дпц что это такое

РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Русская древлеправославная церковь («новозыбковская иерархия»), одна из старообрядческих организаций поповского толка.

Основу для древлеправославной церкви составили беглопоповцы, которые не приняли белокриницкой иерархии. Значительная их часть в 1923 году признала своим главой перешедшего к ним Саратовского обновленческого архиепископа Николая (Позднева).

В сентябре 1929 года к ним присоединился еще иосифлянский епископ Свердловский Стефан (Расторгуев). Буквально через несколько дней епископы Никола и Стефан уже совершили хиротонию нового епископа Пансофия.

С 1923 глава новообразованной церкви именовался Архиепископом Московским, Саратовским и Всея России древлеправославных христиан.

Первоначально центр церкви находился в Саратове. В 1924 году он был перенесен в Москву (при Никольском храме на Рогожском кладбище), а в 1955 году в Куйбышев (Самару), и, наконец в 1963 году в Новозыбков (Брянская область), из-за чего церковь часто называют Новозыбковской архиепископией.

Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт только в 1938, а в 1943 во время немецкой оккупации богослужения в нем возобновились и более не прекращались.

3 марта 2002 завершился Собор Древлеправославной Церкви, на котором принято решение о восстановлении патриаршества. Архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Александр (Калинин) был возведён в сан патриарха с титулом «Древлеправославный патриарх Московский и всея Руси».

Предстоятели

Статистика

50 общин, 9 архиереев (в том числе на территории Румынии, в подчинении которого 5 приходов), 9 епископских кафедр: архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси, епископа Пермского, епископа Волгоградского и Саратовского, епископа Тульчинского и всея Румынии, епископа Гомельского и всея Белоруссии, епископа Московского, епископа Уральского, Самарского и Оренбургского, епископа Курского и всея Украины, епископа Бурятии и всего Дальнего Востока.

Имеется Высшее древлеправославное духовное училище (г. Новозыбков Брянской обл., ул. Первомайская, 7).

Приверженцы Церкви живут в Центральной России, в Среднем Поволжье, в Западной Сибири, Забайкалье, в Краснодарском крае, в Румынии и в Грузии.

Московская община имеет 6 действующих храмов. В 1990 году новозыбковцам был передан московский храм святителя Николы на Зацепе (неподалёку от Павелецкого вокзала), где и разместилась кафедра древлеправославного патриарха.

Источник

Русская Древлеправославная церковь (РДЦ)

дпц что это такоеСобор Покрова Пресвятой Богородицы в Москве. Духовный центр древлеправославных христиан (РДЦ)

Русская Древлеправославная церковь (РДЦ) — официальное название последователей беглопоповцев, не принявших в 1846 году белокриницкую иерархию, но 4 ноября 1923 года создавших свою, приняв из обновленческого раскола архиепископа Николу (Позднева; 1853–1934 гг.). Архиепископ был присоединен по второму чину в Саратове в храме великомученика Димитрия Солунского. Чиноприем совершил настоятель храма о. Никола Тихомиров. В том же храме 19 декабря 1923 года состоялось собрание, постановившее именовать Николу Позднева «архиепископом московским, саратовским и всея России древлеправославных христиан».

С 25 по 30 мая 1924 года в Москве проходил Всероссийский собор Древлеправославной церкви, который постановил: «Считать архиепископа Николукрещенным трехпогружательно», «…что он под запрещением до переходав старообрядчество не состоял», «…считать отныне трехчинную иерархию в нашей церкви восстановленной…». На этом же соборе был учрежден высший орган РДЦ — Главный церковный совет. 16 сентября 1929 года к РДЦ присоединился единоверческий епископ Стефан(Расторгуев; 1861–1937 гг.), а 18 сентября архиепископ Никола в сослужении с ним рукоположил епископа Пансофия (Ивлева; 1881–1937 гг.).

дпц что это такоеАрхиепископ Никола (Позднев) дпц что это такоеЕпископ Стефан (Расторгуев)

Преемниками архиепископа Николы были архиепископ Стефан (1934–1937 гг.), архиепископ Михаил(1938–1944 гг.), архиепископ Иоанн (1944–1955 гг.), архиепископ Епифаний (1955–1963 гг.), архиепископ Иеремия (1963–1969 гг.), архиепископ Павел (1969–1977 гг.), Варсонофий(местоблюститель 1977–1979 гг.), архиепископ Геннадий (1979–1996 гг.), архиепископ Аристарх (1996–2000 гг.). С 2000 года на первосвятительскую кафедру был избран архиепископ, а затем патриарх Александр (Калинин).

дпц что это такоеПатриарх Александр (Калинин)

Первосвятительская кафедра несколько раз перемещалась: в 1924–1955 гг. она находилась в Москве при Никольском храме на Рогожском кладбище, в 1956–1963 — в г. Куйбышеве, при храме Покрова Богородицы, куда архиепископ Епифаний был вынужден перенести свою резиденцию по принуждению властей. С 1963 г. духовно-административный центр РДЦ находился в г. Новозыбкове при Спасо-Преображенском кафедральном храме. После возведения ныне здравствующего первосвятителя церкви Александра (Калинина, род. 1957 г.) в достоинство патриарха, руководящий центр Древлеправославной церкви вновь переместился в Москву, в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Новокузнецкой улице.

В 1988 году состоялась первая в РДЦ канонизация святых. К лику святых были причислены: Андрей Рублев, Максим Грек, Митрополит Московский Макарий, Патриарх Московский Гермоген, протопоп Аввакум.

В начале 1990-х гг. на территории Грузии образовалась Славяно-Грузинская Древлеправославная Церковь, к которой перешли некоторые традиционные приходы РДЦ. В 1999–2000 гг. епископы Аполлинарий и Евмений вместе с 8 приходами покинули РДЦ и образовали собственную Древлеправославную церковь России. В основе всех перечисленных расколов лежали претензии к руководству Архиепископии по части соблюдения древних церковных обычаев и чистоты старообрядческой идеологии. Московская Древлеправославная Патриархия кроме церковного календаря издает и разнообразную церковную литературу.

15 августа 2010 года к Русской Древлеправославной Церкви присоединились (через миропомазание) два иерарха «Временного высшего церковного управления Российской Православной Церкви» (ВВЦУ РосПЦ) — епископ Дмитровский и Можайский Тихон (Гришин) и епископ Богородский Гедеон(Михайлов). Они были рукоположены Арсением (Киселевым), отделившимся в 2007 году от Синода Рафаила (Мотовилова) (ИПЦ (Р)) и создавшим независимую юрисдикцию — ВВЦУ РосПЦ. После Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе г. Москвы чиноприем по старообрядческой традиции, с отречением от ересей (в том числе никонианской и экуменической) и исповедью, совершил иерей Георгий Новиков. Патриарх Александр составил по поводу состоявшегося чиноприема особый Акт, в котором оговаривается, что епископам Тихону и Гедеону пока не предоставляется права «совершения богослужений, церковных таинств и треб».

Епархии РДЦ

По состоянию на 2017 год.

В конце 1920-х гг. насчитывалось не менее 150 приходов РДЦ. К концу 1960-х гг. их оставалось около 15. По итогам прошедшей регистрации религиозных организаций на 1 января 2002 года в России имелось 74 общины РДЦ. Кроме того, по несколько приходов существует в Казахстане и на Украине, и от 2 до 5 в Румынии. В приложении к календарю за 1991 год говорится о «приблизительных оценках» — 400 тысяч человек активных прихожан. В Новозыбкове имеется Высшее Духовное училище. Количество зарегистрированных общин, по последней информации, — 70; также 5 общин находится в Румынии и 1 община в Болгарии.

Источник

Древлеправославная поморская церковь

Древлеправосла́вная помо́рская це́рковь (сокращённо ДПЦ) — современное официальное название крупнейшей религиозной организации староверов поморского согласия. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии; принятые у поморцев таинства (крещение, исповедь) совершаются мирянами. Общины возглавляются духовными наставниками.

В истории России известна и под другими названиями — Церковное общество христиан-поморцев, Старообрядческая поморская церковь и др.

Содержание

Поморское согласие [ | ]

дпц что это такое

Согласие старообрядцев-беспоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приёма беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской православной церкви. В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, которые произносились священниками. Также в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь, ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и всё согласие получило наименование Поморского. Выговский монастырь имел свои представительства в Петербурге и в Москве. В Петербурге представительством монастыря была моленная на Моховой улице, закрытая властями в 1852 году.

История церкви [ | ]

дпц что это такое

дпц что это такое

Начало крупнейшему духовному центру поморского согласия было положено в 1694 году, когда была основана община на реке Выг — Выговская мужская обитель (Выговское общежительство) под руководством братьев Денисовых. В 1706 рядом с ней основана женская Лексинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов, которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия. Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России. В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев, и постепенно влились в состав идеологически близких Филипповского и Федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству, и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-беспоповцев.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». Вскоре после этого в Поморское согласие перешла многочисленная и влиятельная Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, отделившаяся от федосеевцев ещё в первой половине XIX века. Первый Всероссийский собор поморцев прошёл 1—10 мая 1909 года в Москве, Второй — в 1912 году, оба — в Церкви Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (Москва). Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью. В XIX и XX веках в поморское согласие перешёл ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов.

К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были расстреляны, либо находились в заключении или на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространен институт «наставниц» — женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

После присоединения Прибалтики к СССР, местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно ещё в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации беспоповского старообрядчества в СССР. В 1966 и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошёл в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках.

Современное положение [ | ]

дпц что это такое

дпц что это такое

В 1989 году был создан Российский совет ДПЦ, опекающий поморцев России, Украины (в 1996 г. — 18 общин, ответственная община — Харьковская), часть поморцев Беларуси (в 1996 г. — 22 общины, ответственная община — в г. Борисове), поморцев Молдавии (ответственная община — в г. Единец), Казахстана (в 1996 г. — 10 общин, ответственная община — в Риддере), Киргизии (ответственная община — в Бишкеке).

В мае 2006, впервые с 1912 года, в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошёл III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года, также в Санкт-Петербурге, в Знаменском Соборном храме на Тверской улице, состоялся IV Всероссийский Собор и Единый Собор ДПЦ, в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ.

По данным Министерства юстиции РФ, на 1 мая 2012 года на территории России зарегистрировано 50 религиозных организаций ДПЦ. Кроме того, без регистрации действует ещё более 200 общин и групп. За пределами России также имеется порядка 250 общин.

В настоящее время существует семь поместных объединений ДПЦ. Координационный орган — Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге, объединяющий духовные центры и отдельные общины на территории различных государств. Поместные центры — Российский Совет ДПЦ, Центральный Совет ДПЦ Латвии, Высший Совет ДПЦ Литвы, Центральный Совет ДПЦ в Республике Беларусь, Центральный Совет ДПЦ Украины, Союз старообрядческих общин Эстонии, Высший Совет ДПЦ Польши, Конференция старообрядческих общин в США.

В Древлеправославной Поморской Церкви действует несколько общественных организаций, издаётся периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодёжные и детские летние лагеря, действует два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеется две монастырские обители. Журнал-календарь издаётся тиражом 10000 экз.

Источник

Об институте наставничества в Древлеправославной Поморской Церкви


От редакции:

Одной из важных черт церковно-общественной жизни старообрядчества является соборность — участие членов общин в самых разных церковных служениях, включая принятие решений на приходском и более высоких уровнях. В отличие от Русской Православной Церкви, где все решения принимаются исключительно священноначалием, а точнее епископатом, в старообрядческих согласиях в церковном управлении принимает участие, что называется, вся церковная полнота. В согласиях, приемлющих священство, — это миряне, иночество, священство и епископы. В безпоповских согласиях церковное управление осуществляется непосредственно мирянами — членами общин. Одним из наиболее важных событий в жизни любой такой общины является избрание наставника, главная обязанность которого возглавлять богослужение и исполнять основные таинства и требы. Сегодня член Минской общины ДПЦ Денис Москаленко рассказывает об институте наставничества в Древлеправославной Поморской Церкви.

В общинах христиан поморского согласия наставниками называют старших членов общины, наделенных признанной мудростью и авторитетом, которых община избирает на служение Церкви. Главная их обязанность — молитва и совершение богослужений. Они следят за исполнением паствой церковных правил и заповедей Божьих. Совершают дозволенные простецам таинства крещения и исповеди, благословляют браки, учат жизни по учению свв. отцов, на основании Божественного писания. Наставник должен уметь разъяснить суть церковных правил, поэтому ему необходимо быть начитанным в Писании. Священного сана он не имеет, потому что Церковь Христова по пророчеству, сбывшемуся в 1666 г., лишилась священных чинов, и духовное руководство и управление осталось на обязанности самого церковного народа, собрания верных, по слову св. Иоанна Златоуста:

Если епископ не находится среди своего стада, чтобы руководствовать им, пусть овцы сами возьмут на себя обязанности пастыря.

Церковь Христова имела два рода священства. Первое священство общее, присущее каждому христианину, живущему в страхе Божием и творящему добро. Другое священство — таинственное, подчиненное служебной иерархии. Это священство прекратило свое существование с 1666 года; рукоположение прекратилось вместе с последним епископом Павлом Коломенским.

После раскола Русской Церкви 17 века, высшее духовенство официально отреклось от связи с Церковью, бытовавшей на Руси до 1666 года, прокляло старые чины, запретило употребление имени Христова (Исус) и подвергло упорствующих христиан казням и гонениям. По правилам церковным, крещение от еретика не имеет силы, равно как и рукоположение от еретического епископа. Чтобы дать, нужно иметь. Чтобы кого-то окрестить, крещаемый должен сам иметь правильное крещение в три погружения, совершенное христианином. Когда епископ, сам некогда крещенный обливательно, хулящий имя Христово («Iсус же что знаменует внемлите: по гречески Iсос, по нашему глаголется равный: оус, же глаголется ухо. Та два речения егда в едино место сложиши, будет Iсоус, еже глаголется равноухий». Дмитрий Ростовский. Розыск) и чины старой церкви, рукополагал другого обливанца, какую благодать он ему подавал? Даже в случае покаяния такого «священника» и обращения его к Церкви (что требовало преподать ему действительное крещение, которого он не имел), священного сана на нем, с точки зрения правил церковных, не было.

На Руси еще помнили о события Брестской унии 1596 года, когда православная церковь на территории Речи Посполитой лишилась храмов и всего епископата, уклонившегося в унию, и была вынуждена перейти на нелегальное положение гонимой властями конфессии.

Помнили письма Мелетия Александрийского (1549–1601) и афонских отцов к князю Василию Острожскому: «Дойде к нам глас плачевный…Сего ради толико вам мало обнажим отступников благочестия, да ся ими не прельщаете, яко пастыри отступиша или заблудиша яко и нам не мощно ся без них сохранити. но несть тако несть, мощно бо быти без них, занеже Бог их из церкве изгнал, и обезчестил, понеже недостойне тыя престолы содержат, и то имя на себе носят, и не мни яко слава им се, но бесчестие, и вечное отпадение Христа и святых Его».

И письма инока Иоанна Вишенского (1550-е — 1620-е гг.), написанные по просьбе патриарха Мелетия: «…не в папежа бо вы крестилися и в королеву власть, да вам дает волки, злодеи, разбойники и антихристовы таинники. Лучше бо вам без владык и без попов, от диавола поставленных, до церкви ходити, и православие хранити, нежели со владыками и попами, не от Бога званными, у церкви быти, и тою ругатися, и православие попирати. Не попы нас спасают, или владыки, или митрополиты: но веры таинство нашей православной, и сохранение заповедей Божиих, то нас спасти хощет».

дпц что это такоеСъезд духовных наставников ДПЦ в Невской обители (декабрь 2008 г.)

Последний верный Церкви епископ, Павел Коломенский, епископа не поставил. Христиане осознавали отсутствие священства как катастрофу, предпринимали попытки обрести неповрежденную иерархию по всему свету (обращались к Иерусалимскому патриарху Хрисанфу, отправляли искателей в Палестину), но поиски остались безрезультатными. Одновременно изучались прецеденты в церковной истории, которые позволили бы принимать священников от еретических епископов в сущем сане, но результат оказался сомнительным. Тогда староверы обратились к истории ранней церкви, первым трем векам до Константина Великого, эпохе гонений.

Подобно начаток Христовы Церкве, с концем согласуется. Ибо первее триста лет в неволе, тако и останок в том же скончается (Книга о Вере, гл.20).

Впервые возможность непосвященных простецов руководить общинами была сформулирована в годы правления Петра I, в Поморских ответах. Ответ 105 приводит примеры из церковной истории, когда многие святые отцы, не имея рукоположения, водительствуя человеческие души, сами спасались и других спасли: Антоний Великий, Пахомий Великий, Антоний Печерский и другие.

Щит Веры за апологией поставления простецов в наставники обращается к временам апостольским:

И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные (1 Кор. 12:28).

Не священниками были учителя, по слову апостола Павла:

Учитель аще и мирский человек будет, искусен же слову учения, и нравом чист, таковый да учит, будут бо рече вси научени Богом. (Кормчая, правило 15 ап. Павла).

Не священники были и пророки, как видим в Деяниях апостольских в зачале 45, о четырех дочерях святого Филиппа, одного из семи диаконов, которые прорицали (Деян. 21:8–14).

Апостолы, не будучи священниками, крестили (апостол Филипп); учителя, не имея священного сана, учили; во пророках не священники прорицали.

В апостольские времена, многие города, области и страны не имели священства. Когда апостол Филипп, не будучи священником, крестил Самарию, страна пребывала без священства, пока туда не пришли верховные апостолы.

Апостол Анания в Дамаске (не священник) крестил апостола Павла, о чем в толковании пишет Златоуст: «Потому Анания крестил, что из-за гонения не было пресвитеров в Дамаске». Не только мужчины, но и женщины когда-то крестили целые народы. Как Мариамия страну Ликаонскую, или Фекла равноапостольная, или Фотиния самарянка, крестившая в Риме множество народа.

дпц что это такоеКрестный ход у старообрядцев беспоповского согласия возглавляют Наставники

Но и после апостольских времен множество стран во время гонения оставались без священства. Когда святой Галактион крестил свою невесту Епистимию, он сказал: «О жено погибе священничество от рода христианска: того ради нужда да аз сам тя крещу» (Минеи четьи Макария, нояб. 5). Когда святой мученик Потит крестил царскую дочь, обоснование приведено такое же: (Минеи четьи, месяца июля в 1 день): «Ибо невозможно было в то время обрести иерея, все священники прятались от гонений». И бесчисленное количество нерукоположенных крестили, и сами крестились, о чем повествуют жития святых и Прологи.

Хотя Церковь в гонительные времена во многих местах и была без священства, она сохраняла ту же православную веру, как и при священниках, оставалась той же святой Церковью. Физическое уничтожение священства не приводит к гибели Церкви, потому что Церковь пребывает в собрании верных. Пока есть хоть один христианин, Церковь Христова остается на земле.

Вселенский учитель Иоанн Златоуст, в слове «О предста царица», так говорит о церкви: «Церковь бо не стены и покров есть, но вера и житие». И дальше: «Не стены церковныя, но законы церковныя». Маргарит, слово 10.

Преподобный Никон Черногорский пишет:

Стены соборной церкви есть правые учения, и предания божественных правил и святых апостолов… Антиохийские церкви многократно разрушались язычниками; законы же и предания божественных отец, и божественные правила пребывают неразрушимо во веки для соблюдающих их. (Тактикон, послание 22).

Так в прообразовательном новому ветхом законе, вера и церковь пребывала со святыми и в крайней нужде [Быт., 39. Ион., гл. 2. Паралип., гл. 34. Дан., гл. 3 и гл. 14]. С Ионой во чреве китове, с Манасией в медном воле, с плененными израильтянами в Вавилоне, без жертв, без видимых церквей. Так с Даниилом во рву, и с тремя отроками в печи, с верой (по слову Спасителя: идеже два или трие собраннии во имя Его, в таковой церкви Он пребывает) к Богу вопиющим: «Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши, и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою. Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты». И ниже: «ибо нет стыда уповающим на Тебя».

дпц что это такоеОсвящение закладного камня нового храма ДПЦ в Литве. Возглавляют чин освящения поморские наставники

После прекращения правительственных гонений, когда манифест 1905 года дал староверам свободу веры и уравнял в правах с прочими гражданами Империи, первый и второй Всероссийские соборы христиан-поморцев (1909 и 1912) закрепили сложившееся положение наставников в общине такой формулировкой:

Наставники, или духовные отцы, стоящие во главе христианских приходов, должны почитаться, как не имеющие священнослужительской степени, нерукоположенными пастырями Церкви.

Наши настоятели не имеют рукоположения. В бедствующее время Церковь скрывалась в пустыне, в горах и имела пастырей из простых иноков. У нас нет пастырей, облеченных священным саном, мы все равны в Церкви Христовой и наши духовные наставники не имеют духовного преимущества, происходящего от таинства священства. Когда христианина избирает народ на служение Церкви, он получает власть, происходящую не от таинства священства, но от народного избрания, ибо глас народа — глас Божий. Наши наставники не священники, а миряне, почтенные избранием на служение народу, составляющему церковь Христову, они не стоят выше мирян по таинству священства, но по избранию — стоят выше избравших их. В формулировке председателя 1-го Собора, наставники имеют ту же благодать Св. Духа, что и все христиане, и кроме того преемственное благословение на управление Церковью.

дпц что это такоеЧин брачного молитвословия у староверов-беспоповцев также совершает наставник

Порядок поставления Наставников, состоящий в избрании достойного лица народом и благословении избранного другими наставниками и его духовным отцом, идет из глубокой древности. Народное избрание являлось главным действием при возведении даже и в священный сан, само происхождение слова «хиротония» связано именно с избранием, как свидетельствует Иоанн Зонара:

Ныне (в XIII веке) хиротониею называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святаго Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку. А в древности и самое избрание называлось хиротониею. Ибо когда городскому народу дозволялось избирать архиереев, народ сходился, и одни желали одного, а другие другого. И так, дабы голос большего числа получил перевес, производившие избрание, говорят, протягивали руки и потом считали избирающих каждого. Желаемый большим числом почитаем был избранным на архиерейство. Отсюда и взято наименование хиротонии. Это наименование в том же смысле употребляли и отцы соборов, называя и избрание хиротониею. (Греч. 3-х толк. Кормч. на пр. 1 Свв. Апостол).

Отцы духовные избираются общиной. В начале XX века в общинах европейской России и в Северо-Западном крае держались такого порядка избрания:

О намеченном в духовные отцы сообщали его духовному отцу, и если он разрешал, предлагали его избрать общине. Избирали по большинству голосов, или, помолившись Богу, метанием жребия (Деяния Апост. зач. 2), согласно правил Св. Апостолов. Избранный таким образом, в присутствии еще двух отцов духовных, и при всей общине, получал благословение от отца духовного, место которого он заступал, давал обещание, что будет хранить своих прихожан по закону доброго отца, и, поцеловав Евангелие, приступал к службе. Новоблагословенный отец получал удостоверение об избрании с подписью трех отцов, в котором значилось, кто избран, кем благословлен и поставлен и на какое дело.

Сходный порядок находим и в «Выборе и благословении на степень отеческии в Литве» 1822 года (Хронограф Литовский). Наставники и миряне собираются к молитвенному дому и собрание вопрошается: «Знаете ли сего имярек и постоянство жития его?» Получив положительный ответ, задают следующий: «Желаете ли его быть вам за отца духовного?» В случае одобрения паствы, настоятель возглашает: «Глас Божии — глас народа; свыше благодать дается, буди по желанию вашему». Положив начал перед собранием, новоизбранный наставник вступает в свою должность.

При избрании и благословении наставников избранному и благословленному не сообщается какой-либо иерархической степени. Он как был простецом до избрания, так и после него остается простецом. Наставники не могут присвоить себе чего-либо из свойственного священнику или диакону — отсюда замена ектении в поморских молитвенных чинах пением «Господи помилуй» и пропуски священнических молитв. Тем не менее на них распространяются канонические ограничения, обязательные для священнослужителей. Наставником не может быть второбрачный, женившийся на вдове или имеющий иноверную жену. Он не может заниматься торговлей, охотой или вступать в мирские должности и проч. По духовной степени наставники простецы, а по избранию — стоят выше избравших, так как им вверяется управление в духовном отношении такими же простецами, согласно св. Писания.

дпц что это такое

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *