до середины xix в царило общее убеждение что философия

Философия в системе культуры. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство.

Очевидно, что понятие «культура» более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духов­ной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура — не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура — это именно то, что отличает человека от животных.

Философия – это особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.

Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа – закрепление сложившихся традиций и норм.

Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как «любовь к мудрости». Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин «любомудр», т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть «царица наук».

Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.

Философия и наука. Несмотря на то, что философия представляет собой область теоретического знания в строгом смысле слова ставить ее в один ряд с другими науками нельзя. Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию истины. Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Однако, даже самая высокоразвитая наука (напр. современная физика), обладающая огромными теоретическим потенциалом, включающая в себя самостоятельные науки – все же остается частной наукой. Ее предмет – конкретная область действительности. Философия как уже было рассмотрено исследует мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе. Научное знание в основе своей стремиться к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) одно из основных понятий. Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина.

Философия и религия. Религиозная и философская картины мира, во многом находятся на одной ступени, поскольку представляют собой фундаментальные мировоззренческие представления. И та и другая стремятся понять мир как целое, в его единстве и многочисленных противоречиях. Однако, в отличие от философии, которая опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира, религия главным своим методом делает веру. В основе религиозной картины мира лежит Бог, бытие которого несомненно, в то время как в философии в основе мироздания может лежать безличное начало, или вообще быть несколько начал.

Философия и искусство. Являясь духовным выражением человеческой деятельности и философия и искусство пытаются понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека, понять мир как невыразимый полностью на языке логических понятий и рациональных схем. Однако, если в искусстве доминирующую роль приобретает именно художественное переживание, то в философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир.

Источник

А) Аристотелем

В) диалектическим

16. «Осевое время», охватывающее период между 300 и 200 гг. до н.э., является, по мнению К.Ясперса.

а) переходом от дикости к варварству

б) моментом начала распада общечеловеческой культуры на культуры локальные

В) началом единой мировой истории человечества

г) переходом от модерна к постмодерну

17. Понимание времени как безотносительной к чему бы то ни было текучести, равномерной длительности, характерно для ____________ концепции.

А) субстанциальной

18. Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек-мир» является отличительной особенностью.

Г) философии

19. Античная философия включает в себя.

а) только древнеримскую философию

б) древневосточную философию

в) только древнегреческую философию

Г) древнегреческую и древнеримскую философию

А) царица наук

б) бесполезная мудрость

г) служанка религии

21. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как…

Г) эстетика

а) монистов и дуалистов

б) сенсуалистов и рационалистов

В) материалистов и идеалистов

г) диалектиков и метафизиков

23. Для эпохи Возрождения характерен.

Г) антропоцентризм

24. Понимание человека как микрокосма характерна для.

а) философии Нового времени

б) средневековой философии

в) современной философии

Г) античной философии

25. Воля отождествляется с «неисповедимыми силами» космической первоосновы мира в философии.

Г) А. Шопенгауэра

26. К производственным отношениям относятся.

а) отношения между поколениями

б) межнациональные отношения

в) межличностные отношения

Г) отношения распределения продуктов производства

ТЕСТ №24

1. «Цель оправдывает средства» – считают представители.

А) прагматизма

2. К биологизаторским концепциям сущности человека относится.

А) социал-дарвинизм

3. Системно-рационализированное мировоззрение называют.

Б) философией

4. Перенос центра тяжести на изучение субъекта и его деятельности происходит в.

А) немецкой классической философии

б) философии XVII века

в) философии марксизма

г) философии Просвещении

5. Выдающимся представителем этапа патристики является.

Г) Августин Аврелий

6. Понимание времени как безотносительной к чему бы то ни было текучести, равномерной длительности, характерно для ____________ концепции.

В) субстанциальной

7. Философия отличается от религии тем, что она.

а) является формой мировоззрения

Б) является теоретической формой освоения мира человеком

в) вырабатывает определенную систему ценностей

г) исследует проблему смысла жизни человека

В) онтология

9. Современный этап в развитии культуры характеризуется.

а) медленными темпами смены систем ценностей

б) расцветом локальных культур

В) созданием глобальной коммуникационной сети

г) отсутствием опоры на традиции

10. Источником всякого отчуждения, по Марксу, является.

б) превращение результатов личного творчества во всеобщее достояние

в) перенос представлении о человеке во внеличную сферу, персонифицированную в Боге

Источник

СГА, ГЭТИ экзамены, зачеты, штудирование и модульные тесты

Поиск по сайту

Смысл жизни человека в отечественной религиозной философии трактуется как

жизнь во благо других людей, человечества
229. Смысл категорического императива И. Канта выражен в суждении
«человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»
230. Современная философия наиболее тесно связана
с наукой
231. Современная философия наиболее тесно связана с
наукой
232. Современная философия, отрицающая разумность мира, его закономерный характер, характеризуется как
иррационалистическая
233. Согласно __________ подлинным существованием обладают единичные вещи, а общие понятия – это «имена» для их обозначения
номинализму
234. Согласно Пармениду бытие есть
то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо
235. Согласно Пармениду, бытие есть
то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо
236. Согласно Ф. Аквинскому бытие и сущность
совпадают в Боге
237. Согласно Ф. Аквинскому, бытие и сущность
совпадают в Боге
238. Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, то есть философом, был
Пифагор
239. Согласно современным научным представлениям прародиной человека является
Африка
240. Согласно учению Канта, время – это
априорная форма чувственности
241. Содержание ____________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов
аксиологической
242. Создание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» связано с именами
Д. Дидро и Д¢Аламбера
243. Создание первой философской системы в России связано с именем
В. Соловьева
244. Создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания связано с _____________ функцией философии
эвристической
245. Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является
Т. Мор
246. Создателем первой философской системы Античности является
Платон
247. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был
Соловьев В.С.
248. Создателем учения об «идеальном государстве» был
Платон
249. Сознание новорожденного есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума», – считал
Дж. Локк
250. Средневековая схоластика ориентирована на учение
Аристотеля
251. Сторонники _____________ считают сознание воплощением мирового разума
объективного идеализма
252. Структура психики, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из
Сверх-Я, Я, Оно
253. Субъективная реальность, представленная в сознании отдельных личностей, есть
идеальное
254. Тезис Джордано Бруно «…природа…есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию
пантеизма
255. Тезис Джордано Бруно «природаесть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию
пантеизма
256. Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек – мир» является отличительной особенностью
философии
257. Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют
философию
258. Течение в западной философии и культуре, обоснование которого было дано в работах Ж.Ф. Лиотара, – это
постмодернизм
259. Традиционное утверждение сторонников теории творения о неспособности материи, вещества, энергии к саморазвитию в наши дни опровергается учением о самоорганизации систем, называемым
синергетикой
260. Трудовая теория происхождения человека разработана
Ф. Энгельсом
261. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется
натурфилософией
262. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание, называется
натурфилософией
263. Умозрительное постижение природы называется
натурфилософией
264. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции
субъективного идеализма
265. Утверждение свободы человеческого существования, предполагающей выбор человеком собственной сущности, характерно для
экзистенциализма
266. Утверждение существования двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит
Платону
267. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса характеризуется как
диалектический и исторический материализм
268. Учение Л. Фейербаха характеризуется как
антропологический материализм
269. Учение о множественности субстанций – монад развивал
Лейбниц
270. Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется
креационизмом
271. Учение, согласно которому сущность человека в своей действительности есть ансамбль общественных отношений, есть
марксизм
272. Учение, согласно которому, основой наших знаний является чувственный опыт, называется
эмпиризмом
273. Учением о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений является
аксиология
274. Философ, автор учения о множественности субстанций, – это
Г. Лейбниц
275. Философ, полагавший, что в основе бытия лежит материя и форма
Аристотель
276. Философ, полагавший, что в основе бытия лежит трансцендентная идея Блага
Платон
277. Философия – это
система теоретических воззрений на мир и место в нем человека
278. Философия зарождается
в древнем мире
279. Философия и мировоззрение соотносятся следующим образом
философия теоретически обосновывает главные принципы мировоззрения, разрабатывает его общетеоретические основы
280. Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период
VII – VI вв. до н.э.
281. Философия конфуцианства связана с решением проблем
человека и общества
282. Философия отличается от науки тем, что
большая часть философских утверждений недоказуема эмпирически
283. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою _________ функцию
гуманистическую
284. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется
монизмом
285. Философская позиция дуализма выражается в признании
мышления и материи независимыми субстанциями
286. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется
плюрализмом
287. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически преобразовательной деятельности, выступает в роли
методологии
288. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли
методологии
289. Философское направление, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть
экзистенциализм
290. Философское направление, считающее духовное начало основой бытия, называется
идеализмом
291. Философское учение о ценностях и их природе называется
аксиологией
292. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного – называется
дуализмом
293. Формирование современной научной картины мира связано с открытиями в
квантовой физике
294. Формирование целостной картины мира и бытия человека в нем связано с ________ функцией философии
мировоззренческой
295. Формируя мировоззрение в соответствии с достижениями науки и существующей социальной действительностью, философия реализует __________функцию
объяснительно-информационную
296. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нём, философия выполняет________ функцию
мировоззренческую
297. Французский материализм и диалектика Гегеля стали идейными источниками
марксизма
298. Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется
аксиологической
299. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется
критической
300. Функция философии «подвергать все сомнению» именуется
критической
301. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется
методологической
302. Характерной чертой мировоззрения античности является
космоцентризм
303. Характерной чертой мифологической картины мира является
перенос основных черт человеческого рода на мироздание
304. Характерной чертой мифологической картины мира является(ются)
перенос основных черт человеческого рода на мироздание
305. Характерной чертой русской идеалистической философии является
антропологичность
306. Характерной чертой философии постмодернизма является
замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира
307. Характерной чертой философских проблем является их
принципиальная открытость
308. Христианство определяет бытие как
свободный дар Бога
309. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется
трудом
310. Ценность познания как средства для укрепления веры в средние века обосновывал
Ф. Аквинский
311. Центральная проблема философии И. Канта – это
нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей
312. Центральная проблема философии И.Канта – это
нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей
313. Центральное понятие философии Гегеля
Абсолютная идея
314. Центральным понятием в философии С.Л. Франка было понятие
всеединства
315. Цивилизационный подход к истории предполагает
признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур
316. Э. Гуссерль является создателем
феноменологии
317. Эмпирическое исследование связано с
индуктивным умозаключением
318. Эпоха Возрождения стала отрицанием средневековой
схоластики

Источник

тест по философии вар.1. Вариант 1 Наука становится определяющим фактором развития цивилизации

1.Наука становится определяющим фактором развития цивилизации:

2.Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи.

3.Вопрос об отношении знания объективной реальности есть вопрос о (об).

4.«Неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские»,— считают представители.

5.Источником всякого отчуждения, по Марксу, является.

а)перенос представлений о человеке во вне личную сферу, персонифицированную вБоге;

б)превращение результатов личного творчества во всеобщее достояние;

в) частная собственность на средства производства;

а)присутствует и в обыденной жизни и в научном познании;

в)всегда указывает на недостаточную обоснованность знания;

г) обязательно предполагает религиозность человека.

7.Учение, не являющиеся разделом философии,- это.

8.Знание, соединенное с верой в него, есть.

9.«Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе»,-утверждают.

10.Современный этап развития земной цивилизации характеризует.

б) отсутствие угрозы термоядерной войны;

в)баланс интересов развитых и развивающихся стран;

г)неравномерность и нелинейность социальных изменений.

11.Как закономерный процесс освобождения человека, осознанием им собственной свободы, понимал историю.

12.Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции.

в) субъективного идеализма;

13.Понимание движения как механического, пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания.

14.До середины 19 в.царило общее убеждение, что философия.

15.Возрождение как движение в европейской культуре возникает в (о).

16.Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ-.

17.Идеализация русских самобытных начал характерна для.

18.Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек направляет и контролирует ход природных процессов, есть.

22.Мысленное объединение частей в единое целое есть.

24.Выдающийся человек- это человек который.

а) оказал влияние на ход истории;

б)обладает силой и умом;

а) характерно только для материальных систем;

б) присуще природе, обществу и сознанию;

г)характерно только для социума.

26.Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется.

27.Установите историческую последовательность в развитии представлений о сознании:

А) сознание есть проявление в человеке искры надмирового божественного начала;

Б) сознание – «сосуд», в котором содержаться идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром;

Источник

До середины xix в царило общее убеждение что философия

1. Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой.

в) движение

2. Древнегреческие натурфилософы VI-V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с.

б) различными природными стихиями

в) телесными вещами

г) объективной реальностью

3. Отказ от представлений о единой линии культурного развития человечества характерен для.

г) философии жизни

а) материалисты

а) Фалес

а) международный терроризм

б) освоение космоса

в) угроза пандемии СПИДа

г) предотвращение мировой термоядерной войны

7. Согласно Ф. Аквинскому бытие и сущность.

а) совпадают в Боге

б) никогда не совпадают

в) совпадают в творении божьем (мире)

г) совпадают в человеке

8. Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется…

а) верой

9. До середины XIX в. царило общее убеждение, что философия…

а) бесполезная мудрость

б) служанка религии

в) царица наук

10. Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называется…

б) законом

11. Объединение индивидов по несущественным признакам, характеризующееся размытостью границ и неопределенностью состава, называется…

а) массой

12. Важнейшей производительной силой любого общества является…

в) человек

13. Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому _________________ знанию.

в) паранаучному

14. Автором философии «общего дела» является.

в) Н.Ф. Фёдоров

15. Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ в научном познании стал широко использоваться метод…

б) моделирования

16. Непреднамеренное искажение знания есть…

в) заблуждение

г) относительная истина

17. В основе натурфилософии Возрождения лежит.

в) пантеизм

18. Миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем выполняет ____________ функция философии.

б) мировоззренческая

19. Философское учение о ценностях и их природе называется…

в) аксиологией

20. Античная философия включает в себя.

а) только древнеримскую философию

б) древневосточную философию

в) только древнегреческую философию

г) древнегреческую и древнеримскую философию

21. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания есть…

а) герменевтика

22. Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как…

а) Декарт, Спиноза, Лейбниц

б) Вольтер, Дидро, Гельвеций

в) Кант, Гегель, Фихте

г) Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше

23. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть…

а) абстрактное мышление

б) чувственно-аффективный уровень сознания

г) ценностно-волевой уровень сознания

24. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется.

в) монизмом

25. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является…

г) Д. Белл

26. С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека…

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *