дневные раны сном лечи а завтра быть тому что будет
Не рассуждай, не хлопочи…
Не рассуждай, не хлопочи —
Безумство ищет — глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему — то будет…
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу —
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава Богу!
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Мудрое стихотворение Федора Тютчева, которое избавит от тревог в трудное время
Стихотворение, которое поможет пережить трудные дни.
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels
Когда в жизни наступает черная полоса, бывает очень сложно держать себя в руках и не впадать в кромешное отчаяние. Но, как и всегда в трудных ситуациях, на помощь душе приходит поэзия. У Федора Тютчева есть небольшое, но точное стихотворение, которое полезно перечитывать в сложные дни, чтобы стало легче.
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!»
Не рассуждай, не хлопочи. Безумство ищет, глупость судит
Тютчев призывает читателей спокойно относиться к происходящему в жизни: не стоит слишком много думать о причинах своих бед и тем самым загонять себя в ловушку собственных мыслей. Не стоит и излишне суетиться. И уж тем более не нужно никого осуждать — это только тратит эмоциональные ресурсы.
Да, советы могут показаться сомнительными, но осознание их правильности приходит с опытом.
«В пору юношеского максимализма мне эти стихи казались гимном унылых, инертных людей. А в понедельник мне поставили диагноз — онкология, и почему-то вспомнились эти стихи, и сейчас они для меня — гимн каждому прожитому дню», — пишет пользовательница NadinSB.
Дневные раны сном лечи, а завтра быть чему, то будет
Чему быть, того не миновать. Нет смысла долго заниматься самоедством перед сном, прокручивая в голове невзгоды прошедшего дня и с тревогой предвкушая день завтрашний. Назойливые мысли никак делу не помогут, а лучшее решение проблем может прийти только на свежую голову. Да и неразумно бояться того, чему все равно суждено произойти.
«Страх кончается там, где начинается неизбежное», — писал Пауло Коэльо в романе «Пятая гора».
Живя, умей все пережить: печаль, и радость, и тревогу
Жизнь становится яркой только тогда, когда человек испытывает весь спектр эмоций — не только положительные. И потом: невозможно ведь все время радоваться. Но с эмоциями нужно уметь справляться. Если человеку грустно, печаль не должна лишать его возможности функционировать: мудрые люди дают себе прожить, отрефлексировать свою тоску.
Может показаться, что лучше уж жить вовсе без эмоций, чем испытывать душевную боль, но это отнюдь не так.
«Я ничего не чувствую. Не испытываю ни к кому любви, не чувствую радости, нет боли. Эмоции будто закончились. От проблем хочется отгородиться, ничто не вызывает слез и переживаний. Просто бесконечная усталость от всего и безразличие. Как жить с таким положением вещей?» — жалуется пользовательница Кукушка на женском форуме.
Чего желать? О чем тужить? День пережит — и слава богу!
Вряд ли существует человек, способный искренне радоваться всему и всегда. Но даже у самого страшного дня есть неоспоримое преимущество: рано или поздно он заканчивается.
«Осознавая, что у жизни в запасе всегда есть худшие варианты, чем ваш нынешний, можно всегда радоваться настоящему», — пишет психолог Александр Сивяш в своей книге «Как быть, когда все не так, как хочется».
Сложно вот так, по щелчку пальцев, начать принимать со смирением все происходящее в жизни. Но это навык, которому необходимо учиться: только так можно сохранить психологическое здоровье и благополучно выбраться из черной полосы.
Противоположности
«Не рассуждай, не хлопочи.
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Она хоть жила, эта жизнь,
Но брать дает свое.
Мы у нее одни, но мы
На службе у нее.
Ты подрядился за пятак?
Служи, не смей роптать.
И не косись на богача,
А научись мечтать.
Кто миллионщик, кто лакей,
Ко всем она равна.
И жалует сполна того,
Кто требует сполна.» (Р. Бернс)
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Имя на поэтической поверке. Фёдор Тютчев
Удивительное дело, но в России это четверостишие, знают большинство людей,
если не все:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
28 ноября 1866 год
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
1828
В поэзии Фёдора Тютчева нет непроходимой грани между человеком и природой, они почти тождественны, что видно в стихотворении:
На слова глубокой любовной лирики Фёдора Тютчева создан романс, который у многих россиян на слуху, музыка композитора Петра Булахова:
К. Б.
Баронессе Крюденер
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
26 июля 1870
Эти строки посвящены Амалиифон Лерхенфельд, а история их создания такова:
…в русскую миссию в Мюнхене прибыл молодой дипломат Фёдор Тютчев. Ему 18 лет. Он успел за 2 года окончил Московский университет. На одном на одном из светских раутов Фёдор встречает очаровательную Амалиюфон Лерхенфельд, побочную дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III. Амалия поразила его своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Тютчев околдован зачарован. В 1826 году он женился на Элеоноре Петерсон, а Амалия становится женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона Крюденера.
…Тютчеву уже 67 лет. Он едет на лечение в скучный Карлсбад и вдруг – новая встреча с Амалией. Казалось бы, встретились два старых человека: всё прошло, всё в прошлом, …но чувства, волей случая, воплотились в словах знаменитого романса.
Немало стихов Фёдора Тютчева проникнуты горячий любовью к Родине и народу:
Не поймёт и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удручённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
13 августа 1855
Стихотворение это написано за 6 лет до отмены крепостного права.
Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провёл в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета, поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене– столице тогдашнего баварского королевства. Затем служил в Италии, в Турине. В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал её. В Мюнхене приобщился к немецкой идеалистической философии, сошёлся с философом романтиком Фридриха Шиллера, а также со свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне и переводил его стихи на русский язык.
Однако призвание известность приходит к Фёдора Тютчева гораздо позже, после его возвращения на родину, в пятидесятых годах, когда о поэте восхищённо отозвались Николай Некрасов, Иван Тургенев, Афанасий Фет, Николай Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворенийв 1854 году.
И все же Фёдор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставались на государственном посту. Вернувшись в России Фёдор Иванович служил в Министерстве иностранных дел, цензором и председатель комитета иностранной цензуры.
На своём посту Фёдор Тютчев не разрешил распространить в России «манифест Коммунистической Партии» на русском языке, заявив «…кому надо, прочитают на немецком». В трактате «Россия и Запад», задуманного им под впечатлением революционных событий во Франции 1848 49 годов Фёдор Тютчев создаёт своего рода образ тысячелетней державы России.
Излагая в своё «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал её, «православный характер». В статье «Россия и революция» Фёдором Тютчевым была проведена мысль, что «в современном мире существует только две силы: Революционная Европа и консервативная Россия». Тут же излагалась и идея создания союза славянско-православных государств под эгидой России.
После её смерти, через 10 месяцев, в 1839 году, второй женой поэта стала Эрнестина Дернберг (урождённая Пфефель),родившая ему ещё троих детей.Но и ей он изменял в течении 14- лет, с другой возлюбленной Еленой Денисьевой, которая была ровесницей его дочери, училась с ними в Смольном институте и работала в семье Тютчевых –гувернанткой.
Пушкин – радуга по всей земле,
Лермонтов – путь млечный над горами,
Тютчев – ключ, струящийся во мгле,
Фет – румяный луч во храме.
Фёдор Тютчев был,наряду с Пушкиным, любимым поэтом Льва Толстого. Его высоко оценил Владимир Ленин, и как утверждают современники, в минуты отдыха любил читать его стихи. Всего Фёдор Иванович Тютчев, написал немного более чем 400 стихотворений.
При чтении стихов Фёдора Ивановича от большинства его произведений веет молодостью, неистребимым жизнелюбием, музыкальностью поэтического стиля.
Из поэтического наследия Фёдора Тютчева
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
1836
* * *
Как этого посмертного альбома
Мне дороги заветные листы,
Как все на них так родственно-знакомо,
Как полно все душевной теплоты!
Как этих строк сочувственная сила
Всего меня обвеяла былым!
Храм опустел, потух огонь кадила,
Но жертвенный ещё курится дым.
1 марта 1867
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвётся обожать.
3 ноября 1864
***
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
27 февраля 1869
* * *
Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать,-
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;
От чувства затаённой злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир;
От желчи горького сознанья,
Что нас поток уж не несёт
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперёд;
Ото всего, что тем задорней,
Чем глубже крылось с давних пор,-
И старческой любви позорней
Сварливый старческий задор.
Начало сентября 1866
* * *
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело.
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой.
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
Не позднее апреля 1858
* * *
Не рассуждай, не хлопочи.
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
* * *
Когда на то нет божьего согласья,
Как ни страдай она, любя,-
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Не может выстрадать себя.
Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови.
Он милосердый, всемогущий,
Он греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.
12 января 1865
***
Не рассуждай, не хлопочи.
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Живи, умей всё пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чём тужить?
День пережит – и слава Богу!
1850г.
«Не рассуждай, не хлопочи…»
Не рассуждай, не хлопочи —
Безумство ищет — глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему — то будет…
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу —
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава Богу!
Другие редакции и варианты
3 [Дневную боль проспи в ночи]
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 28. Л. 6 об.
4 А завтра быть тому, что будет.
Совр. 1854. Т. XLIV. С. 56 и след. изд.
6 Несчастья, радость и тревогу.
Москв. 1851. № 22. Кн. 2. С. 220.

КОММЕНТАРИИ:
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 28. Л. 6 об.
Списки — Сушк. тетрадь (с. 47); Альбом Тютчевой (с. 92); Муран. альбом (с. 55).
Первая публикация — Москв. 1851. № 22. Кн. 2. С. 220; затем — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 56; Изд. 1854. С. 136; Изд. 1868. С. 160; Изд. СПб., 1886. С. 155; Изд. 1900. С. 174.
Печатается по автографу.
Автограф черновой, с исправлениями. Зачеркнуто: «Дневную боль проспи в ночи», сверху надписан окончательный вариант строки: «Дневные раны сном лечи». Восклицательный знак в конце стихотворения сближается по написанию с вопросительными знаками в 7-й строке, что может объясняться созданием вопросительно-восклицательной интонации или инерцией написания. Энергия движения мысли, собирающая воедино афористично законченные высказывания, передана с помощью тире (в конце 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 6-й, середине 2-й, 4-й (после «чему»), 8-й строк). С прописной буквы написаны «Глупость», «Судит», «Завтра», «Печаль», «Радость», «Тревогу», «Слава Богу». Слово «все» подчеркнуто. Отсутствует деление на строфы, что нашло отражение в ряде изданий: Москв., Совр., Изд. 1854, Изд. 1868.
Текст стихотворения написан на второй странице пригласительного билета на имя Ф. И. Тютчева. Церемониймейстер граф А. М. Борх (1804–1867) и его жена графиня С. И. Борх (1809–1871) просили поэта «оказать им честь отобедать у них в четверг 6 июля в 5 ½ часов» (пер. с фр.: Чулков II. С. 320.). Приглашение было отослано 3 июля 1850 г., что дает возможность для предположительной датировки — начало июля 1850 г.
В Москв. (ценз. пом.: ноября 15 дня 1851 г.) опубликовано под заглавием «Совет» и подписано «Ф. Т.». Вместо «печаль» в 6-й строке поставлено «несчастья». Изменена пунктуация. Тире сохраняется лишь в последней строке (перед «слава Богу!»). Появляется восклицательный знак в конце 1-й строки.
В Совр. печатается в общей подборке стихотворений Тютчева под номером «LXXXIX». Изменен вид 4-й строки: «А завтра быть тому, что будет». Редактор отказывается от восклицательной интонации в 1-й (Москв.) и последней (автограф) строках. 1-я строка завершается многоточием, 4-я — тютчевским двоеточием, которого не было в Москв. В конце стихотворения поставлена точка. Последующие издания в основном повторяют текст Совр.
В Изд. 1854 помещено в контекст стих.: «Два голоса», «Дума за думой, волна за волной…», «Уж третий год беснуются языки…», «Рассвет», написанных в 1850 г. С указанием даты: «1850» появляется в Изд. СПб., 1886, здесь же впервые оно разделяется на 2 строфы, что было поддержано поздними изданиями.
Стихотворение часто цитировалось И. С. Тургеневым в письмах к А. А. Фету, Я. П. Полонскому, Ж. А. Полонской, М. Г. Савиной. «…«Не хлопочи», — сказал мудрец Тютчев, — «безумство ищет»… придет час, придет случай, и прекрасно. А метаться навстречу часа, навстречу случая — безумство», — советует Тургенев Фету в письме от 16 июля 1860 г. (Тургенев. Т. 4. С. 109). Особую актуальность для Тургенева приобрело в 1882 г. (время болезни писателя и безотрадного душевного состояния).
Критиками по-разному оценивалось отношение поэта к Богу и миру, высказанное в стихотворении. А. Круковский решил, что «под влиянием близости к природе» в душе поэта развился «своего рода фатализм, слабое доверие к силам и способностям человека». «…Выражением этого бессилия ума и воли, подавляемых внешними силами, является небольшое восьмистишие, которое может быть рассматриваемо как своего рода поэтическое исповедание Тютчева». Вывод стих. «Не рассуждай, не хлопочи…» представлялся критику «безотрадным», но «неизбежным» «для того, кто видит в человеке и его могучей мысли лишь слабое отражение игры «внешних тайных сил…» (А. Круковский. Поэзия Ф. И. Тютчева // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1910. Октябрь. С. 182–183). А. Г. Горнфельдом оно также рассматривается как выражение житейской философии Тютчева, но силой, захватывающей и покоряющей поэта, мыслится здесь «мир мелких человеческих интересов» (Горнфельд. С. 7).
Напротив, священник В. Беседа в работе «Религиозные мотивы в поэзии Тютчева» увидел в этом восьмистишии «урок христианского повседневного настроения»: «Прекрасно стихотворение, в котором выражается истинно Евангельский взгляд на то, в каком настроении должны мы проводить дни своей земной жизни:
Не рассуждай, не хлопочи…
Как это напоминает знаменитое Златоустовское «слава Богу за все», сказанное на вечере его жизни!
Раны дневные лечи сном, забыв в нем все накопившееся днем раздражение против людей и неблагоприятных жизненных обстоятельств и не разжигая в себе духа злобы на всех и все. Предайся на завтра в волю Божию; ничего не желай и ни о чем не тужи, а за прошедшее, хорошо ли оно или худо, благодари Бога. Ведь в этих словах идеал совершенной преданности Божественному Провидению» («Странник. Духовный журнал современной жизни, науки и литературы». Петроград, 1915. Март. С. 391).
Разночтения в трактовке основных выводов стихотворения могут объясняться созвучием последнего не только философии христиан, но и мироощущению античных стоиков.
Тематически произведение Тютчева соотносится с пушкинским «Если жизнь тебя обманет…» (1825). Общими являются вопрос о приятии-неприятии жизни, форма совета, продуктивная для выражения философии поэта. Стихотворения отличаются по тональности. Мягкая проповедь смирения уступает у Тютчева место призыву к мужественному терпению и стойкости (А. М.).







