докажите что рф правовое государство
Юрист Айдар Муллануров: «Россия не является правовым государством»
Что должно измениться в стране, чтобы человек почувствовал себя свободным?
Около 30 лет назад было провозглашено, что Россия становится на путь демократического и правового развития. Что наше общество представляет сейчас? К чему нам нужно стремиться? Во благо ли для нас демократия? Этим вопросам мы посвятим серию публикаций и видео на медиаплатформе Пруфы.
О правовом государстве и судебной системе в России издатель Пруфы.рф Рауфа Рахимова и политический обозреватель Рамиль Рахматов поговорили с управляющим партнером юридической компании «Барристер» Айдаром Муллануровым.
Что такое правовое государство
Рауфа Рахимова: Говорят, народ заслуживает своего правителя. То, как к нам относится власть, – это наша ответственность. При изменении политической культуры у нас возникает шанс изменить страну, сделать отношение власти к своим гражданам более демократичным и гуманным. Айдар, по-вашему, каким должно быть правовое государство?
Айдар Муллануров: В правовом государстве основной ценностью декларируются права человека, реализуется принцип разделения властей. Мы часто говорим о вертикали власти, о сильной власти. Но под этим подразумевается одна ветвь. В нашем случае речь идет об исполнительной власти, чаще о президентской. Такой перекос не соответствует основным постулатам правового государства. Еще одним признаком правового государства является наличие сильной и независимой судебной власти, как института каждодневной и эффективной защиты этих прав.
Рахимова: Является ли Россия правовым государством? Если нет, то какие предпосылки необходимы, чтобы оно было таковым?
Муллануров: Теоретики отмечают необходимость наличия частной собственности как основной, а также развитых институтов гражданского общества, которые смогут требовать от государства соблюдения прав индивида. Я с сожалением должен констатировать, что Россия не является правовым государством. Но в мире в принципе нет таких стран, которые могут соответствовать этому идеалу. Он также недостижим, как идея государства всеобщего благоденствия. Другое дело, что развитые государства делают все, чтобы к этому идеалу стремиться. И поэтому оценивается степень приближенности к нему.
Рамиль Рахматов: Мне кажется, мы должны разъяснять каждое определение. Например, что значит демократическое государство?
Муллануров: Это означает в первую очередь сменяемость власти, формирование органов власти путем выборов и наличие свободы слова и мнения.
Рахматов: Давайте подробнее остановимся на принципе разделения властей. Какие ветви существуют? Например, у нас по Конституции РФ президент не глава исполнительной власти, а глава государства.
Муллануров: Это не российское изобретение, существует ряд государств, где все обстоит так же. Классическая теория подразумевает наличие трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Подразумевается, что все они равны, у каждой свои функционал и особенности. Нельзя декларировать, что одна из них важнее других. Они должны контролировать друг друга и уравновешивать. Если одна из ветвей начинает доминировать, то можно говорить, что складывается авторитарный режим и недемократическое государство.
Рахматов: Есть понятие политического режима. Всегда ли режим должен соотноситься с формой правления? Обязательно ли монархия – это авторитаризм, а республика – демократия?
Муллануров: Конечно, нет. Мы знаем, что Великобритания считается демократическим государством. В Европе существует не одна монархия, но они соответствуют признакам демократических государств. В той же Японии есть император. Поэтому основными признаками демократии являются воплощение принципа разделения властей, свободные выборы. Законодательные органы формируются путем честных, всеобщих выборов. Хотя исторически республика ассоциируется с демократией, но часто она трансформируется в авторитарный режим.
Демократия как путь
Рахимова: Все же каких предпосылок (частная собственность, средний класс, гражданское общество) сейчас не хватает России?
Муллануров: Я думаю, всего недостаточно. Но они не могут появиться по щелчку пальцев. Это всегда определенный путь, который подразумевает определенный спрос в обществе. Оно должно это понять и захотеть. Когда люди перестают быть толпой, а становятся неким сообществом, когда они разделяют общие ценности свобод и прав человека, независимости суда. Когда появляется гражданское общество, тогда можно говорить, что начинает формироваться правовое государство.
Рахматов: Но ведь любая власть направлена на самосохранение, на консервацию и ужесточение действительности. Во всяком случае, это можно наблюдать у нас. Может ли гражданское общество стать инструментом для изменения действительности?
Муллануров: Безусловно. Но не только это. Я часто встречаю мнение, что что-то не так с нашей властью. Но любая власть стремится укрепить свои возможности и расширить свою сферу. Дай волю, и даже в самом демократическом государстве власть захочет поставить камеру в каждый дом и контролировать все. Антиутопии Оруэлла ведь написаны не в нашей стране, а в демократической Великобритании. Эти вещи тревожат общество везде, где люди осознали ценность прав и свобод, где подход, что государство – это слуга, что оно для людей, а не наоборот, в этих обществах они болезненно реагируют на попытки государства у них что-либо отнять. Гражданское общество дает отпор. Другой момент. Власть представляется неким единым монстром, но она делится на различные ветви и конкурирующие органы. Если одна из властей усиливается, то противостоять ей должны не только гражданское общество, но и другие ветви власти.
О судах и адвокатах
Рахимова: И все же у нас в России с разделением властей есть большие проблемы. Госдуму РФ называют филиалом Кремля. Много вопросов к судам, нет верховенства права. Что необходимо изменить в судебной системе?
Рахматов: В обывательском представлении правоохранительные органы, полиция и суды являются одним и тем же. Но что на самом деле представляет собой наша судебная система? Как она формируется? Какие есть системные изъяны? Почему российские суды не вызывают большого доверия?
Муллануров: Как судебное агентство мы на себе видим и чувствуем все, что происходит в наших судах. К сожалению, сегодня нельзя назвать российский суд отвечающим представлениям о независимости и справедливости. Обывателя с его размытыми представлениями можно понять, ведь главный его запрос – это справедливость. Он чаще всего сталкивается с органами исполнительной власти, муниципалитетом, комиссиями, полицией. Каждый день мы сталкиваемся с судом, и это нормально. Суды нужны не для постоянного обращения, а для того, чтобы все органы власти знали – на них есть управа. Это буйки, за которые нельзя заплывать вне зависимости от того, глава ли ты республики или президент страны. Перед судом все должны быть равны. Когда это действует, мы говорим, что страна является условно правовым государством.
Рахимова: Что необходимо для этого сделать?
Муллануров: В чем ценность судебной системы? Может, вообще не следует что-то менять? Судебная система является главным гарантом соблюдения в стране прав. Это гарант эффективной работы других ветвей власти и государственных органов. Суды также могут проверять соблюдение законодательства.
Например, Конституционный суд РФ или региональные Уставные суды, которые сейчас, к сожалению, ликвидируются. Конституционный контроль должен происходить не из узкого понимания чьих-то интересов как государственных, а исходя из идей правового государства, как это уже было в истории России. Например, был период, когда Конституционный суд РФ хорошо справлялся, признавал неконституционными указы президента или законодательные нормы. Юристы зачитывались решениями КС РФ, они использовались как ориентир в районных судах.
Когда конституционный контроль работает, говорит законодателю о чем-то, то тот уже не слушает какое-то управление Кремля, а стоит на позиции КС РФ. Это здоровая тема.
Чтобы государство стало правовым, необходимы сейчас два элемента: независимая пресса и независимый суд. При их наличии большинство проблем российского общества решаемы. Поэтому важно, чтобы простые граждане это поняли и сформировался запрос на эти две константы.
Рахимова: Что делать, чтобы минимизировать административное давление?
Муллануров: Есть несколько моментов. Когда не соглашаемся с решениями судов по громким делам, то для судьи это не всегда сделка с совестью, не всегда его прямо заставили вынести такое решение. Очень часто это внутреннее убеждение и решение судьи. По политическим процессам в их сознании закреплено, что митинги – это плохо. Они искренне в это верят.
Рахматов: Подождите. Вы хотите сказать, что у них мышление не с приоритетом права, а с приоритетом государственного интереса?
Муллануров: Да, они по убеждению представляют себя «государственниками». Причин этому много. Они такие же люди и поддаются тому информационному полю, которое сейчас формируется. Во-вторых, они себя отождествляют с государством, ведь вершат правосудие от его имени. Они назначаются президентом, получают зарплату от государства. Все это накладывается в совокупности.
Муллануров: Думаю, нет. Во-первых, в России существуют выборы, но это не значит, что есть здоровая политическая конкуренция. Результат определяет административный ресурс. Станет ли иначе с судьями? Во-вторых, сама процедура неплохая. Судьей может стать гражданин с высшим юридическим образованием, опытом работы, определенного возраста и т. д. Это конкурс, коллегия судей, экзамен и представление на имя президента. Соответственно, он утверждает кандидата. Идея сама по себе неплохая, проблемы возникают на стадии реализации.
Появился дополнительный фильтр где-то в недрах Администрации Президента РФ, какая-то комиссия, которая до президента начинает все проверять. Ни в одном законе эта комиссия не прописана, нет регламентов, публичности. Но даже все это позволяет системе функционировать. Другое дело, что судьи очень сильно перегружены, что сказывается на качестве их решений. Как и для любой профессии, у судей существуют нормативы по труду. Они многократно превышены. Поэтому нельзя ожидать, что судьи будут глубоко погружаться в дело.
Считаются символом российского судопроизводства дела ЮКОСа, когда решения принимались как ломание через колено. Но ведь в делах ЮКОСа были решения и в пользу тогдашних владельцев. Эти судьи потом были лишены статуса. Кто за них заступился? Почему общество не оказало им даже моральной поддержки, общественного признания?
Рахматов: Если раньше большинство судей было из среды силовиков или прокуратуры, то сейчас это уже вчерашние секретари и помощники судей. Опыт минимален, система сама себя воспроизводит…
Муллануров: Это большая проблема. Касательно вчерашних следователей и полицейских понятно, что у них будет обвинительный уклон. Но судьи – это люди с определенным жизненным опытом и убеждениями. Действительно, сейчас судейские кадры пополняются секретарями и помощниками. Не так страшно даже наличие судейских династий. Но перекос очевиден. За границей судейский корпус пополняется из двух других источников. Первое – это профессорско-преподавательский состав. Получается симбиоз теории и практики. Второй источник – это адвокатское сообщество. Адвокаты работают на себя, получают заработную плату от клиентов. Для них важны квалификация и конкуренция. У нас же, напротив, нет ни одного судьи из адвокатов. Отношение к адвокатам, как к самим преступникам – они заведомо считаются жуликами.
1. Отправить со своего мобильного телефона СМС на короткий номер 3443 с текстом «Изгелек» и суммой платежа. Таким образом, если вы жертвуете 150 рублей, ваше сообщение будет выглядеть так: «Изгелек 150».
Является ли Россия правовым государством?
Конституция Российской Федерации: нормы и действительность
Видео
Признаки и принципы правового государства
Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.
Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом — без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.
Верховенство права — подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.
Гарантированность прав и свобод человека — права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.
Всеобщее равенство перед законом — все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
Эффективная система контроля за соблюдением закона — контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.
Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.
Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.
Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».
Взаимная ответственность государства и личности — государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.
Единство права и закона — все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.
Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.
Основные характеристики правового государства
Выделяют несколько основных принципов правового государства:
верховенство закона на всей территории страны;
соблюдение принципа разделения властей;
взаимная ответственность личности и государства;
гарантии прав и свобод личности.
Разберем каждый из этих принципов более подробно.
Верховенство закона на всей территории страны
Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.
Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.
Принципы верховенства закона:
Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.
Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.
Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.
Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.
Соблюдение принципа разделения властей
Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:
Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.
Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.
Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.
Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.
Взаимная ответственность личности и государства
Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.
От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.
При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.
Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется
в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;
в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;
в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.
Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.
Гарантии прав и свобод личности
Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.
В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.
Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.
Россия как правовое государство
В соответствии с Конституцией (ст. 1) Россия провозглашена правовым государством. РФ признает верховенство права и закона в государственной и общественной жизни социума.
В правовой системе РФ верховным правовым актом является Конституция, обладающая высшей юридической силой и прямым действием, применяется на всей территории страны. Ни один из законов или нормативно-правовых актов не должен противоречить Основному закону (ч. 1 ст. 15).
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Важный показатель правового государства — равенство всех перед законами, что гарантировано ст. 19 Конституции РФ.
Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод гражданина и человека независимо от расы, пола, национальности, происхождения, языка, должностного или имущественного положения, отношения к религии, религиозных предпочтений и убеждений, места жительства, принадлежности к партии или общественным объединениям. Запрещены любые формы ограничения прав по признакам расовой, социальной, национальной, религиозной или языковой принадлежности. В России и мужчины, и женщины имеют равные права, свободы, возможности для их реализации.
Нормативно-правовые акты, имеющие отношение к правам, свобода и обязанностям человека и гражданина, не могут применяться, если не были официально опубликованы для всеобщей информированности. Человек, имея возможность в полной мере и своевременно ознакомиться со своим правовым статусом, его изменением, обеспечивает себе защиту от произвола правоприменителя.
Россия признает составным структурным элементом своей правовой системы общепризнанные нормы и принципы международного права, соответствующие международные договоры РФ. Современная Россия характеризуется наличием целостной системы законодательства, охватывающей, главным образом, наиболее важные сферы общественной и государственной жизни. Признание РФ правовым государством требует преодоления поверхностного отношения к праву, особенно во время реформирования государства и общества. Утверждение легитимности и демократии, борьба с устаревшими нормами должны происходить с соблюдением процедур, установленных законотворчеством.
Верховенство закона и права не говорит о его всесилии. Правовое государство, в содержательном смысле, функционирует в постоянном ритме развития и обновления законодательства. Особенно активно эти процессы наблюдаются у государств, стоящих на пути реформирования. Правовое обновление позволяет сформировать новый демократический режим, способствовать свободному развитию общества и государства.
Демократия как путь
Рахимова: Все же каких предпосылок (частная собственность, средний класс, гражданское общество) сейчас не хватает России?
Муллануров: Я думаю, всего недостаточно. Но они не могут появиться по щелчку пальцев. Это всегда определенный путь, который подразумевает определенный спрос в обществе. Оно должно это понять и захотеть. Когда люди перестают быть толпой, а становятся неким сообществом, когда они разделяют общие ценности свобод и прав человека, независимости суда. Когда появляется гражданское общество, тогда можно говорить, что начинает формироваться правовое государство.
Рахматов: Но ведь любая власть направлена на самосохранение, на консервацию и ужесточение действительности. Во всяком случае, это можно наблюдать у нас. Может ли гражданское общество стать инструментом для изменения действительности?
Муллануров: Безусловно. Но не только это. Я часто встречаю мнение, что что-то не так с нашей властью. Но любая власть стремится укрепить свои возможности и расширить свою сферу. Дай волю, и даже в самом демократическом государстве власть захочет поставить камеру в каждый дом и контролировать все. Антиутопии Оруэлла ведь написаны не в нашей стране, а в демократической Великобритании. Эти вещи тревожат общество везде, где люди осознали ценность прав и свобод, где подход, что государство – это слуга, что оно для людей, а не наоборот, в этих обществах они болезненно реагируют на попытки государства у них что-либо отнять. Гражданское общество дает отпор. Другой момент. Власть представляется неким единым монстром, но она делится на различные ветви и конкурирующие органы. Если одна из властей усиливается, то противостоять ей должны не только гражданское общество, но и другие ветви власти.
Вопросы для самопроверки
Как называется признак правового государства, который объявляет права и свободы человека высшей ценностью?
Является ли развитая система правоохранительных органов признаком правового государства?
Статья 13 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность». Какой принцип организации власти в правовом государстве здесь зафиксирован?
К каким последствиям может привести несоблюдение принципа разделения властей в государстве?
Что означает взаимная ответственность личности и государства?
Если вы не знаете ответа на какой-то из вопросов, вернитесь к содержанию статьи — все ответы в ней уже есть.


