договор смп что это
Закупки у СМП и СОНКО по 44-ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
Какие льготы установлены для СМП и СОНО при госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ? По каким правилам заказчик должен осуществлять закупки у СМП (СОНО)? Есть ли какие-то нюансы? Отвечаем в нашей статье.
Кого относят к субъектам малого предпринимательства
К малому бизнесу в Российской Федерации могут быть отнесены следующие субъекты, при условии, что они соответствуют критериям, прописанным в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ:
Определяется малое предпринимательство по следующим критериям:
Например, субъектом малого бизнеса будет считаться компания, у которой годовой доход не превышает 800 млн рублей, а численность наёмных работников составляет не более 100 человек.
Более подробно об основных и дополнительных критериях, определяющих субъекты малого предпринимательства, мы писали в статье «Критерии бизнеса в 2021 году».
Кто относится к СОНО
СОНО (СОНКО) расшифровывается как социально-ориентированные некоммерческие организации. Такая же расшифровка даётся в Федеральном законе № 44-ФЗ.
К примерам деятельности, которой занимаются такие структуры, относятся:
Если учредителями организации, занимающейся подобной деятельностью, являются государство, его субъекты либо муниципальные образования, то такая организация не будет относиться к СОНО.
Преимущества СМП и СОНО при участии в закупках по 44-ФЗ
Участие субъектов малого предпринимательства и СОНО регламентируется одними и теми же правилами. В целях поддержки малого бизнеса Федеральным законом № 44-ФЗ для таких участников предусмотрены специальные льготы. Согласно ст. 30 Федерального закона 44-ФЗ госзаказчики должны в обязательном порядке заключать контракты с СМП и СОНО. Заключить контракт можно следующими способами:
Для участия в торгах и заключения контракта потребуется квалифицированная электронная подпись. Выберите подходящий тариф самостоятельно или с помощью нашего специалиста. Подключение займёт не более одного дня.
Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приёмке.
Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несёт поставщик.
Специфика закупок у СМП и СОНО
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, проводить закупки у СМП (СОНО) могут любые заказчики. Автономные учреждения и другие юрлица, не являющиеся заказчиками, заключают с СМП (СОНО) контакты о закупке только в случае, установленном ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ.
Обязательный минимум по объёму закупок у СМП и СОНКО — 15 процентов от объёма совокупного годового дохода. Максимальный объём не установлен.
Какое-либо обязательное соотношение закупок у СМП и СОНО в общем объёме законом не установлено, поэтому закупаться можно только у малого бизнеса, либо только у СОНО.
Чтобы найти выгодное предложение, воспользуйтесь услугой Астрал.Поставщик. Гибкие настройки, шаблоны для поиска, мониторинг торгов — всё в одном месте.
Процент объёма закупок у СМП (СОНО) может быть нулевым. Например, если заказчик в течение года осуществлял все закупки только у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Особенности проведения закупок у СМП и СОНО:
Подготовиться к проведению закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ поможет сервис Астрал.Тендер. Мы сопроводим вас по всем этапам: подготовка документов и участие в торгах, заключение и исполнение контракта. Гибкая линейка тарифов позволит выбрать наиболее подходящий комплекс услуг.
Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства
Ранее при закупках по 44-ФЗ предприятиям и ИП, выступавшим в роли поставщиков, нужно было заполнить декларацию о принадлежности к СМП. Это один из документов, дающий право на участие в различных торгах (тендерах).
С конца 2020 года эта декларация не является обязательной. В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352, для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства теперь достаточно информации об участнике закупок из единого реестра СМСП. Заказчики более не могут требовать от исполнителя (субподрядчика) заказа дополнительной информации или документов в качестве подтверждения их принадлежности к субъектам МСП.
Однако может получиться так, что данные о предпринимателе в реестре искажены или ещё не внесены в реестр. В подобной ситуации единственным вариантом подтверждения будет декларация СМП. Образец заполнения:
Приведённая в примере форма заполнения не является обязательной, поскольку строгих требований к форме законодательством не установлено.
Бланк декларации СМП: скачать.
Отчётность по закупкам у СМП (СОНО)
Каждая организация-заказчик должна ежегодно размещать в ЕИС отчёт по закупкам у СМП и СОНО. Если в течение года заказчик не закупал товары (работы, услуги) у СМП и СОНО, в ЕИС необходимо сформировать нулевую отчётность.
Для размещения отчёта в ЕИС установлен срок — до 1 апреля следующего года (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ). Если крайний день установленного срока выпадает на выходной, отчёт необходимо разместить заранее, в последний рабочий день перед этой датой. Размещение отчёта позднее 1 апреля является нарушением.
Нарушение установленных требований при размещении отчёта ведёт к ответственности в виде штрафа:
В случае представления отчётности с нарушением установленного срока или непредставления отчётности налагается штраф (ч. 3 ст. 7.30 КоАП):
Если объём закупок у субъектов малого предпринимательства и СОНО составляет менее 15 процентов от объёма годового дохода, на ответственное лицо налагается штраф в размере до 50 тысяч рублей.
Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Понятие
44-ФЗ и 223-ФЗ не содержат определения субъектов малого бизнеса и то, каким условиям они должны соответствовать для отнесения их к указанной категории. Понятие данной категории содержится в ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 2007 года.
Под субъектами малого бизнеса понимают хозяйственно-экономические субъекты в лице индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые отнесены по нормам 209-ФЗ к малым, средним или микропредприятиям. Категории таких субъектов приведены в ст. 4 209-ФЗ.
Базовые принципы и особенности закупок у субъектов малого бизнеса приводятся в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Субъекты малого бизнеса могут участвовать в закупках, которые проводятся:
Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ должны осуществляться, согласно «Положению об особенностях участия субъектов малого бизнеса и предпринимательства…», утвержденному Постановлением Правительства от 2014 года №1352. Действие указанного документа распространяется на следующие группы лиц:
Контроль за исполнением положений постановления должно осуществлять АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Особенности участия в госзакупках
Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены такие особенности для участия в закупках:
По 223-ФЗ, если цена договора не превышает 50 млн р., заказчик проводит закупку только среди субъектов малого бизнеса; если это значение находится в диапазоне 50-200 млн р., заказчик сам решает, закупать ли ему товары у малого или крупного бизнеса.
Также указанный закон не предусматривает обязательного обеспечения по заявке, но при наличии такого требования в отношении субъектов малого бизнеса предусмотрены льготы. Обеспечение по заявке не может быть более 2% от НМЦК, а по договору – более 5%.
Также некоторые заказчики из перечня №475-р от 2016 года должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у СМП. В Постановлении Правительства №1352 от 2014 года приведены требования к содержанию отчета о годовых объемах закупки у малого бизнеса.
Соответствие условиям для участия в закупках
Для соответствия понятию СМП юридические лица должны отвечать следующим условиям:
У вновь созданных организаций учитываются показатели численности, выручки или стоимости активов с момента создания компании.
Объем закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ
44-ФЗ и 223-ФЗ обязывают заказчиков закупать определенную часть товаров, работ и услуг у представителей малого бизнеса. При этом законодательно установлен минимальный объем закупок, который должен приходиться на указанную группу поставщиков и исполнителей.
При этом с учетом положений ч. 1.1 ст.3 0 44-ФЗ в указанный объем закупок не должны включаться:
Каждый год заказчики по 44-ФЗ должны публиковать в ЕИС отчет о закупках у субъектов малого бизнеса за прошлый год.
С учетом положений Постановления Правительства от 2014 года №1352 и согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ, годовой объем закупок у субъектов малого бизнеса должен составлять как минимум 18% от совокупной стоимости подписанных договоров за год (при объеме выручки госкомпании в размере более 2 млрд р.). При этом доля закупок, участниками которых вправе стать только субъекты малого бизнеса, должна составлять не менее 15% от годового объема.
Закон 223-ФЗ содержит дополнительную ответственность для заказчиков, которые нарушат положения законодательства о закупках у субъектов малого бизнеса. В частности, не будут соблюдать требование о минимальном объеме закупок, не разместят годовой отчет в ЕИС, укажут в годовом отчете недостоверные сведения. Согласно ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ, им грозит необходимость проведения закупок по более строгим нормам 44-ФЗ с 1 февраля и до конца следующего года.
Способы закупок
Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, закупки у субъектов малого предпринимательства ранее могли проводиться одним из следующих способов:
С 2019 года они проводятся исключительно в электронном формате.
Подобную позицию подтвердили в Информационном письме Минфина от 2018 года №24-06-08/70718.
Существует ли перечень закупок у СМП
В ранее действующем законе №94, который регулировал порядок госзакупок, был представлен перечень товаров, работ и услуг, которые должны закупаться у субъектов малого бизнеса.
С принятием ФЗ-44 прежний закон утратил свою юридическую силу и в действующей редакции нет перечня товаров, услуг и работ, которые должны осуществляться у субъектов малого бизнеса. Таким образом, заказчики вправе закупать у субъектов малого предпринимательства любые товары, работы и услуги и предоставлять им при этом преференции.
Что касается 223-ФЗ, то для осуществления закупок исключительно среди субъектов малого бизнеса в обязанности заказчиков входит утверждение перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только у них.
Такой перечень заказчик разрабатывает самостоятельно исходя из своих предпочтений. При его подготовке стоит основываться на классификации товаров, работ и услуг по ОКПД-2 и, помимо наименования товара, прописывать его номер по классификатору.
Заказчик не сможет ограничивать число участников тендера в иных случаях, когда такая закупка не перечислена в перечне.
Сроки оплаты контрактов
Срок оплаты товаров, работ и услуг является одним из важнейших условий по контракту. Договор может предусматривать одну из следующих форм оплаты: единовременную, с авансированием или поэтапную.
Прошлая редакция 44-ФЗ не содержала никаких ограничений в части оплаты по выполненному контракту в пользу субъектов малого предпринимательства. Оплатить их услуги заказчики должны были в общие временные рамки, которые приведены в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. Они составляли 30 дней с момента оформления итоговых документов: акта приема-передачи, накладных, счетов-фактур и пр.
Нарушать установленные сроки заказчик не вправе, иначе ему грозит административное наказание в виде штрафа на 30-50 тыс. р. или дисквалификация на срок до 2 лет (при повторном нарушении).
ФЗ-223 напрямую никак не регламентирует порядок исполнения заказчиком своих обязательств перед исполнителями и поставщиками. Но в подзаконных нормативно-правовых актах, среди которых Постановление Правительства №1352 от 2014 года, сказано, что оплата должна быть произведена в течение 30 дней (если победителем стал субъект малого бизнеса).
Заказчик по 223-ФЗ может предусмотреть иные сроки для оплаты в утвержденном им Положении о закупках.
Таким образом, ФЗ-223 и ФЗ-44 предусматривают определенные преференции для участия в закупочных мероприятиях субъектами малого бизнеса. Так, они предусматривают сниженный объем обеспечения, более сжатые сроки для оплаты выполненных услуг и возможность участия в отдельных тендерах без крупных поставщиков и подрядчиков.
Каковы преимущества субъектов малого предпринимательства в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Для субъектов малого предпринимательства (СМП) предусмотрены различные льготы и послабления, в том числе в сфере закупок. Если вы сталкивались с аукционами и котировками, то знаете, что существуют торги, предназначенные исключительно для участия СМП и СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций).
Кто именно относится к малым организациям и ИП (включая микро), указано в статье 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007. Ключевые критерии: размер выручки, среднесписочная численность работников, ограничение участия, долей, акций, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам, иностранным лицам, существуют и иные. Особо выделяются организации инвалидов.
Обратите внимание! В законодательстве существует еще один вид предприятий – средние. Они не входят в состав СМП и не имеют их преимуществ при участии в торгах, если иное не предусмотрено законодательством.
Требования к участию в закупках, процент участия СМП
Существуют общие требования к любым участникам. Когда компания или ИП не соответствует им, то независимо от льготного статуса не сможет принять участие в закупке. Это касается 44 Федерального закона, в отличие от него 223-й ФЗ (пп. 9 п. 10 статья 4) содержит только обязанность указать требования в документации.
Дополнительно, в зависимости от предмета торгов и (или) конкретного заказчика, также могут присутствовать требования:
Главное, чтобы исходя из предмета закупки поставщик (исполнитель) соответствовал и специфическим критериям для поставки товара или выполнения работ (оказания услуг). Например, имел лицензию на образовательную деятельность, членство в СРО, свидетельство электролаборатории и т.п.
Раз уж мы заговорили о разнице между двумя ФЗ, отметим, чем принципиально они отличаются. 44-ФЗ предназначен для закупочных процедур государственных и муниципальных учреждений, 223-ФЗ — для обеспечения потребностей госкорпораций (таких как РОСАТОМ или РОСНАНО), естественных монополий (РЖД, Газпром), организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (например, в сферах водо-, тепло-, газоснабжения, обработки мусора и т.п.), компаний, где доля участия РФ или субъектов превышает 50% и т.д.
Различаются сроки планирования закупок, требования к участникам (по 223-ФЗ, каждая компания-заказчик разрабатывает собственное положение), площадки для торгов (для 44-ФЗ их всего восемь) и не только.
Обратите внимание! Участвуете в закупке по 223-ФЗ – изучите предварительно подробно документацию, представленную заказчиком, часто в ней идет ссылка на внутреннее положение, которое рекомендуется проштудировать. По 44-ФЗ документация по аналогичным торгам часто похожа, здесь же требования и условия могут меняться.
Процент закупок
По каждому федеральному закону установлен свой процент: для 44-ФЗ это 15% от годового объема (с ограничениями – см. пункт 1.1 статьи 30), для 223-ФЗ все немного сложнее. С 1 января 2020 года для закупок у субъектов малого и среднего (!) предпринимательства процент вырос с 15 до 18. Если заказчик попадает под действие Постановления №1305, то объем больше – 20%.
Торги, в которых могут принимать участие исключительно СМП (или СОНКО), гарантируют отсутствие конкуренции со стороны крупных корпораций и организаций, обладающих более высокими мощностями. Трудно соперничать ИП Иванову и АО «Рога и копыта» с миллиардными оборотами, а так уровень участников ограничен.
Подтверждение и сохранение статуса
Определили, что организация или вы сами как предприниматель относитесь к СМП и имеете право на льготы в отношении закупок, нашли подходящую процедуру и решили участвовать, значит, потребуется подтвердить соответствующий статус. Для этого необходимо подать специальную декларацию.
В 2019 году стало возможным не заполнять бумажный вариант этого документа, на многих площадках достаточно поставить галочку в нужном месте (это легко сделать в отношении 44-ФЗ, декларация там, в общем-то, стандартная). На других (это в первую очередь площадки, где происходят торги по 223-ФЗ) придется прикрепить отсканированный вариант. Связано это с тем, что, как выше говорилось, 223-ФЗ предоставляет право заказчику формировать собственное положение, ставить условия и требовать документы по усмотрению.
Одному заказчику достаточно простого подтверждения статуса, другому — нужны точные данные: проценты участия, численность сотрудников, выручка, третьему – официальное подтверждение – выписка из реестра СМП.
Важно! Получать бумажный документ необязательно, можно зайти на сайт https://rmsp.nalog.ru/, через поиск найти себя с помощью ИНН, ОГРН, наименования, щелкнуть по наименованию (ФИО предпринимателя) в открывшемся окне — и вот уже скачана готовая выписка в формате pdf и отметкой ЭЦП.
Действие статуса малого предприятия зависит от того, какой именно показатель деятельности меняется. К примеру, если изменится доля участия иностранных компаний, то статус утрачивается после внесения изменений в ЕГРЮЛ.
Увеличилось количество работников или выручка перевалила предельное значение – если изменения сохранятся в течение трех идущих подряд лет (п. 4 ст. 4 209-ФЗ), организация изменит категорию (перейдет из разряда малых в средние).
Организация уже была средней – она утрачивает статус и связанные с ним привилегии со следующего года (п. 4 подразумевает «трехлетний» переход только внутри категорий, что подтверждается и судебной практикой).
Обеспечение участия, исполнения контракта, гарантии, комиссии
Не всегда, но часто для участия в закупке (аукционе в первую очередь) потребуется внести определенную плату. Она называется обеспечением. Оно бывает разного вида, кроме того, с 2019 года в 44-ФЗ прибавилось дополнительное – по гарантийным обязательствам. В общем список выглядит так:
Для тех, кто работает по 223-ФЗ, условия другие: при НМЦК до 5 миллионов обеспечение не устанавливается, а свыше – на усмотрение заказчика, не более 5%.
В зависимости от того, по какому ФЗ происходит торг, и его вида, можно перечислить денежные средства на счет заказчика, заблокировать их на спецсчете или предоставить банковскую гарантию (не придется отвлекать средства из оборота).
Для СМП по 44-ФЗ (статья 96 п. 8.1) действуют особые условия: вместо обеспечения (в виде денег или банковской гарантии) можно представить доказательства добросовестности. Для этого нужны три контракта, выполненные и внесенные в реестр заказчиком в период трех лет до подачи заявки на участие. Их общая сумма должна быть не менее НМЦК по соответствующей закупке, а исполнение проведено без применения санкций.
Действует добросовестность в отношении повышенного обеспечения и гарантий. Проверить, включены ли ваши контракты в реестр, можно по ссылке. Заметьте, что предмет контракта значения не имеет!
Если закупка проводилась у СМП и выигравший участник решил предоставить денежное обеспечение или банковскую гарантию, то их размер будет рассчитываться не от НМЦК, а непосредственно от цены контракта, заключаемого с победителем (п. 6 статьи 96 44-ФЗ). Аналогичное правило действует в отношении гарантийных обязательств.
Минус для исполнителя – забыл про выданную гарантию и не написал заявление на возврат, значит, она «уплывет» в бюджет, не помахав ручкой (т. е. напоминать о возврате не станут), в отличие от иных видов обеспечений, которые возвращаются без подачи заявлений (но написать их можно, вернут быстрее).
Обратите внимание! Если ИП или организация участвует в торгах, где не устанавливается обеспечение заявки, планирует оплату оператору площадки предоставлять в виде перечисления денег на счет, то открывать спецсчет не обязательно. Однако я рекомендую сделать это. В отношении специальных счетов у банков очень лояльные тарифы обслуживания, на остаток ежемесячно начисляется небольшой процент. И участие в выгодном аукционе не пропустите.
С участника жаждет получить свое и торговая площадка. Комиссии государство ограничило, в т. ч. для СМП. «Малыши» платят не более 2000 рублей, но только если закупка ориентирована исключительно на малое предпринимательство и СОНКО. В других случаях общий размер – 1% от НМЦК, но не более 5000 (без НДС, с НДС — максимум 6000) рублей.
ИП и самозанятые в закупках
Для предпринимателей в большинстве случаев участие в закупках проще, чем для организаций: меньший пакет документов. Скорее всего, ИП относится к СМП, имеет право применять в отношении отдельных видов деятельности патент (в отличие от организаций), что помогает сэкономить на налогах. Зато и минусы существенные:
Статус самозанятых до 2020 года в закупках был очень неясным. Как быть, если самозанятый не ИП? Ведь предприниматели независимо от режима налогообложения, например, могут относиться к СМП и участвовать в закупках для них, в отличие от физлиц. В конце 2019 года, 27 декабря, были внесены поправки в закон 223-ФЗ. Самозанятых, не имеющих статуса ИП, приравняли к субъектам малого и среднего предпринимательства. С 28 марта 2020 года для них доступны соответствующие торги.
Особенности условий контрактов
Даже если вы не победили в закупке, остается шанс поучаствовать в работах по госконтракту. В отдельных случаях победитель обязан привлекать к исполнению представителей МСП (малого и среднего предпринимательства), не путать с СМП. Такие закупки, например, учитываются при расчете СГОЗ (совокупный годовой объем закупок) по 223-ФЗ.
Кстати! Мониторьте итоговые протоколы по прошедшим торгам. Это позволит выделить организации и ИП, которые регулярно выступают вашими конкурентами. Можно связаться с победителем (особенно иногородним) и попробовать предложить свои услуги.
Еще одно нововведение 2020 года – сокращение периода оплаты по контракту, ранее он составлял 30 календарных, а теперь – 15 рабочих дней. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2020 года. Причем правило действует в отношении трех видов закупок:
Это позволит привлечь к закупкам больше представителей малого бизнеса.
Под конец хочется порадовать читателей одной хорошей новостью – 1 апреля 2020 года официально опубликован Федеральный закон №101, позволяющий субъектам РФ, в которых еще не введен режим с НПД (самозанятость), сделать это начиная с 1 июля 2020 года. Местные акты начнут действовать через месяц после принятия, надеюсь, власти регионов подсуетятся.
Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году
Малый бизнес порой неохотно участвует в госзакупках. Льготы и законодательные инициативы делают участие в закупках проще, поэтому сегодня поговорим о них.
Критерии малого и среднего бизнеса:
| Малый | Средний | |
| Max количество работников | 100 чел. | 250 чел. |
| Max выручка в год | 800 млн руб. | 2 млрд руб. |
Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства», или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.
Квоты для СМП
Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.
В каких закупках участвует СМП?
СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.
Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ электронной подписью. В бумажных закупках используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.
Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:
Какие льготы действуют?
1. Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них есть опыт исполнения госконтрактов (п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ) :
2. В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения контракта заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.
Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 980 000 рублей. Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).
Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда «включаются» антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.
3. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/ работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Эти пункты должны быть включены в контракт с СМП.
223-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). Правила участия МСП в закупках по 223-ФЗ прописаны в статье 3.4, также действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Начальная цена таких закупок не должна превышать 800 млн рублей.
Квоты для МСП
Заказчики должны закупить у МСП не меньше 20% от общего объема товаров, работ или услуг. В квоту включают только заключенные договоры. Учитывают победителей в закупках:
При этом 18% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.
В каких закупках могут участвовать МСП?
Правительство обязало закупать товары у малого и среднего предпринимательства только четырьмя видами конкурентных процедур — аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Все эти закупки являются конкурентными в соотвествии с 223-ФЗ, поэтому заказчик:
Закупки у МСП по 223-ФЗ проводят только на восьми ЭТП госзакупок (на тех же, где проходят все закупки по 44-ФЗ):
Льготы
1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:
2. Представитель МСП платит торговой площадке за победу 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках лимит выше — 5000 руб.)
3. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 15 рабочих дней после подписания акта приемки. Срок сократят для всех ситуаций:

