для чего растению яркий цветок

Простое чудо буйных красок: почему цветы такие яркие, пестрые и заметные? (2 фото)

Многоцветие и буйство красок летнего луга поражает. Менее искушенные городские жители видят его на клумбах и в цветочных магазинах. Почему цветы яркие, и какую роль в природе играют их оттенки и запахи?

Чем обусловлен цвет лепестков?

для чего растению яркий цветок

Цвет лепестка обусловлен присутствием в составе клеток особых химических соединений – пигментов. Помимо лепестков они содержатся в чашелистике и листьях, окружающих бутон и соцветия. Главная задача цвета состоит в привлечении насекомых-опылителей. Для пчел, бабочек, шмелей оттенок – это своего рода опознавательный знак, демонстрирующий, что именно здесь они могут отыскать пыльцу и нектар. Случается и так, что во время жизненного цикла окрас одного и того же растения меняется. Это ярко демонстрирует пример с медуницей. Она начинает цвести нежно-розовым цветом, который постепенно сменяется на синий. Таким способом растения сигнализирует опылителям, чтобы те не теряли даром времени и летели на поиски нужных цветов.

Почему цветы яркие и заметные?

для чего растению яркий цветок

Особенно заметной и узнаваемой для насекомых является желтая и сине-фиолетовая палитра. Красные цветы пчелки и шмели не замечают. Но как тогда они находят благоухающие маковые или тюльпановые ковры в степях и предгорьях? Секрет кроется в УФ-лучах. При попадании на лепестки цветов они придают им специфический оттенок, делая видимыми для насекомых. Пчела видит лепесток красного тюльпана или мака интенсивно-фиолетовым.

Мудрая природа распорядилась так, что многие сорта подсвечены ультрафиолетом, поэтому насекомые-опылители видят их более яркими, пестрыми и привлекательными. На одних лепестках это прожилки, на других – полоски и пятнышки. Чудесный лакомый нектар, поисками которого занимаются опылители, спрятан глубоко внутри бутона. Но пчелы, шмели и мотыльки легко справляется с его поиском, поскольку практически на всех цветах имеются определенные знаки-подсказки. Если взглянуть, к примеру, на незабудку, то в центре ее голубого цветка хорошо заметно ярко-желтое кольцо. И пчела летит именно к нему.

В случае со льном и мальвой правильную дорогу опылителям указывают тонкие полоски на лепестках. У розовой гвоздики в центре цветка есть характерное светлое пятнышко. Нередко цветочные тычинки имеют более яркий, глубокий и интенсивный по сравнению с лепестками цвет. Инстинкт зовет насекомых именно туда, где располагаются заметные тычинки, и где находится вход в нектарники. В качестве примера можно привести пион, шиповник, кувшинку и даже картофель.

Очень интересно и необычно в этом плане природа предусмотрела строение дельфиниума. Нектар этих нежных цветов располагается глубоко в узких и труднодоступных карманчиках на лепестках. Они носят названия шпорцев. Пролезть в шпорец может только хоботок шмеля. Центральная часть бутона такой формы и окраса, что создается ощущение, словно на цветке уже сидит другой шмель. Этот рисунок носит название ложного шмеля. Увидев своего собрата, насекомое незамедлительно летит к цветку, собирая нектар и параллельно проводя опыление.

Яркие краски мира растений не только радуют нас, людей, доставляя ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие. Люди издревле активно используют красящие вещества, полученные из растений, и на практике. Это басма, хна, индиго, мареновый корень и другие натуральные красители. Насыщенные пигментами растения использовались и в народной медицине. Но если для людей многоцветие – это преимущественно эстетическая составляющая, то для насекомых – это условие, от которого зависит их жизнь. Насекомые и растения настолько тесно связаны друг с другом, что гибель одних неизбежно повлекла бы за собой и гибель других. Поэтому о нашем прекрасном, гармоничным и удивительном мире надо заботиться, пользоваться его дарами с умом, не расходуя их без лишней надобности, и обязательно учить этому детей.

Источник

Урок Бесплатно Цветок и соцветие

Введение

Растения, имеющие цветок, из которого впоследствии развивается плод, относятся к отделу покрытосеменных.

Разнообразие покрытосеменных растений поражает воображение.

Такие разные виды, как одуванчик и яблоня, кувшинка и орешник отличаются не только типом жизненной формы, но и цветками.

В сегодняшнем уроке мы познакомимся с цветком, узнаем о его значении, научимся узнавать различные части цветка у разных цветущих растений.

для чего растению яркий цветок

Что такое цветок и зачем он нужен растению?

для чего растению яркий цветок

для чего растению яркий цветок

Из завязи цветка впоследствии образуется плод, содержащий семена.

Наличие плодов у цветковых растений способствует их быстрому распространению, а сам половой процесс размножения увеличивает шансы выживания в процессе естественного отбора и приводит к образованию новых видов.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Строение цветка

Внешне цветки очень разнообразны, но большинство из них устроено по определенной схеме.

для чего растению яркий цветок

Все части цветка делят на:

Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.

Внутри завязи расположены один или несколько семязачатков.

Тычинки состоят из тычиночной нити и пыльников.

для чего растению яркий цветок

Все части цветка:околоцветник, тычинки и пестики располагаются на цветоложе.

По своей форме цветок может быть:

Примером зигоморфного цветка может быть орхидея:

для чего растению яркий цветок

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

для чего растению яркий цветок

Форма цветка приспособлена к определенному способу опыления.

для чего растению яркий цветок

Внутри многих цветков образуется нектар, привлекающий опылителей.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Формула и схема цветка

Ботаники для удобства работы и наглядности используют формулы и диаграммы цветков.

В этих формулах используются символьные обозначения:

для чего растению яркий цветок

Ч чашелистики

Л лепестки

Т тычинки

П пестик

О околоцветник простой, состоящий из одних чашелистиков или одних лепестков

Если лепестки расположены в два ряда, то сначала указывают количество в первом ряду, а затем во втором и последующих через знак «

Л 1 + 2 Эта запись обозначает, что у цветка в первом ряду 1 лепесток, а во втором 2

Если у цветка какой-либо орган является сросшимся, то количество его единиц берут в скобки:

Л 1 + (2) Эта запись обозначает, что у цветка в первом ряду 1 лепесток, а во втором 2 сросшихся

Например, у цветков семейства бобовых формула выглядит следующим образом:

Если посмотреть на схеме, то это будет выглядеть так:

для чего растению яркий цветок

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Соцветия

У некоторых растений цветки, обычно мелкие, собраны в группы, называемые соцветиями.

Такой способ цветения повышает шансы опыления, так как крупное соцветие привлекает больше насекомых.

Цветки в соцветии располагаются на видоизмененном стебле, который называют осью соцветия.

Соцветия делятся на:

Рассмотрим простые соцветия:

для чего растению яркий цветок

для чего растению яркий цветок

Щиток похож на кисть по типу ветвления, но нижние цветоножки длиннее верхних, в результате чего цветки располагаются в одной плоскости.

Цветок груши как пример соцветия щиток:

для чего растению яркий цветок

для чего растению яркий цветок

Соцветие зонтик у примулы:

для чего растению яркий цветок

Початок отличается от колоса толстой и мясистой главной осью соцветия.

для чего растению яркий цветок

для чего растению яркий цветок

Для семейства сложноцветных характерен особый вид соцветия- корзинка.

Сидячие цветки расположены на блюдцеобразной центральной оси.

Снизу соцветие имеет обертку, состоящую из нескольких рядов прицветных листочков, которые часто срастаются

Соцветие корзинка у ромашки:

для чего растению яркий цветок

Перейдем к сложными соцветиям.

На самом деле сложного здесь ничего нет- просто они отличаются от простых соцветий тем, что содержат немного более разветвленную структуру.

Например, сложный зонтик отличается от простого тем, что содержит больше сгруппированных элементов и они развлетвлены.

Сейчас ты все поймешь, стоит только посмотреть на эту схему:

для чего растению яркий цветок

А сейчас поподробнее:

Сложный колос образован простыми колосками, последовательно отходящими от главной оси.

для чего растению яркий цветок

Сложный зонтик имеет схожий с простым зонтиком вид, только его боковые оси заканчиваются не отдельными цветками, а соцветиями- зонтиками.

для чего растению яркий цветок

Сложный щиток у рябины:

для чего растению яркий цветок

Такой тип у сирени:

для чего растению яркий цветок

Простые соцветия

Особенности цветоножек и главной оси

Цветоножки одной длины, ось длинная

Черемуха, иван-чай,фиалка, гиацинт

Нижние цветоножки длиннее верхних, ось короткая

Яблоня, груша, калина, тысячелистник

Цветоножки сильно укорочены, ось длинная

Подорожник, ятрышник, орхидея

Цветоножки сильно укорочены, ось длинная мясистая

Калла, аир, кукуруза

Цветоножки одинаковой длины, ось укорочена

Чистотел, лук, примула, вишня

Цветоножки сильно укорочены, ось укорочена

Клевер, люцерна, адокса

Цветоножки укорочены, ось плоская

Ромашка, астра, подсолнух

Сложные соцветия

Простые колоски отходят от главной оси

Пшеница, ячмень, пырей

Простые кисти отходят от главной оси

Простые зонтики отходят от главной оси

Петрушка, морковь, укроп

Простые щитки или корзинки отходят от главной оси

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Половые типы цветков и растений

Существуют цветки с несколькими пестиками или вообще без пестика, с огромным количеством тычинок и вообще без них.

По половому типу цветки разделяются на:

По присутствию мужских и женских цветков растения делятся на:

Примером однодомного растения может служить кукуруза, мужские цветки у которой собраны в метелку и находятся на верхушке, а женские располагаются в початках, развивающихся в листовых пазухах.

для чего растению яркий цветок

Пример тычиночного (мужского) цветка ивы:

для чего растению яркий цветок

Пример пестичного (женского) цветка ивы:

для чего растению яркий цветок

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

для чего растению яркий цветок

В природе встречаются разнообразные сочетания и переходы от одного полового типа к другому.

Например, у ржи, пшеницы и ячменя на одном растении могут быть и обоеполые и однополые цветки.

А у некоторых видов тимьяна и мяты могут встречаться растения либо с однополыми, либо с обоеполыми цветками.

Половой признак у растений зависит не только от наследственности.

К примеру, у кукурузы под влиянием внешних факторов на мужском соцветии иногда можно наблюдать образование початка.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Интересная информация

Так выглядит этот гигант:

для чего растению яркий цветок

А самый маленький цветок имеет разновидность Ряски Вольфия.

Длина растения всего 1 мм, а ширина 0,5 мм:

для чего растению яркий цветок

Заключительный тест

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Источник

Для чего растению цветок

для чего растению яркий цветок

для чего растению яркий цветок

Содержимое разработки

КСП по естествознанию 4 класс

Живая природа. Растения.

Школа: № 1 им.Н.Г.Чернышевского

ФИО учителя: Пименова Е.А.

Количество присутствующих: отсутствующих:

Для чего растению цветы

4.2.1.3 описывать образование семян в результате опыления;

4.1.2.2 представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося.

Все ученики: называют части цветка, понимают процесс образования плода на месте цветка;

Многие ученики: определяют функцию частей цветка для образования плодов и семян.

Некоторые ученики: соотносят особенности частей цветка с их функциями.

Учащиеся различают и называют части цветка: пестик, тычинка, чашелистик, лепестки венчика.

Учащиеся могут: описывать процесс образования семян, рассказывать о роли цветка для формирования плода или семени.

Лексика и терминология : лепестки венчика, чашелистик, пестик, тычинка.

Полезные фразы для диалогов и письма:

— Для чего растению цветы?

Почему у цветов яркая окраска и аромат?

Как насекомые находят цветы?

Сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Привитие ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным учащимся.

познание мира, математика

Навыки и поддержка ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Учащиеся знают, что растения делятся на: деревья, кустарники, травянистые растения. Знакомы с признаками классификации на высшие и низшие растения. Понимают значение частей растения для роста и развития. Различают этапы роста и развития растений.

Деятельность учащихся на уроке

1) Создание коллаборативной среды. Психологический настрой на деятельность.

— На свете нет ничего дороже мысли. Думать – самая трудная работа: вот, поэтому, этим занимаются немногие.

— Ребята, сегодня нам предстоит искать ответы на простые и сложные вопросы.

— В качестве девиза к уроку предлагаю вам слова древнеримского поэта Горация: «Решись быть мудрым».

— У каждого из вас есть возможность: получить новые знания, принять участие в эксперименте, оценить свою работу.

— Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.

(Д) Просмотр видео П.И. Чайковский «Вальс цветов»

-Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке?

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, – говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Цветы открывают перед человечеством возможность познать прекрасное, ощутить полному жизни!

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты.

Цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы радуемся, глядя на роскошные розы и лилии, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежные благоухающие ландыши. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота!

3) Определение целей урока.

Как вы считаете, почему у цветов такая яркая окраска?

Почему цветы некоторых растений издают такой аромат?

Как взаимосвязаны цветы и насекомые?

Зачем растениям нужен цветок?

Почему их так устроила природа и с какой же целью она их создала?

На этот вопрос попробуем найти ответ сегодня на уроке.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *