достоевский двойник чем закончилось
Ф. М. Достоевский «Двойник»: анализ, краткое содержание
История создания
Достоевский придумал свою повесть «Двойник» в 1845 году, и летом этого же года приступил к ее написанию. Он планировал в августе завершить работу, однако закончил писатель повесть в январе следующего года.
Публикация «Двойника» понесла за собой только негативные комментарии, поэтому Достоевский захотел переработать ее, однако сделать получилось только 1866 году после ареста и ссылки.
Жанр, направление
Современники писателя называют произведение «Двойник» романом. Нынешние литературоведы считают его повестью, так как история сосредоточена вокруг одного персонажа, а побочные сюжетные линии отсутствуют.
«Двойник» — это очень неоднозначное название для повести. Оно характеризует психологическое расщепление главного героя из-за низкого чувства собственного достоинства.
Композиция
Композицию повести Достоевского можно рассмотреть с двух сторон:
Суть повести
Повесть «Двойник» рассказывает об одном невзрачном чиновнике, который сходит с ума. Автор пытался донести читателям, что самые мрачные и потайные мысли могут сломить даже безобидного чиновника. Он беден, асоциален, скучен. На приеме у врача Голядкин рассказывает о своем внутреннем смятении. После его забирают в сумасшедший дом, но он еще успевает найти своего двойника Голядкина-младшего, который в наглую забирает его достижения, а потом и собственную квартиру.
Характеристика главных персонажей
Яков Петрович Голядкин-старший – собирательный образ, состоящий из двух видов чиновников: забитого и жалкого, а также ловкого и лукавого авантюриста.
Яков Петрович Голядкин-младший – двойник Голядкина-старшего противоположность ему, он строит козни, обманывает и пытается выселить своего брата-близнеца.
Крестьян Иванович Рутеншпиц – доктор, весьма здоровый, несмотря на склонный возраст. В конце повести забирает Голядкина в психиатрическую больницу.
Берендеев Олфусий Иванович – отец Клары, лишился ног на службе.
Берендеева Клара Олфусьевна – дочь Олфусия, на которой хочет жениться Голядкин. Красивая и талантливая девушка предпочитает ему асессора Владимира Семеновича.
Владимир Семенович – асессор и главный претендент на руку Клары.
Генерал – заведует департаментом. Яков ищет у него помощи от Голядкина-младшего.
Тему двойничества описывается как две противоположные черты характера, которые есть у людей.
Тему маленького человек в повести можно заметить в Голядкине. Герой начал выделять свою значимость среди общего числа чиновников.
Тема Петербурга в произведениях Достоевского всегда носит двойственный характер, ведь в городе реальность смешивается с фантастикой.
Проблемы
Среди проблем, описанных в романе, можно выделить три главные:
Главная мысль
Основная идея повести заключается в том, что «в тихом омуте черти водятся». У всех есть подпольная сторона личности, о которой никто не знает. Обуславливается это не только окружением и личными качествами, но и непредсказуемой человеческой природой. Добро всегда борется со злом, а побеждает тот, кого кормят поступками.
В повести «Двойник» остро поднимается тема темной стороны людей, которая зачастую подавляется. Однако она со временем может выбраться наружу и избавиться от нее невозможно.
Писатель хотел передать читателям необходимость культурно обогащаться не только физически, но и духовно.
Критика
Первым критикам не понравилось произведение из-за намека на подражание Гоголю и Гофману. Тема психического здоровья человека тоже их не устроила, ведь «Двойник» больше терапевтическая повесть, нежели литературная.
Белинский же опираясь на юность и неопытность автора, дал ему положительный комментарий за смелый концепт персонажей. Также в повести автор говорит от лица героя, что удивило критика.
Краткое содержание
Титулярный советник Яков Петрович Голядкин с трудом просыпается у себя в квартире, собирается с помощью своего камердинера Петрушки, достаёт из тайника 750 рублей и отправляется на взятом в аренду экипаже кататься по городу.
Он ведёт себя довольно странно – сначала прячется в тёмном углу кареты от сослуживцев и своего начальника Андрея Филипповича, затем заезжает зачем-то к своему доктору Крестьяну Ивановичу, с которым долго и сумбурно беседует, и оставляет того в крайнем изумлении. Далее он едет в Гостиный двор, где развивает бурную деятельность – заходит в разные лавки, торгуется, обещает выкупить товар на следующий день и уходит. Всю наличность он меняет на более мелкую, чтобы его кошелёк стал более толстым.
Наконец, он едет к Олсуфию Ивановичу на торжественный обед в честь дня рождения его дочери Клары Олсуфьевны, на которую Голядкин имеет виды. К его удивлению, его не пускают в дом, сказав, что не велено. Там он встречается с Андреем Филипповичом, который является одним из главных приглашённых, а его племянник Владимир Семенович собирается стать женихом Клары Олсуфьевны. Голядкин отправляется домой, но, через некоторое время, решает вернуться и пробирается в зал через чёрный ход. После скандала и различного рода неприятных и неловких событий, его выдворяют из дома.
Очнувшись утром, он идёт в департамент и, к своему удивлению, встречает там своего двойника. Оказывается, что того приняли в его отделение, да ещё и посадили напротив. Больше всего Голядкина удивляет то, что никто в отделении не обращает внимания на их сходство. Он даже расспрашивает сослуживца Антона Антоновича, но тот лишь говорит, что подумал, что это родственник Голядкина. От него же он узнаёт, что двойник, к тому же, является его однофамильцем.
Утром, младшего Голядкина дома не оказывается, а когда старший приходит на работу, тот обманным путём завладевает его важной работой и выдаёт её начальнику вместо него. После этого Голядкин младший становится дерзким и мерзким, ведёт себя вызывающе. Он, то оскорбляет старшего, то обманывает, то строит ему всякие козни. Голядкин старший пытается с ним бороться, то пишет ему письмо, то поймав, пытается с ним объясниться, но всё безрезультатно.
На следующий день, Голядкин старший проспав на работу, не заходит в департамент, а прячется под лестницей, где получает письмо от писаря. Поздно вечером, он всё же решается зайти к себе в отделение. Его обступают коллеги, а появившийся Голядкин младший публично оскорбляет его. Не выдержав, он обращается к Андрею Филипповичу с просьбой об аудиенции с его превосходительством. Тот не даёт ответа, и он пытается жаловаться сослуживцу Антону Антоновичу, который резко пресекает его словами – а хитрить, кто собирался?
Позже Голядкин старший вспоминает о письме, оно оказывается от Клары Олсуфьевны, которая просит спасти её, забрав её из дома этой ночью.
Дома он встречает курьера с бумагами, предписывающими сдать все дела в департаменте. Кроме этого, он видит Петрушку, собирающего свои вещи для ухода от него.
Он отправляется к его превосходительству, где его неожиданно принимают, но там уже оказывается Голядкин младший. Старший Голядкин жалуется на младшего, ему даже обещают разобраться, но потом выпроваживают. Причём младший кричит ему вслед оскорбления.
Голядкин нанимает экипаж и отправляется за Кларой Олсуфьевной. Как она и просила, он прячется у неё во дворе и начинает ждать. Через некоторое время его замечают и настоятельно приглашают внутрь дома. Ему это неприятно, так как внутри дома собрались абсолютно все. Все его жалеют, что-то говорят успокаивающее. Чаще других он слышит противный голос его двойника. Неожиданно двери отворяются, и входит Крестьян Иванович Рутеншпиц, его врач. Голядкина усаживают, он говорит несколько трогательных слов, начинает плакать, а затем говорит, что вручает свою судьбу в руки Крестьяна Ивановича. Его берут под руки и сажают в карету.
Через некоторое время Голядкин понимает, что это не тот, известный ему Крестьян Иванович, а ужасный Крестьян Иванович! Он делает попытку избавиться от него, но получает ответ с ужасным немецким акцентом, что Голядкин получит квартиру с дровами и светом, хотя этого недостоин. Голядкин в ужасе кричит.
Двойник
Микропересказ : Титулярный советник считает себя маленьким человеком, но в то же время хочет реализовать свои высокие амбиции. Однако появившийся подлый двойник уничтожает его репутацию в высоком обществе.
Повесть состоит из тринадцати глав. Автором названа «Петербургской поэмой»
Титулярный советник Яков Петрович Голядкин просыпается у себя на квартире серым осенним днём. В зеркале отражается «заспанная, подслеповатая и довольно оплешивевшая фигура», и её обладатель остаётся, по-видимому, ею доволен. Вынув бумажник, господин Голядкин находит в нём 750 рублей — «знатная сумма»!
Яков Петрович едет к своему доктору, Крестьяну Ивановичу Рутеншпицу. У него господин Голядкин говорит сбивчиво, путается, называет себя человеком смиренным, незатейливым: «…люблю спокойствие, а не светский шум. Там у них… нужно уметь паркеты лощить сапогами… комплимент раздушенный нужно уметь составить-с… хитростям этим всем я не учился». Яков Петрович продолжает: «…я даже горжусь тем, что не большой человек, а маленький. Не интригант — и этим тоже горжусь…» Племянник Андрея Филипповича, начальника Голядкина, намерен свататься к Кларе Олсуфьевне. Голядкин возмущён этим сватовством. Голядкин замечает, что распустили слухи про его «близкого знакомого», будто бы он «дал подписку жениться, а он уже жених с другой стороны», а невеста его — бесстыдная немка Каролина Ивановна. Голядкин уходит, оставив Крестьяна Ивановича в недоумении и думая, что доктор глуп.
Господин Голядкин едет к Олсуфию Ивановичу Берендееву, но его не пускают. В честь дня рождения его дочери, Клары Олсуфьевны, в квартире статского советника проводится обед и бал. В это время господин Голядкин стоит в сенях Берендеева. Решившись, Яков Петрович тайком проникает в танцевальную залу. Тут же все взгляды устремляются на него, «наш герой» забивается в угол, чувствуя «себя настоящей букашкой». Голядкина выдворяют на улицу.
Господин Голядкин бежит, «спасаясь от врагов». Стоит ужасная ноябрьская ночь — «мокрая, туманная, дождливая, снежливая». Господин Голядкин «не только желал теперь убежать от себя самого, но даже совсем уничтожиться». Он долго стоит на набережной и в беспамятстве смотрит в мутную чёрную воду. Дорогою Голядкин встречает прохожего, семенящего так же, как и он, по тротуару, немного с притрусочкой. Незнакомца Яков Петрович встречает несколько раз. Наконец он находит его у себя в квартире на Шестилавочной улице: это был «не кто иной, как он сам, … другой господин Голядкин, … двойник его во всех отношениях».
Утром Голядкин приходит в своё отделение. Здесь появляется новый человек — вчерашний двойник Якова Петровича, имеющий точно такую же фамилию. Однако среди сослуживцев никакого удивления не обнаруживается. После рабочего дня двойник желает объясниться с Яковом Петровичем, и «наш герой» приглашает на беседу Голядкина-младшего к себе домой.
Гостя зовут так же: Яковом Петровичем. Господин Голядкин кормит гостя обедом и поит пуншем, проникаясь к нему симпатией: «Мы с тобой, Яков Петрович, будем жить, как рыба с водой, как братья родные; …будем хитрить, заодно хитрить будем… в пику им интригу вести…».
Утром Яков Петрович не обнаруживает своего гостя. Теперь Голядкин-старший сожалеет о приёме близнеца. Он отправляется на службу и в дверях сталкивается с Голядкиным-младшим, но тот не замечает вчерашнего радушного хозяина. Теперь Голядкин-младший пытается выслужиться перед начальством нечестным путём: выдает хорошо составленную бумагу настоящего Голядкина за свою. На глазах у других чиновников Голядкин-младший выставляет близнеца на поругание: щипает при всех за щёку и даёт щелчка по брюшку. Затем, напустив на себя занятой вид, исчезает. Но позволить себя обидеть настоящий Голядкин никак не может и решает протестовать. После службы он намеревается объясниться с Голядкиным-младшим, но тот уезжает от него в карете.
«…нрава он такого игривого, скверного, — подлец он такой, …лизун, лизоблюд, Голядкин он эдакой!» — думает о своём враге Яков Петрович. Яков Петрович пишет ему письмо с требованием объясниться. Он отдаёт письмо слуге Петрушке и наказывает ему разузнать адрес титулярного советника Голядкина. Петрушка сообщает, что Голядкин живёт на Шестилавочной улице, но это адрес настоящего Голядкина! Решив, что бездельник пьян, Яков Петрович оставляет его.
В полусне Голядкину видится, что он в приятной компании, но каждый раз появляется одно известное лицо и очерняет господина Голядкина. Он хочет бежать куда глаза глядят, но вокруг него образовалась «бездна совершенно подобных».
Голядкин просыпается в час пополудни. С ужасом он понимает, что опоздал на службу. Он подходит к своему отделению и через писаря передаёт письмо господину Голядкину-младшему.
Уже в сумерках Яков Петрович заходит в своё отделение. Сослуживцы смотрят на него с каким-то оскорбительным любопытством. Среди чиновников появляется господин Голядкин-младший и протягивает руку настоящему Якову Петровичу. Тот горячо и по-дружески пожимает её. «Вдруг с нестерпимым нахальством и грубостию» двойник вырывает руку и стряхивает её, будто замарал, затем платком вытирает свои пальцы. Оскорблённый Голядкин-старший ищет сочувствия у сослуживца, Антона Антоновича Сеточкина, но тот открыто осуждает его неблагопристойный поступок относительно двух благородных особ.
Нагнав Голядкина-младшего, Яков Петрович предлагает объясниться в кофейной: «…я вашим врагом никогда не бывал. Злые же люди несправедливо меня описали… С своей стороны я готов…» Неприятель повторяет утреннюю шутку с рукопожатием, повторно оскорбляя тёзку, и исчезает. Вдруг Голядкин-старший обнаруживает у себя письмо, утром переданное писарем. В нём Клара Олсуфьевна просить спасти её от гибели, от противного ей человека и назначает Голядкину свидание в два часа пополуночи. Прочитав послание в трактире, Яков Петрович видит полового подле себя. Решив, что не заплатил за обед, он лезет в карман и находит стклянку с лекарством, прописанным ему Крестьяном Ивановичем четыре дня назад. «Тёмная, красновато-отвратительная жидкость зловещим отсветом блеснула…» Пузырёк выпадает из рук и разбивается.
Яков Петрович, думая о Кларе Олсуфьевне, отмечает избалованность юных романтических особ, которые начитались французских романов. Он нанимает карету, едет к его превосходительству и просит защиты от врагов. Его превосходительство обещает рассмотреть дело, и Якова Петровича выдворяют в переднею. Голядкин устремляется к Берендееву ждать сигнала Клары Олсуфьевны. Вскоре Якова Петровича замечают, и Голядкин-младший просит зайти его. Голядкин-старший сидит возле Олсуфия Ивановича, все взгляды обращены к ним. Наконец проносится по толпе «Едет, едет!». В комнате появляется Крестьян Иванович и увозит Якова Петровича с собой. За каретой бежит какое-то время близнец, но вскоре совершенно исчезает. Тут герой с ужасом замечает, что это не прежний, а другой, ужасный Крестьян Петрович: «Увы! Он это давно уже предчувствовал!»
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Двойник» Достоевского: краткое содержание
«Двойник» – одна из ранних повестей русского классика Федора Михайловича Достоевского, написанная автором в 24 года. Произведение появилось на страницах «Отечественных записок» в 1846 году с подзаголовком «Петербургская поэма. Приключения господина Голядкина».
Гротескно-фантастическая повесть «Двойник» рассказывает историю обыкновенного петербургского чиновника Якова Петровича Голядкина, человека тихого, услужливого, молчаливого. Больше всего на свете робкий Голядкин мечтает получить повышение по службе и стать своим человеком в среде светской элиты столицы. В условиях острого психологического напряжения с Голядкиным начинают происходить странные вещи. Например, однажды он встречает своего двойника, который воплощает в жизнь все нереализованные мечты Якова Петровича. Только Якову Петровичу от этого не лучше, ведь сам он по-прежнему находится за бортом, в то время как самозванец пожинает плоды славы.
Работа над повестью, критика
Работать над «Двойником» Достоевский начал в 1845 году, когда гостил у брата Михаила в Ревеле (сегодня Таллин, столица Эстонии). По возвращении в Петербург автор продолжил написание повести. Работа шла тяжело, «подлец Голядкин» никак не хотел получаться. В итоге в 1846-м повесть была завершена и опубликована во втором номере «Отечественных записок». Несмотря на положительные отзывы критиков, в частности маститого Виссариона Белинского, который уже тогда был очень благосклонно настроен в отношении Достоевского, сам автор своего «Двойника» хулил. Через время повесть была переделана, но так и не удовлетворила автора.
Будучи самым взыскательным критиком своего творчества, Достоевский сетовал на то, что загубил потрясающую идею, пожалуй, лучшую, что у него рождалась. Идея «Двойника» очень светлая, делился писатель, но форма оставляет желать лучшего. Если бы я взялся за работу сейчас, то неизменно выбрал бы другую форму.
Как бы не критиковал себя автор, его «Двойник» стал важнейшим событием в русской литературе XIX века. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, Достоевский обращается к теме «маленького человека», углубляясь в его психологию. Он показывает не только внешнюю борьбу индивида и отторгающего его общества, но и внутреннее противостояние светлой и темной стороны человеческого «Я». Для реализации этой идеи автор вводит фантастический элемент, обращаясь к теме доппельгангера, двойничества.
Тема доппельгангера (темного двойника человека) неоднократно использовалась литературными предшественниками и последователями Достоевского. Самые популярные примеры произведений, в которых присутствует доппельгангер: «Кристабель» Сэмюэля Кольриджа, «Эликсир сатаны», «Песочный человек» Теодора Гофмана, «Уединенный домик на Васильевском» Александра Пушкина, «Вильям Вильсон» Эдгара По, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона, «Бойцовский клуб» Чака Паланика.
«Двойник» Достоевского: краткое содержание
Герои и их характеристики
Главный герой Яков Петрович Голядкин работает титулярным советником в одном из государственных учреждений Петербурга. Больше всего на свете робкий Яков Петрович мечтает получить продвижение по службе и стать одним из тех блистательных чиновников, которые занимают лучшие места в театре, перед которыми шаркают ножкой швейцары, которым рады на любом светском вечере, при виде которых мамаши толкают локтями своих незамужних дочерей, чтобы они расправили плечи и поправили выбившийся локон.
Главным препятствием на пути к желанному образу жизни является характер Якова Петровича. Он не умеет юлить, лизоблюдничать, плести интриги, подхалимствовать. «Не интриган, и этим горжусь», – заявляет Голядкин. Правда, гордиться господину Голядкину нечем. Его не уважают на работе, над ним посмеиваются сослуживцы, он невидимка для женщин и посмешище на светских вечерах. Когда Якова Петровича выставляют с бала, устроенного в доме богача Олсуфия Ивановича Берендеева, с бедным чиновником происходит нервический припадок. Именно в эту злосчастную ночь он и повстречал на мосту своего двойника.
Незнакомец как две капли воды похож на Якова Петровича. Более того, утром следующего дня наш герой застает его в своем ведомстве. Пригласив домой Голядкина-младшего, «старший» ликует, ведь теперь у него есть соратник, с которым они смогут свернуть горы, «вместе хитрить… в пику им интригу вести». Однако самозваный Голядкин выбирает более выгодную модель поведения. «Старший» для него не соратник, а потому двойник умело подлизывается к «нужным» людям и в считанные дни становится любимцем всего департамента. Более того, «младший» беззастенчиво издевается над Голядкиным-старшим, превращая бедного чиновника в предмет всеобщих насмешек. В результате двойник выживает настоящего Голядкина не только из ведомства, но и из общества. Повесть заканчивается тем, что обезумевшего Якова Петровича увозят на карете в сумасшедший дом.
Голядкин-младший, он же доппельгангер настоящего Голядкина, является его противоположностью. Для описания Голядкина-старшего можно использовать такие характеристики: совестливый, конфузливый, нерешительный, исполнительный, услужливый, молчаливый, замкнутый, мечтательный, серый, заурядный. Голядкина-младшего охарактеризуем так: смелый, дерзкий, развязный, изворотливый, наглый, красноречивый, самоуверенный карьерист и авантюрист.
Две стороны одной личности
Важно понимать, что в данном случае не уместно говорить о противопоставлении «плохой-хороший». Голядкин-старший далеко не идеален, а Голядкин-младший является тем, кем мог стать чиновник, будь у него воля, жизненная энергия и смелость. Доппельгангер у Достоевского – это синтез потаенных сторон личности, которые герой не решается развить в себе.
До публикации «Двойника» в русской литературе бытовали два типа чиновников: забитый бедный служака и ловкий карьерист, плут. Достоевский создал экспериментальный образ Голядкина, страдающего от раздвоения личности. При помощи психологического расстройства своего героя автору удалось совместить оба литературных типа в одном лице.
Главная идея произведения
«Двойник», как и любое великое произведение, это не просто история одного конкретного человека. В своей повести Достоевский показывает петербургское общество в целом и на примере собирательных образов (именно таким и является чиновник Голядкин) рассуждает о перспективах развития русской истории. Перспективы эти, по мнению автора, малорадужные, ведь общество, где успеха можно добиться лишь при помощи лицемерия и лжи, где царят ложные идеалы и почитаются сомнительные ценности, обречено на гибель.
Общество вытесняет любого, кто отличается. Сильных оно уничтожает, а слабых низводит до угнетенного положения. Достоевский мастерски исследовал «анатомию души, гибнущей от сознания разрозненности частных интересов в благоустроенном обществе» (В. Н. Майков).
Таким образом, раздвоение личности Голядкина происходит в результате сильного психологического стресса, спровоцированного негативными социальными условиями его существования. А по большому счету двойственным является не только сознание чиновника Голядкина, но и все питерское общество, в котором нравственные принципы замещаются выгодой, корыстью, интриганством. Кто победит – Петербург-старший или Петербург-младший – пока что не известно.
Анализ произведения
В критической литературе жанр повести «Двойник» определяют как гротескно-фантастический. Фантастический элемент (появление двойника Голядкина) введен в сюжетную канву по трем причинам:
Гротеск понадобился автору для того, чтобы живописать противоречивость, нелепость положения героя в обществе. Яркий пример гротеска, например, в том, что никто из служащих ведомства абсолютно не удивился, когда в один прекрасный день на службу пришли два Голядкина.
Предлагаем вам краткое содержание еще одного романа Предлагаем вам краткое содержание еще одного романа Федора Достоевского “Игрок”, в котором автор постарался передать свой горький опыт знакомства с азартными играми.
В романе Федора Достоевского “Подросток” затрагивается проблема юношеского максимализма, закомплексованности и гордого характера, что может исправить только нелегкий жизненный опыт.
Введение этого художественного средства обусловило ряд литературоведческих споров. Так, одни исследователи считают Голядкина-младшего галлюцинацией «старшего», а все происходящее вокруг – плодом больного воображения обезумевшего чиновника. В таком случае «Двойник» – гротескно-психологическая повесть. Другие исследователи видят в Голядкине-младшем реального персонажа, демонического двойника, темная часть чиновничей души, которая однажды вырвалась на свободу и материализовалась. Тогда повесть имеет право быть отнесенной к фантастическому жанру.
Сам автор оставил вопрос открытым. Его волновала не жанровая классификация, а причины и следствия того, что однажды непримечательный питерский чиновник Яков Петрович Голядкин повстречал на Аничковом мосту двойника.






