досифея киевская о чем молятся

Преподобная Досифея, затворница Киевская

25 сентября / 8 октября

досифея киевская о чем молятся
Преподобная Досифея, затворница Киевская

Прп. Досифея[1] родилась в 1721 г. в Рязани в дворянской семье. Начальное образование она получила у своей бабушки Порфирии в Москве, которая была монахиней Вознесенского монастыря. Она привила девочке любовь к подвижнической жизни и святым добродетелям. Когда Порфирия постриглась в великую схиму, внучка вернулась в родительский дом. Но и здесь она продолжала жить как в монастыре, ибо ничто в мирской жизни ее не привлекало. Родителей беспокоило ее поведение, и они хотели как можно скорее выдать ее замуж. Но святая избежала этого. В пятнадцатилетнем возрасте она переоделась в мужскую одежду и ушла в Троице-Сергиеву лавру, где назвалась крестьянским сыном Досифеем. Ее приняли послушником и поставили пономарем.

Через три года святая тайно бежала из лавры, чтобы родители не нашли ее. Она отправилась в Киево-Печерскую обитель, но там ее не приняли, так как у нее не было паспорта. Не имея другого выхода, она с тех пор стала жить отшельницей в пещере близ Китаевой пустыни.

Досифея питалась хлебом и водой, которые оставлял у входа в ее пещеру один монах. На время Великого поста она затворялась и вкушала только дикие травы, росшие поблизости. Полностью устремленная к Богу в подвиге и непрестанной молитве, она в изобилии удостоилась даров пророчества и прозорливости, благодаря которым вскоре стала известна в окрестностях Киева. Многие христиане стекались к «затворнику Досифею», чтобы благоговейно выслушать его советы и слова утешения через маленькое окошко, в которое не было видно даже его лица. В 1744 г. императрица Елизавета Петровна (1741-1761) посетила отшельника и ходатайствовала о его постриге в иноческий чин.

За некоторое время до этого прп. Досифею посетил юный Прохор Машнин — будущий прп. Серафим Саровский [2 ян.]. Предвидя судьбу, уготованную ему Господом, святая благословила его и направила в Саровский монастырь, дав наставление постоянно хранить на устах и в сердце Иисусову молитву, чтобы Святой Дух пребывал в нем. Однажды родная сестра прп. Досифеи пришла к «старцу» и спросила, что стало с ее сестрой. Не назвавшись ей, святая отвечала, что не надо больше искать Досифею, ибо она скрывается, чтобы служить Господу.

Когда производилась конфискация монастырских земель по императорскому указу, прп. Досифея укрылась в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Но там она не могла обрести покоя из-за слишком большого числа людей, приходивших к ней с разными просьбами. Через четыре года она поселилась в отдаленной келье Китаевой пустыни.

В последние годы жизни келейником и учеником прп. Досифеи был монах Феофан, которого она отправила в Молдавию к прп. Паисию Величковскому [15 н.] — великому подвижнику, возродившему исихазм и внутреннюю молитву. По возвращении в Россию Феофан был при прп. Досифее до самой ее смерти. Затем, исполняя волю святой, он ушел вести отшельническую жизнь в Соловецкий монастырь, где много сделал для возрождения традиции умного делания, полузабытой в России.

В пятьдесят пять лет прп. Досифея почувствовала, что настал час ее отшествия из этой жизни, и пошла проститься с братией обители. Вернувшись в келью, она провела ночь за чтением псалмов. Утром 26 сентября 1776 г. ее нашли на коленях перед иконой. В руках ее была записка: «Мое тело готово к погребению. Прошу вас, не трогайте его и похороните по обычаю». Только после смерти прп. отшельника Досифея стало известно, что это была женщина.

Источник

Преподобная Досифе ́ я (Тяпкина), Киевская, затворница

Дни памяти

23 июня – Собор Рязанских святых

Житие

В пят­на­дца­том ве­ке на юж­ных под­сту­пах к Ки­е­ву, на Ки­тай-го­ре мо­на­хи Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры со­зда­ют пе­щер­ный мо­на­стырь, а за­тем и Лавр­ский скит. Под­ви­за­лось здесь нема­ло ве­ли­ких стар­цев, но са­мым зна­ме­ни­тым был пре­по­доб­ный До­си­фей, про­сла­вив­ший­ся в ХVIII ве­ке сво­и­ми ве­ли­ки­ми по­дви­га­ми. Ни­кто и не по­до­зре­вал, что под име­нем стар­ца До­си­фея дол­гие го­ды скры­ва­лась пра­во­слав­ная по­движ­ни­ца Да­рья!

Ро­ди­лась она в 1721 го­ду в се­мье бо­га­тых и знат­ных ря­зан­ских дво­рян Тяп­ки­ных. Род свой ве­ли они от ге­роя Ку­ли­ков­ской бит­вы Ва­си­лия Вар­госа, став­ше­го по­том лю­би­мым окольни­чим Ди­мит­рия Дон­ско­го. Нераз­рыв­ные ду­хов­ные свя­зи со­еди­ня­ли дво­рян Тяп­ки­ных с ро­дом свя­то­го кня­зя. Ба­буш­ка Да­рьи ушла под ста­рость из ми­ра в жен­ский Свя­то-Воз­не­сен­ский мо­на­стырь, на­хо­див­шей­ся в Мос­ков­ском Крем­ле, и ста­ла ман­тий­ной мо­на­хи­ней Пор­фи­ри­ей. Ко­гда де­воч­ке ис­пол­ни­лось два го­да, ро­ди­те­ли с ма­лень­кой Да­рьей от­пра­ви­лись на бо­го­мо­лье в Сер­ги­е­ву Лав­ру. Про­ез­дом через Моск­ву они на­ве­сти­ли в Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре ба­буш­ку, мо­на­хи­ню Пор­фи­рию, ко­то­рая упро­си­ла ро­ди­те­лей оста­вить внуч­ку при ней, дабы мо­лит­ва­ми упра­вить бла­гой путь жиз­ни ре­бен­ка. Мо­на­ше­ская жизнь с ран­не­го дет­ства оста­ви­ла глу­бо­кий след в со­зна­нии Да­рьи и по­вли­я­ла на всю ее даль­ней­шую жизнь, тем бо­лее что ду­ша у де­воч­ки бы­ла до край­но­сти чут­кой и тре­пет­ной, ми­ло­серд­ной ко всем. Мо­ли­лась Да­рья, как взрос­лая, ни­ка­ких по­бла­жек: вы­ста­и­ва­ла длин­ные мо­на­стыр­ские служ­бы вме­сте со все­ми, кла­ла по­кло­ны сколь­ко на­до, осе­няя се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем. Пя­ти­лет­няя Да­рья стро­го дер­жа­ла по­сты, по сре­дам и пят­ни­цам вку­ша­ла толь­ко хлеб и во­ду. Ра­но вы­учи­лась гра­мо­те и ве­че­ра­ми чи­та­ла ба­буш­ке Еван­ге­лие.

В мо­на­сты­ре Да­рья про­жи­ла семь лет. А по­том при­шло вре­мя за­брать де­воч­ку до­мой на свет­ское вос­пи­та­ние, как и по­ло­же­но бы­ло при ее дво­рян­ском про­ис­хож­де­нии. Но­вая жизнь об­ру­ши­лась на Да­рью бес­смыс­лен­ным, ник­чем­ным гру­зом. Пу­стая тра­та вре­ме­ни при­шлась де­воч­ке не по серд­цу и вы­зы­ва­ла лишь жа­лость ко взрос­лым. Окру­жа­ю­щие ее лю­ди, в свою оче­редь, то­же недо­уме­ва­ли: бо­га­тая, а хо­дит, как кре­стьян­ка, ба­ры­ня, а спит на дос­ке, под го­ло­ву се­но кла­дет да еще с бед­ня­ка­ми тра­пе­зу де­лит и раз­го­ва­ри­ва­ет как с рав­ны­ми. Чужд был бо­га­тый ро­ди­тель­ский дом, пол­ный го­стей, бол­тов­ня се­стер, глу­пые меч­ты о за­вид­ных же­ни­хах, укра­ше­ни­ях и на­ря­дах. Не нуж­но бы­ло Да­рье и свет­ское об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое непре­мен­но хо­те­ли дать ей ро­ди­те­ли-дво­ряне. Для это­го пред­по­ла­га­лось вы­пи­сать для юной за­твор­ни­цы из сто­ли­цы бой­кую учи­тель­ни­цу – фран­цу­жен­ку. По­след­ней кап­лей ста­ли раз­го­во­ры о знат­ном же­ни­хе. И Да­рья сде­ла­ла свой вы­бор.

Од­на­жды в сол­неч­ный май­ский день Да­рья по­про­си­лась пой­ти с сест­ра­ми в лес. Для нее это бы­ло един­ствен­ной воз­мож­но­стью уй­ти из до­ма. И она, ни о чем не со­жа­лея, ушла на­все­гда – от до­ма, от ро­ди­те­лей, от близ­ких ей лю­дей… от чуж­дой ей жиз­ни. Сколь­ко ни зва­ли ее сест­ры, сколь­ко ни аука­ли, так и вер­ну­лись в сле­зах до­мой без млад­шей сест­ры.

Сна­ча­ла ре­ши­ла она пой­ти в Воз­не­сен­ский мо­на­стырь к сво­ей ба­буш­ке. Но по­ду­мав, что род­ствен­ни­ки най­дут ее там и си­лой вер­нут на­зад, по­сту­пи­ла ина­че. Да­рья остриг­ла во­ло­сы, при­об­ре­ла на ба­за­ре муж­скую одеж­ду и, пе­ре­одев­шись в про­сто­го кре­стьян­ско­го маль­чи­ка, на­пра­ви­лась в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру. Дол­гое пу­те­ше­ствие из­ме­ни­ло ее ли­цо, оно огру­бе­ло, ста­ло смуг­лым от па­ля­ще­го солн­ца, го­лос охрип, те­ло ис­ху­да­ло до невоз­мож­но­сти. Те­перь ни­кто не смог бы при­знать в ней преж­нюю кра­са­ви­цу Да­рью. Она на­зва­лась бег­лым кре­стья­ни­ном До­си­фе­ем (по-гре­че­ски До­си­фей озна­ча­ет «бо­гом дан­ный»). По­со­ве­то­вав­шись, стар­цы раз­ре­ши­ли ей пре­бы­вать в Лав­ре тай­но, но не ино­ком, а про­сто по­слуш­ни­ком. Сколь­ко осто­рож­но­сти, сколь­ко си­лы во­ли по­тре­бо­ва­лось Да­рье, чтобы ни­кто не до­га­дал­ся, что она де­вуш­ка.

Так про­шло три го­да. Од­на­жды в Лав­ру в по­ис­ках про­пав­шей до­че­ри при­е­ха­ла мать Да­рьи. Дол­го мо­ли­лась она у мо­щей свя­тых угод­ни­ков Бо­жьих. Во вре­мя служ­бы за­ме­ти­ла мо­ло­до­го по­слуш­ни­ка. Ма­те­рин­ское серд­це без­оши­боч­но уга­да­ло лю­би­мое ча­до, и она по­про­си­ла мо­на­хов, чтобы юный по­слуш­ник при­шел к ним по­сле служ­бы в го­сти­ни­цу. Но ре­ши­тель­ная Да­рья, не по­да­вая ви­ду, ми­гом со­бра­лась, на­ки­ну­ла ко­том­ку на пле­чи и сно­ва пу­сти­лась в путь.

На­чал­ся бес­при­мер­ный по­движ­ни­че­ский путь по­слуш­ни­ка До­си­фея на ро­ди­ну ино­че­ства, в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. Через два ме­ся­ца он уже сто­ял пе­ред ее на­сто­я­те­лем и рас­ска­зы­вал, что с ран­не­го дет­ства меч­тал стать мо­на­хом. Бес­пас­порт­но­го бег­ле­ца от­ка­за­лись при­нять в чис­ло бра­тии. В по­ис­ках убе­жи­ща До­си­фей при­хо­дит в окру­жен­ную ле­са­ми Ки­та­ев­скую пу­стынь, где из­дав­на се­ли­лись пра­во­слав­ные по­движ­ни­ки. До­си­фей под­нял­ся на са­мый верх го­ры и ру­ка­ми вы­рыл се­бе в зем­ле пе­ще­ру. В ней он про­жил 17 лет. Пи­тал­ся он толь­ко хле­бом, ко­то­рый из­ред­ка при­но­си­ли ему ино­ки из Ки­та­е­вой пу­сты­ни, мхом и кор­ня­ми.

Сла­ва о про­зор­ли­вом и муд­ром от­шель­ни­ке раз­ле­та­лась по го­ро­дам и ве­сям Рос­сий­ской им­пе­рии. Ты­ся­чи лю­дей при­хо­ди­ли к нему за по­мо­щью. Вель­мо­жи и ни­щие, ста­ри­ки и под­рост­ки при­бе­га­ли к это­му ве­ли­ко­му уте­ши­те­лю. Но ни­кто из па­лом­ни­ков не ви­дел его ли­ца. Он ни­ко­гда не по­ки­дал пе­ще­ры и ни­ко­го не впус­кал к се­бе. С при­хо­дя­щи­ми к нему за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем бе­се­до­вал толь­ко через ма­лень­кое око­шеч­ко. Ис­клю­че­ние бы­ло сде­ла­но толь­ко для го­су­да­ры­ни им­пе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны, по­се­тив­шей ки­ев­ские свя­ты­ни в 1744 го­ду вме­сте с на­след­ни­ком пре­сто­ла Пет­ром Фе­до­ро­ви­чем и его неве­стой Ека­те­ри­ной, бу­ду­щей им­пе­ра­три­цей. Чтобы им­пе­ра­три­ца смог­ла пеш­ком под­нять­ся на­верх Ки­тай-го­ры в пе­ще­ру До­си­фея, мо­на­хи сроч­но вби­ли в уз­кую тро­пин­ку мно­же­ство де­ре­вян­ных сту­пе­нек.

Дол­гое вре­мя бе­се­до­вал пре­по­доб­ный До­си­фей с ца­ри­цей. Чи­тал и про­зре­вал ста­рец в ее серд­це. На всю жизнь за­пом­ни­ла она свою по­ка­ян­ную ис­по­ведь у та­ин­ствен­но­го за­твор­ни­ка и его со­ве­ты о бу­ду­щем тро­на, о вы­бо­ре пре­сто­ло­на­след­ни­ка и его ро­ли в ис­то­рии Рос­сии.

До­си­фей поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем у ки­ев­ских ар­хи­ере­ев и мо­на­ше­ской бра­тии, но да­же не был по­стри­жен в ря­со­фор – пер­вый чин мо­на­ше­ства. Ели­за­ве­та Пет­ров­на по­ве­ле­ла немед­лен­но со­вер­шить об­ряд по­стри­же­ния и са­ма при­сут­ство­ва­ла на нем. При по­стри­ге по­движ­ни­ку бы­ло да­но то же са­мое имя – До­си­фей.

Все это вре­мя дво­ряне Тяп­ки­ны не пе­ре­ста­ва­ли ис­кать свою дочь по раз­ным оби­те­лям Рос­сии. Од­на­жды к про­зор­ли­во­му стар­цу при­е­ха­ла на го­ру Ки­тай его род­ная сест­ра Ага­фья, чтобы узнать о судь­бе про­пав­шей Да­рьи. Через уз­кое око­шеч­ко бла­го­сло­вил До­си­фей свою сест­ру и успо­ко­ил: Да­рья ста­ла мо­на­хи­ней, слу­жит Гос­по­ду, жи­вет вы­со­кой ду­хов­ной жиз­нью. У нее свой путь, и ис­кать ее боль­ше не на­до. Имен­но от преп. До­си­феи по­лу­чил в Ки­та­е­во бла­го­сло­ве­ние ид­ти в Са­ров­скую оби­тель бу­ду­щий ве­ли­кий ста­рец преп. Се­ра­фим.

Ко­гда в Рос­сий­ской им­пе­рии бы­ло за­пре­ще­но от­шель­ни­че­ство, пре­по­доб­ная пе­ре­се­ли­лась на Даль­ние пе­ще­ры в Лав­ре, где ей на­зна­чи­ли ке­лей­ни­ка по име­ни Фе­о­фан (бу­ду­ще­го из­вест­но­го со­ло­вец­ко­го по­движ­ни­ка). Од­на­жды До­си­фей по­слал Фе­о­фа­на при­не­сти ла­да­ну и стал раз­да­вать его по ку­соч­кам каж­до­му из при­хо­дя­щих. «Лю­ди ста­нут па­дать на до­ро­ге, уми­рать как му­хи… Но вы не па­дай­те ду­хом, де­ти, а мо­ли­тесь. » И дей­стви­тель­но, в кон­це 1770 го­да на Укра­ине слу­чи­лась мо­ро­вая яз­ва. Мно­гих ско­си­ла она, да­же ино­ки в Лав­ре не спас­лись. Уце­ле­ли толь­ко те лю­ди, ко­то­рым До­си­фей по­дал ла­дан и бла­го­сло­вил мо­лить­ся.

За день до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный До­си­фей вы­шел из за­тво­ра и по­шел по ке­ллиям: про­щать­ся с бра­ти­ей. Пе­ред каж­дым ино­ком па­дал ста­рец на ко­ле­ни и со сле­за­ми про­сил про­ще­ния. Про­стив­шись со всей оби­те­лью, он за­тво­рил­ся в сво­ей кел­лии, чтобы про­ве­сти по­след­ние ча­сы в мо­лит­ве. Скон­чал­ся До­си­фей 25 сен­тяб­ря 1776 го­да на 56-м го­ду жиз­ни. На­прас­но на­ут­ро сту­чал по­слуш­ник в его дверь. Ни­кто не от­клик­нул­ся. Ко­гда же мо­на­хи во­шли в кел­лию, гла­зам их пред­ста­ви­лась по­ра­зи­тель­ная кар­ти­на: ти­хо теп­ли­лась лам­па­да, пе­ред ико­ной сто­ял на ко­ле­нях До­си­фей и как буд­то мо­лил­ся (точ­но так же в 1833 го­ду отой­дет к Гос­по­ду и пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский) – пра­вая ру­ка по­чив­ше­го стар­ца под­ня­та вверх в крест­ном зна­ме­нии. В ле­вой – за­жа­та за­пис­ка, адре­со­ван­ная бра­тии: «Те­ло мое при­го­тов­ле­но к от­ше­ствию в веч­ную жизнь. Мо­лю вас, не от­кры­вая, пре­дать его по­гре­бе­нию».

За­ве­ща­ние стар­ца ис­пол­ни­ли в точ­но­сти. Ни­кто не по­смел об­на­жить мно­го­труд­ное те­ло и об­мыть его. С бла­го­го­ве­ни­ем по­греб­ли его ино­ки в мо­на­стыр­ской огра­де на се­вер­ной сто­роне Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви.

Нет ни­че­го тай­но­го, что не ста­ло бы яв­ным. Спу­стя несколь­ко лет Ага­фья Тяп­ки­на сно­ва при­е­ха­ла в Ки­та­ев­скую пу­стынь, очень рас­стро­и­лась, не за­став стар­ца в жи­вых. По­про­си­ла взгля­нуть на его порт­рет, узна­ла свою сест­ру Да­рью и по­те­ря­ла со­зна­ние. Так ста­ло из­вест­но, что ве­ли­кий за­твор­ник Ки­та­ев­ской пу­сты­ни был не муж­чи­ной, а де­ви­цей – пре­по­доб­ной До­си­фе­ей.

Источник

Благодатная старица Досифея

досифея киевская о чем молятся

Известно, что она находилась в молитвенном и духовном общении с известным затворником Новоспасского монастыря старцем Филаретом (Пуляшкиным); несомненно, знала и игумена Новоспасского Александра. Сам митрополит Платон после 1796 года также нередко бывал у старицы с визитом, а в большие праздники “езжал к ней с поздравлением”.

Через двенадцать лет подвижничества Досифея достигла таких духовных высот, что и сама могла стать наставницей. Да и слухи о ней уже давно разошлись по Москве. По свидетельству современников, она стяжала дары молитвы, прозорливости и рассуждения. К ней многие стали стремиться за духовным советом. Изредка приоткрывая свой затвор, подвижница, продолжая нести подвиг безмолвия, стала помогать страждущим людям письмами и советами. Тринадцать лет, с 1797 по 1810, были годами ее старчества.

Как очень яркий пример ее старческого служения можно привести ее участие в жизни преподобного Моисея Оптинского (1782–1862) и его брата, игумена Саровской пустыни Исайи II. В житии преподобного Моисея написано, что, обитая в Москве с 1800 года, он (тогда еще Тимофей) познакомился с “благочестивою старицею Московского Ивановского девичьего монастыря Досифеею” и в эти годы “не раз бывал у нее”. От нее он и его брат Иона получили важные наставления, повернувшие их жизнь в соответствии с Божией волей.

Именно монахиня Досифея, ясно провидя их судьбу как будущих старцев, благословила совсем еще юных Тимофея и Иону на монашеский путь. Кроме того она направила их в Новоспасский монастырь к опытным старцам – наместнику обители иеромонаху Александру и его духовному другу, иеромонаху Филарету, находившимся в духовном общении с преподобным Паисием (Величковским). Благодаря советам старицы Досифеи братья неуклонно шли по монашеской стезе, хотя родители их этому противились. В 1805 году они написали письмо затворнице Досифее и получили ответ. Сохранился текст письма старицы, датированный 29 октября 1805 года. Письмо преисполнено высокой мудрости, изобилует изречениями из Евангелия и святых отцов. Видно, что писал его человек, помазанный Духом Святым и исполненный евангельской любовью, стяжать которую можно только многолетним подвигом и смирением. Впоследствии преподобный Моисей Оптинский не раз вспомнит о духовной помощи старицы Досифеи, письмо которой он сохранит как святыню.

В наше время судьбы некоторых людей тоже позволяют утверждать, что таинственная затворница и ныне прикровенно продолжает свое духовное руководство, ведет по жизни, приводит к вере и даже к монашеству. Так, например, удивляют совпадения в обстоятельствах жизни многих насельниц и трудниц Иоанно-Предтеченского монастыря, а также прихожан соседнего с монастырем храма святого князя Владимира. Оказалось, что еще в советское время они жили или работали на территории Новоспасского монастыря, где, как известно похоронена старица Досифея по ее просьбе. Как образно сказала одна из них, матушка Досифея “протянула ниточку” между местом своего подвига и упокоения. Есть свидетельства, что старица Досифея покровительствует и ходатайствует ко Господу о поминающих ее.

Почитание старицы Досифеи в последнее время все усиливается. И это несмотря на то, что на месте ее подвигов в Ивановском монастыре не сохранилось ничего материального, что бы напоминало о ней. После перестройки монастыря утрачены сведения даже о месте, где находились ее келии. И, тем не менее, таинственная подвижница часто напоминает о себе, словно выходя из многолетнего затвора забвения.

Насельницы монастыря, прихожане близлежащих храмов, Новоспасского монастыря свидетельствуют о благодатной помощи по молитвам монахини Досифеи. Эти свидетельства посланы в Комиссию по канонизации. Вот некоторые из них (в данной статье даем их в сокращении и без подписей).

1. Раньше я поминала монахиню Досифею о упокоении, а как узнала, что ее готовят к прославлению и можно обращаться к ней в молитвах, начала ей молиться. Как-то раз стала я заболевать. Но впереди предстояла большая работа, а значит, болеть мне было нельзя. Вспомнила, что можно попросить монахиню Досифею, и помолилась ей, прося не дать мне разболеться, – и по ее молитвам так и не заболела…

Родственник нашей М.М., которому под семьдесят лет, получил обширнейший инфаркт, а вскоре у него начался отек легкого. Несколько дней он провел в реанимации. Многие говорили, что он не жилец. Мы с М.М. стали молиться матушке Досифее. И к удивлению врачей больной поправился.

Теперь я постоянно обращаюсь к матушке Досифее, и она, даже в мелочах, помогает. Вот недавно приехала я к нотариусу оформлять покупку дома. Со мной были 80-летняя хозяйка дома и мой 9-летний внук. Заняли мы очередь, перед нами 28 человек. Сидим, ждем. С 9-ти до 10-ти прошло только четыре человека. С 10 до 11 – еще пять человек. Устали мои спутники ждать. Жалко мне их. Вышли с внуком на улицу. “Давай, – говорю, – просить Господа и святых помочь нам”. И стали мы просить матушку Досифею: “Преподобная мати Досифея, помоги нам! Господи, упокой душу усопшия монахини Досифеи и святыми ея молитвами помози нам!”

И что вы думаете? С 11 до 12-ти прошло 14 человек! Еще несколько человек выбыли из очереди. Так что мы вошли в кабинет за пять минут до обеденного перерыва, и нам все (!) бумаги оформили до перерыва на обед! Рассказываю об этом знакомым юристам – удивляются: как это возможно? Да, матушка Досифея – скорая помощница!

2. При раскопках под часовней инокини Досифеи в 1996 году на одну из сотрудниц, спустившуюся в открытую могилу, обвалилась каменная глыба, придавив ей ноги. Но каким-то образом Т.В. не получила травму и даже продолжила обследование места захоронения инокини Досифеи.

2. В 1996 – 1997 годах у одной трудницы Новоспасского монастыря начались такие сильные боли в ногах, что она не спала по ночам и с трудом ходила. Вот что она рассказала: “В те годы проводились реставрационные работы в усыпальнице Романовых и одновременно раскопки в часовне над могилой инокини Досифеи. Мощи ее тогда временно были поставлены в часовне. Перед Великим постом одна из сотрудниц предложила мне помолиться у мощей. Я тогда еще не знала толком об этой старице, но в надежде на ее помощь согласилась. По благословению владыки мы с Т.В. каждый четверг стали читать у мощей 17-ю кафизму на протяжении всего поста. Боли в ногах стали уменьшаться и постепенно совсем прошли. Сейчас вспоминаю, и не верится, что были такие сильные боли”.

3. 13 сентября 2010 года в Иоанно-Предтеченский монастырь приехал А., знакомый одной из инокинь. Он привез яблоки на помин новопреставленного друга. Вскоре зашел разговор о Новоспасском монастыре, и одна из сестер спросила, знает ли он про нашу затворницу Досифею, похороненную там. А. очень обрадовался, даже взбодрился и рассказал следующее: “Однажды я проезжал мимо Новоспасского монастыря, и меня вдруг туда потянуло. Я подумал, что надо зайти. Вхожу, вижу – все построились, будто поисходит что-то чрезвычайное. И действительно – там было обретение мощей монахини Досифеи. Запомнился ее гроб голубовато-зеленоватого цвета. Все благоговейно прикладывались, и я тоже. В то время я еще не знал, кто она, но не сомневался, что обретали святые мощи. Благодать ощущалась всеми”.

Спустя год у А., как следствие диабета, началась гангрена. Удалили пальцы на правой стопе. Решался вопрос о дальнейшем отнятии стопы. За несколько дней до консилиума А. позвонил в Ивановский монастырь с просьбой особо помолиться матушке Досифее. Он очень надеялся, что она поможет ему. “Нет ли у вас в монастыре частички покрова с ее мощей или хотя бы ее портрета?” – с надеждой спросил он. Какова же была его радость, когда в тот же день инокиня Амвросия, навещавшая больного, привезла ему открытку с изображением монахини Досифеи. Но еще больше удивилась сама мать Амвросия: “Я даже и не знала, что А.В. просил, просто мне захотелось подарить ему портрет матушки Досифеи!” Когда же состоялся консилиум, то, осмотрев больного, врачи констатировали, что пошел процесс восстановления. Стопу решено было оставить.

4. – В августе 2009 года я шла в монастырь святого Иоанна Крестителя от метро Китай-Город. Поднимаясь в горку с небольшим уклоном, задыхалась, идти было тяжело. В монастыре остановилась возле стенда с жизнеописанием монахини Досифеи и с сердечным вниманием попросила ее об исцелении. На обратном пути я уже не помнила, что плохо себя чувствовала. Впоследствии обращалась к монахине Досифее с просьбой об исцелении при болезни легких – и помощь приходила сразу. Слава Богу!

5. –Мои взрослые дочери, обычно такие дружные, случайно поссорились по пустякам и почти полгода не разговаривали друг с другом. Я молилась каждый день об их примирении. Просила об этом и матушку Досифею. Открытку с ее портретом обычно ношу с собой вместе иконочками. И вот, поехав на день рождения к внуку, где обычно собирались все родные, я взмолилась: “Матушка Досифея, помоги, примири…” И молитва моя была услышана! Слово за слово – дочки мои снова стали разговаривать друг с другом. Благодарю матушку Досифею, свечку ставлю ей на канун.

Как-то ночью у меня начался один из тех сильных приступов боли, какие раньше часто случались после операции. Испугалась: неужели опять в больницу? А утром необходимо быть на клиросе. Но помолилась и приложила портрет матушки Досифеи на больное место. Постепенно боль утихла. Наутро я смогла регентовать.

6. – На прошлом месте моей работы в одной фирме мне не заплатили зарплату, и девять месяцев я не могла ее получить. Молилась многим святым, но результат был лишь после обращения к старице Досифее. Одна из сестер дала мне ее акафист. Это было в пятницу 17 сентября. Я его по дороге прочитала и стала просить старицу Досифею помолиться обо мне ко Господу, чтобы миновать суда. Ведь как христианке мне не подобает судиться. Просила еще, чтобы матушка вразумила моих начальниц, смягчила их сердца, и чтобы мне не впасть ни в уныние, ни в ропот, а принять эту ситуацию как от руки Божией. Уже были готовы документы для иска в суд, но так не хотелось начинать тяжбу. Я молилась, чтобы эта поездка оказалась решающей и последней. В воскресенье, 19 сентября, состоялась моя поездка в фирму вместе с адвокатом. Ожидая враждебного отношения, я настраивалась на неприятный разговор. Но неожиданно главный бухгалтер встретила меня так приветливо, будто только и ждала, чтобы расплатиться. Даже повела разговор, как будто я еще и виновата, что не приехала раньше. Вот нечаянная радость! Хоть и не полностью выдали зарплату, но я не собираюсь просить остаток. Бог дал, сколько мне надо. Я очень обрадовалась, что Господь избавил меня от суда и совесть моя чиста. Произошло чудо! И произошло явно заступничеством старицы Досифеи. Она услышала мои молитвы и так скоро помогла! Я уверена, что все святые, которым я молилась раньше, помогали, но, когда Господь хочет прославить нового Своего угодника, то через него являет особую благодать и помощь. Дивен Бог во святых Своих!

7. В тот день, когда в Иоанно-Предтеченском монастыре состоялся юбилейный вечер памяти монахин Досифеи (17 февраля 2010 года, 200-летие со дня кончины), к помощнице благочинной инокине С. подошла незнакомая женщина и представилась. Это была экскурсовод Т.М., которая рассказала следующее.

В конце 1990-х годов она бывала в Новоспасском монастыре и удивлялась, с каким благоговением ее духовник поклонялся мощам матушки Досифеи. Она же, еще не зная ничего о затворнице, следовала примеру батюшки. Года три назад ее уволили с работы. От отчаяния она не знала даже, куда пойти. И вдруг ей вспомнилась монахиня Досифея. Т.М. пришла в храм-усыпальницу и помолилась у мощей старицы, прося помощи. Вышла из храма уже другим человеком, – так радостно было на душе. А через несколько дней нашлась и новая работа. И вот на днях, готовясь к экскурсии в Иоанно-Предтеченский монастырь, Т.М. села конспектировать историю монастыря и брошюры о святых его покровителях. Когда дошла до сведений о дне преставления монахини Досифеи, то поразилась – это был именно тот день, 17 февраля…

8. – У меня были большие неприятности с моим супругом, когда он ушел из семьи в январе 1909 года. Угроза висела над моими сыновьями, мною, над нашим имуществом. Я была в отчаянии от обид и его угроз. Летом я попала с экскурсией в Новоспасский монастырь и посетила усыпальницу Романовых. Там я услышала об инокине Досифее, поклонилась ее гробнице и удивилась, почему она еще не святая, ибо почувствовала ее незримое присутствие. Осенью впервые посетила обитель Иоанна Предтечи, где подвизалась инокиня Досифея. Увидела, что там ее чтут, купила книжечку о ней. 17 февраля 2010 года вдруг произошло облегчение: улучшилось настроение, дела пошли на лад. А мужу моему пришло такое вразумление, что он обратился к Богу и просит теперь прощения за нас. Посмотрела в книжечку об инокине Досифее и увидела, что все это произошло в день ее памяти, да еще на 200-летие. Слава Богу!

9. В начале зимы 2010 года в келейный корпус зашла незнакомая женщина. Она сказала, что художница и что хочет написать что-нибудь в подарок монастырю в благодарность за помощь Божию после молитв в обители. Ей предложили написать портрет монахини Досифеи, рассудив, что художнику легче писать то, что он умеет делать хорошо. Накануне юбилея, в начале февраля, художница неожиданно принесла икону затворницы Досифеи, живописную. “Мне почему-то захотелось написать не портрет, а икону”, – оправдывалась художница.

Мощи старицы Досифеи долго не были доступны для поклонения, поскольку находятся в Новоспасском монастыре в храме-усыпальнице преподобного Романа Сладкопевца, открытого до недавнего времени лишь два раза в неделю. По свидетельству братии, многие приходили на раннюю службу в праздничные дни в храм-усыпальницу, чтобы иметь возможность поклониться мощам почитаемой старицы. Сейчас храм почти всегда открыт, и сюда, именно к святым мощам инокини Досифеи, приезжают из разных районов Москвы и из других городов России.

Когда в 1996 году в Новоспасском монастыре обрели мощи монахини Досифеи для дальнейшего их захоронения в храме-усыпальнице преподобного Романа Сладкопевца, сестры Ивановской обители удостоились помолиться и приложиться к честным останкам почитаемой старицы их монастыря. По их воспоминаниям, это было прикосновение к святыни. Все чувствовали особую значимость события и молитвенного общения с небесной покровительницей своего монастыря. На их глазах тогда произошло исцеление монахини П., приехавшей из Рижской пустыни и страдающей от сильных головных болей.

На месте же подвигов затворницы Досифеи, в Иоанно-Предтеченском монастыре, по субботам служат ей панихиду. Старица утаенно несла свой подвиг, и сейчас ее постоянное невидимое предстательство открывается тихо и постепенно. Часто – сокровенно, и не сразу это можно ощутить и передать. Но насельницы монастыря всегда чувствуют над собой некий молитвенный покров инокини Досифеи и трудятся под ее неусыпным смотрением.

Вот что поведала инокиня Р.: “Каждый день мы молимся ей, и с годами углубляется невидимая связь с нашей святой покровительницей. Как и все наши сестры, я ожидаю прославления затворницы Досифеи во святых. В конце 1990-х годов по благословению духовника собирала сведения о ней и архивные документы о жизни в монастыре в годы ее затвора. Бывали моменты, когда святая подвижница явственно оказывала свою помощь в сборе материалов, в другие же моменты вдруг открывались некоторые неизвестные стороны ее жизни.

Тяготы и скорби избранничества начались задолго до заточения княжны в монастырь. С детства лишенная материнской ласки и отеческой заботы, воспитывавшаяся в семье Дараган, у тетки, кто знает, сколько претерпела она детских обид, непонимания. Неопределенность, недомолвки неизбежно создавали напряженность, что не могло не сказаться на складе ее характера. Одиночество было ее уделом. Будучи принцессой по рождению, она принуждена была жить за границей, как бы в изгнании, скрываясь под чужим именем. Но крест свой она несла с царственным достоинством.

И вот наступил переломный момент в ее жизни – невольный постриг в монашество и пожизненное заточение в монастыре. Тогда стал ясен смысл ее предыдущей жизни – это была подготовка к житию затворницы…

Преклоняюсь пред ее мудростию и величием. А главное – перед смирением. Когда в молитвах обращаюсь к инокине Досифее, страстные переживания сразу утихают, душа умиротворяется. По характеру святости мать Досифея – не чудотворица, как, например, наша преподобная Елисавета, она – старица. Она незаметно, но властно ведет по жизни, направляет, вразумляет, защищает, научает терпеть и благодарить.

Меня благословили составить службу нашей подвижнице. Образования у меня недостаточно, но опыт показывает, что по содержанию тексты, составленные человеком, находящимся в постоянном молитвенном общении со святым, все-таки живее, чем у профессионалов, поэтому приступила к работе. Позже, когда после смерти моей наставницы, проверявшей каждое слово, я осталась одна, было особенно трудно работать над текстом. Стала просить саму старицу Досифею умудрить меня. И могу засвидетельствовать, что неожиданно находились подходящие формы и слова, складывались в единый текст. С удивлением теперь читаю службу: неужели это я составляла?

Живя в монастыре, сокрушалась о том, что обычно из-за занятости не успевала выполнить иноческое правило. Наконец, взмолилась нашей святой затворнице. И по молитвам матушки Досифеи Господь дал силы вставать до начала утренних молитв и исполнять келейное правило.

Когда провожу экскурсии, то рассказываю паломникам о наших подвижницах, блаженной Марфе и старице Досифее, прославленных от Господа благодатными дарами. Эти святые невидимо участвуют в жизни монастыря, постоянно помогают просящим их заступления”.

17 февраля 2011 года. Четверг Сплошной седмицы. 201-й год со дня преставления старицы Досифеи. Иоанно-Предтеченский монастырь. Накануне, во второй половине дня, позвонил игумен Стефан, секретарь владыки Феогноста, с неожиданным известием, что завтра утром Владыка будет служить у нас литургию. Срочно началась подготовка, к 7 часам утра вызвали праздничный хор.

Литургия прошла на одном дыхании. На заупокойной ектении диакон величественно возгласил прошение о упокоении приснопоминаемой инокини Досифеи. По окончании литургии торжественно пропели ей литию. Позже, в нижней трапезной, владыка Феогност вместе с отцом Стефаном остались побеседовать с сестрами. Владыка сказал, что, когда вчера он служил в Покровском монастыре, ему пришло на мысль послужить и у нас. Но при этом он не знал о том, что сегодня память нашей подвижницы Досифеи. Это Господь устроил так, что в столь знаменательный день совершилась архиерейская служба. “Хорошо, когда не мы, а нами управляет Господь”, – заключил Владыка.

В 1810 году инокиню Досифею отпевали несколько архиереев. Через два года монастырь был разорен французами, келья ее утрачена, и память о ее жизни в древнем монастыре сохранилась только в воспоминаниях. В наше время сестры в этот день стремились поехать в Новоспасский монастырь поклониться ее мощам, и в монастыре обычно служили поскору, чтобы успеть к панихиде. И вот теперь впервые на месте подвигов затворницы состоялся такой торжественный праздник, словно святая старица открыла свой затвор ради всех любящих ее.

Позже секретарь Владыки, отец Стефан, которому были привезены в Лавру материалы к прославлению инокини Досифеи, со смущением поведал нам, как был поражен, узнав, что старицу в миру знали под фамилией Тараканова (от Дараган). Ведь его фамилия такая же. Именно секретарю владыка Феогност сказал о своем внезапном решении послужить службу в Иоанно-Предтеченском монастыре.

При посещении обители Святейшим Патриархом Кириллом в 2010 году сестры рассказали о подвижницах монастыря, в том числе и о затворнице Досифее. Попросили у Святейшего благословения подать документы в комиссию по канонизации. Святейший Патриарх удивился: “Разве она еще не прославлена как местночтимая?”…

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *