договорно правовой отдел чем занимается
Договорная работа
Юридическая компания «Крайнев, Корчуганова и партнеры» поможет составить Регламент ведения договорной работы в организации с учетом сферы деятельности. Проводим экспертизу договоров.
Договорная работа, под которой понимается целый комплекс мероприятий, так или иначе, затрагивает все структурные звенья организации, предприятия и занимает значительное место в деятельности юриста. От ее правильной постановки зависит репутация компании в качестве надежного контрагента, прибыльность, риски привлечения к юридической ответственности.
Основные положения договорной работы
Деятельность любой организации связана с заключением и исполнением договоров. Они обеспечивают снабжение сырьем и деталями, продажу товаров и услуг. Каждый контракт или соглашение влекут за собой правовые последствия, в том числе негативные в случае нарушения условий одной из сторон. Это принудительное изъятие вещей, взыскание денежных сумм (возмещение убытков, неустойка).
Поэтому в серьезной компании всегда создается Положение о договорной работе в организации (предприятии). На практике получили распространение три основных модели, которые служат основой его составления.
Проект соглашения, основные условия разрабатываются заинтересованным отделом, который инициирует заключение сделки. Далее документ передается на согласование другим лицам в соответствии с Положением о договорной работе в организации (предприятии). По общему правилу, в список входят руководители подразделений, участвующие в исполнении контракта, юрисконсульт, первый руководитель. Ответственным за исполнение контракта в этом случае является инициатор, стоящий первым в списке. Он организовывает исполнение договора, согласовывает его с контрагентами, контролирует исполнение.
Создание временных рабочих групп
Положение по договорной работе на предприятии может предусматривать оперативное формирование группы для обсуждения и согласования определенного контракта. В нее обычно входит руководитель отдела, который непосредственно будет исполнять его, и смежных подразделений. Фактически она выполняет техническую часть, о результатах докладывает ответственному лицу (юристу, директору).
В этом случае основные положения договорной работы сводятся к тому, что некоторые отделы (их руководители) получают право на самостоятельное заключение соглашений по профилю своей деятельности. Чаще все они используют типовые формы, проверенные и согласованные с юристом. Такие схемы распространены в компаниях, где подписывается множество однотипных соглашений с клиентами — физическими лицами.
Ведение договорной работы с использованием каждого из перечисленных механизмов имеет плюсы и минусы. Так, группа может качественно решить поставленную задачу, но при условии, что сотрудники разных отделов способны на конструктивный диалог. Визирование — самый распространенный метод, но занимает много времени. Преимущества делегирования — оперативность, недостаток — трудность разрешения нетипичной ситуации, и опасность превышения полномочий.
Специфика сферы деятельности компании
В зависимости от конкретной сферы деятельности, договорная деятельность организации (предприятия) может быть построена разным образом. Если заключается большое количество контрактов на регулярной основе, обычно создается договорной отдел. Там осуществляется их учет, регистрация, хранение, его специалисты координируют действия всех других подразделений.
Если предприятие занимается производством и сбытом продукции, то ведение договорной работы часто возлагается на отдел сбыта, который занимается договорами поставки, оптовой купли–продажи, закупками сырья и т.д. В рекламной компании составлением контрактов на предоставление услуг часто занимается отдел маркетинга, в организациях по предоставлению услуг — отдел по работе с потребителями.
Если бизнес построен на недвижимости, часто создается отдел по управлению недвижимыми объектами (имуществом). На его сотрудников возлагается договорная деятельность организации по заключению соглашений с арендаторами, вопросы капитального ремонта, взаимодействия с пожарными и санитарными службами.
Положение о договорной работе в организации (предприятии)
Как правило, порядок взаимодействия отделов, специалистов, юрисконсульта прописывается в локальном нормативном акте — Регламенте ведения договорной работы в организации, или в Положении. Документ содержит основные ключевые моменты, и утверждается первым руководителем.
Помимо четко определенного механизма взаимодействия между отделами, установленного порядка визирования договоров, Положение о порядке ведения договорной работы должно отражать следующие основные этапы:
Кроме того, положение о договорной работе в организации (предприятии) может регламентировать технические элементы: инструменты моделирования (типовые образцы), средства фиксации, передачи информации (почтовый, электронный документооборот).
Важно! Правоприменительная судебная практика показывает, что если руководитель подписывает контракт, при отсутствии всех требующихся согласований (приписанных в Положении об организации договорной работы на предприятии), он впоследствии несет полную ответственность за нанесенные убытки. Добросовестность его действий ставится судом под сомнение.
Порядок заключения коммерческих договоров
Положение по договорной работе на предприятии устанавливает процедуру заключения контрактов. Наиболее распространенные способы:
В Положении о договорной работе в организации (предприятии) желательно четко прописать ответственных за проведение переговоров. Обычно в них участвуют непосредственные исполнители и юрист. Это помогает соблюсти баланс между чрезмерно осторожным подходом (избеганием рисков) и коммерческой выгодой.
Положение о договорной работе в бюджетном учреждении
Положение о порядке ведения договорной работы в бюджетных организациях может отражать исключительно внутренние правила: назначение ответственных лиц и распределение обязанностей. Что касается порядка заключения сделок, он строго регламентирован законами № 44–ФЗ от 05.04.2013 (о контрактной системе в сфере госзакупок) и № 223–ФЗ от 18.07.2011 (о закупках товаров и услуг отдельными видами юридических лиц). Положение о договорной работе в бюджетном учреждении должно соответствовать их требованиям.
Главный способ заключения договоров поставки для обеспечения государственных (муниципальных) нужд — проведение электронного аукциона с размещением заявок. Победителем признается участник, предложивший наименьшую цену. Также контракты заключаются путем проведения конкурсов, и в этом случае договор подписывается с компанией, чье предложение было признано лучшим. Значение имеет не только цена, но и другие факторы.
Договорная работа юридической службы
Юрист — первый помощник руководителя, способный снять множество рисков уже на стадии заключения контракта. Он участвует в обсуждении финансовой и правовой схемы сделок, составлении Положения об организации договорной работы на предприятии.
При этом важно не допускать двух ошибок:
Не стоит забывать, что несоответствие наименования договора, избранной модели и фактических отношений контрагентов дает основания для ее оспаривания и признания недействительной. Договорно-правовая работа юриста на предприятии в том и заключается, чтобы учесть все обстоятельства с учетом намерений сторон, не отходя от установленных законодательных норм.
При нарушении условий соглашения контрагентом, ответственный исполнитель доводит информацию до руководителя, и при невозможности исправить ситуацию документы передаются в юридический отдел. Урегулирование спорных ситуаций, возникающих по поводу неисполнения обязательств — вторая часть договорно-правовой работы юриста на предприятии. Это стадия предъявления претензий и подачи исковых заявлений в суд.
Она включает решение целого ряда задач:
Грамотно составленное, учитывающее специфику деятельности, Положение о договорной работе в организации (предприятии) сокращает риск возникновения споров, заключения «кабальных» сделок или с невыполнимыми условиями. Особенно важную роль выполняет юридическая служба при заключении экстраординарных сделок: крупных и с особой заинтересованностью, для которых установлен особый порядок совершения.
Положение о договорной работе на предприятии
Положение о договорной работе на предприятии – документ, который устанавливает правила работы с различного рода договорами для всех структурных подразделений компании. Положение относится к нормативным актам организации и является обязательным для исполнения.
Что вкладывается в понятие «договор»
Под «договором» понимается письменное соглашение двух или более сторон, в котором устанавливается предмет договора, цена, сроки, права и обязанности каждого из участников сделки и прочие параметры (тонкости, нюансы), имеющие значение для исполнения договора.
По сути дела договор – это универсальный инструмент любого предприятия для регулирования внутренних и внешних связей.
Роль документа
Положение о договорной работе обрисовывает стандартную схему работы с различного рода договорами. Обычно оно разрабатывается в крупных компаниях, где большой поток документации, проходящей через разные отделы.
Документ нужен для того, чтобы каждый работник, в чьи обязанности входит работа с контрагентами, знал о том, как, в какие сроки и при соблюдении каких условий нужно заключать договоры, как их исполнять и что делать после их подписания.
Положение указывает на конкретных лиц, которые несут ответственность за разработку и ведение договоров, а также на подразделения предприятия (обычно это юридический и бухгалтерский отделы), специалисты которых обязаны проверять и анализировать данные документы.
Положение регулирует порядок заключения договоров, в том числе по части визирования и подписания, устанавливает правила и нормы их учета, а также общие и индивидуальные условия, соблюдение которых является обязательным в том или ином случае.
Положение может касаться самых разных договоров: трудовых, подрядных, арендных, купли-продажи и т.д.
Срок действия Положения обычно не ограничен и заканчивается только с выпуском отдельного приказа со стороны руководства компании.
При этом вносить в него поправки можно в любое время по мере необходимости.
Кто разрабатывает Положение
Обязанность по разработке Положения обычно возлагается на юрисконсульта организации или стороннего юриста. В некоторых случаях эту работу проделывает сам руководитель предприятия. Однако, вне зависимости от того, кто окажется непосредственным разработчиком Положения, это должен быть человек, знакомый с Гражданским и Трудовым кодексом РФ, а также имеющий представление о должностных обязанностях того или иного работника организации.
Основные моменты Положения, особенности документа
Единого, унифицированного бланка Положения нет, так что работники организаций и предприятий могут писать его в произвольном виде или по шаблону, который действует внутри компании. Главное, соблюсти некоторые, обязательные для подобного рода документов, требования.
Положение должно иметь определенную структуру. В начале отводится место для резолюции главного лица компании. Далее идет основная часть, разделенная на несколько разделов. Основные из них:
При необходимости основная часть может быть дополнена любыми другими пунктами (например, о процедуре расторжении или внесения изменений в ранее заключенный договор или об анализе эффективности исполненных договоров и отчетности по ним) – в зависимости от индивидуальных особенностей предприятия.
Количество разделов и содержание Положения находится в прямой зависимости от потребностей компании и задач, которые стоят перед разработчиками.
В некоторых случаях к Положению могут быть приложены унифицированные формы тех или иных договоров, действующих в компании.
Положение обязательно должно быть заверено оригинальной подписью директора организации или работника, уполномоченного действовать от его лица.
Удостоверять положение при помощи печати надо только в том случае, если использование клише для подобного рода бумаг прописано в учетной политике фирмы.
Образец положения о договорной работе на предприятии
В начале документа (слева или справа), как уже говорилось выше, обязательно должно быть отведено место под резолюцию руководства организации. Оформить ее можно двумя способами:
Также обязательно надо поставить дату визирования.
Ниже идут разделы, в которые включаются все необходимые условия, которые должны соблюдаться при ведении договоров:
Ознакомление с положением
После того, как Положение будет разработано и подписано у директора предприятия, его исполнение становится обязательным. Поэтому, каждый работник, имеющий отношение к работе с договорами, должен быть ознакомлен с ним под роспись.
Нарушение какого-либо из пунктов Положения навлекает дисциплинарную ответственность, которая может быть выражена как в простом письменном замечании, так и в выговоре (с внесением в личное дело), особенно, если оно приводит к срыву договора или материальному ущербу для компании.
8 этапов договорной работы
В статье Создаем регламент договорной работы мы обсудили принципы организации договорной работы в организации и риски, которые возникают при работе с документами. Какие этапы проходит договор при подготовке, кто должен согласовывать работу и на что нужно обращать внимание при проверке контрагентов — читайте в продолжении статьи, подготовленной на основе практического курса преподавателя Русской Школы Управления, юриста, тренера-консультанта в сфере права Юлии Межниковой.
1 этап: инициатива заключения договора
Подразделение, сотрудник-инициатор заключения договора или специалист по договорной работе взаимодействуют с представителями контрагента. В процессе подготовки обе стороны начинают обсуждать технические условия.
Если вы занимаетесь подготовкой:
Обоснуйте необходимость и целесообразность заключения договора.
Разработайте первоначальный проект документа: возьмите за основу вариант договора, полученного от контрагента, или используйте типовой шаблон основных заключаемых договоров, уже прошедший проверку.
Согласуйте условия с контрагентом.
2 этап: определение основных условий
Как правило, на этапе определения условий проходит много встреч с контрагентами. Это нужно, чтобы достигнуть компромисса. Во время переговоров стороны обсуждают условия сотрудничества, обмениваются своими вариантами описания условий и деталей реализации документа, согласуют цену и порядок расчетов.
Перед встречей внесите в проект договора семь важных условий:
Краткую характеристику договора (поставка, оказание услуг или другой вид работ).
Наименование сторон (например, крупные холдинги могут состоять из большого числа юридических лиц).
Предмет договора (результат, ради которого прилагаются усилия).
Цену или условия расчетов.
Ответственность за неисполнение.
Сроки и дополнительную информацию.
3 этап: проверка контрагентов
Компания несет ответственность за последствия работы с недобросовестным бизнес-партнером. Вы должны проявлять осмотрительность — ваша ошибка может привести к проблемам с ФНС и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, сотрудничество с непроверенными контрагентами часто приносит убытки из-за срывов договоренностей или обмана.
Проверяйте наличие документов, подтверждающих легитимность и законность деятельности партнера. Поищите информацию в открытых источниках о добросовестности потенциального контрагента.
Стандартный перечень документов для досье контрагента
Читайте также нашу статью о 17 бесплатных сервисах для проверки контрагента. Смотрите также: Как проверить контрагента
4 этап: доработка текста договора
На этом этапе сформулируйте существенные и дополнительные условия, состав дополнительных документов, проработайте вопрос подписания договора (кто будет визировать — первое лицо компании или кто-то по доверенности), внесите положения об ответственности и досрочном расторжении.
5 этап: согласование
Круг согласующих лиц организация назначает самостоятельно, причем он может меняться в зависимости от вида договора. Любой договор обязательно рассматривают:
Составьте лист согласования, который будут визировать все службы и сотрудники, привлекаемые к процессу. Внесите в лист пять обязательных пунктов:
Обоснование необходимости составления договора.
Обоснование выбора контрагента.
Краткую информацию о контрагенте и предмете договора, сумму, порядок расчета.
Срок согласования для каждого подразделения.
Пояснительную записку с дополнительной информацией.
Лист согласования также должен содержать:
Подготовленный проект договора подлежит обязательному согласованию — его визируют структурные подразделения и ответственные сотрудники. Визирование должно занимать не более одного рабочего дня (8 часов), для сложных договоров большого объема — не более двух дней (16 часов). Свои замечания визирующее подразделение отмечает на листе согласований, записывает на отдельном листе, чтобы приложить к проекту договора.
После устранения замечаний исполнитель должен снова получить визу структурного подразделения. Если исполнитель не согласен с замечанием, решение о его исключении принимает лицо, уполномоченное заключать договоры от имени компании.
Смотрите также: Договорное право. Предмет, условия договора
6 этап: подписание договора уполномоченным лицом и передача контрагенту
Передайте согласованный проект договора вместе с листом согласований и обоснованием на подписание сотруднику, который уполномочен заключать договоры. После этого отправьте документ на подпись партнеру.
Зарегистрируйте подписанный обеими сторонами оригинал договора: присвойте номер и внесите сведения о нем в реестр договоров.
Подписанный договор для передачи контрагенту передается ответственному исполнителю под расписку. Обязательно оговаривайте сроки подписания договора и возврата экземпляра подписанного документа.
Важно: договор вступает в силу с момента подписания сторонами.
Реестр договоров
Картотеки с договорами и актами должны быть наглядными для удобства использования. При заключении договора внесите в реестр следующие сведения:
7 этап: контроль за исполнением
В регламент договорной работы в составе обязанностей внесите контроль исполнения уже заключенного договора. Эту же обязанность отразите в положении о структурном подразделении, трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников, отвечающих за сопровождение договоров и взаимодействие с контрагентами. Уточните критерии, при наступлении которых сотрудники подразделения обязаны известить юридический департамент и финансовую службу (например, просрочка исполнения обязательства и возникновение дебиторской задолженности, изменение нахождения контрагента).
Дополнительно включите в регламент процедуру выборочного или постоянного контроля за исполнением договора со стороны юридического подразделения в зависимости от суммы договора, сложности сделки, длительности сроков исполнения и других важных факторов.
Задачи ответственного сотрудника
8 этап: хранение
Регистрация договоров ведется в отдельных журналах, реестрах. Минимальный срок хранения — 4 года, после чего договоры сдаются в архив. Копии и подлинники выдаются на основании запроса, заверенного руководителем структурного подразделения.
Схема работы с договором в электронном виде
Создание проекта договора в электронном виде и учет его в системе управленческого учета.
Предварительное рассмотрение проекта договора в электронном виде (выполняется в случае необходимости).
Визирование проекта договора в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи.
Подписание проекта договора с использованием электронной цифровой подписи.
Регистрация договора в электронном реестре.
Передача договора в электронном виде для регистрации в системе управленческого учета.
Преобразование подписанного договора в электронном виде в бумажный договор, подписание договора всеми сторонами, простановка печатей.
Смотрите также: Курс «Директор по правовым вопросам»
Развивайтесь вместе с нами, учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте! Посмотрите каталог наших учебных программ.
Светлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы УправленияПриложение. Положение о Договорно-правовом Отделе
Приложение
к приказу Федерального архивного агентства
от 31 марта 2010 г. N 28
Положение
о Договорно-правовом Отделе
1.3. Деятельность Отдела курирует руководитель Росархива.
2.1. Правовое обеспечение деятельности Росархива, в том числе по вопросам:
осуществления Росархивом функций по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в установленной сфере деятельности;
проведения работ по размещению заказов на поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для нужд Росархива и подведомственных ему государственных учреждений.
2.2. Защита интересов Росархива в арбитражных судах и судах общей юрисдикции на основании выданной доверенности.
2.3. Выявление правовых пробелов и коллизий в вопросах законодательного регулирования в области архивного дела и представление предложений по его совершенствованию.
2.4. Участие в реализации законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции.
3. Основные функции Отдела
3.1. Принимает участие в проведении юридической экспертизы проектов законов, иных нормативных правовых актов, поступивших из других федеральных органов исполнительной власти. Участвует в подготовке отзывов и поправок Правительства Российской Федерации к законопроектам.
3.2. Проводит экспертизу проектов правовых актов Росархива, государственных контрактов и договоров на соответствие законодательству Российской Федерации.
3.3. Готовит заключения по проектам методических материалов (рекомендаций), разъяснений, подготовленных структурными подразделениями аппарата Росархива.
3.4. Готовит заключения по проектам документов, касающихся взаимодействия Росархива с другими органами государственной власти.
3.5. Готовит самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других правовых актов Росархива.
3.6. Готовит самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями заключения на проекты нормативных правовых актов, поступающие в Росархив.
3.7. Обобщает совместно с другими структурными подразделениями практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение руководителя.
3.8. Участвует в проводимой структурными подразделениями аппарата работе по отбору и направлению нормативных правовых актов Росархива на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3.9. Осуществляет систематизированный учет нормативных правовых актов, разработанных Росархивом.
3.10. Осуществляет рассмотрение письменных обращений руководителей подведомственных федеральных государственных учреждений по вопросам применения законодательства об архивном деле.
3.11. Осуществляет правовую экспертизу проектов государственных контрактов, договоров, в том числе заключаемых с иностранными партнерами.
3.12. Ведет учет договоров аренды федерального имущества, заключаемых подведомственными федеральными государственными учреждениями.
3.13. Готовит и проводит совместно с Отделом государственной службы, кадров и наград мероприятия по реализации законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
3.14. Оказывает работникам аппарата и подведомственных федеральных государственных учреждений правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции Росархива.
3.15. Готовит для руководства Росархива справочные, информационно-аналитические и др. материалы по законодательству.
3.16. Осуществляет взаимодействие в пределах своей компетенции с федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.
3.17. Дает правовую оценку локальным нормативным актам подведомственных федеральных государственных учреждений, и в случае несоответствия их положений законодательству Российской Федерации вносит руководителю предложения об их изменении и (или) отмене.
3.18. Изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере деятельности Росархива и представляет соответствующую информацию руководителю для последующего внесения в Минкультуры России предложений по его совершенствованию.
3.19. Участвует в соответствии с компетенцией Отдела в исполнении поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Минкультуры России.
3.20. Взаимодействует с соответствующими подразделениями Минкультуры России по вопросам юридической экспертизы проектов актов в сфере архивного дела и государственной регистрации соответствующих нормативных правовых актов.
3.21. Представляет интересы Росархива в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
3.22. Взаимодействует со структурными подразделениями Росархива по вопросам, относящимся к компетенции Отдела, в том числе по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных гражданских служащих.
3.23. Готовит и оперативно предоставляет информацию для официального сайта Росархива по профильным Отделу направлениям.
3.24. По поручению руководства Росархива осуществляет иные функции в пределах компетенции Отдела.
Отделу предоставляется право:
4.1. Запрашивать от структурных подразделений и подведомственных федеральных государственных учреждений сведения и документы официальные заключения, аналитические материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.
4.2. Привлекать с согласия руководителей структурных подразделений работников этих подразделений для подготовки проектов нормативных правовых актов, документов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых Отделом в соответствии с возложенными задачами и функциями.
4.3. Привлекать работников других структурных подразделений к оказанию методологической и практической помощи при консультировании заинтересованных лиц по вопросам архивного дела и подготовке проектов ответов на их запросы, а также при подготовке материалов к судебным заседаниям в ходе рассмотрения судами дел с участием Росархива и для непосредственного участия в судебных заседаниях.
4.4. Возвращать исполнителям на доработку нарушающие правила юридической техники и противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам в области архивного дела, проекты документов, составляет заключения и справки о необходимости устранения выявленных в них противоречий.
4.5. Представлять интересы Росархива в органах законодательной и исполнительной власти, а также других органах и организациях при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Отдела.
4.6. Принимать участие в подготовке и проведении заседаний коллегии, совещаний, конференций и иных мероприятий, проводимых Росархивом.
4.7. Взаимодействовать с Нормативно-правовым департаментом Минкультуры России.
4.8. Вносить руководству для дальнейшего направления в Минкультуры России предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области архивного дела.
4.9. Взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
5. Организация работы Отдела
5.1. Отдел возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Росархива.
5.2. Начальник Отдела:
руководит деятельностью Отдела и несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение задач и функций;
несет персональную ответственность за соответствие законодательству Российской Федерации визируемых им проектов правовых актов и государственных контрактов (договоров);
вносит руководству Росархива предложения по совершенствованию работы Отдела, в том числе по кадровым вопросам;
распределяет обязанности между работниками Отдела;
представляет интересы Росархива в государственных органах и в других организациях по правовым вопросам;
согласовывает до представления руководству Росархива проекты нормативных правовых актов.
5.3. Свою деятельность Отдел осуществляет в соответствии с планами работы Росархива.
5.4. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями аппарата Росархива и его подведомственными федеральными государственными учреждениями.
5.5. Штатная численность работников определяется руководителем Росархива.
5.6. Служебная деятельность работников Отдела осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, Положением о Федеральном архивном агентстве, Регламентом Федерального архивного агентства, настоящим Положением и должностными регламентами.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.



