель. За 20 лет работы учителям я ни разу не пожалела о своем выборе. Я люблю свою профессию, потому что она не дает мне права стоять на месте, заставляет все время искать и находить что – то новое, не спать и переживать за детей, за результаты, за все что происходит. Сегодня я не представляю себя ни в какой другой роли. Мне необходим этот ритм жизни, детский смех, тренировки, соревнования, дни, наполненные заботами и тревогами, радостью и сомнениями, вечным поискам….
Физическая культура – одно из самых активных средств формирования у человека высоких моральных качеств. Но это средство приходит в действие, когда его использует не просто профессионально подготовленный учитель или тренер, а человек увлеченный своим делом, болеющий за детей и их будущее, человек, у которого есть душа, открытая детям, есть потребность общения с ними. Именно такой стараюсь быть я.


