дорога проложенная по льду озера что асфальт

Контрольные тесты по Пунктуации

дорога проложенная по льду озера что асфальт дорога проложенная по льду озера что асфальт дорога проложенная по льду озера что асфальт дорога проложенная по льду озера что асфальт

дорога проложенная по льду озера что асфальт

ТЕСТ 1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложениях. (К каждому из предложений подберите нужный вариант.)

1. Была молодость ( ) и было весело.

2. Море утихло ( ) и только изредка глухо вздыхало.

3. В глазах темно ( ) и замерла душа.

4. Марья Ивановна варила варенье ( ) и под зеленой липой вкусно и крепко пахло кипящим сахаром и малиной.

5. Пятно расширялось на глазах ( ) и вдруг на нем взбухли капли.

6. Окончился день ( ) и ночь надвигается из-за крыш.

7. Зима, метель ( ) и в крупных хлопьях при сильном ветре снег валит.

8. В ушах у гостя затрещало ( ) и закружилась голова.

9. К вечеру тучи стали сгущаться ( ) и с моря подул холодный ветер.

10. Луна во мгле перебегала из тучи в тучу ( ) и курган мгновенным блеском озаряла.

11. Ночью месяц тускл ( ) и поле сквозь туман лишь серебрит.

12. Темнело ( ) и сбоку несло резким холодом.

13. Начните работать ( ) и вы почувствуете радость труда.

14. Было тихо, светло ( ) и примораживало.

15. Олегу взгрустнулось ( ) и он потихоньку замурлыкал любимую мелодию.

16. У Димки блеск в глазах пропал ( ) и храбрость куда-то улетучилась.

17. Жилина притянули ремнем за пояс к татарину ( ) и повезли в горы.

18. В полночь дождь перестал ( ) и, что белый пушок, на осеннюю грязь начал падать снежок.

19. Мелодично звенели вершины сосен ( ) и едва слышно перешептывались осинки.

20. Воздух был пропитан испарениями весенней зелени ( ) и своей нежностью ласкал мои здоровые легкие.

а) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

в) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

ТЕСТ 2. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? (К каждому из предложений подберите нужный вариант.)

1. Князь (1) всматриваясь в даль (2) смотрел на красный отблеск солнца (3) по синеющему разливу.

2. Между древесными стволами (1) обросшими мхом (2) царит полумрак.

3. Накинув нарядные уборы (1) березы первыми вступили в осенний танец (2) яростно захвативший весь лес.

4. Снежок (1) выпавший ночью и тающий у нас на глазах (2) делает склон еще более скользким.

5. Кто-то торопливо пробежал (1) шурша по насту навстречу звуку (2) замер и затаился.

6. Мы то карабкались по россыпям (1) взбираясь на хребты (2) то пересекали альпийские луга или бесшумно шагали по молчаливому кедровому лесу.

7. Вылетев к берегам отеческой земли (1) журавли летели длинным треугольником (2) утопавшим в небе.

8. Тополя (1) едва распустившиеся и покрытые утренней росой (2) наполняли воздух нежным ароматом.

9. Григорий добрался до конюшни и (1) разбитый сном (2) вывел коня на проулок.

10. Из окон видна ель (1) стоящая свободно и просторно (2) распахнув могучие малахитовые ветви.

а) 1, 2 – выделяется причастный оборот

б) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот

в) 1, 2 – выделяются два причастных оборота

г) 1, 2 – выделяются причастный и деепричастный обороты

ТЕСТ 3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? (К каждому из предложений подберите нужный вариант.)

1. Василий давно уже не спал (1) а (2) прислушиваясь к шуму волн (3) лежал (4) и думал.

2. Не видя несколько дней сряду градоначальника (1) граждане волновались (2) и (3) нимало не стесняясь (4) обвиняли помощника градоначальника и старшего капрального в растрате казенного имущества.

3. Несколько раз Катя приближалась к селу (1) но (2) постояв невдалеке от крайнего дома (3) поворачивала назад.

4. Долины (1) гóры (2) покрытые снегом (3) были залиты солнцем.

5. На иных березках (1) обращенных к солнцу (2) появились сережки золотые (3) чудесные (4) и нежные.

6. Рябчик вспорхнул (1) сразу весь обозначился в воздухе (2) и (3) быстро-быстро работая крыльями (4) исчез в лесном сумраке.

7. Путь преграждают корявые (1) иссохшие от времени сучья отмерших елей (2) полосы топей (3) замаскированных густым (4) зеленым мхом.

8. Иоганн Сток содрогнулся (1) увидев изможденное (2) изрезанное бесчисленными морщинами лицо (3) седые волосы.

9. Малейший звук (1) зародившийся в тишине ущелья (2) сразу усиливался (3) множился и затем отражался от ворчливых скал.

10. А журавли плыли (1) кружась (2) на плавно колышущихся крыльях (3) купаясь в голубизне неба (4) перекликаясь сдержанно и многоголосо.

дорога проложенная по льду озера что асфальт

а) 1, 3, 4 – выделяется деепричастный оборот и разделяются однородные члены

б) 1, 2, 3 – выделяется деепричастный оборот и разделяются однородные члены

в) 1, 2, 3 – выделяется причастный оборот и разделяются однородные члены

г) 1, 3, 4 – выделяются деепричастные обороты.

ТЕСТ 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? (К каждому из предложений подберите нужный вариант.)

1. Здесь столько снега, что (1) кажется (2) никогда не растает. Ель (3) кажется (4) великаншей, голова которой покрыта снеговой пушистой шапкой.

2. Лицо его было яростно, и (1) по-прежнему (2) булавой он указывал вдаль. Опять-таки виновата была (3) вероятно (4) кровь, прилившая к вискам и застучавшая в них.

3. Как гласит народная мудрость (1) правда (2) ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Не все люди (3) правда (4) осознают глубокий смысл этой пословицы.

4. Здесь (1) бывало (2) сиживал со мною А.Раевский, прислушиваясь к мелодии вод. Так (3) бывало (4) часто с ним, пока он не уехал из дома, навсегда покинув городишко.

5. Вся беда (1) однако (2) в том, что охота с гончей на лисиц не всегда удается. Однако (3) вряд ли получится выведать все: он очень скрытный.

6. Многое поражало непосвященных людей и (1) казалось (2) просто чудом. И в этот критический момент, когда (3) казалось (4) что все уже кончено, я нашел выход из создавшегося положения.

7. Что это (1) значит (2) для будущего, мы все понимали. Понять – значит (3) простить. Значит (4) ты сможешь подойти к десяти?

8. Книги (1) по данным историков (2) издавна почитались на Руси. О том, что происходило на этой земле много веков назад, мы узнаем (3) по данным археологов.

9. Солнце (1) чувствуется (2) уже садится за вершины далеких строений. По утренним холодам (3) чувствуется (4) приближение осени.

10. Вы хорошо (1) знаете (2) этого человека? Такая простота в ней и (3) знаете (4) такая смешная печаль.

а) 1, 3, 4 б) 1, 2 в) 3, 4 г) 4

ТЕСТ 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? (К каждому из предложений подберите нужный вариант.)

1. Отсюда берегов не было видно (1) и (2) если смотреть к городу (3) то вода кажется бесконечной.

2. Он с удивлением отметил (1) что (2) когда нагрянула известность (3) он чувствовал себя тем же мальчиком.

3. Вакула пролетел над самым месяцем так (1) что (2) если бы не наклонился (3) то зацепил бы его шапкою.

4. Я заметил (1) что (2) куда ни приедешь (3) везде найдешь что-нибудь замечательное.

5. Иван Ильич почувствовал (1) что (2) когда все самые важные люди оказались у него в руках (3) они стали ему безразличны.

6. Беликов боялся (1) как бы чего не вышло (2) как бы его не зарезал Афанасий (3) и как бы не забрались воры.

7. Он закрыл глаза (1) и (2) поняв (3) что теряет сознание (4) собрался с силами и усмехнулся.

8. Я решил (1) что (2) хотя ты и не принимал участия в разговоре (3) но мы единомышленники.

9. Весь район (1) где могли находиться пропавшие самолеты (2) тщательно прочесывался (3) но ничего подозрительного (4) обнаружить не удавалось.

10. Был ветер (1) и (2) хотя порог был заложен мешковиной (3) все равно (4) по полу тянуло холодом.

а) 1, 2 б) 1, 2, 3 в) 1, 3 г) 2, 3, 4

ТЕСТ 6. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

2. Я тебе определенно скажу у тебя есть талант.

3. Помнить значит предвидеть.

4. Труд есть совесть.

5. Дорога, идущая через лес, самое короткое расстояние до станции.

6. До школы семья, пожалуй, первый учитель ребенка.

7. Дорога, проложенная по льду озера, что асфальт.

8. Большая скорость не самая короткая дорога.

9. Не сули журавля в небе дай синицу в руки.

10. Он попросил нас Не спрашивайте меня ни о чем.

ТЕСТ 7. В каком предложении тире не ставится? (Знаки препинания не расставлены.)

1. Человек есть украшение мира.

2. Страх смерти животный страх.

3. В молодости не научишься работать в старости останешься голодным.

4. Думать и стараться понять окружающее отныне моя цель.

6. Стремиться вперед вот цель его жизни.

7. Ведь это дереву вредит ей с дуба ворон говорит.

9. Пруд как блестящая сталь.

10. Жизнь прожить не поле перейти.

ТЕСТ 8. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1. Вдали перед нами пестрели и цвели луга и нивы золотые.

2. Он сиял здоровьем и свежестью и с удивительной легкостью взбежал на мостик.

3. Люблю дымок спаленной жнивы в степи кочующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез.

4. Деревья расступаются и темнота и прохлада леса сменяются ярким светом и теплом простора.

5. Гости эти были давно знакомы и с хозяином и друг с другом и часто сходились в гостеприимной квартире Левицкого.

6. Счастье и горе радость и боль испытали мы.

7. Дробится и плещет и брызжет волна.

8. Дядю Орленева она видела и тоже знала его и очень любила и уважала.

9. Ямщик побежал за лошадьми и в одну минуту и лошади и ямщик скрылись в белой мгле метели.

10. До моря же мы рассчитывали дойти если не сегодня то во всяком случае завтра к полудню.

ТЕСТ 9. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1. Целую жизнь потом он если не рассказывал то вспоминал эту историю.

2. Далеко позади остались и море и матово синевшие горы.

3. Больной изредка забывался и снова приходил в себя и лежал неподвижно в полутемной каюте.

4. Левин ничего не мог сделать и должен был лежать и смотреть и слушать.

5. Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их.

6. Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.

7. Вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце.

8. Неправдой свет пройдешь да назад не воротишься.

9. Отец мой становится стар и не то чтобы жесток но уж слишком деятельного характера.

10. Богучарово лежало в некрасивой плоской местности покрытой полями и срубленными и несрубленными еловыми и березовыми лесами.

ТЕСТ 10. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в следующих предложениях? (К каждому из предложений подберите нужный вариант.)

1. В ожидании ужина мы сидели у костра (1) наблюдая (2) как на реке угасает последний отсвет мутного заката (3) и (4) прислушиваясь к порывистому дыханию.

2. Тот (1) кто видел хоть однажды этот край (2) и эту гладь (3) тот почти березки каждой (4) ножку рад поцеловать.

3. Когда человек отрицает решительно все (1) то это значит (2) что он не отрицает ровно ничего (3) и (4) что он даже ничего не знает и не понимает.

4. Небосклон (1) на котором чуть заметны были бледные неяркие звезды (2) казался выше (3) и свежий ветерок (4) тянул с запада.

5. Он шел и думал о встречах с хорошими людьми и о том (1) как жаль (2) что от этих встреч (3) не остается (4) никаких воспоминаний.

6. Как только (1) снег покрыл (2) плотным слоем (3) лесные тропы (4) на них стали появляться следы лыжников.

7. Утром (1) чуть начинает сереть (2) мы отправляемся в поле.

8. После того (1) как были изготовлены (2) прописанные мне (3) очки (4) наступило время отъезда.

9. Около деревни протекает река (1) исток которой находится в лесных предгорьях (2) а потому вода в ней холодная-холодная.

10. На одном из выступов горел костер (1) пламя которого (2) с такой же четкостью уходило в море (3) с какой поднималось к морю.

а) 1, 2 б) 1, 3 в) 4 г) 1, 2, 3

[1] Несогласованные определения связаны с определяемым словом по способу управления (шкаф из красного дерева, ткань в клеточку) или примыкания (брюки беж, сестра постарше). Ср.: деревянный шкаф, клетчатая ткань; бежевые брюки, старшая сестра (согласование).

Источник

Контрольная работа по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

2. Спишите, поставьте при необходимости тире.

2) Лишнее говорить только делу вредить.

3. Спишите, поставьте знаки при однородных членах и тире при необходимости.

4) Твёрдость в предприятиях, неутомимость в исполнении есть качества русского народа.

4. Спишите, выделите причастные обороты, вставьте при необходимости тире.

5) Дорога, проложенная по льду озера, что асфальт.

Входной контроль (тест):

Задание 1. Назовите лингвистические особенности научной речи:

Задание 2. Как называется текст, цель которого – изложение процесса получения знаний?

Задание 3. Что составляет систему понятий любой науки?

b) общенаучная лексика;

Задание 4. В каком тексте обязательно присутствуют тезис, аргументы и вывод?

3. Методические советы по проведению занятия:выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, орфографическим словарям, электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика».

4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:

1. Найдите логическое продолжение данных предложений. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

1. Первое упоминание о кровообращении спинного мозга принадлежит английскому врачу Томасу Виллису.

А) Он указал на наличие передней спинальной артерии, проходящей, по его мнению, по всему длиннику спинного мозга.

Б) На наличие передней спинальной артерии, проходящей, по его мнению, по всему длиннику спинного мозга, указал известный английский врач Томас Виллис.

2. При атеросклерозе чаще поражаются магистальные сосуды спинного мозга в месте отхождения их от ветвей аорты и реже – в межпозвоночковых отверстиях или спинальном канале.

А) Вследствие изменений сосудистой реактивности развиваются спазмы артерий, в том числе питающих спинной мозг, при гипертонической болезни.

Б) При гипертонической болезни вследствие изменений сосудистой реактивности развиваются спазмы артерий, в том числе питающих спинной мозг.

3. Особенностью печёночно-селезёночного кроветворения является наличие относительной независимости эритропоэза от эритропоэтина.

А) Наличием в печени клеток, способных синтезировать эритропоэтин, это может быть объяснено.

Б) Это может быть объяснено наличием в печени клеток, способных синтезировать эритропоэтин.

4. Витамины – сложные органические соединения, содержащиеся в природных продуктах питания в чрезвычайно малых количествах.

А) Для здоровья и нормального протекания обменных процессов абсолютно необходимы витамины, хотя они и не обладают никакой энергетической ценностью.

Б) Витамины не обладают никакой энергетической ценностью, но абсолютно необходимы для здоровья и нормального протекания обменных процессов.

2. Напишите вопрос на ответ, соблюдая порядок слов. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

1. Что включает в себя врачебная деонтология?

2. Какие методы исследования приобрели чрезвычайно важное значение в последние десятилетия?

3.Что является основной задачей врача? Какова основная задача врача?

4. Что С.П. Боткин считал главной задачей практической медицины?

5. Что такое лепороскопия?

6. Чем может сопровождаться желтуха?

7. При каких условиях возникает хроническая недостаточность и чем она характеризуется?

Слова для справок:эндоскопический осмотр брюшной полости с помощью оптического прибора лепороскопа. Лечение больного. Сохранение врачебной тайны; хронические заболевания печени: цирроз, опухолевые поражения и др.; медленное, постепенное развитие. Всестороннее биохимическое исследование крови, мочи и других жидкостей и выделений организма, функциональная диагностика систем дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д., рентгеновские лучи и т.п. Предупреждение болезней. Кожный зуд, кожные геморрагические кровотечения из носа и желудочно-кишечного тракта.

3. Напишите возможное начало следующих предложений. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

3. Пальпация широко применяется в повседневной врачебной практике … была известна ещё в древности. О … упоминается в сочинениях Гиппократа.

4. Развитие подкожного жирового слоя может быть нормальным и в различной степени повышенным или пониженным. О толщине … можно судить путём пальпации.

5. Кожные высыпания разнообразны по форме, величине, цвету, стойкости, распространению … имеют большое диагностическое значение при ряде инфекционных заболеваний (корь, краснуха, ветряная оспа, тиф и др.)

6. Эритема – слегка возвышающийся гиперемированный участок, резко ограниченный от нормальных участков кожи … появляется у лиц с повышенной чувствительностью к некоторым пищевым продуктам или после приёма лекарств, после облучения кварцевой лампой, или инфекциях.

4. Сократите словосочетания, заменив их синонимами. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

Ø Совершить плавание –

Ø Прийти в соприкосновение –

Ø Совершать колебания –

Ø Выпасть в осадок –

Ø Подвергнуться распаду –

Ø Выполнить анализ –

Ø Внести изменения –

Ø Привести доказательства –

Ø Внести коррективы –

Ø Дать опровержение –

Ø Оказывать противодействие –

Ø Подготовить выступление.

5. Напишите вопросный, назывной и тезисный план текста (см. текст Приложения), используя материал таблицы.

Вопросный планНазывной планТезисный план
1.Как на личность ребёнка влияют занятия по сказкотерапии?1. Положительное влияние сказкотерапии на личность ребёнка.1. Сказкотерапия положительно влияет на личность ребёнка.
1. Какие черты характера присущи педиатрам как представителям медицинской специальности?1. Черты характера, присущие педиатрам как представителям медицинской специальности.1. Педиатрам как представителям медицинской специальности присущи определённые черты характера.

6. Сравните речевые клише реферата и аннотации и сделайте вывод, чем похожи и отличаются данные произведения научного стиля.

№п/пРефератАннотация
Это письменное изложение содержания научной работы.Краткая характеристика содержания оригинала, перечень основных вопросов, целевого назначения издания.
1. Вступление; 2. Описание авторского текста (тема, композиция, изложение содержания); 3. Вывод; 4. Согласие или несогласие с позицией автора.1.Вступление, или заголовочная часть; 2.Описание, или собственно описательная часть; 3. Заключительная часть.
Вступление: 1) Статья озаглавлена, носит название, называется; 2) Автором статьи является, статья написана (кем?); 3) Статья помещена, напечатана, издана, опубликована…Вступление: Даётся характеристика исходных данных статьи: автор, источник; название, тема статьи. 1. Фамилия, имя, отчество автора (социально-профессиональная принадлежность, учёная степень, звание и др.; для переводной зарубежной литературы указывается страна). 2. Название произведения. 3. Место издания, издательство, год, страницы.
Описание авторского текста: 1) Автор ставит (затрагивает, освещает, поднимает) вопросы, проблемы; статья посвящена исследованию (чего?); в статье затрагивается проблема (чего?), статья посвящена проблеме (чего?). 2) Композиционно текст делится на …части; текст делится на …частей; первая часть посвящена (чему?), во второй говорится о (чём?), третья описывает (что?). 3) Автор рассматривает вопрос…, автор приходит к мысли, автор считает, что…, автор приводит к мысли о…,особое внимание автор уделяет вопросу о…, в центре внимания оказывается вопрос…, в статье на первый план выдвигается вопрос, центральным вопросом (проблемой, задачей) работы является…Основная часть курсовой работы 1. Указание на композицию исходного текста, краткое перечисление основных вопросов и проблем, затронутых в статье, результаты исследований, справочную часть, в которой указывается количество иллюстраций, таблиц, библиография. 2. Перечень основных положений текста-источника. 3. Вопросы, освещённые в заключении и выводах. 4. Иллюстрации: количество рисунков, таблиц. 1).Данная работа (исследование) посвящена одной из актуальнейших проблем современной медицины…; 2).Работа посвящена исследованию чего? (анализу чего?, обзору чего? обобщению чего?, описанию чего?), рассматривается процесс чего?, в центре внимания оказывается вопрос о чём? (проблема чего?). 3).Особое внимание автор уделяет вопросу о…, в центре внимания оказывается вопрос…, в статье на первый план выдвигается вопрос, центральным вопросом (проблемой, задачей) работы является… 4). Автор приходит к мысли, автор считает, что…, автор приводит к мысли о…, авторы заключают…; в итоге делается вывод о том, что… данный, рассматриваемый, предлагаемый, назревший, существенный, важный вопрос; актуальная проблема…
Формулировка вывода: Автор приходит к выводу, заключению, сущность вышеизложенного сводится к тому, что…, обобщая сказанное, в итоге можно прийти к выводу: «».Заключение. 1. Значение статьи. 2. Характер статьи (публицистический, научный, проблемный, описательный и т.д.). 3. Читательское назначение: специализация читателя, которому адресуется книга (статья), или широкий круг читателя. Статья (книга, работа) имеет научное (практическое, теоретическое) значение, вносит определенный вклад в науку (практику, методику) и т.п. Статья (книга, работа) носит научно-популярный ( публицистический, научный, научно-исследовательский, методический, проблемный, практический) характер. Статья (книга, работа) рассчитана на специалистов в области…, широкий круг читателей.
Согласие или несогласие с позицией автора: 1. Автор убедительно доказывает, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, убеждён, уверен, полагает, признаёт достоинства; 2.отмечает недостатки, расходится во взглядах, критикует, возражает, автор не раскрывает содержания, противоречит, ставит невыполнимую задачу, критически относится. 3. Нельзя не согласиться с мнением автора, нельзя согласиться с мнением автора о …, работа имеет большое значение для…
Вопросы, на которые надо дать ответ: Какой проблеме посвящена статья? О чём она? Как автор рассматривает данную проблему? На каких вопросах заостряет внимание? Что, с вашей точки зрения, представляет наибольший интерес? Какие положения статьи вызывают у вас сомнения или возражения? Кому может быть полезна статья? В чём её новизна, нестандартность?

5. Самостоятельная работа студентов:

Определите стиль текста. Докажите принадлежность данному стилю.

Стилистический анализ

1. Фонетико-стилистическая характеристика.

1. Нейтральный стиль (повествовательные невосклицательные предложения, лексико-фразеологический состав нейтральный, книжный).

2. Произносительные варианты соответствуют литературной норме произношения. Паузы, средняя длина синтагм (ритмика текста) в целом отвечают научному стилю (тесная связь между отдельными предложениями, логическая композиционная последовательность изложения, законченность смысловая и структурная).

2. Лексико-семантический анализ:

1. Большинство слов в тексте однозначные, преобладают слова и словосочетания терминологического характера.

Все слова употреблены в прямом значении, что свойственно научному стилю.

В тексте нет синонимических рядов (лаконизм и точность научного стиля).

3. Словарный состав текста

§ Вся лексика текста активного состава.

§ Основной пласт составляют слова общеупотребительные (облака, предметы, осадки, град, ветер, погода), но в тексте значительное количество лексики ограниченного употребления – атмосферные термины, что характерно для научной статьи.

§ Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины), эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует («сухость» изложения в научном стиле), представлена также нейтральная лексика.

§ Кроме исконных слов, в тексте есть и заимствования: град (церк.слав.), ветер (греч.), пар (церк.слав.), молния (ст. слав.), шквал (англ.), масса (от лат из греч.), облако (церк.слав), теплый (ст.-слав.), что является характерной чертой научного стиля.

§ В тексте употреблены фразеологизмы научно-терминологического характера – устойчивые словосочетания: водяной пар, воздушные массы, электрические разряды. Это тоже характерно для научного стиля.

Изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур в тексте нет.

4. Словообразовательный анализ:

Субъективных суффиксов и контекстуальных образований нет (научный стиль).

5. Морфологический анализ:

1. В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом. Это специфика научного стиля. Употреблены существительные в сочетании с прилагательными в функции определения (в том числе устойчивые сочетания), что объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля.

2. Прилагательные в тексте в основном относительные, преобладают прилагательные, образующие устойчивые терминологические сочетания с существительными (воздушные массы, водяной пар и т.д). Составные термины – признак научной речи.

3. Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу. Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.

4. Употреблены формы настоящего времени глагола действительного залога (разряды сопровождаются, гроза наблюдается). Они служат для выражения постоянного свойства предмета.

5. Много употреблено форм причастий (заключающееся, называемыми, находящимися, перегретой, движущихся), что типично для научного стиля.

6. Представлены союзы, составные предлоги (а также, в виде). Эмоциональных частиц и междометий нет.

6. Синтаксический анализ:

1. Текст представляет собой сложное синтаксическое целое с последовательной цепной связью, объединенное темой и идеей.

В тексте 3 предложения: все простые, осложненные причастными оборотами и однородными членами.

2. В статье простые двусоставные предложения, повествовательные с нейтральной лексикой, логически правильным порядком слов. Прямой порядок слов типичен для логического, последовательного и четкого научного стиля.

7. Общий вывод:

Уровни текста, и лексический в первую очередь, способствуют формированию научного функционального стиля, особенности которого проявляются на всех уровнях. Отсутствие экспрессивных средств на всех уровнях также отличает научный функциональный стиль.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *