для чего служит антифриз
ЧТО ТАКОЕ АНТИФРИЗ И ЧЕМ ОН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТОСОЛА?
Наткнулся на интересную статейку, может кому пригодиться
ЧТО ТАКОЕ ТОСОЛ И АНТИФРИЗ?
Тосол — название антифриза, разработанного для автомобилей ВАЗ. Торговая марка «Тосол» не была зарегистрирована, поэтому ее применяют многие отечественные изготовители охлаждающих жидкостей. Название возникло так: первые 3 буквы взяли из названия отдела, где он был изготовлен: «Технология Органического Синтеза». А окончание «ол» пришло из химической промышленности и указывает на принадлежность продукции к спиртам.
В итоге появился ТОСОЛ, который предназначался для первых автомобилей ЖИГУЛЕЙ. Со временем название из аббревиатуры (ТОСОЛ) превратилось в нарицательное — так автолюбители стали называть любые охлаждающие жидкости. Не стоит поддаваться заблуждению, что для отечественных машин предназначен тосол, а для иномарок — антифриз. Тосол — это один из антифризов.
Антифризы — охлаждающие жидкости для системы охлаждения автомобиля, не замерзающие при низкой температуре. Состоят из двухатомного спирта — этиленгликоля (65%), воды (35%) и антикоррозионных присадок, которые химики называют ингибиторами — замедлителями коррозии. Изготовители дают им собственные имена («Тосол», «Лена») или указывают температуру их замерзания (ОЖ-40).
СОСТАВ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ
автомобильный антифриз
Основа — гликольно-водная смесь, от которой зависят: способность антифриза не замерзать при низких температурах, его удельная теплоемкость, вязкость и воздействие на резину. Наиболее распространены охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля. Но его водный раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (стали, чугуну, алюминию, меди, латуни, припою).
Поэтому в охлаждающую жидкость добавляют комплекс присадок: противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих.
В России охлаждающие жидкости нормируют основные показатели по ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие незамерзающие» на основе этиленгликоля: внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионные воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т.д. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет антифриза (синий или желтый) выбирает изготовитель.
Кроме общих стандартов, многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации, с дополнительными требованиями. Например, система нормативов концерна Volkswagen, которая нормирует антифризы по маркировке G11, G12, G12+, G12++ и G13. Многие химические компании и представители розничной торговли стали использовать их компактные названия для классификации охлаждающей жидкости.
СРОК СЛУЖБЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет — концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс антифриза прямо зависит от его качества и пробега автомобиля.
Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель. Обычно антифриз нужно менять раз в 2-3 года. На современных автомобилях срок замены антифриза может составлять более 5 лет или 250 000 км пробега. Например, Volkswagen придерживается такого графика замены антифриза, залитого в новую машину. А АвтоВАЗ указывает замену через 75 000 км пробега или 3 года, при использовании подобного антифриза. Далее перечислим признаки, когда охлаждающая жидкость стареет раньше, при этом:
образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительных отрицательных температурах (минус 10-15°С) в нем заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить при первой же возможности;
антифриз становится рыже-бурым. Значит, детали системы уже коррозируют. Такую охлаждающую жидкость нужно заменить немедленно, независимо от того, сколько она прослужила.
МОЖНО ЛИ СМЕШИВАТЬ АНТИФРИЗ РАЗНЫХ МАРОК?
Антифриза в системе охлаждения может стать меньше из-за испарения из него воды или при утечках (негерметичности системы). В первом случае нужно доливать дистиллированную, а если ее нет — прокипяченную (около 30 мин) воду. Во втором — охлаждающую жидкость той же марки.
Отечественные охлаждающие жидкости, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, смешивать допустимо. Однако если номера ТУ неодинаковы, антифризы часто несовместимы. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воды, а потом — заменить всю жидкость в системе.
А если цвет охлаждающей жидкости разный? Например, старая — желтого цвета, а вы собираетесь залить красный антифриз. Можно ли в данном случае смешивать антифризы разного цвета? Подробнее в данной статье.
ВЛИЯНИЕ АНТИФРИЗА НА ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ
Температура кипения антифриза — не менее 105°С. Это если охлаждающая жидкость соответствует всем стандартам и ГОСТам. Бывает, что производители пытаются сэкономить на продукции и вместо дорогого этиленгликоля добавляют более дешевый глицерин, который стоит «копейки». Однако антифриз на основе глицерина становится вязким, в результате мотор может перегреться.
Утечки некачественного антифриза приводят не только к перегреву двигателя, но и к пожару. Попади метанол, например, на раскаленный коллектор — и может произойти открытое горение.
Не всегда, добавление в состав глицерина говорит о некачественном антифризе. Например, компания Volkswagen при производстве охлаждающих жидкостей под маркировкой G13 добавляет небольшой процент (до 20% в концентрате) глицерина в состав. Делается это не ради экономия, а ради экологии. Ведь глицерин побочный продукт при производстве биодизеля, а значит его нужно куда-то девать — например, использовать в антифризе.
Советуем приобретать антифриз в фирменных точках продажи или через официальных поставщиков в интернет-магазинах. Один из способов оградить себя от неприятностей — приобретать только те товары, которые имеют хорошие отзывы, а производитель — положительную репутацию. Не стоит экономить на антифризе, ведь и в магазине может попасться некачественный товар.
7 признаков того, что необходимо менять антифриз
Несвоевременная замена антифриза может привести к нежелательным последствиям. Если периодически не заливать новую охлаждающую жидкость, то могут выйти из строя помпа, радиатор и другие важнейшие элементы двигателя. Каждый водитель должен знать срок службы тосола, который используется, и вовремя осуществлять его замену, чтобы обеспечить продолжительную эксплуатацию автомобиля.
Что такое антифриз и зачем его менять
Антифриз представляет собой незамерзающую жидкость, которая состоит из спирта, воды и пакета присадок. Наиболее часто в качестве основного вещества, позволяющего предотвратить образование льда в двигателе, применяется этиленгликоль. Также может с этой целью использоваться пропиленгликоль, также имеющий низкие значения температуры замерзания. Недостатком этиленгликоля является его крайняя степень токсичность. Учитывая тот факт, что спирт используется в разбавленном состоянии, а система охлаждения надежно отделена от салона автомобиля, негативных последствий от применения антифриза с использованием этого вещества можно избежать, конечно, если соблюдать правила техники безопасности.
Замена антифриза в машине необходима, ведь при длительной эксплуатации свойства ОЖ деградируют, что может привести к нежелательным последствиям. Изменяются, главным образом, свойства присадок, которые добавляются в незамерзайку. В результате полости водяной рубашки двигателя и радиатора подвергаются коррозии. Оторвавшийся от металлических стенок абразив способен закупорить узкие места системы охлаждения, что может привести к перегреву двигателя. Возможен также быстрый износ крыльчатки водяной помпы.
Зачем нужен антифриз в автомобиле
При отсутствии антифриза двигатель проработает в течение не более 20 минут, после чего произойдет заклинивание поршней в результате расширения металла от чрезмерного нагрева. Антифриз заполняет полости между цилиндром и стенками двигателя. Постоянная циркуляция ОЖ позволяет успешно отводить тепло от камеры сгорания. После прохождения через радиатор цикл повторяется вновь и таким образом, при исправной помпе и необходимом уровне, жидкости удается поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя внутреннего сгорания. Для контроля температуры охлаждающей жидкости, на автомобиле установлен датчик.
Обычную воду можно было бы также использовать с этой целью, но антифриз на основе этиленгликоля будет обладать следующими преимуществами:
В общем, эксплуатация машины невозможна без применения антифриза и периодическая его замена является обязательной.
Как часто менять антифриз в автомобиле
На интервал замены антифриза могут оказывать влияние многие факторы. Прежде всего, качество охлаждающей жидкости имеет первостепенное значение. Если была приобретена контрафактная продукция и залита в автомобиль, то замена ее должна быть осуществлена сразу после обнаружения факта приобретения подделки.
В остальных случаях необходимо смотреть на срок службы охлаждающей жидкости, который указывается производителем антифриза. Превышение этого показателя недопустима, а во многих случаях, охлаждающая жидкость может быть заменена ранее предельного срока эксплуатации. К таким ситуациям относятся постоянная эксплуатация машины на пределе мощностных возможностей, а также при добавлении воды, когда уровень антифриза снизился до предельных значений.
Срок замены антифриза
Средний срок службы антифриза составляет 3 года. Чтобы обеспечить сохранность двигателя в исправном состоянии следует постоянно придерживаться такой периодичности замены. Срок годности антифриза в процессе хранения составляет 5 лет, поэтому от покупки следует отказаться, если канистра с охлаждающей жидкостью пролежала на прилавке магазине более этого периода времени. Важно также убедиться в том, что емкость надежно закупорена. Антифриз сохраняет свои свойства при хранении только в герметичной таре.
Заменять антифриз следует каждый раз, когда по необходимости в двигатель была долита обычная вода вместо подходящей по характеристикам незамерзающей жидкости. Такая ситуация может иметь место, когда произошла утечка антифриза через неплотно прилегающие патрубки, а приобрести ОЖ не представляется возможным.
Когда нужно менять охлаждающую жидкость по рекомендациям производителей
Производители рекомендуют менять антифриз в системе охлаждения мотора ежегодно. Если прислушиваться к советам специалистов, то состояние внутренних деталей, омываемых охлаждающей жидкостью будет идеальным. На практике многие владельцы автомобиля дожидаются предельного срока эксплуатации ОЖ, который составляет 3 года.
Если автомобиль используется часто, то применять максимальный срок замены антифриза не рекомендуется. Уже после 60 000 км пробега может наблюдаться существенное снижение антикоррозионных свойств жидкости, что негативно отразится на чистоте внутренних полостей, которые могут заполняться продуктами разложения металла.
Почему антифриз меняет цвет
Если цвет антифриза изменился, то это указывает на необходимость его замены. Скорее всего, срок эксплуатации охлаждающей жидкости уже подошел к концу, но если ОЖ была залита недавно, то это говорит о ненадлежащем качестве продукта. Незначительно изменить цвет антифриз может в том случае, если его замена была осуществлена с нарушением сроков. То есть, охлаждающая жидкость, которая использовалась ранее, эксплуатировалась слишком долго, и на поверхности водяной рубашки двигателя и радиаторов образовался налет, который после замены был смыт новой ОЖ.
Если по ошибке для доливки антифриза использовалась жидкость с иными характеристиками и присадками, то в таком случае также может наблюдаться изменение цвета тосола. Если случайно была использован неподходящий продукт для восстановления уровня ОЖ, то потребуется осуществить полную замену охлаждающей жидкости.
Антифриз может изменить цвет в результате попадания моторного масла в систему охлаждения двигателя. Как правило, о наличии подобной проблемы можно узнать по скоплению эмульсии на крышке расширительного бачка.
При потемнении антифриза рекомендуется поменять жидкость с обязательной промывкой системы охлаждения. Если причина изменения цвета заключается в попадании в систему охлаждения моторного масла, то потребуется выполнить сложный ремонт двигателя.
Типы и отличия охлаждающих жидкостей
Антифризы делятся на различные типы. Всего отличительных категорий четыре:
Традиционные антифризы изготавливаются по неорганической технологии с добавлением большого количества присадок. Наличие добавок позволяет защитить металлические детали от воздействия жидкости. Благодаря наполнителям на поверхности внутренних деталей образуется надежная пленка, которая позволяет предохранить металл от окисления.
Гибридные охлаждающие жидкости представляют собой усовершенствованные традиционные антифризы, в которые добавляются карбоновые кислоты в качестве присадок. Охлаждающие жидкости этой категории обладают более выраженными защитными свойствами и устойчивостью к образованию кавитации.
В карбоксилатных антифризах используется в качестве основных добавок карбоксилаты, которые являются отличными ингибиторами коррозии. Благодаря предохранению металла от разрушения удается обеспечить практически полное отсутствие ржавчины в течение всего срока использования охлаждающих жидкостей этого типа.
Лобридные антифризы являются промежуточным звеном между гибридными и карбоксилатными охлаждающими жидкостями. В качестве присадок в таких ОЖ используются карбоксилаты, а также небольшое количество (не более 10%) неорганических компонентов. По эксплуатационным качествам лобридные антифризы немного превосходят карбоксилатные.
Выбрать карбоксилатный тосол или антифриз классического типа – решать каждому владельцу авто самостоятельно, но для нового автомобиля лучше применять более современные модернизированные охлаждающие жидкости.
Какие антифризы популярны в России и можно ли их смешивать
Перечисленные марки категорически запрещается смешивать. Для доливки следует использовать только оригинальную жидкость.
Нужно ли менять антифриз или достаточно его долить
Если уменьшение уровня антифриза произошло в результате испарения или вытекания из системы через неплотно прилегающие патрубки, то достаточно долить антифриз, чтобы продолжить эксплуатацию автомобиля в стандартном режиме. При продолжительной эксплуатации либо при смешивании различных марок охлаждающей жидкости, потребуется залить новую незамерзайку.
Что будет, если долго не менять антифриз
Если длительное время не менять антифриз, то со временем будет происходить деградация присадок, которые образуют защитную пленку на металлических деталях, омываемых охлаждающей жидкостью. Отделившиеся, в результате коррозии фрагменты, заполнят полости радиатора, уменьшая эффективность охлаждения. Кроме перегрева двигателя, при эксплуатации ОЖ с истекшим сроком годности, часто выходит из строя водяная помпа, несвоевременная замена которой может стать причиной потери приводного ремня.
Как определить, что антифриз исчерпал свой ресурс
Необходимость замены антифриза можно понять по сроку эксплуатации, который указывается производителем охлаждающей жидкости. Преждевременная заливка новой ОЖ также может потребоваться по многим причинам, поэтому важно знать основные признаки того, что антифриз исчерпал свой ресурс.
Признаки того, что антифриз в автомобиле нужно менять
Антифриз должен меняться при наличии следующих признаков:
Косвенными признаками могут также служить постоянный перегрев двигателя и выход из строя водяной помпы.
Когда нужно менять антифриз в двигателе
Антифриз в двигателе автомобиля следует менять, как только наступит момент, при котором дальнейшая эксплуатация охлаждающей жидкости может нанести вред работоспособности силовой установки. Вне зависимости от цвета ОЖ, типа двигателя, а также механическая или коробка автомат установлена на автомобиле, ее необходимо обновить при приближении к концу срока эксплуатации, указанного производителем.
Как часто нужно менять антифриз при перегревах двигателя
Если в результате закипания двигателя из системы охлаждения вытекло значительное количество антифриза, а для доливки использовалась обычная вода, то следует заменить залитую ранее охлаждающую жидкость при первой возможности. В остальных случаях достаточно добавить необходимое количество ОЖ и продолжить движение. Если перегревы происходят слишком часто, то следует установить причину повышенной температуры. Если охлаждающая жидкость уже давно не менялась либо был приобретен некачественный продукт, то, возможно, замена антифриза полностью разрешит проблему.
Двигатель не нагревается до рабочей температуры
Обратная ситуация, наблюдаемая при использовании некачественного антифриза, – двигатель не прогревается до необходимой температуры. Если другие очевидные причины отсутствуют, то для нормализации работы мотора потребуется заменить охлаждающую жидкость.
Как часто менять антифриз в машине при образовании коррозии
Если в расширительном бачке можно обнаружить следы коррозийного разрушения металла, то необходимо срочно заменить антифриз. Перед заливкой новой охлаждающей жидкости рекомендуется качественно промыть систему охлаждения специальными составами.
Зачем менять антифриз при образовании осадка
Осадок может забить узкие места в радиаторах охлаждения и отопления, что уменьшит соответственно эффективность процесса теплообмена двигателя и обогрева салона. Также наличие абразивных частиц будет существенно увеличивать износ внутренних полостей двигателя. Особенно сильно страдает крыльчатка водяной помпы, которая уменьшившись в размерах, значительно уменьшит интенсивность нагнетания охлаждающей жидкости, что будет приводить к частым перегревам двигателя.
Нужно ли менять антифриз при замене помпы
Если необходимость в установке новой помпы была вызвана не плохим состоянием антифриза, то замена ОЖ не требуется. В противном случае, потребуется слив охлаждающей жидкости в полном объеме и заливка нового тосола.
Замена антифриза в автомобиле
Замена антифриза в автомобиле может быть выполнена как на станции технического обслуживания, так и в гаражных условиях. Эта процедура не слишком сложна, поэтому замена охлаждающей жидкости может быть осуществлена самостоятельно. Порядок действий следующий:
Затем следует завести двигатель на 15 – 20 минут. После прогрева мотора следует проверить уровень охлаждающей жидкости и, при необходимости, долить ее до рекомендуемого уровня.
Промывка системы охлаждения двигателя
Если в системе охлаждения автомобиля находится значительное количество ржавчины либо меняется тип и класс тосола, то не обойтись без промывки. Для выполнения этой операции необходимо придерживаться следующего регламента работ:
Как правило, при наличии загрязнений в охлаждающей жидкости потребуется замена антифриза после промывки системы.
Вне зависимости от причины, при наличии которой появилась необходимость замены незамерзающей жидкости, терять драгоценное время и откладывать выполнение этой операции не стоит. Промедление может привести к очень нежелательным последствиям, устранение которых обойдется значительно дороже канистры новой ОЖ.
Все про антифриз.
В разговорах автолюбителей можно услышать вопросы: чем отличается зелёный антифриз от красного, какого цвета бывает антифриз, чем отличается от тосола и т. д.
В настоящее время антифризы (охлаждающие жидкости, тосолы) по составу антикоррозионных присадок делятся на лобридный, карбоксилатный, гибридный и традиционный типы.
в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества – силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации.
Традиционный антифриз считается морально устаревшим, и его не применяют при первой заливке автомобилей на заводах изготовителях, это связанно с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой (не более 2-х лет) срок службы, и не выдерживают высоких (более 108 °С) температур. Кроме того, силикаты в процессе эксплуатации покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения силикатным слоем, что ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения двигателя. К традиционным антифризам относится ТОСОЛ и его многочисленные модификации.
Антифриз зеленый G11 гибридный
содержит и органические, и неорганические ингибиторы (обычно силикаты или фосфаты). К гибридным антифризам по Volkswagen, относится антифриз зеленый G11. Срок службы таких антифризов 3 года.
Антифриз красный G12 карбоксилатный
содержит ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. Карбоксилатные ингибиторы не образуют защитного слоя на всей поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии с образованием защитных слоёв толщиной не более 0,1 микрона. Он имеет больший срок службы – 5 лет против 3-х лет у гибридного антифриза и 2-х лет у силикатного. Карбоксилатный антифриз также лучше защищает металлы от коррозии и кавитации, что обеспечивает оптимальное охлаждение двигателя. К карбоксилатным по Volkswagen относится антифриз красный G12.
Антифриз фиолетовый G12++ лобридный
содержит небольшое количество минеральных ингибиторов в сочетании с органической основой. Ингибиторы таких антифризов образуют сверхтонкую защитную плёнку на поверхности материалов системы охлаждения и расходуются только в случае возникновения очагов коррозии. Лобридные антифризы содержат в своём составе органические кислоты и силикаты. Силикаты расходуются на образование защитной антикоррозионной плёнки, а карбоновые составляющие защищают только те места, где может начаться коррозия. Принципиальным отличием данного антифриза от всех существующих является неограниченный срок службы, при условии заливки в новый двигатель. К лобридным антифризам по Volkswagen, относится антифриз фиолетовый G12 ++ ( плюс плюс )
Антифриз и свойства
Антифриз — это не просто охлаждающая жидкость, а продукт, обладающий разнообразными свойствами. Их необходимо учитывать при решение вопросов какой антифриз заливать лучше и какой хороший антифриз.
Антифриз и коррозия
Низкая температура замерзания антифриза достигается за счёт применения этиленгликоля в смеси с водой в разных пропорциях: Смесь этиленгликоля с водой очень корозионноактивная, более активнее чем просто вода, то есть если залить в радиатор чистую водно – этиленгликолевую смесь, то в системе охлаждения двигателя металлы начнут активно ржаветь (более активно чем с водой). А если учесть, что современные двигатели изготовлены из легкосплавных металлов, которые кородируют активнее простых металлов, то вопросу защиты от коррозии в антифризах уделяется не меньше внимания, чем температуре замерзания.
Антифриз и температура замерзания
Температура замерзания значительно ниже температуры замерзания воды, что позволяет обеспечить бесперебойную работу двигателя при низких температурах окружающего воздуха. Предотвращает повреждение деталей системы охлаждения (разрыв), вызванный расширением воды при её замерзании. Антифриз при замерзании образует кашеобразную массу, образование которой не повреждает детали двигателя, но и не позволяет двигателю нормально работать.
Антифриз и температура кипения
Обладает также и повышенной температурой кипения, что является дополнительным преимуществом при эксплуатации автомобиля при высоких температурах окружающего воздуха.
В антифриз добавляют красители, придающие ему тот или иной цвет. Цвет не имеет отношения к его эксплуатационным свойствам и является предметом договорённости между производителем антифризов и их продавцом. Часто один и тот же антифриз окрашивают в разные цвета для разных потребителей.
В России охлаждающая жидкость исторически, с Советских времён, получила название Тосол и голубой цвет, и имела всего одну разновидность. В отношении охлаждающей жидкости пришедшей из-за границы и называемой там антифризом, в России часто используется символика Volkswagen. Для обозначения типов по Volkswagen, их несколько, введены различные цвета: антифриз красный, зелёный, фиолетовый, лиловый.
Основной причиной изменения цвета на ярко – бурый или другие тёмные оттенки охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации автомобиля является ржавчина и накипь, появившиеся на элементах системы охлаждения. Зачастую это происходит из-за использования воды в качестве рабочей жидкости или из-за применения некачественного тосола или антифриза.
К примеру, если в двигатель, работающий длительное время на воде или на некачественной охлаждающей жидкости, без предварительной промывки системы охлаждения, залить свежий тосол или антифриз, то изменение цвета произойдет гарантировано. Другое дело, через какое время или сколько километров пробега произойдет изменение цветности. Это зависит от количества различных отложений (накипи, коррозии и т.д.) в рубашке охлаждения и состояния системы в целом.
После замены, свежая охлаждающая жидкость под действием специальных присадок (антикоррозионных, стабилизирующих, моющих и др.) присутствующих в ней, начинает очищать систему охлаждения, естественно изменяя и цвет тосола или антифриза.
Чем быстрее начал изменяться цвет жидкости, тем больше разного рода отложений присутствует в двигателе.
В данном случае дальнейшая эксплуатация автомобиля нежелательна, так – как может привести к поломке двигателя. Рекомендуется срочная замена охлаждающей жидкости.
Изменение цвета тосола или антифриза на соломенно – жёлтый либо его лёгкое обесцвечивание говорит о выработке красителя по сроку службы или в результате каких – то факторов, например, перегрева двигателя. Эксплуатация автомобиля допустима, но по возможности рекомендуется заменить охлаждающую жидкость.
Антифриз и кавитация
При «взрывах » горючей смеси в цилиндрах двигателя его блок, и головка блока передают антифризу (охлаждающей жидкости, тосолу) высокочастотные вибрации и он «вскипает» – у стенок постоянно образуются и схлопываются микропузырьки. Этот процесс называется кавитацией. «Бурлящий» антифриз разрушают защитный слой присадок, и кавитация на пару с коррозией начинают «грызть» металл. Тонкая плёнка карбоксилатных и лобридных антифризов в гораздо меньшей степени боится кавитации, нежели толстый слой отложений от присадок традиционных охлаждающих жидкостей и гибридных антифризов.
Антифриз и вспениваемость
Антифриз должен обладать малой вспениваемостью, при большой снижается коэффициент теплоотдачи, возникает вероятность образования воздушных и паровых пробок и как следствие возможен перегрев двигателя.
Антифриз и воздействие на резину
Антифриз или тосол должны обладать инертностью по отношению к резиновым и полимерным деталям системы охлаждения (быть не агрессивными к резиновым шлангам, уплотнителям и пластмассовым деталям системы охлаждения). Охлаждающие жидкости должны предохранять эти детали от высыхания, растрескивания, резина при взаимодействии с антифризом или тосолом должна немного набухать (в пределах допустимых в нормативной документации) и не в коем случае не усыхать.
На основе органических кислот, таких как хлорид натрия ( поваренная соль ) и хлорид кальция ( соляная кислота ). Моря и океаны не замерзают из за содержания в них соли. При добавлении в воду 25% обычной поваренной соли, то эта вода не будет замерзать при низкой температуре до минус 20 градусов по цельсию, при 30 процентном содержании соли в воде, она не замерзает и при минус 55°С, а приблизительно 20% соляной кислоты — до минус 35°С. Но при таких вариантах происходит коррозия металла — радиатор для использовании солевых растворов нужно делать из золота, серебра или металлов платиновой группы! Но радиатор как правило сделан из алюминиевых, медных и латунных сплавов и при постепенном испарении ( выкипании ) воды соль остается на стенках и вызывает коррозию, гораздо большую, чем растворённая в воде. При этом надо учитывать и то, что при повышении температуры, коррозионные свойства соли увеличиваются.
Подавляющее большинство автомобильных антифризов, выпускающихся в нашей стране, созданы на основе моноэтиленгликоля, существуют так же охлаждающие жидкости на основе диэтиленгликоля, триэтиленгликоля. Исключительно важным свойством этих жидкостей является их способность понижать температуру замерзания водных растворов. При разных соотношениях воды и этиленгликоля получается раствор с разной температурой замерзания от минус 0 до минус 65°С. Водные растворы этиленгликоля не расширяются при замерзании и не образуют сплошной твердой массы, в отличии от воды, а превращаются в кашицеобразную рыхлую массу, объем которой больше первоначального объёма равен нулю, по этому исключается разрыв радиатора. Чтобы разбавленный водой этиленгликоль стал охлаждающей и высококачественной автомобильной жидкостью, в него необходимо добавить еще более 10 присадок ( компонентов ), а то и больше, и отсутствие какого-либо из них или добавление не того компонента может не только существенно снизить качество антифриза, но и просто стать причиной гибели не только помпы, радиатора, но и основы автомобиля ( его сердце ) двигателя.
Все виды спиртов имеют низкую температуру замерзания, но не обладают свойством этиленгликоля понижать температуру водных растворов. В настоящее время применяются не для охлаждения двигателей внутреннего сгорания а, для пневмотормозов, стеклоочистительных жидкостей… Не разбавленный спирт имеет более низкую температуру замерзания, чем разбавленный водой. Спирты являются горючими жидкостями, по этому для охлаждения двигателей автомобилей не применяются!
Жидкость с низкой температурой замерзания можно получить на основе. Добиться более низкой температуры замерзания чем – 40 от глицерина не возможно. Жидкости на основе глицерина используются в основном в системах отопления, в следствие таких свойств как высокая вязкость при минусовых температурах, при использовании глицерина в системе охлаждения двигателя, происходит гораздо больший расход этой жидкости, чем жидкостей на основе этиленгликоля.
Антифриз для систем отопления
Более правильно такой антифриз называется теплоносителем. Нельзя применять автомобильные охлаждающие жидкости для систем отопления в следствии токсичности основы современных антифризов – этиленгликоле.
Антифриз для отопительных систем как правило изготовлен на основе пропиленгликоля или глицерина, которые экологически и токсически безопасны, эти органические вещества применяются в пищевых продуктах, фармацевтических и косметических препаратах. Пропиленгликоль и глицирин так же применяются в системах охлаждения различных производств, включая пищевые, в системах кондиционирования помещений.
Относительно этиленгликоля, пропиленгликоль имеет гораздо более высокую стоимость.
Стоимость глицерина гораздо ниже стоимости этиленгликоля и пропиленгликоля, хотя обладает теми же свойствами что и пропиленгликоль.
Существуют две основные нормы соответствия антифризов ASTM для автомобилей ( основа этиленгликоль ) и SAE ( основа пропиленгликоль ). Обе нормы относятся к стандартам Соединённых Штатов ( США ). Но это общепринятые стандарты. У Англии этот стандарт отличается от американского, и имеет название BS, у Италии стандарт отличается от предыдущих, и имеет название CUNA, у Австралии стандарт ONORM, у Франции стандарт AFNOR и так далее. Каждая страна имеет свои стандарты, так и Россия имеет стандарт ГОСТ. Эти стандарты написаны с учётом климата своего государства, но поставщики мирового масштаба должны учитывать особенности климата и других государств, и особенности автомобилей других марок и тонкостей их систем охлаждения.


