для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Могила без мертвеца

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

В России вдоль трасс стоят тысячи памятников погибшим в ДТП. Опасные участки дороги как будто дополнительно помечены пятнышками искусственных цветов и крестами. Вы видите их каждый раз по дороге на дачу. Это кенотафы: пустые могилы. Когда их начали сооружать? Зачем это делают? Как правильно установить кенотаф и можно ли? Мы отправили Нину Абросимову вдоль трассы, чтобы она узнала историю хотя бы одного памятника.

Второй час я иду по дороге А-104, которая ведёт к моему городу. На резких поворотах регулярно разбиваются люди, поэтому я знаю, что тут много кенотафов. Я никогда не рассматривала их, хотя отчим всегда непроизвольно снижал скорость. Но сейчас я не пропущу ни одного, потому что иду пешком. Мне сигналят и предлагают подвезти, а я просто иду от одного кенотафа до другого, фотографирую их и списываю имена и фамилии погибших. После нахожу в соцсетях телефоны их родственников, звоню и договариваюсь о встрече в том же районе.

Кенотаф — это стационарный памятник на том месте, где нет захоронения. Условно все кенотафы можно поделить на несколько групп:

— искусственные цветы, венок или несколько венков на столбе или дереве;
— железный или деревянный крест на обочине;
— памятник, установленный на обочине;
— полноценный мемориал;
— части автомобиля типа руля и колёс.

Я видела их все — жёлтые выцветшие цветы, классический венок с лентами, памятник со скамейкой и оградкой, покрышки и даже надпись, выложенную крупными белыми камнями на холме: «СЕРЁГА, МЫ ТЕБЯ ПОМНИМ».

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Антрополог Анна Соколова, которая вывела эту классификацию, говорит, что родственники чаще всего стремятся воспроизвести могилу: «В каждой стране кенотафы отражают практики с кладбища: по ним сразу видно, православная ли это страна или католическая. В Греции это специфичные домики. В России — бурлеск искусственных цветов и кресты. Россия — нищенская страна, поэтому искусственные цветы популярнее всего». К ним же, по традиции, прикладывают конфеты, сигареты и алкоголь.

Сейчас появилось больше доступных материалов, но у людей уже нет желания сооружать что-то оригинальное. А в самом начале памятники были очень причудливыми, например снеговики из шин, которые вспоминает Соколова. Их массовая установка началась на рубеже 80–90-х. Это связано с всплеском автомобилизации: больше машин — больше аварий.

Кенотаф — попытка законсервировать боль, оставить её где-то далеко, на том самом месте, где произошла трагедия. «А зачем, когда человек умирает неожиданной и неправильной смертью, родные его комнату сохраняют в нетронутом виде многие годы? Они сами не могут объяснить», — говорит Соколова. У такого рода памятников очень жёсткая социальная прагматика. И памятник ставится только жертве. «Если человек шёл пьяный, бросился под колёса грузовика и умер — памятник не появится, — добавляет Соколова. — Кенотаф появляется только тогда, когда погиб невиновный».

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Со Светланой Ковалёвой мы встречаемся через полтора часа после того, как я нашла в елях на обочине большой ухоженный мемориал с оградой и крестом. Мы сидим на остановке, её муж и дочь гуляют неподалёку, а она рассказывает, как больше двадцати лет назад её жениха вместе с другими тремя кремлёвскими курсантами сжёг другой водитель. Две машины столкнулись лоб в лоб, четверо парней оказались без сознания, и нетрезвый мужчина почему-то решил облить их бензином, сжечь и скрыться с места. Столб дыма заметили, водителя поймали, но здоровые крепкие парни превратились в гору пепла.

Через несколько недель после аварии родители насыпали искусственный холм и поставили памятник, друзья и Светлана — украсили. Похоронили курсантов порознь: кого-то в Москве, кого-то в Дубне, поэтому родственники чаще предпочитают добраться сюда. «Там рядом кладбище, где они похоронены относительно. Мне не нравится туда ходить. Всё-таки они практически дотла сгорели, а пепел остался на дороге. Куда мне ещё ходить?» — спрашивает Светлана. Кенотаф она видит каждый день по два раза: по дороге на работу и по дороге с работы. Говорит, что «сейчас уже затихает, смотришь по-другому».

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Обычно люди, живущие в том районе, знают, какая история стоит за кенотафом. Анна Соколова считает, что они часто могут рассказать о памятниках, которые находятся за несколько сотен километров. Местное сообщество в России не так сильно, но оно работает. Соколова рассказывает, что все люди, живущие на расстоянии 10–15 километров от обнаруженного ею небольшого венка на столбе в деревне, знали о том, что там сбили маленького ребёнка пятнадцать лет назад. «Хотя казалось бы: висит два цветка», — добавляет она. Светлана говорит, что к их памятнику регулярно ездят люди: «Если свадьбы где-то рядом проходят, то у памятника останавливаются, возлагают цветы. Кто-то ездит к монументам погибшим в войну, кто-то к нам. Это дань уважения. Кто местные — все знают».

В Америке и Австралии памятники часто устанавливают люди, связанные с движением типа «Матери против пьяных водителей». Это сигнал: мол, мы помним, что пьяные водители — это плохо, и мы бы не хотели, чтобы это произошло ещё раз. Они, опять же, акцентируют внимание на несправедливости произошедшего. Соколова рассказывает, что в некоторых штатах, например в Техасе и Канзасе, это поддерживает власть. Они выпускают типовые кресты, которые устанавливают родственники по согласованию с владельцами, на чьей территории произошёл инцидент. Считается, что такие памятники заставляют водителей снижать скорость. В Канаде, чтобы проверить это, даже установили фейковый кенотаф и подтвердили, что мемориалы способствуют повышению дисциплины водителей. Росавтодор же считает, что «большое количество незаконно установленных вдоль дорог объектов, безусловно, может отвлекать внимание водителей от управления транспортными средствами и привести к аварии».

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Кенотафы вообще много кому не нравятся. Об этом регулярно сообщают депутаты разного уровня. В 2015 году, например, один из них назвал кенотафы «могилами-обманками» и вместе с группой внёс законопроект о запрете установки каких-либо памятников. Чиновникам не нравится в том числе то, что искусственные цветы, например, быстро теряют красивый вид и их впоследствии никто не убирает. Запрет установки кенотафов также обсуждали в законодательных собраниях Татарстана, Тверской, Тульской, Свердловской, Ленинградской, Еврейской автономной и Челябинской областей, а также Кабардино-Балкарии.

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Иногда местные службы сами устраивают рейды по зачистке обочин, но всё-таки обычно это связано с проведением дорожно-ремонтных работ. Как замечает Соколова, «дорожные рабочие щепетильны к таким вещам, поэтому они переносят, а не уничтожают памятники. Они воспринимают кенотафы как места со сложной историей».

В России считается, что кенотафы стоят на ничьей земле. Светлана, которая работает в ГИБДД, говорит, что ей ужасно не понравится, если кенотаф внезапно уберут, но их кенотаф устроен по всем правилам и стоит не на проезжей части. «Если кто культурно делает — их не трогают. Зимой дороги чистят, но сносят только те памятники, которые не вынесены за обочину».

Росавтодор, отвечающий почти за все федеральные дороги, сообщил «Батеньке», что ведомство не обсуждает легитимацию установки памятников жертвам ДТП родственниками пострадавших. На данный момент размещение тех или иных объектов возможно только с разрешения Федерального дорожного агентства, а кенотафы — вне закона. Поэтому Росавтодор оставляет за собой право убирать данные конструкции. В письме также сказано, что подведомственные Росавтодору региональные учреждения, в чьём оперативном управлении находятся участки федеральных трасс, убирают подобные памятники в рамках работ по содержанию вверенных дорог, и предупреждать родственников при этом «не представляется возможным».

Но попытаться зарегистрировать кенотаф всё равно можно. В том случае, если вы решили поставить памятник, помните, что его действительно лучше установить на расстоянии более одного метра от дороги. Оформить же его можно так, чтобы он не требовал ухода: например, ограничиться декоративными элементами типа ограды и не использовать для украшения искусственные цветы, которые потеряют свой вид уже через несколько месяцев.

Источник

Могилы у дороги: зачем ставят кресты и памятники на трассах?

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Многие водители замечали кресты или могилы, которые стоят вдоль дорог или на въезде в город. Отношение к таким сооружением разное: кого-то они отвлекают, кто-то не имеет ничего против и считает их данью уважения погибшим. Но зачем их устанавливают?

Зачем ставят кресты и памятники у дорог

Традиция ставить кресты вдоль дорог зародилась много столетий назад. Ещё княгиня Ольга приказывала уничтожать языческих идолов и ставить на их место кресты, называемые кенотафами. Кресты воздвигались также на перекрёстках и на въезде в города, расположенные в удалённых землях. Всё это должно было означать победу христианства над язычеством.

Чуть позже кресты получили и другое значение. Очень высокие постройки служили ориентиром для путешественников. Иногда кресты показывали границы больших угодий или говорили путнику о том, что он въезжает в город, а значит, надо помолиться Богу за то, что трудный путь окончен.

Но чаще такие кресты являются памятными. В прежние времена их ставили на месте сражений или в честь каких-то особенных событий (Иван Грозный, например, воздвиг постройку в честь рождения сына). Сегодня кресты и даже целые памятники устанавливаются в местах ДТП со смертельным исходом. Такие могилы обычно оказываются пустыми — останки человека похоронены на кладбище, у дороги стоит лишь надгробие, напоминающее о смерти.

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Кресты и памятники ставятся в честь тех, кто погиб на этом месте в ДТП

Мнение водителей и церкви

Водителям такая традиция не очень нравится. Крест или даже целое надгробие с венками отвлекают того, кто ведёт машину, может заставить погрузиться в мрачные мысли, что во время вождения недопустимо. Но по этому вопросу есть и другое мнение: кто-то считает, что кресты напоминают о смерти, которая может постичь каждого, и заставляют быть внимательнее.

Такие вещи [памятники вдоль дорог] либо не замечаешь, либо они дико угнетают нервную систему. Если человеку для приведения в чувство за рулем нужны кресты — не нужны ему права. Люди гибнут везде: на улице, в квартирах, переходах, магазинах, парках и тротуарах. Почему там нет крестов? Непонятно.

k1mosab3

https://pikabu.ru/story/mogilyi_vdol_dorog_4626462

Очень бодрит за рулем. Избавляет от иллюзий.

BeerJIEHb

https://pikabu.ru/story/mogilyi_vdol_dorog_4626462

Православная церковь негативно относится к таким памятникам.

Не стоит ставить памятники и крепить венки вдоль дорог. Поминать надо на кладбищах и в церквях. Нужно молиться за умершего человека.

отец Владимир, клирик Спасо-Вознесенского собора

https://ulpressa.ru/2013/11/01/mogilyi-u-dorogi/

Кресты у дорог — давняя традиция, в разные времена они имели различное значение. Сегодня памятники устанавливают на местах ДТП в память о погибших.

Источник

Место смерти отмечать нельзя?

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Когда был поставлен первый памятник на месте дорожной аварии, не помнит никто. Однако таких монументов в России с каждым днем становится все больше. Одни пытаются сделать на этом бизнес, а другие боятся жить в окружении венков и крестов.

Ежегодно на дорогах России происходит десятки тысяч аварий, в которых гибнут сотни человек. Почти в половине случаев родственники, желая увековечить память погибшего, либо регулярно возлагают к месту аварии цветы, либо ставят памятник, украшенный венками. Инспекторы ГИБДД говорят, что если так пойдет и дальше, скоро печальные обелиски будут возвышаться на каждом километре трассы и оживленном перекрестке города, а мы станем невольными участниками ежедневных траурных церемоний.

— Я против того, чтобы на наших дорогах были такие памятники, — говорит старший инспектор ГИБДД УВД по Томской области Виталий Аплин. — Если следовать теории, что на месте гибели нужно обязательно возводить монумент, то венки придется возлагать везде. Упал с лестницы и погиб — поставим памятник, стало плохо в лесу — положим цветы и там. Траурными знаками стоит отмечать лишь места, где произошли крупные дорожные катастрофы.

Не согласен Виталий Аплин и с расхожим мнением о внимательности водителей: дескать, проезжая мимо скорбного места и видя обелиски у дороги, они якобы невольно сбрасывают скорость и минуют этот участок с большей осмотрительностью.

— Если бы на тысячу километров дороги стоял один памятник, возможно, такой эффект действительно бы сработал, — считает старший инспектор. — Сегодня же автомобилисты уже привыкли к мелькающим за окнами крестам и не обращают на них внимания.

Самыми крупными памятниками в Томской области являются дорожный обелиск на Шегарской трассе, где погиб преступный авторитет Гром, памятник на Богашевской трассе, где безутешные родители сбитой девушки установили огромную беседку, а также гигантский православный крест на трассе Томск-Мариинск. В результате столкновения автобуса с КаМАЗом и трактором и последовавшего пожара в 2005 году там погибли 14 человек.

— Люди, которые ставят на месте гибели близкого человека памятник, да еще и помещают на него фотографию с датами жизни и смерти, совершают большой грех, — пояснили корреспонденту Sibnet.ru представители Томской епархии. — Это все равно, что хоронить человека в разных местах. Душа не может понять, где ей найти успокоение, и начинает метаться между могилами.

Однако ни эти, ни другие убеждения на обывателей не действуют. По некоторым данным, услуга по увековечиванию места гибели человека настолько популярна, что похоронные агентства даже стали заказывать специально под нее траурную продукцию.

В администрации Томска с возложением венков в черте города борются категорично и жестко. Чиновники утверждают, что весь город за считанные месяцы может превратиться в подобие кладбища, если вовремя не снимать сухоцветы с мест гибели людей. Несколько лет назад рядом с остановкой «Главпочтамт» трое молодых людей, будучи за рулем в подпитии, не заметили идущую впереди поливальную машину, на полной скорости врезались в нее и погибли. Родственники и друзья несколько дней приносили гвоздики на место ДТП, а затем решили поставить венок рядом с входом в крупный торговый центр. Их действия пресекли сотрудники милиции.

— К памятникам у дороги стоит быть предельно внимательным, — говорит специалист по биолокации и биоэнергетике Марина, — они указывают на места скопления негативной энергетики. Нередко кресты, связанные с разными авариями, могут стоять в паре метров друг от друга, притом что участок трассы, где произошли трагедии, кажется ровным и прямым. Но в этом месте, возможно, из-под земли идет мощный энергетический поток, поэтому стоит сбавить скорость, внимательнее прислушаться к внутреннему состоянию (пульс, давление) и, возможно, даже остановиться. Придорожный памятник — сообщение мертвых живым: «Стоп! Здесь опасно!»

Источник

Придорожный траур, или зачем на трассах ставят памятники?

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Стоит только выехать из Ульяновска, как сразу по трассе начинается череда памятников погибшим в авариях. Их очень много. На каждой дороге, неважно маленькая она или федерального значения, памятники, кресты, венки и даже целые мемориалы стоят десятками и сотнями. Проезжая мимо, всегда задумываешься об аккуратности и снижаешь скорость. Но стоит ли дороги превращать в места траура?

Что такое и с чего все началось?

Для начала стоит выяснить, что это такое, как эти памятники называются и когда в России начался бум на придорожный траур? Название у таких памятников есть. Кенотаф – надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, так называемая символическая могила. Чаще всего их у нас в России устанавливают у дорог на местах ДТП со смертельным исходом, чтобы почтить или увековечить память о погибшем. Бывают и исключения местоположения: очень редко мемориалы можно встретить в городах.

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Кенотафы существуют нескольких видов. Венки из искусственных цветов, памятники, кресты, мемориалы или памятник из частей автомобиля. Редко, но можно встретить и памятник в виде целого автомобиля. В Ульяновской области такой находится на дороге при выезде на трассу Ульяновск-Казань со стороны Баратаевки. Смотрится устрашающе!

В нашей стране памятники активно начали появляться еще в Советском Союзе в 1980-х годах. Многие исследователи связывают это с тем, что в это время больший процент населения смогли позволить себе личный транспорт, вследствие чего увеличились и количество аварий. А дальше распад страны, «легализация» церкви и лихие 90-е, когда наша жизнь перенасытилась всевозможными религиозными ритуалами.

Однако первые кенотафы встречались уже в 1960-х. Существует такой замечательный фильм Василия Шукшина «Живет такой парень» (1964). В нем на 57-й минуте герои картины останавливаются у одного из таких мемориалов, чтобы выразить почтение.

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

С того самого момента, как установка кенотафов стала массовой, начались и споры о том, законны ли эти придорожные памятники, подлежат они демонтажу или нет? В ГИБДД нам пояснили, что те, кто устанавливает такого рода мемориалы на трассах ПДД и законов не нарушают, их действия не противозаконны. Монумент, в случае если он мешает, могут убрать дорожники во время проведения ремонтных работ. Однако и они, и сотрудники ГИБДД такие же люди как мы, поэтому без особой нужды кенотафы не трогают.

В 2015 году в Госдуме уже рассматривался законопроект, который предлагал ввести запрет на установку придорожных памятников. Тогда он наделал много шума, разделив общество на две стороны: одни говорили, что давно было пора это сделать, другие – яро «протестовали» против законопроекта. Так или иначе, но законопроект, в итоге, принят не был.

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Отец Серафим, священник Свято Воскресенско-Германовского кафедрального собора:

– Я считаю, что ставить памятники погибшим в авариях не разумно. У нас в городах есть кладбище, где похоронены тела усопших, куда можно прийти, вспомнит погибшего человека, помолиться за него на его могиле, отдать дань памяти и уважения, вспомнить его жизнь. Также есть храм Божий, где можно заказать панихиду. Это было бы правильно.

К сожалению, со временем на дорогах не будет места, где бы не погиб человек. И если на каждом этом месте мы будем ставить венки, кресты и памятники, то все со временем превратиться в кладбище. Поэтому Русская православная церковь относится к этому негативно. Есть храмы, где можно помолиться, раз ты хочешь вспомнить человека. И вообще, главный памятник о погибших – память о них в наших сердцах.

Юрий, автомобилист с 30-летним стажем:

– Таких памятников с венками и крестами очень много в Ульяновской области, однако, наличие их, меня вовсе не беспокоит. Я езжу по этим дорогам почти каждый день и знаю некоторых людей, которые там погибли. Бывает, проезжая мимо памятников, вспоминаю их и слегка сбавляю скорость. Надеюсь, что и остальные задумаются о своей и чужой жизнях, наблюдая на трассах эти мемориалы.

Уважаемые читатели, мы придерживаемся нейтральной позиции по данному вопросу и не навязываем какое-то определенное мнение. Предлагаем вам высказаться по этому вопросу в комментариях.

Источник

Расследование «ГП»: Кресты у дороги: память или проблема?

Место ли кресту на месте дорожной трагедии?

Подробности жуткой аварии на объездной под Гомелем в июле 2011 года стали известны далеко за пределами области. При роковом стечении обстоятельств погибли пятеро студентов. Шел проливной дождь. По трассе в направлении города двигалась гужевая повозка. За ней — МАЗ, загруженный металлоломом. Внезапно лошадь рванула к центру дороги. МАЗ, пытавшийся объехать повозку, зацепил ее, а после ехавшую по встречной легковушку. От удара «Рено» расплющило, как консервную банку, и выбросило на обочину. Водитель и пассажиры — студенты одной группы Гомельского технического университета — погибли на месте. Молодые люди возвращались домой: все жили в разных регионах страны. Сегодня о трагедии напоминает безмолвный хранитель скорби — установленный памятник с оградой.

Свою судьбу не объедешь?

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

На заЩИТе жизней

Нелегалы на обочинах

Хранители скорби: мешают или дисциплинируют?

Христианский символ радости, а не траура

Статьи по теме:

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

для чего ставят кресты и памятники на месте аварии

Истина где-то рядом.
Памятники устанавливать НЕЗАКОННО. НО!

Конечно, легче всего рассуждать по принципу: «есть мое мнение и — неправильное». И все же хотелось бы выслушать ваше мнение по поводу придорожных крестов.

А расследование на тему «Есть ли жизнь после смерти?» в «ГП» уже было — внимательнее читайте архив.

Несколько слов главному инженеру ПКП «Гомельдорпроект» Алексею Сухаркову: а дорожные знаки, установленные на обочинах, работе технологического транспорта не мешают? Их гораздо больше, чем крестов. Их вообще обкашивают вручную.
Сам видел в прошлом году около г.Калинковичи, как рабочий бензокосой обкашивал эти знаки. Потом спустился в кювет и обкосил установленный там крест и оградку. Так и хотелось сказать ему: «Молодец, спасибо!» Простому рабочему оградка не мешает, а главному инженеру мешает.

И, я думаю, дорожники при расширении трассы просто перенесут на 10 метров памятник и не будут, в отличие от А.Сухаркова, искать родственников погибших людей.

Прав Анатолий Шевелев, ведущий геолог предприятия «Гомельдорпроект»: в его работе такие памятники создают помехи. Но никто их трогать не будет. Проще объехать, перенести технологические площадки в другие места. ВЕДЬ МОЖНО ЖЕ, если захотеть!

Иерей Вячеслав Барсуков говорит, что возводя памятники на месте аварии, люди, по сути, устанавливают могилы: с оградками, венками, табличками, фотографиями. А так нельзя.

Если я правильно его понял, то кресты и памятники можно устанавливать только на могилах? Тогда как быть с памятниками поэтам, писателя, великим людям, мемориалами воинам, погибшим на полях Великой Отечественной Войны? Не под всеми же памятниками кто-то похоронен? Их, что, тоже нужно снести?

Несколько лет назад работникам ГАИ уже давали указание убрать кресты и оградки около трасс. Кому-то из чиновников они не понравились… НО НИ У КОГО НЕ ПОДНЯЛАСЬ РУКА!

Хочется верить, что и сейчас здравый смысл и добродетель возобладают.

Пожалуйста, не трогайте кресты и памятники – не плюйте людям в душу! Им и так нелегко!

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *