для чего служит ограничитель грузоподъемности
Ограничитель грузоподъемности для мостовых кранов

Необходимость установки ограничителя грузоподъемности
Установка ограничителя грузоподъемности исключает вероятность возникновения аварий и серьезных поломок мостового крана, например, таких как:
Соответствующее устройство – залог создания безопасных условий труда для сотрудников предприятия. Кроме этого, предотвращая поломку, вы избавляете себя от лишних затрат. На восстановление работоспособности мостового крана требуются немалые суммы.
Особенности ограничителя грузоподъемности и принцип его работы

Ограничитель грузоподъемности, устанавливаемый на мостовой кран, создает эффективную систему безопасности. Причем его конструкция максимально адаптирована под работу подъемного механизма и не требует никаких доработок в опорах и лебедках.
Контроль работоспособности ограничителя грузоподъемности
Ограничитель грузоподъемности необходимо проверять на работоспособность. Периодичность зависит от сроков, указанных заводом-изготовителем. Проверка осуществляется путем подъема контрольного груза. Заведомо зная, что подается повышенная нагрузка, вы должны ожидать, что произойдет блокировка работы крана. Если этого не случилось, значит нужно ограничитель грузоподъемности отдать на диагностику с последующим ремонтом.
Поделитесь ссылкой со своими друзьями:
При строительстве Курской АЭС-2 задействуют уникальный кран
В распоряжение строителей, которые заняты на возведении Курской АЭС-2, поступил уникальный подъемный кран. Ранее машина уже использовалась при строительстве Нововоронежской АЭС.
Новый кран-тяжеловес LTM 1450-8.1 от Liebherr
Мобильный кран-тяжеловес LTM 1450-8.1, который компания Liebherr представит в 2018 году, обладает максимальной грузоподъемностью 450 тонн и выносом усиленной телескопической стрелы на 85 метров.
Предпринимателю дали 90 дней на устранение нарушений эксплуатации крана
За нарушения техники эксплуатации самоходного крана Ростехнадзор через суд добился его «заморозки» на 90 суток. Невыполнение предпринимателем решения суда грозит получением штрафа.
Общие принципы работы машинных лебедок
Механические устройства применялись для более эффективного перемещения грузов еще нашими далекими предками. Сегодня без их использования сложно представить многие современные процессы.
Требования к козловым электрическим кранам
Козловые краны используют на строительных и промышленных объектах для транспортировки грузов на высоту. К ним предъявляют ряд требований, описанных в ГОСТ 27584-88.
Разновидности лебедок и их назначение
Специальное предложение
Балтийский крановый завод
Проектирование, производство, доставка, монтаж
6.4 Ограничители грузоподъемности
Ограничители грузоподъемности (ограничители грузового момента) предназначаются для предупреждения падения (опрокидывания) стреловых, башенных и пор¬тальных кранов. Они автоматически отключают механизм подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает предельное для данного вылета значение более чем па 10%, а у портальных кранов более чем на 15%. Некоторое увеличение перегрузки для портальных кранов обусловлено большей их устойчивостью по сравнению с другими кранами и обычно хорошим состоянием крановых путей. Отключение механизмов поворота и передвижения при срабатывании ограничителя грузоподъемности не обязательно. Ограничитель также должен действовать, если при опускании стрелы с грузом вылет будет увеличен до положения, при котором масса груза превышает допустимую нагрузку.
Для стреловых кранов, имеющих две и более грузовых характеристики, применяется ограничитель грузового момента, имеющий устройство для переключения его в соответствии с выбранной для работы крана характеристикой (работа на выносных опорах или без них, работа с основной или удлиненной стрелой и т. п.).
После действия ограничителя грузового момента должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов с целью уменьшения грузового момента.
Краны мостового типа должны оборудоваться ограничителем грузоподъемности, когда по технологии производства не исключена их перегрузка (ст. 172 Правил по кранам), которая может повлечь обрыв канатов, крюков, поломку деталей механизма подъема, образование трещин в металлоконструкциях и полное разрушение крана.
Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25% (ст. 172 Правил по кранам). При регулировке ограничителей у таких кранов на меньшую величину нагрузки они оказывались неработоспособными по причине частных ложных срабатываний, вызванных динамическими усилиями при подъеме груза.
Необходимость поставки крана мостового типа, оборудованного ограничителем грузоподъемности, должна быть указана в заказе па кран.
Различают ограничители массы, срабатывающие при подъеме груза предельной массы (они применяются на кранах мостового типа, а также стреловых кранах с постоянной грузоподъемностью на всех вылетах стрелы) и ограничители грузового момента, срабатывающие в случае возрастания опрокидывающего момента до предельной величины (они устанавливаются па кранах, грузоподъемность которых меняется в зависимости от вылета стрелы).
Существуют автоматические ограничители грузоподъемности двух основных классов: устройства, включающие электрические элементы для преобразования обработки механических величин, и устройства, не содержащие в своих функциональных узлах электрических элементов. К первому классу приборов относятся электромеханические ограничители различных типов, ко второму — механические, гидравлические и комбинированные (механогидравлические) ограничители.
К наиболее распространенным относятся ограничители грузового момента электромеханического типа. Они в принципе пригодны для установки на кранах любого типа независимо от рода двигателя (электрического, внутреннего сгорания, парового), используемого для привода механизмов. Прибор ОГП-1 данного типа разработан ВНИИстроидормашем и серийно выпускается несколькими приборостроительными заводами. Он состоит из трех узлов: датчика усилий, датчика угла наклона стрелы (корректирующего устройства) и релейного блока с панелью сигнализации.
Рис. 6. 6. Принципиальная электрическая схема ограничителя ОГП-1:
1 — датчик усилий; 2 — датчик угла; 3— катушка реле
В ограничителе используется принцип сравнения электрических сигналов, подаваемых датчиком усилий и датчиком угла наклона стрелы. Прибор срабатывает при разности электрических сигналов, равной нулю, что соответствует максимально допустимой нагрузке на крюк для данного вылета стрелы.
В качестве преобразователей величины нагрузки и угла поворота стрелы в электрические сигналы используются потенциометры, соединенные по схеме моста сопротивлений (рис. 6. 6), в одну из диагоналей которого включен источник постоянного тока, а в другую — обмотка поляризованного реле.
На стреловых самоходных кранах датчик усилий (Дус) обычно устанавливается между растяжками, соединяющими головку стрелы с подвижной обоймой полиспаста. На башенных крапах он может быть расположен иначе. Вместо обычно применяемых в датчиках спиральных пружин здесь используется кольцевая пружина (динамометрическое кольцо), которая включается в систему стрелоподъемных канатов с помощью тяг. Динамометрическое кольцо соединяется с передаточным механизмом спиральной пружиной.
Механизм преобразует линейное перемещение тяг в угловое и через пружинную муфту вращает ось потенциометра. При нагрузке на кран угол (3, образуемый растяжками стрелы (рис. 6. 7), увеличивается, динамометрическое кольцо деформируется и вызывает перемещение движка потенциометра. Таким образом, линейное перемещение кольца преобразуется в электрический сигнал. Динамометрическое кольцо рассчитано на номинальное усилие, создаваемое предельной массой груза, и имеет рабочую деформацию 2 мм.
Датчик угла поворота стрелы (Дуг) устанавливается на кране соосно с осью поворота стрелы и связывается в этой осью поводком. При подъеме или опускании стрелы вращение от поводка передается на фланец датчика, валик и кулачок. От кулачка движение передается на рычаг токосьемника с контактными ламелями, которые перемещаются по обмотке потенциометра. Релейный блок, размещаемый в кабине крановщика, подает с выдержкой в 2 —3 с команду в цепь управления краном при балансе моста.
ОГП-1 серийно изготовляется Кишиневским заводом «Электроприбор» и другими заводами.
Рисунок 6. 7. Установка ограничителя на кране:
1 — датчик усилий; 2 — датчик угла поворота; 3 — блок управления
Рисунок 6.8. Ограничитель грузоподъемности крана MK A-10M:
а — установка прибора на кране; б—гидравлическая схема прибора;
1— укосина; 2— головка блоков; 3—стреловой канат; 4 — грузовой канат; 5—оттяжки; 6 — рычаг; 7 — гидроцилиндр тормоза стреловой лебедки; 8 — гидроцилиндр педали муфты сцепления: 9— тяга; 10 — регулировочный винт; 11 — эксцентриковый вал; 12 — гидроцилиндр; 13 — груз; 14 — гидравлический золотник; 15 — связь; 16 — блокировочный гидравлический золотинк; 17 — гидравлический кран управления
В процессе эксплуатации ОГП-1 на стреловых кранах различных марок выявился ряд серьезных конструктивных и эксплуатационных недостатков, основными из которых являются:
ВНИИстройдормашем ведется подготовительная работа к замене серийного выпуска ОГП-1 ограничителем ОГБ-2, в котором применены датчики с бесконтактными преобразователями и прочими бесконтактными элементами. Бесконтактные ограничители могут быть двух основных видов: построенные на принципе сравнения (аналогично принципу ОГП-1) и вычисляющие опрокидывающий момент.
Отделом автоматики и телемеханики ЦНИИОМТП при участии треста «Оргтехстрой» Главзапстроя Министерства строительства СССР и ЦКБ Главстроймеханизации Милмонтажспецстроя СССР разработано бесконтактное устройство защиты кранов от опрокидывания. Устройство относится ко второй группе бесконтактных ограничителей грузоподьемности, вычисляющих опрокидывающий момент. Оно представляет собой счетно-решающее устройство, непрерывно обрабатывающее информацию, поступающую от датчиков усилия и вылета стрелы (в случае необходимости — от датчиков ветровой нагрузки и уклона подкранового пути), и определяет действующую величину опрокидывающего момента. При достижении опрокидывающим моментом опасного, заранее установленного значения срабатывают исполнительные органы устройства, отключающие механизмы крана.
На рис. 6. 8 приведена конструкция односигнального ограничителя грузоподъемности автомобильного крана МКА-10М, датчиком усилия которого служит оттяжка головок блоков. Этот ограничитель является базовой моделью для унифицированного ряда легких стреловых монтажных кранов с дизель-механическим приводом механизмов на гусеничном, пневмоколесном и автомобильном ходу моделей: МКГ-6, 3, МКА-6, 3, МКГ-10А, МКП-10, МКА-10М, МКГ-16М, МКП-16, МКА-16.
Книга: Башенные краны
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
§ 54. Ограничители грузоподъемности
Для защиты кранов от перегрузки при подъеме груза, превышающего допустимый для данного вылета, используют электромеханические ограничители грузоподъемности ОГП-1.
Структурная схема ограничителя дана на рис. 105, а на рис. 106 показана установка датчиков ограничителя на кране КБ-401А.
Рис. 105. Структурная схема ограничителя грузоподъемности ОГП-1
Рис. 106. Установка датчиков ограничителя ОГП-1 на кране КБ-401А: А- усилия, б — угла; 1 — датчик усилия, 2 — расчал стрелы, 3, 5 — контргайки, 4 — стяжная гайка, 6 — кронштейн, 7—рычаг, 8— стрела крана, S —датчик угла, 10 — палец, 11 — кондукторный фланец
Датчик усилия (рис. 106, а) является динамометром, преобразующим посредством рычажной системы и потенциометра усилие динамометрического кольца в пропорциональный электрический сигнал. Датчик усилия 1 установлен в стреловом расчале 2 у оголовка стрелы. Необходимое соотношение между усилием в стреловом расчале и усилием, действующим на датчик, устанавливается с помощью регулировочной стяжной гайки 4, фиксируемой контргайками 3 и 5. Датчик усилия помещен в металлическом корпусе водозащищенного исполнения.
Датчик угла (рис. 106, б) является потенциометром, преобразующим посредством кулачка, рычажной системы и ползуна угол подъема стрелы в пропорциональный электрический сигнал. Датчик угла установлен на кронштейне 6 башни соосно с корневым шарниром стрелы 8. Датчик приводится в действие с помощью рычага 7 и пальца 10, приваренного к металлоконструкции стрелы. Необходимый рабочий участок кулачка фиксируется установкой в соответствующее отверстие болта, закрепляющего рычаг 7 на кондукторном фланце 11. Датчик угла помещен в металлическом корпусе водозащищенного исполнения.
Релейный блок предназначен для сравнения электрического сигнала от датчика усилия с сигналом от датчика угла и выдачи соответствующих команд приборам панели сигнализации и исполнительным органам крана. На передней панели блока расположены переключатель характеристик, предохранитель и тумблер. Внутри релейного блока размещены реле, конденсаторы, постоянные резисторы и настроечные потенциометры.
Панель сигнализации является индикаторным устройством, позволяющим наблюдать по шкале миллиамперметра степень загрузки крана, а по сигнальным лампам — включенное состояние исполнительного устройства.
Релейный блок и панель сигнализации помещены в ящиках закрытого исполнения и установлены в кабине управления.
Работа ограничителе ОГП-1 основана на сравнении электрического сигнала датчика усилия, пропорционального усилию в стреловом расчале, с величиной электрического сигнала, задаваемого датчиком угла и определяющего допустимую величину усилия. Ограничитель рассматриваемой модификации имеет шесть различных характеристик, переключаемых в зависимости от ветрового района и высоты крана. Характеристики устанавливаются с помощью переключателя на релейном блоке и кондукторного фланца на датчике угла. При переключении характеристик следует строго соблюдать последовательность работ, величины высот и ветровых нагрузок, приведенные в Инструкции по монтажу и эксплуатации крана, на котором ограничитель установлен. Электрическая схема ограничителя грузоподъемности ОГП-1 приведена на рис. 107.
Рис. 107. Принципиальная электрическая схема ограничителя грузоподъемности ОГП-1
Ограничитель ОГП-1 питается постоянным током напряжением 12 В от блока питания, для чего включают тумблер S1 на релейном блоке. При отсутствии груза на крюке или при работе с допустимым по массе грузом поляризованное реле нагрузки КР, включенное в диагональ моста, находится под током и его замыкающий контакт закрыт. На реле К.1 подано питание. Реле К2 обесточено, так как контакт К1 в цепи его катушки разомкнут. На реле КЗ подано питание, и его замыкающий контакт закрыт, что обеспечивает нормальную работу цепи управления крана. На панели сигнализации горит зеленая лампа Н2.
При перегрузке крана, вызванной подъемом груза, превышающего грузоподъемность крана, или опусканием стрелы с грузом, превысившим грузоподъемность на данном вылете, появление недопустимого усилия в датчике усилия сопровождается изменением сопротивления потенциометра R1 и обесточиванием реле КР- Замыкающий контакт КР открывается и отключает реле 1
Ограничитель грузоподъёмности – основные функции и сфера применения
Ограничитель грузоподъемности (аббревиатура ОГП) ─ предохранительное устройство. Его основная задача заключается в автоматическом отключении механизма подъёма и вылета стрелы крана в случае превышения массы груза, отмеченной в техническом паспорте. Данный прибор позволяет предотвратить опрокидывание техники. А также выход из рабочего строя её отдельных конструктивных элементов из-за подъёма материалов, вес которых превышает установленные нормы, и, соответственно, возникновение аварийной ситуации. Согласно требованиям действующего стандарта безопасности, в частности, Постановления №98 Госгортехнадзора РФ от 31.12.1999 года, таким устройством должен оснащаться любой стрелковый и мостовой краны. Обратите внимание: номинальная грузоподъёмность техники указана в техническом паспорте (руководстве по эксплуатации).
Конструктивные особенности
Ограничитель грузоподъёмности представляет собой устройство, состоящее из релейного блока, датчиков преобразователей усилия (сокращённо ДУС) и угла (аббревиатура ДУГ). Первый монтируется в стреловом расчале или грузовом полиспасте (для мостовых/козловых кранов). Он измеряет параметры, возникающие при перемещении материалов в вертикальном направлении. ДУГ устанавливается на кране и поводком соединяется со стрелой. Он имеет другую задачу ─ задаёт максимально возможные усилия с учётом вылета стрелы в горизонтальной плоскости. Если происходит перегрузка, релейный блок срабатывает и отключает цепи, обеспечивающие электрическое снабжение приводов техники. Также в конструкции ОГП выделяют панель сигнализации. Это индикаторное устройство позволяет крановщику наблюдать за степенью нагрузки крана по шкале прибора и визуально контролировать работу механизма. Сигнальные лампы дают возможность определить, сработало ли предохранительное устройство.
Блок питания ограничителя устанавливается в кабине оператора. Основные типы предохранительного механизма:
Использование предохранительного устройства позволяет не только исключить вероятность возникновения аварийной ситуации, но и обеспечить высокий уровень безопасности обслуживающего персонала.
Назначение и функциональные возможности
Прежде чем заказать и установить прибор, следует выяснить, какие функции выполняет и для каких механизмов он применяется. Итак, предохранительное устройство используется для:
Ограничители грузоподъёмности семейства «ОГП» ─ функциональное устройство электромеханического типа, применяемое в большинстве случаев на автомобильных и стационарных стреловых кранах. Не меньшей популярностью на рынке пользуются устройства типа ОГШ. Их устанавливают на полноповоротные стреловые или, другими словами, портальные краны, оснащённые одной или двумя лебедками, и технику мостового типа. Приборы семейства ОГШ производятся с регистрирующим блоком и без него. И первые, и вторые могут осуществлять фиксацию массы груза, индикацию времени, формирование блокировочного сигнала. Преимущество устройства с регистрирующим блоком ─ способность накапливать и хранить информацию о работе механизма.
Обратите внимание на следующие товары:
Основная задача ограничителя мостового крана – предотвращение разрушения силовых элементов (обрыв канатов и крюков, выход из рабочего строя подъёмного механизма и пр.), появления микротрещин в металлоконструкциях из-за существенного превышения допустимой нагрузки. Назначение и устройство указанного прибора для свободностоящей техники стрелового типа другое. Основная задача ─ защита конструкции от перегрузок и опрокидывания. При подъёме какого груза срабатывает предохранительное устройство? Прибор не должен допускать превышения нагрузки на кран мостового типа более чем на 25%. Это требование прописано в правилах Госгортехнадзора. Кроме того, предохранительный прибор должен срабатывать в том случае, когда грузовой момент превышает допустимую номинальную нагрузку более чем на 10% для стреловых, и более чем на 15% ─ для полноповоротных кранов, поворотная часть которых установлена на портале.
Техническое освидетельствование
Проверка ограничителя подъёма грузов ─ комплекс мер, позволяющих установить степень исправности действия прибора. Техническое освидетельствование его работоспособности проводится двумя методами:
Периодичность и способы проверки ОГП указаны в руководстве по эксплуатации спецтехники или прибора заводом-производителем. При отсутствии документов на технику термины проведения калибровки определяются её владельцем. Результаты технического освидетельствования в обязательном порядке должны заноситься в техпаспорт или вахтенный журнал. Проверка работоспособности прибора проводится в присутствии лица, ответственного за безопасное выполнение работ по перемещению грузов спецтехникой.
Для чего служит ограничитель грузоподъемности
Какими приборами безопасности должны быть оснащены грузоподъемные краны?
Для обеспечения безопасной работы грузоподъемные краны должны быть оснащены следующими приборами безопасности: ограничителем грузоподъемности, указателем грузоподъемности, ограничителем подъема крюка, ограничителем вылета (вылета стрелы), указателем наклона крана, сигнализатором АСОН, сигнализатором СКМ-3, сигнализатором запретной зоны работы крана, анемометром, концевыми выключателями и звуковым сигналом.
Что называется ограничителем грузоподъемности?
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Ограничителем грузоподъемности называется предохранительное устройство, автоматически отключающее привод механизма подъема груза в случае превышения допустимой грузоподъемности крана. Ограничители грузоподъемности каких типов применяются на стреловых грузоподъемных кранах?
На стреловых грузоподъемных кранах применяются ограничители грузоподъемности типа ОГП-1, ОГБ-2, специальные и механические, состоящие из корпуса, эксцентрикового вала, смонтированного на подшипниках в корпусе, двуплечного рычага с регулировочным болтом, конечного выключателя, механизма надстройки ограничителя и пружины, являющейся основным органом прибора, так как она уравновешивает усилие в подвеске, возникающее при подъеме допускаемых грузов.
При подъеме же грузов, масса которых превышает допустимые нормы, усилие в подвеске крюка возрастает, вследствие чего усилие, развиваемое пружиной,- преодолевается с помощью шарнирно-рычажной системы и концевого выключателя, и механизм подъема груза крана отключается.
Из каких частей состоит универсальный электромеханический ограничитель грузоподъемности ОГП-1?
Универсальный электромеханический ограничитель грузоподъемности ОГП-1 состоит из двух датчиков, релейного блока и панели сигнализации с сигнальными лампами и миллиамперметром.
Один датчик измеряет усилие, возникающее при подъеме груза, и называется датчиком усилия (ДУС). Другой датчик задает предельно допустимые величины этих усилий в зависимости от вылета стрелы и называется датчиком угла (ДУГ).
Где устанавливают датчик усилия (ДУС) и датчик угла (ДУГ)?
Датчик усилия (ДУС) обычно устанавливают в стреловом расчале у оголовка стрелы. Он является динамометром, преобразующим с помощью рычагов и потенциометра усилие динамометрического кольца в пропорциональный электрический сигнал.
Датчик угла (ДУГ) на башенных кранах чаще всего устанавливают на кронштейн башни крана соосно с шарниром стрелы, а на стреловых самоходных кранах — у оси пяты стрелы тоже соосно с ней.
Из каких частей состоит датчик усилия ДУС ограничителя грузоподъемности ОГП-1?
Из каких частей состоит датчик угла ДУГ ограничителя грузоподъемности ОГП-1?
Датчик угла ДУГ ограничителя грузоподъемности ОГП-1 состоит из кожуха, корпуса с платой, установленного на ней потенциометрического преобразователя, валика, кулачка и фланца с рычагом, связанным со стрелой крана. Валик сидит на подшипниках внутри корпуса, а кулачок укреплен на конце валика.
Для чего служит релейный блок ограничителя грузоподъемности ОГП-1?
Релейный блок ограничителя грузоподъемности ОГП-1 служит для сравнения электрического сигнала от датчика ДУС с сигналом от датчика ДУГ. Кроме того, релейный блок выдает соответствующие команды приборам панели сигнализации и исполнительным органам крана.
Для чего служит панель сигнализации ограничителя грузоподъемности ОГП-1?
Панель сигнализации ограничителя грузоподъемности ОГП-1 служит индикаторным устройством, благодаря чему крановщик может наблюдать по шкале прибора за степенью загрузки крана, а по сигнальным лампам он определяет, включено ли исполнительное устройство.
Что представляет собой блок питания ограничителя грузоподъемности ОГП-1?
На многих стреловых кранах блок питания представляет собой трансформатор с селеновым выпрямителем, так как ограничитель грузоподъемности питается постоянным током напряжением 12 В.
На каком принципе основано действие ограничителя грузоподъемности ОГП-1?
Действие ограничителя грузоподъемности основано на измерении усилия в стрелоподъемном полиспасте и сравнении его с предельно допустимой величиной усилия, определяемой допустимой массой груза на данном вылете стрелы. Превышение усилия по сравнению с предельно допустимым приводит к срабатыванию ограничителя.
Чем отличается ограничитель грузоподъемности типа ОГБ-2 от ограничителя грузоподъемности ОГП-1?
Основное различие этих приборов заключается в том, что у ограничителя грузоподъемности ОГБ-2 потенциометрические преобразователи его датчиков бесконтактные.
Рис. 1. Датчик усилия:
1 — упругое динамическое кольцо; 2 — потен- циометрический преобразователь, 3 — серьги; 4 — эксцентрик; 5 — корпус
На грузоподъемных кранах с гидравлическим приводом с телескопическими стрелами устанавливают обычно бесконтактные ограничители грузоподъемности типа ОГБ-3, которые оснащены не двумя датчиками, а тремя. Эти приборы кроме датчика усилия и датчика угла включают в себя датчик длины стрелы, последний по устройству аналогичен датчику вылета стрелы.
Что представляет собой указатель грузоподъемности крана?
Указатель грузоподъемности крана — это прибор, фиксирующий грузоподъемность крана стрелового типа в зависимости от вылета грузозахватного органа. Указатель грузоподъемности кранов с гибкой подвеской стрелы состоит из стрелки и шкалы. Шкалу закрепляют на стреле крана жестко — болтами, а стрелку — шарнирно. Отверстия для болтов в шкале делают, как правило, в виде пазов, что дает возможность точно установить шкалу относительно свободно подвешенной стрелки, которая обычно вращается в игольчатом шарнире и свободно самоустанавливается по отвесу.
Что называется указателем угла наклона крана?
Прибор, показывающий угол наклона крана, называется указателем угла наклона.
На грузоподъемных кранах стрелового типа устанавливают указатели угла наклона крана двух типов. В одном типе использовано свойство свободно подвешенного маятника сохранять вертикальное положение. Прибор обычно состоит из платика, петли, шнура, грузика, шкалы и пластинки.
Другой тип прибора жидкостный и основан на свойстве свободной поверхности жидкости сохранять горизонтальное положение.
Жидкостные указатели угла наклона крана, как правило, устанавливают в кабине крановщика.
Из каких частей состоит жидкостный указатель угла наклона крана?
Жидкостный указатель угла наклона крана состоит из корпуса, крышки, шкалы, кольца и прокладки.
Внутрь корпуса, в пространство между шкалой и днищем, заливают специальное масло, в котором плавает воздушный пузырек, образованный глухим отверстием, имеющимся на конце винтообразной пробки, которой закрывают отверстие в корпусе (через него заливают масло). При горизонтальном положении крановой установки воздушный пузырек должен находиться в центре шкалы.
Рис. 2. Ограничитель вылета:
1 — рычажный привод: 2 — ограничитель; 3 — стрелка; 4 — шкала
Для чего служат ограничители вылета?
Ограничители вылета служат для автоматического отключения механизма вылета (вылета стрелы) при подходе стрелы к максимальному или минимальному рабочему вылету.
Что представляет собой ограничитель вылета?
Рис. 3. Ограничитель высоты подъема крюка:
1 — концевой выключатель; 2 — тросик; 3 — серьга; 4 — груз; 5 — направляющая скоба; 6 — грузовой канат; 7 — крюковая подвеска
Ограничитель вылета представляет собой металлический корпус, внутри которого установлены два концевых выключателя. Вал ограничителя, на котором закреплен кулачок, связан рычажным приводом с основанием стрелы (с корневой секцией стрелы). При подъеме или опускании стрелы кулачок воздействует на рычажок, при повороте которого конечный выключатель срабатывает. Конструкция рычажного привода позволяет опустить стрелу без его разборки.
Для чего служит ограничитель высоты подъема грузозахватного органа (крюка и т. п.)?
Ограничитель высоты подъема грузоподъемного органа (крюка и т. п.) служит для автоматического отключения механизма подъема грузозахватного органа при подходе его к верхнему крайнему положению. Причем концевой выключатель механизма подъема грузозахватного органа должен быть установлен так, чтобы после остановки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным органом и упором был у электроталей не менее 50 мм, а у всех других грузоподъемных машин — не менее 200 мм.
Ограничитель высоты подъема грузозахватного органа (рис. 64) состоит из концевого выключателя, тросика, грузика, серьги и двух направляющих скоб.
Если грузозахватный орган крана не поднимает грузик концевого выключателя, то контакты его под действием грузика замкнуты, так как грузик через серьгу и тросик связан с рычагом концевого выключателя. Если же грузозахватный орган при его подъеме упрется в грузик и потянет его за собой, то освобожденный от массы грузика рычаг концевого выключателя повернется под действием пружины и разомкнет контакты цепи управления механизма подъема груза.
Для чего служит ограничитель поворота вращающейся части крана?
Ограничитель поворота вращающейся части крана служит для того, чтобы не допустить вращения поворотной части крана в одну сторону более двух раз. В противном случае будут оборваны токопрово- дящие провода, передающие электрический ток на электродвигатели исполнительных механизмов, установленные на поворотной платформе крана.
Ограничитель поворота устанавливается только в том случае, когда передача электроэнергии на вращающуюся часть крана осуществляется не кольцевыми токоприемниками, а гибкими проводами, находящимися в металлическом шланге, одни концы которых закрепляются на ходовой раме или портале крана, а другие на поворотной части. Что называется концевым выключателем?
Концевым выключателем называется предохранительное устройство, предназначенное для автоматического отключения привода механизма крана при переходе его движущимися частями установленных положений.
Рис. 4. Ограничитель поворота вращающейся части крана:
1 — концевой выключатель; 2 — кронштейн; 3 — опорно-поворотный круг
Рис. 5. Концевой выключатель
типа КУ: 1 — корпус; 2 — рычаг; 3 — ролик; 4 — вал
Рис. 6. Концевой выключатель ВУ-250А со снятой крышкой: 1 — гайка; 2 —шайба; 3 — ролик
Концевые выключатели, устанавливаемые на грузоподъемном кране, должны включаться в электрическую схему так, чтобы была обеспечена возможность движения в обратном направлении. Дальнейшее движение в том же направлении допускается для механизма передвижения мостового крана в целях подхода к посадочной площадке или тупиковому упору с наименьшей скоростью, допускаемой электрической схемой управления краном.
Каким образом должен быть установлен концевой выключатель механизма передвижения?
Согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», концевые выключатели механизмов передвижения должны быть установлены таким образом, чтобы отключение их двигателей происходило на расстоянии до упора, равном не менее половины пути торможения механизмов, а у башенных, портальных и козловых кранов — не менее полного пути торможения.
Какие концевые выключатели устанавливаются для ограничения хода крана по крановым путям?
Для ограничения хода крана по крановым путям устанавливают концевые выключатели типа Ку-704, Ку-706 и др. с двумя независимыми цепями (рис. 66).
Причем концевой выключатель ставят на ходовую тележку крана или на другое удобное место, а отключающее устройство, имеющее вид линейки или упора,— на крановые пути.
Каким образом концевые выключатели выключают электродвигатели механизмов хода крана или хода тележки?
Концевые выключатели хода крана или тележки выключают электродвигатели механизмов хода крана или тележки следующим образом. При подходе крана или тележки в крайнее положение рычаг конечного выключателя встречает на своем пути специальную линейку, упирается в нее и отклоняется; вследствие этого валик, на конце которого укреплен рычаг, поворачивается и поворачивает сидящие на нем кулачки, изготовленные из диэлектрического материала. Кулачки своими выступающими частями нажимают на нижние концы подвижных контактов и отводят их от неподвижных, разрывая тем самым электрическую цепь катушки линейного контактора, благодаря этому отключается линейный контактор и прекращается подача тока, питающего все электродвигатели крана.
Для чего служит автоматический сигнализатор опасного приближения типа АСОН-1?
Автоматический сигнализатор типа АСОН-1 служит для предупреждения крановщика стрелового крана о приближении стрелы крана на опасное расстояние к линии электропередач напряжением свыше 36 В.
Сигнализатор АСОН-1 состоит из антенны, установленной на стреле крана,.усилительно-исполнительного блока и блока сигнализации.
Как работает сигнализатор АСОН-1?
Сигнализатор АСОН-1 работает следующим образом. При приближении стрелы крана к линии электропередач в антенне, установленной на стреле, наводится электродвижущая сила (ЭДС), которая будет тем больше, чем меньше расстояние от стрелы до линии электропередач.
Наведенная в антенне ЭДС поступает в усилительно-исполнительный блок, здесь ЭДС усиливается, и, когда стрела подойдет на опасное расстояние, ЭДС включит блок сигнализации, который оповестит крановщика об опасном приближении стрелы к линии электропередач. Сигнализатор АСОН-1 обычно питается от аккумуляторной батареи или выпрямителя напряжением 12 В,
Кроме сигнализатора АСОН-1 грузоподъемные стреловые краны оснащаются сигнализатором типа «Усом электростоп», который по конструкции одинаков с сигнализатором АСОН-1.
Для чего служат анемометры?
Анемометры служат для автоматического определения скорости ветра при работе стрелового крана. Если скорость ветра будет превышать допустимую норму, то крановщик будет оповещен об этом включением звукового и светового сигналов.
На стреловых грузолодъемных кранах обычно устанавливают анемометры типа М-95, состоящие из датчика скорости, укрепленного на оголовке башни вместе с молниеприемником, и измерительного пульта, установленного в кабине крановщика. Датчик и пульт соединены специальным экранированным кабелем. Измерительный пульт снабжен указателем скорости ветра, тремя сигнальными лампочками, кнопкой разблокирования реле, держателем предохранителя и колодками штепсельных разъемов. Сигнальные лампы имеют разные цвета — зеленый, желтый и красный. Зеленая лампа загорается при включении анемометра в сеть, желтая — при увеличении скорости ветра до предельно допустимой величины, красная лампа загорается в том случае, если длительность порыва ветра превышает допустимую норму. С загоранием красной лампы включается звуковой сигнал анемометра.
Для чего служит сигнализатор СКМ-3?
Сигнализатор СКМ-3 служит для предупреждения крановщика о превышении допустимой величины наклона крана путем включения световой сигнализации.
Сигнализатор СКМ-3 состоит из панели сигнализации и датчика наклона, состоящего из маятника, высокочастотного генератора и электронного прибора. Высокочастотный генератор снабжен индуктивными катушками, одна из которых установлена в нижней части маятника, а другая — на поворотной раме строго под катушкой, расположенной на маятнике, так как датчик тоже устанавливается на поворотной раме.
Если кран находится в горизонтальном положении, то катушки располагаются соосно и в высокочастотном генераторе возникает генерация. Сигнал передается на электронный преобразователь, а оттуда на панель сигнализации, где установлено реле, включающее сигнальные лампы. При горизонтальном положении крана реле включает зеленую сигнальную лампу. Если же кран наклонен в ту или другую сторону, катушка, уста-
новленная на поворотной раме, сместится относительно катушки маятника, который всегда занимает вертикальное положение. В этом случае сигнал, подаваемый высокочастотным генератором, изменится, вследствие чего реле мгновенно отключает зеленую сигнальную лампу, а красную, предупреждающую крановщика о наклоне крана, включает.
Для чего служат полуавтоматические рельсовые захваты?
Полуавтоматические рельсовые захваты служат для удержания крана от перемещения под действием ветровой нагрузки в нерабочем состоянии и предотвращения схода с рельсов ходовых тележек при работе башенного или козлового крана на крановых путях с рельсами для железных дорог широкой колеи и соответствующими двухголовными накладками.
Из каких частей состоит полуавтоматический рельсовый захват?
Рис. 7. Захват рельсовый
полуавтоматический: I — корпус; 2 — щека; 3 — винт; 4 — торцевой ключ; 5 — клин; 6 — ось
Полуавтоматический релисовый захват состоит из сварного корпуса, двух щек, шарнирно подвешенных на общей оси, клина, торцевого ключа. Одна щека снабжена губкой, которая горизонтально перемещается с помощью винта. В нижней части щек имеются выступы, постоянно подведенные под головку рельса. Полуавтоматический рельсовый захват вставляется в гнездо рамы ходовой тележки крана.
Как работает полуавтоматический рельсовый захват?
Полуавтоматический рельсовый захват работает следующим образом. При движении крана по крановым путям щеки захвата свободно обходят двухголовые рельсовые накладки и автоматически подхватывают головку рельса. В случае отрыва ходовой тележки крана от рельса происходит автоматический захват головки рельса.
Во время работы крана клин (см. рис. 68), прикрепленный цепочкой к раме ходовой тележки, ложится на раму в верхней части. По окончании работы крана между корпусом и щеками вставляют клин винтом с помощью торцевого ключа зажимают головки рельсов.
Для нормальной работы полуавтоматических захватов необходимо снять фаски с верхних наружных углов рельсовых накладок. Если этого не сделать, ускорится износ и выход из строя щек захватов. Следует помнить, что перед включением главного рубильник, крановщик обязательно должен отвернуть винты захватов влево до упора и вынуть клинья. На главном рубильнике должен быть вывешен предупредительный плакат: «Освободи рельсовые захваты перед включением».













