для чего важно межполушарное взаимодействие
Упражнения для развития межполушарных связей головного мозга у детей
Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью.
Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности. Работать по старинке уже неоправданно. К сожалению, многие родители и некоторые педагоги не понимают этого.
Межполушарные связи – что это?
Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняют свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий.
Межполушарные связи предопределяют:
Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.
Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.
Признаки слабого развития межполушарных связей у детей
Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.
Родители могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам:
В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место.
Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи небольшого теста:
Попросите его завести одну руку за спину. Возьмите кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3), кроме большого. Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение. Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.
Причины
Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами (СДВГ и другими), патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но чаще слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества.
Как и зачем развивать межполушарные связи?
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.
Улучшают взаимодействие полушарий:
От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.
Упражнения
Основа развития межполушарных связей – кинезиологические упражнения.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и поддержании физического здоровья через двигательные упражнения.
В домашних условиях с ребенком можно выполнять:
Другие развивающие упражнения:
Полезные упражнения рекомендуется чередовать с играми. Ребенок с удовольствием согласится поиграть и весело провести время.
Развить межполушарные связи в домашних условиях помогут следующие игры:
Прописи и пособия
Улучшить взаимодействие между полушариями поможет рисование обеими руками. Существуют специальные прописи с игровыми заданиями, в которых нужно раскрашивать, штриховать, обводить рисунки левой и правой рукой поочередно или одновременно. Они помогают синхронизировать работу глаз и рук, улучшить координацию и пространственно-графическую ориентацию, а также подготовить дошкольников к обучению в школе.
Пример прописей:
Рисунки можно распечатать или приобрести рабочую тетрадь. Полезные игры, задания и упражнения вы найдете в следующих пособиях:
Доски
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными межполушарными тренажерами. Приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта с бегунками. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно, двигаясь от центра лабиринта к краю или наоборот. Существуют доски для рук и для ног. Рекомендуются для занятий с детьми старше 5 лет.
Межполушарное взаимодействие в процессе психической деятельности – одна из важнейших характеристик человека как вида. Вместе с речью, прямохождением, сознанием они стали толчком к эволюции. Взаимодействие полушарий обеспечивает психике устойчивость, упорядоченность, дифференцированность, предопределяет общее развитие, обучаемость и интеллект.
Развитие межполушарных связей полезно для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Выполняя специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе. Снизится риск дисграфии – нарушения письма, повысится стрессоустойчивость, улучшатся память и внимание. При наличии выраженных симптомов коррекцию слабости межполушарных связей лучше доверить специалистам: нейропсихологам и неврологам.
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Ирина Савченко
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Межполушарные связи — что это такое?
Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.
Функции межполушарных связей:
• эмоциональная устойчивость к негативным факторам;
• успешное усвоение информации и ее анализ.
Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.
Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей.
Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение и др.
Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодейсвия:
• непонятная и сбивчивая речь;
• зеркальное написание букв и цифр;
• сложности в описании действия, изображенного на рисунке;
• сложности в общении с ровесниками;
• проблемы в написании диктантов или переписывании текстов.
Для проверки развитости связей между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть он заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.
В некоторых случаях слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.
Кроме того, на развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.
Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.
Другими причинами могут быть:
• травмы во время родов;
• серьезные заболевания в первый год жизни;
• сидячий образ жизни;
• последствия общего наркоза;
Для чего развивать межполушарные связи и как это делать?
Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:
• прослушивание классических музыкальных композиций;
Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.
Упражнение «Балансир». Ребенку нужно балансировать коробочкой так, чтобы попасть шариков в отверстие. Для усложнения используем несколько видов шариков (деревянный, стеклянный и пластиковый). Есть несколько видов балансиров: большой, маленький, с лабиринтом.
Упражнения на тренажере межполушарного взаимодействия, которые даются в определенной последовательности от простого к сложному.
Варианты игр и упражнений на тренажере:
Знакомство с тренажером. Пальчиком ведущей руки проходим лабиринт.
Проходим лабиринт пальчиком второй руки. Проводим от начала к середине лабиринта и обратно.
Усложняем. Ведущая рука проводит пальчиком по лабиринту и обратно, а вторая катает шарик по столу, стучит пальчиком или перебирает пальчики.
Проходим лабиринты пальчиками обеих рук, от начала и до конца, затем в обратном направлении.
Подключаем бегунки. Ведущей рукой проходим лабиринт. Затем возвращаемся обратно.
Вторая рука проходит лабиринт от начала и до конца, затем обратно.
Проводим бегунки по лабиринту одновременно обеими руками. Затем обратно.
Самое сложное. Бегунок ведущей руки стоит в центре лабиринта (где его завершение, а второй бегунок в начале и проходим обеими руками лабиринт.
Меняем руки и выполняем тоже самое действие.
Важно! Стремиться выполнять задания синхронно. Ведущая рука обычно впереди, если не контролировать процесс.
Упражнение «Мы играли в ладушки, жарили оладушки». Руки в разных позах: одна ладонью вверх, другая вниз. Поочередно меняем положение.
Упражнение «Лягушка хочет в пруд». Поочередно руками синхронно меняем позы кулак-ребро-ладонь.
Упражнение «Дорожки». На листах А4 рисуем симметричные дорожки и двумя руками одновременно их обводим. Усложняем несимметричными узорами.
Упражнение «Цветные дорожки» (Коняхиной Н). Пальчиками обеих рук одновременно проходим дорожки по кружкам определенного цвета.
Игра «Соревнования по бегу». Ребенку предлагается в каждую руку по игрушке животного и пробежать с разным ритмом и скоростью одновременно двумя руками. Например, заяц прыгает быстро, а медведь медленно и редко.
Игра «Сделай так». Педагог показывает позы руками (или на карточке, а ребенок пытается повторить. Усложняем разными позами для обеих рук одновременно.
Игра «Прищепки». Ребенку предлагается взять в руки прищепки разных цветов и собрать ими помпоны соответствующего цвета.
Игра «Ловкость рук». Ловим из коробки палочками-сачками двумя руками одновременно помпоны.
Игра «Пальчиковый твистер». На ткани пуговицы такого цвета, как на двух кубиках. Какой цвет выпал, на те пуговки и ставим пальчики. Играют поочередно две руки.
Игра «Какой пальчик». Ребенок держит одну руку за спиной (вначале можно обе руки держать перед глазами). Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев. Ребенок показывает другой рукой, к какому пальцу было прикосновение.
Геометрические фигуры для штриховки
Игра «Сели, присели, встали». Даем детям одну из из этих инструкций, а они выполняют. Суть в том, что инструкция не совпадает со зрительной подсказкой.
Игра «Музыка клавесов». Дети должны следить за педагогом и отстукивать ритм, который он задает. А педагог, в свою очередь, путает их неправильными речевыми инструкциями (стучит медленно, а говорит, что нужно быстро).
Игра «Путаница». Называем детям часть тела, которую они должны показать. Путаем их, показывая другие части на себе.
Игра «Волшебная дорожка». Наклеиваем дорожку на полу из вырезанных картинок ступней и ладошек в разных направлениях и сочетаниях. Ребенку нужно пройти и не ошибиться.
Моторная программа «право-лево». Ребенок идет по дорожке и выполняет инструкцию. Например: слева клади банан, справа клади яблоко.
Игра «Колбаса». Носит соревновательный характер. Детям нужно наперегонки докатить двумя руками черенок до финиша.
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 пос. Николаевка» Опыт работы: «Физическое развитие и воспитание.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.
Консультация «Межполушарные связи, что это такое и в чем их важность»
Ольга Валерьевна Шабашная
Консультация «Межполушарные связи, что это такое и в чем их важность»
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответим на вопрос: как же определить, что у ребенка они недостаточно сформированы? И, наконец, как их развивать?
Итак, известно, что у нашего мозга два полушария.
Основными талантами правого полушария являются:
• восприятие своего «телесного» я, различные ощущения, схема тела;
• способность воспринимать информацию целостно;
• способность оценивать важность информации на основе ее эмоциональной окраски, комфортности для человека;
• правое полушарие эмоциональное, невербальное, музыкальное и образное.
Особыми талантами левого полушария являются:
• упорядочивание информации в пространственно-временном контексте,
• речевые функции, здесь находятся центры речи;
• логическая обработка информации и аналитическое мышление;
• чувство долга, ответственности, умение планировать и контролировать свою деятельность (лобные левые доли).
Да, таланты у полушарий разные, но любой психический процесс, а также такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются слаженной работой двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. В случае если данных связей сформировано недостаточно, происходит искажение переработки информации и у ребенка возникают сложности в познавательной и учебной деятельности.
На данном этапе в случае несформированности межполушарных связей может наблюдаться такие явления как:
• зеркальное написание букв и цифр;
• псевдолеворукость или амбидекстрия вследствие несформированности доминантности полушарий мозга;
• логопедические проблемы, сложности формирования номинативной функции речи из-за отсутствия прочной связи между образом (правое полушарие) и словом (левое полушарие, а также задержка становления фонематического слуха;
• агрессивные вспышки, психосоматические проявления из-за сложностей вербализации аффекта, т. е. осмысления и переноса из правого в левые полушария сильных переживаний.
Далее, в школьном возрасте могут наблюдаться
• отсутствие учебной познавательной мотивации;
• сложности произвольной саморегуляции, расторможенность;
• инфантильность, сложности формирования собственной активной позиции.
Итак, на что стоит обратить внимание родителям?
• если ребенок мало ползал или ползал больше задом, боком;
• если длительное время (до школы) не формируется доминантная рука (чаще правая, ребенок зеркалит, у него нет конвергенции глаз или уже есть астигматизм,
• ребенок неловкий, часто падает или натыкается на углы и мебель,
• у ребенка бывают вспышки агрессии,
• нет произвольного внимания к первому классу,
• есть логопедические проблемы, например, несформированность фонематического слуха или ребенок никак не может запомнить названия предметов или чем отличается курица от петуха и т. д., с трудом запоминает стихи.
Такие проблемы могут указывать на несформированность межполушарных взаимодействий. Сами по себе данные проблемы не уйдут, необходимо выполнять специальные упражнения для формирования связей между полушариями.
Для формирования или развития межполушарных взаимодействий можно рекомендовать следующие кинезиологические упражнения:
Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Упражнение «Лезгинка».
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки.
Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.
Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.
Пальчиковые упражнения:
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Для старшего поколения подобные упражнения помогут улучшить память, мышление и общую работоспособность.
Упражняйтесь и результат не заставит себя ждать!
Консультация «Что такое Новый год?» Цель: формировать представления о празднике новый год, Задачи: • Формировать представление детей о праздновании Нового года в нашей стране.
Консультация «Что такое сенсорика?» [/h3 Каждый любящий родитель безумно счастлив, когда его драгоценное чадо добивается пусть небольшого, но все-таки успеха. Важно абсолютно.

Консультация для родителей «Что такое ОНР?» Консультация для родителей «Что такое ОНР?»Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не.
Консультация для родителей в первой младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Консультация для родителей в 1 младшей группе на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и.
Консультация «Что такое дисциплина?» Немного о дисциплине Что такое дисциплина? Слово «дисциплина» с латинского языка переводится как «строгость, выдержанность». «Дисциплина.
Консультация для родителей «Прививки, их важность» Сегодня прививки уже прочно вошли в нашу жизнь, как высокоэффективное средство профилактики опасных инфекционных заболеваний, которое имеет.
Консультация «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребёнка»
Консультация для родителей
«Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка»
Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день наблюдая и диагностируя дошколят, все и больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т. е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.
Давайте вспомним с вами как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом, с друзьями в дворовые игры…
А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.
Ведь бегая и прыгая, а так же играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.
Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека.
Что такое межполушарное взаимодействие?
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
За что отвечает правое полушарие:
— обработка невербальной информации, эмоциональность;
— музыкальные и художественные способности;
— ориентация в пространстве;
— способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток)
— обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
— отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
— абстрактное, аналитическое мышление;
— обработка вербальной информации;
— анализ информации, делает вывод;
— отвечает за правую половину тела.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)
Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?
Причин может быть много, вот несколько из них:
— малоподвижный образ жизни;
— болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
— болезни ребёнка в первый год;
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
• зеркальное написание букв и цифр;
• отсутствие познавательной мотивации;
Что же с этим делать? Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Я хочу вас познакомить с нейрогимнастикой.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т. д.
Нейрогимнастика включает в себя: глазодвигательные, дыхательные упражнения, игры на освоение телесного пространства, работа над чувством ритма, работа над развитием координации и переключения с одного действия на другое.
Предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле что такое Нейрогимнастика.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются «гимнастикой для мозга». И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных связей всё в порядке.
Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний,
безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).
Упражнение «Гусак – курочка – петух»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:
Гусак – ладонь согнута под прямым углом. Пальцы вытянуты и притиснуты один к другому. Указательный палец полусогнутый и опирается на большой.
Курочка – ладонь немного согнута. Указательный палец опирается на большой. Остальные накладываются один на другой в полусогнутом положении.
Петух – ладонь поднята вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы раскинуты в стороны и подняты вверх – это «гребешок».
Упражнение «Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.
Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.
Упражнение «Зеркальное отражение»
Рисовать обеими руками геометрические фигуры вначале в воздухе, а потом на бумаге.
Упражнение «Солнце – забор – камень»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.
Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены.
Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх.
Камень – ладонь сжата в кулак.
По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном. Вначале движения выполняются в привычном для ребенка захвате, потом его необходимо обязательно поменять.
Упражнение «Ножницы – собака – лошадка»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.
Ножницы – указательный и средний пальцы вытянуты вперед, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.
Собака – ладонь следует поставить ребром, большой палец распрямить и поднять вверх. Указательный палец согнутый, остальные сомкнуты.
Лошадка – большой палец правой руки поднят вверх, остальные сомкнуты. Сверху обхватить правую руку ладонью левой руки под углом так, чтобы вышла грива.
Пальцы правой руки выпрямлены, раскинуты в разные стороны и напряжены. Левая рука стиснута в кулак. По очереди изменяются положения рук: стискиваются пальцы на правой, выпрямляются на левой руке, и наоборот.
Упражнение «Симметричные рисунки»
Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая – левую.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак!», «Ребро!», «Ладонь!».
Выпрямить кисть и по очереди присоединять безымянный палец к мизинцу,
средний – к указательному. Ритмично изменять положения пальцев.
Упражнение «Заяц – коза – вилка»
Ребенку показывают три положение руки, которые последовательно сменяют одно другое:
Заяц – указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.
Коза – указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони.
Вилка – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки».
Упражнение «Зеркальное отражение» (цифры)
Цифры рисуют в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
Скрестить ладони друг с другом, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. В таком положении ребенку необходимо двигать пальцем, на который указывает взрослый, точно и четко. Движения соседними пальцами нежелательны. Дотрагиваться до пальца нельзя. В упражнении последовательно должны принимать участие все пальцы обеих рук.
Руки поднять вверх, пальцы выпрямлены. В таком положении скрестить указательный и средний палец, потом безымянный и мизинец. Ритмично изменять скрещения пальцев.
Упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:
Флажок – ладонь ребром, большой палец вытянут вверх.
Рыбка – пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой.
Лодочка – обе ладони поставлены ребром и соединены ковшиком. Большие пальцы прижаты к ладони.
Ребенок прижимает подушечки пальцев к верхней части ладони, большой палец отводит вбок. Прямой ладонью левой руки в горизонтальном положении касается мизинца правой. После этого одновременно изменяет положение правой и левой рук.
Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок»
Ребенок рисует горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге.
Этот комплекс упражнений следует выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Каждое упражнение для развития взаимодействия между полушариями необходимо повторять 6-8 раз. Для того чтобы ребенок усвоил положение рук, упражнения следует выполнять вначале правой, затем левой рукой, и только потом двумя руками.
В результате регулярного выполнения такой гимнастики повышается стрессоустойчивость, улучшаются память и внимание, облегчается процесс чтения и письма, что немаловажно для подготовки ребёнка к школе.
Так же для детей старшего дошкольного возраста, существуют рабочие тетради для развитие межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. Пособия включают в себя задания, построенные на основе интеграции визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия.
Выполняя задания правой, затем левой рукой и двумя руками одновременно, ребенок включает в работу оба полушария головного мозга, что позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия, улучшить синхронизацию работы правого и левого полушарий, а так же подготовить руку к письму.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».












