домашнее задание что ли делаете
Плюсы и минусы домашнего задания
Нормы домашнего задания
Министерством просвещения РФ оговорены нормы времени, необходимые на выполнение ДЗ (письмо № 220/11-12 от 22.02.99). Согласно этим нормам «бездельничать» после уроков имеют право лишь первоклашки. Уже во 2-3 классах предполагаются домашние занятия длительностью 1,5 часа. В 4-5 классах норма увеличивается до 2 часов, в 6-8 – до 2,5, в 9-11 – до 3,5 часа. Эти же рекомендации закреплены в санитарно-эпидемиологических требованиях к организации обучения.
В итоге на ДЗ дети тратят больше времени, чем оговорено нормами.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Плюсы и минусы домашнего задания
Целесообразно ли сохранять практику выполнения ДЗ или их можно полностью отменить?
Плюсы домашнего задания
Целью ДЗ является повторение, закрепление пройденной на уроке темы, а также формирование практических навыков применения знаний. Ведь теория, не подкреплённая практикой, малоэффективна. В ряде случаев на самостоятельное изучение учителя передают тему, которую не удалось полностью пройти в учебное время.
1. Закрепление пройденного материала. Методисты отмечают, что до 50-70 % сведений, полученных на уроках, забывается, если их не повторить. Особенно остро проблема стоит в случае с младшими школьниками. Если не работать дома, то продолжительность изучения каждой из тем придётся значительно увеличить, что в условиях традиционного учебного процесса и ограниченного количества часов невозможно.
2. Положительное влияние ДЗ на успеваемость. В академическом журнале High School Journal университета Северной Каролины были приведены результаты исследований на эту тему. Те, кто ежедневно уделял 30-90 минут выполнению ДЗ, значительно превосходили тех, кто этого не делал, по количеству баллов на экзамене по математике. Разрыв составил около 40 баллов.
Подобные исследования были проведены и Институтом изучения труда (IZA). Удалось выяснить, что с увеличением загруженности растёт и средний балл успеваемости.
3. Приобщение родителей к учебному процессу. ДЗ позволяют родителям контролировать образовательный процесс своих детей – отслеживать, какие темы входят в программу, насколько хорошо они освоены, нужна ли помощь.
4. Контроль знаний. Выполненная учеником работа позволяет преподавателям оценить уровень освоения материала.
5. Самоорганизация. Психологи считают, что навык выполнения ДЗ полезен. Он учит самоорганизации, что обязательно пригодится во взрослой жизни. Учащиеся обретают навыки расстановки приоритетов, распределения собственного времени, поиска информации, критического мышления, вычленения главного из массива данных. В будущем такие школьники имеют больше шансов стать успешными, нежели те, которые этих свойств не обрели.
Дополнительные доводы в пользу ДЗ:
Во всех этих случаях только самостоятельное изучение учебника и выполнение ДЗ даёт возможность освоить знания.
Минусы домашнего задания
В России серьёзных исследований, касающихся преимуществ и недостатков выполнения ДЗ, не проводилось. Некоторые данные можно найти в зарубежных источниках.
1. Отсутствие прямых доказательств влияния ДЗ на качество освоения знаний. Об отсутствии влияния ДЗ на академическую успеваемость заявили Х. Купер, Дж.С. Робинсон, Э.А. Паталл (Синтез исследований, 1987-2003 г.). Работа Does Homework Improve Academic Achievement была опубликована в 2006 г.
2. Стресс-фактор. В Канаде в 2009 г. было проведено исследование The Researchers Ate the Homework! Perspectives of Parents and Teachers. Было установлено, что основная масса школьников испытывает высокий уровень стресса из-за ДЗ (этот факт подтвердили 45 % учителей средней школы).
3. Внутрисемейные отношения. Исследователи отмечают негативное влияние домашней работы на семейные отношения. У школьников не остаётся времени на нормальное общение с близкими. Выполнение ДЗ превращается в очередной камень преткновения – 50 % родителей в процессе проведения опроса в 1998 г. отметили, что у них с детьми возникают ссоры на этой почве (вопросом интересовались Э. Краловец и Дж. Буэлл). Не остаётся у учащихся времени и на полноценный отдых, занятия спортом, общение с друзьями.
4. Чрезмерная загруженность. В соответствии с данными Научного центра здоровья детей, ежедневная суммарная образовательная нагрузка в старшей школе составляет 10-13 часов. Еженедельно учащиеся тратят на обучение 50-65 часов, что на 10-25 часов превышает продолжительность рабочей недели их родителей. Из-за чрезмерной загруженности школьники либо игнорируют некоторые ДЗ, выполняя лишь те, которые задали по профильным для них предметам, либо просто списывают.
5. Негативное влияние на здоровье. Те, кто ответственно подходит к изучению заданных материалов и выполнению ДЗ, отмечают, что переизбыток информации приводит к недосыпанию и общему ухудшению самочувствия (головным болям, проблемам с желудком, истощению).
Плюсы домашнего задания в школе перевешивают возможные минусы – без углубленного изучения и практического применения знаний невозможно добиться их закрепления.
Уровень и качество образовательных услуг в традиционной школе не устраивают многих родителей. Решить проблему позволяет дистанционная форма обучения – Домашняя школа «ИнтернетУрок» приглашает учеников. Записаться можно в любое время года (исключение составляют лишь выпускные классы – зачисление в них возможно до конца декабря). Учебный процесс проходит в соответствии с ФГОС и рекомендациями Министерства просвещения РФ.
Вопрос-ответ
Если ребёнок переходит на индивидуальную форму обучения в выпускных классах, могут ли у него возникнуть трудности с поступлением в высшие учебные заведения?
Чтобы поступать, нужен аттестат об образовании и результаты ЕГЭ. Они не зависят от формы получения образования. Любой упомянутый формат предусматривает государственную итоговую аттестацию.
На индивидуальное обучение ребёнка можно перевести только по медицинским показаниям или достаточно желания ребёнка и родителей?
Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в конкурсах и олимпиадах?
Да, эти ученики могут участвовать в олимпиадах, конкурсах и других соревнованиях на общих основаниях.
Ученики не делают домашнее задание — почему и как быть?
Когда речь заходит о домашнем задании, не только ученики, но и учителя часто впадают в панику. Причина очевидна — ученики не делают задания, а преподаватель не знает, как помочь и как решить эту проблему. В этой статье мы обсудим, почему ученики не делают домашнее задание, что делать в таком случае, как мотивировать, помочь ученикам и организовать процесс.
Почему ученики не делают домашнее задание
Вот самые распространенные причины, почему ученики не делаю домашку.
Ученик не понимает, что от него нужно
Возможно ученик даже не понял, что надо делать в задании или ему не хватает знаний и навыков.
Преподаватель: What did you do, what did you do, what did you do yesterday?
Ученик: I went to a park, I went to a park, I went to a park yesterday.
Преподаватель: What did you wear, what did you wear, what did you wear last Sunday?
Ученик: I wore my jacket, I wore my jacket, I wore my jacket last Sunday.
Учитель не дает обратную связь
Многих учеников мотивирует обратная связь от учителя. А если они не получают похвалы или конструктивной критики, они могут не выполнять домашнее задание.
Ученик не чувствует результата
Некоторые ученики не выполняют домашнее задание, потому что не видят результата или не понимают эффективности.
У ученика мало времени
Эта проблема бывает в основном у взрослых студентов. Кто-то работает, у кого-то семья, дети. От учителя в такой ситуации, к сожалению, мало что зависит.
Как организовать процесс
Следующие шаги помогут организовать эффективное выполнение домашнего задания.
Для учеников очень важно иметь план, по которому они могут идти при выполнении задания. Помогите им разработать такой план. Например, можно разобрать несколько примеров из домашнего задания. Если задание объемное, то обсудите, как равномерно распределить выполнение на разные дни.
А как вы мотивируете учеников делать домашнее задание? Поделитесь в комментариях
Почему учеба в школе превращается в кошмар для родителей

Ольга Узорова: Была другая система обучения. Любой учитель, даже тот, который не был прилежным студентом в педвузе, мог на достойном уровне дать программу начальной школы своим ученикам. Поясню. Программа давала возможность среднему учителю дать хорошие базовые знания среднему ученику. Советская система, с помощью которой мы выучили людей, которые первыми запустили ракеты в космос, была грамотной и логичной. Изучаемая тема логично и в соответствии с возрастом школьников развивалась и применялась на практике. Многие современные авторы учебников ушли от этой классики, от грамотной подачи материала. Компоновка программ нарушилась. Пошаговость подачи материала тоже. Стало модным в третий класс вводить темы из седьмого, не отработав базовые навыки. Первый класс превратился в «два прихлопа три притопа», а на сложные темы в последующих классов часов не добавили и поэтому со второго класса для родителей начинается суровая правда жизни. Учитель в классе должен успеть отработать с учениками темы, но не успевает, потому что или идет урок-контрольная, урок-контрольная или новая тема, новая тема-новая тема. Добавьте сюда бесконечные диагностические работы, отнятые часы у математики, русского языка и чтения в пользу физкультуры, английского и т.д., да еще отсутствие времени, чтобы сделать в классе работу над ошибками. И в итоге родители в ужасе от того, что их ребенок не может выполнить домашнюю работу самостоятельно, ведь они-то когда-то делали ее сами. Именно поэтому очень важно найти грамотного и опытного учителя. И делать это нужно, когда ребенку исполняется четыре года.
Предположим, с учителем повезло. Что дальше? Что делать, чтобы домашняя работа не стала шоком для ребенка и родителей?
Ольга Узорова: Желательно, чтобы ребенок с трех лет знал системное «надо». Не просто одноразовое «ах, мой ребенок полгода назад помог мне помыть пол». Занятие должно быть системным. С трех лет надо потихонечку приучать ребенка к какой-то домашней работе. Например, мы с тобой раз в неделю прибираем квартиру, ты вытираешь эти полочки. В четыре-пять лет ребенок может помогать маме накрывать на стол. Каждый день на ужин ставить тарелки на стол. Это нужно делать каждый день. Тогда домашнее задание на каждый день не будет для него шоком, потому что до этого он каждый день накрывал на стол, поливал цветы, кормил хомячка. Ребенок уже понимает важнейшее для успешной учебы в школе слово надо.
Допустим, воспитание системного «надо» было упущено. И теперь, оглядываясь на свое будто бы идеальное школьное прошлое, есть большой соблазн сказать первокласснику: «Ну, ты уже большой, давай сам».
Но мы сейчас говорим о сильном учителе, который умеет комбинировать современную школьную программу и о грамотном и мотивированном родителе. В этом случае в первой четверти родительский контроль за домашним заданием должен быть пристальным. Дальше нужно смотреть, что и как ребенок сделал, с чем предстоит поработать. Домашняя работа должна быть чистой, без помарок и перечеркиваний. Неприлично сдавать работу, если она написана «курица лапой».
Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?
Глядя на обилие заданного (одни проекты по окружающему времени чего стоят), иногда очень хочется сделать уроки за ребенка.
Ольга Узорова: К сожалению, проекты в разных школах вводят по-разному. И требования к ним очень разные. Многие требования зависят даже не от учителя, а от директора школы. Давайте тему проектов обсудим отдельно. У меня, мягко сказать, неоднозначное отношение к ним, особенно в начальной школе. Слишком много перекосов на практике.
Родители стали часто нанимать репетиторов для учеников начальной школы не для того, чтобы подтянуть предмет, а только для того, чтобы с ребенком делали домашнее задание.
Ольга Узорова: Да, это планирование. Домашняя работа учит планировать свои действия. Но прежде всего, она проверяет знания. Если выполняя домашнее задание ребенок задает много вопросов взрослому, значит, есть пробелы. И над этими пробелами нужно поработать.
Любому родителю хотелось бы, чтобы ребенок писал грамотно, умел считать и решать примеры. Но если с учителем не повезло?
В тетради ребенка много помарок?
Ребенок сам не садится за выполнение домашнего задания?
Ваш малыш почти всегда садится за домашнее задание не раньше шести-семи вечера (у него много секций или он ждет маму с работы)?
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ. ОБЩАЯ ПАМЯТКА 1. Приведи рабочее место в порядок, приготовь все необходимое для работы. 2. Открой тетрадь. Сделай в тетради работу над ошибками. 3. Открой дневник, посмотри, что задано. Подумай, с какого предмета ты начнешь выполнение домашнего задания. 4. Открой учебник, прочти задание, подумай, какие правила следует применять в данном упражнении, и вспомни их. Если не помнишь, найди эти правила в учебнике и повтори. 5. Не знаешь, как оформить и выполнить задание? Просмотри классную работу, найди аналогичные упражнения, выполненные под руководством учителя, и ориентируйся на них. 6. Выполни упражнения. Если получилось грязно, перепиши. Совет: сложные задания сначала выполняй на черновике и там же исправляй ошибки и переписывай набело в тетрадь. 7. Проверь работу, аккуратно исправь ошибки. 8. Отдохни 10 минут и приступай к выполнению домашнего задания по другому предмету.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Пропиши буквы, слоги, слова, которые тебе задал учитель. 2. Повтори основные правила. 3. Отступи две строчки от предыдущей работы и напиши посередине «Домашняя работа». 4. Напиши «Работа над ошибками» и сделай ее. 5. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. 6. Приступай к заданию. Запиши: «Упражнение … (номер)». 7. Прочитай задания упражнения. Прочитай текст упражнения. 8. Сначала выполни задания к упражнению устно. 9. Выполни упражнение письменно. Не забывай выделять и проверять (если есть возможность) все пройденные орфограммы ручкой с зеленой пастой или карандашом. 10. Выполни все письменные задания к упражнению. 11. Проверь работу.
КАК ПРОВЕРИТЬ ОРФОГРАММУ 1. Определи, к какой части речи относится слово с орфограммой (существительное, прилагательное, глагол. ). 2. Установи, в какой части слова находится орфограмма (корень, приставка, суффикс, окончание). 3. Определи способ проверки (применить правило / проверить по словарям). 4. Подумай, как писать правильно. Сделай вывод. 5. Напиши слово правильно. 6. Проверь себя.
«Уроки сделал?» Спорим, нужна ли первоклассникам домашка
Казалось бы, первоклассники (а главное, их родители) могут выдохнуть: требования СанПиН предписывают им в первый учебный год радостно жить без домашки. Но на деле все иначе: дети сидят за уроками, родители проклинают рисунки по сказкам, прописи и «окружайку». Что вообще происходит? Мы поговорили с учителями начальных классов об их отношении к домашней работе, а юриста попросили разъяснить, законно ли задавать ее в первом классе.
«Сам факт домашнего задания нужен как школьный символ»
Ирина Маленкова, учитель начальных классов, Москва:
Домашняя работа в первом классе, на мой взгляд, не должна быть обязательной. Многим детям не очень нравится ходить в школу именно потому, что там задают домашние задания и нужно делать уроки. Поэтому на первом родительском собрании я объявляю, что у нас нет обязательного домашнего задания, его можно выполнять по желанию. Я даю его в таком объеме, чтобы ребенок мог быстро справиться с работой и чтобы она вызывала у него удовольствие и интерес.
Первоклассники могут обойтись без домашнего задания. Весь материал можно отрабатывать на уроке, но часто многим детям нравится делать уроки. Родители тоже скорее поддерживают эту инициативу. Сам факт домашнего задания людям нужен и необходим как школьный символ, как портфель, с которым первоклассник идет в школу.
Я стараюсь по возможности минимизировать количество электронных заданий, чтобы ребенок как можно меньше взаимодействовал с техникой. Во-первых, это нагрузка на глаза. Во-вторых, компьютер — вещь, с которой нужно быть очень осторожными. Поэтому домашняя работа может быть такой: раскрасить что-то, нарисовать, проиллюстрировать какую-то сказку, придумать что-то интересное, например вопрос по рассказу. По математике предлагаю составить интересную задачу — естественно, по тем темам, которые мы проходили. Разумеется, упражнения не должны быть объемными, скорее увлекательными. В таком случае ребенок спокойно с ними справится, а процесс не займет много времени.
Материал для домашнего задания должен быть знаком ребенку. Это то, что уже отработано на уроках (и не один раз), то, с чем ребенок может справиться самостоятельно
Главная задача родителей — не помогать, а контролировать процесс выполнения домашнего задания. Не делать вместо ребенка уроки и уж тем более не сидеть рядом с ремнем, а просто проследить, сделал он их или нет. Иногда я даже рекомендую родителям ставить будильник или таймер: «Вот на это задание тебе отводится столько времени». Потому что дома ребенок очень часто отвлекается на телевизор, планшет, игрушки, а в этом случае он будет знать: есть время, в которое нужно уложиться.
Почему домашка доводит нас до бешенства и пелены в глазах. И как с этим справиться
Бывает так, что ребенок начинает делать ошибки и нервничать, переживать и плакать, и, соответственно, делает еще больше ошибок. В таких ситуациях помощь родителей заключается в поддержке («У тебя все получится»). Если первоклассник ленится, что бывает тоже очень часто, то в первую очередь нужно выяснить причину, по которой он это делает. Он ленится сам по себе — или он себя плохо чувствует? Может быть, ему что-то не нравится в заданиях? Может быть, у него что-то не получается? Родителям в таком случае нужно просто вместе с ним поговорить и разобраться. И опять же помнить: домашняя работа в первом классе необязательна.
«К заданию на дом нужно приучать с самого начала, иначе во втором классе дети будут в шоке»
Злата Шаламова педагог-психолог, учитель начальных классов, Екатеринбург:
Домашняя работа в первом классе нужна, чтобы отработать навыки самоорганизации по пройденному материалу. Даже если дети изучили просто наклонные линии, тему важно закрепить. К этому нужно приучать с самого начала, иначе во втором классе дети будут в шоке от того, что есть домашняя работа и что ее обязательно делать, ведь она оценивается.
Дети в возрасте 6–7 лет все воспринимают визуально. Соответственно, в качестве заданий на дом подходят наглядные пособия (ролики, картинки, карточки). По времени достаточно 15 минут, на первом этапе главная задача ребенка — просто организовать время и место для отработки навыков. Опять же это важно, так как во втором классе время на домашнюю подготовку увеличивается и хорошо бы, чтобы дети уже имели к нему привычку.
«Полностью уйти от домашней работы не получится»
Елена Шипулина, учитель начальных классов, Москва:
В последние годы вопрос необходимости домашнего задания бурно обсуждают российские и зарубежные педагоги, а также родители. На мой взгляд, эта работа нужна, но, как и в любом правиле, тут есть свои исключения.
Дети, которые пришли в первый класс, обычно полны энергии, им всё интересно, они увлечены тем, что рассказывает учитель. И здесь очень важно не упустить момент, когда у ребенка горят глаза, когда он интересуется учебой. Благодаря этому мы своевременно можем развить у первоклассника положительную мотивацию учиться дальше. И порой именно домашняя работа помогает создать условия для развития этой мотивации.
Тест по русскому языку для первоклассников. А вы справитесь?
Первоклассник, получая домашнее задание, в котором ему нужно прописать в строке ту или иную букву, открывая тетрадь, уже ставит перед собой цель и, выполняя задание, пытается добиться её. У ребенка развивается ответственность, самодисциплина, что в первую очередь положительно сказывается на учебном процессе и на заинтересованности в обучении. Но нагрузка на ребенка должна быть очень дозированная, чтобы он не сломался и не потерял интереса к учебе.
На мой взгляд, полностью уйти от домашней работы не получится. Но вот пересмотреть подход к домашнему заданию, думаю, можно и нужно.
Если мы с вами будем рассматривать домашнее задание как наказание, то быстрее вызовем у ребенка отвращение к этому процессу
Если домашняя работа будет выступать как разновидность самостоятельной учебы, то она, наоборот, будет способствовать развитию гибких навыков: организации времени, любознательности, привычки самостоятельно находить решения задач.
Формат домашнего задания может быть совершенно разнообразен, например: кроссворды, головоломки, ребусы, сочинение сказок, — но и без тренировочных заданий для развития мелкой моторики и мыслительных процессов тут не обойтись.
Важно, чтобы нагрузка по домашней работе соответствовала возможностям детей в классе. Домашнее задание должно быть несложным, чтобы первоклассник смог выполнить его без помощи родителей, чтобы у ребёнка была ситуация успеха. Это очень важно для ребенка, который только начинает свой учебный путь.
Выполнение уроков в большей степени обязанность самого первоклассника, а не родителей. Если у ребенка возникают трудности, нужно обязательно помочь ему, но самое главное — ребёнка нужно направить к правильному решению проблемы, не решая за него проблему самостоятельно. Когда ребёнок с вашей поддержкой и помощью сможет сам додуматься до правильного ответа, он почувствует себя увереннее.
«Ребёнок просто забудет то, что прошёл на занятии, если не повторит это дома»
Виктория Привиденцева, учитель начальных классов, Москва:
В школьной программе выделяется очень мало часов (примерно 21) для изучения всех предметов. Объем урока в начальной школе равен 40 минутам, чего не хватает для полного освоения сложных тем, поэтому, на мой взгляд, заниматься дома нужно обязательно. К примеру, если в классе на уроке математики ребята прошли цифру 4, то это необходимо повторить вечером после уроков. Иначе результата не будет. Ребенок просто забудет то, что прошел на занятии, если не закрепит материал.
Сейчас по санитарно-эпидемиологическим требованиям учителя не имеют права задавать первоклассникам домашнее задание. Мы можем рекомендовать что-то сделать, но не можем требовать. Однако родители сами просят домашнюю работу для детей, так как это влияет на поведение и успеваемость: первоклассники становятся более собранными, внимательными, отношение к учебе меняется. В общем, я считаю, что домашнее задание нужно. Если давать его в посильном для ребенка объеме, то сложностей не возникнет и ученик спокойно выполнит работу без помощи родителей.
Это вообще законно?
Порядок осуществления образовательной деятельности в школах в настоящее время регулируется Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 10.06.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Объему домашних заданий посвящен п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10, который предписывает задавать домашние задания школьникам только со второго класса.
Однако следует учесть следующее. На основании ст. 12 и 28 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Это означает, что локальные нормативные акты, выпущенные школой, превалируют над Приказами Министерства просвещения. Другими словами, директор школы вправе издать приказ, в соответствии с которым учителям будет разрешено выставлять отметки и задавать домашние задания ученикам 1-го класса, и это будет законно.
Я советую родителям, не согласным с тем, что их детям, ученикам 1-го класса, задают домашние задания, обратиться к директору школы с письменным заявлением и просьбой разъяснить, на основании какого локального нормативного акта учителя вправе задавать домашние задания на дом первоклассникам. Если такой приказ был издан, то руководство школы обязано ознакомить вас с ним и довести эту информацию до сведения остальных родителей. Если такого локального нормативного акта выпущено не было, то я рекомендую обратиться в Департамент или отдел образования администрации вашего города и прокуратуру с жалобой на действия директора и учителей.
Благодарим стажеров Дарью Храмову и Светлану Барбикову за помощь в подготовке интервью. Иллюстрация: Shutterstock / Rudie Strummer







