дом сарай изба хижина здание что лишнее

Методика мышления «Исключи слова»

Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности сферы мышления у детей и подростков, их умения выделять и строить обобщения понятий.

Роза, фиалка, ромашка, горох, лилия

Река, озеро, мост, пруд, море

Кукла, скакалка, песок, мяч, юла

Стол, ковер, кресло, кровать, табурет

Тополь, береза, орешник, липа, осина

Курица, петух, орел, индюк, гусь

Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

Число, деление, сложение, вычитание, умножение

Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

Ключ: 1) горох, 2) мост, 3)скакалка, 4) ковер, 5) орешник, 6) орел, 7) указка, 8) Петров, 9) число, 10) грустный.

Для детей 10-12 лет

дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.

Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён

молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша

секунда, час, год, вечер, неделя

горький, горячий, кислый, соленый, сладкий

футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

темный, светлый, голубой, яркий, тусклый

самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль

смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг

приставка, предлог, суффикс, окончание, корень

дождь, снег, осадки, иней, град

запятая, точка, двоеточие, тире, союз

сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник

Ключ: 1) дерево, 2) Петров, 3) мясо, 4) вечер, 5) горячий, 6) плавание, 7) голубой, 8) техника, 9) злой, 10) длина, 11) предлог, 12) осадки, 13) союз, 14) слагаемое, 15) круг.

Для детей старше 12 лет

дряхлый, старый изношенный, маленький, ветхий

смелый храбрый, отважный, злой, решительный

Василий, Фёдор, Семен, Иванов, Порфирий

молоко сливки, сыр, сало, сметана

5> скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

лист, почка, кора, дерево, сук

дом, сарай, изба, хижина, здание

берёза, сосна, дерево, дуб, ель

10) ненавидеть, презирать, негодовать, возмущать, наказывать

11) темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

неудача, крах, провал, поражение, волнение,

14) молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

15) минута, секунда, час, вечер, сутки

КЛЮЧ: 1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать, 11) голубой. 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер.

Прекратить выполнение задания после 5 примеров, если ребенок не начинает работать самостоятельно

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

дом сарай изба хижина здание что лишнее

Номер материала: ДБ-1562269

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

дом сарай изба хижина здание что лишнее

В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного

Время чтения: 2 минуты

дом сарай изба хижина здание что лишнее

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

дом сарай изба хижина здание что лишнее

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

дом сарай изба хижина здание что лишнее

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

дом сарай изба хижина здание что лишнее

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

дом сарай изба хижина здание что лишнее

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

помогите с тестом, 12-15 летние, очень надо

Вычеркнуть лишнее по смыслу слово
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный
3. Василий, Фёдор, Семён, Иванов,Порфирий
4. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана
5. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо
6. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий
7. Лист, почка, кора, дерево, сук
8. Дом, сарай, изба, хижина, здание
9. Берёза, сосна, дерево, дуб, ель
10. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать
11. Тёмный, светлый, голубой, ясный, тусклый
12. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога
13. Неудача, крах, провал, поражение, волнение
14. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото
15. Минута, секунда, час, вечер, сутки

В каждой строке одно слово перед скобками и 5 слов в скобках. Подчеркните те два слова в скобках, которые обозначают то, что данный предмет (перед скобками) всегда имеет, без чего он не бывает.
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипедист)
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
5. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать)
8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор)
10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

Буду очень благодарна!
если будет надо, вышлю результат вашего логического мышления.

Источник

Дом сарай изба хижина здание что лишнее

Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.

Бесплатные занятия с логопедом

Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.

Ход выполнения задания.

Преподаватель предлагает ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.

9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

Анализ результатов. При анализе оценивается уровень обобщения:

— высокий — при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);

— средний — при применении функционального уровня обобщения 1 (отнесение к классу на основании функциональных признаков);

— низкий — при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).

Источник

Диагностика познавательных процессов школьников (стр. 21 )

дом сарай изба хижина здание что лишнееИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

дом сарай изба хижина здание что лишнее

Оснащение. Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол.

1. дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий

2. смелый, храбрый, отважный, злой, решительный

3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий

4. молоко, сливки, сыр, сало, сметана

5. 5 скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

6. глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

7. лист, почка, кора, дерево, сук

8. дом, сарай, изба, хижина, здание

9. береза, сосна, дерево, дуб, ель

10. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать

11. темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

12. гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

13. неудача, крах, провал, поражение, волнение

14. молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

15. минута, секунда, час, вечер, сутки

1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер

Фамилия, имя, отчество______________________ Дата________________

Вопросы и примечания

Порядок работы. Исследование, как правило, проводится в психоневрологической клинике; в качестве испытуемого выступает больной. Непосредственно перед проведением обследования экспериментатор в свободной беседе пытается выявить состояние больного, его жалобы.

Испытуемому предъявляется бланк методики и дается инструкция: «На бланке написаны группы слов, каждая группа состоит из пяти слов. Четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и его нужно исключить». Если испытуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Регистрируется общее время выполнения с 1-го по 15-е задание. После того как испытуемый закончил работу, его просят объяснить свои ответы. Экспериментатор регистрирует в протоколе номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания.

Обработка и анализ полученных данных. Методика «Исключение слов» предполагает прежде всего качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна также и количественная оценка, состоящая в следующем:

в соответствии с ключом подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла;

подсчитывается общая оценка (А) с учетом поправки на время выполнения задания по формуле:

гдеВ— количество баллов за правильно выполненные задания, Т — поправка на время.

Поправки на время выполнения задания «Исключение слов»

Качественная оценка предполагает анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов:

· исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам; например, больной из набора слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», объясняя, что «сейчас ранняя весна, и листья еще не появились»;

· слова объединяются по общим, но не существенным, случайным, нередко парадоксальным признакам; например, больной из набора слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога» исключает «гнездо», объясняя, что «гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное — на земле».

Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа—об искажении процесса обобщения.

Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом:

а) категориальные — отнесение к классу на основе главных, существенных признаков;

б) функциональные — отнесение к классу на основе функциональных признаков;

в) конкретные — отнесение к классу на основе конкретных признаков;

г) нулевые — перечисление предметов либо их функций без попытки обобщения.

Особенности ответов в различных нозологических группах:

при шизофрении производится обобщение по несущественным, иногда парадоксальным признакам;

при олигофрении обобщения носят конкретный характер, часто опираются на выделение ситуационных связей;

при старческом слабоумии обычно имеет место невозможность выполнения заданий, даже на наиболее простых примерах.

6.12. Методика «Выявление общих понятий»

Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.

Обследуемым предлагается бланк с 20-ю рядами слов. В каждом из них набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого — найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы — 3 минуты.

Оценка выставляется по 9-бальной шкале с помощью следующей таблицы:

Источник

Изучение вербально-логического мышления при помощи методики «Исключение понятий»

Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения.

Оснащение.Испытуемым предлагается 16 рядов понятий, сгруппированных по 5 слов.

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.

9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

13. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

14. Лист, почка, кора, дерево, сук.

15. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.

16. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.

Инструкция испытуемому.Вам предлагаются ряды, состоящие из 5 слов, в каждом из которых четыре сходны между собой, их можно объединить одним названием. Найдите в каждом ряду слово, не подходящее по смыслу к остальным, и назовите его, обозначьте одним словом оставшиеся.

Обработка и интерпретация результатов.При анализе оценивается уровень обобщения:

высший— при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);

средний— при применении функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);

низкий— при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).

Исследование быстроты мышления

Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии. — Кировоград, 1988.

Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.

Оснащение.Бланк со словами, в которых пропущены буквы. Секундомер.

Инструкция испытуемому.Перед вами столбцы слов, в которых пропущены буквы. Ваша задача вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Старайтесь работать как можно быстрее. Для выполнения задания дается 3 мин.

Образец бланка

Д-ЛОП-Л-АЗ-О-ОКС-Я-О-ТЬ
К-ШАО-Р-ЧК-Н-АК-С-А-НИК
С-ДАК-Р-ОНС-Е-ЛОУ-И-Е-Ь
В-ЗАЗ-Р-ОК-Ы-АА-Е-Ь-ИН
Н-ГАВ-С-ОКТ-А-АС-А-Ц-Я
М-НАС-Г-ОБК-У-КАЧ-Р-И-А
Д-ЛЯВ-Т-АС-А-КАК-П-С-А
К-НОП-Д-АКС-У-АТ-У-О-ТЬ
Б-ДАП-Р-АС-А-АС-Е-О-А
Ч-ДОБ-ЛОНП-Е-АК-Н-О-А

Обработка и интерпретация результатов.Подсчитать количество правильно составленных слов.

Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество составленных слов:

— Менее 20 слов — низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

— 21-30 слов — средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

— 31 слово и более — высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

Память

Память рассматривается как психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания какой-либо стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. Важным показателем памяти является ее объем.

Входе практических занятий предлагается определить объем кратковременной вербальной памяти и объем кратковременной образной памяти.

Определение объема кратковременной вербальной памяти

Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Ред. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. — М., 1976.

Оснащение.Список из 12 слов, секундомер, карандаш, бумага.

Материалом для запоминания служат 12 слов:

МолотокЦех
КрикМысль
СуществоМотор
ЗаводРечь
ПесняПричина
ЖизньЗвонок

(слова подбирались с учетом частоты их употребления в русском языке).

Инструкция испытуемому.Сейчас Вам будут названы 12 слов. Ваша задача запомнить их, а затем записать в любом порядке.

Исследователь зачитывает слова, время экспозиции 12 слов — 24 сек.

После окончания предъявления слов, испытуемый записывает их, а исследователь регистрирует время воспроизведения.

Обработка и интерпретация результатов.При обработке результатов учитывается количество воспроизведенных слов, количество допущенных ошибок, время воспроизведения. На первом этапе обработки рассчитываются точность памяти (b) и среднее время, затраченное на воспроизведение одного слова (t), при этом:

дом сарай изба хижина здание что лишнее,

где с — количество правильно воспроизведенных слов; m — количество ошибочно воспроизведенных слов; n — количество пропущенных слов.

Затем находят B — шкальная оценка точности памяти b, получаемая по табл. 17. Т — шкальная оценка среднего времени t, получаемая по табл. 15.

Таблица 15. Соотношение среднего времени и Т баллов

Среднее время (с)Т (баллы)
17-2

Интегральный показатель кратковременной вербальной памяти вычисляется по формуле:

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *