для чего животных изображали ранеными
почему первобытные художники рисовали животных
Это было связано с
религилзными верованиями
Древние люди рисовали на стенах пещер и на скалах раненых или убитых зверей. Вот, например, изображение лошади из пещеры Ласко на юге современной Франции. Мы видим копья, летящие в животное. Так древние люди хотели «заколдовать удачу» на охоте.
Колдун брал в руку кусок красной земли или уголек из костра и водил им по стенам пещеры. Он рисовал зверей, которых преследовали люди с копьями и дротиками. Люди настигали зверей, наносили им раны, из которых лилась кровь, совсем как у настоящих животных. После заката в пещере собирались охотники. Они плясали у этих изображений, потрясая копьями. Колдун призывал духов-покровителей племени даровать им удачу на охоте и просил прощения у тех животных, которые будут убиты. Он объяснял им, что без их мяса люди погибнут.
Ученые-этнографы, изучая обычаи живущих сегодня племен Африки и Австралии, обнаружили, что они совершают перед охотой специальный обряд. Мужчины исполняют воинственные танцы и поражают нарисованных зверей копьями. А колдун просит у духов удачи в охоте.
Острота глаз у первобытного человека была необыкновенной — как верно он подмечал повадки животных, их движения.
Первобытные охотники верили, что изображения зверей имеют магическую силу и могут принести хорошую добычу. Перед пещерными рисунками они совершали обряды для того, чтобы охота была удачной.
Иногда художник рисовал бизона и на теле его очерчивал сердце. Он учился попадать в это сердце, стреляя в него из лука, как в мишень.
Почему первобытные художники рисовали животных
Почему первобытные художники рисовали животных? Ответ на этот учёные ищут до сих пор, несмотря на то, что люди давно интересуются этой темой. В наше время создано множество археологических учреждений, занимающихся этим вопросом. Даже в школах с самого начала изучения истории (обычно это 4 класс), когда тема заходит о древних людях, в первую очередь детям рассказывают о рисунках на пещерах и скалах.
Рисунки первобытных людей уникальны и неповторимы. Они мастерски передавали анатомию животных, их движения, повадки. На счёт того, почему именно животные являлись натурой для первобытного творчества есть несколько гипотез. Постараюсь кратко рассказать о каждой из них.
Первобытные люди рисовали животных из религиозных побуждений
Древний человек был намного больше склонен к мистицизму, чем человек современный. За решением своих проблем он прежде всего обращался к богам. А какая главная проблема первобытного человека? Охота. Есть нужно было ежедневно, а дичь поймать не так просто. Но ведь свою мысль до богов нужно ещё и донести, указать какое именно животное нужно поймать. С этой целью создавались рисунки в пещерах или на скалах. Нередко учёные обнаруживали рисунки с животными, пронизанными копьями или другими орудиями, что так же подтверждает версию обращения к богам.
Первобытные художники изображали окружающий мир
Ещё один ответ на поставленный вопрос «Зачем древние люди рисовали животных?» кроется в подсознательном стремлении человека изобразить свою повседневную жизнь. Если говорить кратко, первобытные люди рисовали животных на стенах потому, что хотели показать, что происходит в их жизни. Первобытные художники были намного ближе к природе, чем мы и животные постоянно попадались им в течении прожитой жизни. В пещерах, в которых они жили, изображалась жизнь такой, какой они её видели. Интересно, что это желание живёт в нас до сих пор. Художники изображают жизнь в своих картинах, музыканты – в музыке, писатели – в произведениях.
Передать опыт будущим поколениям
Есть гипотеза, которая гласит: первобытные художники рисовали животных, чтобы передать опыт будущим поколениям. Устная речь у древних людей была развита очень плохо. Почему они не могли передать его на личном опыте? Ответ прост, смертность была очень высокой. Возраст, когда современные дети идут в 4 класс переживали лишь 60% людей. А это всего лишь 10-12 лет. И поэтому, часто получалось так, что древние люди не успевали передать все нужные знания своим потомкам. По этой причине они оставляли на скалах своеобразные «инструкции» о том, как ведут себя животные в различных ситуациях, и как устраивать охоту на них.
Итак, подведу итог, кратко описав всё, сказанное выше. Причина, почему древние люди рисовали животных точно не установлена, но имеются 3 ведущие гипотезы: с целью проведения ритуалов, показать свою повседневную жизнь или передать опыт потомкам.
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования.
1. Как была открыта пещерная живопись?
В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.
2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Древнейшие художники рисовали зверей, на которых они охотились. Авторам удавалось передать точный облик и характер зверей: олени показывались чуткими и настороженными, лошади — быстрыми и стремительными, мамонты — массивными, тяжелыми с высоким выпуклым затылком. Эти звери играли огромную роль в жизни первобытных людей, которые использовали их мясо в пищу, жилы — в качестве крепежного материала, кости — для изготовления наконечников и других орудий труда, шкуры — для изготовления одежды.
3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков.
4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
Подумайте и обсудите
1. О чём хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 22)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.
Вероятно, художник запечатлел историю одной из охот, в которой погиб член общины, но был повержен бизон, при этом охотники сумели избежать встречи с носорогом. Возможно, это часть так называемой первобытной «охотничьей магии», и рисунок символизирует и предсказывает удачную охоту, избежание опасности от более крупных животных, но показывает и неизбежность жертв во время охоты.
2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?
Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.
3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 22.)
Подведём итоги и сделаем выводы
Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?
Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilis), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).
Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilis) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).
Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.
Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?
Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.
Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.
Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Возникновение искусства и религиозных верований
§ 3. Возникновение искусства и религиозных верований
1. Как была найдена пещерная живопись. Долгое время учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Более ста тридцати лет назад такие рисунки открыл один испанский археолог. Он производил раскопки в пещере Алыпамйра в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков.
Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.
Мамонт. Рисунок из Каповой пещеры на Урале.
Рука. Рисунок первобытного человека на стене пещеры.
Самка бизона. Рисунок в пещере Альтамира.
Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком.
2. Загадки древнейших рисунков. На стене одной из пещер изображена такая сцена (см. рис. на с. 19). Падает навзничь охотник с птичьей головой. Выставил рога бизон, пронзённый острым копьём. Прочь уходит могучий носорог. Что всё это значит? Ответа мы не знаем.
Лошадь. Рисунок из пещеры Ляско.
Сцена с раненым бизоном и охотником. Рисунок первобытного времени.
Существуют и другие загадки. Учёные пытаются понять, зачем художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца; для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей.
Вот к каким выводам приходят учёные.
3. Человек «заколдовывает» зверя. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озёрах и реках исчезнет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из этих краёв. Если изобразить раненое животное, например медведя или носорога, то это поможет добиться успеха на охоте.
Разгадать назначение пещерной живописи учёным помогают наблюдения за племенами, главными занятиями которых ещё недавно были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряду поражая копьями нарисованное на песке животное (см. рис. на с. 24).
Древняя могила, раскопанная археологами.
4. Зарождение веры в душу. Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться — и тогда человек умрёт.
Люди верили, что души предков переселяются в далёкую «страну мёртвых». Там они так же живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.
Хороня сородича, люди клали в могилу всё необходимое для путешествия в далёкую «страну мёртвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из раковин или, например, медвежьих клыков.
Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными.
Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования.
Проверьте себя. 1. Как была открыта пещерная живопись? 2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей? 3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете? 4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
Подумайте и обсудите. 1. О чём хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 19)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено. 2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере? 3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 19.)
Подведём итоги и сделаем выводы
• Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди? Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?
• Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?
§ 3. Возникновение искусства и религиозных верований
Для чего животных изображали ранеными
История запись закреплена
Возникновение искусства и религиозных верований
Загадки древнейших рисунков
На стене одной из пещер изображена такая сцена:падает навзничь охотник с птичьей головой.Выставив рога,уставился на него бизон,пронзенный острым копьем.Прочь уходит могучий носорог.Что все это значит?Ответа мы не знаем.
Существуют и другие загадки.Ученые пытаются понять,зачем художники помещали свои рисунки в глубине темных пещер,куда не проникают лучи солнца,для чего изображали раненых,истекающих кровью зверей.Вот к каким выводам приходят ученые
Человек «заколдовывает» зверя
Первобытные охотники боялись,что в лесах станет меньше зверей,мясом которых они питались,а в озерах и реках исчезнет рыба.Как не допустить этого?Можно ли воздействовать на животных?У людей возникла вера в то,что между животным и его изображением,созданным художником,существует связь.Если в глубине пещеры нарисовать бизонов,оленей или лошадей,думали люди,то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности.Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем,то это поможет добиться успеха на охоте.
Разгадать назначение пещерной живописи ученым помогают наблюдения за племенами,главным занятием которых еще недавно были охота и собирательство.Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряд,поражая копьями нарисованное на песке животное.
В первобытные времена зародилась вера в то,что животные и люди могут чудесным образом превращаться в друг друга,в деревья и камни,в любые предметы.Такие существа,порожденные фантазией первобытного человека,называются оборотнями.Они будто бы помогают или вредят людям









