для чего развивать фонематический слух
Фонематический слух — основа правильной речи ребенк дошкольного возраста
Козырева Виолетта
Фонематический слух — основа правильной речи ребенк дошкольного возраста
Что же такое фонематический слух?
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!
Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т. е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух.
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом.
В отличии от звуковысотного (музыкального) слуха, направленного на развитие звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает» различение фонем – частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением, понимание смысла ударений в словах и так далее. Нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слов – суффиксов, префиксов и так далее.
В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению. Очень важно не упустить время и научить ребёнка основам грамотности.
Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.
Прежде всего, выясните,
как малыш воспринимает и различает звуки.
Помогут в этом следующие несложные задания:
1.Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки,различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
• Предложите ему выбрать нужную картинку (или повторить на слух): жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.
3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.
• Предложите ребенкуповторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.
Затруднения при выполнении заданий указывают
на снижение фонематического слуха.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности,условно подразделяясь на шесть этапов:
1. узнавание неречевых звуков;
2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. различение слов, близких по звуковому составу;
4. различение слогов;
5. различение звуков;
6. анализ звукового состава слова.
Давайте же приступим к занятиям по развитию
фонематического слуха у Вашего малыша!
1 этап – узнавание неречевых звуков.
Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.
Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.
Предложите малышу послушать звуки за окном: «Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как – когда далеко (тихо).
Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.
Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.
Игра «Угадай, как надо делать».
Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый.Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге»)или даже стихи:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап. (медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (руки над головой).
3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.
Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.
Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.
Взрослый показывает картинку и громко,четко называет изображение: «Бумага».Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши».Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.
Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.
Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.
— В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
— Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
4 этап – различение слогов.
Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.
Игра «Кто как кричит?»Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».
— Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.
5 этап – различение звуков
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»). Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.
— Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки,птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
Игра «Прогулка на велосипедах».
— Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины.Подкачаем еще насосом: с-с-с (Дети имитируют). Слышите,воздух шипит: ш-ш-ш…».
— Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса,вы должны сказать: «с-с-с»,а если с изображением шины: «ш-ш-ш».
Подобным образом проводится игра «Жук и комар» (звуки С и Ж).
6 этап – анализ звукового состава слова.
Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.
1.Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.
2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два,три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.
А в эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр.
«Первый звук». Нужно выделить голосом первый звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).
«Цепочка слов». Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч – чемодан – нос – санки –игла –абрикос. И т. д.)
«Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов (дуб, липа, ель, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья). А также посуда, обувь, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, птицы, игрушки, инструменты…
«Придумай рифму». Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму.
«Скажи наоборот». Взрослый называет слова (горячо, солёный, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т. п., а ребёнок подбирает к ним слова с противоположным значением (антонимы).
«Подбери как можно больше слов». Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу.
(Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик. И т. п.)
«Что из чего?» Взрослый составляет словосочетания (существительное + существительное, ребёнок заменяет одно существительное соответствующим прилагательным. (Мяч из резины – резиновый мяч, стакан из стекла – стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка из соломы – соломенная шляпка, поделка из картона – картонная поделка).
Консультация для педагогов «Фонематический слух — основа правильной речи» Фонематический слух это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих фонематической.
Речевое дыхание-основа правильной речи «Речевое дыхание — основа правильной речи» Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие.
Дидактическая игра как основа познавательных способностей у детей дошкольного возраста Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей Дидактические игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную.
Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Речевое развитие, один из ключевых показателей становления дошкольника, который несет в себе основы психологического, физического и умственного.
Как развивать фонематический слух у детей Что такое фонематический слух и как его развивать?Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то.
Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста» Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой, связной речью.
Организация деятельности учителя-дефектолога по формированию правильной речи у детей раннего возраста средствами логоритмики Организация деятельности учителя-дефектолога по формированию правильной речи у детей раннего возраста средствами лого ритмики Речь детей.
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент.

Сценарий праздника правильной речи «Путешествие по странам Правильной Речи» Цели и задачи: Коррекционно-развивающие: Автоматизировать поставленные звуки в связной речи, расширять словарный запас дошкольников, развивать.
Фонематическим слух — нужно ли развивать?
ФОМЕНКО ВАЛЕНТИНА
Фонематическим слух — нужно ли развивать?
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ: НУЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ?
Уважаемые родители, как показывает статистика, с каждым годом происходит увеличение количество детей не только со звукопроизношением, но и с нарушением фонематического слуха.
Поэтому в статье я хочу рассказать о фонематическом слухе и о том, как важно своевременно обратить внимание на его недоразвитие.
Давайте сразу разберёмся, что такое этот фонематический слух и для чего он нужен?
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. В следствии этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с не опознанием того или иного признака, звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-«том», рак-«лак», лук-«люк», жук-«щук»).
Оказывается, что у ребенка из-за недостаточно развитого фонематического слуханачинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твердые-мягкие, глухие-звонкие, путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте. Дальше ребёнка начинают обучать чтению, но и там ребёнка ждут трудности.
Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания.
При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные, трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияние звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушении процессов письма, если и в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера, я имею ввиду, что делая частые и систематические ошибки ребёнок будет получать плохие оценки,отсюда к процессу обучения в школе у него сложится негативное отношение и через некоторое время он просто скажет: «Я не пойду в школу!» Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы родители вовремя проконсультировались с логопедом. Поэтому, я считаю, что очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить сформирован ли у вашего ребёнка фонематический слух, в норме ли его произношение.
Проверить фонематический слух вы можете и сами:попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, су-зу, со-зо и т. д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3,4 слогов. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых,пример: миШка-миСка, Зайка-Шайка, Рак-Лак и т. д.В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук (пример: [С]) поймай его,хлопни в ладоши: а-п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. дальше проделываем тоже на материале слогов и слов. Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению).Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с;
твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ;
звонкие и глухие: д-т, в-ф и т. д.
В последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые много и правильно (без сюсюкания) разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребенка развивают его фонематический слух. Те родители, которые считают, что он маленький, не умеет разговаривать, значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха. Фонематический слух даёт возможность научиться правильно произносить звуки. Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом (при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом (который он слышит от окружающих).
По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно. Надо заметить, что недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребёнка избирательно не формируется функция слухового различения фонем. Часто вместе с понятием «фонематический слух» специалисты употребляют и понятия «фонематическое восприятие» и «фонематический анализ и синтез«. Считаю необходимым кратко объяснить и эти понятия. фонематическое восприятие-это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков, из которых состоит какое-то конкретное слово (например, возьмём слово «кот»-оно состоит из звуков: «к», «о», «т»). Если фонематическое восприятие плохо развито, то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, ж-ш, с-ш, и т. д).
Подводя итог всему сказанному выше хочу отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать, если вы хотите, чтобы ребёнку было легко учиться в школе, чтобы он был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение. Если ваш ребёнок заменяет близкие между собой звуки, значит у него есть незначительное нарушение фонематического слуха, и вы сможете справиться сами с этой проблемой. В случае если ребёнок смешивает далёкие между собой звуки, значит у него более серьёзное нарушение фонематического слуха и лучше всего хотя бы проконсультироваться с логопедом, еще лучше, если вы сможете посещать логопедические занятия.
Игр на развитие фонематического слуха существует превеликое множество, а заниматься ими можно и дома, и на улице. Обязательно все должно быть играя.
Вот некоторые из них:
2. Догадайся, что звучит. Сначала проакцентируйте внимание ребенка на звуках, которые получаются при ударах по предметам, выполненным в различных материалах (резина, пенопласт, стекло и пр). Объясните малышу, звучание предметов. Пусть ребенок отвернется или закроет глаза и отгадывает, по чему вы стучите. Если ребенок постарше, то он может называть не только, что конкретно звучит, но и из какого материала выполнено.
3. Жмурки. Ребенок должен закрыть глазки и перемещаться в направлении звуков (когда вы хлопаете, играет музыкальная игрушка и др.).
5. А кто это говорит? Вместе читайте сказку, потом попросите кроху отвернуться, а сами произносите, иммитируя сказочных героев. А малыш должен угадать, чьим голосом вы говорите.
8. Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
10. Подумай, не торопись.Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».
— Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (воробей, грач)
— Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а».
— Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т. д.
То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
11. Звуки по кругу. (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.
13. Эхо. Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой.Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно».Если вы скажете: «Эхо, привет!»,то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо. Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»).
14. Живая азбука. Игра для развития звукового различения.Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
16. Путаница. Игра для развития звукового различения. Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?
17. Починим испорченный телефон. Игра для развития фонематического слуха. Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону». Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.
Тренируйте ребенка, и спустя полмесяца заметите, что он стал говорить гораздо чище и понятнее.


Формирование навыков счета до 5. Счет на слух. Один, много. Цифра «1» Тема: «Формирование навыков счета до 5. Счет на слух. Один, много. Цифра «1».» Цели: формировать общие представления в действии сложения.
Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация для родителей «Слух — бесценный дар!» Как объяснить глухому, С рожденья, как ночь, глухому, Нежность виолончели. Или угрозу грома? Юлия Друнина Мы даже не задумываемся о.


