для чего служат строевые упражнения на занятиях физической культурой

Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре

для чего служат строевые упражнения на занятиях физической культурой Елена Селиванова
Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре

Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна успешная организация на занятиях физической культуры.

Строевые упражнения представляют собой совместные или оди­ночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллек­тивных действий, чувства ритма и темпа, повышается дисциплина и организованность.

Использование этих упражнений позволяет лучше руководить группой, быстро размещать их для занятий, игр.

Для того чтобы ориентироваться в за­ле или на площадке,приняты следующие обозначения сторон и точек зала:

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:

Строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.

Управление строем на занятиях осуществляют преподаватели посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.

Колонна-строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции (расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутой вперед руки.

Шеренга строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону.

Команда «В одну шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него.

Перестроениеиз одной шеренги в три: после предварительного расчёта (по три) подаётся команда: «В три шеренги стройся. По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой вперед (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг влево (два, и приставляя правую ногу, становятся впереди вторых номеров (счет 3).Третьи номера делают шаг левой ногой назад (счет 1, шаг правой в сторону (счет 2) и, приставляя левую ногу, становятся в затылок вторым номерам (счет 3). Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу стройся. Перестроение производится в обратной последовательности.

Занимающиеся выходят, сохраняя равнение на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два.

После предварительного расчета на первый и второй подается команда: «В колону по два – Стройся По этой команде вторые номера делают шаг правой в сторону (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг вперед (счет два) и встают на одну линию с первыми, приставляя правую ногу (счет три). Для обратного перестроения подается команда: «В колонну по одному – Стройся. Перестроение производится в обратной последовательности.

Перестроения в движении

находится на верхней или нижней границах зала или площадки). Пер­вые двое занимающихся выполняют в движении поворот налево и про­должают движение прямо. После поворота первой двойки (тройки, чет­верки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замы­кающего на том же месте, что и первые. Такие же действия повторяют все остальные занимающиеся до полного перестроения группы. Осо­бенность перестроения в том, что отделения, на которые делится ко­лонна, определяются самими занимающимися по ходу движения, когда они ведут зрительный контроль за впереди идущими.

Двигательные упражнения как средство снятия напряжения Двигательные упражнения способствуют снятию напряжения В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть.

Конспект занятия по физической культуре в средней группе детского сада Место организации: Физкультурный зал. Форма одежды детей: Спортивный костюм. Форма занятий: Учебно – тренирующая. Количество детей: 12.

Методика организации занятий по обучению грамоте Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности показала, что добиться положительного результата по обучению грамоте.

НОД по физической культуре «Воробушки» НОД по физической культуре «Воробушки» Цель: учить детей перешагивать через препятствия, ходить друг за другом по кругу, змейкой, сохраняя.

Особенности организации НОД по физической культуре в разновозрастной группе МБОУ «Долгоостровская СОШ» Чувашишаковскон ОСП ЧР Батыревского р-на д. Ч. Ишаки Воспитатель: Краснова Т. Н. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ.

Памятка для воспитателей по организации занятий по физической культуре ПАМЯТКА по организации занятий по физической культуре Структура занятий: 1. Вводно-подготовительная часть; 2. Основная часть; 3. Заключительная.

Рекомендации педагога-психолога «Упражнения для занятий с гиперактивными детьми» Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности «Послушай тишину» Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за.

Источник

Реферат на тему » Строевые упражнения»

С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности. Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки человека.

Все строевые упражнения подразделяются на четыре подгруппы:

1. Строевые приемы. К ним относятся такие действия, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет.

2. Построения и перестроения. Они характеризуются умением строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.

3. Передвижения. К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и походным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т.п.

4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.

При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения и обучения по частям (по разделениям). Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно.

Управление строем осуществляется посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.

По предварительной команде занимающийся принимает положение стойки «смирно», поэтому подачей этой команды злоупотреблять не следует. Если же команда «СМИРНО!» подана, то нужно требовать безупречного ее выполнения.

В некоторых случаях целесообразно заменять команды распоряжениями.

Команды в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом:

Для удобства использования строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы. Они определяются по первоначальному расположению строя. Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся перед началом урока, называется правой стороной, правофланговый учащийсярасполагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый — к правому нижнему углу. Половина зала, соединяющая верхние углы, называется верхняя половина, а нижние углы — нижняя половина. Стороны и половины зала имеют свои середины

ОСНОВНЫЕ СТРОЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Строй — установленное размещение учащихся для совместных действий.
Фланг — правая и левая оконечности строя. При поворотах строя название флангов не меняется.
Фронт — сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.
Интервал — расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
Дистанция — расстояние в глубину междуучащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.
Направляющий — учащийся, идущий в колонне первым.
Замыкающий — учащийся, двигающийся в колонне последним.
Шеренга — строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.
Колонна — строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.
Глубина строя–расстояние между первой и последней шеренгой или между направляющим и замыкающим в колонне.
Тыл – сторона строя, противоположная фронту.

Источник

Строевые упражнения на уроках физической культуры

Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных дейст­вий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, вы­работки чувства темпа и ритма, формирования правильной осан­ки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подгото­вительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые уп­ражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством я того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.

Строевые упражнения представляют собой совместные действия в том или ином строго.

Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа. Формируют навыки коллективных действий, поднимают эмоциональное состояние занимающихся, могут служить средством снижения физической нагрузки. А в сочетании с другими упражнениями способствуют развитию двигательных и психических способностей.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:

— построения и перестроения;

— размыкания и смыкания.

Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре, необходимо знать основные понятия о строе.

Основные понятия о строе

Интервал— расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

Строевые приемы

Построения и перестроения

Для обратного перестроения подаются команды:

Для обратного перестроения подаются команды:

При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении.

Размыкания и смыкания

1. Размыкание по уставу ВС. Команда: «Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.

Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.

3. Размыкания по распоряжению. Например, «наберите интервал – два шага» и т.д.

4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

Передвижения

К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.

Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.

Движения на месте выполняются по команде:

При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.

Источник

«Применение строевых приемов на уроках физической культуры»

Методические рекомендации по выполнению строевых приемов на уроках физкультуры.

Учитель физической культуры Ревякин А.Н.

ГБОУ Школа №1212, г. Москва

Строевая подготовка – один из важнейших разделов программы по физической культуре, который направлен не только на приобретение специфических умений и навыков, но и носит и оздоровительный характер, что представляет большое значение для профилактики заболеваний опорно – двигательного аппарата у учащихся.

Регулярное использование строевых приемов на уроках физкультуры, ОБЖ и внеклассной работе, а также методически грамотно подобранные подводящие и специальные упражнения будут способствовать укреплению мышц, связок и в конечном итоге будут направлены на формирование правильной осанки.

Но к сожалению, у учителей физкультуры учебных заведений нет единого подхода в подаче команд и единой трактовки выполнения строевых приемов.

Эта методическая разработка поможет учителям физкультуры получить правильное толкование строевых приемов и позволит быстро закрепить технику строевых приемов у учащихся. Все строевые приемы и команды выполняются на основе Строевого Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

С помощью строевых упражнений решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, поэтому систематическое использование строевых приемов на всех уроках физкультуры не зависимо от раздела программы позволит учителю получить хороший результат.

В учебном процессе все изучаемые строевые приемы можно классифицировать на группы:

— построения и перестроения;

— размыкания и смыкания;

Для обозначения места построения физорг становится на правый фланг, принимает строевую стойку и подает команду: «Класс, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ!» и становится лицом в сторону фронта построения. По этой команде учащиеся быстро занимают свое место в строю, набирают интервал, равный ширине ладони между локтями и принимают строевую стойку. В разомкнутом строю учащиеся в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных учителем.

Методические указания : Обратить внимание на интервал между учащимися в одношереножном строю.

Для сдачи рапорта физорг выходит на середину строя, и поворачивается лицом к строю. При выходе из строя физорг делает несколько шагов прямо и затем наикратчайшим путем по диагонали выходит и поворачивается к классу.

Методические указания : движение вперед начинать с левой ноги, отмашку рук производить разноименно работе ног, голову вниз не отпускать, поворот к строю производить через левое плечо, руки при повороте прижаты к бедрам.

Далее физорг подает команду «Равняйсь!». По этой команде все учащиеся, кроме направляющего поворачивают голову направо и выравниваются. При выравнивании учащиеся могут несколько передвигаться вперед, назад или в стороны. При выравнивании класса после поворота его кругом в команде указывается сторона равнения. Например: «Направо (налево) – РАВНЯЙСЬ».

Вариант: «Налево – равняйсь!» при повороте шеренги кругом, когда направляющий оказался на левом фланге.

Методические указания: выравняться по линии так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым, при повороте головы обратить внимание на ее положение ( правое ухо должно быть выше левого, подбородок приподнят, или левое ухо выше правого, подбородок приподнят).

Строевая стойка принимается следующим образом: стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Методические указания: руки прижать к бедрам, носки развести на ширину ступни, ноги в коленях не сгибать, подбородок приподнять, смотреть вперед.

Примерная форма доклада физорга: «Товарищ учитель физкультуры, 5 «б» класс на урок физкультуры в количестве __ человек построен, физорг класса _____(фамилия). После доклада он становится рядом с учителем, слево от него. После приветствия и команды «Вольно!», дублирует команду и становится наикратчайшим путем в строй.

По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Перестроения из одной шеренги в две и обратно

Для перестроения отделения из одной шеренги в две предварительно производится расчет на первый и второй по команде «Класс, на первый и второй – РАССЧИТАЙСЬ».

По этой команде каждый учащийся, начиная с правого фланга, по очереди быстро поворачивает голову к стоящему слева от него, называет свой номер и быстро ставит голову прямо; левофланговый голову не поворачивает.

Также производится расчет по общей нумерации, для чего подается команда «Класс, по порядку – РАССЧИТАЙСЬ!».

В двухшереножном строю левофланговый второй шеренги по окончании расчета строя по общей нумерации докладывает: «Полный» или «Неполный».

Перестроение отделения на месте из одной шеренги в две производится по команде «Класс, в две шеренги – СТРОЙСЯ!».

По исполнительной команде вторые номера делают с левой ноги шаг назад, не приставляя правой ноги, шаг вправо, чтобы стать в затылок первым номерам, и приставляют левую ногу.

Если на левом фланге отделения в одношереножном строю стоит учащийся первого номера, то при перестроении в две шеренги учащийся второго номера, стоящий справа от него, делает с правой ноги шаг назад, не приставляя левой ноги, шаг влево, чтобы стать в затылок левофланговому военнослужащему первого номера, и приставляет правую ногу.

Если предпоследний ряд в двухшереножном строю отделения – неполный, то при перестроении в одношереножный строй второй номер, стоящий в последнем ряду, делает с правой ноги шаг вправо, не приставляя левой ноги, шаг вперед и приставляет правую ногу.

Методические указания: отмашку руками при перестроении в две шеренги и обратно не производить.

Перестроения из одной шеренги в три и обратно

Для перестроения класса из одной шеренги в три предварительно производится расчет на первый, второй и третий по команде «Класс, по три – рассчитайсь!»

Для перестроения класса из одной шеренги в три предва рительно производится расчет на первый, второй и третий по команде «Класс, по три – рассчитайсь!»

После расчета подается команда «В три шеренги – СТРОЙСЯ!».

По этой команде первые номера делают шаг правой назад, левой шаг влево и приставляют правую ногу. Вторые номера остаются на месте, а третьи номера делают шаг левой вперед, шаг правой вправо и приставляя левую ногу становятся впереди вторых номеров.

Методические указания: отмашку руками при перестроении в три шеренги и обратно не производить.

Перестроение из шеренги уступом расчетом на шесть, три, на месте

Учащиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу.

Учитель ведет счет до момента приставления ноги первой шеренгой.

Для обратного перестроения подается команда:

Перестроение из шеренги уступом после расчета по три и обратно

Перестроение класса из колонны по одному в колонну по два

По исполнительной команде направляющий идет в полшага, вторые номера, выходя вправо, в такт шага сначала занимают свои места в колонне, при этом класс двигается в полшага до команды «ПРЯМО!» или «Класс – СТОЙ!».

По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет полным шагом, а остальные – в полшага; по мере освобождения места вторые номера в такт шага заходят в затылок первым и продолжают движение полным шагом.

Движение совершается шагом или бегом. Движение шагом осуществляется с темпом 110-120 шагов в минуту. Длина шага – 70-80 см.

Движение бегом в строю осуществляется с темпом 165-180 шагов в минуту. Длина шага – 85-90 см.

Шаг бывает строевой и походный.

Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом – МАРШ».

Движение походным шагом начинается по команде «Шагом – МАРШ».

По предварительной команде подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть тела больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.

При движении строевым шагом ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоту 15-20 см от земли и ставить твердо на всю ступню. Руками, начиная от плеча, производить движение около тела: вперед – сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне

кисти руки; назад – до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой.

При движении походным шагом ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе; руками производить свободные движения около тела.

Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, шагом – МАРШ» (в движении «НА МЕСТЕ»).

По этой команде шаг обозначать подниманием и опусканием ног, при этом ногу поднимать на 15-20 см от земли и ставить ее на всю ступню, начиная с носка; руками производить движения в такт шага. По команде «ПРЯМО», подаваемой одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой еще один шаг на месте и с левой ноги начать движение полным шагом. При этом первые три шага должны быть строевыми. Для прекращения движения подается команда «СТОЙ!»

Предложенный мною комплекс общеразвивающих упражнений поможет учащимся быстро и с удовольствием усвоить технику выполнения строевых приемов и одновременно будет решать оздоровительные задачи на уроках физкультуры и НВП. Это такие строевые приемы как расчет по порядку номеров, выполнение команд: « Равняйсь!», «Смирно!», движение походным и строевым шагом.

Комплекс составлен с учетом гигиенических и физиологических требований, предъявляемых к учащимся и представляет выполнение заданий от простого к сложному. Его необходимо выполнять по разделениям, а затем в целом. Все упражнения выполняются через исходное положение – строевая стойка.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕХНИКИ СТРОЕВЫХ ПРИЕМОВ

Предложенные упражнения имеют свою специфику, поэтому для закрепления правильных двигательных действий упражнения необходимо выполнять сначало по разделениям, а затем в целом. Вначале на 4 счета, а затем объединять их на 8 счетов.

Исходное положение – строевая стойка.

2 – исходное положение

3 – поворот головы влево

4 – исходное положение

Исходное положение – «Принять!»

Упражнения по разделениям начинай: «Делай – раз!», «Делай – два!», «Делай – три!», «Делай – четыре!»

Методические указания : голову поворачивать в сторону прямо, подбородок высоко не поднимать, повороты выполнять не резко.

Затем повторяем упражнение в целом.

Следующее упражнение на 4 счета:

Исходное положение – строевая стойка.

4 – исходное положение

Исходное положение – «Принять!»

Упражнения по разделениям начинай: «Делай – раз!», «Делай – два!», «Делай – три!», «Делай – четыре!»

Методические указания : голову поворачивать в сторону с наклоном, подбородок приподнят, повороты выполнять не резко.

Повторяем упражнение в целом. Затем, после запоминания учащимися всех движений два упражнения объединяются в целое упражненеие на 8 счетов.

Исходное положение – строевая стойка.

2 – исходное положение

3 – поворот головы влево

4 – исходное положение

8 – исходное положение

2.Исходное положение – строевая стойка.

1- руки вперед на уровне груди, ладони внутрь

2- согнуть пальцы в кулак

3- большие пальцы прижать сверху

4- опустить руки к бедрам, исходное положение

5- руки в стороны, ладони вниз

6- согнуть пальцы в кулак

7- большие пальцы прижать сверху

8- опустить руки к бедрам, исходное положение

3. Исходное положение – строевая стойка.

1 –согнуть руки к груди, кисти в кулаки в упор

5 – правая согнутая рука вперед к груди, левая назад

Методические указания: согнутые руки одновременно к груди, кулаки в упор, обращены к груди, локти и кисти на одной прямой, руки назад, прямые, кисти в кулак, руку направлять вперед к груди на расстоянии ширины ладони и высоты ладони от пояса, руку назад выводить прямую, строго назад.

4.Исходное положение – строевая стойка

1 – поднять согнутую левую ногу вверх, согнутую правую руку к груди

3 – поднять согнутую правую ногу вверх, согнутую левую руку к груди

Методические указания: ногу поднимать на 15-20 см. стопу поднимать вверх, руками выполнять движения разноименно в такт шага без напряжения, ногу от бедра поднимать прямую, приставлять на всю стопу.

5.Исходное положение – строевая стойка

1 – подняться на носки вверх

2 – исходное положение

3 – носки потянуть на себя, стоять на пятках

4 – исходное положение

5 – левую стопу с носка повернуть влево, пятки вместе

6 – исходное положение

8 – исходное положение

Методические указания: туловище держать прямо, при повороте стопы туловище не разворачивать.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *