домбра что это такое
Домбра (домбыра)
Домбра или домбыра – казахский музыкальный инструмент, относится к типу струнных, щипковых. Помимо казахов, считается народным инструментом крымских татар (ногайцев), калмыков.
Строение домбры
Домбыра состоит из следующих элементов:
Общий размер домбры колеблется, составляя 80-130 см.
История происхождения
История домбры уходит корнями в эпоху неолита. Учеными были обнаружены древние наскальные рисунки, датированные этим периодом, с изображением очень похожего музыкального инструмента. Значит, можно считать доказанным факт: домбыра является древнейшим из струнных щипковых конструкций. Ее возраст – несколько тысячелетий.
Установлено, что двухструнные музыкальные инструменты были распространены среди саксов-кочевников примерно 2 000 лет назад. Примерно в это же время подобные домбре модели пользовались популярностью у кочевых племен, проживающих на территории нынешнего Казахстана.
Постепенно инструмент распространился по всему евразийскому континенту. Славянские народы упростили первоначальное название до «домры». Отличие домры от казахской «родственницы» – маленький размер (максимум 60 см), в остальном «сестры» выглядят практически одинаково.
Сегодня домбыра – почитаемый национальный инструмент Казахстана. Здесь с 2018 года введен праздник – День домбры (дата – первое воскресенье июля).
Интересный факт: ближайшей родственницей казахской певунье приходится русская балалайка.
Легенды
Существует несколько легенд, рассказывающих о происхождении домбры.
Появление инструмента
Сразу 2 древние истории повествуют о возникновении домбыры:
Строение инструмента, его современный вид
Есть и легенда, объясняющая, почему у домбыры всего 2 струны. Первоначальное устройство, согласно сказанию, предполагало наличие 5-ти струн. Отверстия посередине не было.
Храбрый джигит влюбился в дочь хана. Отец невесты попросил претендента доказать любовь к девушке. Парень появился в шатре хана с домбырой, стал играть проникновенные мелодии. Начало было лиричным, но затем джигит исполнил песню о жадности и жестокости хана. Разозленный правитель в отместку вылил на корпус инструмента горячий свинец: так 3 струны из 5 были уничтожены, посередине появилось резонаторное отверстие.
Один из рассказов объясняет возникновение порожка. Согласно ему, богатырь, возвращаясь домой, заскучал, смастерил домбыру. Струнами стал конский волос. Но инструмент молчал. Ночью воина разбудили чарующие звуки: домбра играла самостоятельно. Оказалось, причина – порожек, появившийся в точке соединения головки и грифа.
Классическая казахская домбра – это двухструнная модель со стандартными размерами корпуса и грифа. Однако, для расширения возможностей звучания, создаются другие разновидности:
Строй
Диапазон домбыры составляет 2 полные октавы. Строй может быть квантовым или квинтовым.
Настройка зависит от характера музыкального произведения. Низкий строй удобен для игры и продления вибраций звука. Высокий требует больших усилий, но в этом случае мелодия звучит четче, звонче. Высокий строй подходит для подвижных произведений, исполнения мелизмов.
Для высоты строя важны характеристики струн: чем толще леска, тем ниже извлекаемые звуки.
Использование домбры
Струнные группы инструментов – наиболее почитаемы в Казахстане. Без певцов-акынов в древности не обходилось ни одно событие: свадьба, похороны, народные гуляния. Музыкальное сопровождение обязательно сопровождало эпические сказания, былины, легенды.
Современные мастера расширили сферу применения домбры: в 1934 году ее удалось реконструировать, создать новые оркестровые виды. Теперь древнейший инструмент планеты является полноправным членом оркестра.
Народные музыкальные инструменты являются замечательным источником изучения культуры казахов. Самым любимым инструментом народа была домбра. История домбровой музыки тесно переплелась с историей кочевников. Домбровые кюи обобщали их жизненный опыт, несли знание о природе, человеке, переходили от одного поколения к другому. Более чем четырехтысячелетняя история домбры говорит нам о том, что она является одним из первых щипковых музыкальных инструментов — предшественником современных музыкальных инструментов подобного вида.
На территории Казахстана в VII-IV вв. до н. э. cакские племена оставили после себя богатое духовное наследие, особенно в области прикладного искусства, устного и музыкального творчества. Многие казахские музыкальные инструменты восходят к сакам. Во времена саков особо были распространены сыбызгы и домбра. Из древних домбровых кюев, которые дошли до наших времен и до сих пор популярны в народе, можно назвать «Шаңырау», «Аққу» и другие. Нынешние казахские колыбельные песни, их мелодика и ритмика берут свое начало с тех времен. Как доказано научными исследователями, казахский смычковый инструмент — кобыз тоже использовали саки.
В III-II вв. до н. э. гунны были не только отличными воинами, но и талантливыми поэтами, музыкантами, жирши и кюйши, которые играли на сыбызгы, домбре, кобызе. До наших дней дошли кюи гуннов: «Кеңес», «Сары өзен», «Шұбар ат». Кстати, кюй «Сары өзен» великого кюйши, сыбызгышы — Саймака, творившего во II-I вв. до н.э., казахи исполняют до сих пор. В переводе «Сары өзен» — это «желтая река» или по-китайски — «Хуанхе». Гунны воевали с китайцами за землю у этой реки. Эти музыкальные произведения и музыкальные инструменты являются ярким свидетельством того, что казахи являются потомками гуннов.
В IX-VI вв. до н. э. на берегах Иртыша жили племена кимаков. Домбра была музыкальным инструментом и у кимаков. До нас дошли их любимые мелодии-кюи: «Ертіс толқындары» (Волны Иртыша), «Мұнлы қыз» (Печаль девушки), «Тепен көк» (Рысь), «Ақсақ қаз» (Хромой гусь), «Бозінген» (Светлая верблюдица), «Желмая» (Одногорбый верблюд), «Құланның тарпуы» (Топот Кулана), «Көкейкесті» (Переживание) и др. Стоит отметить, что музыкальные инструменты обслуживали различные стороны кочевой жизни: магические обряды шаманов, повседневный быт, военную практику, игры детей и молодежи, любительское музицирование, деятельность профессиональных музыкантов.
Домбра получила широкое распространение по всей Евразии благодаря совершенству своей конструкции. В силу повсеместной распространенности домбра имеет много региональных разновидностей. У домбры Западного Казахстана длинный гриф, двухоктавный диапазон, соотносимый со сложной формой западноказахстанских кюев. Приемы игры на ней отражают динамичный стиль кюев этого региона.
Домбра Восточного Казахстана имеет короткий гриф, ее диапазон 1,5 октавы, что связано с песенным стилем кюев Восточного Казахстана. Здесь же встречается и трехструнная домбра. Техника игры и звукообразования на домбре исключительно многообразна, что позволяет музыкантам воплощать на ней любые комбинации. Кюи для домбры — вершина музыкального развития казахской музыки.
Творческими усилиями многих поколений домбристов-кюйши, в том числе гениев, чья музыка пережила их на века, созданы тысячи кюев, которые отражают в наибольшей полноте духовный мир казахов.
Известный казахский композитор Ахмет Жубанов предполагал, что слово «домбра» образовалось из сочетания арабских слов «дүнбаһ» и «бурра», что означает «хвост ягненка». И действительно, корпус домбры имеет конусообразную форму и заканчивается подобно хвосту ягненка.
А исследователь казахской музыки Александр Затаевич писал, что часто в звучании двухструнной домбры он явственно слышал «третий голос».
ДОМБРА
Смотреть что такое «ДОМБРА» в других словарях:
Домбра — Домбра. ДОМБРА, казахский 2 струнный щипковый музыкальный инструмент. На домбре исполняются традиционные пьесы кюи. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
домбра́ — домбра, ы; мн. домбры, домбр, домбрам (казахскиймуз. инструмент) … Русское словесное ударение
ДОМБРА — ДОМБРА, ы, жен. Казахский и киргизский двухструнный щипковый музыкальный инструмент грушевидной формы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДОМБРА — ДОМБРА, домра, южн. ворган? | Дорма. см. это слово. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
домбра — и домбра, род. домбры и домбры(казахский щипковый музыкальный инструмент). Акын настроил домбру (домбру) и запел … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ДОМБРА — казахский 2 струнный щипковый музыкальный инструмент … Большой Энциклопедический словарь
Домбра — домбр а, д омбра ж. Казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент с грушевидным корпусом и двумя струнами. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
домбра — сущ., кол во синонимов: 2 • инструмент (541) • тенор (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ДОМБРА — домбыра (казax.), думбыра (узб., башк.), думбурак (тадж.), домра (др. рус.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Средней Азии и Восточной Европы … Этнографический словарь
домбра — домбра, домбыра (казax.), думбыра (узб., башк.), думбурак (тадж.), домра (др. рус.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Средней Азии и Восточной Европы … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Домбра
Смотреть что такое «Домбра» в других словарях:
Домбра — Домбра. ДОМБРА, казахский 2 струнный щипковый музыкальный инструмент. На домбре исполняются традиционные пьесы кюи. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
домбра́ — домбра, ы; мн. домбры, домбр, домбрам (казахскиймуз. инструмент) … Русское словесное ударение
ДОМБРА — ДОМБРА, ы, жен. Казахский и киргизский двухструнный щипковый музыкальный инструмент грушевидной формы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДОМБРА — ДОМБРА, домра, южн. ворган? | Дорма. см. это слово. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
домбра — и домбра, род. домбры и домбры(казахский щипковый музыкальный инструмент). Акын настроил домбру (домбру) и запел … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ДОМБРА — казахский 2 струнный щипковый музыкальный инструмент … Большой Энциклопедический словарь
Домбра — домбр а, д омбра ж. Казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент с грушевидным корпусом и двумя струнами. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
домбра — сущ., кол во синонимов: 2 • инструмент (541) • тенор (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ДОМБРА — домбыра (казax.), думбыра (узб., башк.), думбурак (тадж.), домра (др. рус.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Средней Азии и Восточной Европы … Этнографический словарь
домбра — домбра, домбыра (казax.), думбыра (узб., башк.), думбурак (тадж.), домра (др. рус.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Средней Азии и Восточной Европы … Энциклопедия «Народы и религии мира»
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Что такое домбра?
Домбра (каз. домбыра) — это музыкальный щипковый инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Он считается народным инструментом у казахов.
Домбыра в казахской культуре
Домбра (каз. домбыра) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.
Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.
Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.
Домбыра есть не только у казахов. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра.
Этот инструмент имеет свои аналоги во многих народах. В русской культуре есть схожий по форме инструмент Думра, в таджикской культуре — Думрак, в узбекской культуре — Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в киргизской культуре — Комуз, в туркменской культуре — Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре — Думбыра, в ногайской культуре приазовья — Домбыра, в турецкой культуре — Саз. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).
Этимология слова домбыра
Этимология слова Домбыра до конца не изучена. В татарском языке Думбра это балалайка, а Домбура — гитара, на калмыцком — Домбр означает то же, что и домбыра, на турецом языке Тамбура — это гитара, на монгольском языке Домбура — это опять таки домбыра. Существуют массы гипотез происхождения этого слова, единого мнения по этому поводу пока нет.
История инструмента
В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбыру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбыры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.
Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.
По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбыра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем присутствие этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки — потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толындары (ertis tolqyndary-Волны Иртыша), Мды ыз (mundy kyz-печальная девушка), Тепен кк (tepen kok-рысь),Аса аз (aqsaq qaz-хромой гусь), Бозіген (bozingen-светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja-одногорбый верблюд), ланны тарпуы (qulannyn tarpu’y-топот кулана), Ккейкесті (kokeikesti-глубокое переживание) и др.
Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.
Этот инструмент тем не менее является достоянием всех тюркских народов мира.
Домбыра — инструмент кюя
Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах-домбыра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента-домбыры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек-воин добытчик.
Строение домбыры
Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбыра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбыра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.
Шанак — корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.
Какпак — дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.
Пружина-это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбыре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм- 295 мм. У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250—300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.
Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.
Струна — источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.
Легенды о происхождении домбыры
Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад[1].
О домбре и её происхождении существуют легенды:
Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.
Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
Вот вы узнали все о домбре. Советую вам научиться играть на домбре, так как возможности домбры обширны..






