досифея киевская о чем молятся
Преподобная Досифея, затворница Киевская
25 сентября / 8 октября
![]() |
| Преподобная Досифея, затворница Киевская |
Прп. Досифея[1] родилась в 1721 г. в Рязани в дворянской семье. Начальное образование она получила у своей бабушки Порфирии в Москве, которая была монахиней Вознесенского монастыря. Она привила девочке любовь к подвижнической жизни и святым добродетелям. Когда Порфирия постриглась в великую схиму, внучка вернулась в родительский дом. Но и здесь она продолжала жить как в монастыре, ибо ничто в мирской жизни ее не привлекало. Родителей беспокоило ее поведение, и они хотели как можно скорее выдать ее замуж. Но святая избежала этого. В пятнадцатилетнем возрасте она переоделась в мужскую одежду и ушла в Троице-Сергиеву лавру, где назвалась крестьянским сыном Досифеем. Ее приняли послушником и поставили пономарем.
Через три года святая тайно бежала из лавры, чтобы родители не нашли ее. Она отправилась в Киево-Печерскую обитель, но там ее не приняли, так как у нее не было паспорта. Не имея другого выхода, она с тех пор стала жить отшельницей в пещере близ Китаевой пустыни.
Досифея питалась хлебом и водой, которые оставлял у входа в ее пещеру один монах. На время Великого поста она затворялась и вкушала только дикие травы, росшие поблизости. Полностью устремленная к Богу в подвиге и непрестанной молитве, она в изобилии удостоилась даров пророчества и прозорливости, благодаря которым вскоре стала известна в окрестностях Киева. Многие христиане стекались к «затворнику Досифею», чтобы благоговейно выслушать его советы и слова утешения через маленькое окошко, в которое не было видно даже его лица. В 1744 г. императрица Елизавета Петровна (1741-1761) посетила отшельника и ходатайствовала о его постриге в иноческий чин.
За некоторое время до этого прп. Досифею посетил юный Прохор Машнин — будущий прп. Серафим Саровский [2 ян.]. Предвидя судьбу, уготованную ему Господом, святая благословила его и направила в Саровский монастырь, дав наставление постоянно хранить на устах и в сердце Иисусову молитву, чтобы Святой Дух пребывал в нем. Однажды родная сестра прп. Досифеи пришла к «старцу» и спросила, что стало с ее сестрой. Не назвавшись ей, святая отвечала, что не надо больше искать Досифею, ибо она скрывается, чтобы служить Господу.
Когда производилась конфискация монастырских земель по императорскому указу, прп. Досифея укрылась в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Но там она не могла обрести покоя из-за слишком большого числа людей, приходивших к ней с разными просьбами. Через четыре года она поселилась в отдаленной келье Китаевой пустыни.
В последние годы жизни келейником и учеником прп. Досифеи был монах Феофан, которого она отправила в Молдавию к прп. Паисию Величковскому [15 н.] — великому подвижнику, возродившему исихазм и внутреннюю молитву. По возвращении в Россию Феофан был при прп. Досифее до самой ее смерти. Затем, исполняя волю святой, он ушел вести отшельническую жизнь в Соловецкий монастырь, где много сделал для возрождения традиции умного делания, полузабытой в России.
В пятьдесят пять лет прп. Досифея почувствовала, что настал час ее отшествия из этой жизни, и пошла проститься с братией обители. Вернувшись в келью, она провела ночь за чтением псалмов. Утром 26 сентября 1776 г. ее нашли на коленях перед иконой. В руках ее была записка: «Мое тело готово к погребению. Прошу вас, не трогайте его и похороните по обычаю». Только после смерти прп. отшельника Досифея стало известно, что это была женщина.
Преподобная Досифе ́ я (Тяпкина), Киевская, затворница
Дни памяти
23 июня – Собор Рязанских святых
Житие
В пятнадцатом веке на южных подступах к Киеву, на Китай-горе монахи Киево-Печерской Лавры создают пещерный монастырь, а затем и Лаврский скит. Подвизалось здесь немало великих старцев, но самым знаменитым был преподобный Досифей, прославившийся в ХVIII веке своими великими подвигами. Никто и не подозревал, что под именем старца Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья!
Родилась она в 1721 году в семье богатых и знатных рязанских дворян Тяпкиных. Род свой вели они от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего потом любимым окольничим Димитрия Донского. Неразрывные духовные связи соединяли дворян Тяпкиных с родом святого князя. Бабушка Дарьи ушла под старость из мира в женский Свято-Вознесенский монастырь, находившейся в Московском Кремле, и стала мантийной монахиней Порфирией. Когда девочке исполнилось два года, родители с маленькой Дарьей отправились на богомолье в Сергиеву Лавру. Проездом через Москву они навестили в Вознесенском монастыре бабушку, монахиню Порфирию, которая упросила родителей оставить внучку при ней, дабы молитвами управить благой путь жизни ребенка. Монашеская жизнь с раннего детства оставила глубокий след в сознании Дарьи и повлияла на всю ее дальнейшую жизнь, тем более что душа у девочки была до крайности чуткой и трепетной, милосердной ко всем. Молилась Дарья, как взрослая, никаких поблажек: выстаивала длинные монастырские службы вместе со всеми, клала поклоны сколько надо, осеняя себя крестным знамением. Пятилетняя Дарья строго держала посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучилась грамоте и вечерами читала бабушке Евангелие.
В монастыре Дарья прожила семь лет. А потом пришло время забрать девочку домой на светское воспитание, как и положено было при ее дворянском происхождении. Новая жизнь обрушилась на Дарью бессмысленным, никчемным грузом. Пустая трата времени пришлась девочке не по сердцу и вызывала лишь жалость ко взрослым. Окружающие ее люди, в свою очередь, тоже недоумевали: богатая, а ходит, как крестьянка, барыня, а спит на доске, под голову сено кладет да еще с бедняками трапезу делит и разговаривает как с равными. Чужд был богатый родительский дом, полный гостей, болтовня сестер, глупые мечты о завидных женихах, украшениях и нарядах. Не нужно было Дарье и светское образование, которое непременно хотели дать ей родители-дворяне. Для этого предполагалось выписать для юной затворницы из столицы бойкую учительницу – француженку. Последней каплей стали разговоры о знатном женихе. И Дарья сделала свой выбор.
Однажды в солнечный майский день Дарья попросилась пойти с сестрами в лес. Для нее это было единственной возможностью уйти из дома. И она, ни о чем не сожалея, ушла навсегда – от дома, от родителей, от близких ей людей… от чуждой ей жизни. Сколько ни звали ее сестры, сколько ни аукали, так и вернулись в слезах домой без младшей сестры.
Сначала решила она пойти в Вознесенский монастырь к своей бабушке. Но подумав, что родственники найдут ее там и силой вернут назад, поступила иначе. Дарья остригла волосы, приобрела на базаре мужскую одежду и, переодевшись в простого крестьянского мальчика, направилась в Троице-Сергиеву Лавру. Долгое путешествие изменило ее лицо, оно огрубело, стало смуглым от палящего солнца, голос охрип, тело исхудало до невозможности. Теперь никто не смог бы признать в ней прежнюю красавицу Дарью. Она назвалась беглым крестьянином Досифеем (по-гречески Досифей означает «богом данный»). Посоветовавшись, старцы разрешили ей пребывать в Лавре тайно, но не иноком, а просто послушником. Сколько осторожности, сколько силы воли потребовалось Дарье, чтобы никто не догадался, что она девушка.
Так прошло три года. Однажды в Лавру в поисках пропавшей дочери приехала мать Дарьи. Долго молилась она у мощей святых угодников Божьих. Во время службы заметила молодого послушника. Материнское сердце безошибочно угадало любимое чадо, и она попросила монахов, чтобы юный послушник пришел к ним после службы в гостиницу. Но решительная Дарья, не подавая виду, мигом собралась, накинула котомку на плечи и снова пустилась в путь.
Начался беспримерный подвижнический путь послушника Досифея на родину иночества, в Киево-Печерскую Лавру. Через два месяца он уже стоял перед ее настоятелем и рассказывал, что с раннего детства мечтал стать монахом. Беспаспортного беглеца отказались принять в число братии. В поисках убежища Досифей приходит в окруженную лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились православные подвижники. Досифей поднялся на самый верх горы и руками вырыл себе в земле пещеру. В ней он прожил 17 лет. Питался он только хлебом, который изредка приносили ему иноки из Китаевой пустыни, мхом и корнями.
Слава о прозорливом и мудром отшельнике разлеталась по городам и весям Российской империи. Тысячи людей приходили к нему за помощью. Вельможи и нищие, старики и подростки прибегали к этому великому утешителю. Но никто из паломников не видел его лица. Он никогда не покидал пещеры и никого не впускал к себе. С приходящими к нему за советом и благословением беседовал только через маленькое окошечко. Исключение было сделано только для государыни императрицы Елизаветы Петровны, посетившей киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей императрицей. Чтобы императрица смогла пешком подняться наверх Китай-горы в пещеру Досифея, монахи срочно вбили в узкую тропинку множество деревянных ступенек.
Долгое время беседовал преподобный Досифей с царицей. Читал и прозревал старец в ее сердце. На всю жизнь запомнила она свою покаянную исповедь у таинственного затворника и его советы о будущем трона, о выборе престолонаследника и его роли в истории России.
Досифей пользовался большим уважением у киевских архиереев и монашеской братии, но даже не был пострижен в рясофор – первый чин монашества. Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения и сама присутствовала на нем. При постриге подвижнику было дано то же самое имя – Досифей.
Все это время дворяне Тяпкины не переставали искать свою дочь по разным обителям России. Однажды к прозорливому старцу приехала на гору Китай его родная сестра Агафья, чтобы узнать о судьбе пропавшей Дарьи. Через узкое окошечко благословил Досифей свою сестру и успокоил: Дарья стала монахиней, служит Господу, живет высокой духовной жизнью. У нее свой путь, и искать ее больше не надо. Именно от преп. Досифеи получил в Китаево благословение идти в Саровскую обитель будущий великий старец преп. Серафим.
Когда в Российской империи было запрещено отшельничество, преподобная переселилась на Дальние пещеры в Лавре, где ей назначили келейника по имени Феофан (будущего известного соловецкого подвижника). Однажды Досифей послал Феофана принести ладану и стал раздавать его по кусочкам каждому из приходящих. «Люди станут падать на дороге, умирать как мухи… Но вы не падайте духом, дети, а молитесь. » И действительно, в конце 1770 года на Украине случилась моровая язва. Многих скосила она, даже иноки в Лавре не спаслись. Уцелели только те люди, которым Досифей подал ладан и благословил молиться.
За день до своей кончины преподобный Досифей вышел из затвора и пошел по келлиям: прощаться с братией. Перед каждым иноком падал старец на колени и со слезами просил прощения. Простившись со всей обителью, он затворился в своей келлии, чтобы провести последние часы в молитве. Скончался Досифей 25 сентября 1776 года на 56-м году жизни. Напрасно наутро стучал послушник в его дверь. Никто не откликнулся. Когда же монахи вошли в келлию, глазам их представилась поразительная картина: тихо теплилась лампада, перед иконой стоял на коленях Досифей и как будто молился (точно так же в 1833 году отойдет к Господу и преподобный Серафим Саровский) – правая рука почившего старца поднята вверх в крестном знамении. В левой – зажата записка, адресованная братии: «Тело мое приготовлено к отшествию в вечную жизнь. Молю вас, не открывая, предать его погребению».
Завещание старца исполнили в точности. Никто не посмел обнажить многотрудное тело и обмыть его. С благоговением погребли его иноки в монастырской ограде на северной стороне Свято-Троицкой церкви.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Спустя несколько лет Агафья Тяпкина снова приехала в Китаевскую пустынь, очень расстроилась, не застав старца в живых. Попросила взглянуть на его портрет, узнала свою сестру Дарью и потеряла сознание. Так стало известно, что великий затворник Китаевской пустыни был не мужчиной, а девицей – преподобной Досифеей.
Благодатная старица Досифея
Известно, что она находилась в молитвенном и духовном общении с известным затворником Новоспасского монастыря старцем Филаретом (Пуляшкиным); несомненно, знала и игумена Новоспасского Александра. Сам митрополит Платон после 1796 года также нередко бывал у старицы с визитом, а в большие праздники “езжал к ней с поздравлением”.
Через двенадцать лет подвижничества Досифея достигла таких духовных высот, что и сама могла стать наставницей. Да и слухи о ней уже давно разошлись по Москве. По свидетельству современников, она стяжала дары молитвы, прозорливости и рассуждения. К ней многие стали стремиться за духовным советом. Изредка приоткрывая свой затвор, подвижница, продолжая нести подвиг безмолвия, стала помогать страждущим людям письмами и советами. Тринадцать лет, с 1797 по 1810, были годами ее старчества.
Как очень яркий пример ее старческого служения можно привести ее участие в жизни преподобного Моисея Оптинского (1782–1862) и его брата, игумена Саровской пустыни Исайи II. В житии преподобного Моисея написано, что, обитая в Москве с 1800 года, он (тогда еще Тимофей) познакомился с “благочестивою старицею Московского Ивановского девичьего монастыря Досифеею” и в эти годы “не раз бывал у нее”. От нее он и его брат Иона получили важные наставления, повернувшие их жизнь в соответствии с Божией волей.
Именно монахиня Досифея, ясно провидя их судьбу как будущих старцев, благословила совсем еще юных Тимофея и Иону на монашеский путь. Кроме того она направила их в Новоспасский монастырь к опытным старцам – наместнику обители иеромонаху Александру и его духовному другу, иеромонаху Филарету, находившимся в духовном общении с преподобным Паисием (Величковским). Благодаря советам старицы Досифеи братья неуклонно шли по монашеской стезе, хотя родители их этому противились. В 1805 году они написали письмо затворнице Досифее и получили ответ. Сохранился текст письма старицы, датированный 29 октября 1805 года. Письмо преисполнено высокой мудрости, изобилует изречениями из Евангелия и святых отцов. Видно, что писал его человек, помазанный Духом Святым и исполненный евангельской любовью, стяжать которую можно только многолетним подвигом и смирением. Впоследствии преподобный Моисей Оптинский не раз вспомнит о духовной помощи старицы Досифеи, письмо которой он сохранит как святыню.
В наше время судьбы некоторых людей тоже позволяют утверждать, что таинственная затворница и ныне прикровенно продолжает свое духовное руководство, ведет по жизни, приводит к вере и даже к монашеству. Так, например, удивляют совпадения в обстоятельствах жизни многих насельниц и трудниц Иоанно-Предтеченского монастыря, а также прихожан соседнего с монастырем храма святого князя Владимира. Оказалось, что еще в советское время они жили или работали на территории Новоспасского монастыря, где, как известно похоронена старица Досифея по ее просьбе. Как образно сказала одна из них, матушка Досифея “протянула ниточку” между местом своего подвига и упокоения. Есть свидетельства, что старица Досифея покровительствует и ходатайствует ко Господу о поминающих ее.
Почитание старицы Досифеи в последнее время все усиливается. И это несмотря на то, что на месте ее подвигов в Ивановском монастыре не сохранилось ничего материального, что бы напоминало о ней. После перестройки монастыря утрачены сведения даже о месте, где находились ее келии. И, тем не менее, таинственная подвижница часто напоминает о себе, словно выходя из многолетнего затвора забвения.
Насельницы монастыря, прихожане близлежащих храмов, Новоспасского монастыря свидетельствуют о благодатной помощи по молитвам монахини Досифеи. Эти свидетельства посланы в Комиссию по канонизации. Вот некоторые из них (в данной статье даем их в сокращении и без подписей).
1. – Раньше я поминала монахиню Досифею о упокоении, а как узнала, что ее готовят к прославлению и можно обращаться к ней в молитвах, начала ей молиться. Как-то раз стала я заболевать. Но впереди предстояла большая работа, а значит, болеть мне было нельзя. Вспомнила, что можно попросить монахиню Досифею, и помолилась ей, прося не дать мне разболеться, – и по ее молитвам так и не заболела…
Родственник нашей М.М., которому под семьдесят лет, получил обширнейший инфаркт, а вскоре у него начался отек легкого. Несколько дней он провел в реанимации. Многие говорили, что он не жилец. Мы с М.М. стали молиться матушке Досифее. И к удивлению врачей больной поправился.
Теперь я постоянно обращаюсь к матушке Досифее, и она, даже в мелочах, помогает. Вот недавно приехала я к нотариусу оформлять покупку дома. Со мной были 80-летняя хозяйка дома и мой 9-летний внук. Заняли мы очередь, перед нами 28 человек. Сидим, ждем. С 9-ти до 10-ти прошло только четыре человека. С 10 до 11 – еще пять человек. Устали мои спутники ждать. Жалко мне их. Вышли с внуком на улицу. “Давай, – говорю, – просить Господа и святых помочь нам”. И стали мы просить матушку Досифею: “Преподобная мати Досифея, помоги нам! Господи, упокой душу усопшия монахини Досифеи и святыми ея молитвами помози нам!”
И что вы думаете? С 11 до 12-ти прошло 14 человек! Еще несколько человек выбыли из очереди. Так что мы вошли в кабинет за пять минут до обеденного перерыва, и нам все (!) бумаги оформили до перерыва на обед! Рассказываю об этом знакомым юристам – удивляются: как это возможно? Да, матушка Досифея – скорая помощница!
2. При раскопках под часовней инокини Досифеи в 1996 году на одну из сотрудниц, спустившуюся в открытую могилу, обвалилась каменная глыба, придавив ей ноги. Но каким-то образом Т.В. не получила травму и даже продолжила обследование места захоронения инокини Досифеи.
2. В 1996 – 1997 годах у одной трудницы Новоспасского монастыря начались такие сильные боли в ногах, что она не спала по ночам и с трудом ходила. Вот что она рассказала: “В те годы проводились реставрационные работы в усыпальнице Романовых и одновременно раскопки в часовне над могилой инокини Досифеи. Мощи ее тогда временно были поставлены в часовне. Перед Великим постом одна из сотрудниц предложила мне помолиться у мощей. Я тогда еще не знала толком об этой старице, но в надежде на ее помощь согласилась. По благословению владыки мы с Т.В. каждый четверг стали читать у мощей 17-ю кафизму на протяжении всего поста. Боли в ногах стали уменьшаться и постепенно совсем прошли. Сейчас вспоминаю, и не верится, что были такие сильные боли”.
3. 13 сентября 2010 года в Иоанно-Предтеченский монастырь приехал А., знакомый одной из инокинь. Он привез яблоки на помин новопреставленного друга. Вскоре зашел разговор о Новоспасском монастыре, и одна из сестер спросила, знает ли он про нашу затворницу Досифею, похороненную там. А. очень обрадовался, даже взбодрился и рассказал следующее: “Однажды я проезжал мимо Новоспасского монастыря, и меня вдруг туда потянуло. Я подумал, что надо зайти. Вхожу, вижу – все построились, будто поисходит что-то чрезвычайное. И действительно – там было обретение мощей монахини Досифеи. Запомнился ее гроб голубовато-зеленоватого цвета. Все благоговейно прикладывались, и я тоже. В то время я еще не знал, кто она, но не сомневался, что обретали святые мощи. Благодать ощущалась всеми”.
Спустя год у А., как следствие диабета, началась гангрена. Удалили пальцы на правой стопе. Решался вопрос о дальнейшем отнятии стопы. За несколько дней до консилиума А. позвонил в Ивановский монастырь с просьбой особо помолиться матушке Досифее. Он очень надеялся, что она поможет ему. “Нет ли у вас в монастыре частички покрова с ее мощей или хотя бы ее портрета?” – с надеждой спросил он. Какова же была его радость, когда в тот же день инокиня Амвросия, навещавшая больного, привезла ему открытку с изображением монахини Досифеи. Но еще больше удивилась сама мать Амвросия: “Я даже и не знала, что А.В. просил, просто мне захотелось подарить ему портрет матушки Досифеи!” Когда же состоялся консилиум, то, осмотрев больного, врачи констатировали, что пошел процесс восстановления. Стопу решено было оставить.
4. – В августе 2009 года я шла в монастырь святого Иоанна Крестителя от метро Китай-Город. Поднимаясь в горку с небольшим уклоном, задыхалась, идти было тяжело. В монастыре остановилась возле стенда с жизнеописанием монахини Досифеи и с сердечным вниманием попросила ее об исцелении. На обратном пути я уже не помнила, что плохо себя чувствовала. Впоследствии обращалась к монахине Досифее с просьбой об исцелении при болезни легких – и помощь приходила сразу. Слава Богу!
5. –Мои взрослые дочери, обычно такие дружные, случайно поссорились по пустякам и почти полгода не разговаривали друг с другом. Я молилась каждый день об их примирении. Просила об этом и матушку Досифею. Открытку с ее портретом обычно ношу с собой вместе иконочками. И вот, поехав на день рождения к внуку, где обычно собирались все родные, я взмолилась: “Матушка Досифея, помоги, примири…” И молитва моя была услышана! Слово за слово – дочки мои снова стали разговаривать друг с другом. Благодарю матушку Досифею, свечку ставлю ей на канун.
Как-то ночью у меня начался один из тех сильных приступов боли, какие раньше часто случались после операции. Испугалась: неужели опять в больницу? А утром необходимо быть на клиросе. Но помолилась и приложила портрет матушки Досифеи на больное место. Постепенно боль утихла. Наутро я смогла регентовать.
6. – На прошлом месте моей работы в одной фирме мне не заплатили зарплату, и девять месяцев я не могла ее получить. Молилась многим святым, но результат был лишь после обращения к старице Досифее. Одна из сестер дала мне ее акафист. Это было в пятницу 17 сентября. Я его по дороге прочитала и стала просить старицу Досифею помолиться обо мне ко Господу, чтобы миновать суда. Ведь как христианке мне не подобает судиться. Просила еще, чтобы матушка вразумила моих начальниц, смягчила их сердца, и чтобы мне не впасть ни в уныние, ни в ропот, а принять эту ситуацию как от руки Божией. Уже были готовы документы для иска в суд, но так не хотелось начинать тяжбу. Я молилась, чтобы эта поездка оказалась решающей и последней. В воскресенье, 19 сентября, состоялась моя поездка в фирму вместе с адвокатом. Ожидая враждебного отношения, я настраивалась на неприятный разговор. Но неожиданно главный бухгалтер встретила меня так приветливо, будто только и ждала, чтобы расплатиться. Даже повела разговор, как будто я еще и виновата, что не приехала раньше. Вот нечаянная радость! Хоть и не полностью выдали зарплату, но я не собираюсь просить остаток. Бог дал, сколько мне надо. Я очень обрадовалась, что Господь избавил меня от суда и совесть моя чиста. Произошло чудо! И произошло явно заступничеством старицы Досифеи. Она услышала мои молитвы и так скоро помогла! Я уверена, что все святые, которым я молилась раньше, помогали, но, когда Господь хочет прославить нового Своего угодника, то через него являет особую благодать и помощь. Дивен Бог во святых Своих!
7. В тот день, когда в Иоанно-Предтеченском монастыре состоялся юбилейный вечер памяти монахин Досифеи (17 февраля 2010 года, 200-летие со дня кончины), к помощнице благочинной инокине С. подошла незнакомая женщина и представилась. Это была экскурсовод Т.М., которая рассказала следующее.
В конце 1990-х годов она бывала в Новоспасском монастыре и удивлялась, с каким благоговением ее духовник поклонялся мощам матушки Досифеи. Она же, еще не зная ничего о затворнице, следовала примеру батюшки. Года три назад ее уволили с работы. От отчаяния она не знала даже, куда пойти. И вдруг ей вспомнилась монахиня Досифея. Т.М. пришла в храм-усыпальницу и помолилась у мощей старицы, прося помощи. Вышла из храма уже другим человеком, – так радостно было на душе. А через несколько дней нашлась и новая работа. И вот на днях, готовясь к экскурсии в Иоанно-Предтеченский монастырь, Т.М. села конспектировать историю монастыря и брошюры о святых его покровителях. Когда дошла до сведений о дне преставления монахини Досифеи, то поразилась – это был именно тот день, 17 февраля…
8. – У меня были большие неприятности с моим супругом, когда он ушел из семьи в январе 1909 года. Угроза висела над моими сыновьями, мною, над нашим имуществом. Я была в отчаянии от обид и его угроз. Летом я попала с экскурсией в Новоспасский монастырь и посетила усыпальницу Романовых. Там я услышала об инокине Досифее, поклонилась ее гробнице и удивилась, почему она еще не святая, ибо почувствовала ее незримое присутствие. Осенью впервые посетила обитель Иоанна Предтечи, где подвизалась инокиня Досифея. Увидела, что там ее чтут, купила книжечку о ней. 17 февраля 2010 года вдруг произошло облегчение: улучшилось настроение, дела пошли на лад. А мужу моему пришло такое вразумление, что он обратился к Богу и просит теперь прощения за нас. Посмотрела в книжечку об инокине Досифее и увидела, что все это произошло в день ее памяти, да еще на 200-летие. Слава Богу!
9. В начале зимы 2010 года в келейный корпус зашла незнакомая женщина. Она сказала, что художница и что хочет написать что-нибудь в подарок монастырю в благодарность за помощь Божию после молитв в обители. Ей предложили написать портрет монахини Досифеи, рассудив, что художнику легче писать то, что он умеет делать хорошо. Накануне юбилея, в начале февраля, художница неожиданно принесла икону затворницы Досифеи, живописную. “Мне почему-то захотелось написать не портрет, а икону”, – оправдывалась художница.
Мощи старицы Досифеи долго не были доступны для поклонения, поскольку находятся в Новоспасском монастыре в храме-усыпальнице преподобного Романа Сладкопевца, открытого до недавнего времени лишь два раза в неделю. По свидетельству братии, многие приходили на раннюю службу в праздничные дни в храм-усыпальницу, чтобы иметь возможность поклониться мощам почитаемой старицы. Сейчас храм почти всегда открыт, и сюда, именно к святым мощам инокини Досифеи, приезжают из разных районов Москвы и из других городов России.
Когда в 1996 году в Новоспасском монастыре обрели мощи монахини Досифеи для дальнейшего их захоронения в храме-усыпальнице преподобного Романа Сладкопевца, сестры Ивановской обители удостоились помолиться и приложиться к честным останкам почитаемой старицы их монастыря. По их воспоминаниям, это было прикосновение к святыни. Все чувствовали особую значимость события и молитвенного общения с небесной покровительницей своего монастыря. На их глазах тогда произошло исцеление монахини П., приехавшей из Рижской пустыни и страдающей от сильных головных болей.
На месте же подвигов затворницы Досифеи, в Иоанно-Предтеченском монастыре, по субботам служат ей панихиду. Старица утаенно несла свой подвиг, и сейчас ее постоянное невидимое предстательство открывается тихо и постепенно. Часто – сокровенно, и не сразу это можно ощутить и передать. Но насельницы монастыря всегда чувствуют над собой некий молитвенный покров инокини Досифеи и трудятся под ее неусыпным смотрением.
Вот что поведала инокиня Р.: “Каждый день мы молимся ей, и с годами углубляется невидимая связь с нашей святой покровительницей. Как и все наши сестры, я ожидаю прославления затворницы Досифеи во святых. В конце 1990-х годов по благословению духовника собирала сведения о ней и архивные документы о жизни в монастыре в годы ее затвора. Бывали моменты, когда святая подвижница явственно оказывала свою помощь в сборе материалов, в другие же моменты вдруг открывались некоторые неизвестные стороны ее жизни.
Тяготы и скорби избранничества начались задолго до заточения княжны в монастырь. С детства лишенная материнской ласки и отеческой заботы, воспитывавшаяся в семье Дараган, у тетки, кто знает, сколько претерпела она детских обид, непонимания. Неопределенность, недомолвки неизбежно создавали напряженность, что не могло не сказаться на складе ее характера. Одиночество было ее уделом. Будучи принцессой по рождению, она принуждена была жить за границей, как бы в изгнании, скрываясь под чужим именем. Но крест свой она несла с царственным достоинством.
И вот наступил переломный момент в ее жизни – невольный постриг в монашество и пожизненное заточение в монастыре. Тогда стал ясен смысл ее предыдущей жизни – это была подготовка к житию затворницы…
Преклоняюсь пред ее мудростию и величием. А главное – перед смирением. Когда в молитвах обращаюсь к инокине Досифее, страстные переживания сразу утихают, душа умиротворяется. По характеру святости мать Досифея – не чудотворица, как, например, наша преподобная Елисавета, она – старица. Она незаметно, но властно ведет по жизни, направляет, вразумляет, защищает, научает терпеть и благодарить.
Меня благословили составить службу нашей подвижнице. Образования у меня недостаточно, но опыт показывает, что по содержанию тексты, составленные человеком, находящимся в постоянном молитвенном общении со святым, все-таки живее, чем у профессионалов, поэтому приступила к работе. Позже, когда после смерти моей наставницы, проверявшей каждое слово, я осталась одна, было особенно трудно работать над текстом. Стала просить саму старицу Досифею умудрить меня. И могу засвидетельствовать, что неожиданно находились подходящие формы и слова, складывались в единый текст. С удивлением теперь читаю службу: неужели это я составляла?
Живя в монастыре, сокрушалась о том, что обычно из-за занятости не успевала выполнить иноческое правило. Наконец, взмолилась нашей святой затворнице. И по молитвам матушки Досифеи Господь дал силы вставать до начала утренних молитв и исполнять келейное правило.
Когда провожу экскурсии, то рассказываю паломникам о наших подвижницах, блаженной Марфе и старице Досифее, прославленных от Господа благодатными дарами. Эти святые невидимо участвуют в жизни монастыря, постоянно помогают просящим их заступления”.
17 февраля 2011 года. Четверг Сплошной седмицы. 201-й год со дня преставления старицы Досифеи. Иоанно-Предтеченский монастырь. Накануне, во второй половине дня, позвонил игумен Стефан, секретарь владыки Феогноста, с неожиданным известием, что завтра утром Владыка будет служить у нас литургию. Срочно началась подготовка, к 7 часам утра вызвали праздничный хор.
Литургия прошла на одном дыхании. На заупокойной ектении диакон величественно возгласил прошение о упокоении приснопоминаемой инокини Досифеи. По окончании литургии торжественно пропели ей литию. Позже, в нижней трапезной, владыка Феогност вместе с отцом Стефаном остались побеседовать с сестрами. Владыка сказал, что, когда вчера он служил в Покровском монастыре, ему пришло на мысль послужить и у нас. Но при этом он не знал о том, что сегодня память нашей подвижницы Досифеи. Это Господь устроил так, что в столь знаменательный день совершилась архиерейская служба. “Хорошо, когда не мы, а нами управляет Господь”, – заключил Владыка.
В 1810 году инокиню Досифею отпевали несколько архиереев. Через два года монастырь был разорен французами, келья ее утрачена, и память о ее жизни в древнем монастыре сохранилась только в воспоминаниях. В наше время сестры в этот день стремились поехать в Новоспасский монастырь поклониться ее мощам, и в монастыре обычно служили поскору, чтобы успеть к панихиде. И вот теперь впервые на месте подвигов затворницы состоялся такой торжественный праздник, словно святая старица открыла свой затвор ради всех любящих ее.
Позже секретарь Владыки, отец Стефан, которому были привезены в Лавру материалы к прославлению инокини Досифеи, со смущением поведал нам, как был поражен, узнав, что старицу в миру знали под фамилией Тараканова (от Дараган). Ведь его фамилия такая же. Именно секретарю владыка Феогност сказал о своем внезапном решении послужить службу в Иоанно-Предтеченском монастыре.
При посещении обители Святейшим Патриархом Кириллом в 2010 году сестры рассказали о подвижницах монастыря, в том числе и о затворнице Досифее. Попросили у Святейшего благословения подать документы в комиссию по канонизации. Святейший Патриарх удивился: “Разве она еще не прославлена как местночтимая?”…

