для чего в населенных пунктах создают объекты культуры
СЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.
Дома культуры являются единственным доступным центром развития творчества и художественной культуры селян. Клубы на селе отличаются от городских центров досуговой деятельности своей уникальностью. Сохранение культурных самобытных фондов и ценностей, которые передаются из поколения в поколение, обоснованно можно назвать основной эксклюзивной работой сельских учреждений культуры.
Очевидно, что показателем уровня культуры общества является то, как используется свободное время. Здесь можно выявить духовные потребности и интересы населения. У сельских учреждений культуры сложная задача привлечения посетителей в деятельность клуба. Особое внимание отделяется работе с детьми и молодежью, которые в силу своей неопытности и неустойчивыми позициями в плане выбора проведения свободного времени, часто ошибаются и попадают в неблагоприятные компании. Характерно, что для молодежи, здесь досуг чаще всего ассоциируется с пассивным отдыхом, бездельем. Большинство детей и молодежи не имеют представления о самоорганизации свободного времени, у них нет элементарных основ культуры досуга. А это может привести к росту беспризорности и детской преступности.
В своей научной работе Киселёва Т.Г. и Красильников Ю.Д. «Основы социально-культурной деятельности» подробно рассматривается понятие культурно-досуговой деятельности. По их мнению «современная работа в учреждениях культуры не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие трудоёмкие социальные сферы, как профессиональное искусство и народное творчество, социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество».[2]
Культурные работники прилагают массу усилий и создают различные формы работы с детьми и молодежью, в своей работе используют широкий арсенал социально-культурных технологий, в том числе культурно-ориентированных, культурно-творческих, социально-защитных, оздоровительных, образовательных, научно-исследовательских, проектно-определенных, альтернативных (инновационных). Так же применяют современные информационные, рекламные и этнически ориентированные методы работы с населением. В разработке таких методов работникам культуры усиленно помогают методисты. Об огромной роли методического обеспечения в социально-культурной деятельности писал в своей исследовательской работе Куклин А.Я. [3]
Специфику деятельности муниципальных учреждений культуры определяет местная социально-культурной среда и актуальность любой культурной работы. Правильное направление работы данных учреждений удовлетворяет культурные потребности местного сообщества.
Рассмотрим работу муниципальных клубов как непрерывное образование населения. Например, поиски и исследования, для изучения культурного наследия регионов направлены на выявление памятников истории и культуры, организация исторических, этнографических, археологических и фольклорных экспедиций, создание народных ремесленных центров в виде музеев на базе клубов и т.д.
Огромное образовательное значение имеет развитие декоративно- прикладного творчества, которое используется в работе с детьми. Здесь можно познакомиться с секретами народного творчества и ремесел, что не маловажно для развития творческого начала молодых людей.
В работе провинциальных клубов особенно распространенна художественная самодеятельность как основа для возрождения национальных культурных традиций, фольклора и ремесел, международного культурного обмена и сотрудничества.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа дома культуры на селе сводится не только в создании приятных условий времяпрепровождения населения. Это постоянная трудоемкая работа, связанная с развитием и повышением культуры населения. Если клуб функционирует, то село живет весело и интересно.
Список источников:
Большая советская энциклопедия : в 30 т. /ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1972.-8т.
Духовную жизнь на селе определяют учреждения культуры
Когда мы говорим о селе, то чаще всего речь идет об аграрных делах, сельхозпроизводстве. Но в селах люди живут не только работой, их интересуют новинки культуры, концерты, традиционные массовые праздники, различные мероприятия, в которых они сами принимают непосредственное участие. Удовлетворить потребности селян в организованном досуге призвана сеть учреждений культуры, в основном включающая такие объекты, как Дома культуры, библиотеки, музеи, Детские школы искусств. И чем выше показатель вовлеченности населения в культурно- массовую деятельность, тем выше в целом показатель уровня культуры его жителей. Если учреждения функционирует, то населенный пункт живет весело и интересно. Без развития этой сферы невозможно говорить о качественном улучшении жизни жителей района.
О важности развития этой сферы неоднократно отмечалось в нашей стране на самом высоком уровне. Президентом Владимиром Путиным в разные годы принимались Указы, государственные программы, а в 2019 году- и национальный проект “Культура”, которые служат основой государственной культурной политики, дают дополнительный импульс для развития этой сферы. На их основе в каждом регионе принимаются свои программы, которые позволяют создать условия по улучшению деятельности учреждений культуры, поднять престиж профессии их работников. В 2017 году в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма» министерством культуры был запущен проект поддержки строительства, реконструкции и оснащения сельских домов культуры. Параллельно реализовывался проект «Культура малой родины», одним из направлений которого является проект «Местный Дом культуры», предусматривающий обеспечение развития и обновления материально-технической базы сельских клубов и домов культуры в городах с населением менее 50 тысяч человек. Проект “Местный Дом культуры” был инициирован Всероссийской политической партией «Единая Россия» и получил статус партийного проекта.
РЦКиД села Пыщуг трижды становился участником проекта «Местный дом культуры».
Так, в 2017 году учреждению было выделено 556 тысяч рублей на покупку звукотехнической аппаратуры, компьютерной техники. Были приобретены микрофоны, современная, более мощная аппаратура для проведения мероприятий вне здания центра, компьютерная техника для РЦКиД и сельских клубных филиалов.
В 2018 году по итогам конкурса РЦКиД были предоставлены субсидии в размере 832 тысяч рублей на укрепление материально- технической базы учреждения. Куплены компьютеры и оргтехника, музыкальные колонки и музыкальный центр, костюмы для коллективов. Оборудованы санитарные комнаты, система отопления, водоснабжения.
В текущем году РЦКиД вновь получил субсидию 404 тысячи рублей. Приобрели офисную мебель, костюмы для коллективов художественной самодеятельности, баннеры для проведения мероприятий.
Мнения участников художественной самодеятельности, работников культуры и жителей села
Нина Иунина, заведующий Носковским сельским клубным филиалом:
-В прошлом году Носковский СКФ стал победителем конкурса на лучшее учреждение культуры, расположенное в сельской местности. Этому событию мы были очень рады. Впервые за много лет учреждение смогло приобрести костюмы для выступлений, офисную мебель, звукоаккустическую систему и другое оборудование. Все приобретения благотворно сказались на повышении уровня и качества проводимых мероприятий. Будем вновь принимать участие в этом конкурсе.
Для чего в населенных пунктах создают объекты культуры
от 27 июля 2016 года N Р-948
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Минкультуры России от 2 августа 2017 года N Р-965
____________________________________________________________________
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N Пр-1441 (пп.»б» п.1), от 08.12.2015 N Пр-2508 (пп.12 п.1), поручений Правительства Российской Федерации от 01.03.2016 N ДК-П12-1123, от 25.04.2016 N ДК-П12-2459:
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и утвердить методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на культуру.
Приложение
к распоряжению
Министерства культуры
Российской Федерации
от 27 июля 2016 года N Р-948
Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры
территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
развитие инфраструктуры культурной деятельности;
создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;
создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;
использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
Во исполнение нормативно-правовых актов Российской Федерации по обеспечению доступности услуг организаций культуры необходимо руководствоваться единой методикой по определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры, что позволит преодолеть диспропорции обеспеченности и создать условия для развития сети организаций культуры.
I. Общие положения
Под «сетевой единицей» следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.
2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.
3. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры должен предусматривать:
— вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
— нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти и органов местного самоуправления;
— нормативное значение (количество) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры;
— показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).
При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1000 чел.). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1000 жителей в соответствии с Приложением*, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций.
4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:
— существующую обеспеченность населения объектами культуры;
— функциональное многообразие организаций культуры;
— специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона;
— прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
— критерии доступности услуг организаций культуры для населения.
Критерии доступности услуг организаций культуры:
— возможность выбора организаций культуры;
— развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;
— возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
— сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
— полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
— наличие организаций культуры для детей;
— наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности), а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
6. Размещение объектов культуры, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.
Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.
7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
II. Нормы и нормативы размещения библиотек
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:
— финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;
— реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
— условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек.
Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально- технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек:
Таблица 1
Администра-
тивно-террито-
риальные уровни обеспечения услуг
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта
Обеспеченность тыс.чел. на населенный пункт
Единица измере-
ния (сетевая единица)
Субъект Российской Федерации
Административный центр с населением от 150 тыс.чел.
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня
Библиотека инвалидов по зрению
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам
Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению
Административный центр с населением до 150 тыс.чел.
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам*
Для чего в населенных пунктах создают объекты культуры
В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и …доступ к культурным ценностям».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл выражения «доступ к культурным ценностям».
2. Конституционное право каждого гражданина на участие в культурной жизни прежде всего связано с духовным развитием личности. Составьте рассказ о своих возможностях участия в культурной жизни, используя следующий план.
1) Какие объекты культуры действуют в Вашем населённом пункте? Для чего в населённых пунктах создают объекты культуры?
2) Какие театральные спектакли, новые кинофильмы, выставки, музеи Вы посещали в последние несколько месяцев? Почему для каждого человека важно читать книги?
1. Возможность каждого гражданина знакомиться с достижениями человечества в архитектуре, музыке, литературе, художественном творчестве и т. д., пользуясь библиотеками, архивами, посещая музеи, выставки, концертные площадки, театры.
2. Рассказ об участии в культурной жизни:
— указание одного или нескольких объектов культуры, которые действуют в населённом пункте;
— объяснение того, каковы цель и/или значение размещения объектов культуры в населённых пунктах;
— указание одного или нескольких театральных спектаклей / новых кинофильмов / выставок / музеев, посещённых обучающимся;
— объяснение того, почему для каждого человека важно читать книги.
Для чего в населенных пунктах создают объекты культуры
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и …доступ к культурным ценностям».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл выражения «доступ к культурным ценностям».
2. Конституционное право каждого гражданина на участие в культурной жизни прежде всего связано с духовным развитием личности. Составьте рассказ о своих возможностях участия в культурной жизни, используя следующий план.
1) Какие объекты культуры действуют в Вашем населённом пункте? Для чего в населённых пунктах создают объекты культуры?
2) Какие театральные спектакли, новые кинофильмы, выставки, музеи Вы посещали в последние несколько месяцев? Почему для каждого человека важно читать книги?
Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные нормы бывают неформальные и формальные.
2) Обряды представляют собой совокупность действий, установленных обычаями или ритуалами.
3) Привычка — принятая в определенных социальных кругах система правил поведения.
4) Социальные нормы помогают сохранить порядок в обществе, являются эталоном поведения.
5) Обычаи относятся к формальным нормам и содержатся в современных законах.
В ходе социологических опросов жителей страны Z им предложили указать наилучшие способы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
2. Одни люди считают, что проблема устройства детей, оставшихся без попечения
родителей, может быть решена только через определение детей в приёмную семью; другие допускают устройство детей в детские дома. Кого из этих групп среди опрошенных больше? Объясните, почему государством предлагаются разные формы устройства детей в приёмную семью.
3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе? Почему?
Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.









