дом призрения что это такое в россии
Дом призрения
Полезное
Смотреть что такое «Дом призрения» в других словарях:
Дом призрения — Дом призрения в дореволюционной России название благотворительных заведений с характером богадельни, дававших приют престарелым, убогим, а иногда и сиротам; хотя дома призрения сирот относились к сиротским домам, дома призрения… … Википедия
Дом призрения малолетних и школа А. И. Тименкова и В. А. Фролова — Дом призрения малолетних и школа А. И. Тименкова и В. А. Фролова это бывшее частное учебное заведение для обучения детей обоего пола и приют. Расположен по адресу: ул. Комсомола, дом 6 и дом 4. В настоящее время, здесь… … Википедия
Дом призрения и ремесленного образования бедных детей — в СПб., открытый в 1875 г., состоит в ведении мин. финансов по департаменту торговли и мануфактур. Лица, принимающие участие в деятельности Д., разделяются на членов почетных, действительных и благотворителей. Цель Д., согласно уставу 27 июня… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Демидовский дом призрения — см. Дома призрения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
дом — а ( у); предл., в до/ме, на дому/; дома/; м. см. тж. домик, домина, домишко, домище, домок, домашний, д … Словарь многих выражений
Дом инвалидов — У этого термина существуют и другие значения, см. Дом инвалидов (значения). Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш. 2.312222° в. д. … Википедия
Дом Инвалидов (Париж) — Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия
Дом Инвалидов — Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия
Дом инвалидов (Париж) — Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия
дом — а ( у); предл. в доме, на дому; дома; м. 1. Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Кооперативный д. Дома новостройки. Строительство крупнопанельных домов. Каменный д. Жилой д. Срубить д.… … Энциклопедический словарь
Дом призрения
Дом призре́ния — в дореволюционной России название благотворительных заведений с характером богадельни, дававших приют престарелым, убогим, а иногда и сиротам; хотя дома призрения сирот относились к сиротским домам, дома призрения исключительно малолетних бедных — к детским приютам, а дома призрения душевнобольных — к домам умалишенных. Как и богадельни, дома призрения были сословные и всесословные.
Содержание
Значительнейшие из домов призрения
В Санкт-Петербурге
В Москве
В ведении городского общественного управления состояли:
В ведении московского Купеческого общества состояли:
Московское попечительство о бедных духовного звания заведовало Горихвостовским Домом призрения.
Самостоятельным являлся Георгиевский дом призрения бедного духовенства.
Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имело Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц был учреждён Дом призрения для престарелых учительниц и воспитательниц.
Дом призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой был военной богадельней.
В других городах
Ярославский Екатерининский Дом призрения ближнего был учреждён в Ярославле в 1786 году с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губернии. В 1820 г. при нём была открыта странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Жившие в Доме призрения мальчики обучались в местной мужской гимназии и других учебных заведениях, а девицы — в состоящей при Доме женской гимназии.
Дом призрения бедных в городе Туле имел целью призрение престарелых и увечных; состоял в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получал, а содержался исключительно на собственные средства.
Дом призрения бедных в память императора Александра II в Ораниенбауме, учреждённый В. А. Ратьковым-Рожновым, имел целью призрение лишённых крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола.
В ведении министра императорского двора состоял открытый в 1859 году Дом призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память императора Николая I.
Дома для убогих и призренных: архитектурные памятники милосердию в Москве и Петербурге
В Москве и Санкт-Петербурге есть десятки старинных зданий, до революции работавших как ночлежки, дома призрения, дома трудолюбия, народные дома. В них принимали престарелых, бездомных, детей-сирот, иногда вдов с детьми. Чаще всего «убогие дома» и народные дома создавали за счет частных пожертвований, средств крупных купеческих обществ, иногда учреждения находились под покровительством высочайших особ из императорского дома.
«Такие дела» рассказывают истории четырех архитектурных памятников милосердию Москвы и Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург
Народный дом графини Софьи Владимировны Паниной
Адрес: Тамбовская, 63
Архитектор: Ю. Ю. Бенуа
Графиня Софья Панина была известна своей благотворительной деятельностью. В 1891 году она открыла бесплатную столовую для детей в рабочих кварталах Лиговского проспекта. В 1903 году за свой счет построила и открыла народный дом — общедоступное культурно-просветительское учреждение.
В основном корпусе здания находились театральный зал, читальня, классы для занятий, бесплатная столовая, чайная для неимущих. Выходцам из бедных рабочих семей кроме еды выдавали одежду.
Для юных посетителей дома работали мастерские: слесарные для мальчиков, а для девочек — по обучению шитью и переплетному искусству. Бесплатное обучение предусматривалось и для взрослых: можно было получить диплом народного учителя.
В здании Народного дома выступал общедоступный театр П. П. Гайдебурова, работал музей, обсерватория на 25 человек, сберегательная касса, юридическая консультация.
Затраты на содержание Народного дома за первые 10 лет работы составили 427 тысяч рублей, из которых более половины ушло на содержание здания и управление. Народный дом спонсировали благотворители, в первую очередь основательница дома — графиня Панина. В 1913 году в доме работали 64 человека, 22 из них были волонтерами.
Народный дом перестал работать в 1921 году, а в 1926 году здание передали Центральному клубу железнодорожников Октябрьской железной дороги. С 1965 года там расположен ДК железнодорожников.
Николаевский дом призрения престарелых и увечных граждан
Адрес: Расстанная улица, дом 20
Архитектор: А. Ф. Щедрин
Дом призрения на 200 человек открыли в 1831 году по инициативе Купеческого общества. Комитет дома призрения, где состояли потомственные почетные горожане, принимал пожертвования от учредителей и от частных лиц. Учреждению покровительствовал Николай I. После его смерти Дом призрения стали официально называть «Николаевским» и расширили до 500 мест.
В учреждение принимали престарелых и инвалидов (и мужчин, и женщин), приписанных к петербургскому купеческому и мещанскому сословию. Всем жителям дома — призреваемым — выдавали форменную одежду, белье и обувь. Люди жили в палатах по 16–20 кроватей, у каждого была своя тумбочка, возле окон стояли столики со стульями. Кормили мужчин и женщин отдельно, в меню обязательно были щи, пироги и квас. Если призреваемые были трудоспособны, то помогали работникам дома готовить еду, шить, чинить одежду и обувь. Сохранились записи о распорядке дня «старичков и старушек»: подъем в 5—7 утра, приемы пищи, чаепитие, чтение книг, игра в шахматы или шашки, вязание и отбой в 8—10 вечера.
В Доме призрения были мастерские, где люди пряли, делали щетки, малярные кисти, половики, игрушки и прочее. Изделия продавали, а заработанное шло либо в счет дома, либо на карманные расходы постояльцам.
При доме в разное время работала торговая школа для мальчиков, госпиталь на 30 коек, коммерческая школа для девочек, была построена небольшая церковь. В 1923 году дом призрения и его храмы были закрыты, а на их месте открыли среднее учебное заведение, сейчас оно называется Санкт-Петербургский социальный техникум.
Москва
Мариинская больница на Божедомке
Адрес: улица Достоевского, 4, корпус 1
Архитекторы: И. Д. Жилярди и А. А. Михайлов, чертежи выполнены Д. Кваренги
Место для больницы было выбрано на московской окраине (сейчас район Марьина Роща), где уже со второй половины XV века существовали «убогие дома» для нищих. Открытие Мариинской больницы для бедных состоялось в 1806 году. Она была построена на деньги Опекунского совета учреждений императрицы Марии Федоровны на Божедомке. По сути, это была одна из первых бесплатных клиник в Москве. По уставу лечиться в ней мог неимущий любого пола, нации, звания и состояния. Мариинская больница была первой, где начали практиковать консультации медиков из других лечебных учреждений.
В больнице работали хирургическое, терапевтическое отделения, хоспис на 12 человек, два палатных лекаря, кандидаты медицины из медико-хирургической академии. Финансировалось учреждение через частные пожертвования, отчисления из доходов Воспитательного дома, сборы в больничной церкви, но основным донором больницы была императрица Мария Федоровна.
Одним из лекарей Мариинской больницы был Михаил Достоевский — отец Федора Достоевского. Семья писателя жила в правом флигеле учреждения, где и родился Федор. В наши дни там работает музей-квартира Ф. М. Достоевского.
Мариинскую больницу закрыли в 1925 году, в здании разместился Московский туберкулезный институт.
Дом призрения для бедных имени Г. И. Хлудова
Адрес: Сыромятнический переулок, 6, корпус 1
Артитектор: Б. Файденберг
Московский купец Герасим Хлудов был известен как мануфактурщик, коллекционер картин и меценат. Он задумал построить большой благотворительный комплекс за несколько лет до смерти. Он купил бывшую фабрику с господским домом, а в заверении указал, что на строительство богадельни оставляет крупную сумму денег и ценные бумаги, проценты от которых будут идти на содержание призренных. В 1885 году Хлудов умер, его наследством распоряжались четыре дочери, выполнившие волю отца. В 1888 году в Сыромятниках был построен дом призрения на 80 человек (30 мужчин и 50 женщин) с домовой церковью.
Наследницы купца также отстроили корпус с 87 бесплатными квартирами для вдов с сиротами. Как только корпус открыли, рядом начали строить второй, потому что очередь из женщин не сокращалась. В 1890 году одна из сестер, Пелагея, за свой счет построила «отделение для слабых и одержимых недугами престарелых лиц женского пола, нуждающихся в медицинской помощи». Как пишет москвовед Ирина Левина, в 1913 году в доме призрения жили 105 человек, в домах бесплатных квартир — 570 вдов с детьми, в школах учились 155 детей.
Благотворительный комплекс купцов Хлудовых перестал существовать в 1918 году. При советской власти в зданиях располагались разные конторы, потом НИИ Академии наук. Домовая церковь также не работает.
— Доклады участников конференции «Благотворительность в России», организованной газетой «Ведомости»;
— портал «Узнай Москву»;
— Энциклопедия благотворительности Санкт-Петербурга.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Новости
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Где находили приют старики, выжитые из дома: история русских домов престарелых
Как Иван Грозный за права состарившихся боролся
В допетровские времена каждый князь старался заложить по монастырю. Не только, чтобы Богу угодить, и не из одних представлений о христианских добродетелях. Во многом это был политический жест. Ведь во времена до собесов, больниц и специальных интернатов именно монастыри принимали доживать стариков, кормили нищих и сирот, собирали с сильных мира сего пожертвования на вдов и калек, оказавшихся без родственников и свойственников или слишком далеко от них. Основывая монастырь и жертвуя в него, князь выказывал заботу о социальных вопросах и о незащищённых слоях населения.
Можно сказать, что с приходом на Русь христианства появился более-менее организованный внедомашний уход за стариками. Чтобы он понадобился пожилым мужчине или женщине, те вовсе не должны были быть одинокими. И в девятнадцатом веке жив был ещё, хотя уже и не так распространён обычай, с которым боролась христианская церковь – выживать стариков, утративших работоспособность, из дома. В монастырь же старик мог прийти вечным послушником, монахом, или, если едва уже стоял на ногах, просто за едой и, возможно, уходом.
Русские крестьяне не были уникальны в своём отношении к старикам. Суровая жизнь вводила обычай выживания из дома во многих местах Европы. В Скандинавии очень долго старик, решивший, что уже обременяет семью, уходил зимней ночью из дома, чтобы никогда не вернуться. Оказывались в нищих старики в средневековых немецких землях – их выгоняли из дома собственные дети. Католической церкви пришлось бороться со всем тем же, что и православной.
Дома при монастырях, которые строили специально для размещения немощных к работе, назывались богадельными, от словосочетания «Бога для», то есть – ради Бога. Их работа при монастырях упоминается уже в уставе князя Владимира. Со временем при крупных монастырях появились целые городки из богаделен, но они всё чаще напоминали общежития девяностых.
На Стоглавом соборе с участием Ивана Грозного царь громил нравы в богадельнях: большинство комнат отдавались не для жизни калек или стариков, а – за деньги – всякому, кто готов платить был. И всё потому, что смотрели за ними мирские приказчики. А ещё потому, что порядка в стране нет.
Тогда же, на Стоглавом соборе, была подписана историческая бумага. В ней предписывалось пересчитать всех нуждающихся во внедомашней помощи стариков («состарившихся») и построить нужное количество раздельных, скромности ради, мужских и женских богаделен. Присматривать за ними должны были «добрые священники», а деньги из казны отныне на них не пускали – только частные пожертвования.
Пётр I, известный как Антихрист и оптимизатор
Одна из причин, по которой первого русского императора без шуток считали Антихристом, была его борьба с монастырями. Он считал монахов дармоедами, чужие труды поедающими, а мало того – распространяющими «забобоны, ереси и суеверия». Те, кто недоволен слияниями и укрупнениями больниц и школ в российской глубинке, вряд ли утешатся этим фактом, но он этого не изменится: впервые похожие укрупнения и слияния провёл Пётр, только с монастырями.
В 1723 году Пётр запретил постригать в монахи вовсе, а в пустеющие монастыри велел поселять, как в богадельню, бездомных. Приказ он всё же отменил, но зато запретил монахам смену монастырей, а также держать у себя чернила и писать что-либо без наблюдения настоятеля – лица, получившего свое место исключительно с разрешения властей, в том числе из соображений лояльности к властям и паче всего – царю. Принимать гостей монахи могли теперь тоже только по разрешению настоятеля и в его присутствии, а отлучаться в мир – не более четырёх раз в год. Монастырям предписывалось открывать школы для приготовления к духовным должностям, а неграмотным монахам – в обязательно порядке заниматься созидательным трудом.
Хотя при монастырях по-прежнему работали богадельни, а официально царь даже поощрял открытие больниц и воспитательных домов, закрытие большого количества монастырей (из-за укрупнения, слияния и прочей оптимизации) оставило без помощи и ухода огромное количество стариков, сирот и калек. Назревал социальный кризис, и Пётр попытался принять против него меры.
Он написал ряд указов, которые передавали заботы о неспособных себя содержать подданных в руки государственных структур. Дело осталось за малым – создать эти структуры, и, желательно, не в масштабах одного-единственного здания в столице. На это понадобилось ещё некоторое время, а пока старики, оказавшиеся бездомными, гурьбами бродили по дорогам, побираясь, и такими же гурьбами умирали – от заразных болезней, нападения зверей и мороза.
Покойный брат императора Петра Алексеевича царь Фёдор, безо всякого размаха, скромно, предписавший создать в Москве две шпитали (больницы с функциями богадельни) по европейским образцам и последнему слову западной медицины, пока что казался сделавшим для стариков столицы больше, чем его преемник. При нём старики приобрели новые койкоместа, а не потеряли предыдущие.
Следующий большой шаг сделала Екатерина II. В ходе своей губернской реформы 1775 года она, помимо прочего, предписала учреждение дворянских приказов общественного призрения, а также дворянскую опеку и сиротские суды в губерниях. На приказы ложился ответ за богадельни и, кроме них, организацию народных школ, госпиталей, сиротских домов, хосписов (слова такого не было, правда – они назывались домами для неизлечимо больных), домами для содержания сумасшедших и ряд других организаций. Её реформу считают продолжением петровых дел.
Вышивание, балы и богадельни
Практически весь девятнадцатый век, несмотря на то, что разного рода дома призрения должны были открываться на местах усилиями местных приказов, и несмотря на то, что открывали их на частные средства нередко купцы или дворяне, присмотр за всей системой и появлением отдельных заведений считался негласной обязанностью императриц. Вышивка, балы, воспитание детей и помощь сирым стояли в одном ряду дел для царских жён и матерей.
Хотя, например, Императорское человеколюбивое общество было создано по предписанию Александра I, фактически его развитием занималась его вдовая мать Мария Фёдоровна. Она добилась того, чтобы филиалы общества были открыты как можно быстрее в нескольких крупных городах России. Именно при ней в 1823 году открыли крупнейшую богадельню в стране, которая позже стала называться Исидоровский дом убогих.
Богадельня состояла из трёх отделений. Самое маленькое, на двадцать пять кроватей, было фактически хосписом – здесь ухаживали за доживающими больными. Лечебное отделение могло принять и содержать сорок пациентов. Наконец, основное и самое большое, на сто человек, именовалось квартирным – там предоставлялись места и уход в том числе за стариками. Чуть позже в доме убогих открыли отделения для больных эпилепсией.
Поначалу богадельня принимала пациентов и жильцов, невзирая на сословия и возраст. Достаточно было быть в бедственном положении и. конечно, чтобы была свободная койка, с чем становилось тем труднее, чем дольше богадельня работала. В какой-то момент её полностью перепрофилировали только под женщин дворянского происхождения.
Однако вслед за этой первой богадельней одна за другой в крупных городах открывались другие. И всё же даже в пределах города новые заведения не справлялись с потоком нуждающихся в помощи. Старики из деревень почти до самого двадцатого века о богадельнях и вовсе не мечтали. Чаще всего оказавшийся без дома пожилой человек пополнял собой армию странников – бродил от монастыря к монастырю, по пути прося подаяния.
Без сомнения, дома призрения и богадельни, и допетровские, и имперские были шагом вперёд по сравнению с суровой крестьянской лотереей – то ли тебя дома за печкой держать будут, то ли из дома выживут. Но условия в домах призрения часто были такие, которые по современным меркам скорее назвали бы унижающими человеческое достоинство.
На старика выделялось койкоместо, на котором в иных местах спали по двое – или вместе, или по очереди. Для личных вещей существовало пространство под кроватью, куда можно было кинуть узелок с нехитрым имуществом. Реже предоставлялась полочка на стене. У койки мог стоять табурет – вместо стола или для сиделки.
Постельное бельё нередко или не выдавалось, или менялось буквально по большим праздникам. Даже для тех стариков, что ходили в туалет прямо под себя, во многих богадельнях не подразумевалось частой смены белья – их предпочитали класть на сено, выбрасывая его по мере необходимости. Еду могли раздавать от одного до трёх раз в день, как повезёт с финансированием и местными порядками.
Старики должны были испытывать и постоянно демонстрировать свою благодарность за благодеяния по отношению к ним. Уход за пожилыми людьми не рассматривался как государственный и общественный долг – он был актом милосердия, и об этом не давали забывать. В качестве культурной программы могли быть совместные чаепития и посещения служб в церкви.
В конце девятнадцатого века волонтёрки могли читать для утешения души пожилым людям жития святых и притчи Христовы. Впрочем, девятнадцатый век заканчивался, и полным ходом страна и мир шли к гуманизации. и дегуманизации, одинаково масштабным, с одинаково широким размахом.
















