дневник памяти чему учит

О чем фильм «Дневник памяти»

«Дневник памяти» — один из самых популярных романтических фильмов, снятых в двадцать первом веке, и неспроста. В фильме рассказывается история любви, которая трогает до глубины души и оставляет в ней след. Начинается фильм, как типичная мелодрама: есть парень и девушка, Ной и Элли, которые любят друг друга. Но есть одно «но» — родители девушки категорически против подобного союза, поскольку парень родом из неблагополучной и бедной семьи, а девушка, напротив, никогда и ни в чём не привыкла себе отказывать. Возникает переломный момент, когда родителям всё же удаётся разлучить пару. Казалось бы, на этом история любви заканчивается, ведь по сюжету фильма герои продолжают жить дальше, у них появляются новые увлечения и новые люди в окружении. Но всё не так просто, ведь судьба намерена внести свои коррективы в эту историю, и зритель понимает — настоящая любовь никогда не проходит, и за неё стоит бороться.

В конце концов, после семи лет разлуки, герои встречаются. К этой встрече Ноя и Элли приводят их собственные действия: все годы разлуки Ной не терял надежду на то, что Элли приедет к нему, и он исполнил свою давнюю мечту — отремонтировал старый дом, о котором было известно Элли. Поэтому после того, как девушка видит в газете фотографию Ноя на фоне этого самого дома, она принимает решение поехать туда, к нему.

Эта встреча меняет всё в их жизнях, ведь именно после неё Элли, несмотря на уговоры своей матери, которая в своё время оказалась в подобной ситуации и сделала выбор в пользу брака по расчёту, а не по любви, принимает решение бросить своего жениха и переезжает к Ною. История любви со счастливым финалом — это ли не идеальный романтический фильм?

Однако, жизнь продолжается, и режиссёр показывает зрителю не только определённый отрезок времени, а всю жизнь пары — сюжет о молодых влюблённых начинается, заканчивается и прерывается вставками, на которых показывается уже пожилая пара. Женщина лежит в постели, а мужчина читает ей книгу. Эта книга и есть рассказ о молодых Ное и Элли. Становится понятно, что пожилая пара из дома престарелых и есть Ной и Элли. Они прожили долгую и счастливую жизнь вместе, воспитали троих детей. Но Элли больна — у неё Альцгеймер. Книга, которую читает Ной, была написана ею, когда болезнь только начинала прогрессировать.

В конце Элли вспоминает всю историю любви, и спрашивает Ноя о том, могут ли они, как настоящие влюблённые, умереть в один день. Ной отвечает утвердительно, и в этот же вечер они оба умирают, держась за руки до самого конца.

Смысл финала фильма «Дневник памяти»

Сам фильм, а в особенности его финал, очевидно пытаются донести до своего зрителя определённые ценности. В первую очередь, он заставляет вспомнить о том, что в нашей жизни, помимо обыденности и рутины, существует что-то намного большее и действительно требующее внимания — это такие фундаментальные вещи, как верность и любовь. На примере истории жизни и любви героев фильма режиссёр показал, что нельзя забывать дорогих сердцу людей, тех людей, которые вызывают у нас в душе самые тёплые чувства. Иначе жизнь не будет иметь смысла, а это — самая страшная перспектива для любого человека, даже если он сам этого не признаёт.

Концовка фильма доказывает, что истинная любовь побеждает всё и не может привести к плохому финалу. Изначально, казалось бы, обречённый на провал союз между бедным рабочим плотником и красавицей из богатой семьи в итоге привёл к тому, что два человека обрели счастье на всю жизнь. Поэтому ещё одна вещь, которую обнажает режиссёр — всегда необходимо слушать только своё сердце, анализировать критику и мнение со стороны, но принимать решение самостоятельно, несмотря на уроки и упрёки окружающих и социальные установки общества.

В конце концов, каждый, кто смотрел фильм «Дневник памяти», найдёт в нём что-то для себя. Откроет истины, которые, возможно, уже давно находились в голове, но не находили правильного и нужного отклика в сердце. История любви, которую герои фильма смогли пронести через всю жизнь, не оставит равнодушным никого, вне зависимости от взглядов и жизненных установок.

Источник

Любовь или нечто другое? Почему на самом деле Элли вернулась к Ною в «Дневнике памяти»

дневник памяти чему учит

Эксперт «7Дней.Кино», психолог, кинотерапевт Instagram Людмила Стениловская проанализировала отношения главных героев в мелодраме «Дневник памяти».

Почему Элли вернулась к Ною после долгих лет разлуки, несмотря на ее предстоящую свадьбу с успешным женихом? Многие ответят на этот вопрос: «Потому что так и не смогла его разлюбить». Но настолько ли все очевидно?

дневник памяти чему учит

Начнем сначала. Ной и Элли познакомились на летних каникулах. На первый взгляд молодые люди совсем не были парой друг для друга. Ной из бедной семьи, работает на лесопилке и не мечтает о будущих достижениях. Единственная цель в его жизни – купить и отреставрировать старый дом, в котором они с Элли проживут всю свою жизнь. Элли, с свою очередь, из богатой семьи, она очень много занимается своим образованием, вкладывается в будущее, имеет амбиции.

Роман главных героев начался довольно сумбурно и спонтанно. Ной, увидев Элли, тут же влюбился и, не замечая никаких преград, в том числе ее нежелания идти с ним на свидание и наличия молодого человека, продолжал недвусмысленные ухаживания, пока не добился взаимности.

Под ухаживаниями в данном случае подразумеваются крайне импульсивные и необдуманные поступки, вторжение в личное пространство и отсутствие мотивации считаться с желаниями другого человека.

дневник памяти чему учит

Ной и Элли часто ссорились и жили в состоянии «люблю и ненавижу». Это их и привлекало, и отталкивало друг от друга. Отличительной чертой их отношений являлось то, что оба они знали: лето закончится и им придется расстаться. Ной останется в городе, в котором жил ранее и проживет всю жизнь, а Элли поедет учиться и покорять Нью-Йорк, реализуя свои амбиции и достигая поставленных целей.

Родители Элли были против ее романа с Ноем, аргументируя это тем, что тот совсем не богат и живет без забот о будущем. Узнав о том, что отношения молодых людей развиваются стремительно, они спешно увозят Элли домой в другой город. Это и становится нашей отправной точкой в ответе на вопрос, почему Элли вернулась к Ною: их отношения закончились намного раньше предполагаемой даты и планируемых ими самими событий. Разрыв пары произошел неожиданно и болезненно, что стало для Элли и Ноя незакрытым гештальтом (ситуация, не доведенная до логического окончания и не удовлетворившая все потребности).

дневник памяти чему учит

Второй момент, из-за которого Элли вернулась к Ною, несмотря на свою скорую свадьбу с успешным женихом, – ее постоянный конфликт с родителями. С самого детства они планировали жизнь дочери, далеко не всегда соглашаясь с ее желаниями. Родители следовали принципу «вот так делать правильно, чтобы не совершить ошибок», во многих моментах не учитывая особенностей Элли как личности. Она, в свою очередь, старалась соответствовать «правильному» образу жизни, определенному для нее родителями, но в то же время это порождала внутри нее бунт и несогласие. Возможно, неосознанно, но ей хотелось хоть немного пожить для себя и свободно выбирать то, чего хочется, не ожидая оценок и осуждения.

дневник памяти чему учит

Увидев Ноя после многих лет разлуки, Элли ощутила возможность выйти за рамки ограничений, установленных родителями, и, возможно, впервые сделать выбор в пользу своих желаний, не задумываясь об ошибках и их последствиях. Несмотря на это, хотелось бы отметить, что важным моментом в принятии Элли решения вернуться к Ною и заново строить с ним отношения все же является и то, что мама дала на это свое согласие.

После многих лет жизни «по шаблону» и в страхах совершать ошибки Элли как будто разрешила себе открыто бунтовать и выбрала отношения с Ноем. Отношения, которые будут трудными, но эти трудности она хотя бы выбирает сама.

Источник

Дневник памяти — Квинтэссенция романтики

Что уж тут таить и прикрываться обтекаемыми понятиями – многие из нас ищут в кинематографе сказку – приятную отдушину от повседневной рутины, историю для души. И в этом смысле есть только несколько наиболее очевидных тем, способных с задором играть на скрипке зрительских эмоций. Среди них – трогательные романтические истории, где можно не просто созерцать за передвижениями в кадре отдельных героев, но с молчаливой интригой отождествлять их историю с собственной жизнью. Пожалуй, называть «Дневник памяти» шедевром на все времена будет высокопарно и смело, но, угодить абсолютно всем невозможно, поэтому это достойный вашего внимания фильм – художественная возможность прожить небольшую жизнь за два часа экранного времени. А после или в преддверии прочесть книгу The Notebook Николаса Спаркса.

Принцесса и Нищий — Элли и Ной

Если вы думаете, с течением времени и отходом от феодального строя, понятия бедных и богатых исчезают, то стоит лишь посмотреть по сторонам – все люди не могут жить одинаково, а многие и не хотят чего-то добиваться. Поэтому этот социальный разрыв всегда вызывал живейший интерес у деятелей кино и имел разные выражения, работая сразу на широкую аудиторию – ведь возможность сходить в кино и купить телевизор есть практически у всех. В случае с фильмом «Дневник памяти» 2004, за основу была взята не просто общая концепция, но уже готовое произведение Николаса Спаркса. Согласитесь, мы уже десятки раз лицезрели непростые пересуды влюбленности между богатым мужчиной и девушкой из простой семьи (обычно прислугой – прачкой, гувернанткой, няней) и наоборот. И если опустить то обстоятельство, что многие замужние женщины не прочь хотя бы представить себя в пылких объятьях рабочего с лесопилки сильного и молодого не своего мужчины, фильм ориентирован не только на них.

дневник памяти чему учит

дневник памяти чему учит

дневник памяти чему учит

Американский Юг 1940-х

Почти наверняка, в первый раз вы узнали о фильме «Дневник памяти» благодаря, или красноречиво переданным эмоциям посмотревших, или множественным упоминаниям в сети. И в первом и во втором случае, львиная доля привлекательности картины Ника Кассаветиса основана на великолепно воссозданном антураже американского Юга. Хотя только единицы из нас вообще там были, не говоря уже о разнице исторических эпох, благодаря классике литературы и кино мы, как нам кажется, имеем четкое представление о том, какой должна предстать Северная Каролина образца 1940-1947 г.г. Именно пейзажи: хлопковые поля, затопленные мангровые заросли, монументальные поместья, высокая, по пояс, трава – все это навеивает то самое ощущение настоящего романтизма. Глядя на местные панорамные виды, коими постоянно удовлетворяют творческие потребности небезразличных зрителей, вспоминаешь классические произведения «Хижина Дяди Тома» и «Унесенные ветром», а также знаменитую экранизацию романа Митчелл от 1938 года.

дневник памяти чему учит

Мы так уж устроены, что с большим трепетом воспринимаем истории, подающие отличную от нашего современного мира действительность. И хотя в фильме «Дневник памяти» 2004 г., за исключением редких сцен, не требуется обилие декораций и статистов, картина умело погружает зрителя в описанную эпоху. Нам показывают ожившую американскую глубинку 1940 г. и очень быстро, вслед за героями, мы попадаем в местный парк аттракционов, прогуливаемся по улицам, наблюдаем за пейзажами с заднего сидения автомобиля Ноя (Райан Гослинг). Маленький, уютный городишко предстает во всей своей провинциальной красе. Вместе с этим, фон рассказанной романтической истории постоянно развивается и следует за главными героями. Нас даже забрасывают на поля сражений Второй Мировой (всего несколько скупых сцен, скорее для галочки, но большего, в контексте фильма, и не требуется – в книге военный опыт Ноя также лишь мельком обозначен). Чего стоит только одна короткая, но невероятно атмосферная, с точки зрения воссоздания описываемой эпохи, сцена у крана в Атланте.

Хотя историю любви Ноя и Элли можно было рассказать с минимальным количеством персонажей второго плана, те, что есть, отменно проработаны. Это касается как сценарных дополнений к литературному оригиналу Николаса Спаркса, так и работы костюмеров, гримеров. Надеюсь, вы обратите или уже обратили внимание на множество приятных мелочей, вплоть до нижнего белья героев. Вот как раз так, отчасти, нам и показывают разницу во времени. С реквизитом и автомобилями у проектов такого калибра проблем не наблюдалось, поэтому лишний раз озвучивать не нужно. Важное значение в создании уникальной атмосферы, уделено музыкальному сопровождению – от хорошо знакомых джазовых композиций, до более быстрых предшественников рок-н-ролла. Тот самый случай, когда конкретные исполнения не запоминаются, но трудно себе представить происходящее на экране с немым исключением музыки – она такая же важная составляющая, как актеры или реквизит. дневник памяти чему учит

Ценности в фильме «Дневник памяти»

Речь пойдет не о драгоценностях из золота и камней, но о том, какие идеи картина Ника Кассаветиса продвигает в зрительские массы, чему может научить. Думаю, вне зависимости от того, романтик вы или нет, счастливо живете в браке или все еще холосты, мужчина вы или женщина, строгих нравов или живете разгульной жизнью, фильм не оставит вас равнодушными. В фильме «Дневник памяти» представлены ценности, о которых мы все реже вспоминаем в повседневной жизни, которые, к сожалению, кажутся почти что утопией и, соответственно, часто неоправданно высмеиваются. На самом деле, вот это смешно, когда девушку, не желающую отдаваться через каждому встреченному, и открыто об этом заявляющую, обсуждают и критикуют. Когда тыкают пальцем в парней, не проводящих черту между отношениями и браком.

История Ноя и Элли – это практически беспрецедентный художественный пример многолетней верной любви. Сохранять не просто пресную повседневную верность, а пятьдесят лет не мыслить себя друг без друга – когда супруг и любовник, и лучший друг. Определенную часть времени герои предстают перед нами в пожилом возрасте, и в разрезе этих сцен, начинаешь осмысленно ставить себя на их место, в голове оживают какие-то примеры родственников, друзей. Насквозь, часто используемая как ленивая отговорка, фраза, о том, что каждый найдет в этой истории что-то для себя или о себе – действительно актуальна. Чтобы показать зрителю развитие отношений, их обозримый финал, нас за руку проводят по пяти десятилетиям жизни двух людей с лицами Райана Гослинга и Джеймса Гарнера и Рэйчел МакАдамс и Джиной Роулендс соответственно.

дневник памяти чему учит

Можно правомерно возразить, что главные герои ведут себя не слишком корректно по отношению к другим людям, когда интересы тех встают на пути их совместного благополучия (жених Элли – Лон; Вдова Марта Шоу). И все же это не пример беспринципности, ведь волею судьбы Ноя и Элли разлучали обстоятельства. Хочу провести лирическое сравнение с двумя магнитами. Встретившись однажды, парень и девушка так прижимались друг к другу, что быстро разошлись в стороны, стоило только повернуться на мгновение спиной. Однако теперь всегда, оказавшись рядом, они будут притягиваться друг к другу. Вот такие ценности несет в себе фильм – не забывать дорогих тебе людей, не стремиться к выгодной партии и расчету, принимать во внимание, но осмысливать стороннюю критику.

Женщины чувствуют, когда смотрят в их глаза и видят другую.

Романтика в чистом виде

Название материала под стать — «Дневник памяти – Квинтэссенция романтики». Если опустить многие условности (все не получится), закрыть глаза на тот факт, что многие элементы истории фильма «Дневник памяти» мы могли видеть раньше в литературе и кино, здесь по-детски просто и понятно создано романтическое настроение. Только подумайте, что нам обычно нужно в жанре, и какой набор присутствует в The Notebook.

— Неистово любящее сердце – 2 шт.

— Прогулки по живописным места Северной Каролины

— Романтизированное путешествие на 70 лет в прошлое

— Более удачная партия (провоцирует сомнения) – 1 шт.

— Родители, уверенные в своей правоте – 2 шт.

Доведу мысль до конца – даже если бы герои фильма «Дневник памяти», при том же качестве исполнения, просто наслаждались друг другом на протяжении двух часов (без расставания, пересуд, социального неравенства) – это было бы интересное зрелище. Вы только посмотрите на эти пейзажи. Уже только за одну сцену прогулки на лодке с веслами, хочется стоя аплодировать. Мангровые леса и тысячи белоснежных птиц – это без малого одна из самых красивых сцен в современном кино.

дневник памяти чему учит

дневник памяти чему учит

дневник памяти чему учит

Обычно мы находим культурную ценность в фильмах, толкающих нас на внутренний конфликт, и здесь это присутствует в нужной развитию истории дозировке. Вместе с этим, фильм «Дневник памяти» – это одна большая эмоция, которую воспринимаешь, как принято говорить, сердцем, и не столько головой. И дело не в том, причисляете ли вы себя к романтикам или упертым циникам – если уже смотрите фильм или приняли решение это сделать – значит, вы уже потенциально небезразличны – уже готовы к тому, чтобы несколько часов, а то и дней после просмотра, прокручивать в голове отдельные сцены и идеи. Хочу посоветовать не пропускать диалоги, не халтурить на затраченном времени, иначе вместо целостного эмоционального произведения, вы рискуете получить повод упрекнуть расхожее мнение об очередном «народном шедевре».

дневник памяти чему учит

Post scriptum. В вышедшем в 2012 году фильме «Клятва», героиня Рейчел МакАдамс похожим образом вынуждена восстанавливать воспоминания о своей супружеской жизни. Актрисса ни в коем случае не стала заложницей одной роли, просто примите к сведению.

Интересные факты о съемках «Дневника памяти»

дневник памяти чему учит

Книга «Дневник памяти»

В отзыве на литературный оригинал, я уже пытался дать ответ на вопрос, почему же романтическая проза «The Notebook» Николаса Спаркса стала столь популярной, поэтому сейчас хочу обозначить лишь отличительные моменты в двух произведениях, ведь работу Ника Кассаветиса считаю именно произведением. Нужно отдать должное команде сценаристов, удачно расширивших роман Спаркса. Кто не читал, дам водную мысль – оригинал очень скромный по объему и прочитывается за два часа. А так как переложение написанного на экранное время сопровождается сжатием, то просто необходимо было добавить новые сцены, переосмыслить и дополнить имеющиеся. Расширена сцена первого знакомства героев, приятно добавлены прогулки Элли и Ноя. Большое значение в фильме уделено современной сюжетной ниточке с пожилыми героями. В процессе экранизации также были существенно доработаны образы родителей – как отца Ноя, так и матери и отца Элли.

Самым некорректным, но вполне ожидаемым вопросом будет любопытство узнать, что же лучше – книга или фильм. Я не стал бы выбирать, поставь мне кто-то такое условие и отказываться от одного из вариантов. Наслаждался прозой Николаса Спаркса два раза и трижды погружался в визуальное буйство экранизации. Лишь добавлю, что переложение оригинала получилось очень достойным и в отдельных моментах более эмоциональным. Однозначно советую ознакомиться с обоими произведениями – не пожалеть времени.

Источник

Рецензии на книгу « Дневник памяти » Николас Спаркс

дневник памяти чему учит

дневник памяти чему учит

дневник памяти чему учит

дневник памяти чему учит

Решила прочитать книгу после впечатлившего меня одноименного фильма. На что же я натолкнулась? Вопиющая бездарность. Язык автора крайне примитивен, в описании все строится на наивных клише, характеры героев до тошноты просты. Честно говоря, после прочтения книгу захотелось сжечь. Видимо, после знакомства с действительно стоящей литературой это желание вполне естественно. Хочется снять шляпу перед режиссером и сценаристам фильма «Дневник памяти«, они взяли из этой книжонки только сюжет и не прогадали, браво! Никому не советую портить свой литературный вкус данным произведением.

дневник памяти чему учит

дневник памяти чему учит

Не знаю почему всем так сильно нравится эта книга, на меня она не произвела сильного впечатления. После прочитанных мною отзывов я рассчитывала на что-то большее.

дневник памяти чему учит

Книга очень понравилась. Очень чувственная. Красивое и понятное описание людей, предметов. Я думаю что каждый кто прочтет эту книгу не пожалеет об этом. Спасибо автору за прекрасный ромам о любви.

Захарова Анастасия Владимировна

дневник памяти чему учит

дневник памяти чему учит

Это самое лучшее, что я читала вообще в жизни. После этой книги находишься в прострации. По-моему, я почти всю книгу проплакала.)))

дневник памяти чему учит

Очень трогательный, нежный, грустный роман. Великолепная история любви, «заставляющая» читателей плакать. Экранизирована.
Твердый переплет. Красивая, качественная обложка.

дневник памяти чему учит

Николас Спаркс на мой взгляд не просто хороший писатель, он просто выдающийся писатель каждая его книга пропитана любовью, красотой и тёплым светом. Дневник памяти одна из самых моих любимых книг. В ней говорится о настоящей любви двух любящих сердец которые встретили друг друга пережили испытание любовью и всё таки остались вместе, и ушли вместе.

Книга 10/10 Всем кто не прочитал советую заказать и прочитать эту книгу она должна, нет, просто обязана быть у каждого в доме в домашней библиотеке.

трогательная история о том, как старик Ной каждый вечер читает своей любимой жене, которая больна, её дневник и на несколько минут возвращает ей память.

дневник памяти чему учит

дневник памяти чему учит

дневник памяти чему учит

Источник

Любимое кино. Дневник памяти

Если ты – птица, то и я – птица

дневник памяти чему учит

Разыгравшись в прибрежных волнах и любуясь летающими над океаном чайками, девушка спрашивает своего парня: «Как ты думаешь, в другой жизни я могла бы стать птицей. В смысле реинкарнации». «Не знаю», – отвечает юноша. «Скажи, что я птица!» – приказывает крутящаяся в воде девушка. «Не скажу». – «Скажи, что я птица». – «Хватит!» – «Скажи!» – «Нет!» – «Скажи!» – «Ты – птица». Они целуются. «А теперь скажи, что ты тоже птица», – продолжает шутить героиня. «Если ты – птица, то и я – птица», – неожиданно серьезно отвечает ее любимый.

У разных людей разные культовые фильмы. Поклонники фантастики обожают «Звездные войны», любители сказочных фэнтези с удовольствием пересматривают «Бесконечную историю», американские патриоты-милитаристы знают наизусть «Красный рассвет»… А у западных поклонниц романтических историй вот уже десять лет любимая картина – вышедший в 2004 году «Дневник памяти» Ника Кассаветиса, поставленный по одноименному роману Николаса Спаркса.

«Дневник памяти» не был первой книгой, сочиненной Спарксом. Он пристрастился к писательству, когда в 1985 году во время студенческих летних каникул залечивал дома ногу, поврежденную на тренировке по бегу (Ник сочетал учебу в бизнес-школе со спортом, поскольку попал в колледж благодаря легкоатлетической стипендии). За свое первое лето без спорта Спаркс сочинил роман под названием The Passing (это заглавие нельзя точно перевести без знания содержания книги), но опубликовать его так и не решился, сочтя свое творение недостойным чужих глаз.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Несколько лет спустя Спаркс написал еще одну книгу, но не издал и ее. Тем не менее 1989-й все же стал одним из счастливейших в жизни писателя, поскольку в тот год Николас женился на девушке, с которой познакомился всего годом ранее. Тогда же он набрел на сюжет книги, в дальнейшем названной «Дневник памяти».

Дело было так. В день свадьбы Спаркса дедушка и бабушка невесты из-за болезни не смогли явиться на церемонию, и на следующий день жена Николаса уговорила его вновь надеть смокинг и съездить к ее родственникам, чтобы показаться им во всей красе. Когда Спаркс познакомился с пожилыми членами теперь уже его семьи, он был поражен тем, что после шестидесяти лет брака они все еще любят друг друга так нежно и трепетно, как в день их признания в любви. Такие пары были редкостью даже в сравнительно консервативных кругах, в которых Спаркс в то время вращался, и Николас сделал себе мысленную пометку: «Разузнать побольше о дедушке и бабушке и сделать их главными героями моей новой, романтической книги».

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Тогда, правда, времени на новый роман у Спаркса не нашлось. Ему надо было найти серьезную, надежную работу, чтобы содержать семью, и он создал маленький бизнес по производству ортопедических товаров. Три года спустя Спаркс продал свою компанию и переключился на более прибыльную торговлю лекарствами.

О литературе, однако, он не забыл. Урывая то тут, то там свободное время, он изучал женину семейную историю и понемногу сочинял «Дневник памяти», отчасти биографический, отчасти вымышленный. Фантазии и реальность в книге были столь тесно переплетены, что позднее, когда «Дневник» стал бестселлером, Спаркс не раз просил поклонников ни в коем случае не думать, что Ноа и Элли – точные портреты его родных. «В них есть черты реальных людей, но они прежде всего вымышленные персонажи», – настаивал писатель.

Закончив наконец «Дневник» в 1994 году, Спаркс послал его в литературное агентство. Поскольку имя писателя никому ни о чем не говорило, роман отправился прямиком в «мусорную стопку» (то есть в кучу, куда в агентствах и издательствах складывают присланные самотеком рукописи), и там бы, наверно, и сгинул, если бы его не приметила агент Тереза Парк. Будь она мужчиной, пафосная и сентиментальная романтическая сага, вероятно, не привлекла бы ее внимания. Но Парк была женщиной, и «Дневник» настолько ее очаровал, что она предложила Спарксу свои услуги и год спустя «выбила» аванс в миллион долларов из издательства Time Warner Book Group. Для Николаса это была совершенно непредставимая сумма – в то время он зарабатывал всего около 30 тысяч долларов в год!

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Потенциальные бестселлеры попадают на голливудские киностудии задолго до их появления в продаже, и их порой покупают для экранизации еще до того, как становится известно, заинтересовал ли роман читателей. Так вышло и с «Дневником памяти». Книга появилась в продаже в октябре 1996 года, а работа над сценарием экранизации началась в марте того же года на студии New Line Cinema, где роман привлек внимание топ-менеджера Линн Харрис и продюсера «Человека дождя» Марка Джонсона.

Но, как говорится, скоро сказка сказывается, а сценарии в Голливуде пишутся годами. Первый текст, представленный на суд продюсеров, их не устроил, так как нанятый ими сценарист слишком далеко ушел от исходного романа. Поэтому студия сменила автора, потом еще одного и еще одного…

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

За годы, прошедшие со времени покупки прав на «Дневник», книга стала американским бестселлером, и Спаркс полностью посвятил себя сочинению романтических историй, некоторые из которых также были приобретены голливудцами. Так, «Послание в бутылке» вышло в прокат в 1999 году, а «Спеши любить» – в 2002-м. New Line Cinema же продолжала «рожать» «Дневник». Который, впрочем, требовал от экранизаторов куда больших усилий, чем некоторые другие книги Спаркса, поскольку охватывал несколько десятилетий истории Америки и судьбы главных героев. Тогда как действие, например, «Спеши любить» развивалось в течение всего нескольких месяцев.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Сменив нескольких сценаристов и потенциальных режиссеров (в числе последних был сам Стивен Спилберг!), «Дневник» в 2002 году попал в руки сценариста «Легенды Баггера Ванса» и «Дон Жуана де Марко» Джереми Левена и режиссера успешного триллера «Джон Кью» Ника Кассаветиса. Сын культового артхаусного постановщика Джона Кассаветиса, Ник был ньюйоркцем до мозга костей, и со стороны казалась странной его готовность работать над фильмом о глубинке американского Юга, у жителей которого с северянами-янки многовековая вражда. Но Кассаветис и продюсеры фильма были уверены, что взгляд чужака будет более свежим и оригинальным, чем взгляд южанина, привыкшего к красотам Северной и Южной Каролины.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Благодаря энергичности и заинтересованности Кассаветиса проект сдвинулся наконец с мертвой точки, и режиссер вскоре перешел к кастингу. До его прихода в картину продюсеры планировали взять на роль главного героя в молодости Тома Круза или Джастина Тимберлейка, но постановщик видел, что Ноа – парень не только романтичный и преданный, но еще и сумасбродный, рискующий жизнью при первой же встрече с Элли, чтобы пригласить ее на свидание (парень забирается на колесо обозрения и висит на руках на вершине аттракциона). Поэтому Кассаветису нужен был не обычный голливудский красавчик, а привлекательный, но также смурной и немного замкнутый парень с «сумасшедшинкой» в глазах.

Перебрав потенциальных кандидатов, Кассаветис остановился на Райане Гослинге, и его ничуть не смутило то, что канадский актер в то время был более всего известен по скандальному фильму о скинхеде-еврее «Фанатик» (2001) и по роли Геракла в фэнтези-сериале «Молодость Геракла» (1998-1999), приквеле куда более успешных и популярных «Удивительных странствий Геракла» с Кевином Сорбо.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

В сущности, Кассаветис хотел проделать с Гослингом то же, что ранее проделал Джеймс Кэмерон с Леонардо Ди Каприо на съемках «Титаника». То есть взять серьезного, преданного искусству молодого актера, предпочитающего яркие характерные образы, и позволить ему расцветить своим талантом и своей харизмой романтическую роль, которая в исполнении записного героя-любовника вышла бы плоской и примитивной. Студия была против приглашения едва известного зрителям исполнителя, но постановщик настоял на своем.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Еще менее известной была актриса, взятая на роль Элли в молодости. Соотечественница Гослинга Рэйчел МакАдамс выросла в Канаде в тех же краях, что и Гослинг (они даже родились в одной и той же больнице!), но до съемок «Дневника памяти» они ни разу не пересекались. Публика же на момент кастинга знала девушку лишь по второстепенной роли в пошлой фарсовой комедии «Цыпочка» с Робом Шнайдером и Анной Фэрис. Тем не менее, когда она явилась на прослушивание, Кассаветис сразу увидел «искру» между ней и Гослингом, и он предпочел канадку таким звездам, как Бритни Спирс, Риз Уизерспун и Джессика Бил.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Что до Ноа и Элли в старости, то их найти было проще. Голливудский ветеран Джеймс Гарнер из «Большого побега» и «Виктора/Виктории» был очевидным кандидатом на роль состарившегося красавца. Пожилую же Элли Кассаветис знал с рождения. Он доверил этот образ своей матери-актрисе Джине Роулендс, двукратной номинантке «Оскара» за фильмы ее мужа Джона Кассаветиса «Глория» и «Женщина под влиянием».

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Также в картине сыграли трехкратная номинантка «Оскара» за роли второго плана Джоан Аллен («Никсон», «Претендент», «Суровое испытание»), Джеймс Марсден (Циклоп из «Людей Икс»), номинант «Оскара» за «Парней что надо» Сэм Шепард и будущая звезда сериала «Красавцы» Кевин Коннолли.

Как и режиссер, Гослинг и МакАдамс были очень далеки от культуры Юга (тем более от культуры довоенного Юга), и им надо было специально готовиться к исполнению своих ролей. Поэтому Гослинг до начала съемок два месяца прожил в Чарльстоне, старейшем городе Южной Каролины, и научился делать мебель (его герой происходит из семьи мастеровых). Один из сделанных им столов был использован при оформлении декорации. МакАдамс также провела несколько подготовительных недель в Чарльстоне, осваивая балетные па и светский этикет, необходимые для изображения девушки из состоятельной семьи.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Гарнер, напротив, был настолько уверен в себе и настолько безразличен к «вхождению в образ», что он даже не захотел обсуждать с Гослингом их общего персонажа. Его позиция была предельно простой: «Вся Америка знает меня таким, какой я есть, и было бы глупо, если бы я на старости лет вдруг начал выделываться. Поэтому я сыграю Ноа так, как привык играть, а если вы, молодой человек, хотите под меня подстроиться, то подстраивайтесь – это ваше с режиссером дело». И Гослинг так и поступил – он даже надел коричневые контактные линзы, чтобы больше походить на Гарнера, чьи карие глаза в то время были куда известнее, чем голубые глаза Гослинга. МакАдамс, кстати, на такую «жертву» не пошла, и внимательные зрители давно заметили, что у молодой и пожилой Элли глаза разного цвета.

Действие книги Спаркса преимущественно развивалось в Северной Каролине, но Кассаветис счел, что Южная Каролина живописнее и романтичнее, и окрестности Вильмингтона были заменены на окрестности Чарльстона. Съемки проходили в тех же краях, которые перечислялись в сценарии, но не совсем в тех же местах. Например, побережье Южной Каролины снималось не в городке Сибрук-айленд, а в городке Вадмалав-айленд, который находился чуть ближе к базе голливудцев в Чарльстоне.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Почему слово «база» без кавычек? Потому что для производственных нужд студия сняла Чарльстонскую военно-морскую базу и верфь, закрытые в 1990-х после завершения холодной войны. Сейчас это здания для коммерческой аренды, а в 1960-х, 1970-х и 1980-х там обслуживали атомные подводные лодки и всевозможные надводные военно-морские корабли.

По своей сути «Дневник памяти» был эпическим повествованием, охватывающим десятилетия любви главных героев и их борьбу со всевозможными напастями – от неодобрения родителей в молодости до старческого маразма в конце жизни (фильм называется «Дневник памяти», поскольку пожилой Ноа читает любимой свой дневник, чтобы помочь Элли вспомнить все, что отняла у нее болезнь). Большинство сцен картины, однако, были отнюдь не размашистыми, а интимными, с минимумом действующих лиц и максимумом внимания к тонким нюансам актерской игры.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Чтобы отслеживать эти нюансы, Кассаветис следил за актерами не из-за режиссерского монитора, а сидя вплотную к ним, за самым краешком кадра. Поначалу звезд фильма смущало, что режиссер чуть ли не вторгается в их личное пространство, но вскоре они к этому привыкли, и им даже нравилось, что от внимания Кассаветиса не ускользает ни одна мелочь и что это позволяет сделать их сцены сильнее и отточеннее.

С кем у Гослинга и МакАдамс были серьезные проблемы, так это друг с другом. Хотя в кадре проскакивающая между ними «искра» казалась любовной, на самом деле это была «искра» ненависти. Звезды ругались со страстью героев мексиканских сериалов, и они настолько друг друга терпеть не могли, что Гослинг однажды попросил, чтобы во время съемок его крупных планов ему за кадром помогала не МакАдамс, а ее дублерша – дабы свести общение с партнершей к минимально необходимому.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Правда, в полном соответствии со стереотипом «от ненависти до любви один шаг» актеры в дальнейшем завели роман и прожили вместе два года. Но это уже было после выхода «Дневника», когда Гослинг в 2005 году решил, что зря собачился с МакАдамс (их споры были преимущественно профессиональными), и извинился перед ней. А потом пошло-поехало…

Обошедшийся New Line Cinema в 29 миллионов долларов «Дневник памяти» вышел в прокат 25 июня 2004 года, и хуже даты было придумать невозможно. В тот же день до зрителей добрался знаменитый документальный фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», и вся Америка была поглощена спорами о войне в Ираке, терактах 2001 года и правительстве Джорджа Буша-младшего. Пробиться сквозь стену политических дебатов у скромного, лишенного суперзвезд «Дневника» не было никаких шансов.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Однако он все же пробился. По мнению Кассаветиса, его картину спас Facebook – точнее, общительные и сентиментальные пользовательницы социальных сетей, которые с удовольствием рекомендовали друг другу «Дневник» как новый романтический суперфильм вроде «Титаника», но без назойливых спецэффектов, тонущих лайнеров и доблестных оркестрантов, отвлекающих от романа центральных персонажей. Поэтому картина дебютировала лишь на четвертом месте в понедельных сводках проката, но в итоге собрала в мире вполне достойные 115 миллионов долларов. Также она превосходно продавалась на видео – не только как кино, но и как лекарство от душевной боли и от временного неверия в настоящую любовь, такую же сильную, как у героев Гослинга и МакАдамс.

Понятно, наибольшим спросом фильм пользовался среди девушек-подростков, и в 2005 году картина собрала внушительные восемь наград церемонии Teen Choice Awards, присуждаемых на основе опросов ребят с 13 до 19 лет. В частности, подростки назвали «Дневник» лучшим фильмом для свиданий и особо отметили экранную «искру» Гослинга и МаакАдамс, не зная, что на самом деле звезды на съемочной площадке были готовы друг друга растерзать.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

дневник памяти чему учит

Профессиональные критики были к картине далеко не столь благосклонны. Им не хотелось высоко оценивать кино, которое было ближе к «мыльной опере», чем к полноценной, глубокой мелодраме. Однако и профессионалы не отрицали, что Гослинг и МакАдамс играют как настоящие звезды и что в будущем они могут быть достойны самых высоких похвал и наград, если будут сниматься в более тонком кино. И действительно, Райан Гослинг уже в 2007 году был номинирован на «Оскар» за драму об учителе-наркомане «Полу-Нельсон». А вот Рэйчел МакАдамс на главную голливудскую статуэтку или на номинацию на нее пока что не наиграла.

Что до ставшей популярной цитатой фразы «Если ты – птица, то и я – птица», символизирующей вечную любовь и готовность на все ради любимого человека, то она чуть не поставила продюсеров в тупик. Но потому, что Гослингу трудно было ее произнести, а потому, что она была частью ключевой художественной конструкции фильма, требующей от героев несколько раз появиться в кадре совместно со стаями птиц (пока герои олицетворяли себя с птицами на словах, режиссер делал это визуально).

Ничего сложного? Наоборот, исключительно сложно. Ведь птицы в большинстве своем глупые создания, и они плохо поддаются дрессировке. Особенно когда для съемок нужно управлять целой стаей, а не одной, специально отобранной суперумной особью. «Птичьи» сцены считались настолько сложными, что студия была готова вырезать их из сценария и навязать персонажам проще реализуемое сравнение.

Кассаветис, однако, настоял на птицах, и в итоге пришлось специально для «Дневника» вырастить прямо из яиц целую стаю лебедей, которые не боялись людей, работавших над фильмом, и подчинялись нескольким простым командам. Это была долгая и трудоемкая работа ради нескольких экранных минут. Но чего не сделаешь ради одной из самых романтичных картин XXI века!

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *