для чего создаются метрологические службы юридических лиц

Для чего создаются метрологические службы юридических лиц

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие функции в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, создают в установленном порядке метрологические службы в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.

2. Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, указанных в части 1 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти или государственных корпораций, создавших метрологические службы, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в областях, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут создавать метрологические службы в добровольном порядке. Федеральными законами может быть установлена обязательность создания метрологических служб.

4. Права и обязанности метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями этих юридических лиц или индивидуальными предпринимателями.

Источник

Статья 22. Метрологические службы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ статья 22 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 22. Метрологические службы

1. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие функции в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, создают в установленном порядке метрологические службы в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.

2. Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, указанных в части 1 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти или государственных корпораций, создавших метрологические службы, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в областях, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут создавать метрологические службы в добровольном порядке. Федеральными законами может быть установлена обязательность создания метрологических служб.

4. Права и обязанности метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями этих юридических лиц или индивидуальными предпринимателями.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Источник

Вопрос 7.3. Метрологические службы юридических лиц

для чего создаются метрологические службы юридических лиц для чего создаются метрологические службы юридических лиц для чего создаются метрологические службы юридических лиц для чего создаются метрологические службы юридических лиц

для чего создаются метрологические службы юридических лиц

для чего создаются метрологические службы юридических лиц

Вопрос 7.2. Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц.

Метрологические службы государственных органов управления создаются в министерствах (комитетах, ведомствах) в целях выполнения работ по обеспечению единства и требуе­мой точности измерений, проведения метрологического кон­троля и надзора.

Метрологические службы организованы в Минздраве, Минатоме, Минприроды, Миноборонпроме и других федеральных органах исполнительной власти. К основным задачам метрологических служб федераль­ных органов управления относятся:

• надзор за состоянием и применением средств измерений, за аттестованными методиками выполнения из­мерений, за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению един­ства измерений;

• калибровка средств измерений;

• проверка своевременности представления средств измерений на испытаниях в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку;

• выдача обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

• анализ состояния измерений, испытания и контроля на предприятии, в организации.

Метрологические службы юридических лиц(предпри­ятий, организаций) относятся к числу основных звеньев метрологической службы федеральных органов управления (ми­нистерств, комитетов, ведомств). Такие службы фун­кционируют в РАО ЕЭС России, РАО «Газпром» и других организациях.

Основные цели, задачи, права и обязанности метрологичес­ких служб государственных органов управления и служб юридических лиц определены правилами по метрологии ПР 50.732-93 «Государственная система измерений. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц». Права и обязанности метрологических служб опре­деляются Положениями о службе, утверждаемой руководи­телем министерства (комитета, ведомства).

Изложим подробнее типовую структуру, основных задачах и обязанностях метрологичес­кой службы юридического лица на примере промышленно­го предприятия.

На крупном промышленном предприятии приказом ру­ководства формируется самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро), возглавляемое главным метроло­гом предприятия, подчиняющимся непосредственно главно­му инженеру (техническому директору). В службе главного метролога рекомендуется организовать следующие подраз­деления: комплексные (или по видам измерений) метроло­гические лаборатории, бюро подготовки и лабораторию орга­низации метрологического обеспечения).

Структура и штаты метрологической службы утверждаются руководством предприятия исходя из специфики производства и объема работ, возлагаемого на метрологичес­кую службу.

Основными задачами метрологической службы предприятия являются:

• обеспечение единства измерений, повышение уровня и совершенствование техники измерений, испытаний и контроля на предприятии;

• организация и проведение работ по подготовке и совершенствованию метрологического обеспечения во всех областях деятельности предприятия;

• определение необходимой номенклатуры и планомерное внедрение средств и методик выполнения измерений, испытаний и контроля, отвечающих современным требованиям и обеспечивающих повышение эффективности научных исследований, проектных, конструкторских и экспериментальных работ, поддержание заданных режимов технологических процессов, объективный контроль качества продукции, контроль соблюдения безопасных условий труда, учет и рациональное использование материальных и энергетических ресурсов.

Метрологическая служба осуществляет свою работу под методическим руководством базовой организации метрологической службы министерства в тесном взаимодействии со службами стандартизации, надежности и сертификации про­дукции предприятия.

На метрологическую службу предприятия возлагаются следующие обязанности:

• проведение систематического анализа состояния метрологического обеспечения производства, научно-исследовательс- ких и опытно-конструкторских работ;

для чего создаются метрологические службы юридических лиц

• разработка, согласование и внедрение стандартов и других нормативных документов по вопросам метрологического обеспечения;

• организация и участие в проведении метрологической экспертизы конструкторской и технологической доку­ментации, разрабатываемой на предприятии;

• разработка для нужд предприятия совместно с другими подразделениями СИ, их испытания и контроль;

• участие в проведении испытаний продукции и подготовке ее к сертификации;

• участие в разработке и внедрении локальных поверочных схем, поддержание в надлежащем состоянии эталонных СИ и организация своевременной поверки рабочих СИ;

• организация и проведение ремонта СИ, изучение их эксплуатационных свойств;

• участие в обеспечении подразделений предприятия СИ, стандартными образцами состава и свойств веществ и материалов, ведение учета СИ;

• организация обучения по повышению квалификации работников предприятия, связанных с выполнением измерений;

• предъявление руководителям подразделений предписаний об устранении выявленных нарушений метрологических правил, требований и норм, об изъятии из применения непригодных СИ.

На небольших предприятиях, при малых объемах ра­бот рекомендуется вместо организации мет­рологических служб назначать лиц, ответственных за обес­печение единства измерений. Для ответственных лиц (ин­женеров-метрологов) утверждается должностная инструкция, в которой оговариваются их функции, права, обязанности и ответственность.

Источник

Метрологическая служба государственных органов управления РФ и юридических лиц

Метрологическая служба государственных органов управления организуется приказом руководителя государственного органа управления.

Метрологическая служба государственных органов управления содержит:

− отдел (службу) главного метролога в центральном аппарате государственного органа;
− головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях;
− метрологические службы предприятия, организации и учреждений.

Головные и базовые организации метрологической службы образуются государственным органом управления из числа ведущих научно-производственных (производственных) объединений, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций.
Метрологические службы юридических лиц организуются в виде самостоятельных структурных подразделений для решения вопросов по обеспечению единства и требуемой точности измерений при проведении исследований, разработок, испытаний, в производстве и эксплуатации продукции. В состав метрологической службы входят калибровочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту СИ.
Структура, основные задачи, права и обязанности метрологических служб содержатся в Положении о метрологической службе, разработанной в соответствии с правилом по метрологии ПР50-732-93 «Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления РФ и юридических лиц».
Положение о метрологической службе государственных органов управления подписывается его руководителем.
В моментах, когда деятельность государственных органов управления РФ производится в сферах действия государственного метрологического контроля и надзора, Положения о метрологических службах государственных органов управления РФ должны согласовываться с Госстандартом России.

К основным задачам метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц относятся:

− организация единства и требуемой точности измерений, увеличение уровня и совершенствование техники измерений в объединениях, на предприятиях;
− обозначение основных направлений действий и производство работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции;
− использование современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, эталонов, используемых для калибровки СИ;
− проведение метрологического контроля проиводством калибровки средств измерений, проводя проверку представления средств измерения на испытания в целях утверждения типа во время, а также на проведение поверки;
− проведение надзора за состоянием и использованием СИ, аттестованными МВИ, выполнением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Права и обязанности службы главного метролога в центральном аппарате государственных органов управления

Служба главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления имеет право:

− производить метрологический надзор за состоянием и использованием СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, используемыми для калибровки СИ, выполнением метрологических норм и правил, НД по обеспечению единства измерений;
− вручать метрологическим службам подчиненных предприятий предписания обязательные для выполнения, направляющие на предостережение, останавливание или прекращение нарушений метрологических норм и правил;
− подавать руководству государственного органа управления представления о назначении головных и базовых организаций метрологической службы и производить контроль за их деятельностью;
− выполнять аккредитацию головных и базовых организаций метрологической службы;
− подавать предложения руководству государственного органа управления об замене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, не соответствующих действующему законодательству, метрологическим правилам и нормам; подавать заключения по проектам НД по теме метрология;
− подавать предложения руководству государственного органа управления о вовлечении независимых экспертов к производству метрологической экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации, экспертизы долгосрочных и среднесрочных программ метрологического обеспечения отрасли, к участию к аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы;
− требовать от подвергаемых контролю метрологических служб юридических лиц материалы, нужные для проведения проверок;
− участвовать в аттестации испытательных подразделений, аналитических лабораторий, метрологических служб.

Служба главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления выполняет следующие работы:

− производит одинаковую техническую политику и производит руководство работами по обеспечению единства и необходимой точности измерений, проведению метрологического контроля и надзора в отрасли или в закрепленных областях деятельности;
− осуществляет взаимодействие с Госстандартом России, органами ГМС по вопросам обеспечения единства измерений;
− разрабатывает проект Положения о МС государственного органа управления, готовит предложения руководству о назначении головных и базовых организаций метрологической службы и проводит согласование проекта Положения с Госстандартом России;
− координирует деятельность головных и базовых организаций метрологической службы и осуществляет контроль за их деятельностью;
− определяет основные направления дальнейшего развития метрологического обеспечения отрасли, для чего периодически организовывает и координирует работы по анализу состояния измерений, контроля и испытаний в отрасли или в закрепленных областях деятельности;
− организует разработку и выполнение планов организационно-технических мероприятий по дальнейшему повышению эффективности производства или иных видов деятельности на основе совершенствования метрологического обеспечения, контролирует результаты выполнения;
− готовит предложения к проектам планов государственной стандартизации и разрабатывает планы работ по совершенствованию (актуализации) отраслевой нормативной базы по метрологическому обеспечению, заключения по проектам основополагающих НД по вопросам метрологии;
− организовывает и проводит работы по аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы;
− участвует в аккредитации испытательных подразделений и аналитических лабораторий;
− участвует в проведении испытаний средств измерений, контроля и испытаний, разрабатываемых по заказам отрасли;
− координирует в отрасли работы по международному сотрудничеству в области метрологии;
− готовит предложения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области метрологии;
− организовывает отраслевые совещания, семинары, конференции, выставки по вопросам метрологического обеспечения.

Права и обязанности метрологических служб юридических лиц

Метрологические службы юридических лиц имеют право:

− выдавать структурным подразделениям юридического лица обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических норм и правил;
− вносить предложения руководителям предприятий, объединений, организаций, учреждений об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоречащих действующему законодательству, метрологическим правилам и нормам;
− вносить предложения руководителям предприятий, объединений, организаций, учреждений о заключении договоров об аренде уникальных средств измерений и испытательного оборудования для проведения калибровки и других метрологических работ, а также договоров о привлечении специалистов к проведению метрологической экспертизы документации и метрологической аттестации методик выполнения измерений;
− получать от подвергаемых контролю структурных подразделений материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического контроля и надзора.

Основными видами деятельности метрологических служб юридических лиц в соответствии с главными задачами являются:

− проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испытаний на всех стадиях разработки, производства и эксплуатации отдельных видов продукции с целью правильного определения приоритетов в решении отдельных задач метрологического обеспечения, а также решения проблем удовлетворения требований потребителя в части функциональных характеристик продукции, условий ее эксплуатации, внедрения системы бездефектного изготовления продукции, обеспечение прибыльности ее изготовления;
− разработка планов организационно-технических мероприятий по дальнейшему повышению эффективности производства или иных видов деятельности на основе совершенствования метрологического обеспечения;
− изучение потребности в средствах измерений, контроля и испытаний, эталонов для калибровки средств измерений, стандартных образцах состава и свойства веществ и материалов, подготовка предложений по их разработке и приобретению, согласование и формирование заявок на приобретение средств измерений;
− разработка предложений к проектам планов государственной стандартизации;− участие в разработке средств и методов измерений и их внедрение;
− участие в определении исходных технических требований на разработку средств измерений, в проведении испытаний средств измерений, работ по определению межповерочных интервалов средств измерений;
− участие в создании эталонов, других средств калибровки, необходимых для метрологического обслуживания создаваемых и выпускаемых средств измерений, согласование предложений по их разработке и выпуску с заинтересованными предприятиями;
− разработка (участие в разработке) и организация выпуска стандартных образцов состава и свойства веществ и материалов, изготовляемых предприятиями, а в необходимых случаях также стандартных образцов веществ и материалов для метрологического обеспечения производства выпускаемой продукции;
− участие в аттестации средств испытаний и контроля, в разработке программ и методик их аттестации;
− проведение работ по унификации, стандартизации и аттестации методик выполнения измерений;
− участие в установлении рациональной номенклатуры измеряемых параметров, оптимальных норм точности измерений при контроле показателей качества продукции и параметров технологических процессов;
− проведение работ по установлению соответствия номенклатуры измеряемых параметров, норм точности измерений, методик выполнения измерений, применяемых средств измерений требованиям и нормам точности измерений показателей качества готовой продукции, сырья, материалов и характеристик производительности и точности технологического оборудования, минимальной трудоемкости и заданной достоверности контроля;
− участие в разработке новых видов продукции и технологических процессов, в аттестации технологических процессов, в проверке технологического оборудования на соответствие установленным нормам точности; проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;
− участие в подготовке к аттестации производств и сертификации систем качества;
− проведение работ по метрологическому обеспечению испытаний и сертификации продукции, участие в аттестации испытательных подразделений и аналитических лабораторий;
− учет основных показателей, характеризующих состояние метрологической службы и ее деятельность;
− оценка экономической эффективности работ в области метрологического обеспечения, определения влияния этих работ на технико-экономические показатели производственной деятельности;
− контроль за своевременным представлением средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений;
− подготовка материалов и участие в согласовании заявок на импорт средств измерений, необходимых для повышения метрологического обслуживания предприятия;
− организация и проведение работ по калибровке средств измерений, обеспечение своевременного представления средств измерений на поверку;
− организация и проведение ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации;
− осуществление проката средств измерений;
− выполнение особо точных измерений;
− хранение и поддержание на должном уровне эталонов для воспроизведения единиц величин, других средств поверки и калибровки средств измерений;
− разработка и внедрение нормативных документов,регламентирующих вопросы метрологического обеспечения, участие в работах по совершенствованию (актуализации) нормативной базы по метрологическому обеспечению;
− проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;
− осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами,
применяемыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических норм и правил, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
− осуществление взаимодействия с Госстандартом России, органами Государственной метрологической службы по вопросам обеспечения единства измерений,
оказание содействия органам Госстандарта России при осуществлении ими государственного метрологического контроля и надзора;
− осуществление взаимодействия с головными и базовыми организациями Государственной службы стандартных образцов состава и свойства веществ и материалов (ГССО), Государственной службы времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), центрами данных Государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД), участие в проведении аттестации стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;
− участие в работах по международному сотрудничеству в области метрологии, в том числе во внедрении и соблюдении рекомендации МОЗМ, Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК), региональной международной организации стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ), Международной конференции по измерительной технике и приборостроению (ИМЕКО) и других международных организаций;
− организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров в области метрологии;
− участие в проведении анализа претензии к качеству продукции с точки зрения недостатков в метрологическом обеспечении;
− проведение совещаний, семинаров, конференций, выставок, конкурсов по вопросам метрологического обеспечения, деятельности метрологической службы, в том числе об оказываемых метрологических услугах;
− осуществление контроля за устранением недостатков в обеспечении единства измерений, выявленных органами Государственной метрологической службы.

Источник

Для чего создаются метрологические службы юридических лиц

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

State system for ensuring the uniformity of measurements. Metrological supervision performed by the metrological services of legal entities. General principles

Дата введения 2016-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 53 «Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

1 Область применения

1.2 Стандарт предназначен для метрологических служб юридических лиц, осуществляющих внутренний метрологический надзор, а также предлагающих его в качестве услуги для сторонних организаций.

1.3 Областями применения настоящего стандарта являются:

— производство продукции, в том числе средств измерений;

— испытания, поверка и калибровка средств измерений и технических устройств, выполняющих измерительные функции, включая аттестацию испытательного оборудования;

— использование и применение средств измерений, испытательного оборудования;

— техническое обслуживание и ремонт средств измерений, испытательного оборудования, технических устройств, выполняющих измерительные функции;

— аттестация и применение методик измерений;

— осуществление деятельности в сферах государственного регулирования в соответствии с [1];

— осуществление деятельности по сертификации продукции и услуг в соответствии с [2];

— осуществление деятельности в области энергосбережения в соответствии с [3].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.315 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения

ГОСТ 8.579 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте

ГОСТ ИСО/МЭК 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 метрологический надзор: Контрольная деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица, заключающаяся в систематической проверке соблюдения метрологических требований как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования, в предотвращении нарушений, а также в принятии мер по устранению нарушений, выявленных во время надзорных действий.

3.2 метрологическая служба: Организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель [1].

3.3 метрологические требования: Требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены [1].

3.4 обязательные метрологические требования: Метрологические требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и обязательные для соблюдения на территории Российской Федерации [1].

3.5 средство измерений: Техническое средство, предназначенное для измерений [1].

3.6 стандартный образец: Образец вещества (материала) с установленными по результатам испытаний значениями одной и более величин, характеризующих состав или свойство этого вещества (материала) [1].

3.7 технические системы и устройства с измерительными функциями: Технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциями выполняют измерительные функции [1].

3.8 технические требования к средствам измерений: Требования, которые определяют особенности конструкции средств измерений (без ограничения их технического совершенствования) в целях сохранения их метрологических характеристик в процессе эксплуатации средств измерений, достижения достоверности результата измерений, предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, а также требования, обеспечивающие безопасность и электромагнитную совместимость средств измерений [1].

3.9 утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений: Документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа [1].

3.10 эталон единицы величины: Техническое средство, предназначенное для воспроизведения, хранения и передачи единицы величины [1].

4 Общие положения

4.1 Объекты метрологического надзора

Объектами метрологического надзора являются:

— состояние и применение средств измерений, эталонов, стандартных образцов, технических устройств с измерительными функциями, испытательного и контрольного оборудования, средств допускового контроля, используемых как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования;

— состояние и применение методик измерений, используемых как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования;

— соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативными документами, включая требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида;

— соблюдение порядка осуществления поверки, калибровки средств измерений, аттестации методик измерений и испытательного оборудования, паспортизации средств допускового контроля; и

— другие объекты метрологического надзора, на которые распространяются метрологические правила и нормы, соответствующие специфике деятельности предприятия.

4.2 Порядок введения метрологического надзора

4.2.1 Метрологический надзор может быть введен:

— административным решением (приказом) руководителя предприятия или предписанием федерального органа исполнительной власти, с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического надзора, их прав и обязанностей;

— административным решением (приказом) руководителя предприятия, вызванным исключительными обстоятельствами, такими как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимостью поиска причины устойчивого брака, необходимостью поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.

4.2.2 Административным решением руководителя предприятия лица, ответственные за осуществление метрологического надзора, могут получать полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений» на данном предприятии.

4.3 Периодичность метрологического надзора

4.3.1 Периодичность осуществления метрологического надзора устанавливает руководитель метрологической службы предприятия.

4.3.2 Руководитель метрологической службы своим распоряжением образует комиссию для проведения проверки и назначает ее председателя.

4.3.3 Лица, назначенные приказом руководителя предприятия инспекторами по обеспечению единства измерений, могут осуществлять метрологический надзор самостоятельно без образования комиссии в соответствии с установленной периодичностью или по распоряжению руководителя метрологической службы.

4.3.4 Периодичность метрологического надзора должна обеспечивать его систематический характер с целью принятия своевременных мер по обнаружению, предотвращению и устранению обнаруженных нарушений.

5 Содержание метрологического надзора

5.1 Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования по ГОСТ Р 8.568, средств допускового контроля по ГОСТ Р 8.731.

При осуществлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля проверяют:

— правильность отнесения средств измерений, технических устройств к измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля к техническим устройствам, используемым в сферах государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (включая составление перечня средств измерений, подлежащих поверке);

— обеспеченность средств измерений поверкой (калибровкой). Наличие доказательств прослеживаемости результатов поверки (калибровки);

— правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств компетентности в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 17025;

— соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений, аттестации испытательного оборудования, стандартных образцов и паспортизации средств допускового контроля требованиям нормативных документов;

— наличие оттисков поверителыных клейм, калибровочных клейм (знаков), свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки, калибровки или аттестации;

— соответствие сроков проведения поверки (калибровки, аттестации испытательного оборудования) требованиям нормативных документов;

— наличие и целостность поверительных клейм (основного и защитного) и калибровочных клейм (знаков);

— отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

— правильность использования средства измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля по назначению;

— соответствие условий эксплуатации требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности, давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д.);

— правильность монтажа и установки средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

— правильность настройки средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *