докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Презентация по биологии на тему: «Хлебные злаковые культуры»

Выбранный для просмотра документ Хлебные злаковые культуры.ppt

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Хлебные злаковые культуры Разработчик: Зинковец Надежда Александровна, учитель коррекционных классов МБОУ «СОШ № 5, г. Кировска»

Хлебные злаковые культуры

Пшеница Травянистое однолетнее светолюбивое культурное растение. Она относится к злаковым растениям. Назовите признаки пшеницы? Пшеница

Пшеница остистая безостая

Пшеница Яровая и озимая. Когда сеют озимую пшеницу? Когда сеют яровую пшеницу?

Ячмень Самый скороспелый. Малотребователен к теплу. Его всходы выдерживают небольшие заморозки. Засухоустойчив. Эти особенности дали возможность человеку выращивать его на севере. Но ячмень любит плодородные почвы так как у него слабая корневая система.

Кукуруза Светолюбивое, теплолюбивое растение. Её поэтому выращивают на юге. Назовите признаки кукурузы? Соцветие – метелка и початок.

Упражнение для глаз.

Закрепление изученного I. Ответы на вопросы. 1.Докажите, что хлебные злаковые культуры однодольные растения. 2. Чем отличаются яровые культуры от озимых? 3. Чем от пшеницы отличается ячмень? рожь? овёс? кукуруза? 4. Как человек использует разные злаковые культуры? Приведите примеры. II. Работа в раб. тетради стр. 40, № 93-94.

Итоги Я понял(а)….. Я научился(ась)…. Я работал(а)…..

Домашнее задание Читать и отвечать на вопросы стр.98-103. Составить рассказ об использовании человеком одной из злаковых культур.

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Номер материала: ДБ-1670464

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии

Время чтения: 1 минута

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Хлебные злаки: виды, характеристики, выращивание. Хлебные зерновые культуры

Многочисленное семейство хлебных злаков – самое известное представительство класса однодольных.

Разнообразное соотношение белков, углеводов, ферментов и витаминов в составе злаковых культур соответствует потребностям организма человека, представляет ценность для животных. Для людей на основе зерна изготавливаются такие базовые продукты питания, как мука и крупы, для животных – комбикорм.

Хлебные злаки характеризуются рядом общих признаков, которые отличают их от других однодольных.

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Разнообразие злаков

Злаковые культуры представлены двумя большими группами.

К первой относятся виды хлебных злаков одноимённого семейства (так называемые настоящие хлеба):

Вторую группу составляют зерновые культуры (просовидные хлеба) семейства злаковых:

К роду просо относятся разновидности:

В отдельную группу можно выделить зерновые культуры:

Эти культуры не входят в семейство злаковых, однако подобны им по строению и пищевой ценности, имеют плод в виде зерновки.

Строение хлебных и зерновых злаков

Злаковые культуры характеризуются общими морфологическими признаками.

Корневая система мочковатая. При благоприятных условиях уходит на 1,5-2 метра в грунт. Основная масса корней располагается в верхнем слое почвы, в 25-30 см от поверхности. Корни злаковых разделяют на 3 типа:

Стебель – тонкая соломина, разделённая утолщёнными перегородками (стеблевыми узлами) по всей длине. Внутреннюю часть стебля у кукурузы и сорго наполняет паренхима (мякоть).

Лист линейной формы, листовые пластины бывают свёрнутыми.

Соцветия имеют форму:

Цветок состоит из чешуи двух видов:

Цветки имеют разное развитие: у первой группы злаков сильнее развиты нижние, у второй группы – верхние.

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Строение зерна

Плоды хлебных злаков – зерновки, имеющие такое строение:

Отличительный признак злаков обеих групп – особенности строения зерна. У культур первой группы по брюшной части зерновки проходит продольная бороздка (широкая у пшеницы, ячменя, овса; у ржи – глубокая), верхушку венчает хохолок (опушение). Хохолок отсутствует только у ячменя. У злаков второй группы нет ни бороздки, ни опушения.

Зерновка каждой культуры отличается формой. У злаков первой группы:

Поверхность зерна отличается:

У злаков второй группы (хлебные зерновые культуры) форма зерна может быть двух видов:

На окраску зерна влияют пигменты (хлорофилл, каротиноиды), формирующие цветовую гамму: от белой, серой и зеленоватой до красной и чёрной.

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Яровые и озимые

Существуют 2 формы злаковых:

Посев яровых производят весной, полный цикл развития они проходят в течение лета, урожай дают осенью (позже озимых).

Посев озимых проводится осенью. До начала зимы они успевают прорасти, на зимовку уходят в фазе кущения и в состоянии покоя, а ранней весной следующего года, продолжая свой жизненный цикл, активно развивают стебли и начинают плодоношение в середине лета.

Озимые сорта, используя весной запасы почвенной влаги, дают не только более ранний, но и более обильный урожай.

По сравнению с яровыми, озимые сорта обладают меньшей засухоустойчивостью и требуют соблюдения определённых условий при выращивании:

Хлебные злаки имеют обе формы. Озимая рожь среди них обладает наибольшей морозостойкостью.

Выращивание

Хлебные злаки неприхотливы, но всё же требуют определённого ухода. В оптимальных условиях урожайность и качество зерна будут выше.

Злаки первой группы (настоящие хлеба) предъявляют невысокие требования к теплу, но нуждаются во влаге. Это растения длинного дня, быстро развивающиеся от всходов до кущения.

Зерновые культуры (просовидные хлеба) теплолюбивы и засухоустойчивы. От всходов до кущения развиваются медленно. Нуждаются в коротком световом дне.

Главный вредитель хлебных злаков – хлебный пильщик, личинка которого прогрызает у растения междоузлия.

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Пшеница

Пшеница – древнейший род хлебных злаков. Её прародитель – полба, известная ещё со времён Древнего Египта. Культурные и дикорастущие виды пшеницы многочисленны, но исследователями описаны только 22 из них. Классификация проводится по разным признакам, на практике же пользуются разделением на две группы:

Сортовая принадлежность определяет хозяйственное предназначение пшеницы. Например, клейковина муки, которую делают из твёрдых сортов, крепкая и упругая. Благодаря этому из твёрдых сортов получаются макароны высокого качества. Из мягких сортов производят хлебопекарную муку. Твёрдая и мягкая пшеница подразделяется на классы: твёрдая – на 5, мягкая – на 6. В зависимости от класса, основной хлебный злак применяют непосредственно для производства продуктов питания или используют в качестве фуража.

Ячмень

История окультуривания ячменя насчитывает 10 тысяч лет. Родиной его древнейших предков считается Месопотамия, хотя упоминания об этом злаке встречаются у народов Азии, Египта, Европы.

Территории его распространения обширны: от северных районов (включая Заполярье) до тропиков. Горные условия Альп, Кавказа, Тибета также не являются препятствием для возделывания ячменя. Несмотря на столь широкое распространение, культурным видом является один-единственный – ячмень посевной, который принято делить на 3 подвида.

По химическому составу зерновки такие хлебные злаки, как пшеница и рожь, превосходят ячмень, содержащий в составе зерна белки, которые плохо усваиваются человеческим организмом. Малое содержание клейковины приводит к тому, что ячменный хлеб крошится и быстро черствеет.

Наибольшей популярностью пользуются крупы, которые изготавливаются из ячменя: перловая, ячневая.

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

В древние времена рожь была известна как сорное растение, всходящее среди посевов пшеницы. Слава пришла к этому злаку постепенно. В те годы, когда суровые морозы и устойчивая засуха истребляли пшеницу, землепашцам приходилось довольствоваться лишь урожаем неприхотливой ржи. На генном уровне рожь сохранила устойчивость своих прародителей к погодным стрессам и болезням.

Рожь посевная высокоурожайна, устойчива к осыпанию, зимостойка; зерно крупное. Подразделяется по качеству на 4 класса: с первого по третий используются для изготовления муки, четвёртый – для фуражных целей.

Существует озимая рожь и яровая. Урожайность с 1 гектара – 2 тонны. Помимо пищевой ценности, рожь обладает бесценным качеством улучшителя тяжёлых почв. Благодаря интенсивному росту мощная разветвлённая корневая система способна рыхлить почву на глубине до 2 метров, тем самым создавая благоприятные условия для последующих культур. Произрастая на бедных почвах, играет роль сидерата.

Ржаной хлеб полезен: в нём больше аминокислот и витаминов, чем в пшеничном. Зерно ржи содержит белков в 2 раза меньше, при этом их питательная ценность выше.

Овёс – вторичная культура, как и рожь. Обладает большой жизнестойкостью. Родина овса – Монголия и Китай. В Европе стал культивироваться в бронзовом веке.

В природе встречаются 70 видов, но хозяйственную ценность имеют только 11. Наиболее известен овёс посевной, идущий на изготовление крупы, овсяного кофе, толокна, муки для кондитерских изделий и блинов.

В животноводстве овёс используется как концентрированный корм или составная часть комбикорма.

Хлебные злаки отдают овсу пальму первенства по производству диетического и детского питания: овсяное печенье, мюсли, хлопья «Геркулес». Пищевая ценность овса обусловлена оптимальным содержанием белков, крахмала, органических кислот, жиров и сахара, которые легко усваиваются, нормализуют обмен веществ, защищают сердце и кровеносную систему.

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Кукуруза

Среди культурных злаков кукуруза занимает особое место, так как по строению не похожа ни на представителей настоящих хлебов (первая группа), ни на «собратьев» из второй группы, к которой непосредственно относится.

Необычен стебель: прямой и мощный, способный достигать 5 метров в высоту, снабжённый воздушными корнями, расположенными на нижних надземных узлах.

Листовая пластина широкая, сами листья длинные, опушенные сверху.

Селекционерами выведено огромное количество сортов и гибридов, от которых зависит форма и окраска зёрен, располагающихся на початке вертикальными рядами.

Родина кукурузы – Америка (Центральная и Южная). Древние майя считали её священным растением, достойным поклонения.

В Европе она появилась благодаря Колумбу, увидевшему её впервые на острове Куба.

Основной состав кукурузного зерна – крахмал (70 %), белок (10 %), жир (8 %).

Применение кукурузы разнообразно: молодые початки варят, зёрна замораживают и консервируют, перемалывают в крупы и муку. Дальнейшая обработка превращает зёрна в хлопья для лёгких завтраков, попкорн и другие лакомства.

В животноводстве кукуруза считается ценной кормовой культурой.

Прародитель современного риса был известен в Индии свыше 15 тыс. лет назад. Основные территории культивирования – южные районы на заливных площадях.

Сыном воды и солнца, кормильцем Востока, вторым хлебом человечества, белым золотом называют этот высококалорийный злак. И это вполне оправданно, ведь он кормит более половины населения земного шара.

Два десятка видов и свыше тысячи сортов риса по форме объединяются в 3 типа:

Известна интересная особенность риса: любой сорт имеет разный вкус и цвет в зависимости от его обработки и времени приготовления.

докажите что хлебные злаковые культуры однодольные растения

Просо и сорго

Происхождение проса в качестве сельскохозяйственной культуры начинает отсчёт с 3 тысячелетия до нашей эры.

Археологические раскопки в Среднем Приднестровье свидетельствуют, что просо возделывали ещё древние скифы. В Европу оно пришло из Индии, Монголии и Китая. В Древнем Китае просо стояло в одном ряду с другими священными растениями: рисом, пшеницей, ячменём, соей.

Зерновой злак теплолюбив и засухоустойчив. Просяная зерновка самая мелкая и твёрдая из всех злаковых, а содержание белка в нём выше, чем у пшеницы и ячменя.

Зерно используется для изготовления крупы, известной нам как пшено, и муки, из которой выпекают лепёшки и хлеб. На корм скоту идут все части злака: зерно, лузга, солома, мучель.

В культурном земледелии существует злак, напоминающий просо. Сорго вот уже 5 тысячелетий используется в засушливых районах Африки как основной хлеб. Внешне этот зерновой злак подобен просу, по химическому составу зерна – кукурузе.

Из зёрен сорго производят крупу, муку, крахмал, из соломы – плетёные изделия, бумагу и веники. Зелёную массу используют в составе силоса.

Источник

Урок биологии в коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ на тему «Однодольные. Семейство Злаковые»

Ученик учится открывать

неизвестное с помощью известного…..

ТЕМА: Класс Однодольные. Семейство Злаковые. Общие признаки злаковых.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о семействе злаковые, изучив их особенности строения и характерные признаки растений.

1) Образовательные. Выяснить особенности строения и характерные признаки семейства злаковых.

2) Развивающие. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3) Воспитательные. Ф ормирование ценностных ориентаций: воспитывать чувство бережного отношения к хлебу, любви к Родине, чувство уважения к людям труда.

Оборудование: презентация, таблицы, мультимедийное оборудование, учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный – изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Организационный момент. Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи в работе, настроимся на поиск и творчество, и начнем урок. Вначале нашего урока я хотела бы обратить ваше внимание на доску:

Эпиграф (слайд 1): Ученик учится открывать неизвестное с помощью известного…. Гете.

Эти слова великого немецкого поэта и естествоиспытателя Гете могут стать эпиграфом нашего урока, потому что сегодня вам предстоит, используя уже накопленные вами знания, применять для получения новых знаний.

II. Актуализация знаний: Но прежде чем отправиться в дальнейшее путешествие, для познания нового, надо к нему подготовиться. Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках .

— Какую большую тему вы сейчас изучаете? (отдел покрытосеменные или цветковые растения). Почему они так называются.(слайд 2)

— Цветковых растений на земле очень много и они разнообразны поэтому их делят на 2 класса.(слайд 3) Какие? (однодольные и двудольные).

Сейчас я вам раздам карточки с заданием (Приложение 1.) Задание по вариантам. Вы должны определить признаки однодольных (1 вариант) и двудольных (2 вариант) растений, соединив правильный вариант стрелочкой.

III. Озвучивание темы урока. Сегодня мы начнем изучать большой класс «Однодольные покрытосеменные растения», семейство злаки. Запишите тему в тетради (слайд 4)

IV. Этап усвоения новых знаний ( таблица на доске). Корни наши мочковаты, стебли полы, узковаты, листья тонки и узки, на макушке колоски (слайд 5)

1. Среди всех семейств цветковых растений злаки занимают особое положение. Оно определяется их высокой хозяйственной ценностью. Они представляют собой главный пищевой продукт, содержащий белок и углеводы. Белки идут на восстановление тела, а углеводы дают энергию. Для злаковых характерна многочисленность и разнообразие. Это самое распространенное семейство на земле. Жизненные формы: многолетние, двулетние, однолетние травы, реже древовидные растения – бамбук.

2. Многие из злаков – прекрасный корм для скота (тимофеевка, костер, мятлик, пырей). Пожалуй, не менее важным является и использование злаков в качестве кормовых растений для домашних животных. Многообразно хозяйственное значение злаков и во многих других отношениях. Значение злаков: пищевые, кормовые, лекарственные. Знаниям о происхождении культурных злаков мы обязаны Н.И.Вавилову. Он создал теорию о центрах происхождения культурных растений.

4. Большинство злаков – ветроопыляемые растения.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

V. Этап закрепления новых знаний.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с представителями семейства злаки.

Поиграем в игру « Да – нетка». (светофор ). Я высказываю какое-то положение, вы – если согласны, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.

1. Растения семейства злаковых относятся к классу двудольных.

2. Известно около 10 тысяч злаковых.

3.Цветки злаков мелкие.

4.Плод у злаковых – семянка.

5. Стебель злаковых соломина.

6. Цветки собраны в соцветие кисть.

7.Листья у злаков узкие, линейные.

8. Кукуруза не относится к семейству злаки.

9. У злаковых стержневая корневая система.

10.Злаки в основном ветроопыляемые растения.

11. У злаков преобладает травянистая жизненная форма

13.Цветок имеет 3 тычинки и 1 пестик.

Домашнее задание : учебник с.96-97

Работа в тетради. Зарисовать в тетради таблицу «Признаки злаковых»

Вывод: Р астения очень разнообразны. Чтобы было легче разобраться в этом многообразии, растения объединяют в группы, используя признаки сходства и различия, по которым можно судить о степени их родства.

Практически все сельскохозяйственные растения относятся к различным злаковым. Человек выращивает их, чтобы получить продукты питания, корма для животных.

Источник

ТЕМА: Класс Однодольные. Семейство Злаковые.

Ученик учится открывать

неизвестное с помощью известного…..

УРОК № 61 6 класс Дата проведения 23.04.2015

ТЕМА: Класс Однодольные. Семейство Злаковые.

Цели урока: 1. Сформировать у учащихся понятие о семействе злаковые. 2. Изучить особенности строения и характерные признаки растений семейства злаковых.

1. Образовательные: выяснить особенности строения и характерные признаки семейства злаковых. Изучить особенности строения пшеницы как основной культуры семейства злаковых.

2) Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3)Воспитательные: формирование ценностных ориентаций: воспитывать чувство бережного отношения к хлебу, любви к Родине, чувство уважения к людям труда.

Оборудование: презентация, таблицы, мультимедийное оборудование, учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный – изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Организационный момент. Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи в работе, настроимся на поиск и творчество, и начнем урок. Вначале нашего урока я хотела бы обратить ваше внимание на доску:

Эпиграф: Ученик учится открывать неизвестное с помощью известного…. Гете.

Эти слова великого немецкого поэта и естествоиспытателя Гете могут стать эпиграфом нашего урока, потому что сегодня вам предстоит, используя уже накопленные вами знания, применять для получения новых знаний.

II. Актуализация знаний: Но прежде чем отправиться в дальнейшее путешествие, для познания нового, надо к нему подготовиться. Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках.

— Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем? (отдел покрытосеменные растения). Сколько классов он включает. Какие.(2.- однодольные и двудольные).

-Что такое сорт? Группа растений, искусственно созданная человеком, с определенными признаками и свойствами.

— Вид – это группа особей, имеющих сходное происхождение, строение, процессы жизнедеятельности. Вид – это основная единица систематики.

-Какие растения называют дикорастущими?

-Какие растения называют «культурными»?

-Какие семейства класса двудольных мы изучили?

-Назовите признаки класса двудольные? (собрать схему).

-Назовите признаки класса однодольные?

-Сколько семейств включает класс однодольные?

-Какие растения относятся к семейству лилейные?

-Какова формула цветка растений семейства лилейные?

-Как называется плод у растений семейства лилейные?

-Какое соцветие характерно для растений семейства лилейные?

-Назовите пищевые растения семейства лилейные? В чем их ценность?

-Что вы можете сказать о растениях овощных лук и чеснок? Каким способом их размножают? (вегетативно). Что такое фитонциды? Значение лилейных: пищевые, медоносы, лекарственные, ядовитые, декоративные.

III. Озвучивание темы урока. Мы изучили семейство лилейные, теперь начнем изучать семейство злаки.

1. Систематизировать и расширить знания о растениях семейства злаковых, класса однодольные.

2.Выявить особенности строения и характерные признаки растений семейства злаковых.

IV. Этап усвоения новых знаний (таблица на доске). Корни наши мочковаты, стебли полы, узковаты, листья тонки и узки, на макушке колоски.

1. Среди всех семейств цветковых растений злаки занимают особое положение. Оно определяется их высокой хозяйственной ценностью. Они представляют собой главный пищевой продукт, содержащий белок и углеводы. Белки идут на восстановление тела, а углеводы дают энергию. Для злаковых характерна многочисленность и разнообразие. Это самое распространенное семейство на земле. Жизненные формы: многолетние, двулетние, однолетние травы, реже древовидные растения – бамбук.

3. В природе их легко узнать по полому цилиндрическому стеблю-соломине, на котором ясно выступают плотные вздутые узлы. Участки между узлами, называемые междоузлиями, чаще всего полые. Часть междоузлия, располагающаяся непосредственно над узлом, способна к росту. Соломина злаков хорошо сопротивляется сильным порывам ветра и нелегко обламывается.

4. От стебля-соломины отходят узкие, линейные листья. В строении листа злаков различают основную часть, представленную листовой пластинкой с параллельным жилкованием, и часть листа, охватывающую стебель, – так называемое влагалище. Живые влагалища защищают междоузлия и зону роста, сухие влагалища нижних листьев предохраняют основания побегов от чрезмерного испарения или перегрева.

5. При основании листовой пластинки очень часто имеется перепончатый вырост, называемый язычком или лигулой; он препятствует проникновению воды, а с нею грибков и бактерий внутрь влагалища.

6. Мелкие цветки собраны в простое соцветие злаков – колосок. Колоски, каждый из которых может содержать от одного до нескольких цветков, в свою очередь объединяются в сложные соцветия: метелки, сложные колосья, початки.

— Сложный колос (пшеница, рожь, ячмень),

— метёлка (мятлик, полевица, овёс, мужское соцветие кукурузы),

7. Формула цветка ↑О(2) +2Т3П1.

Цветки не имеют околоцветника, одеты двумя (редко одной) цветковыми чешуями. В таких мелких, незаметных цветках обычно три тычинки и один пестик с двумя рыльцами, у цветков риса и бамбука – шесть тычинок.

8. Большинство злаков – ветроопыляемые растения.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Чтобы закрепить знания о злаках, выполним лабораторную работу, учебник стр. 255. Среди всех злаков самое важное значение принадлежит пшенице, поэтому ее мы и будем описывать.

Лабораторная работа «Изучение растений семейства Злаковые. Строение пшеницы».

Цель: Изучить на примере пшеницы, строение растений семейства злаковые.

Оборудование: раздаточный материал, таблица злаковые ( на доске).

1. Рассмотрите и определите тип корневой системы злакового растения.

2.Рассмотрите стебель пшеницы. Как называют такой стебель?

4.Рассмотрите соцветие пшеницы. Как его называют? 5.Какое строение имеет цветок пшеницы? Напишите формулу цветка. 6.Рассмотрите плод пшеницы. Как его называют?

V. Этап закрепления новых знаний.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с представителями семейства злаки, строением вегетативных и генеративных органов, их значением. А теперь проверим как вы усвоили новый материал. Ответьте на вопросы.

-Чем корневая система однодольных отличается от корневой системы двудольных?

-Как называется стебель?

-Какое жилкование у листьев у пшеницы?

-Как называется соцветие пшеницы?

-Составьте формулу цветка растения

Закрепление: А теперь поиграем в игру « Да – нетка». (светофор). Я высказываю какое-то положение, вы – если согласны, поднимаете зеленый круг, если нет – красный.

1. Растения семейства злаковых относятся к классу двудольных.

2. Известно около 10 тысяч злаковых.

3.Цветки злаков мелкие.

4.Плод у злаковых – семянка.

5. Стебель злаковых соломина.

6. Цветки собраны в соцветие кисть.

7.Листья у злаков узкие, линейные.

8. Кукуруза не относится к семейству злаки.

9. У злаковых стержневая корневая система.

10.Злаки в основном ветроопыляемые растения.

11. У злаков преобладает травянистая жизненная форма

-Мелкие цветки собраны в соцветие корзинка.

-Соцветие – сложный колос.

-Околоцветник состоит из 4 чашелистиков и 4 лепестков.

-Цветок имеет 2 цветковые чешуи, 3 тычинки и 1 пестик.

Растения семейства Злаковых:

9. Сахарный тростник

10. Сахарная свекла

3. Распределите предложенные растения семейства Злаковых по группам: а) дикорастущие; б) культурные;

«Среди всех злаков самая важная пшеница – это хлеб!» Много тысячелетий живут вместе, хлеб и человек.

Девчонка руки протянула

А оказалось – умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон…

900 дней мук, слез, горестей, смертей, надежд, тревог, труда и борьбы вынесли ленинградцы. За время обстрела погибли около 17 тысяч ленинградцев. Жертвами голода стали более 632 тысяч детей и взрослых. Но ленинградцы жили, творили, дерзали, дрались за жизнь, за победу.

Русский человек всегда верил в святость хлеба, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокие цены хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывать.

Стихотворение, которое я вам прочту не выдумано автором, эти эпизоды взяты из жизни. И может, кто-то узнает себя в этих строках.

Мальчик, Ногою пинающий хлеб,

Мальчик, Голодных не знающий лет,

Помни, Что были лихие года.

Хлеб – Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, За хлеб умирали.

Не для того, Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

Вслед за этим стихотворением хочется прочитать другое:

Когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

И если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе не занимал, если он не уважает хлеб и считает, что может без него обойтись, этот человек не вызывает никакого уважения.

Конечно, сейчас не те времена, хлеба достаточно, но больно и неприятно видеть, когда хлеб выбрасывается. И это мы с вами видим каждый день в нашей столовой.

Творческое задание: Подготовить стихи, пословицы и загадки о злаковых растениях, о хлебе. Наш урок подходит к концу: Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии. Спасибо всем за участие в уроке, и у нас остался последний этап урока – заполнить в листочке на парте 5 строчек синквейна.

Синквейн- это особая краткая запись

проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна (на доске).

В синквейне 5 строк.

1. Понятие (одно слово). Хлеб.

2.Прилагательные (два слова). Вкусный, свежий.

3.Глаголы (три слова). Печется. Продается. Хранится.

4.Предложение (из четырех слов). Продукт питания, который выпекается.

5.Существительное (одно слово). Мука.

Вывод: Изучив растения из нескольких семейств, вы убедились, что они очень разнообразны. Чтобы было легче разобраться в этом многообразии, растения объединяют в группы, используя признаки сходства и различия, по которым можно судить о степени их родства. Растения разных видов, объединенные в роды, происходят от общих предков. Растения, принадлежащие к одному семейству, также родственны, но это родство более отдаленное. Практически все сельскохозяйственные растения относятся к различным семействам покрытосеменных. Человек выращивает их чтобы получить продукты питания, корма для животных, сырье для промышленности. Культурные растения были выведены из дикорастущих. Они происходят из разных стран с различным климатом и нуждаются в разных условиях жизни. При получении высоких урожаев необходимо знать биологические особенности выращиваемой культуры, чтобы правильно проводить агротехнические мероприятия. Необходимо помнить, что нарушение агротехники может нанести вред не только растениям, но и окружающей среде.

В толковом словаре великорусского языка В.И.Даль пишет: «Пшеница, женского рода (пшеница, пахать)». Хлебное, колосовое растение. Слово « пшеница» происходит от слова «пахать».

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *