докажите что реки продукт климата и рельефа
ГДЗ география 8 класс Алексеев, Низовцев Дрофа Задание: § Вопросы и задания для обобщения по теме Богатство внутренних вод России
1. Объясните своими словами значения следующих понятий: водные ресурсы; речная система; падение и уклон реки; расход воды в реке; годовой сток; многолетняя мерзлота; единая глубоководная система.
Водные ресурсы – поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах (в том числе в ледниках) и могут использоваться человеком.
Речная система – совокупность рек в пределах бассейна, состоящая из главной реки и притоков различных порядков.
Падение реки – разность отметок абсолютных высот истока и устья реки.
Уклон реки – отношение падения реки к её длине.
Расход воды в реке – объём воды, протекающей через поперечное сечение водотока за единицу времени.
Годовой сток – общий объем воды, стекающей за год через речное устье.
Многолетняя мерзлота – промороженные в течение длительного времени (десятки и сотни тысяч лет) грунты и горные породы.
Единая глубоководная система – единая система внутренних водных путей России на территории Европейской части страны, по которой способны проходить речные суда, суда класса река-море и малые морские суда.
2. Чем отличаются реки европейской части России от рек Сибири? Какие реки имеют большее хозяйственное значение? Подумайте, по каким показателям вы будете их сравнивать. Какими картами будете пользоваться?
Реки европейской части страны не так полноводны, как сибирские реки, они значительно короче, большинство сибирских рек судоходны на большей части русла. Большее хозяйственное значение имеют реки европейской части страны, так как воды рек активно используются в хозяйственных целях (транспорт, водоснабжение, полив) для нужд наиболее экономически развитой и густонаселенной части страны. Мне понадобятся карты: физическая, карта внутренних вод, экономическая и транспортная карты России.
3. На конкретном примере докажите, что реки – продукт рельефа и климата.
Реки – продукт рельефа и климата. Река Енисей берет начало от ледниковых ручьев Западного Саяна и далее течет в направлении на север, так как рельеф Сибири имеет уклон в сторону Северного Ледовитого океана. Река становится могучей из-за поступления осадков (дождь и талые ледниковые и снеговые воды) с огромной площади водосборного бассейна. Рельеф определил направление течения реки, климат полноводность.
4. Зная особенности рельефа и климата на территории страны, определите, какие районы России наиболее богаты озерами.
Наиболее богаты озерами северо-запад Европейской части страны, а также северная часть азиатской части страны.
5. Реки, озера, ледники и подземные воды, болота – это внутренние воды страны. Какие изменения могут происходить в этом комплексе в условиях глобального потепления климата?
В условиях глобального потепления климата будет уменьшаться количество ледников, за счет чего на первоначальном этапе увеличится количество вод в реках и озерах, а также болотах, которые питаются ледниковыми водами. Однако со временем после полного оттаивания ледников количество вод в водных объектах, питавшихся ледниковыми водами начнет сокращаться, многие реки и озера вовсе могут исчезнуть.
ТЕМА 4. ПОЧВЫ – НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ
Вопросы в начале параграфа Плодородие российских почв позволяет обеспечивать страну собственным продовольствием, ведь значительная часть продукции экспортируется.
Я в статье натолкнулась на высказывание климатолога А. И. Воейкова о том, что реки являются продуктом климата. Лично я бы расширила список ещё на два пункта и добавила характер подстилающей поверхности и рельеф.
Роль климата и рельефа
Эти два фактора, я бы сказала, являются определяющими при установлении главных характеристик рек. Их полноводность и режим полностью зависят от климатических условий окружающей территории. Рельеф оказывает влияние на:
Расскажу подробнее. Если климат располагает к обильным осадкам, то сток рек большой, правда, при исключительно высоком уровне интенсивности испарения он может ощутимо уменьшиться. Отмечу, что вид осадков играет немаловажную роль, поскольку, к примеру, дождь даёт сравнительно меньший сток, чем снег. Также определяющим моментом является режим осадков: обложные и ливневые осадки при одинаковом количестве наполняют сток в разной степени — вторые увеличивают ощутимее.
Из перечня выше понятно, что влияние рельефа на речной сток разнообразно. Вполне предсказуемо рождение истоков рек в горах, поскольку водные потоки таких водоёмов обеспечиваются обильными осадками на наветренных склонах, в условиях низких температур, а значит, незначительным испарением. Это и объясняет разницу наполненности водой горных и равнинных рек.
Конкретный пример влияния рельефа и климата
Предлагаю рассмотреть реку Флиндерс на юге Австралии. Её исток располагается на юго-западных склонах Грегори — гор, которые являются элементом Большого Водораздельного хребта. Для справки скажу, что львиная доля водных артерий материка исходит из этой горной системы. Если рассматривать карту осадков и климатических поясов, то видно, что рождается Флиндерс в условиях области влажного тропического климата, при уровне осадков, равном 800-1000 мм в год.
И хоть далее она протекает по территории пустынного тропического климата, 400-600 мм осадков препятствует её пересыханию.
Урок «Реки — продукт климата»
Открытый урок по географии
Тема: Течение реки. Жизнь рек.
Тип урока : изучение нового материала.
Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.
сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;
познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;
научить определять левые и правые притоки реки.
развивать умение описывать реки по типовому плану;
раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;
сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;
формировать умения работать с различными картами.
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.
Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.
Географическая номенклатура: реки — Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.
Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.
Прозвенел и смолк звонок
Добрый день дорогие ребята!
Я надеюсь, что мы сегодня очень плодотворно поработаем.
2.Вступительное слово учителя
(Включить журчание рек) Давайте начнем урок с загадки, которая поможет нам назвать тему сегодняшнего урока.
Между гор, между дол
Течёт, течёт – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит. (река)
Да, сегодня на уроке мы поговорим о реках, запишите тему. Слайд№1
3.Изучение нового материала
Учитель: питание реки, о режиме, о порогах, которые встречаются на пути рек.
Узнать обо всем этом и будет целью нашего урока
Прочитайте высказывание А.И. Воейкова: «Реки — продукт климата» (Слайд№2) объясните, что он имел в виду ( дети : Вода атмосферных осадков, выпавших на земную поверхность, просачивается через горные породы или стекает по поверхности в виде временных или постоянных потоков.
Да, именно климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года.
— А подробнее с реками мы познакомимся с вами в ходе нашего виртуального путешествия по рекам, в которую отправляемся прямо сейчас.
— Для путешествия нам сегодня будут необходимы: кораблики атласы, контурные карты, учебники, рабочие тетради, а также знания. Весь маршрут вы строго будете отмечать в контурных картах. (карта россии)
— Каждое путешествие имеет свое начало. У нас также намечена точка отправки нашей команды, с этим пунктом вам придется разобраться самим. Посмотрите на координаты и определите начало нашего путешествия?
— Нашли? (к доске). А что это за место, что он собой представляет?
(это место, где Кама сливается с Волгой)
О Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь.
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслышав звон колоколов…
Давайте посмотрим видео о реке Колорадо

Неудобна для судоходства
Широкая речная долина
Удобна для судоходства

А в долинах равнинных рек есть поймы. Найдите в учебниках определение поймы и запишите в тетрадь.( Запись определения)
Иногда на реке можно увидеть пороги.
Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)
— Как образуются пороги, прочитайте в учебнике на с.153
Расскажите об образовании порогов.
Если река встречает на своем пути крутые отвесные уступы горных пород, то образуются водопады.
А ТЕПЕРЬ путешествие наше продолжается, мы с вами отправляемся в реки на которых образовались водопады Виктория, Игуасу, Ниагарский
Нужно выполнить задание по плану.
1. Материк, где находится река
2. Река, где образовался водопад
Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.
Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты, а вот к примеру А.П.Чехов так описывал реку Енисей: «Я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица. Зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость…»
Рассмотрим влияние климата на питание рек.
— За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод)
Самая полноводная река в мире – Амазонка. Ежегодно она выносит в Атлантический океан 220 км воды.
Очень мало рек в пустынях. Некоторые из них даже пересыхают или теряются в песках. А вот река Нил проходящая по пустыне Сахара не теряется. А давайте посмотрим видофильм о реке Нил.
Полноводность рек в разные сезоны неодинакова. Она зависит от питания реки. А как вы думаете, что такое питание реки. Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.
Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради питание рек по середине.
Итак, в питании рек принимают участие дождевые,талые снеговые и ледниковые, а также подземные воды. Рек, которые имели бы один источник питания, в природе нет. Роль разных источников питания меняется по сезонам года. В зависимости от этого формируется режим рек.
Режим рек – это поведение реки в течение года.
Учащиеся получают таблички с названиями рек, они встают и поднимают правильные ответы.
Хомяк-туристка с кличкой Полга
в круиз ушла по речке …………….
Дятел выбивает дробь
Из Мексики спортсменка лама
плыла легко по речке…………..
По берегу бежала мышь:
Мурлыкала кошка: «Мур-мур!
Я рыбки хочу из речки……. »
В море Лаптевых полено
плывет весной по речке………
Француз воскликнул: «Но, пардон,
Есть в России речка……!»
(Слайд№10) Ну что ж ребята в конце своего путешествия возвращаемся в Стерлитамакский район
7. Краеведение (беседа о реках нашего края)
Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
И у нас в населенном пункте есть речка, какая а вы знаете как она называется
А какая река течет вблизи нашего населенного пункта?
Правильно Стерля, которая является притоком реки Белой. Давайте ребята на наших корабликах мы отправимся в путь. Ваша задача узнать о питании этих рек, запомнить эти реки и приклеить на кораблик по порядку по каким рекам вы поплывете в какое море вынесет вас наш корабль.
Вот нам удалось сделать небольшой проект кораблик с маршрутом. Но мы еще вернемся к кораблику.
8. Обсуждение проблем загрязнения водоемов.
А теперь отдохнем и послушаем стихотворение:
Речушка вдоль околицы текла.
Для нас она любимая была
Сейчас в ней всякий хлам,
Зеленая, и хвощ болотный вылез,
Как будто люди целью задались
Убить ее- и своего добились.
Как вы думаете, почему автор говорит, что речушку убили? Что её погубило?
Какие вы можете назвать причины загрязнения и гибели рек?
(Называют дети, но приблизительно так ).
Ядохимикиты Удобрения Мусор отходы
Причина гибели реки Неразумное использование вод.
Сточные воды Мытье машин Стирка ковров
Ребята, а наша Стерля чистая?
Что нужно делать, чтобы сохранить чистоту рек? Табличку сделать охранять
И вновь мы возвращаемся, к нашим проектам корабликам и на них вы напишете ваши ценные советы. А кораблики подарите(Мнение детей)
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
9. Рефлексия – этап закрепления темы (Слайд№12)
— О реках можно говорит бесконечно, мы с вами рассмотрели всего лишь часть этой темы, узнали много нового и интересного. Давайте поделимся впечатлениями нашего виртуального путешествия. Что вам запомнилось больше всего.
— Итак, продолжите это предложение
4. мне запомнились задания…
8. Урок дал мне для жизни…
Течение реки — это сама жизнь. Сохраняя реки, мы сохраним жизнь на планете
— Мне захотелось вам поставить хорошие оценки. А оценку я поставлю за
— Запишите домашнее задание (работа в контурных картах, отметить реки России с притоками, выучить словарные слова по теме).
А д/заданием будет. Разработка буклетов на тему «Поможем нашим рекам»

