доктор дизель что это
Таинственное исчезновение доктора Дизеля — создателя революционного двигателя
Изобретатель и предприниматель Рудольф Дизель чувствовал себя хорошо, когда садился на пароход, следовавший из Бельгии в Англию 29 сентября 1913 года. Но когда судно причалило в порту назначения, на борту Дизеля уже не было. Он исчез еще ночью. А в прессе того времени стали появляться недоумевающие заголовки: «Дизель исчез с парохода», «Ни луча света на тайну Дизеля», «Семья Дизеля в нужде», «Дизель живет в Канаде» и т. д. Таинственное исчезновение изобретателя дизельного двигателя оставило слишком много вопросов.
К 1940 году о дизельных двигателях знали все. Они были практически везде: в поездах, грузовиках дальнего следования, самолетах, кораблях и подводных лодках. Но изобретатель этого типа двигателей Рудольф Дизель такой славы не приобрел. Он был гордым инженером-гением, который не особо разбирался в деньгах и в том, как вести бизнес.
Рудольф Дизель спокойно говорил на немецком, французском и английском. Неудивительно, ведь будущий изобретатель родился в Париже в 1858 году в эпоху, когда весь мир был взбудоражен неумолимым движением научно-технического прогресса. Судя по биографии его сына, Рудольф мальчиком был увлечен всеми новейшими разработками — аккумуляторной батареи, газового двигателя, электрического освещения и фотосъемки.
Он успел пожить в Англии и Германии, закончил Высшую техническую школу Мюнхена и завязал сотрудничество со знаменитым профессором Карлом фон Линде, работал на его фабрике, увлекался изобретательством и коллекционировал патенты.
Именно работая у Линде, Дизель был поражен тем количеством тепла, которое выделяется при сжатии газа. Этот принцип лег в основу работы его двигателя, у которого нет электрического зажигания. Воздух всасывался в цилиндр, где под воздействием поршня сжимался и разогревался. Распыленное топливо попадало в цилиндр и воспламенялось от этого тепла. А высокая температура позволяла сжигать в дизеле дешевое топливо. Порошковый уголь и дешевая нефть были первыми видами топлива, с которыми возился Рудольф Дизель.
Первый патент на свой двигатель он получил в 1892 году, а через год завершил первую экспериментальную модель. Двигатель взорвался, но изобретатель все равно был доволен. Теоретические выкладки работали, сжатия было достаточно для воспламенения топлива.
Еще четыре года усердной работы — и Дизель создает двигатель с самым высоким тепловым КПД среди всех существовавших на тот момент.
Патентные сделки приносили Дизелю по 70 000 марок лицензионных отчислений в год. Одна немецкая фирма единовременно выплатила ему 1,25 млн марок и пакет акций. Но не сказать, чтобы дела шли гладко. Дизель ударился в спекулятивные сделки с недвижимостью и нефтью, переживал несколько исков.
Однако в 1913 дела вроде как шли неплохо. Дизель держал роскошный дом в Мюнхене, принимал гостей, вместе с супругой провел отпуск в Италии, а в сентябре собирался присутствовать на открытии завода по производству дизельного топлива в Англии.
Вместе с двумя друзьями 29 сентября он сел на пароход в Бельгии. Компания поужинала, прогулялась по палубе и разошлась по каютам. Но когда корабль пришвартовался в порту, Дизеля на борту уже не было. Как не было никакой записки или следов тела.
Исчезновение
1 октября в The New York Times появляется заметка «Доктор Дизель исчез с парохода»: «Знаменитый изобретатель дизельного нефтяного двигателя исчез при самых загадочных обстоятельствах». Кровать в каюте Дизеля была нетронутой, как и его ночная одежда.
Его друзья предполагали, что тот мог выпасть за борт. Ранее он рассказывал им, что страдает бессонницей. Возможно, после прощания решил все-таки продлить свою прогулку.
«Он был в добром здравии, веселом расположении духа и был преисполнен самыми оптимистичными ожиданиями относительно будущего своего двигателя и развития компании», — рассказывал сто лет назад корреспондент.
Один из друзей рассказал, что Дизель зашел в свою каюту, но вскоре постучался к нему, пожелал доброй ночи: «Увидимся завтра утром», — были его последние слова другу.
В каюте кровать была нетронутой. Однако в небольшом чемодане торчал ключ, а рядом с кроватью часы лежали так, словно Дизель положил их туда перед сном и собирался посматривать на время. Никаких признаков взлома или ограбления в каюте не нашли.
Самоубийство
В тот же день состоялось открытие производственной линии и ежегодная встреча производителей дизельных двигателей. Председатель объединения заявил, что, вероятно, Рудольф Дизель выпал за борт ночью.
Но уже к середине октября в прессе появляются сообщения, что с финансовым благополучием Дизеля не все было так гладко. А после его кончины семья оказалась в «отчаянном финансовом положении». Якобы Дизель инвестировал в несколько производственных компаний, которые не достигли успеха. А потому приближающийся финансовый коллапс и вынудил его покончить с собой.
К тому же, через 11 дней после происшествия у побережья Голландии было обнаружено тело хорошо одетого мужчины, который фигурой походил на описание Дизеля. Однако ни бургомистр, ни сын изобретателя не идентифицировали тело как Рудольфа Дизеля.
Бегство
Спустя полгода, в марте 1914 года, история получает неожиданный поворот. Немецкая газета утверждает, что якобы погибший Дизель на самом деле бежал от кредиторов в Канаду, где начал жизнь с чистого листа. Мол, да, друзья не нашли изобретателя в каюте. Но там находился его посадочный талон, который сдается перед высадкой пассажиров на сушу. Именно этот факт натолкнул его друзей на мысль о гибели Дизеля.
Согласно немецким расследователям, Дизель неким образом сумел покинуть корабль, а затем отправился в Канаду, где решил прятаться от многочисленных долгов. Впрочем, эта история не получила дальнейшего развития и вскоре затихла.
Убийство
Для многих Дизель был костью в горле. В 1912 году Дизель дает лекцию в Лондоне о промышленной важности своего изобретения — нефтяного двигателя. С трибуны он декларирует, что монополия угля в индустрии будет уничтожена, так как проблема использования жидкого топлива в простейшей и самой распространенной форме решена. А дизельные двигатели являются более экономичными и простыми в сравнении с решениями на твердом топливе.
Его противоречивая для индустрии фигура, особенно при взгляде изнутри, доставляла многим неудобства. И пускай официально исчезновение связали с самоубийством, но скептики все пытались углядеть в этом чьи-то злые происки. Обвинения выдвигались и против угольного лобби. Появлялись сообщения, что на палубе корабля поутру были найдены шляпа и плащ Дизеля, что могло намекать на его убийство и предшествовавшую этому борьбу.
Еще более интересная теория связывала гибель Рудольфа Дизеля с происками германской секретной службы накануне начала Первой мировой войны. Говорят, что дизельный двигатель на рубеже веков стал ключом к важному немецкому оружию — подводной лодке.
Попытки разработать подлодку в Германии велись с 1850-х годов. Были эксперименты с паровыми машинами, угольными котлами и выдвижными дымоходами. Но перед погружением огонь в котле следовало затушить, а на остатках пара лодка могла проплыть всего несколько миль. Изобретение электрического двигателя частично решило эту проблему. Но батареи надо было перезаряжать. А потому вскоре на подлодки начали устанавливать бензиновые и дизельные двигатели для движения на поверхности воды.
В 1912—1913 годах класс подлодок U-19 первым получил дизельные двигатели в ВМФ Германии. Во время войны их активно применяли для атак на торговые суда и рейдов по снабженческим путям с целью нарушения логистических цепочек. Дизельные движки обладали рядом преимуществ по сравнению с бензиновыми: они были более безопасными и гарантировали более высокую выходную мощность, что выливалось в лучшие характеристики по дальности заплыва, скорости и маневренности.
В том же 1913 году Рудольф Дизель на корабле направлялся в Англию, чтобы обсудить дела с британским адмиралтейством. Предприниматель якобы собирался обсудить с Британским флотом возможность установки дизельных двигателей на британские подлодки. Именно поэтому мотив исчезновения Дизеля просматривают у германской армии. Он отказался предоставлять ей исключительные права на использование конструкции дизельного двигателя. И, как мы уже знаем, он сел на паром через Ла-Манш, но не сошел с него.
Британские подлодки перед Первой мировой войной в основном строились на бензиновых двигателях. А попытка оборудовать подлодку A13 дизельным двигателем Викерса была признана неудачной из-за низкой надежности.
Как бы то ни было, а ни в Канаде, ни на Луне Рудольфа Дизеля не нашли. Позднейшие биографы пишут, что перед исчезновением он оставил жене мешок с 20 000 марок и письмо, в котором раскрывал тяжелое финансовое положение семьи. Но достоверной информации об этом нет.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Doctor Diesel в новом дизайне – итоги
О проекте
Ребрендинг Doctor Diesel был серьезным и заметным событием в пивной индустрии для середины 2000-х, который переписал многие привычные правила и догмы. Он помог Heineken увеличить продажи этого бренда в 19 раз. А для нас это стало первой масштабной работой, с которой и началась история агентства Getbrand.
Проведенный нами ребрендинг, помог Heineken увеличить продажи Doctor Diesel в 19 раз. При этом стоимость на единицу продукции была увеличена на 47%, что составляло на тот момент, 8 рублей для каждой бутылки.
Это прекрасный пример того, как работает комплекс мер начиная от анализа, развития стратегии бренда до воплощения этих идей в конечный дизайн, позволивший компании не только увеличить маржинальность на единицу продукции, но и значительно нарастить объем продаж.
Шел 2005 год. Увеличивая свое присутствие в России, группа компаний Heineken покупает «Пивоваренные заводы «ПИТ» («Пивоварни Ивана Таранова»). Среди перспективных, таких как «Три медведя», «ПИТ» и «Konigsberg», компании достается в наследство некогда популярный в конце 90-х бренд крепкого пива «Доктор Дизель».
Бренд «Доктор Дизель» разрабатывался специалистами компании «Пивоваренные заводы «ПИТ» как брутальное мужское пиво. Ядро аудитории были рокеры и байкеры. Но уже в начале 2000-х интерес к этому продукту падал, продажи неуклонно ползли вниз. И это было не случайно. Рокеры и байкеры остепенились, обзавелись семьями, зачехлили гитары и обменяли байки на более практичный транспорт. Сменив образ жизни – они изменили и привычки, переключившись на другие напитки. Также сказывалось усталость потребителей к устаревшему на то время имиджу бренда, который никак не поддерживался компанией производителем, а также устойчивый тренд в пивной индустрии – уменьшение потребления крепкого пива.
Так, этот, некогда популярный в 90-е, бренд был бы удален из портфеля компании, если бы не одно но… Проводя аудит бренда, маркетинг-специалисты Heineken заметили, что потребители знают бренд и помнят рекламу «Доктор Дизель». Они могли точно цитировать слоган из 90-х: – «Мы разные, но мы вместе».
Возникла странная ситуация: с одной стороны, у потребителей была высокая осведомленность и знания о бренде, а с другой стороны у компании не было тех желаемых продаж. В результате этого в 2006 году маркетинг-специалисты Heineken приняли решение — изменить устаревший имидж «Доктор Дизель».
Задача
Heineken планировал репозиционировать бренд в сегмент молодежного пива. И это не случайно. Девиз “Мы разные, но мы вместе” получил широкий отклик как раз в молодежной среде. Его цитировали даже в тех ситуациях, которые даже не имели никакого отношению в продукту. Он стал нарицательным. Нужно было использовать это.
Изначально задача ставилась как редизайн продукта в молодежный сегмент, основными конкурентами которого бы стали “Кулер”, Сокол” и “Клинское” – все игроки молодежного пива на тот момент. Агентство должно было предложить “эволюционный” и “революционный” путь развития бренда.
Решение
Мы понимали, что эволюционные изменения и преемственность с текущим дизайном это тупиковый путь для развития бренда. Подумайте сами, продукт производился давно, без каких-либо изменений для аудитории, которая уже не существовала. На ее место пришел другой потребитель. Он уже выдвигал свои требования к продукту, но бренд уже им не отвечал.
Если мы имеем дело с новой целевой аудиторией, то налицо – ребрендинг, а это значит, что принципы преемственности в дизайне работать не будут. И для подобных задач эффективно только революционное решение
Для начала мы предложили Heineken сварить по-новому Doctor Diesel. Наше предложение основывалось на исследовании компании, где было четко видно, что за последние пять лет рынок крепкого пиво в стране сокращается. Среди молодежной аудитории этот сорт крайне не популярен. Новый потребитель выбирает светлый-лагер. Это было первое революционное изменение. Хоть оно и не имело никакого отношения к дизайну, но было важным и стратегическим. Не будь его – любые изменения были бы бесполезны с экономической точки зрения.
Основу дизайн-стратегии задала тройная перспектива: «культура», «коммерция», «технологии». Мы понимали, что разработка дизайна должна была принести компании коммерческий результат и решить проблему низкого интереса к продукту. Поэтому без соответствия молодежной культуре можно было забыть о продажах. В культурные исследования мы включили такие категории как «стиль жизни», «ожидания», «стремления», «эмоции». В фокусе оказались студенты высших учебных заведений и молодые специалисты с высшим образованием – будущие “белые воротнички”.
Почему они? Потому что мы увидели, что никто из конкурентов напрямую не обращался к этой аудитории. Интересны они тем, что это наиболее платежеспособная часть молодых людей. Они индивидуалисты, пробующие жизнь на вкус, предпочитают лицензионные сорта пива, вполне креативны.
Без инноваций в форме бутылки, этикетке, ощущениях от ее использования, открытия и общего восприятия продукта нам было не обойтись. С одной стороны, мы должны были создать WOW-эффект от продукта – удивить аудиторию, а с другой стороны, все это должно быть произведено на текущих производственных мощностях компании Heineken.
Мы открыли для клиента более дорогое ценовое позиционирование для продукта, чем он ожидал в начале.
Как мы уже говорили выше, никто из конкурентов ничего не предлагал для наиболее платежеспособной части молодой аудитории. Считалось, что эту нишу закрывают все лицензионные сорта пива. Но в нашем случае, стратегия должна быть проста: Доктор Дизель должен быть выглядеть не хуже, чем лицензионный бренд, а стоить чуть дешевле.
Разработанная нами стратегия показала возможности репозиционирования бренда из «старого» и «традиционного» в «стильный» и «молодой». С одной стороны, для Heineken это были некоторые производственные издержки на создание и запуск новой необорачиваемой бутылки, новой этикетки и крышки, а с другой, прекрасная возможность выпустить бренд в высокомаржинальном премиальном сегменте.
Новый дизайн
Доктор Дизель: первый среди русских
А зачем нам дизайн?

А параллельно с этим задумался над настоящей стратегической проблемой, с которой столкнулся продукт: «Потеря интереса к ДД, падающие продажи, устаревший имидж:». Решить это в рамках эволюции дизайна просто не представляется возможным! Нужна новая стратегия, и дизайн должен стать драйвером изменений.
Дизайн должен решать не только «задачи», но и стратегические проблемы. И последние даже больше чем первые, потому что дизайн в силах изменить бизнес клиента. В компании прислушались к мнению Getbrand и провели потребительские исследования для того, чтобы проверить жизнеспособность новой дизайн-стратегии. Обсуждения на фокус-группах показали, что нужен продукт для тех, кто «творит, ищет, экспериментирует, изобретает, пробует жизнь на вкус и не стоит на месте».

В дизайне это значило создание нового продукта по форме, потребительскому восприятию, эргономике и ощущениям от использования.
Андрей Горонов, Getbrand: «Мы показали «революционный путь» развития дизайна ДД, который требовал от клиента инвестиций в производство для достижения цели». В ином случае дизайн не решил бы стратегических задач развития продукта и послужил бы лишь очередной «строкой бюджета», не принесшей успеха.
В ходе совместной работы и тесного профессионального общения по новой стратегии, «Доктор Дизель» решили сделать «светлым», «ультраинновационным», «не похожим на других», «открытым» и «молодым».
Абсолютное большинство дизайн-проектов начинаются с пожелания компании-заказчика «сделать дизайн«, причем картинка этого дизайна уже, как правило, сложилась в голове маркетологов и ответственных менеджеров компании. И тогда дизайнер выступает в роли «волшебника», который должен угадать мысль на расстоянии и материализовать ее в нужном цвете и ракурсе.
Обычно, после получения брифа традиционный дизайн-процесс выглядит вот так:
В проекте «Доктор Дизель» команда разработчиков решила стартовать проект по-другому. Вместо «разработки концепций» начали с «понимания проблем». Были добавлены 3 предварительных этапа инновационного дизайн-процесса, которые часто совсем не относят к компетенции дизайнеров. Однако, именно они определяют конечный успех дизайн-проекта:
Все грани проблемы можно было увидеть только после понимания причин «потери интереса к продукту», а не с помощью «слепых» поисков формы и графики, которая удовлетворит Заказчика. Этот, во многом интуитивный, «дизайн-исследовательский» этап стал первым в разработке дизайна нового проекта.
Что получилось в итоге? После решения стратегических вопросов можно поговорить о «стайлинге» и провести параллели между восприятием дизайна и решением поставленных задач.
Новый амбициозный план Heineken теперь состоял в том, чтобы построить сильный бренд и достичь уровня зарубежных марок с обновленным продуктом, как по цене, так и по ощущениям от него.
Символ из двух букв DD в шестеренке выполнен на бутылке в виде эмбоссмента, определяя принадлежность продукта к бренду «Doctor Diesel». Зеленое цветовое решение является категорийным, оно придает ожидаемые вкусовые ощущения и ставит на одну полку с лицензионными сортами пива.
Что в 2009 г.? Хороший рост отмечается и по сегодняшний день. Только за первый квартал 2009 г. наметилась устойчивая положительная динамика роста продаж +2% по отношению к аналогичному кварталу прошлого года (учитывая, что в стране кризис, а это премиальный сегмент).
Сплав хорошего дизайна, четкого позиционирования и инноваций принес бренду 0,5% от всего рынка пива в России. DD давно обогнал своих некоторых конкурентов, таких как «Сокол» и «Brahma».








