для чего раньше фотографировали покойников
Почему русские фотографировали похороны?
Обычай фотографировать похороны появился во времена СССР. Просуществовал он недолго, и был забыт в конце прошлого столетия. Хотя, в некоторых местах продолжают фотографировать похоронный процесс и самих покойников. Все это, конечно же, очень неприятно, и уж совершенно непонятно, как могла в цивилизованном мире возникнуть столь жуткая традиция.
Чтобы ответить на этот вопрос нужно немного окунуться в историю. Во времена Гражданской войны было принято размещать фотографии погибших героев на страницах газет и журналов, а также комплектовать ними фотоальбомы, рассказывающие об истории революционного движения в России. Как правило, такие альбомы начинались с фотографий похоронных процессов погибших революционеров. Хотя, по мнению историков, традиция снимать похоронную процессию может иметь прямое отношение к похоронам Петра Великого, и его посмертному портрету. Да, это не была фотография, но именно этот портрет дал начало традиции, вешать на стены фотографии умерших императоров, а затем и видных политических деятелей.
Представители старшего поколения наверняка помнят, как в кинотеатрах, перед основным кинофильмом, показывали документальные ленты похорон различных знаменитостей, таких, как: Столыпин, Ключевский, Куиджи и целый ряд других. В конечном итоге это вошло в традицию и стало обыденным делом.
Наибольшее распространения эта традиция получает в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия, как раз в то время, когда была изобретена полуавтоматическая фотокамера. Без фотографирования не обходились ни одни похороны, а фотографии умерших родственников стали неотъемлемой частью семейных альбомов.
Хотя, если честно, то мертвых людей фотографировали и в Европе. При этом делали это весьма оригинально, пытаясь наряжать их в красочные наряды. При этом мертвого человека пытались усадить в оригинальную позу, да еще и глаза ему открывали. Ничего этого в царской России не было. Тут просто фотографировали сам похоронный процесс, да лежащего в гробу человека. Искажать реальность здесь считалось аморальным. Глумиться над телом покойного русские люди себе никогда не позволяли.
В России было принято фотографировать сами похороны, снимать крупным планом лицо покойного, а также делать фотографию стоящих у гроба родственников. Снимки делались как дома, так и на кладбище у могилы покойного, украшенной поминальными венками и цветами. Согласно существовавшей традиции, такие фотографии должны были быть нейтральными. То есть, на них не должно было быть слез и страданий родственников. Поэтому момент прощания с покойным никогда не снимался. Что касается священнослужителей, то к фотосъемке похоронной процессии они относились весьма спокойно, не считая это нарушением церковных канонов.
Теперь давайте разберемся со смыслом таких фотографий. Во-первых, это была память об усопшем. Во-вторых, такие фотографии могли подчеркнуть значимость умершего человека для общества. В-третьих, это делали просто ради соблюдения традиции. Ведь фотографируют же рождение ребенка и его крещение, так почему же нельзя фотографировать момент перехода человека в мир иной? Ведь фотографии позволяют сохранить память об ушедшем от нас человеке для потомков.
Самый жуткий обычай прошлого: кто и зачем делал «живые» фото умерших людей
Традиция фотографирования умерших людей появилась в XIX веке и была на пике популярности почти что целое столетие. Рассказываем, как появился этот странный обычай, и чем была обусловлена его слава.
Сегодня традиция посмертной фотографии осталась далеко в прошлом, однако в девятнадцатом столетии подобные снимки были целым направлением искусства и имели большую популярность среди людей, желавших сохранить память о своих близких. Углубляемся в историю пугающего тренда Викторианской эпохи, ставшего одним из самых ярких видов искусства того времени.
Традиционно годом возникновения post-mortem photography считается 1839 — именно тогда благодаря совместным усилиям Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Дагера была создана первая работающая технология фотографии дагеротипия.
До этого момента люди использовали возможности живописи, скульптуры и других видов искусства для того, чтобы запечатлеть в памяти портреты своих близких людей, однако эти способы были весьма затратны и доступны лишь для избранного круга населения. Кроме того, для создания портрета или скульптуры требовалась много времени, что также делало этот процесс не самым удобным — большинство представителей среднего и низшего класса были лишены возможности запечатлеть память о близких.
Поэтому, когда людям открылись первые возможности фотографии, они с воодушевлением восприняли эту идею. Однако новая технология также имела несколько подводных камней, главным из которых стала длительная выдержка (от пятнадцати до тридцати минут), что сильно затрудняло процесс фотографирования — большинство снимков получалось смазанными, с закрытыми глазами и в движении (что порой выглядело весьма пугающе). Учитывая тот факт, что фотоснимок хоть и был более бюджетным способом запечатлеть человека в кадре, представители средних и низших классов все же не могли позволить себе по несколько раз переснимать неудачные фотографии.
Считается, что именно потребность сэкономить и при этом получить статичный четкий кадр подвигла людей создать новый вид фотографического искусства, который и получил название post-mortem photography — посмертная фотография. Вначале эта тенденция обрела популярность среди родителей, внезапно потерявших своих детей — в те времена детская смертность была весьма высока, а убитая горем семья хотела сохранить хоть какую-то память о погибших наследниках.
Выглядели подобные памятные снимки весьма странно — детей фотографировали в их кроватках так, будто они просто спали, а иногда в кадре присутствовали и родители малыша, держащие его на руках или позирующие рядом. Когда тренд начал набирать обороты, появились и другие идеи для подобных фотосессий — мертвых детей располагали среди игрушек, а иногда их тела прикрепляли к специальным штативам в разных позах, а на закрытых веках рисовали подобие глаз, чтобы «модели» выглядели живыми.
Почему в России было принято фотографироваться с покойниками
Сегодня фотографии на фоне гроба с покойником шокируют. Но еще полвека назад подобные снимки являлись обязательной составляющей похоронного обряда.
Фотомания
С появлением в массовой продаже дагерротипов – предшественников современных фотокамер – страсть к фотографированию охватила все слои общества. Сначала – европейского, потом – американского, а в начале XX века фотосъемка стала доступна и в России. Ограничений по выбору сюжета для снимков не существовало, но обычно фотограф присутствовал на значимых мероприятиях или делал семейные фотографии. Каждому хотелось запечатлеть на память важные моменты в жизни или любимых людей.
В конце XIX века в Европе, а потом и в Соединенных Штатах главным героем снимка нередко становился умерший человек. Такие фотографии назывались посмертными. Правда, фотографировали покойника не в гробу, а в привычной домашней обстановке или в фотоателье. Умершего облачали в лучшие одежды, усаживали на стул или диван, вставляли в руку букетик цветов или курительную трубку, помещение богато декорировали цветами.
Иллюзия жизни
Покойнику часто придавали непринужденную позу, иногда открывали глаза, на щеки наносили румяна. Так пытались создать иллюзию, что умерший жив или просто дремлет. Могли сфотографировать одного за любимым занятием (например, за игрой в шахматы или чаепитием) или в окружении родственников. Возрастных ограничений для посмертного фото не было, но чаще фотографировали маленьких детей, лежащих в кроватке с любимыми игрушками или сидящих на детском стульчике. Такие снимки сегодня вызывают шок и даже негодование.
Но не стоит спешить с обвинениями европейцев в бездушии или извращенности нравов. В эпоху сентиментализма посмертные снимки становились напоминанием о том, как быстротечна жизнь. А еще мало кто при жизни мог заказать свой портрет. Да и не всегда художнику удавалось точно передать сходство. Фотография была доступней, точно показывала, как выглядел человек, поэтому она идеально сохраняла образ умершего. Неслучайно посмертные фото вешали на стену, ставили на каминную полку или вкладывали в семейный фотоальбом.
Логическое завершение
В нашей стране присутствие фотографа и сегодня обязательно на любом значимом событии – свадьбе, рождении детей, крещении, выпускном вечере, юбилее. Но еще в 60-е годы прошлого столетия считалось, что оставить на пленке и в памяти нужно и похороны, ведь они не менее значимы, чем рождение. Как пишет в статье «Фотография второй половины XIX начала XX века в культурном наследии России» О. Уйманен, посмертный снимок становился логическим завершение жизненного цикла.
Как на Западе, так и в России (а потом и в СССР), умершего снимали в любом возрасте. Это мог быть старик в преклонных летах или новорожденный младенец, но последнему иногда старались придать вид живого. Так родственники сохраняли память о скончавшемся. Посмертные снимки детей нередко становились единственными, потому что родители просто не успевали за короткую жизнь малыша его сфотографировать.
Мотив смерти в фотоискусстве
Изучению посмертного фото уделено внимание в работах французского фотографа Надара, сделавшего посмертный снимок Виктора Гюго, и одного из ключевых теоретиков фотографии Ролана Барта. Они считали, что посмертное фото иллюстрирует различия между живым и мертвым.
Посмертное фото считалось отдельным жанром фотосъемки. Как пишет в статье «Фотографии похорон в русской культуре» О. Бойцова, фотографии умерших стали продолжением традиции писать посмертные портреты или делать маски с лица усопших. Так, придворные живописцы И. Никитин и И. Таннауер в 1725 году написали посмертный портрет Петра Великого. Но портреты и посмертные маски были дорогим удовольствием, тогда как фотографирование становилось всё более и более доступным.
В начале XIX века появилась своеобразная мода снимать хронику на похоронах знаменитостей, которую потом публике показывали в кинотеатрах. Посмертные снимки известных личностей нередко печатали в газетах. Газетные вырезки или специально купленные карточки с умершими знаменитостями вешали на стену. Эту традицию отобразил И. Репин на картине «Не ждали». Там рядом с портретами Н. Некрасова и Т. Шевченко висит фотография с лежащим в гробу Александром II.
Традиция продолжилась и в советские годы. Хрестоматийным примером является подаренный Ленину в 1923 году фотоальбом «Туркестан». На его титульном снимке были изображены лежащие в гробах жертвы революции. Позади стояли басмачи, которых через минуту расстреляют находящиеся рядом красногвардейцы. На последнем снимке фотоальбома изображались похороны коммунистов, погибших при восстании в январе 1919 года. Примечательно, что назывался заключительный снимок «Дары вождям».
Важен каждый
По наблюдениям О. Бойцовой, фотосъемка на похоронах обычных людей была делом привычным на протяжении всего XX века. Вот только в отличие от иностранцев, русские не делали посмертного фото и не пытались создать иллюзию, что покойник жив. Факт перехода от жизни к смерти четко фиксировался – покойника фотографировали лежащим в гробу, в окружении крестов, цветов и других атрибутов похоронного обряда. Снимки с похорон хранили в фотоальбомах, а в деревнях нередко добавляли в коллажи с самыми дорогими для памяти снимками, которые иллюстрировали жизнь семьи или рода. Такие коллажи вешали в раме на самое видное место в избе.
Традиция фотографироваться у гроба существовала и в Америке, но там центром снимка становился живой человек, позирующий на фоне покойника. Умерший оказывался на втором плане, что давало жизни приоритет над смертью. Участники русских похорон фотографировались не на фоне гроба, а вокруг него. Иногда – у изголовья. Для делающего фотографию было важно, чтобы все участники – и мертвый, и живые – были на снимке видны. Так подчеркивалась и значимость смерти, и важность жизни. Поэтому маленьких детей нередко ставили перед гробом. Если родственников много, то часть усаживали перед гробом, а остальных расставляли позади него. Таким образом создавалась стандартная групповая фотография, один из участников которой скончался.
К традициям иконописи
По мнению О. Бойцовой, традиция «сбора вокруг гроба» восходит к канонам иконописи. На иконе «Успение Пресвятой Богородицы», «Положение во гроб» и на многих клеймах с изображением погребения святых виден не только почивший, но и участники обряда. Они располагаются в несколько рядов друг за другом, но никогда не стоят перед гробом и не закрывают его. Как на иконах, так и на похоронных снимках отсутствует элемент позирования. Собравшиеся вокруг гроба смотрят на усопшего или прощаются с ним поцелуем.
Отсутствие характерных для похорон эмоций – рыданий, заламывания рук, падения на колени – еще одна традиция русских похоронных снимков, восходящая к иконописи. Как считает исследователь, отсутствие эмоций на снимках иллюстрирует «нормальность» смерти, делает ее неизбежным фактом. К его принятию следует заранее морально подготовиться. Ключевой эмоцией на похоронных фото становилась скорбь, которая символизирует торжество жизни над смертью. При этом обязательной была демонстрация неравного противостояния живого и мертвого, поэтому композиционно на снимке родственники размещались так, словно они «противостоят» лежащему в гробу.
Традиция фотографироваться с покойником стали исчезать из русской культуры с начала 60-х годов XIX столетия, но в некоторых семьях она сохраняется и сегодня.
Зачем русские фотографировали похороны
Этот, без сомнения, странный обычай распространился в СССР сразу после революции 1917 года и постепенно сошел на нет в конце XX века. Впрочем, не везде – в отдаленных деревнях до сих пор принято делать фотоснимки похорон и покойников, причем, почти в обязательном порядке снимали не только саму процессию похорон, но и часто – лицо покойника в гробе и родственников вокруг гроба.
С чем же было связано возникновение подобной традиции?
Происхождение традиции
Возникновение включения фотосъемки в обряд похорон можно объяснить традицией, возникшей в годы Гражданской войны, когда фотографии убитых героев размещали в газетах и даже выпускали специальные фотоальбомы, посвященные истории революции который часто начинались именно с фотографий похорон.
Однако на самом деле традиция эта возникла еще раньше, например, после кончины императора Петра Великого его посмертный портрет был написан двумя художниками. В одно время в домах обывателей был распространен обычай вешать на стены фотографии императоров в гробах, например, Александра II.
В начале XX века в кинотеатрах перед сеансами показывали документальные кадры с похорон знаменитых людей: художника Архипа Ивановича Куинджи, государственного деятели Петра Аркадьевича Столыпина, историка Василия Осиповича Ключевского и других.
Все это оставило свой след в формировании традиции фотографирования похорон в СССР.
Особенности фотографирования мертвых в России
Традиция фотографирования частных похорон возникла в девяностых годах XIX века и продлилась сто лет, вплоть до девяностых годов XX века. Пик распространения пришелся на семидесятые–восьмидесятые годы, когда в продаже появились полуавтоматические фотокамеры; почти в каждом семейном альбоме того времени были такие фотографии.
К слову сказать, ни в царской России, ни в советское время не была распространена традиция фотографировать мертвых людей, как живых – с открытыми глазами, в разных нарядах и в различных умилительных позах, как это было принято в Европе. Делать такие фотографии в России считалось неуместным и воспринималось как глумление над телом почившего человека.
Сложились и свои каноны фотографирования: обязательно следовало крупным планом сфотографировать лицо покойного, лежащего в гробу, и обязательно – родственников у гроба Это был самый распространенный тип погребальной фотографии в русской культуре ХХ века. Такие фотографии делались дома, по дороге на кладбище и на самом погосте.
Причем, если в двадцатых и в тридцатых годах XX века провожающие покойного люди смотрели в объектив, позируя, то позже они, даже позируя стали смотреть на покойного, как бы отдавая ему дань уважения. Обязательными считались снимки у могилы и фотография самой могилы, с цветами и венками, с установленным крестом или памятником-пирамидкой со звездой, фотографией и надписью.
Не было принято фотографирование проявлений искреннего горя, рыданий и стенаний родни, а так же некоторые другие довольно деликатные моменты – например не снимали момент, когда родные «прикладывались к венчку» покойного.
При этом ученые отмечают, что фотографы невольно подражали традициям иконописи, иконам на которых изображается, например, «Успение Богоматери» или «Положение Христа во гроб»: гроб покойного, так же как и на русских иконах, чаще показывали сбоку, и так же люди спокойно и серьезно смотрели в лицо умершего.
Православные священники относились к этому весьма «либерально», не считая это нарушением христианских канонов.
Зачем это делали
Сами русские люди, которые показывали фотографии этнографам, объясняли фотографирование на похоронах по разному: одни считали, что это делается для того, «чтобы помнить, кто был на похоронах». Другие считали главным критерием известность покойного. Третьи думали, что «важно соблюдать традиции»: «Ничего такого в этом нет, так все делают», – об этом в своей статье «Фотографии похорон в русской культуре» указывает антрополог Ольга Юрьевна Бойцова, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Фотосъемка действительно прочно вошла в русскую традицию как фиксирование перехода человека из одного состояния в другое – фотографируют рождение ребенка, крещение, «первый звонок», выпускной, свадьбу. Это документальное подтверждение произошедшего события и сохранение о нем памяти не только для семьи, но и для будущего поколения. Это фиксирование личной истории человека, вкрапленное в историю рода, как повторяющегося события, через которое проходит каждый человек, но которое повторяется в истории коллектива. В фотографии задокументированное личное становится общим. При этом потомкам остается свидетельство о том, что похороны предка «были» и «все было сделано правильно».
В этом смысле фотографии похорон важны не для умерших, но для семьи и потомков.
Хранили, а теперь выбрасывают
В XXI веке этнографы отмечают, что люди больше не желают видеть родных людей мертвыми даже на фотографиях и хотят «запомнить их живыми». Происходит вытеснение всяких упоминаний о смерти из жизни человека, что характерно для постхристанского общества, страшащегося смерти.
При этом антропологи отмечают, что фотографии родных с гробом покойного во многих случаях невольно становятся как бы торжеством жизни над смертью, особенно четко это видно на фотографиях начала XX века, когда в крестьянских семьях было много молодежи и детей.
«Это история не про фотографию, это история про смерть» — кто и зачем фотографирует мертвых
Возможно, многие не знают о существовании традиции фотографирования усопших родственников, однако это довольно частое явление. MR7 нашел Елизавету Светлову — специалиста в области посмертных снимков, которая исследует этот феномен, чтобы понять, кто и зачем фотографирует тела мертвых людей.
Два года назад у Елизаветы умер отец. В тот момент она, не совсем понимая причины своих действий, сфотографировала его.
— Посмертная фотография — это не про извращения, а про память и заботу о близких и себе, — рассказывает Елизавета. — До момента папиной смерти у меня такого опыта не было. Но тогда я сделала свой первый посмертный снимок.
В прошлом Елизавета Светлова — музейный работник, а сейчас — независимый исследователь со своей микро-институцией, которая занимается фотографией и современным искусством.
История. «Почему свежий труп — человек, а останки — уже не человек»
Темой посмертных фото Елизавета заинтересовалась около пяти лет назад, когда в музее, где она работала, появился архив ранней Викторианской фотографии, в числе которых были и посмертные снимки людей.
— Посмертная фотография возникла практически сразу, как только появились первые дагерротипы (самые ранние фотографии, основанные на светочувствительности йодированного серебра — ред.). Иногда мы воспринимаем это как какое-то нововведение, но, по сути, и фотоальбомы, и редактирование снимков, и посмертные снимки — все это появилось практически сразу, как появилась сама фотография, — говорит девушка.
Сама она занималась фотографированием со школы. Сначала хотела рисовать, но это не очень получилось, и преподаватель ИЗО предложил ей фотографировать.
— Я не могла купить фотоаппарат, но начала много читать про историю фотографии, — объясняет Елизавета и вспоминает, что исследованию предсмертной фотографии предшествовало много факторов.
После школы у неё был «медицинский» период в жизни. Она трижды перенесла операции, заражение крови. В это время ее врач показывал ей научно-медицинские фотографии человека, объясняя, что происходит с ее телом.
— Так я осознала телесность и посмотрела на человека извне. Вообще, в моем исследовании для меня главный вопрос: кто такой человек? И я искала что-то, что позволит это изучать. Ответ я нашла в области посмертной фотографии. Именно она для меня поднимает всю совокупность вопросов о человеке: и этических, и эстетических, и юридических…
Например, почему свежий труп — человек, а останки — уже не человек? — задает риторический вопрос Елизавета.
Фото: Из архива героини
У Елизаветы в коллекции несколько десятков посмертных снимков людей
Популярность. Самые дорогие снимки — фото мертвых детей
В последние десять лет многие узнали о существовании посмертной фотографии. Произошло это потому, что в музеи пришла цифровизация, и снимки, которые прежде хранились в архивах, попали в интернет.
— Сейчас есть коллекционеры, которые привлекают специалистов, чтобы разобраться, мертвый человек или спящий на фото. Затем эти фотографии покупаются в частные коллекции, — рассказывает исследователь.
Для своего исследования Елизавета выкупает снимки на барахолках и в семейных архивах. Цены могут колебаться от 10 рублей за фотографию с Уделки до 100, 200, 500 рублей… Викторианские дагерротипы с посаженными и украшенными трупами могут стоить тысячи долларов.
Самые дорогие снимки — это те, на которых изображен мертвый ребенок. При этом специалисты выяснили, что большинство фотографий, существующих в интернете, которые похожи на посмертные снимки, на самом деле ими не являются. Люди на них не мертвые, они спят, либо это стилизация.
Фото: Из архива героини
Пример Викторианской фотографии
Причины. «Первая потребность — для себя»
Несмотря на то, что опыт в фотографировании у нее есть, практиком Елизавета себя не считает. Она, скорее, ищет причины такого поведения у других.
— В первую очередь, это человеческая потребность. Сама по себе фотография как форма и новый визуальный язык имеет меньшее влияние и значение, потому что до этого была посмертная живопись, посмертные маски, а до этого (и совместно с этим) посмертные письмена, — говорит Елизавета.
Когда фотография появилась как средство выражения, ее стали использовать для удовлетворения человеческой потребности — фиксирования смерти, важного перехода в жизни человека, объясняет Елизавета.
— Может быть, раньше, в XIX веке людей фотографировали после смерти, потому что не успели при жизни?
И многие респонденты, кого Елизавета спрашивала: «Зачем вы это делали?» Отвечали: «Я не знаю», и смотрели на нее «глазами котика» из мультика про Шрека. «Я не мог этого не сделать», — цитирует ответы из своего опроса Елизавета.
Фото: Из архива героини
Елизавета со своим отцом
Тем не менее, Елизавета называет и объективные причины возникновения посмертных снимков. Чаще всего, горе происходит по этапам: отрицание, гнев, торг, принятие… Фотография играет роль на стадии отрицания. Снимок — элемент фиксации, который помогает понять, что человек не уехал, что он не в командировке, что он реально умер.
— Это в итоге важно для принятия, — отмечает исследователь. — Похороны происходят через три дня после смерти. И мало кто представляет, что это ужасная бюрократия, нужно собирать бумажки, искать место на кладбище, обзванивать близких… Это огромные суммы денег, ты нервничаешь, а у тебя, блин, горе!
Поэтому респонденты Елизаветы и сама она плохо помнят похороны, а фотографии позволяют посмотреть, как это было. Это такая практика «перепроживания горя».
Сейчас больше всего в жизни Елизавета жалеет, что не заказала фоторепортаж, когда хоронили отца. Она постеснялась, что родственники ее не поймут. В то же время на многих сайтах похоронных услуг уже есть возможность заказать такую фотосъемку.
— Сейчас меняются формы прощания с умершим, и фотография стала включаться в комплекс заботы и горевания по усопшему. Я исследую, как это отражается на памяти семьи, ее истории, как часто пересматривают фото, — объясняет Елизавета.
Формы. Хосписно-прощальные и фото питомцев.
— Меня не интересуют девиационные формы и различные извращения, — уточняет Светлова.
Не считая отклонений (например, маньяков, которые фотографируют своих жертв перед смертью, и прочих девиаций), Елизавета насчитывает несколько видов посмертной съемки.
Во-первых, есть фотографии мертвых животных — кошки и собаки давно стали членами семьи. Как показало исследование Елизаветы, люди считают, что животные достойны тех же проводов, что и их родственники. Отсюда и появляются кладбища домашних животных и их снимки.
Фото: Из архива героини
Проект Natura Morta автор Мария Венславская-Грибина
Во-вторых, в некоторых культурах (например, у народа тораджи) есть традиции эксгумации тел предков по праздникам. В XXI веке фотографы, документируя такие мероприятия, невольно делают посмертные снимки.
Основным полем исследования Елизаветы остается посмертная фотография в семейной практике.
Есть и вид посмертных фото, который в меньшей степени интересует Елизавету: судмедэкспертизы, полицейские снимки, съемка патологоанатома.
Особняком стоят современные визуальные художники. Например, такие как Джоэл-Питер Уиткен, а также художники, которые рассуждают на тему смерти, но не используют мертвую натуру.






