дон жуан мольер о чем

Краткое содержание Дон Жуан Мольера

За порцией табака слуга Сганарель и конюх Гусман обсуждали своих хозяев. По убеждениям слуги, хозяин дон Жуан не отличался постоянством в выборе женщин, меняя их едва ли не каждый месяц. Для достижения своих целей он шел на все: разбивал пары, выкрадывал, обманывал и даже женился; и много покинутых жен осталось на тропе любовных подвигов Дон Жуана. Слуга считал, что долго не продержится и новая избранница донья Эльвира, которую хозяин выманил из монастыря обещаниями.

Предположение подтвердилось, когда Дон Жуан попросил Сганареля высказать мысли по поводу его образа жизни. Тот высказался в негативном ключе, но Дон Жуан стал оправдываться, что не в состоянии быть верным только одной женщине. Ему требуются постоянные победы над новыми красавицами для удовлетворения своего честолюбия. И сейчас он как раз в погоне за новой избранницей, которую заметил недавно с женихом и решил разбить их узы. Донья Эльвира в расчет уже не бралась. Женщина убеждается, что муж ее не любит.

Пара решает расстаться, поскольку Дон Жуан боится небесной кары за похищение доньи Эльвиры из монастыря.

Новую пассию мужчина решил похитить во время прогулки по морю, но налетевший ветер опрокинул лодку. Впрочем, Дон Жуан быстро утешился двумя крестьянками, каждой из которых рассказал о своих серьёзных намерениях.

Вскоре донесся слух, что героя ищут 12 всадников. Хозяин и слуга меняются платьем. В лесу они сталкиваются с разбойниками, грабившими брата Эльвиры – Дона Карлоса. Второй брат, Дон Алонсо, узнал обидчика сестры и в благодарность за спасение позволяет отсрочить месть.

Остаток дня Дон Жуан провел в своем доме, где его посетили кредитор и дон Луис, отец. Обоих он выставил вон, предварительно заговорив зубы.

Позже пришла донья Эльвира и предупредила о приблизившейся небесной каре. Ее словам не вняли. Возникший призрак женщины также не заставил героя задуматься.

А потом явилась статуя командора на ужин. Пожав ее руку, Дон Жуан принял огненную кару и провалился под землю.

Сганарель опечалился. С исчезновением хозяина он лишился своего жалованья.

Вряд ли будут сожалеть о том, кто попрал все моральные законы, презирая людей и Бога.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мольер. Все произведения

Дон Жуан. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) был незаурядной личностью, что позволило ему за очень короткий период своего жизненного пути (успел прожить всего 27 лет) стать автором выдающихся прозаических и лирических

Это событие произошло с мальчиком Женей. По пути к своей бабушке ему встречается незнакомый человек, который излагает мальчику придуманную историю, обитателей замечательного острова Двид

Действия разворачиваются во Франции. В результате интриг младший брат свергает старого герцога, который ищет укрытие в Арденнском лесу. А вот дочь его Розалинда остается при дворе, так как связана крепкой дружбой с кузиной Селией

Источник

«Дон Жуан»: анализ произведения Мольера, постановки

Мольер «Дон Жуан»: анализ произведения

В этой пьесе писатель представил скандальный образ европейского дворянина, который живет только ради своих любовных похождений и побед. Его имя Дон Жуан. Герои произведения Мольера вообще все вместе включили в себя характерные пороки тогдашнего общества но, конечно же, не лишены внешнего обаяния и индивидуальных достоинств.

Итак, главный герой пьесы – страстный и прямолинейный, временами добродетельный и честный человек. Образ Дон Жуана у Мольера не совсем однозначный, он не верит в Бога и с большим презрением относится к общественной морали и нравственности, всегда готовый жениться на любой прекрасной даме, покорившей его сердце.

Дон Жуан со своим слугой Сганарелем всегда предельно честен, хотя никогда не прислушивается к его мнению, но часто интересуется им. Дворянская честь и бесстрашие помогают ему без всяких сомнений вступиться на защиту своего врага — Дона Карлоса, который бился со своим противником один против трех. С людьми низкого социального положения он не церемонится и может дать в любой момент пощечину. Как бы то ни было, при всей своей влюбчивой и страстной натуре Дон Жуан стремительно и неуклонно идет дорогой в Ад, уверен Мольер.

Дон Жуан (анализ произведения это подтвержает) больше боится смерти физической, нежели духовной. Он понимает, что все общество уже давно погрязло в грехах. И одно лишь лицемерие помогает людям уживаться со своими страстями и не бояться общественной неприязни и осуждения.

дон жуан мольер о чем

Мольер «Дон Жуан»: краткое содержание по главам

В первой части рассказывается, что Дон Жуану уже наскучила его жена донья Эльвира, теперь он опять в поиске очередной красавицы, которая может пленить его сердце. Его совсем не мучила совесть из-за того, что он когда-то прибыл в тот город, в котором хотел похитить ее, при этом убив ее ревнивого жениха-командора. Суд оправдал этот поединок, и поэтому Дон Жуан не понес должного наказания. Однако закон божий уж точно был попран. Этот факт смущал его слугу Сганареля, который понимал, что у покойного в этом городе полно родственников и друзей, которые обязательно захотят поквитаться с убийцей.

«Дон Жуан» пересказ по действиям

«Дон Жуан, или Каменный Гость» пересказ по действиям

Действие I

Сицилия. Слуга Дон Жуана, Сганарель, беседует с конюшим его жены, доньи Эльвиры, Гусманом. Он говорит, что женщина зря поехала вслед за Дон Жуаном. Гусман просит сказать, почему он так считает. Неужели Дон Жуан перестал любить свою жену? Сганарель характеризует своего хозяина, как чудовище, которое ради обладания женщиной готово пойти на всё – в том числе и на женитьбу, на которую Дон Жуан уже не раз решался в разных местах.

Дон Жуан просит Сганареля сказать честно, что он думает о его образе жизни. Слуга говорит, что ему не по душе постоянная влюбчивость его хозяина. Дон Жуан объясняет, что не в состоянии быть верным одной женщине, поскольку его глаза замечают красоту многих. По натуре, главный герой – завоеватель, и его честолюбие требует постоянных побед над красавицами. Дон Жуан говорит так складно, что Сганарель даже не может с ним поспорить. Слуга пытается высказать своё мнение как бы о постороннем господине, но хозяин не желает его слушать. Дон Жуан полон новой страстью к красавице, которую он встретил несколько дней назад с женихом. Счастье влюблённой пары вызвало в нём ревность, и он решил разбить их узы. Разглагольствования Дон Жуана обрывает приход доньи Эльвиры. Женщина воочию убеждается в том, что муж её не любит. Она спрашивает Дон Жуана, почему он не защищается, как это подобает придворному, а находится в растерянности. Дон Жуан говорит, что он – человек прямолинейный. Его решение покинуть донью Эльвиру было обусловлено страхом перед небом, ведь именно у него он и похитил женщину, жившую до брака с ним в монастыре. Донья Эльвира в гневе. Она говорит, что небо покарает Дон Жуана за его вероломство.

Действие II

На морском берегу крестьянин Пьеро рассказывает крестьянке Шарлотте, как он спас Дон Жуана со слугой. Затем он обвиняет девушку в том, что она его недостаточно любит, поскольку редко заигрывает с ним.

Дон Жуан, уже обольстивший одну крестьянку, признаётся в любви Шарлотте и обещает жениться на ней. Пьеро просит его не приставать к девушке. Дон Жуан даёт ему несколько пощёчин.

Крестьянка Матюрина застаёт Дон Жуана с Шарлоттой. Между героями начинается выяснение отношений. Дон Жуан тихо говорит каждой девушке то, что она хочет услышать. Ни Матюрина, ни Шарлотта не понимают, на ком же из них женится главный герой.

Бандит Ла-Раме предупреждает Дон Жуана о том, что его ищут двенадцать всадников. Чтобы избежать смерти Дон Жуан заставляет Сганареля обменяться с ним одеждой.

Действие III

Дон Жуан в одежде крестьянина и Сганарель в одежде доктора идут по лесу. Сганарель удивляется тому уважению, которое оказывают ему крестьяне. Дон Жуан говорит, что он может пользоваться своим новым платьем, как и обычные доктора, которые не столько лечат, сколько подстраиваются под счастливые случаи излечения, обусловленные естественным течением жизни. Сганарель спрашивает своего хозяина во что он верит и получает ответ, что в арифметику. Слуга в отличие от Дон Жуана верит в Бога.

В лесу Дон Жуан спасает от разбойников брата Эльвиры – дона Карлоса. Дон Алонсо узнаёт Дон Жуана. Дон Карлос из благодарности за спасённую жизнь предлагает брату отсрочить свою месть. Дон Жуану он предлагает подумать и разрешить дело или миром, или кровью.

Дон Жуан натыкается на гробницу командора. Он велит Сганарелю пригласить статую убитого им человека к себе на ужин. Слуга видит, как статуя командора кивает головой в знак согласия. Дон Жуан не замечает ничего.

Действие IV В апартаментах Дон Жуана Сганарель убеждает своего хозяина в том, что кивок статуи – не игра теней, а предупреждение неба.

К Дон Жуану приходит кредитор, г-н Диманш. Главный герой заговаривает ему зубы любезностями и выставляет вон.

Дон Луис – отец Дон Жуана сетует на то, что сын, о котором он когда-то так мечтал, позорит его род. Дон Луис обещает собственноручно покарать сына ещё до того, как это сделает небо.

Сганарель пытается пристыдить Дон Жуана, но вместо этого потакает его недостойному поведению, говоря, что он бы на его месте даже и слушать бы не стал тех глупых поучений, которые высказывал его отец.

К Дон Жуану приходит донья Эльвира. Её лицо скрыто вуалью. Женщина говорит, что больше не испытывает к Дон Жуану земной, преступной страсти. В её сердце живёт лишь нежная любовь и забота о нём, как о человеке. Донья Эльвира предупреждает Дон Жуана, что ему осталось совсем немного для искупления грехов. Она молит его раскаяться и спасти свою душу. Необычный вид доньи Эльвиры вызывает в Дон Жуане новый порыв влечения. Он просит женщину остаться на ночь, но она уходит.

На ужин к Дон Жуану приходит статуя командора и приглашает его нанести ответный визит.

Действие V

На открытой местности Дон Жуан говорит отцу, что раскаялся в своих прегрешениях и просит его найти себе наставника в новой жизни. В разговоре с Сганарелем выясняется, что всё это было лукавым притворством. Дон Жуан действовал так с целью найти в отце защитника своей дурной жизни, которую отныне он намерен вести тайно. Сганарель говорит своему хозяину, что тот попадёт в ад.

Дон Карлос спрашивает Дон Жуана, намерен ли тот признать его сестру законной женой. Дон Жуан отвечает, что небо велело ему вести благопристойный образ жизни, вдали от всех женщин.

Главному герою является призрак женщины, призывающей его раскаяться.

Дон Жуан не внимает предостережению, и статуя командора отправляет его в пылающую бездну.

Сганарель переживает об утерянном жалованье.

Вам может быть интересно:

Слуга

А дальше комедия Мольера «Дон Жуан» повествует о том, что Сганарель в глубине души своей считал своего господина мерзейшим безбожником, у которого сильно развит скотский инстинкт. Так, как он поступал с женщинами, было достойно самой высшей и жестокой кары.

Донью Эльвиру он похитил из стен монастыря, она же, нарушив обеты, полностью доверилась ему и в итоге оказалась обманутой и брошенной. Она стала его женой, но это не останавливало его в похождениях «налево», он женился практически каждый месяц, этим он буквально насмехался над священным обрядом.

дон жуан мольер о чем

Песнь четвёртая

Начинается с рассуждений лирического героя о том, что молодым людям, которым были чужды «унылый мир жестокости и скуки И скорбная печаль», лучше жить вдали от людей.

В Гайдэ «что-то оборвалось, как струна». Много дней она пролежала без жизни, а когда наконец пробудилась, была похожа на воскресшего мертвеца. Она была равнодушна ко всему, не смотрела в лицо отца, провела 12 дней без пищи, воды, сна и умерла.

Остров, где жил пират с дочерью, опустел, пират вскоре умер, но история Гайдэ стала легендой.

Пленный Жуан познакомился на пиратском бриге с труппой артистов, которых пленили по пути из Ливорно в Сицилию. Пленных заковали попарно, причём партнёршей Жуана стала «красотка родом из Анконы», на которую он даже не взглянул, потому что «был сердцем верен Возлюбленной своей». Пленных привезли в Константинополь и продали на стамбульском рынке.

Песнь заканчивается лирическим отступлением, в котором повествователь рассуждает о славе, в том числе литературной, и приходит к выводу, что успех произведения зависит от благосклонности умных дам, которых он называет синими чулками.

Тирады

Слуга его все же иногда находил смелость, чтобы упрекнуть хозяина в неподобающем поведении и предупреждал, что с Небом шутить не стоит. Но у Дона Жуана на этот счет всегда были в запасе складные тирады о многообразии красоты, невозможности навсегда привязать себя к ее одному какому-то проявлению, сладостном стремлении в достижении цели и о том, как тоскливо и скучно обладать достигнутым.

Эти суждения с человеческой точки зрения буквально все в точку, этим и уникален Мольер. «Дон Жуан» (краткое содержание) продолжается тем, что, когда у господина не находилось слов, чтобы ответить своему беспокойному слуге, он просто грозился его прибить.

Эльвира

Донья Эльвира не могла понять и принять такого поведения своего неверного мужа и поэтому решила сама разобраться и потребовать у него объяснений. Она отправилась вслед за ним. Однако он не стал ей ничего объяснять, только посоветовал опять поскорее вернуться к себе в монастырь. Донья Эльвира вытерпела эти слова смиренно, не стала проклинать и упрекать мужа, только на прощание предрекла ему неминуемую кару и гнев свыше.

дон жуан мольер о чем

Очередная жертва

Эту тему еще больше в дальнейшем разовьет Мольер. Дон Жуан на этот раз погнался за очередной красавицей, которую во время морской прогулки задумал похитить, но неожиданно налетевшая буря опрокинула их лодку со Сганарелем. Им очень повезло, их вытащили на берег крестьяне, оказавшиеся недалеко на берегу.

Но Дон Жуан отнесся к этой пережитой опасности так же легко, как относился ко всему, что с ним происходило. Не успев выйти на берег и обсохнуть, он тут же увлекся одной молодой и игривой крестьянкой, а потом ему на глаза попала другая, подруга Пьеро, спасшего его же из воды, и тот и ее принялся обхаживать комплиментами, даже заверял серьезно в том, что обязательно женится на ней. А когда обе девушки оказались перед ним одновременно, он словесно вывернулся так, что они оказались довольными.

Добропорядочный Сганарель кинулся открывать глупым простушкам всю правду о его непорядочном хозяине, но правда их, похоже, совсем не интересовала.

Охота

Дальше еще более интригующе заворачивает сюжет своей драматической комедии Жан-Батист Мольер. Дон Жуан (краткое содержание продолжается именно этим событием) во время препровождения с этими девицами вдруг видит знакомого ему разбойника, который предупреждает его о том, что по всей округе его ищут двенадцать всадников.

Дон Жуан идет на хитрость и предлагает поменяться платьями со слугой Сганарелем, чем вызвает у того необычайную радость. Они переоделись, однако немного не так, как предполагалось изначально. Хозяин так и оделся в крестьянина, а на слугу был надет костюм доктора, и поэтому тот сразу начал разглагольствовать о достоинствах этого призвания, о снадобьях прописываемых докторами, но затем он плавно перешел к вопросам веры. Но его хозяин опять осек его нападки словами, что верить надо только в дважды два – четыре и в дважды четыре – восемь.

Кстати, можно набрать целый цитатник из его слов, они звучат противовесом, но не аргументом, на этом специально ставит акцент Мольер. Дон Жуан, однако, и не думал никогда ни о чем таком, что могло бы так взволновать или тронуть его душу.

дон жуан мольер о чем

В.А. Моцарт опера «Дон Жуан»

дон жуан мольер о чем

В основе оперы Моцарта «Дон Жуан» лежит легенда о дерзком и отважном искусителе, который с легкостью покорял женские сердца. Со времен своего возникновения этот сюжет занимал умы многих великих писателей и композиторов, которые постоянно к нему обращались. Примечательно, что менялась лишь окраска главного героя, порой он был описан, как преступный и грубый злодей, который в финале получал заслуженное наказание. Но иногда авторы выделяли совершенно другие черты Дон Жуана, его ловкость, остроумие, привлекательность и бесстрашие, с помощью которых он борется с устаревшими нормами морали.

Какой же главный герой в опере Моцарта? Сам композитор назвал произведение веселой драмой, в которой с особой изящностью переплетаются трагическое и комическое, бытовое и возвышенное. Опера полна выразительных номеров, раскрывающих истинные чувства героев, традиционных сцен с переодеваниями и даже содержит сцену рокового возмездия. А Дон Жуан предстает перед нами смелым, обаятельным и необычайно энергичным героем.

Краткое содержание оперы Моцарта «Дон Жуан» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лицаГолосОписание
Дон Жуанбаритонраспутный молодой дворянин
Дон Педробаскомандор, глава Севильи
Донна Аннасопранодочка Дона Педро, помолвлена с Доном Оттавио
Дон Отавиотеноржених Донны Анны
Донна Эльвирасопранодворянка из города Бургос
Лепореллобасслуга Дона Жуана, ведет журнал с похождениями хозяина
Мазеттобасфермер
Церлинасопраноневеста Мазетто

Краткое содержание «Дон Жуана»

дон жуан мольер о чем

Дон Жуан пытается соблазнить Анну, очередную красотку, переодевшись ее женихом доном Оттавио. Отец обманутой донны – Командор, вызывает на дуэль обидчика, но терпит поражение. Это все не останавливает Дон-Жуана, который отправляется дальше на поиски приключений. Теперь его заинтересовала молодая невеста Церлина, и герой пытается увести ее прямо из под носа жениха Мазетто. Несмотря на всю хитрость и ловкость, он остается ни с чем, ведь девушка непреклонна и остается верна своему суженному.

А вот самого Дон-Жуана ждет неприятный сюрприз, обманутая донна Эльвира, а также донна Анна с женихом хотят отомстить соблазнителю и пытаются схватить его. Но и с этими неприятностями главный герой справляется с завидной ловкостью. Чтобы доказать свое бесстрашие, он приглашает на ужин статую убитого им Командора. В разгар трапезы появляется приглашенный гость и увлекает Дон-Жуана, отказавшегося покаяться, под землю. Заканчивается опера торжеством мстителей, радующимся что злодей все же понес наказание.

Продолжительность спектакля
I АктII Акт
90 мин.85 мин.

Фото:

Интересные факты

дон жуан мольер о чем

дон жуан мольер о чем

Популярные арии

Ария Лепорелло «Madamina, il catalogo e questo» — слушать

Ария Дона Жуана «Fin ch’han dal vino» — слушать

Ария Донны Анны «Ah No, Mio Bene! … Non Mi Dir» — слушать

Дуэттино Дона Жуана и Церлины «La ci darem la mano» — слушать

Музыка

Dramma giocosa — такое определение дал своей опере автор. Веселой драмой, или, существует еще перевод, трагикомедией — получился «Дон Жуан». Данное определение в полной мере раскрывает суть и всю картину произведения: сплетение трагического и комического, возвышенного и бытового. Эти моменты, показывают музыкальное сочинение жизненным и правдивым. До Моцарта, еще никто не сочинял подобных комических опер, с таким необычайным накалом страстей.

дон жуан мольер о чем

Композитор великолепно олицетворяет героев с помощью музыкально-психологических характеристик, которыми он владел в совершенстве. Каждая ария яркая и выразительная, с определенным чувством. Отношения между героями охарактеризованы музыкально тонко, а раскрытие этих взаимоотношений наблюдается в череде ансамблей. «Дон Жуан» очень серьезно продуман драматургически, так как основное построение действий идет от сопоставления противоположных начал, например: Дон Жуан и Командор, где в первом бурлящая жизнь, а во втором смертный холод.

Моцартовский образ Дон Жуана непрост и многогранен. Несмотря на то, что музыкальный гений развратника «убивает», он все равно его старается облагородить. Так, мы видим Дон Жуана отважным, обаятельным, в котором течет беспредельная жизненная энергия. Другие оперные герои: Лепорелло — товарищ, который всегда вместе со своим хозяином, то восхищается им, то не одобряет его действия, замечательные донны: Анна, Эльвира, Церлина и другие — в драме они подчиняются вышестоящим людям. Все действия, мысли, чувства, желания этих персонажей тесно сплетены с поступками главная героя развратника.

Психологическая музыкальная драма состоит из 2-ух действий, в конце каждого большая финальная сцена. В произведение постоянная смена вокально-музыкальных сцен на речитативы, низкие мужские голоса — в преимуществе, множество картин с переодеваниями и потасовками.

История создания «Дон Жуана»

дон жуан мольер о чем

Может показаться, что в основе сюжета исторические данные, с реальным персонажем. Но на самом деле Дон Жуан — это легенда. Средневековый, испанский миф о бесстрашном мужчине, который был дерзок, ловок, вечно искал приключения и любил соблазнять дам. Эта небылица была очень известна в странах Европы.

Премьера оперы В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро» с триумфом прошла в Пражском театре. После успешного показа «Свадьбы», театр заказал у композитора новое музыкально-вокальное произведение (инициатором и спонсором был предприниматель Паскуаль Бондини). Моцарт сам выбрал историю о Дон Жуане для новой оперы. Всего 6 месяцев гений сочинял музыку. Приступив к работе в мае 1787 года, уже в конце октября спектакль был готов к премьере. Интересно, что постановка в Вене (май 1788 г.) состоялась с некоторыми музыкальными изменениями автора.

дон жуан мольер о чем

Лоренцо да Понте — либреттист, который занимался текстом для музыкального произведения Моцарта. Либретто классическое: итальянский язык, выдержанный комедийный план. Но Вольфганг Амадей своей музыкой вышел за границы комедии. Им была создана замечательная, глубокая опера: страстная, сталкивающая острые характеры.

Для Моцарта и да Понте работа над оперой не была тягостной, наоборот, она была легкой. Композитор считал, что премьеры оперы прошла с таким огромным успехом, что больше уже некуда.

Постановки

дон жуан мольер о чем

29 октября 1787 года Прага и ее жители увидели премьеру спектакля «Дон Жуан». Первоначально планировалось показать оперу на 15 дней раньше, но исполнительский состав не успел доучить свои партии, да и сам композитор не дописал некоторые ноты, поэтому ему пришлось работать чуть ли не в последнюю ночь перед премьерой, а сами певцы увидели свои партии перед началом спектакля. Даже с учетом всех этих недочетов и казусов, опера получила громаднейший успех.

Вторую постановку увидела Вена 7 мая 1788 года, в дополненном варианте. К тому времени Моцарт дописал несколько номеров, а некоторые убрал из партитуры. В конце музыкальной драмы Дон Жуан умирал.

Премьера в России состоялась 21 апреля 1828 года. Первый город, который поставил эту оперу был Санкт-Петербург (Большой театр). А.К. Шеллер перевел текст с оригинала на русский, А. Каноппи занимался декорациями. Василию Самойлову, Сергею Байкову, Александру Иванову, Марии Шелиховой, Матвею Шувалову, Нинфодоре Семеновой и другим оперным певцам выпала честь участвовать в первой российской постановке. Большой театр Москвы впервые увидел премьеру «Дон Жуана» в конце января 1839 года.

На данный момент музыкальная драма пользуется большой популярностью и исполняется во всех странах мира. Самые известные театры с удовольствиям ставят спектакли по «Дон Жуану», но в современном облике. Костюмы, декорации и другая атрибутика уже 21 века, а не 19.

В заключении хочется сказать, что эта драма актуальна и в наше время, именно поэтому она так популярна и востребована. Великий Моцарт вместе с Лоренцо да Понте создали вечное музыкальное произведение, которое и через века будет также часто ставится на мировых сценах. «Дон-Жуан» является одной из вершин оперного искусства XVIII века и по праву входит в репертуар многих музыкальных театров мира. Предлагаем вам ознакомиться с великим творением гения, посмотреть оперу «Дон-Жуан» и открыть для себя загадочного героя-соблазнителя с новой стороны.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

В.А. Моцарт «Дон Жуан»

Когда они шли по лесу, к ним подошел нищий бродяга и попросил медный грош, за это он пообещал молить Бога за своего благодетеля всю жизнь. Дон Жуан и тут выступил в своем привычном амплуа, предложив нищему золотой луидор, если тот побогохульствует. Но надо отдать должное нищему, он наотрез отказался это сделать. Ннесмотря на это, наш герой отдал ему монету, а сам бросился помогать незнакомцу, на которого в это же самое время напали трое вооруженных шпагами и кинжалами людей. Вдвоем они смогли отбиться от нападавших.

Впоследствии из их ознакомительной беседы Дон Жуан понял, что это был брат доньи Эльвиры. Случилось так, что он отстал от Дона Алонсо — своего брата, с которым все это время разыскивали злостного обидчика их сестры, с целью отомстить за ее страдания. Дон Карлос не знал этого обидчика в лицо, но поспешивший на помощь к брату Дон Алонсо отлично знал Дон Жуана. И подъехав к ним, он сразу хотел наказать его, но Дон Карлос попросил отсрочки в знак благодарности, чтобы скрестить с ним клинки как-нибудь в другой раз и в другом месте.

Песнь одиннадцатая

По утрам Жуан занимался «почти ничем», потом наступало время «завтраков, визитов, кавалькад». Переодевшись, Жуан мчался к обеду. Лирический герой осуждает образ жизни «высшего света».

Статуя

В общем, господин и слуга продолжили дальше свой путь, как вдруг они заметили великолепное мраморное сооружение и, подойдя ближе, разглядели в ней гробницу командора, убитого Дон Жуаном. А над ней стояла огромная статуя великолепной работы. Дон Жуан был в приподнятом настроении и с усмешкой попросил слугу спросить у командора, не хочет ли тот сегодня отужинать с ним у него в гостях. Сганарель робко задал этот издевательский вопрос памятнику и вдруг увидел, что статуя неожиданно кивнула ему головой. Тогда и Дон Жуан решил повторить приглашение, статуя и ему кивнула.

Каменный гость: Дон Жуан в России

Александр Пушкин написал о Дон Жуане, вернее Дон Гуане, осенью 1830 года в Болдино. Пьеса «Каменный гость» вошла в цикл «Маленьких трагедий». При жизни поэта она напечатана не была, но друзьям Александр Сергеевич ее прочитал. Поэт делает командора мужем, а не отцом Анны. Он повторяет сюжет о приглашении статуи и рукопожатии, которым она утаскивает Дон Гуана в преисподнюю. Есть и свой сюжет — вечер в доме актрисы Лауры.

дон жуан мольер о чем
Владимир Высоцкий в роли Дон Гуана. (wikipedia.com)

После А. С. Пушкина к образу Дон Жуана обратился Алексей Константинович Толстой. Это было первым его драматическим произведением. «Дон Жуан» Толстого вышел в апреле 1862 года в журнале «Русский вестник».

Свое видение истории героя поэт изложил в письме своему другу Болеславу Маркевичу. Для него Дон Жуан — скептик и искатель идеала. Не найдя его, Дон Жуан бросает вызов Творцу. Встретив донну Анну, герой сначала не верит в собственную любовь и понимает, что любит Анну, только когда теряет. Кстати, статуя командора у него — «астральная сила, исполнительница решений, равно служащая добру и злу».

Алексея Толстого задело, что читатели были недовольны поэмой на вечный сюжет в пору изменений в России: «я слышал, что в одном кругу ее даже почли с моей стороны за неучтивость. «Что, мол, когда дело идет о мировых посредниках, он пришел толковать нам о каком-то испанце, который, может быть, никогда и не существовал».

Завязка «Дон Жуана» А. К. Толстого напоминает завязку «Фауста» Гете. На собрание ангелов (названы у поэта духами) является Сатана. Он рассказывает им о севильском юноше по имени Дон Жуан де Маранья. Этот юноша полон высоких помыслов. Ангелы предупреждают противника, что этот юноша избран Богом, и его ждет слава.

Сатана называет его и своим избранником и считает, что они с ним похожи. Он намерен сделать Дон Жуана похожим на себя. Он решает показать Дон Жуану идеал, прототип идеальной женщины. Юноша обречен влюбляться, видеть в каждой новой женщине идеал, а потом разочаровываться в ней.

Прошло десять лет. Дон Жуан завоевал славу любовника и любимца женщин. Сам он не верит в любовь, потому что много раз разочаровывался в женщинах. Дон Жуан сватается к донне Анне. Они любят друг друга, и севилец чувствует, что это настоящее чувство.

Желая подразнить будущего тестя, Дон Жуан исполняет серенаду под окнами женщины с плохой репутацией. Отец донны Анны приходит в ярость, бросается на жениха дочери, и Дон Жуан в поединке случайно убивает его.

Всю пьесу Толстого чередуются эпизоды с людьми и духами, которые борются за Дон Жуана. На кладбище севилец через Лепорелло передает статуе приглашение. Позже статуя готовится забрать его, но ангелы не позволяют ей это сделать. Выживший Дон Жуан уходит монастырь, где и умирает.

дон жуан мольер о чем
Сцена из фильма «Похождения Дон Жуана». (imdb.com)

Николай Гумилев в поэме «Дон Жуан в Египте» переносит Дон Жуана и Лепорелло в современную ему эпоху. Написанная четырехстопным ямбом в рифму пьеса полна остроумных диалогов и напоминает водевиль.

Командор утащил Дон Жуана в преисподнюю, но герой сумел спрятаться от демонов и начал путь наверх. Путь занял годы, а за это время Лепорелло окончил университет, защитил диссертацию и стал выдающимся ученым-египтологом.

Декан университета и выдающийся ученый Лепорелло посватался к дочери американского миллионера и отправился с невестой и ее отцом в Египет. Надо же было такому случиться, что выход из подземного мира выводил в древний храм, который как раз осматривали Лепорелло с невестой и тестем. Дальше все просто. Дон Жуан за несколько минут очаровал девушку, которая уже читала о нем и слушала оперу Моцарта, и они вместе сбежали. Лепорелло остается один и с грустью вспоминает о временах, когда он был просто слугой Дон Жуана.

Вечером этого же дня господин был у себя в апартаментах, а его слуга под сильным впечатлением пытался объяснить ему, что сегодняшнее событие ничего хорошего не предрекает, а, скорее всего, выглядит как предупреждение, и что пора бы ему одуматься. Но Дон Жуан потребовал немедленно его заткнуться.

Жуткую интригу с еще большим размахом в своей драме развивает Мольер. Дон Жуан, как бы то ни было, особо ни о чем серьезном никогда не думал. Вечер выдался очень неспокойным, и ему никак не удавалось спокойно поужинать. Сначала к нему приходили разные посетители, то поставщик, которому он сильно задолжал, но, прибегнув к лести, он спокойно проводил его. Потом пришел его отец дон Луис. Он был крайне огорчен легкомысленным поведением беспутного сына и говорил о памяти предков, которую он запятнал своими недостойными поступками. Дон Жуану стало совсем скучно от его слов, а отец продолжал, что лучше было помирать отцам пораньше, чтобы им не досаждали их бестолковые сыновья.

дон жуан мольер о чем

Едва рассерженный отец покинул дом Дон Жуана, как следом слуги доложили, что его хочет видеть некая дама с вуалью.

И тут подводит к трагическому концу свое произведение Мольер. Дон Жуан увидел, что это пришла к нему проститься донья Эльвира. Движимая любовью, она пришла к нему в последний раз, чтобы умолить его пересмотреть свою жизнь, так как ей было открыто, что грехи ее мужа уже так велики, что уже не хватает для них небесного милосердия. И что ему, может быть, и жить-то осталось не больше одного дня, и лучше было бы этот день потратить на покаяние, чтобы отвратиться от жестокой кары. От этих слов Сганарель расплакался. Женщина удалилась. Дон Жуан, как обычно, не принял всерьез ее слова, однако, как только он принялся ужинать, вдруг к нему явился приглашенный гость – статуя командора. Хозяин не оробел, они спокойно отужинали, и, уходя, статуя пригласила теперь его к себе с ответным визитом. И тот принял это приглашение.

дон жуан мольер о чем

Раскаяние

Сюжет в том же духе и дальше продолжает Мольер. Дон Жуан на следующий день встретился с отцом. До Дона Луиса донеслись слухи, что его сын покаялся и решил начать новую жизнь. Дон Жуаном подтвердил свои намерения покончить с прошлым. Сганарель был счастлив как никто, но потом хозяин объяснил ему, что все его слова всего лишь лукавство и лицемерие – модный человеческий порок, который можно легко принять за добродетель и которому грех не поддаться.

Насколько полезно было это лицемерие, слуга быстро убедился, когда они встретились с Доном Карлосом, потребовавшим при людях признать донью Эльвиру женой. Но тот, ссылаясь на открывшуюся ему волю с неба, ради спасения их душ, убеждает его в том, что им не следует возобновлять свои брачные отношения. Дон Карлос отпустил его, но оставил за собой право в любой момент вызвать его на поединок, чтобы поставить окончательную ясность в этом вопросе.

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Дон Жуан, или Каменный гость Мольер Дон Жуан, или Каменный гость

Сганарель служил своему господину не за совесть, а за страх, в глубине души считая его мерзейшим из безбожников, ведущим жизнь, подобающую скорее скоту, какой-нибудь эпикурейской свинье, нежели доброму христианину. Уже одно то, как скверно он поступал с женщинами, достойно было высшей кары. Взять хотя бы ту же донью Эльвиру, которую он похитил из стен обители, заставил нарушить монашеские обеты, и вскоре бросил, опозоренную. Она звалась его женой, но это не значило для Дон Жуана ровным счетом ничего, потому как женился он чуть не раз в месяц — каждый раз нагло насмехаясь над священным таинством.

Временами Сганарель находил в себе смелость попрекнуть господина за неподобающий образ жизни, напомнить о том, что с небом шутки плохи, но на такой случай в запасе у Дон Жуана имелось множество складных тирад о многообразии красоты и решительной невозможности навсегда связать себя с одним каким-то её проявлением, о сладостности стремления к цели и тоске спокойного обладания достигнутым. Когда же Дон Жуан не бывал расположен распинаться перед слугой, в ответ на упреки и предостережения он просто грозился прибить его.

Донья Эльвира плохо знала своего вероломного мужа и потому поехала вслед за ним, а когда разыскала, потребовала объяснений. Объяснять он ничего ей не стал, а лишь посоветовал возвращаться обратно в монастырь. Донья Эльвира не упрекала и не проклинала Дон Жуана, но на прощание предрекла ему неминуемую кару свыше.

Красавицу, за которой он устремился в этот раз, Дон Жуан намеревался похитить во время морской прогулки, но планам его помешал неожиданно налетевший шквал, который опрокинул их со Сганарелем лодку. Хозяина и слугу вытащили из воды крестьяне, проводившие время на берегу.

К пережитой смертельной опасности Дон Жуан отнесся так же легко, как легко относился ко всему в этом мире: едва успев обсохнуть, он уже обхаживал молоденькую крестьяночку. Потом ему на глаза попалась другая, подружка того самого Пьеро, который спас ему жизнь, и он принялся за нее, осыпая немудреными комплиментами, заверяя в честности и серьезности своих намерений, обещая непременно жениться. Даже когда обе пассии оказались перед ним одновременно, Дон Жуан сумел повести дело так, что и та и другая остались довольны. Сганарель пытался улучить момент и открыть простушкам всю правду о своем хозяине, но правда их, похоже, не слишком интересовала.

За таким времяпрепровождением и застал нашего героя знакомый разбойник, который предупредил его, что двенадцать всадников рыщут по округе в поисках Дон Жуана. Силы были слишком неравные и Дон Жуан решил пойти на хитрость: предложил Сганарелю поменяться платьем, чем отнюдь не вызвал у слуги восторга.

Дон Жуан со Сганарелем все-таки переоделись, но не так, как сначала предложил господин: он сам теперь был одет крестьянином, а слуга — доктором. Новый наряд дал Сганарелю повод поразглагольствовать о достоинствах различных докторов и прописываемых ими снадобий, а потом исподволь перейти к вопросам веры. Тут Дон Жуан лаконично сформулировал свое кредо, поразив даже видавшего виды Сганареля: единственное, во что можно верить, изрек он, это то, что дважды два — четыре, а дважды четыре — восемь.

В лесу хозяину со слугой попался нищий, обещавший всю жизнь молить за них Бога, если они подадут ему хоть медный грош. Дон Жуан предложил ему золотой луидор, но при условии, что нищий изменит своим правилам и побогохульствует. Нищий наотрез отказался. Несмотря на это Дон Жуан дал ему монету и тут же со шпагой наголо бросился выручать незнакомца, на которого напали трое разбойников.

Вдвоем они быстро расправились с нападавшими. Из завязавшейся беседы Дон Жуан узнал, что перед ним брат доньи Эльвиры, дон Карлос. В лесу он отстал от своего брата, дона Алонсо, вместе с которым они повсюду разыскивали Дон Жуана, чтобы отомстить ему за поруганную честь сестры. Дон Карлос Дон Жуана в лицо не знал, но зато его облик был хорошо знаком дону Алонсо. Дон Алонсо скоро подъехал со своей небольшой свитой и хотел было сразу покончить с обидчиком, но дон Карлос испросил у брата отсрочки расправы — в качестве благодарности за спасение от разбойников.

Продолжив свой путь по лесной дороге, господин со слугой вдруг завидели великолепное мраморное здание, при ближайшем рассмотрении оказавшееся гробницей убитого Дон Жуаном командора. Гробницу украшала статуя поразительной работы. В насмешку над памятью покойного Дон Жуан велел Сганарелю спросить статую командора, не желает ли тот отужинать сегодня у него в гостях. Пересилив робость, Сганарель задал этот дерзкий вопрос, и статуя утвердительно кивнула в ответ. Дон Жуан не верил в чудеса, но, когда он сам повторил приглашение, статуя кивнула и ему.

Вечер этого дня Дон Жуан проводил у себя в апартаментах. Сганарель пребывал под сильным впечатлением от общения с каменным изваянием и все пытался втолковать хозяину, что это чудо наверняка явлено в предостережение ему, что пора бы и одуматься… Дон Жуан попросил слугу заткнуться.

Весь вечер Дон Жуана донимали разные посетители, которые будто бы сговорились не дать ему спокойно поужинать. Сначала заявился поставщик (ему Дон Жуан много задолжал), но, прибегнув к грубой лести, он сделал так, что торговец скоро удалился — несолоно хлебавши, однако чрезвычайно довольный тем, что такой важный господин принимал его, как друга. Следующим был старый дон Луис, отец Дон Жуана, доведенный до крайности отчаяния беспутством сына. Он снова, в который должно быть раз, повел речь о славе предков, пятнаемой недостойными поступками потомка, о дворянских добродетелях, чем только нагнал на Дон Жуана скуку и укрепил в убежденности, что отцам хорошо бы помирать пораньше, вместо того чтобы всю жизнь досаждать сыновьям.

Едва затворилась дверь за доном Луисом, как слуги доложили, что Дон Жуана желает видеть какая-то дама под вуалью. Это была донья Эльвира. Она твердо решила удалиться от мира и в последний раз пришла к нему, движимая любовью, чтобы умолять ради всего святого переменить свою жизнь, ибо ей было открыто, что грехи Дон Жуана истощили запас небесного милосердия, что, быть может, у него остался всего только один день на то, чтобы раскаяться и отвратить от себя ужасную кару. Слова доньи Эльвиры заставили Сганареля расплакаться, у Дон Жуана же она благодаря непривычному обличью вызвала лишь вполне конкретное желание.

Когда Дон Жуан и Сганарель уселись наконец за ужин, явился тот единственный гость, который был сегодня зван, — статуя командора. Хозяин не сробел и спокойно отужинал с каменным гостем. уходя, командор пригласил Дон Жуана назавтра нанести ответный визит. Тот принял приглашение.

На следующий день старый дон Луис был счастлив как никогда: сначала до него дошло известие, что его сын решил исправиться и порвать с порочным прошлым, а затем он встретил самого Дон Жуана, и тот подтвердил, что да, он раскаялся и отныне начинает новую жизнь.

Слова хозяина бальзамом пролились на душу Сганареля, но, едва только старик удалился, Дон Жуан объяснил слуге, что все его раскаяние и исправление — не более чем уловка. Лицемерие и притворство — модный порок, легко сходящий за добродетель, и потому грех ему не предаться.

В том, насколько лицемерие полезно в жизни, Сганарель убедился очень скоро — когда им с хозяином встретился дон Карлос и грозно спросил, намерен ли Дон Жуан прилюдно назвать донью Эльвиру своею женой. Ссылаясь на волю неба, открывшуюся ему теперь, когда он встал на путь праведности, притворщик утверждал, что ради спасения своей и её души им не следует возобновлять брачный союз. Дон Карлос выслушал его и даже отпустил с миром, оставив, впрочем, за собой право как-нибудь в честном поединке добиться окончательной ясности в этом вопросе. Недолго, однако, пришлось Дон Жуану безнаказанно богохульствовать, ссылаясь на якобы бывший ему глас свыше. Небо действительно явило ему знамение — призрака в образе женщины под вуалью, который грозно изрек, что Дон Жуану осталось одно мгновение на то, чтобы воззвать к небесному милосердию. Дон Жуан и на сей раз не убоялся и заносчиво заявил, что он не привык к такому обращению. Тут призрак преобразился в фигуру Времени с косою в руке, а затем пропал.

Когда перед Дон Жуаном предстала статуя командора и протянула ему руку для пожатия, он смело протянул свою. Ощутив пожатье каменной десницы и услышав от статуи слова о страшной смерти, ожидающей того, кто отверг небесное милосердие, Дон Жуан почувствовал, что его сжигает незримый пламень. Земля разверзлась и поглотила его, а из того места, где он исчез, вырвались языки пламени.

Смерть Дон Жуана очень многим была на руку, кроме, пожалуй, многострадального Сганареля — кто ему теперь заплатит его жалованье?

Предзнаменования

Но недолго оставалось богохульствовать Дон Жуану, ссылаясь на глас свыше. Небо дало ему знамение в виде призрака женщины с вуалью, которая изрекла грозно, что ему осталось совсем немного, чтобы воззвать к Божьему милосердию. Призрак тем временем превратился в образ Времени с косою в руке, который тут же исчез.

Потом перед Доном Жуаном предстала статуя командора, она протянула ему руку, и тот тоже без страха протянул свою и моментально почувствовал, как его сжигает незримый огонь и услышал роковые слова статуи о страшной смерти того, кто отверг небесное милосердие.

Вот так жестоко погубил своего героя Мольер. Дон Жуан, цитаты которого в произведении остроумны, но не мудры, был слишком самовлюблен и самонадеян, за что и поплатился сполна.

Жан Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость

Сганарель служил своему господину не за совесть, а за страх, в глубине души считая его мерзейшим из безбожников, ведущим жизнь, подобающую скорее скоту, какой-нибудь эпикурейской свинье, нежели доброму христианину. Уже одно то, как скверно он поступал с женщинами, достойно было высшей кары. Взять хотя бы ту же донью Эльвиру, которую он похитил из стен обители, заставил нарушить монашеские обеты, и вскоре бросил, опозоренную. Она звалась его женой, но это не значило для Дон Жуана ровным счетом ничего, потому как женился он чуть не раз в месяц — каждый раз нагло насмехаясь над священным таинством.

Временами Сганарель находил в себе смелость попрекнуть господина за неподобающий образ жизни, напомнить о том, что с небом шутки плохи, но на такой случай в запасе у Дон Жуана имелось множество складных тирад о многообразии красоты и решительной невозможности навсегда связать себя с одним каким-то её проявлением, о сладостности стремления к цели и тоске спокойного обладания достигнутым. Когда же Дон Жуан не бывал расположен распинаться перед слугой, в ответ на упреки и предостережения он просто грозился прибить его.

Донья Эльвира плохо знала своего вероломного мужа и потому поехала вслед за ним, а когда разыскала, потребовала объяснений. Объяснять он ничего ей не стал, а лишь посоветовал возвращаться обратно в монастырь. Донья Эльвира не упрекала и не проклинала Дон Жуана, но на прощание предрекла ему неминуемую кару свыше.

Красавицу, за которой он устремился в этот раз, Дон Жуан намеревался похитить во время морской прогулки, но планам его помешал неожиданно налетевший шквал, который опрокинул их со Сганарелем лодку. Хозяина и слугу вытащили из воды крестьяне, проводившие время на берегу.

К пережитой смертельной опасности Дон Жуан отнесся так же легко, как легко относился ко всему в этом мире: едва успев обсохнуть, он уже обхаживал молоденькую крестьяночку. Потом ему на глаза попалась другая, подружка того самого Пьеро, который спас ему жизнь, и он принялся за нее, осыпая немудреными комплиментами, заверяя в честности и серьезности своих намерений, обещая непременно жениться. Даже когда обе пассии оказались перед ним одновременно, Дон Жуан сумел повести дело так, что и та и другая остались довольны. Сганарель пытался улучить момент и открыть простушкам всю правду о своем хозяине, но правда их, похоже, не слишком интересовала.

За таким времяпрепровождением и застал нашего героя знакомый разбойник, который предупредил его, что двенадцать всадников рыщут по округе в поисках Дон Жуана. Силы были слишком неравные и Дон Жуан решил пойти на хитрость: предложил Сганарелю поменяться платьем, чем отнюдь не вызвал у слуги восторга.

Дон Жуан со Сганарелем все-таки переоделись, но не так, как сначала предложил господин: он сам теперь был одет крестьянином, а слуга — доктором. Новый наряд дал Сганарелю повод поразглагольствовать о достоинствах различных докторов и прописываемых ими снадобий, а потом исподволь перейти к вопросам веры. Тут Дон Жуан лаконично сформулировал свое кредо, поразив даже видавшего виды Сганареля: единственное, во что можно верить, изрек он, это то, что дважды два — четыре, а дважды четыре — восемь.

В лесу хозяину со слугой попался нищий, обещавший всю жизнь молить за них Бога, если они подадут ему хоть медный грош. Дон Жуан предложил ему золотой луидор, но при условии, что нищий изменит своим правилам и побогохульствует. Нищий наотрез отказался. Несмотря на это Дон Жуан дал ему монету и тут же со шпагой наголо бросился выручать незнакомца, на которого напали трое разбойников.

Вдвоем они быстро расправились с нападавшими. Из завязавшейся беседы Дон Жуан узнал, что перед ним брат доньи Эльвиры, дон Карлос. В лесу он отстал от своего брата, дона Алонсо, вместе с которым они повсюду разыскивали Дон Жуана, чтобы отомстить ему за поруганную честь сестры. Дон Карлос Дон Жуана в лицо не знал, но зато его облик был хорошо знаком дону Алонсо. Дон Алонсо скоро подъехал со своей небольшой свитой и хотел было сразу покончить с обидчиком, но дон Карлос испросил у брата отсрочки расправы — в качестве благодарности за спасение от разбойников.

Продолжив свой путь по лесной дороге, господин со слугой вдруг завидели великолепное мраморное здание, при ближайшем рассмотрении оказавшееся гробницей убитого Дон Жуаном командора. Гробницу украшала статуя поразительной работы. В насмешку над памятью покойного Дон Жуан велел Сганарелю спросить статую командора, не желает ли тот отужинать сегодня у него в гостях. Пересилив робость, Сганарель задал этот дерзкий вопрос, и статуя утвердительно кивнула в ответ. Дон Жуан не верил в чудеса, но, когда он сам повторил приглашение, статуя кивнула и ему.

Вечер этого дня Дон Жуан проводил у себя в апартаментах. Сганарель пребывал под сильным впечатлением от общения с каменным изваянием и все пытался втолковать хозяину, что это чудо наверняка явлено в предостережение ему, что пора бы и одуматься… Дон Жуан попросил слугу заткнуться.

Весь вечер Дон Жуана донимали разные посетители, которые будто бы сговорились не дать ему спокойно поужинать. Сначала заявился поставщик (ему Дон Жуан много задолжал), но, прибегнув к грубой лести, он сделал так, что торговец скоро удалился — несолоно хлебавши, однако чрезвычайно довольный тем, что такой важный господин принимал его, как друга. Следующим был старый дон Луис, отец Дон Жуана, доведенный до крайности отчаяния беспутством сына. Он снова, в который должно быть раз, повел речь о славе предков, пятнаемой недостойными поступками потомка, о дворянских добродетелях, чем только нагнал на Дон Жуана скуку и укрепил в убежденности, что отцам хорошо бы помирать пораньше, вместо того чтобы всю жизнь досаждать сыновьям.

Едва затворилась дверь за доном Луисом, как слуги доложили, что Дон Жуана желает видеть какая-то дама под вуалью. Это была донья Эльвира. Она твердо решила удалиться от мира и в последний раз пришла к нему, движимая любовью, чтобы умолять ради всего святого переменить свою жизнь, ибо ей было открыто, что грехи Дон Жуана истощили запас небесного милосердия, что, быть может, у него остался всего только один день на то, чтобы раскаяться и отвратить от себя ужасную кару. Слова доньи Эльвиры заставили Сганареля расплакаться, у Дон Жуана же она благодаря непривычному обличью вызвала лишь вполне конкретное желание.

Когда Дон Жуан и Сганарель уселись наконец за ужин, явился тот единственный гость, который был сегодня зван, — статуя командора. Хозяин не сробел и спокойно отужинал с каменным гостем. уходя, командор пригласил Дон Жуана назавтра нанести ответный визит. Тот принял приглашение.

На следующий день старый дон Луис был счастлив как никогда: сначала до него дошло известие, что его сын решил исправиться и порвать с порочным прошлым, а затем он встретил самого Дон Жуана, и тот подтвердил, что да, он раскаялся и отныне начинает новую жизнь.

Слова хозяина бальзамом пролились на душу Сганареля, но, едва только старик удалился, Дон Жуан объяснил слуге, что все его раскаяние и исправление — не более чем уловка. Лицемерие и притворство — модный порок, легко сходящий за добродетель, и потому грех ему не предаться.

В том, насколько лицемерие полезно в жизни, Сганарель убедился очень скоро — когда им с хозяином встретился дон Карлос и грозно спросил, намерен ли Дон Жуан прилюдно назвать донью Эльвиру своею женой. Ссылаясь на волю неба, открывшуюся ему теперь, когда он встал на путь праведности, притворщик утверждал, что ради спасения своей и её души им не следует возобновлять брачный союз. Дон Карлос выслушал его и даже отпустил с миром, оставив, впрочем, за собой право как-нибудь в честном поединке добиться окончательной ясности в этом вопросе. Недолго, однако, пришлось Дон Жуану безнаказанно богохульствовать, ссылаясь на якобы бывший ему глас свыше. Небо действительно явило ему знамение — призрака в образе женщины под вуалью, который грозно изрек, что Дон Жуану осталось одно мгновение на то, чтобы воззвать к небесному милосердию. Дон Жуан и на сей раз не убоялся и заносчиво заявил, что он не привык к такому обращению. Тут призрак преобразился в фигуру Времени с косою в руке, а затем пропал.

Когда перед Дон Жуаном предстала статуя командора и протянула ему руку для пожатия, он смело протянул свою. Ощутив пожатье каменной десницы и услышав от статуи слова о страшной смерти, ожидающей того, кто отверг небесное милосердие, Дон Жуан почувствовал, что его сжигает незримый пламень. Земля разверзлась и поглотила его, а из того места, где он исчез, вырвались языки пламени.

Смерть Дон Жуана очень многим была на руку, кроме, пожалуй, многострадального Сганареля — кто ему теперь заплатит его жалова

Информация о работе «Жан Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость»

Раздел: Краткое содержание произведений Количество знаков с пробелами: 9258 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Образ Дон Жуана в пьесе Жан-Батиста Мольера «Дон Жуан»

… Возможно и иное объяснение: высота и величие этой комедии достигаются снижением, пародийным переиначиванием самых высоких ценностей: любви земной и небесной. Пьеса прошла пятнадцать раз и была снята. Мольер дал сюжету новый поворот, сделав безнравственность Дон Жуана лишь частью его вольнодумства, простирающегося вплоть до безбожия. Именно такое объяснение даёт в первой же сцене слуга Дон …

Образ Дон-Жуана в творчестве Тирсо де Молины и Жана-Батиста Поклена де Мольера

… строятся, как кажется, только на чувстве выгоды, зависимости и корысти. Дайте волю слуге—и он с большим удовольствием перережет горло господину. Таким образом, Тирсо де Молина первым разработал в литературе образ Дон-Жуана. Позже к нему обратятся Джильберто, Мольер, Гольдони, Гофман, Байрон, Мериме, Блок, Гумилёв, Пушкин, Моцарт, Штраус и многие другие…Да и не живёт ли этот страстный …

Русская и зарубежная литература. Мольер, «Скупой». А.Н.Островский, «Гроза»

… и П.С. Мочалова. Большое влияние на формирование мировоззрения молодого Островского оказали статья В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Уже в своих первых произведениях Островский показал себя последователем «гоголевского направления» в русской литературе, сторонником школы критического реализма. Свою приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать заветам В.Г.Белинского …

… сильнее. «Мещанин во дворянстве» Комедия «Мещанин во дворянстве» (1670), поставленная впервые в замке Шамбор на празднествах по случаю королевской Охоты, не понравилась придворным. Правда, великолепный балет (музыку написал композитор Люлли), введенный в пьесу, осмеивающий пышные турецкие церемонии, льстил королю. Дело в том, что незадолго перед тем турецкий посол недостаточно восторженно …

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *