для чего рулевая лента
Обмотка руля
На велосипеды устанавливаются специальные ручки – грипсы. Они изготавливаются в основном из синтетических материалов и служат для более комфортного управления и надежного хвата за руль. Из-за сложной формы руля шоссейного велосипеда и некоторых других особенностей, установить на них обычные грипсы не представляется возможным. Для шоссейников используются специальные обмотки руля.
Обмотка руля – что это и зачем?
Обмотка руля – специальная лента, изготавливаемая как из натуральных, так и искусственных материалов. Используется она в основном только на шоссейных велосипедах, но встречаются энтузиасты, которые «обматывают» рули и горных, и городских великов.
Хотя имеет она смысл только на рулях типа «бараньи рога». Существуют различные вариации того, как можно держаться за этот руль в зависимости ситуации. Именно поэтому практически весь руль должен быть покрыт обмоткой.
Главная ее задача точно такая же, как и у обычных велосипедных грипс. Руль представляет собой, по большому счету, изогнутую трубу из металла или композитного материала. Держаться за голую трубу не только неудобно, но и не безопасно.
Итак, в первую очередь обмотка обеспечивает более хорошее сцепление с рулем. На хороших обмотках руки не потеют и не скользят.
Вторая задача обмотки обеспечить комфорт во время езды. Обмотка хоть и немного, но все же гасит вибрации, которые идут на руки во время езды на велосипеде.
Ну и наконец, держаться руками за «голый» руль просто неприятно. Намного удобнее, когда на нем есть лента.
Что касается горных велосипедов, то некоторые используют ленту на рулях, на которых установлены рога. Возможно, для некоторых данный способ и является эффективным, но большинство все же не используют обмотку на прямых рулях.
Какие обмоточные ленты бывают
Сегодня ассортимент обмоточных материалов в велосипедных магазинах очень широк. Каждый сможет подобрать себе подходящий товар по цвету, материалу и другим признакам. Каждый производитель пытается запомниться по-своему.
Что касается материалов, то сегодня обмотки могут изготавливаться из натуральной кожи, или других синтетических материалов. Самой дорогой является, конечно же, кожа или замша. Натуральные обмоточные ленты отлично «держат» руку на руле, не скользят, а так же натуральная кожа отлично дышит.
Но современные поли-материалы все больше по характеристикам начинают приближаться к натуральным. Поэтому можно смело делать выбор и в их пользу, особенно в условиях дефицита бюджета.
Сегодня не стоит беспокоится о долговечности обмоточной ленты. Современные обмотки очень износостойки. Главное условие – это правильная эксплуатация.
При намотке не следует сильно растягивать ленту, чтобы на ней не появлялись микроразрывы. Достаточно просто плотно прижимать ее к рулю в процессе установки. Этого будет достаточно для того, чтобы обмотка села прочно, а держаться за нее руками было комфортно.
Обмотки так же различаются и по текстурам. На витринах магазинов можно найти гладкие, перфорированные и узорные обмоточные ленты. У негладких лент может быть более хорошее сцепление, но их будет сложнее мыть.
Но если стиль и прочность хвата важнее, то можно смело делать выбор в пользу перфорированных или узорных лент.
Для прочности крепления на некоторых обмотках есть липкие ленты. Но для более надежного крепления можно использовать изоляционную ленту. Ее необходимо намотать в несколько слоев клейкой стороной вверх в начало руля, т.е. на рога. После этого на нее можно начинать наматывать обвязочную ленту.
Для большего комфорта и долговечности многие обматывают руль в несколько слоев. Многие производители изначально наматывают 2 слоя обмоточной ленты из разного материала.
Первый укладывают из пенистой ленты. Его наматывают очень плотно и часто. Он может даже быть и без клейких вставок, но и без них будет прочно держаться на руле.
Второй слой, делают из замши, кожи или других материалов в зависимости от стоимости байка. Хотя многие производители понимают, что обмотка руля дело индивидуальное и не сильно задумываются над материалом и качеством ленты.
А вот наматывать третий слой, уже не желательно, хоть многим это и может показаться лучше. Дело в том, что стоковая обмотка первого и второго слоя со временем начнет деформироваться, что в свою очередь негативно скажется на прочности фиксации основного верхнего слоя.
Как производить обмотку руля
Этот процесс является достаточно простым, но все же, во время и до его начала следует не забывать про ряд мелочей, чтобы все получилось с первого раза.
Обматываем руль подручными материалами
Современные обмоточные ленты нельзя назвать дорогим удовольствием. Следует сразу обратить внимание на то, что крайне желательно пользоваться именно специальной обмоточной лентой, чтобы добиться достаточной надежности и комфорта.
Но велосипедисты, которые обматывают руль подручными материалами, тоже встречаются. Делают они это в большей мере, чтобы как-либо выделить свой байк из серой массы, чем из соображения экономии.
Итак, в первую очередь необходимо обмотать руль изолентой, чтобы в дальнейшем всю обмотку можно было легче удалить. Второй слой – двухсторонний скотч или лента. Он необходим для более хорошей фиксации основного слоя. Ну и наконец, третий слой – основной.
Материалом последнего слоя может быть текстиль, резина, кожа, замша, в общем все, что пожелает сам велосипедист. Желательно использовать именно натуральные материалы, такие как замша и кожа. Они будут более приятны для рук и надежны.
Заключение
Без обмотки руля шоссейного велосипеда никуда. Сегодня выбор различных лент очень велик. Каждый сможет подобрать себе обмотку под цвет велосипеда или с учетом других предпочтений.
Для многих оказывается проблемой самостоятельная обмотка руля. Но если набить руку и следовать ряду правил, то в этом не будет ничего сложного. При желании можно пользоваться и подручными материалами. Главное чтобы это было удобно велосипедисту.
Как выбрать и правильно сделать обмотку руля велосипеда
Почему на рулях типа «бараньи рога», рули-бабочки, рули-усы, «коровьи рога» лучше использовать обмотку?
Связано это с тем, что такие рули позволяют использовать самые различные хваты по всей длине и поэтому практически в любом месте нужно обеспечить комфорт рукам.
Современные обмоточные ленты изготавливают из износоустойчивых и приятных на ощупь материалов. Держаться за них удобно. Руки при этом не скользят. Обмотка обеспечивает отличное сцепление кисти с рулем в любую, даже влажную погоду.
Обмоточные ленты имеют различную текстуру поверхности: гладкие, узорчатые, со специальной перфорацией. Их выпускают в различных цветовых исполнениях или с рисунком, что позволяет подобрать нужную обмотку именно для своего велосипеда и при этом она будет еще и украшением велосипеда.
Саму обмотку изготавливают из различных материалов:
В общем, большой выбор различных типов материалов. И каждый выбирает себе исходя из собственного опыта, финансовых возможностей, прислушиваясь к мнениям друзей и информации из интернета. Очень хорошо, если у Вас есть возможность попробовать обмотку, которую хотите купить, на велосипеде товарища. Лучше один раз попробовать, чем десять раз прочитать.
Для чего нужна обмотка руля
Хороший, удобный и надежный хват руля, гарантирующий, что он не выскочит из рук байкера, наряду с правильной настройкой седла, играет значительную роль в создании общего комфорта при поездке на велосипеде.
Правильно, надежно и красиво намотать обмотку с первого раза у новичка, наверное, не получится, однако нет ничего невозможного. Попробовав раз-другой можно достаточно красиво и надежно обмотать себе руль.
На что обратить внимание при выборе обмотки, как правильно ее делать и какие при этом есть нюансы и секреты мы сейчас рассмотрим.
Как делать обмотку руля
Если этот вариант Вас по каким-либо причинам не устраивает, например, слишком толстая обмотка и заглушка плохо держится или ее вовсе нет, то сначала установите свою заглушку, затем обрежьте край ленты под острым углом и начинайте обмотку. Или второй вариант (если не знаете, под каким углом обрезать обмоточную ленту), то начинайте так же с выступающими краями, с затем просто обрежьте их острым ножом прямо по торцу руля.
Направление обмотки зависит от типа руля и хватов, которыми в основном пользуется велосипедист. Для выбора направления обмотки нужно учитывать главное: руки велосипедиста, держась за руль, должны ленту закручивать, а не раскручивать.
Например, на рулях типа «бараньи рога» руки велосипедиста, находясь на верхней части руля (рядом с выносом), тянут ленту вниз. Значит, направление обмотки в верхней части должно быть снизу вверх на велосипедиста.
Обычно для «Бараньих рогов» действует следующее правило: левую часть руля накручивают по часовой стрелке, а правую часть – против часовой стрелки. Или еще проще: обмотка всегда мотается внутрь руля.
Правильно намотанная и закрепленная обмотка должна держаться на руле нормально вне зависимости от того, в какую сторону она намататывалась.
В местах изба трубы руля лучше накладывать обмотку с мелким шагом, для избегания появления зазоров.
Тормозные рукоятки должны быть закреплены на руле до начала обмотки. Существует два способа как обмотать тормоза:
Первый вариант заключается в том, что используя отдельный отрезок обмоточной ленты (он или идет в комплекте или можно просто отрезать нужный кусочек от основной ленты) подкладываете его на хомут, крепящий тормозную ручку, и продолжаете обмотку руля далее. В итоге зазор, который должен был образоваться при обмотке основной лентой, будет прикрыт этим кусочком.
Второй вариант заключается в использовании метода «восьмерки». Обматываете ручку, меняете направление и снова обматываете ее с другой стороны. Но при этом уйдет больше ленты и получится утолщение в районе рукоятки.
Есть еще и третий вариант. Ручку просто обходят. В принципе наличие обмотки на этом месте не является критическим – руки там не касаются руля. Это больше эстетически важно.
В общем, решайте сами: как Вам удобно держать руль, мешают ли утолщения в этом месте на руле и насколько хватит обмоточной ленты.
Для того, чтобы изолента не отклеивалась и не разматывалась можно ее немножко «приплавить» паяльником, раскаленным гвоздем или проволокой. Если изолента не основе ткани это не получится. Для этого разогрейте гвоздь или проволоку на зажигалке и «припаяйте» им конец изоленты.
Еще несколько маленьких секретов и советов при обмотке руля
Если для обмотки используется кожаная лента, то ее лучше всего наматывать в теплом состоянии: сама намотка, руль и помещение должны быть теплыми. Так намотка ложится лучше всего. В холодном состоянии она может быть накручена криво со складками в местах сгибов. Для исключения образования складок ленту нужно немного оттянуть и подержать 2-3 секунды, а затем продолжить намотку.
Для чего? Дело в том, что именно края руля более всего подвержены ударам. Таким образом, изолента, во-первых, будет крепче держать обмотку, наложенную сверху, не давая ей расползтись при повреждении, и во-вторых, дополнительно защищать дропы руля от повреждений.
Иногда для этих же целей используют опять же двухсторонний скотч. Если нужно в районе дропов увеличить диаметр руля, то можно использовать не тонкий, а толстый двухсторонний скотч.
Видео о том, как сделать обмотку руля
Подогрев руля. Часть 1. Подрулевой шлейф
Идея сделать подогрев руля появилась давно. Несмотря на то, что руль в Импрезе штатно обтянут кожей – зимой он долго остаётся холодным. Уже и салон прогрелся, а держаться за руль ещё долго неприятно – пальцы коченеют. Видимо, массивность обода, его большая теплоёмкость не дают ему быстро прогреваться. Так и едешь: одна рука на руле – вторая у дефлектора печки отогревается, затем меняешь руки…
Несмотря на насущную необходимость – шёл к решению этого вопроса несколько лет: нет готового решения! В Интернете много примеров установки подогрева руля, но почти все они настолько «колхозные», что в каждом я находил существенные недостатки. Изучая множество реализаций, анализируя каждую, я выработал определённые требования к этой системе.
Я вижу, что вам очень нравятся статьи, где я рассказываю теорию, объясняю принципы работы и даю рекомендации по тестированию и поиску неисправностей. Продолжу в таком же духе!
Итак, начну с того, что проблема подогрева руля делится на две задачи:
1. Пропустить напряжение в руль
2. Установить нагревательный элемент под оплёткой руля.
Эти две задачи взаимосвязаны: от того, какой максимальной силы ток мы сможем пропустить в руль, зависит возможная мощность устанавливаемого нагревательного элемента.
Средняя мощность нагревательных элементов чаще всего бывает от 20 до 60 Вт. При мощности
25 Вт руль будет долго прогреваться. 50 Вт – наиболее оптимальная мощность. Если ставить нагревательный элемент бóльшей мощности – руль будет нагреваться быстрее, но потребуется терморегулятор или ручной регулятор температуры нагрева – иначе, после, будет горячо!
Из школьного курса физики вы знаете, что электрическая мощность равна произведению напряжения на силу тока. Отсюда не сложно посчитать, что при напряжении 12 В и мощности 25 Вт – сила тока в цепи нагревателя будет равна примерно 2 А, а при мощности 50 Вт – примерно 4 А. С этого и начинается задача №1…
Как пропустить напряжение в руль?
1. В автомобилях, где нет подушки безопасности и других органов управления на руле, можно изготовить и поставить контактное кольцо. Так решают задачу в отечественных автомобилях: делают кольцо из стеклотекстолита и используют щётки от генератора классики в качестве подвижных контактов.
2. В автомобилях, где есть подушка безопасности в рулевом колесе – имеется система передачи электрических сигналов в рулевое колесо: поворотный разъём (подрулевой шлейф, подрулевая лента, подрулевой барабан, «улитка» и т.п.). В этом случае есть два варианта:
а) использовать имеющиеся незадействованные дорожки в шлейфе
б) добавить дополнительный шлейф в барабан.
По понятным причинам вариант с контактным кольцом рассматривать не будем.
В основе всех «улиток» используется гибкий токопроводящий шлейф. Он состоит из нескольких параллельных дорожек (проводников) из медной фольги, «запечатанных» в прочную изоляцию.
Чаще всего, встречаются шлейфы с дорожками шириной 1 мм и 2 мм. Дорожка шириной 1 мм допускает предельный ток в 1 А, шириной 2 мм – соответственно 2 А. При бóльшем токе начинается их ощутимый нагрев. (На подушку безопасности всегда используются дорожки шириной 2 мм.)
Для подключения подогрева требуется минимум 2 дорожки: для плюса и массы. Использовать «массу на руле» нельзя – там нет надёжного соединения – контакт с кузовом автомобиля осуществляется через шариковые подшипники.
При наличии в шлейфе двух не задействованных дорожек шириной 2 мм – всё ясно, мы можем использовать нагревательный элемент мощностью до 25 Вт. Для мощности в 50 Вт, нам потребуется 4 дорожки шириной 2 мм (включаем по две параллельно). А как быть, если в нашем распоряжении лишь две дорожки шириной 1 мм?
Если мы ограничены предельным током в 1 А, то потребуется использовать повышающий преобразователь напряжения. Снова вспомним формулу мощности: если нет возможности увеличить ток – то можно увеличить напряжение! Например, мощность в 24 Вт можно получить либо при напряжении 12 В и токе 2 А, либо при напряжении 24 В и токе 1 А. О, то, что нужно! Соответственно, можно поднять напряжение до 50 В, что при том же токе в 1 А даст нам 50 Вт мощности.
Для этого используют импульсные повышающие преобразователи. С Павлом BlackDarkGarage мы развили тему до того, что переделали повышающий преобразователь напряжения в стабилизатор тока: в зависимости от сопротивления нагревательного элемента, преобразователь сам выставляет напряжение так, что бы ток не превышал 1 А (аналогично драйверу светодиодов). Вот пример такого устройства:
Преобразователь поддерживает ток в цепи нагревательного элемента на уровне 1 А. При этом выходное напряжение, в зависимости от сопротивления нагревательного элемента изменяется автоматически в пределах 20…48 В. Это позволяет получить мощность нагрева до 50 Вт при наличии двух свободных дорожек шириной 1 мм.
Кроме того, силу тока на выходе преобразователя можно регулировать в пределах от 0,5 до 2 А — это позволяет регулировать степень нагрева (мощность) нагревательного элемента.
Устройство поворотного разъёма
Существует два варианта укладки шлейфа в барабан: спиральная и параллельная.
На многих европейских автомобилях используется спиральная укладка шлейфа – она напоминает собой часовую пружину. Думаю, не требуется объяснять, как она работает. Сразу скажу, что спиральная укладка имеет серьёзные недостатки:
1. Требуется большая длина шлейфа, что бы обеспечить возможность поворота руля на несколько оборотов
2. В барабан можно уложить только один шлейф.
Большая длина шлейфа – это дополнительные потери напряжения в проводниках, которые при большом токе достигают нескольких единиц Вольта! В такой барабан не возможно уложить второй шлейф, а свободные проводники могут отсутствовать, или их сечения недостаточно для требуемого тока. Кроме того, из-за большой ширины имеющегося шлейфа барабан получается большой высоты.
Ну и главное, при спиральной укладке ленты из-за наличия трения между витками спирали часто происходит перелом шлейфа в начале либо в конце, в местах ввода и вывода его из барабана, т.к. в этих местах происходит его натяжение.
Хоть убейте меня, но я не понимаю, почему так делают в автомобилях Рено… Французские инженеры для меня огромная загадка!
Японцы же поступают более мудро: они перегибают шлейф пополам в виде буквы U и укладывают его в барабан – получается параллельная укладка шлейфа. Чтобы это понять, рассмотрим на примере линейного перемещения деталей.
Наверняка вы видели подобное в дорожной технике или станках. Как видите, здесь нет никакого трения! Шлейф просто «перекатывается» от одной стенки к другой. Натяжения и перегиба в начале и в конце шлейфа вообще не происходит. И если вы сами не напортачите, например, провернув руль при снятии рулевой рейки, то служить шлейф будет вечно.
Также обратите внимание, что при такой укладке перемещение деталей возможно на расстояние практически в 2 раза превышающее длину самого шлейфа! А это значит, что его длина получается намного короче, чем при спиральной укладке, что уменьшает потери напряжения в проводниках.
И самое главное, при таком способе в барабан можно уложить несколько параллельных шлейфов! А значит, сам барабан можно сделать небольшой высоты… и что очень важно, всегда есть возможность добавить дополнительный шлейф! Огромное спасибо японским инженерам!
Так что если вы разберёте подрулевой барабан из автомобиля Subaru и размотаете шлейф, то увидите примерно следующую картину:
Длина самого короткого шлейфа подобрана так, что барабан может свободно поворачиваться на 6,5 оборотов, т.е. по 3 с небольшим оборота в каждую сторону. Учитывая, что руль поворачивается на 1,5 оборота в каждую сторону – это двукратный запас.
Некоторые меры предосторожности!
Перед снятием рулевой рейки с автомобиля необходимо зафиксировать руль в положении прямолинейного движения, чтобы ни допустить его случайного поворота! Прямо водительским ремнём безопасности оборачиваете центральную спицу руля и пристёгиваете его. Иначе покупка новой «улитки» вам обеспечена…
Если вы меняете саму «улитку», то до снятия руля необходимо выставить колёса в положение прямолинейного движения. При установке руля обратно необходимо выставить подрулевой барабан в центральное положение. Для этого вращайте подвижную часть барабана против часовой стрелки нежно-нежно двумя пальцами, пока не начнёт возрастать усилие. После этого поверните барабан на 3 с четвертью оборота в обратную сторону, так чтобы разъём подушки безопасности расположился в верхней части барабана. Вот в таком положении и устанавливайте руль.
На корпусе самого барабана есть схематическая инструкция этой процедуры, но там указано направление вращения барабана по часовой стрелке до упора. Это не верно! При вращении вправо до упора, а затем обратно один из шлейфов укладывается не правильно с изломом. Это я проверял несколько раз на вскрытой «улитке».
Как я переделал «улитку» в Импрезе
Субару использует «улитки» производства компании Niles Electronics (которой владеет Nissan).
В их основе используется шлейф с шестью дорожками: 4 дорожки шириной 2 мм и 2 дорожки шириной 1 мм. Купить подобные шлейфы можно здесь.
В Импрезе GE/GH 2008 – 2011 м.г. и Форестере SH 2009 – 2011 м.г. барабан содержит 2 таких ленты (12 дорожек всего). Две дорожки шириной 2 мм используются для подушки безопасности. 8 дорожек выведено на верхний разъём и используется для кнопок управления магнитолой, круиз-контролем и звуковым сигналом. И 2 дорожки шириной 2 мм имеются не задействованные (они зарезервированы для второго пиропатрона подушки безопасности, который используется в более новых моделях).
Разобрав любой барабан, внутри мы увидим 4 «перекатывающихся» ленты. Часть из них – это шлейфы, а остальное – балансирные ленты (без проводников). Все 4 ленты расположены так, что их U-образные закругления сдвинуты на 90° относительно друг друга. Это нам и позволяет добавить ещё один шлейф!
У меня в «улитке», естественно, было два шлейфа, и соответственно, две не задействованные дорожки шириной 2 мм. Поначалу я и хотел их использовать для подогрева руля. Но мощность без преобразователя получалась бы только 25 Вт…
Изучив конструкцию разъёмов на шлейфе, я обнаружил, что этот (неповреждённый) шлейф имеет точно такую же законцовку, как третий (отсутствующий у меня) шлейф в «улитке»… И длина его получается практически такой, как надо!
Разобрав обе «улитки», я быстренько переставил этот шлейф в свою, получив «улитку от после рестайлингового Форестера» (83196AG070). Причём все разъёмы встали на свои штатные места без переделок! Лишнюю балансирную ленту я убрал, а оставшуюся пришлось немного укоротить.
Третий шлейф выводится в руле на отдельный 6-ти контактный разъём, а в рулевой колонке провода от него выводятся в отдельное отверстие барабана, в противоположную от остальных проводов сторону. Просто идеально с инженерной точки зрения!
Теперь, под подогрев руля я могу использовать весь третий шлейф целиком – соединив параллельно по 3 дорожки (две широких и одну узкую), я получил два проводника с предельным током 2+2+1=5 А. Более чем достаточно для подогрева мощностью 50 Вт. В цепь подогрева непосредственно перед подрулевым шлейфом я установил предохранитель 5 А — безопасность прежде всего!
После соединения проводов параллельно и установки разъёмов на их концах, я провёл измерения падения напряжения на дорожках шлейфа, а также их нагрев при токе 5 А. Нагрев проводников едва ощущается губой… Падение напряжения составило 0,7 В для каждого проводника. Т.е. общее падение напряжения при пропускании тока через шлейф составило почти 1,5 В, а значит, при напряжении бортовой сети 14,4 В, напряжение на нагревательном элементе (с учётом падения напряжения на остальных проводах) составит 12…12,6 В – не нужно тешить себя мыслями, что нагревательный элемент будет запитываться от 13,8…14,2 В.
Исходя из этого, можно выбирать нагревательный элемент.
Но об этом читайте в следующей части!

































