для чего служит балласт
Значение слова «балласт»
1. Специальный груз для обеспечения правильной осадки и остойчивости корабля, а также для регулирования высоты полета аэростата.
3. Ж.-д. Употребляемые на постройку верхней части железнодорожного полотна щебень, гравий или песок, на которые укладываются шпалы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
улучшение балансирных качеств (то есть посадки объекта включая крен и дифферент, остойчивости или устойчивости путём смещения центра тяжести объекта в нужном направлении);
достижение определённого положения в равновесии силы притяжения силы отрыва от поверхности (то есть силы подъёма в воздух, силы плавучести или выталкивающей из воды силы);
утяжеление предмета с целью уменьшения вибрации или уменьшения влияния на предмет внешних факторов (погоды в том числе).
Хорошим примером может служить игрушка неваляшка — все три пункта выполняются, а в качестве балласта используется грузило.
БАЛЛА’СТ [ала], а, мн. нет, м. [англ. ballast]. 1. Груз, обеспечивающий равновесие и посадку судна (мор.). || Мешки с песком для регулирования высоты полета аэростата. || перен. Лишний, бесполезно обременяющий груз (книжн.). Б. ненужных знаний. Исключен из партии как б. 2. Щебень или песок, употр. на постройку верхней части ж.-д. полотна для укрепления шпал (ж.-д.). Платформы, груженые балластом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
балла́ст
1. груз, служащий для улучшения ходовых качеств судна, регулировки глубины погружения подводной лодки либо высоты полёта летательного аппарата легче воздуха ◆ Тогда командир вызвал на мостик инженера-механика лодки Якова Спиридоновича Коваленко и приказал продуть главный балласт, привести лодку в крейсерское положение. Крон Александр, «Капитан дальнего плавания», 1983 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. то же, что обуза; то, что отягощает, не принося пользы ◆ А потом рукопись, в которую вложено столько уменья, находок, воли и таланта, валяется в домашних столах как лишний балласт, перекашивая весь ход жизни автора. Герштейн Эмма, «Лишняя любовь», 1985-2002 г. (цитата из НКРЯ)
3. ж.-д. сыпучий материал для сооружения рельсовых путей
Балласт железнодорожный
На поверхности земляного полотна железнодорожный балласт укладывается в виде слоя определенного поперечного сечения. Толщина балластного слоя (расстояние от подошвы шпалы до поверхности земляного полотна под рельсами) д. б. тем больше, чем хуже качество балласта и чем менее устойчив грунт земляного полотна. Распределение давления в балласте от подошвы нагруженной шпалы можно представить себе в форме расходящейся книзу трапеции. На известной глубине линии распространения давления в балласте от смежных шпал будут пересекаться, причем отдельные зоны давлений сольются между собой вдоль пути (фиг. 1).
в балласте будет наблюдаться единичное давление р, равное наибольшему давлению под шпалой, наряду с тем будут еще встречаться участки совершенно незагруженные. Ниже этого сечения наибольшее единичное давление постепенно убывает, пока на глубине
нe достигнет одинаковой вдоль пути величины = bр/a. Угол распространения давлений в балластном слое β зависит как от качества балласта (щебень, песок), так и от состояния его (сухой, влажный, мокрый). Чем этот угол меньше, тем полное выравнивание давлений в балласте будет получаться на меньшей глубине. Если принять ширину шпал b = 26 см, расстояние между осями смежных шпал а = 60 см и угол β = 60°, то получим: h= 22 см и H= 52 см.
Это означает, что на глубине под подошвой шпал до 22 см в балласте будут встречаться зоны с максимальным единичным давлением, равным непосредственному давлению подошвы шпал, а полное выравнивание в слое получится на 52 см ниже подошвы: величина выравненного давления будет равна 26∙100/60 = 43% от максимального. Для вновь строящихся линий нормальной колеи (1524 мм) в отношении балластного слоя установлены следующие нормы: высоту балластного слоя (расстояние от поверхности земляного полотна до верха шпал под рельсами) на перегонах надлежит делать в зависимости от рода балласта и рода грунта земляного полотна, согласно данным приводимой таблицы:
Если вследствие неравномерной передачи давлений в балласте поверхность полотна под шпалами вдавится в грунт, то в образовавшихся углублениях начнет застаиваться поверхностная, а где имеется, и грунтовая вода. Застой воды будет разжижать грунт на поверхности полотна и способствовать дальнейшему быстрому росту вдавливания балласта под шпалами. В результате таких вдавливаний балласта поверхность земляного полотна совершенно утратит свои очертания как в продольном, так и в поперечном направлениях. На фиг. 2 показаны продольный по середине пути и поперечный разрезы поверхности земляного полотна с образовавшимися в нем углублениями балласта.
Если представить себе вид сверху каждого отдельного такого углубления, то оно будет по форме напоминать корыто, почему такое состояние поверхности земляного полотна носит название балластных корыт. При неблагоприятных условиях глубина балластных корыт может достигать свыше 1 м. Балластные корыта являются весьма серьезным препятствием для исправного содержания пути и земляного полотна, и необходимо принимать меры к своевременному устранению их. Наилучшей предохранительной мерой против образования корыт является применение на мягких глинистых грунтах полотна полного слоя балласта высоких качеств в начале укладки пути.
Что такое балласт
Содержание статьи
Балласт в технике
В технике балласт — это груз, который обеспечивает посадку судна и его равновесие. Техника – сфера обширная и включает в себя самолетостроение, судостроение и другие области. Поэтому существует несколько видов балласта.
Мертвым называется балласт, заранее заложенный и прикрепленный к корпусу какой-либо техники. Он связан с утяжелением технического средства. Процесс создания мертвого балласта имеет место при постройке, поэтому его сложно утяжелить в дальнейшем или это невозможно сделать вообще. Мертвый балласт служит средством защиты от человеческого фактора, то есть человек не способен создать аварию путем удаления балласта. Такой балласт — это все, что не создает производственную необходимость и прочность для конструкции. Например, к этому относится утяжеление нижней части конструкции бетоном.
Твердым называется балласт из металла, камней, песка и так далее, то есть он не является газом или жидкостью. Сегодня его применение имеет место на маленьких плавучих средствах и наземном транспорте.
Жидкий балласт — это забортная вода, а также вода, которая погружена с берега или причала. Для этого на плавучих средствах устанавливаются балластные танки.
На подводных плавучих средствах балластом называется дополнительный груз, который предназначен для смещения центра тяжести и улучшения устойчивости. Сегодня таким балластом служит забортная вода, которая заполняет балластные цистерны. Кроме того, балласт в этом случае помогает сбалансировать силы тяжести и силы плавучести.
Балласт в водолазном деле — это груз, который помогает увеличить силу тяжести путем утяжеления объекта погружения. Таким образом можно уменьшить плавучесть.
Аварийные ситуации
В аварийной ситуации к балласту, кроме всего прочего, можно отнести субстанции и предметы, которые отвечают некоторым условиям. То есть балластом может служить все, что нельзя отнести к средствам жизнедеятельности людей и объекта и к средствам первой необходимости в аварии. Также балластом считается то, что позволяет исправить аварийную ситуацию с помощью уменьшения веса и улучшения балансирных качеств.
Жаргонное слово
Балласт (путевое хозяйство)
Балласт (голл. ballast) — минеральный сыпучий материал для верхней части строения пути (балластной призмы) в железнодорожном путевом хозяйстве.
Содержание
Общее описание
Балласт заполняет пространство между нижней постелью шпал или других рельсовых опор и основной площадкой земляного полотна, а также за торцами шпал, в шпальных ящиках. На железных дорогах общего пользования с грунтовым земляным полотном (более 99% протяжения пути) верхнее строение пути с балластным слоем является единственной конструкцией, применяемой как по техническим, так и экономическим показателям. Балласт — один из важнейших элементов верхнего строения железнодорожного пути. Он обеспечивает вертикальную и горизонтальную устойчивость пути под воздействием поездных нагрузок и изменяющихся температур. От конструкции и качества балластного слоя зависят общее состояние железнодорожного пути, уровень допускаемых скоростей движения поездов, сроки службы всех элементов верхнего строения пути (рельсов, скреплений, шпал), затраты на текущее содержание пути и вся система его ремонтов.
Требования
Балластный слой должен:
Балластные материалы
К балластным материалам предъявляются различные, порой противоречивые требования:
К балластным материалам относятся:
Механизация работ
При проведении путевых работ по строительству, ремонту и текущему содержанию железнодорожного пути применяются следующие путевые машины:
БАЛЛАСТ
Найдено 4 изображения:
балласт 1. м. 1) а) Груз, помещаемый на днище корабля или аэростата для обеспечения необходимых мореходных качеств судна или для регулирования высоты полета аэростата. б) перен. То, что является лишним, ненужным, обременяющим кого-л., что-л. 2) Сыпучий материал (щебень, гравий, песок и т.п.), используемый для укрепления шпал при постройке верхней части железнодорожного полотна. 2. м. разг. Бесполезный человек.
балласт
м.
1. ballast (тж. ж.-д.); (перен.) lumber
2. (ненужное, лишнее) worthless stuff
3.6 балласт: ТС, включаемое между электрической сетью и одной или несколькими разрядными лампами, предназначенное (в основном) для ограничения тока ламп(ы) до требуемого значения. ТС может также содержать средства для преобразования напряжения и/или частоты питания, коррекции коэффициента мощности и создания самостоятельно или в совокупности со стартером условий, необходимых для зажигания ламп(ы).
Груз, прикрепленный на ходовую раму или портал для обеспечения устойчивости крана
Грузы, служащие для пригрузки свободно установленных лебедок, консолей для подвешивания люлек, предохранительных канатов и т.п.
Груз для увеличения вертикальной нагрузки, действующей на подвеску
Смотри также родственные термины:
86 балласт водолазного колокола: Грузы, предназначенные для придания водолазному колоколу отрицательной плавучести, остойчивости и удерживания у объекта работ.
Груз, принимаемый в отсеки дока с целью изменения его посадки
Элемент крана, закрепленный на неповоротной части крана для обеспечения его устойчивости и создания требуемого усилия сцепления ходовых колес











