доживем до понедельника о чем
50 лет фильму «Доживём до понедельника»
В 1968 году на экраны вышел фильм режиссера Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника» с Вячеславом Тихоновым и Ириной Печерниковой в главных ролях.
28 октября 1968 года состоялась премьера фильма «Доживём до понедельника», снятого режиссёром Станиславом Ростоцким. Несколько ранее фильм показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей, проходившего 2-4 июля 1968 года в Москве. После просмотра фильма зрители стоя аплодировали его создателям и актёрам.
Картина была признана лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран». Фильм получил Золотой приз VI Международного кинофестиваля в Москве (1969) и Государственную премию СССР (1970).
В то же время автор сценария Георгий Полонский рассказывал, что он не хотел, чтобы главную роль Ильи Семеновича Мельникова играл Вячеслав Тихонов. Ему он казался слишком красивым и благополучным для своего любимого героя.
Кадры из фильма «Доживем до понедельника»
Режиссер: Станислав Ростоцкий;
Сценарист: Георгий Полонский;
Оператор: Вячеслав Шумский;
Композитор: Кирилл Молчанов;
Художник: Борис Дуленков;
Страна: СССР;
Производство: Киностудия им. М.Горького;
Год: 1968;
Премьера: 28 октября 1968.
Сюжет и содержание фильма «Доживём до понедельника»
Картина описывает три дня из жизни 9-го класса обычной советской средней школы: четверг, пятница, суббота в середине осени.
Илью Семёновича окружают разные люди, у каждого из которых собственные сложности в жизни. Завуч Светлана Михайловна (Нина Меньшикова), преподаватель литературы с двадцатилетним стажем, назидательна, суха и строга, она страдает от несложившейся личной жизни, пытается найти смысл в работе учителем, втайне даже от самой себя ревнует Мельникова и к работе, и к ученикам, а теперь и к Наташе Гореловой. Девятиклассник Гена Шестопал (Валерий Зубарев) влюблён в одноклассницу Риту Черкасову (дебютная роль Ольги Остроумовой), но она не воспринимает его всерьёз, ей нравится циничный неформальный лидер класса красавчик Костя Батищев (Игорь Старыгин).
Четверг
В течение первого дня выясняется «расстановка сил». Общую ловлю полетевшей во время урока английского по классу вороны возглавила молодая учительница, но после неодобрительной оценки её поведения Мельниковым она занимает жёсткую позицию по отношению к ученикам. Те, будучи категорически против такой «подмены», бойкотируют следующий её урок.
Музицирующему после уроков Мельникову в пустом полутёмном актовом зале Светлана Михайловна, давно и безнадёжно влюблённая в коллегу-историка, пытается навязать ему беседу в свойственной ей назидательной манере, пеняет ему на изменившийся не в лучшую сторону характер, намекает, что, как и она, он тоже одинок, пытается петь (довольно неплохо) популярную песню «В нашем городе дождь. ».
Илья Семёнович, совершенно не понимающий истинных мотивов отношения к нему коллеги-завуча, отвечает неохотно, подлавливает собеседницу то на фальшивой ноте, то на незнакомстве со стихами Баратынского, и в конце «серьёзным тоном» сообщает ей о «новых оценках творчества поэта».
Мать безрезультатно пытается разговорить Илью Семёновича, из-за собственных переживаний он не в настроении разговаривать, но устраивает телефонный розыгрыш Наталье Сергеевне. Перезвонив, он советует не сильно переживать из-за детских выходок.
Пятница
Утром в учительской Мельников устраивает разнос Таисии Николаевне. Затем он, как классный руководитель, выходит во двор и доказательно объясняет неявившимся на урок английского ученикам их неправоту, приводя их в смущение и своим авторитетом, и авторитетом приведённых им исторических примеров, а Наталья Сергеевна просто извиняется перед ними. Класс дружно идёт на урок.
Илья Семёнович заходит в свой кабинет, совмещённый со школьным музеем, и видит уборщицу (Валентина Телегина), «проводящую экскурсию» с первоклассниками. Мельников неприятно поражён столь «равноценной» заменой внезапно заболевшей Таисии Николаевны.
Девятиклассники пишут сочинение с темами на выбор: «Образ Катерины» («Гроза») или «Базаров и Рахметов» («Отцы и дети») и «Моё представление о счастье». Большинство выбирает последнюю, «вольную» тему. Откровенное и искреннее сочинение о счастье, написанное Надей Огарышевой, вызывает негодование Светланы Михайловны. Сочинение читают вслух, и класс вовсе не разделяет возмущение учительницы.
Шестопал весь сдвоенный урок украдкой смотрит на Черкасову. В результате его сочинение так и остаётся состоящим из одной фразы: «Счастье, по-моему, это когда тебя понимают!». Причём это «по-моему» Гена в итоге зачеркивает, придав своему тезису универсальный характер. Разумеется, Шестопал и не подозревает, что довольно точно цитирует Конфуция и что его собственной жизненной ситуации мысль древнего философа, вообще говоря, соответствует полностью.
Суббота
Сумевший отстоять Гену Шестопала Илья Семёнович, вернувшись в класс одновременно со звонком, произносит: «А теперь мы должны проститься». Минуту молча вглядывается в глаза учеников и, смущённый невольно произведённым эффектом, уточняет, что прощается до понедельника.
Рецензия на фильм Доживём до понедельника 1968
#### Эпизод 1. Ворона в классе
В классе летает ворона. Урок сорван. Все шумят, бегают, пытаются поймать ворону. Наталья Сергеевна Горелова, молодой учитель английского (Ирина Печерникова) стоит посреди класса растерянная. Ситуация нестандартная. Что делать? Для ребят 9в класса ситуация тоже нештатная. И это возбуждает в них какие-то озорство, задор, желание пошуметь. Фактически, они превращаются в этом хаосе в маленьких зверьков, в которых проснулись инстинкты. И это пробуждает Наталью Сергеевну: «Довольно! Она живая!»
Итак, выдвинута гипотеза для нового шага в педагогике. Можно поставить себя на одну доску с учениками. Ощутить себя в одной с ними лодке, но просто в некоторых ситуациях быть старшим товарищем. При этом апеллировать не к сознанию, а к чувствам. Поступать из любви, а не из разума. Будет ли жизненным, работающим такой подход? Смотрим фильм дальше.
Наталья Сергеевна уязвлена и обижена поведением Ильи Семёновича и срывает свою обиду на ребятах. Они не принимают такого обращения и объявляют бойкот.
Чем хороши такие талантливые фильмы? В них нет ни одной лишней сцены, ни одного пустого разговора. Каждый эпизод раскрывает суть происходящего, характеры героев, причинно-следственную связь событий.
#### Эпизод 2. Сцена в актовом зале.
Итак, в этом эпизоде Мельников снова показал своё высокомерие, но теперь уже по отношению к тому, кто менее культурен и менее образован. И мы увидели ещё одного из типичных представителей учительской профессии советского времени (учителя русского языка и литературы, словесника): идеологически подкованного, но ограниченного, нетворческого, но считающего себя вправе учить и поучать других, исходя из своего статуса.
#### Эпизод 3. Встреча бывшего ученика
К тому открытию, что его как учителя только уважают, а Горелову ещё и любят, добавляется разочарование, что его лучший ученик стал карьеристом и циником. Чему же он тогда учил все эти годы? Как говорит Илья Семёнович Рудницкому: «А прав ты, Боря, в том, что мой КПД мог бы быть гораздо выше».
#### Эпизод 4. Дома с мамой
Илья Семёнович замкнулся в себе. И даже со своей мамой перестал общаться. И она недовольна, высказывает свои претензии: «В свои 70 лет твоя мать ещё не онемела. Она ещё, старая грымза, хочет новости знать. Вот ведь незадача. Ей интересно, о чём сын думает, как у него работа. С ней бы, чёртовой перечницей, поговорить полчаса. Ей бы на целую неделю хватило».
Пришлось Мельникову выдавить из себя, что в школу к ним пришла работать Горелова, которая 6 лет назад окончила школу. Мать тут же вспомнила, что у неё был роман с любимцем Ильи Семёновича Борей Рудницким и то, что она была влюблена в Илью Семёновича. Это слышать Илья Семёнович уже не мог. Мать задела больную струну. «Ну какой он любимец!» и про любовь, мол, не помню. И он тут же ушёл в свою комнату.
#### Эпизод 5. В учительской
Если обобщить этот эпизод, то здесь мы видим, чем живёт учитель. Не всё так хорошо у учителя бывает с личной жизнью. Работа иногда перевешивает, рутина заедает. Некогда обратить внимание на свои личные проблемы. Собственные дети, взрослея, не столь морально устойчивы, как их мамы, которые проповедуют мораль своим ученикам. Да и искренни ли учителя зачастую в своих проповедях о морали или нравственности. Ведь мы уже заметили, что дети реагируют на отклики души, а не разума.
#### Эпизод 6. На школьном дворе.
Как надо воспитывать? Сначала похвалить, а потом высказать претензию. Тогда человек настроен слушать вас. Но главное даже не слова. А то, что при этом творится в душе. Слова, сказанные холодно, формально, по обязанности не будут трогать душевных струн. Они останутся лозунгами. А претензия, высказанная с любовью к другому, может изменить очень многое.
#### Эпизод 7. Урок английского после конфликта.
В класс заходит Светлана Михайловна.
Светлана Михайловна: Извините, Наталья Сергеевна, я подумала, что надо помочь разобраться. Воспользовались тем, что завуч бюллетенит, а учительница молодая.
Ребята: А мы уже всё выяснили.
Наталья Сергеевна: Да, у нас уже всё в порядке.
Светлана Михайловна: У вас, значит, свои секреты и свои отношения?
Если что-то где-то происходит положительное, то оно может происходить только с ведома и под непосредственным руководством партии, комсомола. Ситуацией, ставшей чрезвычайной, явилось событие по созданию тайного общества троичников в пьесе А.Хмелика «Друг мой, Колька!» и в одноимённом фильме А.Митты (1961). Безобидное сообщество друзей стало опасным явлением только потому, что не было создано под руководством одной из идеологических организаций: пионерии, комсомола, партии.
Вернёмся к эпизоду фильма. Светлана Михайловна не могла принять то, что Наталья Сергеевна и класс смогли решить проблему без руководства старших учителей, без вмешательства администрации школы. «Свои секреты и свои отношения».
#### Эпизод 8. В кабинете истории.
#### Эпизод 9. 9в пишет сочинение
Важный момент в этом эпизоде: в перечень тем наряду с такими, как «Образ Катерины в пьесе «Гроза», «Базаров и Рахимов», включена и свободная тема: «Моё представление о счастье».
#### Эпизод 10. Перемена во время сочинения. Мельников и Горелова.
Мельников пытается цинизмом прикрыть свои душевные переживания. Когда боль есть в душе, а душа давно уже не работала полноценно, то часто человек пытается стать равнодушным и циничным. Просто для того, чтобы защититься от боли. Наташа разбудила в нём душу, но он ещё не знает, что с этим делать. И мечется.
#### Эпизод 11. 9в пишет сочинение. Продолжение.
Светлана Михайловна шокирована тем, что написала в сочинении Надя Огарышева. «Я сама за искренность, поэтому и дала такую тему. Но что это за мечты в твоём возрасте?» Класс заинтригован и хочет знать, о чём написала Надя. Светлана Михайловна противится этому. «Здесь же мальчики!» Но сама Надя настаивает на этом. Зритель тоже заинтригован. Что же такого крамольного могла написать девочка 16 лет?
«. Я хочу встретить человека, который любил бы детей. Потому что без них женщина не может быть по-настоящему счастливой. Я хотела бы иметь двоих мальчиков и двоих девочек. Тогда до конца жизни никто не почувствует себя одиноким. Старшие будут оберегать маленьких. Вот и будет в доме счастье. Я ничего не писала о труде, но разве у матерей мало работы?»
Класс встречает такое сочинение с воодушевлением. Это полностью идёт вразрез с мнением Светланы Михайловны.
Этот эпизод предопределил будущий конфликт, будущее ЧП в школе.
#### Эпизод 12. Илья Семёнович и мама ученика
После этой сцены Мельников чувствует свою неправоту. И снова его бьют по больному месту. Кризис его представлений. И он не выдерживает. Когда человек живёт принципами, то он очень требователен к другим. Он критикует несовершенных, непринципиальных. Жёстко оценивает окружающих. Но если что-то идёт не так, то такой человек свою жёсткость разворачивает к себе. И начинает ненавидеть самого себя. Эта беседа с мамой ученика оказалась той каплей, которая переполнила чашу.
#### Эпизод 13. Разговор у директора.
Илья Семёнович просит у директора отпуск в начале учебного года. Для школы это, обычно, чрезвычайное событие. Все планы, расписания утверждены. Отсутствие любого педагога бьёт по учебному процессу. Но Мельников замкнут на себя. Он становится эгоистом. Он мучается, ему нет дела ни до кого. Даже Наташу, которая пытается его поддержать, он не замечает.
Далее идёт критика современного политизированного подхода к учебникам истории. То, что они постоянно переписываются в зависимости от политической ситуации в мире и внутри страны.
И тут за Ильёй Семёновичем приходит Наташа. И они долго-долго гуляют по улицам.
#### Эпизод 14. Комсомольское собрание в 9в
Гена Шестопал: «Батищев прав. Из-за этого сочинения одни выглядят дураками, другие подонками. Кто писал искренне, тот оказался в дураках. Над ними будут издеваться. Кто врал, работал по принципу У2 (угадать-угодить), тот подонок. Когда чужие мысли, аккуратные цитаточки, дома приготовленные. И «пятёрочка», можно сказать, в кармане.»
И снова о чувствах и разуме, об искренности и душе против рассудка и расчётливости. Шестопал понимает, как относятся учителя к порывам души. Как это идёт вразрез с «прокрустовым ложем» программы, идеологии. Ведь всего одно сочинение Нади Огарышевой вызвало негодование у учителя литературы. У человека, который по своему призванию должен учить думать детей, выражать свои мысли и чувства на бумаге. А может только мысли без чувств?
#### Эпизод 15. После собрания. Гена Шестопал и Рита Черкасова
Шестопал влюблён в Риту (Ольга Остроумова). Но для него это не просто любовь без оглядки. Как для Петрарки Лаура, Рита вдохновляет Гену на поэзию, на творчество, на познание мира. Поэтому он отказывается от «делового» предложения Батищева провести с Ритой время. Называет это прокатом. Чем оскорбляет Риту. Просто он понимает, что чувствами нельзя торговать. Любовь другого можно только завоёвывать. А не передавать на время.
Это стихи Шестопала о том, как правильно выбрать в жизни цель. Есть такое изречение Сенеки: «Если у корабля нет цели, никакой ветер не будет ему попутным».
Гена сам про себя и свою любовь говорит: «Не такой уж я и утопист. Да и стихи не для того пишутся, чтобы кого-то поразить ими».
Рита выносит приговор: «Ничего у нас с тобой не получится. Ты маленький, Гена. Я такой в 7 классе была».
#### Эпизод 16. Илья Семёнович дома.
По ТВ идёт передача об электронном композиторе. Поднимается тема возможности машины творить музыку.
«Многие скажут: машина не способна испытывать человеческих эмоций. А именно они и составляют душу музыки. Но надо определить, что такое эмоции, душа и сам человек.»
Очень точная постановка вопроса. Что есть человек, его душа, чувства, эмоции. Из-за того, что мы не понимаем этого, происходит много заблуждений. Собственно, весь фильм о том, что выше: разум или чувства. И этот эпизод введён в фильм неспроста.
«В безличных предложениях есть какая-то безысходность. Моросит. Ветрено. Темнеет. Некому жаловаться. И не с кем бороться.»
А люди привыкли во всех проблемах искать виновного. И безжалостно с ним расправляться.
#### Эпизод 17. В учительской-2
После длительной прогулки с Наташей и глубоких собственных размышлений Мельников начинает исправляться. Он первым поздравляет Светлану Михайловну с двадцатилетием работы в школе. Он извиняется перед Таисией Николаевной.
#### Эпизод 18. Урок истории
Мы приблизились к кульминации фильма. В класс заходят директор и учитель литературы. Директор сообщает, что кто-то сжёг все сочинения. И оставил объяснение, «дерзкое по форме и невразумительное по содержанию». Для директора это ЧП, преступление с «идейной подкладкой». Для него важен престиж школы. И ради того, чтобы найти «преступника», он готов даже заняться сличением почерков. Но предоставляет ученику самому повиниться.
Николая Борисовича не интересует, в данном случае, вопрос, почему это было сделано. Что двигало действиями провинившегося, какие мотивы души. Ему важен престиж школы. Чтобы в школе не было места таким выходкам. И ради этого он может пойти на самые крутые меры. Вот он момент истины. В чём смысл существования школы? Какова её роль в обществе? Поддерживать порядок и дисциплину? Вписать учеников в рамки существующих норм и правил? Или воспитать человека, умеющего думать, умеющего чувствовать свою ответственность за свои поступки. Директор демонстрирует приоритеты законов, правил, норм. Он не пытается разобраться. Он уже готов выносить приговор. Нет, важно, чтобы школа не запятнала себя перед обществом, перед органами управления образованием. ему важно продемонстрировать свою состоятельность перед обществом.
Смотрел как-то один старый фильм, где действие происходит в интернате. В интернат приезжает новая учительница. Молодая. И вот там пропали деньги. Директор готов карать и наказывать, показать свою власть. Но учительница шла первоначально другим путём. Она дала возможность ребятам самим разбираться. И в конце-концов взявший деньги сознался. Но анонимно в записке. И нужен был ещё один небольшой рывок для того, чтобы он смог набраться смелости назваться. Она не хотела превращать его в преступника. Она хотела разобраться, почему он это сделал. И помочь ему. Но директор своею властью решил сам вершить суд. И использовал записку как образец почерка для сличения.
Вернёмся к фильму. Директор предлагает явиться с повинной. Геннадий Шестопал признаётся, что это сделал он. Все понимают, что теперь его могут исключить из школы. Но тут за своего ученика вступается Илья Семёнович.
Вот что написал Гена в своём послании.
Это не вранье, не небылицы.
Видели другие, видел я,
Как в ручную глупую синицу
Превратить пытались журавля.
Чтоб ему не видеть синей дали
И не отрываться от земли,
Грубо журавля окольцевали
И в журнал отметку занесли.
Спрятали в шкафу, связали крылья
Белой птице счастья моего,
Чтоб она дышала теплой пылью
И не замечала ничего.
Но недаром птица в небе крепла.
Дураки остались в дураках.
Сломанная клетка, кучка пепла.
А журавлик снова в облаках.
Итак, Илья Семёнович говорит о том, что именно от учителя и зависит, каким путём пойдёт по жизни сегодняшний школьник. Всё, что он делает сейчас, это достижение или просчёт учителя. А не ошибка природы. Ведь человек не рождается человеком. Он им становится. Под влиянием семьи, школы, общества. Если общество не заботится о нравственности каждого своего члена, то общество всегда будет пожинать негативные испорченные плоды своего воспитания. Тогда для контроля над порядком нужно будет всё больше видеокамер, тюрем, органов правопорядка и судебных инстанций. Но в результате рано или поздно такое общество будет вырождаться.
И именно теперь Илья Семёнович понимает, насколько он нужен школе и нужен его труд, его душа.
Одна из заключительных сцен фильма. Звенит звонок. Но все остаются на местах в напряжённом ожидании. «А теперь мы должны проститься.» Глаза всего класса с тревогой смотрят на Илью Семёновича. Они уже знают о слухах, что Илья Семёнович уходит. В этих глазах тревога, надежда, ожидание. Под музыку Грига «Одинокий странник» глаза показывают нам крупным планом. Илья Семёнович замечает это ожидание и кажется всё понимает. И в его душе происходит какой-то перелом. Это уже не прежний принципиальный историк, поучатель других. В его глазах слёзы. Слёзы любви, счастья. Он понимает в это мгновение, что нужен им, этим ребятам. «В следующий раз мы поговорим о декабрьском вооружённом восстании. И я надеюсь, что до этого времени вы не сожжете школу».
«Доживем до понедельника» (1967). Описание фильма

Фильм начинается с того, что в четверг на уроке иностранного языка в девятом классе в окно кабинета залетает ворона. Девятиклассники начали сильно шуметь, чем вызывали раздражение учителей, проводивших уроки в соседних классах. Наталия Сергеевна Горелова, учительница иностранного языка, выбрасывает ворону на улицу из окна. Илья Семёнович Мельников, учитель истории, решил забежать к девятому классу и высказал вслух Наталии Сергеевне, в которую был влюблён, о чрезмерной демократичности к ученикам.
Учительница прислушалась к мнению историка и начала проявлять строгость к девятому классу, удалив двоих с урока. Девятиклассники привыкли видеть Наталию Сергеевну лояльной и либеральной учительницей, поэтому им не понравилось её поведение в случае с вороной.
Вечером по пути домой Илья Семёнович встретил своего бывшего ученика, который слыл любимчиком историка. Однако тот считал, что работа в средней школе – это не престижно и малооплачиваемо. Несмотря на свой взрослый возраст, учитель истории жил дома со своей мамой.
Утро пятницы в школе начинается с того, что в учительской происходит конфликт по поводу неправильного употребления глаголов «класть» и «положить» Таисией Николаевной – учительницей первого класса. Илья Семёнович накричал на эту учительницу, доведя её до плохого самочувствия. Строгая учительница русского языка и литературы Светлана Михайловна выразила своё возмущение по этому поводу.
Потом девятиклассники на уроке русского языка и на литературе писали сочинения, но одно из сочинений, искренне написанное одной из девятиклассниц, жутко не понравилось Светлане Михайловне, после чего она стала шумно выражать своё недовольство работой ученицы. Однако её одноклассники добились того, что «плохое» сочинение было зачитано вслух, и другие ученики не разделили мнения Светланы Михайловны. А «сочинение» самого отпетого хулигана и двоечника в школе состояло всего из пяти слов. Там было написано: «Счастье – это когда тебя понимают».
После этого на уроке классного часа обсуждалась ситуация с сочинениями и искренностью. Девятиклассники в результате сделали вывод, что их отношения со Светланой Михайловной строятся по принципу «У – 2»: угадать и угодить. Илья Семёнович тем временем пытался выхлопотать у директора школы Николая Борисовича отпуск, потому что у него не было больше сил работать в такой школе, где царит произвол и нетерпимость друг к другу. После долгого и сложного разговора директор всё же решился отправить его «на все четыре стороны».
В субботу в школе отмечалось двадцатилетие работы Светланы Михайловны. Наталия Сергеевна присутствовала на уроке истории у девятиклассников с согласия Ильи Семёновича. Ученики сначала опешили, подумали, что будет урок иностранного языка и стали приветствовать Наталию Сергеевну по-английски. Двое учеников отвечали по истории у доски. Одному Илья Семёнович поставил «кол за более-менее», а с другим обсудил поднятую в учебнике проблему жизненных ошибок и дорогой цены за их совершение.
Светлана Михайловна хотела поставить в вазу подаренные цветы, но обнаружила в ней пепел от сожжённых сочинений отпетым хулиганом и двоечником из девятого класса, записку со словами «здесь покоится «счастье» 9 «В» и стихи про синицу и журавля на обратной стороне листа. Вместе с Николаем Борисовичем Светлана Михайловна пришла на урок истории к девятиклассникам, чтобы сообщить о ЧП. Илья Семёнович пошёл защищать своего ученика, несмотря на его плохое поведение и неудовлетворительную успеваемость. Но, к счастью, вместо исключения из школы, педсовет назначил провинившемуся другую форму наказания.
Илья Семёнович попрощался с девятиклассниками до следующего раза.
Больше интересного.
«Спартак. Месть» (Spartacus: Vengeance) (2012). Рецензия и описание фильма
Отель «Гранд Будапешт»/The Grand Budapest Hotel (2014). Описание фильма
«Белый Бог» (2014). Описание фильма
«Прогулка» (2015). Описание фильма
«Пиковая дама». Рецензия-описание фильма (1982)
«Без изъяна» (2007). Описание фильма
«Второй шанс»/ Danny Collins (2012). Описание фильма



















