долби система что это

Dolby Digital и DTS: в чем разница?

Сохранить и прочитать потом —

Битва за превосходство в окружении звучанием во всех подробностях

долби система что это

В процессе развития систем домашнего кинотеатра появились новые форматы окружающего звучания, добавившие детальности и реалистичности вечерним просмотрам. Вернемся к истокам и рассмотрим два самых популярных из них – DTS и Dolby Digital.

И DTS, и Dolby Digital представляют собой технологии сжатия аудиосигнала, позволяющие производителям фильмов записывать многоканальный звук, который может воспроизводиться как в кинозалах, так и на домашних системах. Оба обеспечивают потрясающее качество звучания. В чем между ними разница и который из них лучше?

Дьявол, как всегда, в деталях. Или, точнее говоря, в способах кодирования аудиосигнала, применяемых обеими технологиями.

Кодирование сигнала в DTS выполняется с более высоким битрейтом, и по этой причине некоторыми экспертами считается более качественным. Другие возражают, что у Dolby Digital более совершенная технология, позволяющая создавать более качественный звук при меньшей скорости потока данных.

Уже запутались? Все не так сложно: оба варианта широко распространены, и скорее всего вам не придется выбирать.

В своей базовой форме и DTS, и Dolby Digital кодируют 5.1-канальное аудио (то есть рассчитаны на типичную домашнюю аудиосистему с пятью колонками и одним сабвуфером). Более передовые версии технологий, DTS:X и Dolby Atmos, поддерживают 7.1-канальные форматы, окружающее звучание в HD и динамики над головой.

DTS и Dolby Digital можно найти в Blu-ray-проигрывателях, домашних кинотеатрах, игровых консолях, компьютерах, телеприставках и даже смартфонах. Из нашего материала вы узнаете, чем различаются DTS и Dolby Digital – и почему это важно.

долби система что это

Что такое Dolby Digital?

Dolby Digital – это аудиокодек, разработанный компанией Dolby Labs. Он создает многоканальный звук и часто именуется «отраслевым стандартом» (главным образом потому, что Dolby Labs начала работать задолго до DTS).

Первым фильмом с использованием Dolby Digital стал «Бэтмен возвращается» 1992 года. С тех пор компания Dolby выпустила целую серию все более «продвинутых» кодеков, включая Dolby Digital Plus, поддерживающий многоканальный звук в HD и до 7.1 каналов.

Лучшим из них считается Dolby TrueHD, формат без потерь, обещающий звучание, идентичное студийным мастер-записям. И, наконец, есть аудиотехнология нового поколения, основанная на концепции объектов – Dolby Atmos.

Что такое DTS?

Компания DTS (изначально носившая название Digital Theater Systems – «Цифровые системы для кинотеатров») была основана в 1993 году и ориентирована на конкуренцию с Dolby Labs за превосходство в сфере многоканального звука. Ее звездный час настал, когда Стивен Спилберг выбрал DTS для своего блокбастера «Парк юрского периода».

В 1996 году технология DTS начала проникать на рынок потребительской аппаратуры. Несмотря на меньшую известность компании по сравнению с основным конкурентом, многие пуристы считали, что качество звучания в DTS выше из-за кодирования звукового сигнала с более высоким битрейтом.

Как и у Dolby Digital, у DTS с тех пор вышло немало еще более усовершенствованных форматов окружающего звучания, включая DTS-HD High Resolution, поддерживающий до 7.1 каналов, формат без потерь – DTS-HD Master Audio, а также DTS:X, конкурирующий с Dolby Atmos.

В чем разница между DTS и Dolby Digital?

И Dolby Digital, и DTS обеспечивают потрясающие ощущения окружения звуком – но принцип его создания у каждого свой.

Основные отличия – в степени компрессии и значениях битрейтов. Dolby Digital сжимает цифровой аудиосигнал 5.1-канального формата до 640 килобит в секунду для Blu-ray-дисков и до 448 кбит/с – для DVD.

У DTS сжатие меньше, а битрейты выше – до 1,5 Мбит/с для Blu-ray-дисков и до 768 кбит/с – для DVD.

Разница в компрессии становится еще больше у форматов в HD. Dolby Digital Plus поддерживает до 1,7 Мбит/с, а DTS-HD High Resolution – до 6 Мбит/с. Теоретически, меньший уровень сжатия при кодировании обеспечивает большую детальность результата, благодаря чему звуковая дорожка оказывается более похожей на то, что было задумано.

Итак, вопрос решен? Не совсем. Dolby считает, что ее кодеки эффективнее, чем у DTS, и поэтому способны создавать столь же и даже более качественный звук при использовании меньшего битрейта.

В конечном итоге обе технологии подарят вам глубокие впечатления от домашнего просмотра, а выбор саундтрека порой будет определяться тем, какой формат поддерживается имеющимся источником.

долби система что это

DTS:X и Dolby Atmos

Эти сверхсовременные аудиотехнологии во всех отношениях превосходят традиционный многоканальный звук. Они воссоздают эффекты на основе объектов, таких как летящий над головой самолет или свист пуль по всей комнате, благодаря множеству звуковых сигналов, производимых расширенным комплектом АС.

Обе технологии обеспечивают полное погружение, но достигают его разными путями.

Dolby Atmos образует «купол» звука при помощи динамиков, установленных на потолке. Если вы не горите желанием сверлить в нем дыры, есть несколько упрощенных вариантов, включая саундбары Dolby Atmos с направленными вверх динамиками, звук которых отражается от потолка и создает примерно тот же эффект, а также дополнительные модули для традиционных АС, направленные вверх.

OLED-телевизоры LG 2017, 2018 и 2019 годов также поддерживают Atmos, а 4K OLED-телевизор Panasonic GZ2000 оснащен встроенными направленными вверх динамиками Dolby Atmos в тыловой части корпуса.

Все больше производителей оборудования выпускают устройства с поддержкой Dolby Atmos; растет каталог Blu-ray-дисков и стриминговых сервисов с совместимым контентом, включая Amazon Prime Video и Netflix. Постепенно к ним присоединяются и телевещательные компании.

Формат DTS:X отличается большей гибкостью. Он работает со стандартными многоканальными комплектами и не требует применения дополнительных динамиков над головой. Кроме того, он позволяет вручную настраивать звуковые объекты – например, увеличивать громкость голосов в саундтреке, чтобы диалоги были лучше слышны на фоне громких эффектов.

Примерно 90% компонентов систем домашнего кинотеатра совместимы с DTS:X; многие производители либо предлагают прошивки для уже работающих AV-ресиверов, либо выпускают новые модели. Недостаток только один – меньшая распространенность контента. Ни Amazon Prime Video, ни Netflix в настоящее время не поддерживают DTS:X.

Итак, что же оказалось лучше, DTS или Dolby Digital?

Если судить только по характеристикам, DTS превосходит конкурента более высоким битрейтом, способствующим большей реалистичности звучания. При этом другие факторы, такие, как отношение сигнал/шум и калибровка АС, склоняют симпатии множества аудиофилов к Dolby.

В ситуации постоянного развития стандартов лучшим способом обеспечить более захватывающий вечер в компании домашнего кинотеатра станет подбор качественных компонентов, их должная настройка и самый лучший из возможных исходный материал. В такой ситуации, независимо от выбора формата DTS:X или Dolby Atmos, вы получите незабываемые впечатления.

Источник

Что такое Dolby Atmos

долби система что это

долби система что это

Содержание

Содержание

В начале было моно. Затем появилось стерео, и до сих пор чаще всего музыка звучит через две колонки. Потом начались эксперименты: квадро — с двумя колонками сзади, несколько форматов с шестью спикерами, и, наконец, 5.1 с фронтальным каналом для диалогов и боковыми для эффектов. Но тут появляется Dolby Atmos — новый формат объемного звука, превосходящий все предыдущие. В чем его отличие, какие новые впечатления он может подарить, где он используется и что для него нужно?

Краткая история многоканального звука

Именно звук создает эффект присутствия в кино и погружает в атмосферу фильма. Звуковое кино буквально за несколько лет убило немой кинематограф. Первый фильм с объемным звуком — диснеевская «Фантазия» — был выпущен еще в сороковых. Спустя десятилетие в Нью-Йорке имел большой успех демо-фильм «Это — Синерама», сочетавший панорамную картинку с 7-канальным звуком: 5 каналов для источников с экрана, и еще пара — по бокам для эффектов.

С пятидесятых годов, до появления технологий Dolby, в кинематографе 20 лет правил стандарт многоканального звука Todd-AO. Пять колонок ставили за экраном, и дополнительный канал с эффектами шел в колонки по бокам. Компания Dolby Laboratories была основана в 1965 году, она усовершенствовала систему Todd-AO — вместо двух из пяти фронтальных каналов поставили два сабвуфера, а затем оставили лишь один, освободившийся канал использовали для звукового окружения.

долби система что это

Первым хитом, который позволил Dolby доминировать на рынке технологий объемного звука для кино, стали Звездные Войны. На старом постере в правом нижнем углу виден логотип Dolby System.

В чем отличие Dolby Atmos

К девяностым годам в кинозалах и домашних кинотеатрах закрепились системы многоканального звука 5.1 и выше. Они актуальны и сегодня, хотя имеют ограничения.

долби система что это

Дело в том, что раскидывать звук по каналам должен звукорежиссер в студии. Это строго регламентирует схему позиционирования акустики в помещении. Не проблема для 5.1, но при 11 и больше каналах требования к размещению акустики уже настолько сложные, что не каждый кинозал может соответствовать стандартам, не говоря уже о домашних кинотеатрах. Именно эту проблему решает появившийся всего несколько лет назад формат Dolby Atmos.

Главное отличие Atmos от 5.1 и иже с ним — в новом формате звук по каналам раскидывает аудиопроцессор.

А звукорежиссер в специальной программе лишь рисует, откуда звуковой объект должен исходить и куда двигаться. Таким образом, технология сама подстраивается под количество каналов, не важно, 5 их или 25, и сводит звук в реальном времени. Это позволяет легко масштабировать систему — от домашних кинотеатров до гигантских кинозалов.

Второй важный момент — это объем. Dolby Atmos нужны колонки сверху, благодаря им звук получается по-настоящему 3D и звучит не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Технология позволяет создать объемную бесшовную звуковую картину, когда гром гремит прямо над головой, а космические корабли проносятся сверху вниз и по диагонали. Словом, новый формат позволяет погрузиться в происходящее на экране и действительно открывает новое измерение.

Где применяется Dolby Atmos

В кинозалах

Новым стандартом сразу заинтересовались кинотеатры, ведь он позволяет привлечь больше зрителей. Atmos в кинозалах раскрывается на полную, позволяя задействовать до 64 каналов и пустить по ним до 128 звуковых объектов, и все они автоматически распределяются по аудиосистеме. Иными словами, по залу одновременно может летать до 128 разных звуков, и всех их будет одинаково хорошо слышно.

долби система что это

Большой плюс кинозалов с Dolby Atmos в том, что все они построены по лицензии. После установки оборудования в зал приезжает специалист компании Dolby и настраивает оборудование самостоятельно. Поэтому все залы с Atmos звучат одинаково хорошо, в них приятно смотреть современные блокбастеры.

В телевизорах

Стоит сразу отметить, что Atmos в бытовой технике отличается от стандарта в кинозалах — до 32 каналов (против 64 в залах), до 11 звуковых объектов (против 128). Но это не значит, что в домашних кинотеатрах Atmos какой-то ущербный и урезанный — объекты просто группируются в кластеры, поскольку пропускная способность аудиотракта в домашних кинотеатрах ограничена, да и все 128 объектов на блю-рэй диск не влезут.

долби система что это

Многие современные топовые ТВ поддерживают Dolby Atmos. Понятное дело, что крохотные динамики в ультратонком телевизоре не способны сотрясать стены так же, как киловатт звука в настоящем домашнем кинотеатре. Поэтому в телевизорах Atmos — это, скорее, демо-версия, которая позволяет подарить впечатления, схожие с настоящим форматом. Зато такая функция поможет понять, нужен ли он зрителю, или ему роднее старый добрый 5.1.

В саундбарах

Куда более яркие впечатления могут подарить саундбары, некоторые из которых поддерживают Atmos и буквально напичканы технологиями на грани магии. В них встроены узконаправленные динамики, которые стреляют в потолок — звук отражается от него и попадает прямо в слушателя, как будто это колонки сверху.

долби система что это

Благодаря играм с фазой и эффектам психоакустики саундбары создают впечатление объемного звука со всех сторон, при этом избавляют от необходимости расставлять колонки по комнате и тянуть к ним провода, не заставляют глушить помещение акустическими панелями и вообще представляют собой компактное и элегантное решение.

Однако минусы все же есть — качество звучания зависит от материалов стен и потолка, ведь звуку нужно отражаться от них, и лучше всего он отражается от голых бетонных стен. Если же в комнате стоит много мебели, то звук будет рассеиваться и попадет куда угодно, только не в зрителя.

В домашних кинотеатрах

Dolby Enabled Speakers — штука, позволяющая превратить старую добрую систему 5.1 в Dolby Atmos покупкой всего нескольких дополнительных колонок. Как минимум, нужны два сателлита, стреляющие в потолок, подобно саундбарам, они ставятся на фронтальные колонки.

долби система что это

Для полного эффекта еще пару сателлитов можно расположить по бокам. Эта штука была придумана компанией Dolby чтобы максимально быстро вывести на рынок новый формат. Как и в случае с саундбаром, система чувствительна к отделке помещения.

Но все же лучшие впечатления от Dolby Atmos дарит система с настоящими потолочными сателлитами. Чаще всего это формат 7.1.4 — три фронтальные колонки, две сзади, две по бокам (итого 7 в горизонтальной плоскости), на потолке — по паре сзади и спереди, плюс сабвуфер.

долби система что это

Естественно, колонкам нужен подходящий источник, поэтому для работы Atmos понадобится AV-ресивер, поддерживающий этот формат. Про выбор ресивера можно почитать тут, но главное, о чем нужно помнить — это о мощности. Не у каждого ресивера ее достаточно, чтобы питать разросшееся поголовье колонок, а потому многие используют связку ресивера или звукового процессора с мощным многоканальным усилителем.

В видеоиграх

Что особенно подкупает — Dolby Atmos поддерживают консоли последнего поколения Xbox One и PS5 (хотя в последней гейминг с Atmos доступен только в наушниках, но фильмы смотреть можно и через колонки).

Видеоигры — штука сама по себе интерактивная и подкупает особенным погружением в экшн, а объемный звук усиливает многократно впечатление, особенно в батальных сценах, когда все вокруг горит, стреляет и взрывается. К тому же, технология дает возможность точно определить, откуда стреляет враг. Как включить Dolby Atmos в играх, и какие из них поддерживают технологию, рассказано в этой статье.

В музыке

Да, в формате Atmos даже выпускается музыка — многие артисты взяли новую технологию на вооружение, тем более что на рынке уже полно наушников, ее поддерживающих.

Пока сложно сказать насколько такой формат станет популярным — эксперименты с объемной музыкой были еще в шестидесятых годах прошлого века, и мало к чему привели. Правда, в отличие от шестидесятых, сегодня в продаже есть и наушники с Atmos.

В наушниках

Как можно догадаться, оборудовать домашний кинозал с настоящим Dolby Atmos — задача не из легких. Поэтому многие идут по иному пути — наушники. Таких с каждым днем все больше, и они имеют весомые плюсы: не нужно тратить деньги на колонки, усилитель и ресивер, вешать акустические панели и басовые ловушки, тянуть провода и т.п.

долби система что это

Сертифицированные наушники позволяют передать всю суть новой технологии без головной боли. А на ПК достаточно скачать официальную программу Dolby Atmos for Headphones, чтобы получить объемный звук в любых наушниках.

В мобильных устройствах

долби система что это

Даже мобильные устройства поддерживают Dolby Atmos. Конечно, это все не настоящий Atmos, а скорее демо-версия, чтобы передать впечатления от реальной технологии. Тем не менее, технологию стараются пихать во все топовые новинки, так что найти смартфон с ее поддержкой не проблема — например, он присутствует в любом последнем Айфоне.

Другие форматы объемного звука

DTS:X — главный конкурент Atmos, который также основан на звуковых объектах. В максимальной версии DTS:X Pro позволяет сделать до 30 каналов с двумя сабами, имеет аж целых 5 слоев в высоту: первый возле пола, второй — на уровне ушей, третий — чуть выше, четвертый — еще выше, и последний — в самом верху по центру. Из минусов — мало ресиверов и процессоров, которые поддерживают именно Pro версию, а стандартная инкарнация ограничена 11 каналами. Из плюсов — есть апмикшер Neural:X, превращающий 5.1 в настоящий объемный звук. Есть и DTS Headphone:X для наушников.

долби система что это

Auro 3D — стандарт, который, в отличие от Atmos, основан на поканальном микшинге. То есть вместо звуковых объектов — старые добрые каналы звука (хотя есть Aura MAX для кинотеатров, где объекты таки есть). Максимальное количество каналов — 13.1, из них: до 7 горизонтальных, до 5 — сверху, один — сверху по центру, именуемый не иначе как Voice of God. Главный минус стандарта — он очень узконаправленный, лучший звук получается в одной конкретной точке, где сидит зритель, если же походить по залу, то звук сильно меняется, обычно не в лучшую сторону. Второй минус — очень мало контента в этом формате, однако есть апмикшер Auro Matic, который конвертирует 5.1 в Auro 3D.

Заключение

Миллион колонок в помещении с голыми стенами могут создать такую какофонию, что ни о каких впечатлениях от Dolby Atmos говорить не придется. Поэтому, даже если в комнате уже стоит система 5.1, рекомендуется сначала добиться идеального звучания всех колонок в горизонтальной плоскости, и лишь затем наращивать сателлиты на потолке.

Об акустической обработке и звукоизоляции помещений можно почитать тут. В дополнение к этому, система Atmos предъявляет требования к покрытию пола, ведь колонки на потолке стреляют вниз, и отражения от пола затуманят звуковую картину. Поэтому лучше всего положить на пол толстый ковер или ковролин.

Источник

Звуковое кружево, или Долби всё вокруг!

Audio is half the film.
Джордж Лукас

Surround sound, Dolby Digital, DTS, AC3, 5.1 — все эти термины с недавнего времени (а точнее, с появлением доступных DVD-ROM-приводов) вошли в жизнь пользователей компьютеров, в спецификации звуковых карт и акустических систем, в статьи компьютерной прессы. Однако изначально все эти технологии возникли отнюдь не для увеселения пользователей ПК, а пришли из киноиндустрии, причем пришли они, как ни странно, напрямую с кинопленки, и эта целлулоидная техника, несмотря на свою уже более чем вековую давность, продолжает ассимилировать в себе все достижения современной цифровой технологии, походя отдавая нам, заложникам мегагерц и гигабайт, плоды своего развития. Развивался же звук на кинопленке довольно долго, и для того чтобы понять, откуда все это богатство пришло в наши системные блоки, нам придется перенестись в далекий и тревожный 1941 год.

Именно тогда вышел первый кинофильм со звуковым сопровождением, записанным более чем на один канал. Это был фильм студии Диснея «Fantasia», причем каналов было не два, как в современном стерео, а сразу три: левый, правый и центральный. По тем временам это было нечто невиданное, ведь и монозвук в кино появился совсем недавно, а тут сразу три независимых канала, которые записывались на кинопленку оптическим способом. Но трудности производства подобного рода фонограмм (тогда в Америке еще не было магнитофонов, да и вся другая звукозаписывающая техника была в зачаточном состоянии), сложная и дорогая система воспроизведения и грянувшая Вторая мировая война похоронили многоканальный звук в кино более чем на десять лет.

долби система что это

долби система что это

долби система что это

долби система что это

долби система что это

долби система что это

Появление первых коммерчески успешных форматов стереозвука в кинопроизводстве было обусловлено появлением в США магнитной звукозаписи. Первые ленточные магнитофоны были привезены в качестве трофеев из побежденной Германии (в русском языке слово «магнитофон» обязано своим появлением названию одной из немецких моделей этого устройства — Magnetofon), и вскоре фирма Ampex выпустила американский аппарат для записи на пленку Ampex Model 200, являвшийся копией немецкого AEG Model K-4 Magnetofon. Магнитная запись стремительно развивалась, вскоре появился многоканальный магнитофон, изобретенный легендарным гитаристом Лес Полом (немного ранее этот разносторонний музыкант придумал электрогитару, да и использовать мономагнитофоны для записи музыки в США начал именно он). Первые форматы окружающего звука были основаны именно на магнитной записи (вместо старой оптической монодорожки) — прямо на кинопленку наносился магнитный слой, на который записывалось звуковое сопровождение к фильмам. Кинопроекторы оснащались магнитофонными головками для снятия этого звука. В те годы киноиндустрия США процветала, публике был представлен новый широкоформатный (использовавший пленку шириной 70 мм, вместо обычных 35) кинематограф, и в дополнение к громадным широким экранам требовалась соответствующая звуковая картина. В те годы существовало два формата — Cinemascope, разработанный Twentieth Century Fox для 35-миллиметровой пленки (четыре канала — левый, центральный, правый и surround-канал, который воспроизводился с боков и позади зрителя) и Todd-AO для широкоформатной 70 мм киноленты (шесть каналов — левый, дополнительный левый, центральный, дополнительный правый, правый и surround-канал). Необходимость центрального канала обусловлена большими размерами киноэкрана и тем, что зрители сидят не только по центру зала, — если использовать только два громкоговорителя (левый и правый), то диалоги актеров для зрителя, сидящего в боковой части зала, будут звучать не посередине экрана, где обычно и происходит основное действие, а сбоку, так как ближайший громкоговоритель будет слышен лучше всего. Поэтому все диалоги героев фильма обычно располагают в центральном канале, иногда его так и называют — канал диалогов. А для огромных широкоформатных (70 мм) кинотеатров потребовалось установить за экраном аж пять независимых громкоговорителей, чтобы обеспечить равномерное распределение звука для всех зрителей в зале.

Эти форматы довольно успешно просуществовали до середины 70-х годов, когда на сцену вышла фирма Dolby. Эта уникальная в своем роде компания до настоящего времени получает прибыль почти исключительно от «продажи идей», то есть лицензионных отчислений. Собственно оборудования Dolby практически не производит — выпускается всего несколько приборов для профессионального применения, которые являются скорее аксессуарами для продажи технологий, чем самостоятельным бизнесом. Dolby заработала известность своими системами шумопонижения, появившимся в 1970 году, — Dolby B, которая используется в бытовых кассетных магнитофонах (и во многом именно шумоподавлению от Dolby аудиокассета обязана своим успехом на рынке) и Dolby A, более сложная и эффективная система, использующаяся и по сей день в профессиональной звукозаписи. Не удовлетворившись успехом в области обычной звукозаписи, основатель фирмы Рэй Долби устремил свои взоры на звук для кинофильмов. В 1976 году была предложена технология Dolby Stereo, использующаяся в большинстве выходящих фильмов и поныне. Взамен магнитных звуковых дорожек, которые довольно сильно шумели и изнашивались со временем, Dolby предложила использовать старую добрую оптическую дорожку, но уже с двумя каналами звука. Эти две дорожки расположены там же, где и старая монодорожка (которую продолжали использовать для совместимости со старыми кинопроекторами), и поэтому могла быть считана любым существующим киноаппаратом если не в стерео, то хотя бы в моноварианте, а для уменьшения «шипения» на них использовалась система шумоподавления Dolby A. Однако киноиндустрия не могла удовлетвориться двухканальным звуком, требовалось как минимум четыре канала, и поэтому в формате Dolby Stereo применяется так называемое матричное кодирование дополнительных звуковых дорожек. При таком кодировании дополнительные дорожки (центральная и канал surround-эффектов) за счет разницы фаз звуковых каналов могут быть «уложены» в две имеющиеся на кинопленке, а затем специальный матричный декодер в кинотеатре их раскодирует в почти полноценные четыре.

Термин «стерео», в настоящее время ассоциирующийся с двухканальными фонограммами на CD, кассетах и т. д., изначально имел более широкий смысл и не ограничивался только двумя дорожками звука. Например, первые эксперименты со стереозвучанием в Bell Labs в тридцатые годы прошлого века проводились с тремя каналами, окружающий звук в кино (даже если там использовалось шесть дорожек) тоже долгое время назывался стерео. В общем стерео называли все, что не моно. Ассоциация слова «стерео» именно с двухканальными фонограммами была вызвана тем, что первые стереопластинки были именно с двумя каналами (больше просто не позволяла технология того времени), и появившееся в 1961 году стереофоническое FM-радиовещание также было двухканальным (впрочем, вещали они с тех же стереопластинок). Однако в кинопроизводстве еще долго пользовались термином «стерео» для названия многоканальной фонограммы к фильмам, даже 4-канальная система от Dolby, вышедшая в 1976 году, называлась Dolby Stereo. Термин «surround sound» был придуман, когда многоканальные фонограммы к фильмам стали проигрываться в домашних условиях (с помощью стереовидеомагнитофонов и декодера Dolby Surround), и так как широкая публика к тому времени прочно ассоциировала слово «стерео» с двумя каналами, а для продвижения технологии на рынок уже в названии должно было быть нечто особенное, ранее не виданное, этим особенным и стало словосочетание «surround sound».

Новая технология довольно быстро добилась успеха, что было обусловлено, среди прочего, неважным состоянием киноиндустрии в то время. Телевидение уже пришло в каждый американский дом, и зрители не особенно ходили в кинотеатры, ведь все те же фильмы можно было увидеть через некоторое время у себя в гостиной. Соответственно поток денег в кино постоянно снижался, притом, что производство прокатных копий фильмов по старым технологиям, использующим магнитную запись на кинопленке, было очень сложным и дорогим: сначала печатается изображение, затем на проявленную кинопленку наносится магнитный слой, а потом уже на этот магнитный слой записывается звуковое сопровождение. Оптическая же дорожка Dolby Stereo упростила эту технологию до предела: звук печатается вместе с изображением, и все. Еще одна причина успеха — применение так называемого звукового кинопроцессора. Для переоборудования кинотеатра под Dolby Stereo, при условии наличия нужного количества громкоговорителей, требовалось лишь обеспечить считывание стерео-оптической дорожки с кинопленки и подключить к выходу с этой дорожки процессор, а он уже выполнял все функции декодирования и управления звуком в кинотеатре. До появления таких кинопроцессоров для переоборудования кинотеатра под какой-либо новый звуковой формат требовалось приобретать множество разных приборов, дорогих, да к тому же сложных в установке и эксплуатации.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *