для чего психологу супервизия

Супервизия для психологов. Что это такое, как проходит и зачем она начинающим консультантам?

для чего психологу супервизия

Статья создана при участии эксперта

Пантюшиной Ольги Игоревны

Специалист с 16-летним опытом работы психологом-практиком, кандидат психологических наук, доцент, семейный и клинический психолог-психотерапевт, руководитель частного центра практической психологии, преподаватель департамента психологии.

Супервизия — это работа психолога (супервизанта) с более опытным коллегой (супервизором). Он помогает разбирать сложные ситуации из практики, а во время обучения проводит сессии для тренировки.

Разберемся, какой бывает супервизия, что происходит во время сеанса и как выбрать специалиста.

Читайте в статье:

Какой бывает супервизия

Виды супервизии различаются по уровню, форме и формату. Например, в группе и индивидуально, онлайн и очно. У каждого вида своя цель и задачи.

Виды супервизии по уровню:

Одни виды супервизии нацелены на будущих и начинающих психологов, другие — больше подходят экспертам с опытом. Мы собрали все в одну таблицу:

Психологам без опыта и с небольшим опытом

Необязательно останавливаться на одном виде. Например, сочетание групповых и индивидуальных сеансов помогает и набраться опыта на примерах коллег, и проработать личные трудности.

Учитесь на чужих ошибках

Получите на почту чек-лист «9 ошибок начинающих психологов»‎ и узнайте, как их избежать

Как проходит сеанс

Индивидуальная супервизия. На сеансе разбирают конкретный случай из практики психолога или его запрос о выборе методов и стратегии терапии. Вместе с супервизором психолог анализирует записи с консультации или свой рассказ о ней.

Супервизор не дает прямого ответа — он задает вопросы, которые помогают супевизанту найти свои контрпереносные / переносные реакции и понять, про что они.

Супервизия помогает консультанту увидеть клиента со стороны и самого себя с позиции беспристрастного наблюдателя. Понять, как он может затягивать психолога в игровой процесс, в роль спасателя. Либо обнаружить, как свои же процессы толкают специалиста в эту роль.

Групповая супервизия. На сессии 6–10 участников обсуждают методы терапии и стратегии консультирования. Один психолог рассказывает о своей проблеме, потом супервизор и остальные участники дискуссируют и помогают найти решение. На следующей встрече к группе и супервизору обращается другой психолог.

На индивидуальной супервизии группа тоже может присутствовать, но она не участвует в обсуждении — сначала наблюдает со стороны, а потом дает обратную связь. Этот формат подходит для обучения будущих психологов.

Супервизия для психологов без практики. О том, как проходит сеанс для психологов без опыта работы, рассказывает наш преподаватель-эксперт и супервизор Ольга Игоревна Пантюшина:

Для специалистов, у которых нет практики, это может быть 15-минутная учебная консультация с последующим разбором и обратной связью от супервизора и других участников группы. Здесь супервизант видит свои точки роста и успехи, это мотивирует его идти дальше. Для многих это дебют в роли консультанта — когда начинающий психолог видит, что все получается, у него появляется ощущение крыльев за спиной.

Сколько стоит супервизия

Цена зависит от квалификации специалиста и формата. По данным сайта поиска специалистов Профи, в Москве можно пройти супервизию по цене от 1 000 до 10 000 рублей за час. Средняя стоимость 3 000 – 5 000 рублей / час.

Групповая супервизия зачастую дешевле, чем индивидуальная. Это хороший вариант для начинающих психологов, которые еще не наработали клиентскую базу.

Как выбрать супервизора

Супервизор — это наставник, который помогает менее опытным психологам проанализировать их чувства, эмоции, реакции.

Это не тот, кто все знает и умеет, а тот, кто может свежим и опытным взглядом разобрать проблему, рассмотреть ее с другой стороны.

Критерии, по которым можно выбрать подходящего супервизора:

Где искать супервизора? В той организации, где вы проходите или проходили обучение, по рекомендациям коллег, в интернете на психологических порталах, например, в сервисе B17.

Супервизия нужна каждому психологу. Это не только инструмент профессионального роста, но и средство защиты от профессионального выгорания. Для успешной работы психологом нужно пройти минимум 50 часов супервизии и в дальнейшем регулярно посещать ее.

для чего психологу супервизия

Статья создана при участии эксперта

Пантюшиной Ольги Игоревны

Специалист с 16-летним опытом работы психологом-практиком, кандидат психологических наук, доцент, семейный и клинический психолог-психотерапевт, руководитель частного центра практической психологии, преподаватель департамента психологии.

Источник

Для психологов: личная терапия и супервизия в психологическом консультировании

Для психологов: личная терапия и супервизия в психологическом консультировании

для чего психологу супервизияНа мой взгляд, супервизия в психологическом консультировании – вещь обязательная. Не потому что так обязывают правила и традиции обучения психологов в большинстве стран мира, а потому, что это – наиболее реальный способ научиться работать.

Почему это так, зачем нужна супервизия, отличаются ли супервизия и индивидуальная терапия психолога, для чего нужен психолог-супервизор, и что могу лично я предложить коллегам в плане супервизий – об этом и пойдет речь.

Навигация по статье «Приглашаем психологов на личную терапию и на супервизию в психологическом консультировании»

Зачем нужна супервизия в психологии?

Представьте: вас научили теории, на практике показали некоторые техники, вы их, возможно, тренировали в группе, и вам даже (бывает далеко не во всех вузах) помогли осознать ваши личные переживания в связи с этими техниками.

А конкретнее – вам удалось уловить связь между тем, что вы лично переживаете как человек, как личность (у которой не может не быть своих проекций, ожиданий, фантазий, травм и всего того, с чем работать придется всю жизнь) и вашим восприятием тех или иных методик, вашим поведением как терапевта, психолога.

Но уловить принципиальную связь — одно, а научится отслеживать свои собственные внутренние переживания, эмоции, уметь осознавать, как конкретно взаимодействует в этом процессе «мое» с «его, клиента» – совсем другое, и этому придется учиться. Ведь не сразу же, например, после объяснения теории автовождения и пары практических уроков, вы сели и поехали?

Нет, вам наверняка пришлось немало километров намотать по городу вместе с инструктором, чтобы привыкнуть видеть знаки, смотреть в зеркала, грамотно оценивать скорость, свою и чужую, расстояние до других участников движения и свое поведение на дороге.

Умение осознавать свои реакции именно в контакте с клиентом (параллельно не теряя способности осознавать и реакции клиента) – это та привычка, которую и помогает выработать психолог-супервизор.

Я много раз задавал себе вопрос – можно ли выработать эту привычку навсегда? Есть ли такое состояние, в котором супервизия для психолога, даже изредка, была бы уже не нужна?

И пришел к ответу, что вряд ли. Бывают длительные периоды работы, когда все идет вполне успешно, психолога не беспокоят никакие серьезные личные проблемы, он достаточно проработан в своей личной терапии, чтобы не натыкаться на одни и те же грабли не только в собственной жизни, но и с клиентами, и, казалось бы – чего еще желать?

Но даже в таких случаях, когда есть практика, опыт, собственная проработанность, всегда найдется клиент-вызов, всегда найдется трудный случай или, возможно, трудный именно для вас как для психолога.

На самом деле – это очень хорошо, что такие случаи находятся. Потому что в них есть многое – возможность осознать себя на новом уровне, мотив узнавать какие-то новые приемы работы, обратиться к более опытным коллегам, мотив искать, пробовать, прикладывать собственные творческие ресурсы, проработать еще не проработанные задачи.

Почему я считаю, что индивидуальная терапия для психолога – обязательна?

для чего психологу супервизияМне хотелось бы в этой части остановиться на одном моменте: некоторые выпускники вузов всерьез считают, что индивидуальная терапия для психолога – вещь необязательная. Ну, подумаешь, есть проблемы – а у кого их нет?

Логика, которой они руководствуются, примерно такая: «Ну не было же у меня там каких-то ужасных травм? Никто не избивал, насилия не было, детство вроде вполне обычное, ну да, не клеится личная жизнь и уверенности не так чтобы хватает, но какие мои годы-то? Со временем рассосется…»

Но дело совсем не в «ужасных травмах» и не в том, что кто-то требует от психолога обязательно счастливой и устроенной личной жизни вот прямо по окончании вуза. Дело в другом. В умении встречаться со своими болезненными эмоциями. В умении контактировать с ними в присутствии другого и с другим по их поводу. В том, чтобы понимать – как чувствует себя клиент? Как работает психологическое консультирование и психотерапия именно изнутри?

Когда этого опыта нет, психолог не может знать, как работают те или иные методики. Психотерапия – не сборка механизма по инструкции. Если психолог избегает личной терапии, это означает, что внутри себя он отвергает саму клиентскую позицию, считает ее «ниже своего достоинства». Тогда как он относится к клиенту?

Я реально не знаю ни одной причины, по которой индивидуальная терапия для психолога оказалась бы не нужна.

«Нет проблем»?

для чего психологу супервизияЕсли вы успокаиваете (а точнее, обманываете себя) подобным способом, значит, вы не развиваетесь и не продвигаетесь на иные уровни осознанности и бытия. Наличие проблем (если вам не очень нравится это слово – назовем их задачами) означает мотив развиваться и повышать качество собственной жизни.

Если у вас нет этого мотива – что вы можете дать клиенту? Что будет чувствовать клиент рядом с тем, кто или не признает собственных задач развития или просто не развивается?

«Я достаточно проработан»?

Пока мы живы, вряд ли бывает достаточно. Это, опять же, про отсутствие развития, только по иной причине. Возможно, вы занимались собой и действительно смогли разгрузить основной багаж базовых травм. Но кто сказал, что по мере жизни не возникают новые задачи? Возможно, это про ваш страх перед чем-то новым, страх потерять некое устойчивое положение вещей? Как только вы решили остановиться на достигнутом – вы начали регрессировать. Человек – существо динамическое, он все время в движении. И если у него нет новых целей и новых препятствий – выходит, он уверенно деградирует, увы.

«Ну что мне могут сказать нового»?

Разве вы относитесь к психотерапии и консультированию как к волшебной таблетке? Не вам должны сказать новое, а вы – сами себе. И только вы можете этого захотеть. Ваш личный терапевт вряд ли обязан быть умнее вас по каким-то «объективным» критериям. Он должен лишь уметь предъявить вам вас самого, а от вас требуется только готовность это увидеть. Почему вы не хотите этого видеть – вопрос к вам.

«У меня достаточно знаний, я сам разберусь»?

Возможно, и разберетесь. Но тогда зачем работать психологом и доказывать другим, что это эффективно? Ваши потенциальные клиенты говорят именно это – «я сам разберусь». Зачем же их разубеждать и писать на форумах об эффективности психотерапии, вашего подхода и вас конкретно? А если вы считаете, что вся разница только в полученных знаниях – тогда отправляйте клиента учиться психологии. Вы имеете право рекомендовать клиенту только те способы, в которых уверены сами.

«Меня будут осуждать и критиковать»?

И такое я слышал от психологов. Если это ваш случай — остается только задать вопрос о вашем собственном отношении к клиентам. Надеюсь, всем читающим психологам известно о механизме проекции.

«Наверное, это еще не та проблема, в которую стоит вкладывать деньги»?

Тут оттенков много. От «она покажется терапевту незначительной» (опять проекции и домысливания) до «ну ведь все еще пока не критично». Однако, когда будет совсем плохо, возможно, вам понадобятся уже врачи. Не исключено, что это тоже будет ценный опыт, который приведет вас к пониманию того, на какой стадии развития проблемы стоит искать обратной связи о себе самом. Но стоит ли идти путем такого опыта – решать вам. Возможно, более экологично – действовать «на опережение», а не ждать, пока «гром грянет».

Понятно, что вышенаписанное не значит, что психологу придется ходить на терапию годами раз в неделю как на работу, причем всю жизнь. На все есть свое время, свои периоды, свои запросы.

Когда-то мы проживаем отрезки своей жизни, наслаждаясь полученными эффектами от всех наших предыдущих вложений в себя. Но когда-то все равно наступает новый этап, выходят на первый план новые потребности, а с ними и новые препятствия.

И именно препятствия позволяют нам лучше узнать самих себя. Стоит ли психологу избегать этого процесса? И отказываться от способа решения своих задач, который он сам же пропагандирует? – вам решать, что вы сами считаете наиболее логичным и обоснованным.

Я считаю личную терапию обязательным условием профпригодности психолога. И в своем проекте дистанционной психологической помощи онлайн, при обсуждении возможности совместной работы с коллегой-психологом, всегда интересуюсь фактом и количеством часов личной терапии.

Обсуждение возможности работы происходит только при минимальном, по моим меркам, количестве часов личной терапии у психолога, которое необходимо для того, чтобы выпускник психологического вуза мог прочувствовать это изнутри и разобраться со своим отношением к клиентской позиции, а также хотя бы начать разбирать свои основные задачи.

Индивидуальная терапия психолога и супервизия для психолога – сходства, различия, пересечения

для чего психологу супервизияСупервизия для психолога и индивидуальная терапия психолога часто пересекаются. Казалось бы, эти вещи легко разграничить, ведь индивидуальная терапия психолога не рассматривает его в качестве профессионала. Но может ли сам психолог вынести за скобки личной терапии свои переживания и как профессионала в том числе?

И наоборот, если, разбирая клиентский случай, психолог осознает свои реакции и прямую их связь со своими личными травмами, нерешенными проблемами, или вообще через призму клиентского случая узнает о том, что еще не решено и не проработано в нем самом, то можно ли в полной мере отделить одно от другого?

Но, тем не менее, различия провести можно.

В супервизии же вполне реально поставить задачу не только осознать самого себя в контакте с конкретным клиентом, но и получить взгляд другого специалиста на стратегии и техники терапии в отношении этого клиента. И психолог-супервизор, соглашаясь на подобный контекст работы, становится обязан предоставить коллеге свой взгляд, опыт, методы и стратегии терапии.

С супервизией же ситуация может быть более мягкой. Например, если принято в случае длительной терапии поддерживать отношения только с одним специалистом-психологом, то в случае супервизии психолог-супервизор может быть не один.

Психолог-супервизор также нередко совмещает несколько ролей – например, супервизорами выступают преподаватели, которые, с одной стороны, ставят оценки, принимают зачеты (и куда деться от неизбежностей аттестации при обучении?), с другой – ведут супервизорские группы и индивидуальные супервизии.

Бывает и так, что совмещаются роли «психолог-супервизор» и «работодатель». Такое нередко случается, когда опытный психолог начинает в рамках психологического центра, например, постепенно делегировать поступающих клиентов тем, кто еще начинает свой путь в профессии, параллельно повышая уровень своих сотрудников через супервизии и как бы передавая все то, чему он сам смог научиться, дальше.

Это выгодно всем сторонам – вчерашние студенты получают психологическую практику, которая развита и обеспечена именем и репутацией уже опытного психолога. Организатор же получает дополнительный доход, а также возможность решать более сложные профессиональные задачи (связанные с обучением других специалистов в супервизиях).

Что я предлагаю как психолог-супервизор и личный терапевт

для чего психологу супервизияВ первую очередь, скажу, что супервизия для психолога и личная терапия для коллеги – два, все-таки, разных мира, на мой взгляд.

Если вы решили пройти у меня личную терапию – помимо осознания и решения ваших собственных задач вы вполне можете получить и обучающий эффект. Однако, запрос на личную терапию исключает (как минимум на этот период) наше сотрудничество как коллег.

Если в процессе нашей работы вам также захочется работать в моем проекте в качестве консультанта, мы сможем начать обсуждать эту тему только после завершения вашей личной терапии, при условии корректного завершения терапевтических отношений и некоторой паузы по времени.

Но если у вас нет никакого опыта и для начала есть потребность решить свои задачи – это вполне адекватный путь для начала профессиональной жизни. И я не могу не помнить о личном опыте в этой связи: все мои серьезные продвижения в отношении профессии происходили практически всегда после удачных личных процессов с хорошими терапевтами.

Не всегда это были долгосрочные запросы, но связь между какими-то позитивными сдвигами в профессии и различными формами консультирования и психотерапии, которые я запрашивал – осознаю очень хорошо.

Если у вас уже есть некоторый опыт консультирования и личной терапии, вы нуждаетесь в расширении практики и дальнейшем обучении – смогу быть вам полезным как психолог-супервизор.

Бывает, случается так, что запросы супервизии пересекаются с запросами личного характера. В таких случаях границы и рамки обсуждаются индивидуально, но, как правило, я лишь обозначаю возможное направление работы в личной терапии, которую вы вполне можете проходить у другого терапевта. А основной акцент делаю на осознание себя в работе с клиентом и на техники и стратегии терапии.

Что стоит знать обо мне в ракурсе терапии и супервизий

Некоторые ключевые сведения можно почерпнуть в разделе « о руководителе проекта ». Помимо этого добавлю еще несколько фактов:

И последнее: я провожу супервизии и индивидуальную терапию только в формате skype. Это будет особенно полезно тем, кто хочет перевести свою работу психолога в дистанционый формат и не быть жестко привязанным к месту и кабинету.

Источник

Внедрение метода супервизии в работу педагога-психолога ДОУ

У каждого специалиста – воспитателя, учителя, психолога, социального педагога – в ходе работы с семьями возникают ситуации, с которыми трудно справиться самостоятельно. Порой важно обратиться за помощью и поддержкой, получить квалифицированную консультацию. Поэтому очень действенно и эффективно внедрять в нашу работу метод супевизия.

Супервизия – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов помогающих профессий в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов работы.

Воспитатели, как те, кто работает с людьми, часто сами могут наблюдать, как со временем меняется их отношение к воспитанникам, родителям, работе в целом. Иногда в группе возникает «трудный» с точки зрения взаимодействия с ним ребёнок (или же родитель, общение с которым всегда идёт как бы «по накатанной дорожке» и приводит в тупик, а как следствие – к непониманию, раздражению, укорению самого себя («что я делаю не так?», к росту прочих разнообразных негативных явлений. На фоне большой групповой работы уделить много времени индивидуальному взаимодействию чаще всего не является возможным. Для того или иного воспитателя «трудным» может оказаться какой-либо режимный момент (например, напряжение возрастает при укладывании детей спать или же при сборах на прогулку). Подобные перечисленным ситуации становятся неблагоприятным фактором в работе специалиста, прежде всего потому, что могут привести к профессиональному эмоциональному выгоранию, ведь оно – это защитная реакция нашей психики на те или иные неблагоприятные факторы. Кроме прочего, здесь таится опасность подорвать не только здоровье самого специалиста – работника дошкольного учреждения, но и окружающих его людей (в нашем варианте – детей, с которыми он взаимодействует. При отсутствии их правильного разрешения, если их вовремя и правильно с психологической точки зрения не решить, эти «инциденты» будут возвращаться вновь и вновь, создавая и поддерживая конфликтные ситуации, способствуя профессиональному выгоранию и соответственно ухудшению работы системы воспитания.

Основой супервизии является проблемный вопрос из практики воспитателя. Целью становится совместная выработка личного уникального знания в конкретной педагогической ситуации, что подразумевает личностный рост обеих сторон. Результатом супервизии должно стать целостное видение своей работы, причин возникающих трудностей, а также усвоение необходимых компетенций, нового опыта и приобретение новых потенциалов в педагогической деятельности.

Нужно понимать, что профессиональная супервизия отличается от педсоветов и бесед с коллегами по работе. Супервизором может выступать более опытный педагогический работник либо специалист в сфере детской психологии, который должен обладать не только профессиональной компетентностью, но и владеть навыками обучения, иметь способность к воодушевлению и побуждению к активности. Главное в работе супервизора – это умение устанавливать рабочий союз, в котором будет соблюдаться баланс между критикой и поддержкой. Также супервизор должен:

• признавать достоинства субъекта, обратившегося к нему за квалифицированной помощью,

• непредвзято относиться к нему, его деятельности и возникающим проблемам,

• уметь отделять собственные эмоциональные проявления от процесса взаимодействия с супервизируемым субъектом.

Супервизия прежде всего – это способ заботы специалиста о своём эмоциональном состоянии, затем о своём профессионализме, о результате своей работы, а следовательно и о семьях и детях.

Учитывая всё вышесказанное, представляется, что сложно отрицать необходимость внедрения такой формы работы в детские сады. Одной из проблем, которая может возникнуть на этом пути, может стать то, что работники (в нашем случае, воспитатели) порой не видят того, что они нуждаются в супервизорской помощи, даже отрицают это. Но отрицание – это один из способов защиты, ведь мало кому хочется признавать свои ошибки в работе, легче предположить, что «этот ребёнок действительно сложный», «этот родитель задаёт слишком много вопросов» или что воспитатели в данном учреждении не подвержены эмоциональному выгоранию в принципе. Поэтому важно проводить ознакомительную работу с воспитателями, чтобы впоследствии у них могла возникнуть осознанная заинтересованность в супервизии. Когда же специалисты ДОУ будут готовы понимать и принимать свою недостаточную компетенцию в эмоционально-психологической сфере взаимодействий и добровольно обращаться за помощью, супервизия будет способна дать эффективную обратную связь, помочь в разрешении возникающих проблем.

Таким образом, метод супервизии позволяет разрешить профессиональные затруднения, проанализировать эффективность своих действий, оценить цели и переосмыслить свои реакции в сложных ситуациях, объективно оценить свои профессиональные возможности, взаимоотношения с семьей, и посмотреть со стороны на проблему и найти новые пути решения.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *