договор рсмд что это
Чем грозит миру ликвидация Договора о ракетах средней и меньшей дальности
2 февраля 2019 г., когда США и Россия заявили о приостановке участия в Договоре о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), мир окончательно вступил в эпоху новой холодной войны и новой гонки ядерных вооружений. Демонтаж созданной в 1970–1990-е гг. системы стратегической стабильности принял необратимый характер. Разрушение этой системы началось еще в 2001 г. с выходом Соединенных Штатов из Договора об ограничении систем ПРО, продолжилось с крахом ДРСМД и завершится с прекращением действия Договора СНВ-3, который – и в этом не приходится сомневаться – не будет продлен в 2021 г. ни одной из сторон.
Совершенно ясно, что с декабря 1987 г., когда был подписан ДРСМД, военно-политическая обстановка и технологическая среда радикально изменились и сам этот договор устарел. Действительно, за прошедшие более чем 30 лет появились целые классы не существовавших тогда вооружений и техники, которые функционально аналогичны ракетам средней и меньшей дальности. С тех пор добрый десяток государств обзавелся баллистическими ракетами средней дальности и ракетами меньшей дальности наземного базирования, которые – согласно ДРСМД – не имеют права развертывать Соединенные Штаты и Россия. Но точно так же ясно, что при наличии доброй воли и заинтересованности сторон этот договор мог быть модернизирован. То, что этого не случилось, означает, что такой заинтересованности как минимум со стороны одного из участников не было.
Крах ДРСМД будет иметь для военной безопасности России чрезвычайно тяжелые последствия. Главную опасность представляет совершенно неминуемая разработка и развертывание Соединенными Штатами нового поколения баллистических ракет средней и меньшей дальности, в том числе с гиперзвуковыми блоками. Причем эта разработка может быть реализована в сжатые сроки. Не стоит впадать в прекраснодушное заблуждение относительно сегодняшнего предположительного американского отставания в области гиперзвука от России. Учитывая невероятную научную и технологическую мощь США, это отставание, если оно вообще существует, будет ликвидировано очень быстро. А принимая во внимание колоссальный американский индустриальный потенциал, необходимо исходить из того, что производство таких ракет легко может составить сотни и тысячи единиц. Ужасающее отличие нынешней ситуации от европейского ракетного кризиса 80-х гг. прошлого века состоит в том, что на этот раз ракеты будут развернуты на территории Восточной Европы или даже бывших республик СССР, т. е. на сотни километров ближе к стратегически важным российским политическим, военным и промышленным объектам (не нужно впадать в самоутешение или самообман: практичнее исходить из того, что такое развертывание неизбежно). А значит, подлетное время будет исчисляться уже не 6–8 минутами, как в XX в., а буквально десятками секунд. В сущности, развертывание ракет с гиперзвуковыми блоками в Восточной Европе или Прибалтике не оставят российскому военно-политическому руководству времени на принятие осознанного решения на применение сил ядерного сдерживания, а значит, похоронит всю концепцию ответно-встречного удара, базирующуюся на опасности понесения неприемлемого ущерба в ответ: это станет возможно впервые с момента появления советского ракетно-ядерного щита. Рассчитывать в такой ситуации на одни только морально-этические тормоза политического руководства, наверное, наивно.
Посольство и консульства США
в Российской Федерации
Social/Search — RU
Хронология дипломатических усилий относительно Договора о РСМД
Вашингтон, округ Колумбия
С 2013 г. США много раз выражали России озабоченность по поводу создания Россией крылатой ракеты наземного базирования (НАТО: SSC-8, Россия: 9M729) дальностью от 500 до 5500 км и ожидали принятия мер. Речь идет о более чем 30 контактах с различными департаментами на разных уровнях правительства России, включая самый высокий. США регулярно консультировались с союзниками в Европе и Азии и партнерами по вопросу нарушений со стороны России. Ниже приводится информация об этих дипломатических контактах, привлекших внимание общественности:
| Май 2013 г | Встреча Помощника Президента США по национальной безопасности Донилона и Заместителя Государственного секретаря Бернса с Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Патрушевым. США впервые поднимают вопрос о ДРСМД. Россия впоследствии отрицает любые действия, нарушающие Договор. |
| Май 2013 г | Заместитель Госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Готтемюллер поднимает вопрос об обеспокоенности США перед Заместителем Министра иностранных дел Рябковым. |
| 25 июня 2013 г | Посол России Кисляк передает США первый ответ России, отрицающий нарушение Договора, и подтверждает приверженность России Договору РСМД. |
| 16 ноября 2013 г | Заместитель Министра иностранных дел Рябков дает США окончательный ответ России, отрицающий нарушение Договора, и подтверждает приверженность России Договору РСМД. |
| Январь 2014 г | Встреча Заместителя Госсекретаря Готтемюллер с Комитетом НАТО по контролю вооружений, разоружению и нераспространению. |
| 31 июля 2014 г | США выпускает «Отчет о соответствии-20114», в котором говорится о нарушении Россией Договора РСМД. Это первое публичное заявление США о нарушении Россией Договора. Вскоре после выпуска отчета Министр обороны Хэйгел и Председатель объединенного Комитета начальников штабов США обсуждают нарушения России с российскими визави. |
| 5 сентября 2014 г | В коммюнике саммита НАТО, проводившегося в Уэльсе, говорится: «… союзники призывают Россию поддерживать действие Договора РСМД посредством полного и поддающегося проверке выполнения его положений». |
| 11 сентября 2014 г | По инициативе США проводится двусторонняя встреча. Россия отрицает существование ракет. |
| Февраль 2015 г | Министр обороны Хэйгел обсуждает нарушение Россией Договора РСМД с Группой ядерного планирования НАТО. |
| 20 апреля 2015 г | По инициативе США проводится вторая двусторонняя встреча. Россия отрицает существование ракет. |
| 12 мая 2015 г | Госсекретарь Керри ставит вопрос перед Президентом Путиным. |
| 5 июня 2015 г | «Отчет о выполнении контроля вооружений-2015» подтверждает продолжающееся нарушение Россией Договора РСМД. |
| 28 декабря 2015 г | Госсекретарь Керри ставит вопрос перед Министром иностранных дел Лавровым. |
| 16 февраля 2016 г | Встреча Заместителя Госсекретаря Готтемюллер с Заместителем Министра иностранных дел Рябковым. |
| 8 апреля 2016 г | Встреча Заместителя Госсекретаря Готтемюллер с Заместителем Министра иностранных дел Рябковым. |
| 11 апреля 2016 г | «Отчет о выполнении контроля вооружений-2016» подтверждает продолжающееся нарушение Россией Договора РСМД. |
| Июнь 2016 г | Министр обороны Картер обсуждает нарушение Россией Договора РСМД с Группой ядерного планирования НАТО. |
| 9 июля 2016 г | В коммюнике саммита НАТО, проводившегося в Варшаве, говорится: «Таким образом, союзники призывают Россию поддерживать действие Договора РСМД посредством полного и поддающегося проверке выполнения его положений». |
| 15-16 ноября 2016 г | США проводят заседание специальной комиссии по проверке впервые с 2003 г. |
| Декабрь 2016 г | США сообщают союзникам и партнерам о том, что обеспокоенность США остается неразрешенной. |
| 12 апреля 2017 г | Госсекретарь Тиллерсон встречается с Министром иностранных дел Лавровым. |
| 14 апреля 2017 г | «Отчет о выполнении контроля вооружений-2017» подтверждает продолжающееся нарушение Россией Договора РСМД. |
| 8 мая 2017 г | Заместитель Госсекретаря Шеннон поднимает вопрос о Договоре РСМД перед Заместителем Министра иностранных дел Рябковым. |
| 10 мая 2017 г | Госсекретарь Тиллерсон поднимает вопрос о Договоре РСМД перед Министром иностранных дел Лавровым. |
| Июнь 2017 г | Министр обороны Мэттис обсуждает нарушение Россией Договора РСМД с Группой ядерного планирования НАТО. |
| 12 сентября 2017 г | Заместитель Госсекретаря США по политическим вопросам Шеннон поднимает вопрос о Договоре РСМД перед Заместителем Министра иностранных дел Рябковым в рамках дискуссии на переговорах по политической стабильности в Хельсинки, Финляндия. |
| ноябрь 2017 | Министр обороны Мэттис обсуждает нарушение Россией Договора РСМД с Группой ядерного планирования НАТО. |
| 3 ноября 2017 г | Посол Хантсман встречается с Заместителем Министра иностранных дел Рябковым, чтобы сообщить России о Комплексной стратегии США, включающей дипломатические, военные и экономические меры, которую США используют, чтобы побудить Россию к полному и поддающемуся проверке выполнению Договора РСМД. |
| 6 ноября 2017 г | Управляющие директора СНБ Кристофер Форд и Фиона Хилл встречаются с послом России Антоновым, чтобы сообщить России о Комплексной стратегии США |
| 29 ноября 2017 г | Управляющий директор СНБ Кристофер Форд публично заявляет, что, по оценкам США, российское обозначение ракеты SSC-8 — «9M729» во время выступления в Центре Уилсон. |
| 8 декабря 2017 г | США объявляют о своей Комплексной стратегии в отношении Договора РСМД посредством пресс-релизов, информационных бюллетеней и интервью Заместителя Госсекретаря Шеннона с «Коммерсантом». |
| 9 декабря 2017 г | Заместитель Министра иностранных дел Рябков публично признает существование 9M729, но утверждает, что ее диапазон не подпадает под Договор РСМД. |
| 12-14 декабря 2017 г | США вновь проводят заседание специальной комиссии по проверке. |
| 15 декабря 2017 г | Северо-Атлантический Совет делает заявление, выражающее озабоченность в отношении разработки ракет в России, подтверждающее выполнение Договора США и призывающее Россию к конструктивному сотрудничеству. |
| 20 декабря 2017 г | Федеральный реестр США публикует последнее правило для добавления «Новатора» и «Титана», двух компаний, участвующих в разработке SSC-8/9M729, в список юридических лиц Министерства торговли. |
| 2 февраля 2018 г | Заседание Группы высокого уровня НАТО; США требует от союзников связаться с Россией относительно нарушения Договора РСМД. |
| 14 февраля 2018 г | 5 марта 2018 г Посол Хантсман обсуждает вопрос Договора РСМД с Заместителем Министра иностранных дел Рябковым. |
| 12 апреля 2018 г | «Отчет о выполнении контроля вооружений-2018» подтверждает продолжающееся нарушение Россией Договора РСМД. |
| 8 мая 2018 г | Заседание Группы высокого уровня НАТО; США требует от союзников связаться с Россией относительно нарушения Договора РСМД. |
| 8 июня 2018 г | Председатель объединенного Комитета начальников штабов США Данфорд поднимает вопрос о Договоре РСМД перед Начальником Генерального штаба генералом ВС РФ Герасимовым. |
| 15 июня 2018 г | Заместитель Госсекретаря по контролю вооружений и международной безопасности Томпсон ставит вопрос перед послом России Антоновым. |
| 21 июня 2018 г | По инициативе США проводится третья двусторонняя встреча экспертов. Россия отказывается от дальнейшего обсуждения ракеты, нарушающей договор. |
| 11 июля 2018 г | В декларации Брюссельского саммита НАТО говорится, что «союзники пришли к выводу, что в отсутствие достоверного объяснения Россией новой ракеты, наиболее вероятным предположением является нарушение Россией Договора». |
| 23 августа 2018 г | Советник Президента США по национальной безопасности Болтон встречается с Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Патрушевым в Женеве. |
| 4 октября 2018 г | Министр обороны Мэттис контактирует с союзниками НАТО по вопросу нарушения Россией Договора РСМД. |
| 20 октября 2018 г | Президент Трамп публично заявляет, что Россия не соблюдает Договор РСМД, и что он намерен выйти из Договора. |
| 23 октября 2018 г | Советник Президента США по национальной безопасности Болтон встречается с Президентом Путиным, Министром иностранных дел Лавровым и Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Патрушевым. |
| 25 октября 2018 г | Заседание Северо-Атлантического совета НАТО; США работают с союзниками НАТО по вопросу нарушения Россией Договора РСМД. |
| 31 октября 2018 г | Генеральный секретарь НАТО Столтенберг комментирует Договор РСМД и пишет на сайте НАТО: «Меры по контролю вооружения не могут быть эффективными, если они соблюдаются только одной стороной». |
| 8 ноября 2018 г | Помощник Госсекретаря Поблет, Заместитель Министра обороны Андерсон и управляющий директор СНБ Моррисон делают сообщение для союзников на совещании по консультациям по ядреным вопросам НАТО. |
В дополнение к вышеизложенному, США много раз поднимали вопрос о нарушении Договора Россией перед высшим руководством, включая самый высокий уровень правительства. США предоставили России подробную информацию о нарушении ею Договора в течение этих двусторонних и многосторонних контактов, предоставив России достаточно информации для серьезного участия в этом вопросе. Сюда входит следующее:
Если бы Россия решила, что готова по-прежнему соблюдать Договор, ей был бы обеспечен «зеленый свет». Договор прописывает меры, которые ранее использовались для уничтожения систем, которые Россия могла бы адаптировать, чтобы надежно уничтожить SSC-8 и сопутствующее оборудование. Россия предпочла этого не делать.
Этот перевод предоставляется для удобства пользователей, и только оригинальный английский текст следует считать официальным
Договор СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
Представитель Белого дома Джош Эрнест во вторник официально обвинил Россию в нарушении договора 1987 года о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД); он уточнил, что президент США Барак Обама направил письмо на эту тему президенту России Владимиру Путину.
Договор между СССР и США о ликвидации их РСМД подписан 8 декабря 1987 года (вступил в силу 1 июня 1988 года). После распада СССР все страны СНГ стали участниками договора. Практическое выполнение договора, помимо России и США, осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина.
В соответствии с договором стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров.
К 1991 году ликвидации подлежали советские баллистические ракеты средней дальности (БРСД) типа «Пионер», Р-12, Р-14 (по классификации США и НАТО соответственно SS-20, SS-4 и SS-5), крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК-55 (SSC-Х-4 Slingshot), а также баллистические ракеты меньшей дальности — ОТР-22 (SS-12M Scaleboord) и ОТР-23 «Ока» (S-23 Spider).
В США предусматривалось ликвидировать БРСД «Першинг-2» (Pershing-2), КРНБ BGM-109G, а также ракеты меньшей дальности (РМД) «Першинг-1А» (Pershing-1A).
Согласно меморандуму о договоренности об исходных данных к договору, на момент его подписания речь шла о ликвидации пяти типов ракет СССР с общей численностью в 1752 единицы и трех типов ракет США с общей численностью в 859 единиц.
В мае 1991 договор был выполнен полностью. Ликвидация советских ракет осуществлялась методом подрыва (полное уничтожение ракет-носителей), при этом 72 БРСД «Пионер» были ликвидированы методом пуска с полевых позиций. Ликвидация американских ракет «Першинг» проводилась методом прожига с сохранением отсеков системы управления, которые были использованы при производстве ракет-мишеней средней дальности.
Были ликвидированы технологическая оснастка для производства ракет, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 — американских).
В целях контроля за выполнением договора в течение первых 13 лет осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на Воткинском машиностроительном заводе (Удмуртия) и заводе «Геркулес» (Магна, штат Юта, США).
Все вопросы по выполнению договорных обязательств и согласованию мер повышения жизнеспособности и эффективности договора рассматривались в специальной контрольной комиссии (СКК). Состоялось 29 сессий СКК, с 2004 года сессии не проводились.
Права государств-участников на проведение инспекций на месте в рамках договора закончились 31 мая 2001 года, но использование спутников наблюдения для сбора данных продолжается. Государства-участники могут созвать СКК в любое время.
В октябре 2007 года военно-политическое руководство РФ выдвинуло инициативу о придании глобального характера обязательствам, зафиксированным в договоре о РСМД. Эта идея была поддержана американцами, что позволило подготовить и распространить совместное заявление на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Договор о РСМД является бессрочным, однако каждая из сторон вправе его расторгнуть, представив убедительные доказательства о необходимости своего выхода.

